Какой зуб сделал кузнец из вальхаллы для бога хеймдалля

Обновлено: 05.07.2024

хеймдалль скандинавская мифология

Настанет день и поднимет богов на последнюю битву Круторогий. Белым асом зовут его, высокий и святой Асгарда страж.

Здравствуй, дорогой друг. Рад видеть тебя здесь. И это не просто приветствие для галочки. Мне действительно очень приятно когда читают мои записи.

Меня зовут Гаврилов Кирилл и это мой северный дневник Freinheim . Я увлекаюсь историей, мифологией и культурой средневековой Скандинавии. Наполняю свой дневник записями на интересные мне темы.

Рагнарёк

Рагнарёк — большое и значимое событие. Я называю его завершающей главой в скандинавской мифологии. Это несколько важных событий, заканчивающихся последней битвой на великой равнине Вигрид.

  • Подробно я рассказываю о них в этой записи — Рагнарёк — Гибель Богов — если тебе интересно, приглашаю почитать.

Когда начнётся Гибель Богов, Локи разорвёт свои ужасные путы и встанет во главе огромного войска великанов. Локи соберёт своих сородичей на борту гигантского Нагльфара — корабля из ногтей мертвецов и поведет великанов на последнюю битву к равнине Вигридр.

Рыжеволосый Локи и Хеймдалль

Долгой и тяжелой будет эта битва. Сойдутся в ней свет и тьма, Боги и чудовища. Сам Локи будет биться с Хеймдаллем Круторогим и оба они погибнут от ран смертельных, которые нанесут друг другу. Затем, посреди битвы, огненный великан Сурт, соберёт всю свою мощь и уничтожит всё живое. Так и погибнут боги. Так и кончится история Локи.

А на этом у меня все. Большое спасибо за то, что дочитал запись до конца. Надеюсь я смог рассказать тебе что-нибудь новое и интересное — это очень важно для меня. Чтобы всегда быть в курсе новых записей и событий, вступай в наше скромное сообщество вконтакте Freinheim . Все остальные записи и разделы моего дневника можешь найти в оглавлении .

Хочу поблагодарить Ольгу Левину за атмосферную серию работ на тему Локи. Если тебе тоже понравились её рисунки, приглашаю полюбоваться её остальными работами . В разделе северные арты я познакомлю тебя со многими интересными и талантливыми художниками и их работами.

Хеймдалль и Рагнарёк


Когда закончится великанская зима и обезумевший брат пойдет на брата. Когда великий волк Фенрир разорвёт свои цепи и пожрёт луну и солнце. Когда владыка огня Сурт двинет своё пламенное войско на Асгард.

Когда мировой змей Ёрмунганд выползет на сушу. А из царства смерти начнёт свой путь корабль Нагльфар и полчища мертвецов во главе с богиней Хель покинут свой мир.

  • О самом пророчестве Рагнарёк я обязательно расскажу тебе в другой записи, дорогой читатель.


Мифы и другие деяния Локи

  1. Первые люди — под именем Лодур, вместе с Одином и Хёниром, Локи сотворил первых людей Аска и Эмблу из прибитых к берегу деревьев.
  2. Великий строитель — безымянный великан, под видом каменщика, на спор строит стену для асов. Чтобы великан строитель не успел в срок и проиграл спор, Локи превращается в красивую кобылу и отвлекает великаньего коня по имени Свадильфари, который помогал таскать камни для стены. Строитель не успевает в срок и боги торжествуют, потому что им не нужно отдавать солнце и луну. А после этого, Локи рожает восьминогого жеребца Слейпнира будущего скакуна для своего побратима Одина.
  3. Сокровища богов — Локи крадет у жены Тора Сив, её великолепные волосы. Тор заставляет Локи вернуть их обратно, но это невозможно, ведь он украл их вместе с корнями. Поэтому Локи просит у подземных карликов сделать новые золотые волосы для Сив и затевает для этого большой спор между карликами-кузнецами. Спорят братья Синдри и Брокк против сыновей мастера Ивальди, за право называться лучшими мастерами во всех девяти мирах. В результате соревнования мастеров появляются такие известные сокровища богов как: Молот Тора Мьёльнир, Копьё Одина Гунгнир , Кольцо Одина Драупнир, Корабль Скидбладнир, Золотые волосы Сив и Золотой вепрь для Фрейра.
  4. Яблоки молодости — однажды, Локи попадает в плен к великану Тьяци. А в обмен за своё освобождение, заманивает для великана богиню Идунн хранительницу золотых яблок молодости в ловушку. Затем, сам же спасает её из великаньей пещеры. Великан Тьяци превращается в огромного орла и преследует Локи и Идунн. Но долетая до Асгарда сгорает в ловушке, которую подготовили для него предупреждённые боги.
  5. Рассмешить Скади — мстить за своего отца Тьяци, в Асгард приходит его дочь Скади. Чтобы избежать мести, она просит в мужья одного из богов, а затем просит её рассмешить. Чтобы рассмешить Скади, Локи привязывает козла к своей мошонке и играет с ним в перетягивание верёвки, дико крича и охая, а затем вообще падает Скади на колени. От этого она разражается громовым смехом и прощает убийство своего отца.
  6. Золото Андвари — Локи случайно убивает сына колдуна Хрейдмара, который прогуливался в облике выдры. Чтобы рассчитаться за убийство, скорбящий отец просит столько золота, чтобы можно было покрыть выдриную шкурку. Гору золотых сокровищ Локи находит у карлика Андвари. И отбирает их, чтобы расплатиться с Хрейдмаром. Еще этот миф называют проклятым золотом, и с ним связаны еще многие события скандинавской мифологии.
  7. Украшение Фрейи — превратившись в блоху, Локи крадёт ожерелье Фрейи Брисингамен. Хеймдалль бросается вдогонку. А после, Хеймдалль и Локи сражаются друг с другом в обличье тюленей, возле памятного камня Сингастейн.
  8. Свадьба Фрейи — Чтобы попасть в Ётунхейм и вернуть украденный молот у короля великанов Гейррёда, Локи переодевает Тора в невесту для Гейррёда, а сам превращается в её служанку.

Хулиган Локи режет волосы Сив

Локи крадёт волосы Сив

Рождение бога Локи

Однажды у великана Фарбаути и богини Лаувейи родился рыжеволосый мальчик, которого назвали Локи.

Рыжеволосый Локи после купания

Кроме Локи у Лаувейи были еще два сына. Это были великаны Бюлейст и Хельблинди. Но больше о них ничего не известно.

После рождения Локи, великан Фарбаути погиб и Лаувейя осталась одна с новорождённым ребёнком. Убитая горем мать подбросила Локи в Асгард, а сама рассталась с жизнью бросившись с утёса на скалы.

Главные боги

Кроме жён асов, в Асгарде живут еще одиннадцать богинь:

Боги и богини скандинавии мифология

Дети Локи

В начале времён Локи проводил много времени в стране великанов с великаншей Ангрбодой. Локи и Ангрбода родители трёх чудовищ:

    — богиня смерти и правительница мира мёртвых.
  1. Ёрмунганд — ядовитый морской змей. — огромный волк и убийца богов.

Кроме Ангрбоды, у Локи была другая женщина по имени Сигюн. Сигюн родила от Локи двух сыновей:

Рыжеволосый Локи и Фенрир

Локи верхом на Фенрире

Наказание Локи

После похорон Бальдра боги узнали, что именно Локи устроил роковое убийство. Боги поймали Локи вместе с женой Сигюн, сыновьями Нарви и Вали и заперли в подземной пещере. Жестокое наказание задумали боги для коварного Локи.

Мудрый Квасир, превратил маленького Вали в волка и тот насмерть загрыз своего брата. Из кишок растерзанного Нарви, сделали боги веревку и привязали Локи к большому камню. Скади — дочь погибшего по вине Локи великана Тьяци, повесила над лицом обманщика ядовитую змею, чтобы капал жгучий яд в его глаза. Так и оставили боги Локи до конца времён.

Каждый день стояла бедная Сигюн с большой чашей, над головой мужа и собирала капли яда, а когда она отходила чтобы выплеснуть наполненную чашу, Локи дико кричал и содрогался от боли, потому что огнём изливался яд в его глаза. Скандинавы верили, что именно дикие крики Локи — причина землетрясений.

Смерть Бальдра, послужила началом цепочки событий, которые приводят мир скандинавской мифологии к завершающей главе — Рагнарёку.

Кратко о Локи

Пункт для тех, кто не хочет много читать.

  1. Локи — бог огня и коварства. Один из главных персонажей скандинавской мифологии.
  2. Его считают главным злодеем, но на самом деле, Локи постоянно балансирует между добром и злом, совершая и хорошие и плохие поступки.
  3. Локи — самый популярный бог. Он участвует почти во всех мифах средневековой Скандинавии.
  4. Родители Локи — великан Фарбаути и богиня Лаувейя.
  5. Локи не приёмный сын Одина , а его названный брат. Они связаны древним обрядом побратимства.
  6. После многочисленных деяний в разных мифах и историях, Локи подстраивает убийство сына Одина — Бальдра. В наказание за это убийство, боги пожизненно приковывают Локи в пещере глубоко под землёй.
  7. Когда начинается конец света — Рагнарёк , Локи освобождается от оков и принимает участие в последней битве на стороне тьмы.
  8. В этой битве, Локи сражается с Хеймдаллем и оба они погибают от смертельных ран. Так заканчивается история бога огня.

Рыжеволосый Локи нянчит Слейпнира

Локи и восьминогий Слейпнир

Другие боги и младшие божества

Чтобы всегда быть в курсе новых записей и событий, вступай в наше сообщество Freinheim . А все остальные записи и разделы моего дневника можешь найти в оглавлении .

Запись украшают работы художников:

Кстати, о художниках, я очень люблю красивые и качественные арты рисунки и эскизы. Если ты тоже, то в разделе северные арты я познакомлю тебя со многими интересными и талантливыми художниками и их работами на тему средневекового севера.

Рыжеволосый Локи гладит Волка

Самый противоречивый персонаж скандинавской мифологии. Великий источник проблем во всех девяти мирах.

Здравствуй, уважаемый читатель. Рад видеть тебя здесь. Это не просто приветствие. Мне действительно очень приятно, когда читают мои записи. Меня зовут Гаврилов Кирилл . Я увлекаюсь историей, мифологией и культурой средневековой Скандинавии. Это мой «Северный Дневник» — Freinheim .

Сегодня я расскажу тебе о Локи Лаувейcоне. Мне помогут великолепные иллюстрации талантливой художницы из Санкт-Петербурга — Ольги Левиной . Интервью с Ольгой можешь почитать вот тут .

«Песнь о Велунде» – оригинальный эддический миф

В «Сказании о Велунде» говорится о том, что Велунд – сын конунга финнов и у него есть два брата – Эгиль и Слягфид. Это были могучие охотники, которые часто путешествовали по заснеженным просторам Скандинавского полуострова на лыжах. Далее в саге говорится о том, что братья осели в месте под названием Ульвдалир («волчьи долины» с древнескандинавского) у озера Ульвсъяр («волчье озеро»). Однажды на берегу этого озера братья увидели трех женщин, которые были оборотнями (могли превращаться в лебедей) и одновременно «жаждавшими битвы» валькириями. Братья взяли валькирий себе в жены.

Валькирия по имени Хлядгуд Сванхвит («лебяжьебелая» с древнескандинавского) досталась Слягфиду, она была дочерью конунга Хледвера (возможно, имеется ввиду конунг Хлодвиг). Эгиль взял в жены Эльрун, дочь Кьяра (вероятно – кесаря) из Валлянда (предположительно – Италия). Велунд взял себе Хервер Чудесную, которая также была дочерью Хледвера. Так они прожили семь зим, на восьмую зиму валькирии устали вести мирную жизнь и на девятую зиму покинули своих мужей. Эгиль и Слягфид отправились за ними, а Велунд остался, чтобы следить за хозяйством, кроме того, он полагал, что его жена вернется к нему.

Далее по сюжету «Песни о Велунде» конунг Нидуд узнает о том, что Велунд остался один в Ульвдалир (реально существующее место в Скандинавии) и отправляется со своими войнами, чтобы захватить его в плен, ведь Велунд – величайший из кузнецов. Проникнув в дом Велунда пока тот был на охоте, воины Нидуда увидели семьсот великолепных колец и забрали одно из них. По одной версии это кольцо жены Велунда (впоследствии Нидуд отдает это кольцо своей дочери Бедвильд и она становится супругой Велунда). Однако некоторые исследователи полагают, что это волшебное кольцо, артефакт, позволяющий Велунду летать (позже он поднимется в воздух, забрав кольцо у Бедвильд).

Велунд возвращается в дом, считается кольца и не находит одного. Потом засыпает, а проснувшись, обнаруживает себя связанным. Нидуд забирает меч Велунда, а своей дочери отдает его кольцо. По совету Бедвильд воины подрезают Велунду сухожилия под коленями, чтобы он не мог убежать от них и отомстить. Велунда оставляют на острове Севарстед, где он ковал оружие и ювелирные украшения, и посещать его мог лишь сам Нидуд. Но двое сыновей Нидуда проникли на остров и были очарованы хранящимися там сокровищами. Велунд знал, что они придут вновь, и когда они вернулись, он отсек им головы. Черепа он оправил серебром и послал их Нидуду, а глаза погибших – жене конунга. Из зубов сыновей Нидуда Велунд сделал «нагрудные пряжки» и отправил их Бедвильд.

Далее «Сказание о Велунде» рассказывает, что к кузнецу на остров Севарстед пришла дочь Нидуда, Бедвильд. Она принесла Велунду его кольцо, которое было повреждено. Велунд забрал кольцо, напоил пивом Бедвильд и взял ее в жены. Затем кузнец, смеясь, поднимается в воздух и улетает к Нидуду. Он все рассказывает конунгу, но прежде берет с него клятву, что тот не тронет его жену (теперь это – Бедвильд). Затем кузнец улетает, оставив конунга в горе и одиночестве. Нидуд призывает к себе Бедвильд, которая подтверждает, что носит дитя Велунда.

Локи в Асгарде

Жители Асгарда приняли Локи и воспитали как своего. С каждым годом Локи становился умнее и коварнее. Мудрый Один знал, что эту силу можно использовать в своих целях и решился на обряд побратимства с сыном Лаувейи, чтобы всегда чувствовать связь с Локи и легко следить за ним.

Рыжеволосый Локи и Один

Встали они в круг из насыпанной земли, порезали себе руки и кровью скрепили будущее братство. С тех пор именно таким способом скандинавы братались друг с другом.

Рыжеволосый Локи на фоне Асгарда

Боги и смена Дня и Ночи

Анализ легенды и трансформация образа Велунда

Многие исследователи полагают, что изначальная «Песнь о Велунде» могла отличаться от эддического варианта тем, что Велунд летает не благодаря каким-то магическим силам, а посредством крыльев, которые он сделал в кузнице (отсюда – вышеупомянутая аналогия с Дедалом). При этом из мифа видно, что для Велунда было важно, чтобы его наследник выжил, ведь после самого Нидуда он будет первым мужчиной в роду. Нидуд в саге именуется «владыка Ньяров», но до сих пор ни один скандинавовед не предложил однозначной гипотезы о том, кто такие Ньяры.

Важно отметить, что в двух фрагментах утраченной древнеанглийской поэмы (эти фрагменты принято называть «Вальдере») Велунд упоминается в качестве отца некоего Виттиха. При этом Виттих присутствует в работе «Гетика» историка Иордана. Многие связывают Виттиха с легендарным героем немецкого эпоса Дитрихом Бернским.

Также в Англии существует историческое место, которое называется Вейленд-смити («Wayland’s Smithy»), что в переводе означает «Кузница Велунда». Конструктивно «Кузница Велунда» представляет собой древний мегалитический курган, он расположен в Беркшире (сегодня этот район называется Оксфордшир). Исконное происхождение кургана неизвестно, невозможно даже точно определить дату строительства (точнее говоря, никто не проводил глубоких исследований). Известно, что «Кузницей Велунда» курган «обозвали» саксы. У них существовало поверье, что если вечером возле кургана оставить коня и монету, наутро конь будет подкован.

Кузница Велунда

Поздние английские мифы рассказывают о том, что Велунд выковал Экскалибур (меч Артура), Грам (меч Одина, а потом Сигмунда и Сигурда), Бальмунг (меч Зигфрида из «Песни о Нибелунгах»), а также множество других легендарных клинков (один из наиболее любопытных мечей назывался Мимунг). При этом существует миф, который утверждает, что наставником (возможно даже отцом) Велунда был сам Мимир, йотун-хранитель мудрости. Тем не менее, все это поздние саги, которые отстоят от оригинального мифа на сотни веков.

С приходом христианства на европейский Север, образ бога Велунда превратился из эпического в демонический. Во-первых, это связано с архетипичностью кузнечного ремесла, во-вторых, Велунд был князем альвов (эльфов), которых христиане недолюбливали, считая их «бесовским родом». В-третьих, это излюбленная методология христианских миссионеров: бога, которого нельзя уничтожить, вполне можно «переписать». Гете использовал образ Велунда, когда создавал Мефистофеля из «Фауста». Это очевидно, ведь в одной из сцен (Вальпургиева ночь) Мефистофель так и представляется – Воландом. Отсюда проистекает и знаменитый булгаковский образ. Кроме того, легенду о боге Велунде в своих работах использовали Шекспир («Сон в летнюю ночь») и Р. Киплинг («Сказки Старой Англии»). Сегодня этот яркий эпический образ не теряет своей популярности, хотя его истоки до сих пор не известны.


Кратко о Хеймдалле

Похороны Бальдра

Все провожали бога весны в последний путь. И боги, и звери, собрались проститься с Бальдром. Даже великаны Ётунхейма, позабыв все обиды пришли в тот день. Все скорбели по павшему Бальдру. Но больше всех скорбел Один, ибо знал он, что это только начало.

Положили боги тело Бальдра в его высокую и красивую ладью, и сложили погребальный костёр. Наина — жена Бальдра, не пережила смерти своего мужа, умерла от горя. Её положили рядом с мужем, вместе с конём и ценными вещами. Всеотец для любимого сына положил своё кольцо Драупнир. Так и проводили Бальдра в царство Хель и смирились с его смертью.

Все стояли молча, ни один не поднял глаз, кроме одного. Звали его Хермод, храбрый сын Одина. Вздохнули тяжело боги, дали ему восьминогого коня Слейпнира и проводили в дорогу. Два раза по девять ночей не было вестей от Хермода. Но с первым лучом нового дня он вернулся и всё рассказал.

Хель согласна отпустить Бальдра, но при единственном условии — пусть каждое живое существо будет плакать о смерти бога весны. Тогда послала гонцов Фригг, во все уголки девяти миров и все плакали о смерти Бальдра, кроме одного существа.

Кратко о скандинавских богах

Скандинавские боги предстают перед нами, не только как мудрые и всесильные вершители человеческих судеб, но и как обычные люди. Часто они совершают вполне человеческие ошибки, прибегают к обману, поступают подло и несправедливо, любят жестокость и смеются над чужими бедами.

Тор и великан Хрунгнир мифология боги скандинавские

Тор сражается с королём великанов Хрунгниром

Убийство Бальдра

А теперь, расскажу о событиях менее весёлых. Жил на свете красавец Бальдр — бог весны и красоты. Был он одним из сыновей Одина и все его очень любили. Но несчастен был сам Бальдр, по ночам снились ему кошмары, про смерть своего отца, про большого волка и змея, про войско великанов и гибель миров.

Тревожило это родителей Бальдра — Одина и Фригг. Они хотели избавить своего сына от этих мрачных снов, да только как, не знали. Нужно было спросить совета у знающего человека и человек такой был. Давным-давно, жила всезнающая провидица Вёльва, но только умерла много лет назад, а могила её находилась на самом краю света.

Решил Всеотец, что только провидица расскажет правду о тревожных снах и отправился в дальнюю дорогу. Долго скакал Один по заснеженным тропам, заросшим пещерам и высоким горам, долго искал скрытую могилу среди древних курганов, долго возвращал провидицу из мира мёртвых.

От мёртвой провидицы Вёльвы Один узнал, что скорая смерть ждёт Бальдра, а сны его это будущее недалёкое и ничто не поможет ему — судьба у него такая. Вернулся домой отец богов сердитый и с плохими вестями. Но Фригг, как и любая мать, не захотела мириться с такой участью для своего любимого сына, решила спасти его от смерти надвигающейся, защитить от когтистой руки богини смерти.

Обошла любящая мать все девять миров и взяла клятву со всех живых существ, растений и животных, болезней и недугов. Все поклялись не причинять Бальдру зла, да только упустила Фригг, маленькую веточку омелы. Что растёт неподалёку от Вальхаллы.

Рыжеволосый Локи и Бальдр

Целый день развлекались боги. Кидали и стучали по Бальдру всяким оружием. Копья ломались, мечи тупились, молоты и камни рассыпались — ничто не могло причинить вред Бальдру. Все радовались такому счастью и праздновали. Наш любимый Бальдр — бессмертный.

Только двое не радовались происходящему: стоявший в тени Локи и слепой брат Бальдра Хёд. Локи не нравилась такая несправедливость, ведь кому умереть суждено должен умереть, нельзя обманывать судьбу. Хёд не разделял общей радости, потому что не видел, что происходит и чему все так радуются.

Пошёл Локи в лес,срезал молоденькую веточку омелы и сделал из неё стрелу. Затем Локи положил стрелу в руки слепому Хёду и достал большой лук. Вот и для Хёда пришло время повеселиться вместе с остальными, проверить своего Брата на прочность и вдоволь посмеяться. Направил Локи руки слепого бога и сказал, когда нужно стрелять. Хёд убил своего брата, хоть сам и не хотел, а Локи куда-то исчез. В Асгарде началась великая скорбь.

Хеймдалль и его роль

Немного отвлечёмся. Если ты путаешься в мирах, богах, богинях и существах скандинавской мифологии. Я хочу предложить тебе краткие удобные списки с небольшими описаниями. Я бережно составил их для твоего удобства.

  • Моя бабка рассказывала что слышит Хеймдалль как плавают в море рыбы и как моллюск формирует жемчуг. А еще, видит он как волосы начинают расти на новорожденном ребёнке.

Ни Днём, ни ночью не сходит со своего поста Хеймдалль. Охраняет асов покой от великанов Ётунов и прочих чудовищ.


Еще немного о Хеймдалле

А на этом у меня все. Большое спасибо за то, что дочитал запись до конца. Надеюсь я смог рассказать тебе что-нибудь новое и интересное — это очень важно для меня. Если понравилось — заглядывай ко мне почаще.

Запись украшают работы художников:

Кстати, о художниках, я очень люблю красивые и качественные арты рисунки и эскизы. Если ты тоже, то в разделе Северные арты я познакомлю тебя со многими интересными и талантливыми художниками и их работами на тему средневекового севера.

Чтобы всегда быть в курсе новых записей и событий, вступай в наше сообщество Freinheim . Только тебя и ждём. А все остальные записи и разделы моего дневника можешь найти в оглавлении .

Велунд

В скандинавской и англо-саксонской мифологии Велунд – это эпический персонаж с явными чертами бога. До нас дошел лишь один эддический текст, повествующий о данном герое, это «Песнь о Велунде» (ее также иногда называют «Сказание о Велунде»), которая входит в состав «Старшей Эдды» (раздел «Песни о героях»). При этом в «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона нет упоминаний о боге Велунде, в чем многие исследователи не видят ничего удивительного.

Очевидно, дело в том, что кузнец Велунд действительно был одним из древнейших и наиболее почитаемых богов у скандинавов и западногерманских племен. На основании лингвистического анализа скандинавоведы сделали вывод о том, что «Песнь о Велунде» является наиболее древней эддической поэмой. При этом поэма имеет два пласта – изначальный (сюжет о кузнеце-колдуне Велунде) и появившийся много позже (сюжет о валькириях). Оригинальный вариант мифа так и не удалось восстановить, но многие исследователи (в частности – М.А. Стеблин-Каменский) полагают, что христианские миссионеры стремились искоренить этот образ. Вот почему у Стурлусона (который был христианином) мы не находим «Сказания о Велунде». Более того, в поздних христианских текстах Велунд приобретает «бесовские» черты и в результате становится персонификацией дьявола.

Кроме «Старшей Эдды», бог Велунд также упоминается в «Саге о Гидреке», которая очевидно имеет более древнюю, но, к сожалению, несохранившуюся поэтическую основу. Поэма «Сетование Деора» также включает в себя упоминания Велунда. При этом зачастую бога Велунда в его ипостаси волшебного кузнеца часто ассоциируют с греческим богом-кузнецом Гефестом (который, как известно, был хромым, что также сближает его с Велундом). Кроме того, многие исследователи видят в «Песне о Велунде» отсылки к мифу о Дедале, в пользу этой теории говорит тот факт, что в одном из древненорвежских текстов знаменитый дедаловский лабиринт называется «Домом Велунда».

Но почему Велунда считают богом, хотя в оригинальном мифе (который будет представлен ниже) его не относят к данной категории? Первое – аналогия с Гефестом, оба – кузнецы, оба – покалечены. Некоторые исследователи полагают, что этот миф родился из обычая калечить кузнецов, чтобы они не смогли перейти на сторону противника. Однако более логичным выглядит другой вариант: покалеченный в бою воин, который больше не принимал участия в сражениях, вполне мог реализоваться в роли кузнеца. Второй момент – творческое начало. Велунд создает вещи из различных металлов, не только оружие, но и украшения. Он – Творец. Здесь уместно провести аналогию со славянским Сварогом, который был богом-кузнецом, создавшим мир. Третий нюанс – в «Сказании о Велунде» говорится, что он владыка (князь) альвов. Неясно, о темных или светлых альвах идет речь, но очевидно, что подобный персонаж должен быть облечен в божественные черты. При этом логичнее предположить, что Велунд – бог темных альвов, ведь именно цверги (карлы) у скандинавов считались лучшими оружейными и ювелирными мастерами.

Кроме того, нельзя забывать, что в древности кузнец считался колдуном, магом. Ведь он преображал металлы, почти магическим образом создавал из бесформенного материала вещи невиданной красоты. Кузнец при этом вполне мог ассоциироваться с «нижним», подземным миром.

Читайте также: