Какой советский художник первым предложил для оформления первомайских праздников серп и молот 9 букв

Обновлено: 05.07.2024

Личность его мало того, что малоизвестна, она еще и загадочна. Но в этой таинственности стоит попытаться найти ответ на глубинные истоки и смыслы самого символа, созданного художником в 33-летнем возрасте.

Родился в зажиточной и очень религиозной семье, сдававшей в наем дачные дома в подмосковном Пушкино. Детская страсть к рисованию привела Евгения Ивановича в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он учился в 1904 – 1912 годах. Камзолкин — член Общества Леонардо да Винчи (1906) и Московского Салона (1910). В училище ему пророчили большое будущее В. Серов, А. Архипов, К. Коровин, П. Корин. Но Евгений Иванович всю жизнь жил уединенно и загадочно. Во время учебы он не просто увлекается искусством Древнего Египта, Ассирии и Вавилонии, но считался широко эрудированным и подлинным знатоком вопроса, что признавал его друг, такой авторитет, как Николай Альбертович Кун (1877 – 1940), автор популярной книги «Легенды и мифы Древней Греции» (1922). Художник много и плодотворно работал над так называемым египетским циклом своих живописных полотен. Известны картины того периода — «В битву», «Пир у царя Ассирийского», «Во имя Рамзеса», «Египтянка». Египет и Месопотамия в 1910 – 1920 годах оставались главной темой его творчества. Эти работы имели успех у публики и высоко ценились художественными критиками.

С 1918 по 1922 годы Е.И.Камзолкин - главный художник театра Замоскворецкого Совета рабочих и красноармейских депутатов. Здесь, в пустом зале, накануне 1 мая 1918 года он рисует символ мирного труда - перекрещивающиеся Серп и Молот. Большой русский художник Сергей Васильевич Герасимов засвидетельствовал миг рождения этого великого русского символа, :
«Стоящий рядом со мной Евгений Камзолкин, задумавшись, сказал:
— А что если попробовать такую символику? — При этом он стал ходить по холсту. — Вот так изобразить серп — это будет крестьянство, а внутри молот — это будет рабочий класс.

Символ смычки рабочих и крестьян был в тот же день послан из Замоскворечья в Моссовет — и все другие эскизы были сразу же отвергнуты: молот с наковальней, плуг с мечом, коса с гаечным ключом.

Вот такими и перенесли серп и молот на государственный герб РСФСР художники А. Н. Лео и Н. А. Андреев, а затем и на государственный герб СССР — художник И. И. Дубасов.

К сожалению, имя автора символа вскоре забылось. Лишь к 30-летию Великого Октября в 1947 году любознательные журналисты разыскали его в подмосковном городе Пушкино в скромном бревенчатом домике с березами под окном. "Конечно, эту эмблему я рассматривал только как связанную с украшением первомайского праздника, — объяснял Евгений Иванович. — У меня и в мыслях не было, что впоследствии эмблема войдет в наш государственный герб как символ народной власти. "»

Евгений Камзолкин активно участвовал в художественной жизни страны. Исполнил панно "Мартеновский цех (масло, 1923) для 1-й Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве. В последующие годы писал тематические картины и пейзажи. В 1935-36 принимал участие в работе над проектом оформления ж.-д. вокзала Новосибирск- Главный. В 1921 году состоял на службе в отделе народного образования Моссовета в должности инструктора по рисованию детской колонии «Лесной городок». В 40­-х годах Евгений Иванович отдал свою мастерскую под детскую музыкальную школу №1 и шефствовал над ней до конца жизни. Автор брошюры "Рабочий и крестьянский театр" (1919). Персональные выставки его произведений состоялись в 1938 и 1950 (Москва), 1965 (Пушкино). В 1983 в Пушкино была открыта мемориальная комната Е.И.Камзолкина.

После Великой Октябрьской социалистической революции Советская республика не имела собственных официальных символов. 24 января 1918 года секретарь Совнаркома Н. П. Горбунов поднял вопрос о необходимости создания новой государственной символики. Серп и молот фигурировали в качестве основных символов во многих работах. Но идея именно скрещенного их расположения пришла художнику Замоскворецкого театра Совета рабочих и крестьянских депутатов Евгению Ивановичу Камзолкину. В апреле 1918 года он работал над оформлением к празднику Первого Мая. Скрещенные серп и молот отображали в символической форме единство рабочих и крестьян в их мирном созидательном труде.

О том, как рождалась легенда, засвидетельствовал в своих воспоминаниях художник С.В. Герасимов – впоследствии народный художник и первый секретарь Союза художников СССР:

Лаконичный и наполненный динамикой рисунок оказался настолько удачным, что в тот же день его отправили в Моссовет. Именно этот рисунок стал основой для дальнейшей работы над государственными символами.

10 июля 1918 года на заключительном заседании 5-й Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов принял Конституцию РСФСР, которая официально утверждала герб республики. Скрещенные серп и молот перенесли на Государственный герб РСФСР художники А. Н. Лео и Н. А. Андреев.

Вместе с красной звездой серп и молот появились на флаге и Гербе СССР (автор - художник И.И. Дубасов) в 1923 году, а в 1924 году символ был прописан в Конституции СССР. Серп и молот помещался также на флагах и гербах советских республик.

Серп и молот воспроизводились на печатях, официальных документах, униформе Красной Армии, на зданиях некоторых государственных предприятий, учреждений, организаций, транспортных средствах, денежных знаках, трибуне Верховного Совета СССР, трибунах Верховных Советов союзных и автономных республик, на зданиях Советов депутатов трудящихся, на важнейших печатных изданиях, а также на ряде орденов и медалей СССР, нагрудных знаках и т. д.

В настоящее время серп и молот широко используются в качестве символики коммунистических партий и движений.

Кто автор главного символа СССР История, Серп и молот, СССР, Длиннопост, Камзолкин, 1 мая, Текст, Опоздал на день

19 февраля 1885 года в семье московского купца Ивана Васильевича Камзолкина родился сын Евгений, будущий русский и советский художник. Нельзя сказать, что имя Камзолкина известно широким кругам, однако художник оставил заметный след в мировой истории: Евгений Иванович — автор легендарной эмблемы, символа Советской России, а позже Союза Советских Социалистических Республик — скрещенных серпа и молота.

Ныне в краеведческом музее Пушкино имеется экспозиция, посвящённая Евгению Ивановичу Камзолкину и истории рождения знаменитого символа. Из рукописных воспоминаний художника, хранящихся в музее, можно подробнее узнать, как рождалась легенда.

Камзолкин создал бригаду из четырех живописцев, пригласив своих друзей по училищу: Сергея Герасимова, Николая Чернышева, Дмитрия Соболева.

А вот как описал рождение легендарной эмблемы Сергей Герасимов, будущий первый секретарь Союза художников СССР, народный художник СССР:

Евгений Иванович даже не представлял какое значение будет иметь этот символ:

Творческий поиск происходил 29 апреля 1918 года, а уже 1 мая на Серпуховской площади полыхали огромные красные флаги, в верхней части которых красовались золотые скрещенные серп и молот. Новая эмблема получилась настолько удачной, что в июле 1918 года Всероссийский съезд Советов утвердил её как государственную.

Дубликаты не найдены


Лига историков

8K поста 35.2K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)

Для читателей

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Спасибо - не задумывался как-то раньше над этим.

какой только фигни нет в юникоде.

по теме: символ пиздат! :D

За сколько комментариев диалоги в комментариях деградируют до выяснения русско-украинских отношений?
И десяти достаточно!
Давайте уважать друг друга?

Иллюстрация к комментарию

Иллюстрация к комментарию

Иллюстрация к комментарию

Иллюстрация к комментарию

Иллюстрация к комментарию

. ну а что до нагрудных знаков и шевронов РСФСР - то опять-же практически все они для национальных азиатских частей (бурятских, калмыцких и т.д.) - поэтому и помещался традиционный буддийский символ в качестве регионального отличительного знака

Иллюстрация к комментарию

Керенки, это известный факт

Иллюстрация к комментарию

а что диссонансного? ссср и вермахт сотрудничали в 30хх, подготавливали кадры вместе, оттуда наверное и медальки.

Всё намного проще - звезда на немцах - это "Военная медаль" Османской империи (Галлиполийская звезда). Турция была союзником Германии в ПМВ, отсюда и награды.

А свастика в Красной Армии, если присмотреться к приказу, была установлена для калмыцких частей, что вполне естественно.

И, кстати, кадры СССР и Германия вместе готовили в 20-х - начале 30-х годов, когда вермахта ещё и в помине не было.

я не очень силен в терминологии, знаю, что кадры готовили.

Там наготовили с гулькин хрен - 30 танкистов и 120 лётчиков. Советских курсантов было намного больше.

P.S. До 1935 г. вооружённые силы Германии назывались, как здесь уже верно подметили, рейхсвер.

которые потом обучали кадровых военных уже на своей территории, если я не ошибаюсь.

Вряд ли за год (столько длилось обучение) можно стать хорошим преподавателем

если других нет, то это хоть что-то.

Во-первых, не вермахт, а рейхсвер. Во-вторых, это турецкая военная медаль 1915 года (железный полумесяц).

Иллюстрация к комментарию

Ну тогда гитлар взял бы звезду, так как интернационал-социалисты такое же говно как национал-социалисты.

Это - молот, это - серп,

это наш советский герб!

Хочешь сей, а хочешь куй,

все равно получишь. деньги :)

Так лучше отражается вся суть символа.

Иллюстрация к комментарию

Йоптваюмать,и тут уже понабежали.Суть твоего мозга лучше всего отображается так.

Иллюстрация к комментарию

Иллюстрация к комментарию

Я родился в Советском Союзе.Ты,хохол,скорее всего - родился позже,но тем не менее,тебе стоило бы помнить свою историю.Но ты же из нации-проститутки,вы хотите избавиться от всего советского,но избавляетесь только от символики,а вот от промышленности и всего полезного,что дал вам Союз - не хотите,нация лицемерных ублюдков.И нет,это не я совкодрочер - это ты - дерьмо,лишённое памяти,про таких говорят - Иван,родства непомнящий.

Боже, сейчас бы вестись на такой очевидный вброс

Иллюстрация к комментарию

Тело краснопёрое, ты хоть бы взглянуло на некоторые мои посты, прежде чем орать про хохлов.

Кстате об т.н. "украинцах".

ЭТО ВАШ ЕБУЧИЙ СОВОК ПОДНЯЛ МАРГИНАЛЬНУЮ ИДЕЮ УКРАИНСТВА ИЗ СТОЧНОЙ КАНАВЫ И ПОДНЯЛ ЕЁ ДО ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЫСОТ.

И это вы, совкодрочеры, мажете говном всю русскую историю до 1917 года. Выстрел авроры для вас "большой взрыв", до которого вообще ничего не было.

Так что кто тут "Иван,родства непомнящий" даже думать не надо.

Иллюстрация к комментарию

Ааааа. господи,уж прости,что не разбираюсь в сортах говна,ты не хохол - ты мамкин Ымперец)Фанат идеи белого офицерства,царской России и прочих прелестей.Только ымперцы обычно забывают ту маленькую деталь,что при царе были бы холопами и люто фапали бы на большевиков.И нет,солнышко,я совсем не краснопёрый,я правнук так любимого тобой - белого офицера,просто в отличии от тебя - у меня есть мозги и я понимаю,что революция была необходима.

но про то, что это СССР сам взрастил на территории Украины украинца -- факт. к сожалению и население заставляли говорить, и книги издавались непонятно на каком диалекте и телевидение на нем вещало.

Да с этим то я и не спорю,я в курсе,кто создал это чудовище.Хотя,в свете этого - всегда забавно,что хохлы борются по факту со своим создателем.

они не знают об этом, а если начинаешь им об этом говорить, то вы_фсё_врёти.jpg

Знают,мне кажется там просто тупо массовый психоз на уровне целого государства.Как будто шоры на глаза опущены.

а это существенная разница? мы не можем влезть в идеальный мир каждого хохла, но в объективном вы_фсё_врёти.jpg

Да и хер с ними,честно - что творится в их головах меня уже давно не волнует)

"при царе были бы холопами"

ахахаха. когда совок не может в историю и жрёт сладкий хлебушек, произведённый в 19 веке, а ты смотришь на него из своего 191х и охуеваешь.

Ну думаю твой прадед прогнал бы тебя через строй и не поморщился.

И бабка лиза из своей бриташки пришедшей постепенно к парламентарной монархиии без гулагов и голода смотрит на тебя как на г%вно.

Ну конечно - тебя бы непременно сразу бы пожаловали дворянством и сделали генералом,дебила кусок)

Мой прадед едва ли прогонял бы меня через строй,он перешёл на сторону большевиков,так как у него у тоже были мозги.Ты по ходу с ратибором из одной песочницы,тоже тут бегает - агитирует за царя-батюшку и прочие прелести)

У, значит калмунизмом всё таки обмазался и правнук его продолжает сие славное действо и даже внутрь принимать начал.

Ну чтож продолжай наяривать на великую (((русскую))) революцию.

Иллюстрация к комментарию

Да-да,я в курсе,что там одни евреи,вот только для страны эти евреи сделали куда больше,чем тру-русский Николашка и его приблядки,а про одного грузина,который привёл страну к победе в войне и вовсе промолчу,поберегу твою имперскую попу от полыхания,по твоему то безвольный кусок говна - Николашка привёл бы страну к победе. а,стоп,нет,не привёл бы,у них же отрекаться от престола принято,так уж у монархистов повелось(

https://www.youtube.com/watch?v=NFVE6xsQI_U
не совсем все евреи (хотя какая разница? если бы в паспорте была графа "национальность", я бы взял космополита), там он один. Троцкий.

Ну,будем объективны - там 90% верхушки - евреи.Когда то даже искал инфу на эту тему,убедился.

За достоверность источника - не ручаюсь,но выборочно проверял нескольких - оказались евреями.

Совет народных комиссаров:

1 Председатель СНК Ленин (Ульянов) - русский

2 Комиссар по иностранным делам Чичерин - русский

3 Комиссар по делам национальностей Сталин (Джугашвили) - грузин

4 Комиссар земледелия Прошьян - армянин

5 Комиссар армии и флота Троцкий (Бронштейн) - еврей

6 Председатель высшего экономического совета Ларин (Лурье) - еврей

7 Комиссар по восстановлению Шлихтер еврей

8 Комиссар госземель Кауфман -еврей

9 Комиссар госконтроля Ландер - еврей

10 Комиссар общественных работ Шмидт В. - еврей

11 Комиссар социального призрения Лилина (Книгиссен) - еврейка

12 Комиссар народного посвящения Луначарский (Баилих) - еврей

13 Комиссар вероисповеданий Шпицберг - еврей

14 Комиссар общественной гигиены Анвельт - еврей

15 Комиссар внутренних дел Зиновьев (Апфельбаум) - еврей

16 Комиссар финансов Гуковский - еврей

17 Комиссар печати Володарский (Коган) - еврей

18 Комиссар по делам выборов Урицкий - еврей

19 Комиссар юстиции Штейнберг - еврей

20 Комиссар по делам эвакуации Шегинтейн - еврей

21 его помощники:

Ведущие послереволюционные журналисты

1 Газеты "Правда", "Известия", "Финансы и народное хозяйство":

Динн, Бергман, Даманат, Брансон А.,Торберг А., Голин И. В., Битнер, Альперович Е., Клейзнер, Стеклов (Нахамкес), Цигер (Ильин), Гроссман (Рощин), Лурье (Румянцев) - евреи

Горький М. - русский

2 Газета "Знамя труда":

Штейнберг, Ландер, Ярославский (Губельман), Эфрон, Шумахер, Левин, Биллин, Давидсон - евреи

Горький М. - русский

3 Газета "Воля труда":

Закс, Кац В., Полянский - евреи

Горький М. - русский

4 "Торгово-промышленная газета":

Коган, Бернштейн, Гольдберг, Гольдман, Розенберг В., Рафалович, Громан, Кулишер, Славенсон, Галлер И., Гахман, Шушман, Бастель Н., Пресс А., Мох А., Эмансон А. С. - евреи

ВСНХ (Высший Совет Народного Хозяйства)

Председатель ВСНХ в Москве Рыков - русский

Председатель Петроградского СНХ Эйсмонт - еврей

Заместитель председателя Петроградского СНХ Ландерман - еврей

Директор Петроградского СНХ Кренис - еврей

Заместитель председателя СНХ в Москве Кравиков - еврей

Директор ВСНХ Шотман А. - еврей

его помощница Хайкина - еврейка

Начальник секции востановления Кашвальтер - еврей

Наблюдающий за "восстановлением" Розенберг Н.А. - еврей

его помощник Сандич - еврей

Председатель комитета масляного производства Тавриц - еврей

Председатель комитета рыболовства Кламмер - еврей

Председатель угольной секции Ротенберг - еврей

Председатель транспортной секции Хирзян - армянин

его помощник Шлемов - еврей

Председатель металургической секции Альперович - еврей

Что бы не быть голословным.

Насчёт остальных не знаю, но СНК вы похоже взяли из книги "Евреи в России и СССР" власовца Андрея Дикого.

Другим методом махинаций является изобретение ряда никогда не существовавших наркоматов. Так, Андреем Диким в списке наркоматов упомянуты никогда не существовавшие наркоматы по культам, по выборам, по беженцам, по гигиене. Володарский упомянут как нарком печати; на самом деле он действительно был комиссаром печати, пропаганды и агитации, но не народным комиссаром, членом СНК (то есть фактически правительства), а комиссаром Союза северных коммун (областного объединения Советов), активным проводником большевистского Декрета о печати.

Ряду лиц произвольно приписано еврейство, например, русскому дворянину Луначарскому А. В., эстонцу Анвельту Я. Я., обрусевшим немцам Шмидту В. В., Ландеру К. И., Шлихтеру А. Г. и др.

Некоторые лица вообще вымышлены: Шпицберг (возможно, имеется в виду следователь VIII ликвидационного отдела Наркомюста Шпицберг И. А., прославившийся своей агрессивной атеистической позицией), Лилина-Книгиссен (возможно, имеется в виду актриса Лилина М. П., в правительство никогда не входившая, или Лилина (Бернштейн) З. И., в СНК также не входившая, но работавшая завотделом народного образования при исполкоме Петросовета), Кауфман (возможно, имеется в виду кадет Кауфман А. А., по некоторым источникам, привлекавшийся большевиками как эксперт при разработке земельной реформы, но в Совнарком никогда не входивший).

Родился в семье московского купца Ивана Васильевича Камзолкина. В 1904—1912 гг. обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Архипова и Н. Касаткина.

Участник Международной фотографической выставки 1907 года в Турине (фотоработы «Ветка ореха», «Мухомор» и «Лесной вид»). Член Общества Леонардо да Винчи (1906) и Московского салона (1910).

Правильный ответ: изображениями серпа и молота.

В живописи особое место занимает египетский цикл — «В битву», «Пир у царя Ассирийского», «Во имя Рамзеса», «Египтянка».

В 1918 г. первым предложил символ «Серп и молот» для оформления Замоскворецкого района Москвы к Первомайским торжествам.

После Октябрьской революции служил в театре Замоскворецкого Совета рабочих и крестьянских депутатов, автор декораций ко многим спектаклям, в том числе «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого, «Девичий переполох» И. В. Шпажинского, «Разбойники» Ф. Шиллера, «Уриэль Акоста» К. Ф. Гуцкова, «Укрощение строптивой» У. Шекспира. Автор панно «Мартеновский цех» (1923 г.) для Первой Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве.

В 1923 г. — один из учредителей общества художников «Жар-цвет», в которое вошли М. В. Добужинский, Н. Е. Лансере, Е. С. Кругликова, К. С. Петров-Водкин и другие.

Член Русского фотографического общества и Союза советских художников Москвы, являясь действительным его членом, участвовал более чем в 50 художественных выставках, в том числе в 2 персональных — в 1938 и 1950 гг.

С 1920-х гг. проживал в г. Пушкино.

В 1920 г. преподавал прикладное искусство в Пушкинской музыкально-художественной трудовой колонии им. А. В. Луначарского.

В 1921 г. — инструктор по рисованию детской колонии «Лесной городок».

В 1935—1936 гг. участвовал в проекте оформления вокзала железнодорожной станции Новосибирск- Главный.

В 1940-х г. Е. И. Камзолкин безвозмездно передал свою мастерскую под детскую музыкальную школу № 1. Умер 19 марта 1957 г., похоронен на Кавезинском кладбище (г. Пушкино).

Картины Е. И. Камзолкина находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина, музея-усадьбы Мураново имени Ф.И Тютчева, Краеведческого музея г. Пушкино Московской области.

Читайте также: