Какой город в гта 4

Обновлено: 15.05.2024

То, о чём мечтали большевики, наконец, свершилось! Всем пессимистам назло, Grand Theft Auto 4 всё-таки анонсирована на ПК и выйдет уже в ноябре этого года, на месяц раньше, чем прошлая игра серии, GTA: San Andreas. А пока поклонники сериала затаились в ожидании желанного релиза, мы приготовили большой рассказ о Xbox 360-версии: для тех, кто ценит своё время и хочет из первых рук узнать, чего стоит ожидать от игры, а чего - нет.

Главной интригой рекламной кампании четвертой GTA, заметно оживившей русскоязычное комьюнити, стала сильно развитая "русская тема" в игре. Во внешности главного героя фанаты сразу нашли черты Владимира Машкова, раструбив на весь интернет о "славянском пацане". Подкрепил подозрения и трейлер, в котором играла песня "Кинг Ринг", - случай для западных игр почти беспрецедентный. Последней каплей стал анонс саундтрека, включавшего полноценную русскую радиостанцию "Vladivostok FM", где наравне с сомнительными группами вроде "Зверей" и "Ранеток" играют, например, Сергей Шнуров, Виктор Цой и "Сплин". Так что в России GTA 4 ждали как никогда сильно - даже, несмотря на то, что в лаконичном списке платформ отсутствовал персональный компьютер.

Grand Theft Auto 4

Знакомьтесь, Нико Беллик. 30 лет, холост. Подозревается в серийных убийствах, массовом угоне автомобилей и дурном вкусе.

Grand Theft Auto 4

Главное нововведение боевой системы - возможность использования укрытий на манер Gears of War.

Именно отсюда, из замызганной квартирке в русском квартале Либерти Сити, мы начинаем своё восхождение к вершинам. "We gonna own this motherfucking city!", - похабно заливается певец Серёга в эксклюзивном треке "Liberty City Invasion". Но нам решительно нет до него дела - ведь в квартирке обнаруживается телевизор, и неподготовленный игрок может надолго увлечься местными пародийными телешоу - настолько они уморительны. Например, в передаче "Я богат!" двое ведущих завистливо смакуют прелести гламурной жизни знаменитостей Либерти Сити, попутно издеваясь над ними изо всех сил. "Эта блондинка носит у себя в трусах крошечную чихуа-хуа!", - хихикает ведущая. "Зачем иметь две спортивных машины, если можно купить четырнадцать? Или пятнадцать, или шестнадцать! Этот парень может позволить себе всё!", - радостно вторит ей коллега. И это мы ещё ни слова не сказали о пародийном мультсериале "Республиканские космические рейнджеры" и топовом реалити-шоу "Ты - шлюха!" (на отечественном ТВ подобный проект почему-то назывался "Ты - супермодель!").

Grand Theft Auto 4

Интерфейс стремится к минимализму - полоска брони и здоровья разместились вокруг радра. И да - гранаты теперь можно кидать на ходу.

Вдоволь попереключав каналы, мы, наконец, спускаемся к выходу на улицу: Нико отталкивает дверь и она распахивается. Перед нами - Либерти Сити. Никаких экранов "Loading" - квартиры и внутренности домов теперь являются неотъемлемыми частями города. Города, который живёт своей жизнью. Каждый пешеход занят своим делом: кто-то несёт покупки из супермаркета, кто-то говорит по мобильнику, а кто-то просто сидит на скамейке и читает газету. Можно толкнуть зазевавшегося незнакомца, и он уронит сумки на асфальт, покрыв главного героя отборным матом (в некоторых случаях - отборным русским матом). Едва выйдя на улицу, понимаешь, как потрясающе проработан окружающий мир: улицы наполнились тысячами мелких объектов и каждый из них подчиняется законами физики. Движок Euphoria работает великолепно: толкнув мусорный бачок, мы увидим, как он медленно упадёт, с него слетит крышка, а содержимое высыплется наружу. Такие незначительные мелочи придают игроку необъяснимое желание исследования - как бы банально это ни звучало, в Либерти Сити действительно хочется жить. Rockstar сделали город, в котором можно просто ходить по улицам, любуясь воссозданным до мелочей Нью-Йорком, проводя забавные эксперименты над прохожими и лазая по крышам домов. В конце концов, можно просто наплевать на сюжетные миссии, угнать машину подороже, включить погромче радио "Vladivostok FM" и рвануть куда-нибудь на побережье - встречать ослепительно красивый закат.

Grand Theft Auto 4

Вода выглядит великолепно, а рассекать её на катерах - одно удовольствие.

Да, графику GTA 4 и фирменный движок R.A.G.E. можно сколько угодно ругать за посредственные модели персонажей, плоские пятна света от ночных фонарей и светофоров и сомнительного качества текстуры, но, честно говоря, не хочется. Освещение великолепно: каждый объект в игре отбрасывает тень и отражает солнечный свет, а по длине теней можно довольно точно определить игровое время, которое по-прежнему движется в 60 раз быстрее обычного. Погодные эффекты и взрывы просто не имеют равных, а транспортные средства отлично детализированы и не стесняются близких ракурсов камеры.

Grand Theft Auto 4

Статую Свободы поспешно переименовали в Статую Счастья и вручили ей в руку бану спрайта, простите, Спранка.

Устав от пешей прогулки, мы решаемся опробовать в действии одну из машин, припаркованных неподалёку. Дёрнув ручку и осознав, что автомобиль заперт, Нико воровато оглядывается и локтём выбивает стекло, открывая дверь изнутри. Пара секунд возни с проводами, и мы вольны ехать куда угодно. Физика автомобилей серьёзно изменилось - к каждому средству передвижения нужно привыкать, хотя управлять по-прежнему легче всего спортивными машинами и джипами. К счастью, к четвёртой части разработчики наконец-то наплевали на условности: машины теперь настолько похожи на реально существующие прототипы, насколько это вообще возможно без нарушения лицензии. А именно благодаря отсутствию этой самой лицензии, в GTA 4 имеет место быть реалистичная модель повреждений: кузов деформируется при ударах, оставляя огромные вмятины, детали отваливаются, капот сносит порывом ветра - всё как в лучших домах.

Grand Theft Auto 4

Во время дождя намокают не только дороги, но и одежда персонажей.

Упомянутая выше технология Euphoria творит какие-то невероятные вещи: пешеходы, задетые бампером, ложатся на капот, сползают с него на землю или просто падают, потеряв равновесие - такого правдоподобного рэгдолла мы ещё нигде не видели. Впрочем и сам Нико вполне может вылететь через лобовое стекло машины после сильного столкновения - передаём горячий привет серии FlatOut. Ну и ещё немного прекрасного: водитель, возжелавший вернуть свою машину, хватается за дверную ручку с твёрдым намереньем вышвырнуть нас из салона - если в это время нажать на газ, несчастный NPC проделает путь в пару кварталов вместе с нами, боясь отпустить дверную ручку. И таких моментов - сотни.

Grand Theft Auto 4

Поверьте нам, в движении взрывы выглядят ещё эффектнее.

Но не будем забывать, что нас ждёт сюжет и направимся к первому маркеру миссии, в таксопарк Романа. Небольшая поездка из точки А в точку Б (не без помощи удобного GPS, указывающего самый короткий путь на мини-карте), и мы получаем главный артефакт игры, мобильный телефон. Устройство полностью функционально - можно набрать любой номер и, если он существует, вам обязательно ответят. Вызвав стражей порядка по 911, мы угоняем полицейскую машину и получаем "звезду" розыска - на радаре сразу обозначается зона поиска полиции. Если вовремя убраться из района и не попадаться копам на глаза, то уровень розыска быстро упадёт - главное, не привлекать к себе внимание. Ну а если всё-таки угораздило быть пойманным - всегда есть возможность сопротивляться аресту. Кстати, оказаться во дворе полицейского участка гораздо менее приятно, чем просто погибнуть - полицейские, в отличие от медиков, полностью конфискуют оружие. Если же мы погибли или были пойманы во время миссии, на наш чудесный мобильник сразу же придёт SMS с предложением начать миссию заново - утомительное возвращение к работодателю ушло в прошлое. При желании, игру вообще можно пройти, почти не садясь за руль машины вне миссий, - к нашим услугам такси, которые можно поймать прямо на улице или вызвать по телефону.

На скриншоте хорошо видна работа подвески у машин. Кстати, стрелять на ходу теперь можно и в любом направлении.

Также в телефон встроен органайзер, напоминающий о важной встрече или задании, а в адресной книге сохраняются номера наших знакомых - со многими из них можно сгонять в ближайший бар и напиться до потери пульса. Или пойти в кабаре и посмотреть местный вариант "Камеди Клаб". Или в бильярд, или в боулинг, или в стрип-клуб… Решать как всегда игроку.

Grand Theft Auto 4

Данная ситуация - ещё не конец. Достаточно нажать на кнопку и герой окажет сопротивление.

Grand Theft Auto 4

Сумерки и рассвет перекрашивают город в серые тона. К несчастью, ночь выглядит на порядок хуже.

Grand Theft Auto 4 - это, безусловно, новая веха в игровой индустрии. Это планка, на которую будут равняться все экшены в ближайшем будущем. Огромный бюджет (более 100 млн. долларов!), потрясающая проработка всех аспектов, и настоящий, живущий по своим законам и реагирующий на наши действия мир, в который хочется возвращаться снова и снова. В этом городе каждый найдёт себе занятие по душе: кто-то кинется в интернет-кафе, чтобы исследовать десятки сайтов и вести переписку со знакомыми, кто-то предпочтёт просто кататься по улицам, слушая великолепный саундтрек, кто-то и вовсе захочет опробовать долгожданный мультиплеер…

Если психологи правы и видеоигры - это действительно эскапизм, уход от реальности и попытка заменить действительность виртуальным миром, то мы совсем даже не против. У нас ведь есть GTA 4.

Плюсы: огромный живой город; потрясающая детализация игрового мира; отличные спецэффекты; богатый саундтрек; новаторская физика и практически неограниченные возможности.
Минусы: сравнительно однообразные задания; неоднозначный сюжет и сценарий, который к концу игры сильно сдаёт в драматургии.

Обложка коробки игры

Финал

Сюжет в игре впервые в серии предлагает две различные концовки, которые зависят от последнего выбора Нико. Герой должен решить, стоит ли ему совершить Месть над Дмитрием Раскаловым, в чём Нико поддерживает Кейт МакРири, или следует заключить с Раскаловым Сделку, на что согласен Роман.

Если герой отправится мстить, то он встретится c Дмитрием на корабле «Platypus». После продолжительной перестрелки Беллик убьёт Дмитрия и отправится на свадьбу Романа и Меллори. Кейт рада, что Нико совершил свой последний плохой поступок и теперь может начать жизнь заново, и сопровождает его на свадьбе. После церемонии к церкви приезжает Джимми Пегорино и расстреливает стоящих, пытаясь убить Нико, однако убивает он Кейт. Вместе с Джейкобом и Романом герой преследует Пегорино до старого казино, после чего погоня продолжается вдоль берега и, наконец, на вертолёте. Нико настигает Пегорино на Острове Счастья, где и убивает его. Вместе с кузеном Беллик решает, что им пора по-настоящему начать новую жизнь.

В случае, если герой соглашается на сделку с Дмитрием, Нико с Филом Беллом едут на встречу. Хотя Раскалов не сдерживает свою часть уговора, герои в конце концов добывают деньги за наркотики. Кейт в ярости, потому что Нико её не послушал, и не идёт на свадьбу Романа. После торжественной церемонии, киллер, который должен был убить Нико, попадает в Романа. Отчаявшись, Беллик вместе с Джейкобом атакуют Дмитрия в старом казино, где прячутся и Раскалов, и оказавшийся его сторонником Пегорино. Дмитрий убивает Пегорино и улетает от Нико на Остров Счастья. Герой гонится за ним и убивает Раскалова. После этого, Нико говорит, что его душа очищена.

Геймплей

Описание

Игры серии Grand Theft Auto отличаются свободой действия, включающей свободное передвижение по обширным территориям, возможность угнать любой встретившийся транспорт и убить любого увиденного NPC. Помимо основных, разнообразных сюжетных заданий игрок может подрабатывать на мирных профессиях, искать спрятанные предметы или, например, совершать экстремальные автопрыжки в специально предусмотренных местах. При создании GTA IV разработчики переработали многие существующие аспекты и включили несколько нововведений.

Боевая система


В GTA IV реализована возможность использовать укрытия и вести огонь вслепую

Единоборства на кулаках и оружии ближнего боя были усложнены. Так, есть два вида удара руками, один вид удара ногой и блок. При быстром нажатии клавиши блока во время удара противника главный герой уклоняется, и если при этом ударить противника рукой, то начнется контратака. На каждый вид взаимодействия существует несколько анимаций.

Радар, GPS и Полиция

Чтобы облегчить ориентацию в городе, Rockstar Games расширили возможности радара в игре. Через игровое меню на карте можно указать произвольную точку места назначения. Как только Нико садится на любой наземный управляемый транспорт, Взаимоотношения

Сюжет

Дополнения

Rockstar Games анонсировали совместное издание двух эпизодов на одном диске «Episodes from Liberty City». На диске находится оба эпизода, не требующие для запуска наличия оригинально GTA IV. Прохождение сюжетной линии каждого из эпизодов займёт по 20 часов, что примерно равно 1/3 части сюжетной линии GTA IV. Таким образом оба эпизода будут равны 2/3 сюжета оригинала.

7 октября 2009 года был выпущен ролик, объединяющий оба аддона, и посвященный изданию Episodes from Liberty City.


Обложка «Episodes from Liberty City»

Дэн Хаузер добавил несколько слов о контенте: «Сюжет не зависит напрямую от решений, которые ты принял в основной игре. Однако многие детали и загадки главной истории объясняются, что делает её более красочной».

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, как в GTA IV ведёт себя камера, когда вы направляете её вверх? А на то, что четвёртая часть — единственная, где автомобиль на экране во время вождения смещён вправо? А на то, что по радио играет музыка из «Хранителей»? Как будто кто-то спрятал множество ключей к разгадке главной тайны: это игра не про персонажей, не про историю и даже не про трибьюты Цою и Боярскому на Vladivostok FM. GTA IV — игра о городе. Это, пожалуй, первое интерактивное высказывание на тему урбанизма в постиндустриальную эпоху. Дабы как-то объяснить весь этот СПГС — начнём издалека.

Либерти Сити с точки зрения урбанистики

Не до конца понимаю, как назвать эту технику съёмки. Наверное, что-то близкое к «fish-eye».

Либерти Сити и СПГС

Использование GTA IV Нью — Йорка в качестве источника вдохновения носит как культурный, так и структурный характер. Для рассказа истории о городе логичным решением было взять самый величественный мегаполис последних восьмидесяти лет. За полвека было создано множество произведений, описывающих жизнь коренных Нью-Йоркцев — «Секс в большом городе», например. Однако лично для меня самыми интересными были истории пришельцев, людей, попавших в этот чуждый беспощадный водоворот. «Банды Нью-Йорка», «Брат 2» (надо ли упоминать, что четвёртого великого автоугонщика можно считать почти что игровой интерпретацией Богровских похождений. Да, Данила — русский, а Нико — серб, однако этнос однозначно общий, как и русскоговорящее окружение).

Либерти Сити с точки зрения урбанистики
Либерти Сити с точки зрения урбанистики
Либерти Сити с точки зрения урбанистики
Либерти Сити с точки зрения урбанистики

Вряд ли эти кадры задумывались как отсылка, но параллель провести можно.

Так или иначе, это первая часть GTA, где игрок и его персонаж находятся на равных эмигрантских правах. Карл Джонсон возвращается в пусть и в оставленный, но родной город, где он не сталкивается с трудностями ориентирования. Нико Беллик же пребывает на совершенно незнакомую ему землю, а игрок — на незнакомую локацию. Экспириенс исследования мегаполиса становится невероятно иммерсивным. Постепенно открывающиеся районы Либерти Сити как будто символизируют возрастающую смелость, с которой путешественник отправляется на знакомство с новыми частями города.

Город становится не только местом действия, но и главным антагонистом героя: небоскрёбы Алгонквина (в реальности Манхэттена) давят на людей своей высотой и непоколебимостью. Обратите внимание: когда Нико смотрит наверх, камера вытягивает изображение, делая бетонные исполины ещё выше.

Либерти Сити с точки зрения урбанистики

На снимке справа я попытался симулировать работу камеры в игре. Можно сравнить картинку с «фиш-аем» и без.

Преступность же процветает в тени этих монументов, и 95% миссий происходят на земле — рядом с канализациями и пыльными подворотнями, где Нико, его друзья и враги, копошатся как сточные крысы.

Антагонизм города и героя проявляется на дорогах Либерти Сити. Как только игрок совладает с утюжной физикой транспорта, он обнаружит себя посреди пробки перед светофором.

Либерти Сити с точки зрения урбанистики

С такими пробками до миссии порой проще дойти пешком, и это нисколько не раздаражет.

Улицы Нью-Йорка проектировались изначально широкими — около ста футов в ширину — и даже такой простор рождает узкие горлышки в транспортной системе. И здесь геймдизайн GTA IV начинает давить на эгоизм играющего. Дороги Либерти Сити сделаны более широкими, чем в реальной жизни — полосы проезжей части увеличены, что позволяет безболезненно совершать обгоны — при должном навыке, разумеется.

Либерти Сити с точки зрения урбанистики

Вообще ширина полос в жизни варьируется, однако стандарт в GTA IV однозначно просторнее.

С одной стороны, это сделано для удобства игрока. С другой — такой подход неосознанно усиливает ощущение враждебности всей урбанистической системы, которую можно и нужно обмануть. Этот город создан для преступлений. Нельзя забывать и о пешеходах, на этот раз детально проработанных. Мало от кого из них можно услышать приветливую фразу, что пресекает возможность формирования эмпатии к этой массе на корню.

Но нельзя отрицать, что Либерти Сити, как и Нью Йорк, красивый город. Не случайно он по сей день остаётся одной из мекк виртуального-туризма: сервера онлайн-режима не пустуют, а моддеры выпускают всё новые графические апгрейды игры, чтобы увидеть виртуальный Нью Йорк в новом качестве. У меня есть теория, что именно из-за этого при езде на автомобиле камера смещена — игра как будто даёт намёк на то, что центр внимания сосредоточен не на персонаже, а на его окружении.

Либерти Сити с точки зрения урбанистики

Трудно водить, не заглядевшись на столь прекрасное и детализированное окружение.

С самого начала игры небоскрёбы Алгонквина манят игрока на другую сторону залива. Пока недосягаемую сторону, однако добраться до неё можно — просто за это придётся заплатить свою цену.

Либерти Сити с точки зрения урбанистики

Внутриигровые бинокли — почти дословное воплощение понятия «виртуальный туризм».

GTA IV окунает вас в фантазию о доминировании над городом, который стремится доминировать над вами всей своей телесной и эфемерной грандиозностью. Не просто так по Journey FM играет композиция «Pruit Igoe» Филиппа Гласса. Многие слышали эту тему в «Хранителях», но изначально это саундтрек фильма «Koyaanisqatsi» — авангардистского документального киновысказывания на тему кризиса цивилизации и, в частности, современной городской экосистемы. Кстати, самый первый трейлер игры является почти покадровой пересъёмкой картины. Ещё и под ту же музыку!

Вы знаете, что самый нелюбимый для любого автора с достаточно прямолинейным мышлением материал — это дополнение. Тут не порассуждаешь о графике, звуке и прочих технических составляющих, если, как в случае с «Эпизодами из Либерти-Сити», место действия не меняется. Повторять рецензию из позапрошлого года не будем — внешне обе игры выглядят в точности так же, как и оригинал. И в случае с GTA это минусом считать нельзя. И два года назад, и сейчас нет ни одного конкурента, ни одной альтернативы — такого великолепного во всех отношениях (кроме аппетита к ресурсам) движка больше не найти. Неудивительно, что Rockstar решила порадовать нас еще пару раз — не пропадать же такому большому и столь детально проработанному городу зря. С улыбкой встречаем вымышленный Нью-Йорк — новые задания и возможности на привычных и знакомых улицах здорово его преобразили.

В отличие от ненавистных коробочных консольщиков (почему консоли — зло, обязательно расскажем в ближайшем «ИгроЗоре»), мы получили оба дополнения хоть и с задержкой, зато одновременно. Эпизоды по протяженности в часах не слишком впечатляют: сюжеты короче, а необязательные развлекушки не особо продливают. Представляете, вошли вы во вкус, а тут уже и конец… и надо ждать полгода. А у нас какая благодать — наездился байкером, так иди телохранителем к хозяину ночных клубов.

Grand Theft Auto 4: Episodes From Liberty City

Эскадра байкеров джедайской силой счастья лечит и чинит, если наехать на светящийся маркер с логотипом банды. Братство — оно такое: от каждого по кусочку мяска, по винтику для байка.

The Lost and Damned

Дополнение про еврейского байкера Джонни Клебитца вышло раньше, поэтому с него и начинаем. Наш главный герой — вице-президент отделения братства Lost в Либерти-Сити. Он спокойно и рассудительно ведет дела организации, никого не дает в обиду и все такое. Настоящий положительный герой, хотя по ходу действия многие будут отпускать едкие шуточки о его происхождении. Как бы то ни было, пока президент отделения — Билли Грей — реабилитировался от героиновой зависимости, Джонни заработал авторитет и показал себя хорошим лидером. И вот в один радостный день предводитель вернулся из казенного дома и тут же начал наводить новые порядки.

Видимо, во время лечения Билли сильно и крепко задумался о мягкости сидушки под собственным задом, поэтому первым же его действием на воле стала война с другой бандой — Angels of Death. Причем поводы для этого свежевыпущенный глава выбрал не самые удачные — ложь, обман, подстрекательство и клевета. К примеру, дочка Михаила Фаустина связалась с байкером из Lost — мы убивали его в роли Нико. Эту ситуацию без разбирательства Билли Грей свалил на конкурирующую группировку и с улюлюканьем повел собратьев громить их штаб. На самом деле причиной атаки был героин, из-за которого президента позже опять и повязали. Джонни встает во главе банды и… самое время разобраться, чем можно заниматься в Либерти-Сити, когда на плечах боевая кожанка, в руке злой обрез, а под задом урчит мощный чоппер.

Grand Theft Auto 4: Episodes From Liberty City

Одна из самых забавных миссий связана с автоматическим дробовиком, высокой скоростью и тучей полицейских. Ярко, но всего лишь один раз.

Глубоко фиолетовый. Звезда автострады

Так сложилось, что в четвертой части GTA мототехника в целом не пользовалась большой популярностью. Никаких статистических данных у меня, конечно, нет, но логика отливает металлом — управлять байком в полете, как это было в San Andreas, к примеру, нельзя. Падаешь с него и дохнешь на раз. Появляются они редко, выглядят не так уж впечатляюще, разбиваются не эффектно. Той революции на дорогах, что пришла с Vice City, нет и в помине. Любите ли вы двухколесные механизмы или нет — не волнует никого. Настоящий байкер передвигается исключительно на мотоцикле. В The Lost and Damned по городу специально курсируют целые банды бородатых урлопанов — отбирай сколько влезет. Да и в миссиях рассекать придется в составе мотоэскадры — погружения в роль ради. А чтобы еще пуще было, на радио появилась музыка для настроения: Nazareth, Styx, Deep Purple и множество других.

Прибавляем музыку, поддаем газу, в руке обрез, из которого стрелять можно прямо на ходу (очень мощный, огромный разброс, чудовищные повреждения). А по кому стрелять? Вне миссий Джонни может весело гонять копов, превращать в паштет прохожих — это все только для удовольствия, а вот ради денег можно поучаствовать в мотовойнах. По городу разбросано 25 мини-миссий. Задание в каждой простое — убить врагов. Они то на байках прикатывают, то пешком, то на тачках, то вперемешку. Привычное дело — мочить нам не впервой. Выиграли много войн — на базе банды появится новое оружие, которого не достать в обычном магазине: автоматические пистолет и дробовик, гранатомет и, конечно же, симпатяга обрез.

Grand Theft Auto 4: Episodes From Liberty City

Новое оружие продается исключительно в конспиративных джипах или доставляется на базу. В джипах выбор больше.


Новых мотоциклов в The Lost and Damned аж 16 штук. Причем дело не ограничилось только лишь чопперами и им подобными. Нелегкое бремя президента братства заставит Джонни сотрудничать с, казалось бы, противными по духу ребятами на скоростных обтекаемых мотоциклах.

Список нововведений The Lost and Damned весьма внушительный: три ресторана; воровство мотоциклов; друзья, приезжающие на помощь в любых ситуациях; здоровье этих самых друзей, которое можно прокачивать, если проходить миссии… Мелочей вообще пересчитать невозможно, да и не нужно — они в игровом процессе не участвуют.

И вот сидим мы с этой пачкой новшеств и не знаем, что с ними делать. Перекинуться в карты на деньги? Бесполезно, заработать толком не получится. Армрестлинг? Кому он нужен? Новые рестораны и прочая муть встречается на пути редко, да и поесть на улице — сподручнее (вот честно, узнал о них только в Wiki, за все время не выпало ни разу пообедать где-то). Телевизионные шоу? Да кто их смотрит? Войны банд однообразные и скучные, разве что позволяют иногда пополнить боезапас на халяву.

Grand Theft Auto 4: Episodes From Liberty City

Обычная ситуация. Все погибнут, все сгорит.


Ностальгическую слезу заставляют ронять гонки на мотоциклах. Оружие у вас заблаговременно отбирают, чтобы никому не отстрелили бубенчики, зато дают биту. Такая деревяшка есть у каждого пилота — ей можно махать в стороны. Ударили слабо — враг только отъедет. Размахнулись посильней — дальше байк поедет без него. И хоть сам процесс гонок очень легкий, но трасс много, мотоциклов еще больше, а стучать по кумполу битой — непередаваемое веселье. Road Rash жива в наших сердцах.
Мотоциклетная тема частенько зашкаливает — пересечь Либерти-Сити нам придется не раз и даже не два. Тяжкая ноша свободного до мурашек на пятках байкера в мире офисных рабов на деле — пустышка, но щедро приправленная атрибутикой. Никаких вам неожиданных поворотов, предательств и других изысканных приемов. Сюжет прямолинейный, очевидный, скучный. И кончается ничем. Грустно признавать, но Джонни Клебитц как персонаж не состоялся. Не ощущается в нем ничего особенного. Просто обычный Player Character с арсеналом стволов да в кожаной куртке.

Grand Theft Auto 4: Episodes From Liberty City

Сбивать вертолеты — это наше все. Горящие полисмены так весело бьются об асфальт.

The Ballad of Gay Tony

«Балладу» обязательно нужно проходить только после The Lost and Damned. Иначе разочаруетесь: дополнения настолько разные по исполнению, даже не верится, что история байкера хоть какое-то отношение имеет к блеску и гламуру ночной жизни. Речь, естественно, не о внешнем виде главных героев.

Несмотря на название, мы будем в роли не Тони (это бы, пожалуй, вызывало некоторое отторжение у аудитории), а в шкуре его лучшего друга, компаньона и просто отличного мужика Луиса Лопеза. Он обычный парень, без выпяченных амбиций и, прямо скажем, не особенно умный. Зато искренний и честный, спокойный и рассудительный, чуткий и верный друг, но если уж его вывести из себя… Буквально с первых минут персонаж привлекает внимание детальностью характера, его легко понять — оттого и сопереживается как-то само собой.

Вели себе Тони и Луис клубный бизнес; Тони — мозг, Луис — руки, пушки и все остальные проблемы. Начались большие дела, образовались соразмерные долги, потом всплыли какие-то сверхдешевые алмазы, которые в итоге пропали вместе с деньгами… Друзья по пояс увязают в липкой и вонючей субстанции, а чтобы из нее выкарабкаться, приходится воротить еще больше опасных дел. Вот так плавно мы перешли к вопросу: «Чем нам тут заняться?»

Grand Theft Auto 4: Episodes From Liberty City

Закат, вертолет, катер, ракета. Красиво.

Человек действия!

По духу The Ballad of Gay Tony очень-очень сильно напоминает безбашенную и совершенно нереалистичную San Andreas. В Rockstar будто решили вспомнить романтику безумия прошлых частей — в те времена главный герой возил людей в автобусе на переработку в пирожки; взрывал целые железнодорожные составы; самолично сбивал самолеты и вертолеты в запредельных количествах; гонялся на дорогих авто с применением «нитро» и прыгал через реки; уничтожал полицию и творил всякие наглости без всякой меры. Только вместо быдловатого Карла Джонсона простой мексиканский паренек с окраин Нью-Йорка.

Начнем с того, что гонять по Либерти-Сити мы будем в большей степени на дорогих тачках. Специально для Тони разработчики сотворили новое авто представительского класса, а по ходу сюжета мы будем лихачить на золотом Роллс-Ройсе и дорогих суперкарах с огнем нитроускорителя из выхлопной трубы. Никаких мотоциклов, никаких драндулетов — только безумные гонки на скоростных лодках, вертолетах и тачках. Как и в старые добрые времена, ни миссии без Banshee.

Великолепие нитроускорителя в том, что он сам восстанавливается во время гонки. Жаль, вне ее не работает.


Одна из самых наизабавнейших штук в The Ballad of Gay Tony — это дробовик АА-12, который сходу узнали все любители Modern Warfare 2, а их, я уверен, немало. Стреляет пушка, конечно, не так шустро, как мы привыкли, но зато у нее есть очень веселый сюрприз. Дело в том, что к этому оружию можно прикупить разрывные патроны. Мощности их хватает, чтобы раскурочить обычную легковушку, а на втором выстреле машина уже загорится. Сбивать вертолеты и вышибать людей с мотоциклов с помощью этих веселящих боеприпасов — сплошное удовольствие.
Задания под стать общему стилю быстроты и яркости. Джонни Клебитц и его мотоциклы — просто детский сад по сравнению с тем, что творит Луис. Войны банд — мелочи, семечки. В одной из миссий Луису нужно украсть новейший военный вертолет, а потом с него же ракетами потопить огромную яхту. В другой придется с парашютом прыгать с высшей точки Либерти-Сити, предварительно пристрелив три десятка полицейских и выкинув цель задания в сторону асфальта. Даже классическое похищение танка есть — только вместо тяжелой гусеничной машины рулить будем шустреньким броневичком. И ведь поручение с ним связано тоже на радость предкам: убивайте полицейских и взрывайте их машины, пока они не отстанут.

Grand Theft Auto 4: Episodes From Liberty City

Подходите, мои сладкие, угощу снарядом.


«Эпизоды» вообще очень тесно связаны с оригиналом. The Ballad of Gay Tony начинается с ограбления банка. В роли преступников Нико и братья МакРири. А на полу лежит мертвый член стрелкового клуба и… Луис Лопез. В The Lost and Damned мы встретим Рея Боччино и Романа, не говоря уж о самом Нико — с ним вместе мы проворачиваем «брильянтовое дело». В самой «Балладе» серьезное участие принимает немезида Нико — таинственный Булгарин. Ну, а еще покатаемся с Брюси и его братом Мори, опять увидим Джонни Клебитца и президента Билли Грея. Все истории связаны настолько тесно, что с легкостью догадываешься, кто и к чему причастен. Это как раз те недостающие кусочки, что мы не могли увидеть в GTA 4.

Причем все эти фантастические приключения на грани безумия выполнены очень зрелищно. Адские взрывы, разлетающиеся осколки, замедления камеры и постоянный крупный план на плодах наших трудов. Мы создаем огромные разрушения, проносимся с дикой скоростью на машине, убиваем десятки врагов, а игра то и дело подсовывает нам самые впечатляющие ракурсы. Новое оружие тоже под стать — скорострельный дробовик с разрывающимися патронами, липкие бомбы на радиоуправлении, злой пулемет. Прямо сил нет, хочется вам рассказать о всех-всех впечатляющих моментах (а их там правда много), но лучше вы попробуйте сами, а потом в комментариях обсудим.

Кроме сюжетных заданий Луису еще есть чем заняться. Даже банальные гонки тут поданы втрое интереснее. А все потому, что сначала мы прыгаем из вертолета и рулим на парашюте к лодке, затем на ней мчимся к авто, включаем «нитро» и несемся к финишу. Соревнования действительно не из простых, потому и не наскучивают, хотя иной раз трасса длится более пяти минут. Второй тип стандартных мини-миссий — нарковойны. Друзья-раздолбаи Луиса решили устроить торговлю веселыми веществами, они рассекают на черном Cavalcade и часто просят главного героя помочь им. Стрельба, погони и дерзкие убийства — все как положено.

Grand Theft Auto 4: Episodes From Liberty City

Новый лимузин смотрится куда респектабельнее обычного.

Еще в городе целая куча крыш, откуда можно на рекорд прыгать с парашютом. Причем здания как очень высокие, так и всего в несколько этажей, а цели для приземления необычные. К примеру, придется садиться на платформу движущегося грузовика или в быстро несущийся катер. Всплывет и прошлое Луиса — раньше он дрался в подпольных боях, потом ушел, но из-за некоторых событий опять вернется на ринг. Все, кому не хватало сложных и продолжительных драк голыми руками, ликуют и радостно разбрасывают конфетти.

И вот стоим мы в клубе, смотрим, все ли спокойно, — не за деньги, а ради погружения. Выводим пьяных, проверяем закоулки, туалеты и танцполы. В свободные часы можем и сами подвигать кузовом, а после зажать красотку в уголке. Возможностей много, эмоции Луиса передаются отлично, а декорации детализированные, точные и интерактивные. Иногда даже жаль становится, что сюжет The Ballad of Gay Tony не такой продолжительный и богатый, как в GTA 4. Здесь все весело, увлекательно и очень-очень напоминает классику. Особенно в конце.

Grand Theft Auto 4: Episodes From Liberty City

Парашютом пользоваться на удивление легко и занятно. Да и прыгать с ним можно не только с крыш, это очень радует.

Благодаря «Балладе» эпизоды предельно кошерны и изумительны, рекомендуются к употреблению всем. Луис стилен, крут и занимается увлекательными делами. Байкер Джонни похуже, но в плане «иной взгляд на GTA 4» все очень даже похвально. Только не забывайте, что игра любит покушать железо. Она иной раз потребовательнее GTA 4, так что заранее выключите Night Shadows — и будет вам счастье.

Плюсы: множество возможностей; новое оружие; увлекательные миссии; новые машины; пересечения с основной историей.
Минусы: малая роль Нико в эпизодах; затянутые и повторяющиеся поездки на мотоциклах; повышенные требования к железу; слабая история и ненатуральный характер главного героя The Lost and Damned.

Разработка

Рекламная кампания


Рекламный плакат игры на стене в Rockstar Games начала демонстрировать публике возможности игры, выпустив 29 марта 2007 года первый Либерти-Сити и главного героя Нико Беллика. О выходе видеоролика было известно заранее, а на официальном сайте был установлен таймер обратного отсчёта, поэтому в первые часы наблюдалась большая загруженность сервера, что является наглядным примером особого ожидания GTA IV по всему миру.

В то же самое время разработчик публиковал на сайте кинематографичные скриншоты, информацию о персонажах, сопровождаемую полуминутными роликами, а также открывал промо-сайты, посвящённые внутриигровым компаниям, сервисам и радиостанциям. Помимо этого, на адрес редактора профильного веб-ресурса PlanetGTA, Джордана (англ. Jordan), Rockstar Games высылали несколько бумажных пакетов, в которых находились разного рода сувениры, связанные с миром GTA IV. Кроме того, в ряде городов появилась наружная реклама, связанная с игрой. Она включала в себя объявления о поиске опасных преступников Нико Беллика, Малыша Джейкоба, Элизабеты Торрес и прочих, в которых содержалась биографическая информация об этих героях; также на своей рекламной стене Rockstar изобразили большое граффити с логотипом и артом игры, а в довершение этого, уличная реклама появилась на биллбордах и городском транспорте.

Детали, не дошедшие до релиза игры

GTA IV — лучшая в серии… или нет?

О неоднозначности Великого Автоугонщика 4 до сих пор ходят споры. Одни плюются от однообразности и умеренности происходящего на экране, другие превозносят реалистичную приземлённость бандитских будней. Лично мне удалось настроится на нужную волну и насладиться неспешной и небогатой на экшен игровой составляющей. Более того, я по сей день считаю, что GTA IV лучше всех остальных частей показывает прогрессию персонажа — его медленное и упорное карабканье вверх по лестнице беспощадной «земли возможностей». При этом замечу, что у пятой части всё-таки намного лучше получилось совместить относительный реализм происходящего с разнообразием и безумием.

Либерти Сити с точки зрения урбанистики

К примеру, в четвёртой части шины автомобилей не лопаются, а плавно сдуваются. Рекомендую посмотреть сравнение от Crowbcat — там ещё больше деталей.

GTA IV стала как будто тупиковой ветвью серии и вообще жанра open-world. Многие её технические детали так и не нашли места в продолжении — можете посмотреть сравнения. Это не значит, что какая-то из частей лучше. Просто существование GTAV ни в коем образе не обесценивает существование её предшественницы. Четвёрка по сей день самобытна и интересна.

Место действия

Grand Theft Auto IV для PC вышла в Северной Америке 2 декабря 2008 года, в Восточной Европе 3 декабря 2008 года и локализованная версия от 1С в России 19 декабря. Разработчики PC версии: Rockstar Games и Rockstar Toronto


По словам разработчиков, в локализации от 1С, которая появилась 19 декабря, были устранены большинство технических проблем присутствующих в международных версиях игры.

Всего к игре вышло 7 патчей (для русской версии 6)

GTA — умная игра

Если тезис выше не вызвал у вас ироничную улыбку и вы смотрели потрясающую историю Rockstar Ивана Лоева, то первую главу можете смело пропускать. Для остальных — маленькое введение в контекст.

Феномен Grand Theft Auto уже лет 20 как препарируется игровыми журналистами, критиками и игроками. На поверхности мы имеем ультимативную игру в открытом мире, причём мире живом, симулятивном, а не заксриптованно-театральном, как в Assassin’s Creed и Cyberpunk 2077. Здесь окружение не только реагирует на действия игрока, но и живёт само по себе, имеет собственные логические законы, согласно которым крутятся его винтики. Именно поэтому нам было так весело давить проституток и набирать пять звёзд розыска в детстве. Это мир безграничных возможностей, за которые ты не несёшь ответственности. Это идеальная копия реальности, ещё один Бодрияровский симулякр, Матрица, в котором игрок — осознавший себя Нео.

Однако, намного интереснее GTА становится, когда ты выучиваешь английский язык и запасаешься минимальным культурным багажом. Тут на тебя выливаются просто тонны сатиры на современный образ Америки — от внешней политики до общества потребления. Чего стоит один только мультфильм Republican Space Rangers по здешнему ТВ. Консьюмеризм (послушайте ради в любой из частей), лицемерная расовая политика (по сути это лейтмотив San Andreas), поколение ТВ-зомби, породившее поколение Интернет-зомби (сразу вспоминаю Майкла де Санту и его сына). Сразу замечу, что Rockstar — не антиамериканисты, не анкап и вообще не обличители пороков. Они — талантливые стёбщики, и ржут они над всем современным обществом. Просто для репрезентации этого общества они взяли страну, на данный момент имеющую наибольший вес в массовой культуре.

Либерти Сити с точки зрения урбанистики

Телевизор в GTA стоит смотреть хотя бы ради таких сатирических моментов.

Кроме шуток, игры Rockstar часто сравнивают с работами Тарантино, только обращать внимание здесь я прошу не на «so much fun» насилие и даже не на постмодернистские приколы, а на детальное препарирование культурологии Нового Света. Cерия Red Dead Redemption, на мой взгляд, в той же степени является любовным письмом Хаузеров и команды к периоду гибели Дикого Запада, сколько «Однажды в Голливуде» тоской Квентина по гибели «золотых 60-х». GTA 4 же посвящена, как известно, теме эммиграции и урбанистики, о чём подробно будет сказано ниже.

С середины нулевых в играх Rockstar засияла новая, до этого бывшая в тени геймплейной свободы и сатирического безумия грань — сценарий. Уже в 2005 году Bully начала заигрывать с Сэллинджером и Бёрджессом, в 2008 GTA IV задала новый стандарт драматизма и постановки в играх с открытым миром, а в 2010 стиль Rockstar возмужал в Red Dead Redemption с её уже бескомпромиссно взрослой и талантиво поставленной историей. Не многие помнят, что у GTA V вообще изначально был синглплеер, в котором Хаузеры наконец-то смогли совместить крепкую непровисающую сюжетную линию, ещё и поданную с трёх перспектив, с разнообразными и по-хорошему безумными миссиями — своеобразное примирение сумасшедшей San Andreas и сдержанной IV. Вся эта эволюция вылилась в сценарий Red Dead Redemption 2 потеснивший на игровых премиях даже коридорные срежиссированные игры, прежде бывшие единственным оплотом интерактивного нарратива.

Игры Rockstar прекрасны тем, что не теряют своей актуальности и играбельности даже спустя годы. Это касается и GTA IV, о которой я пишу эту статью.

Развитие событий

Нико знакомится с окружением Романа: подругой Мэллори, любителем травки Малышом Джейкобом, помешанным на идеальной, накачанной фигуре, Брюси Киббуцом. Пока Нико помогает своему двоюродному брату, подвозя клиентов для маленького таксопарка в Брокере, Мэллори представляет ему девушку по имени Мишель. Новая знакомая быстро входит в доверие к Беллику, и они начинают встречаться, причём на свиданиях она то и дело пытается выяснить, чем на самом деле занимается Нико. Тем временем, герой приходит в ярость, когда узнаёт, что Влад пристаёт к Мэллори за спиной Романа. Не побоявшись русской мафии, Нико преследует Глебова и убивает в доках, сбрасывая труп в реку. Романом сразу же овладевает паранойя, и он оказывается прав: кузенов быстро находит русская мафия в лице Михаила Фаустина и Дмитрия Раскалова. В силу своего характера, Нико находит общий язык с похитителями и начинает на них работать. Однако, спустя некоторое время Дмитрий просит убить сошедшего с ума Михаила, что Нико и делает.

Вооружение

В GTA IV, по сравнению с GTA: San Andreas есть только 15 видов вооружения (в скобках указан прототип оружия).

Многопользовательская игра

В Grand Theft Auto IV так же как и в Liberty City Stories и Vice City Stories (PSP и PS2 эксклюзивы) присутствует режим многопользовательской игры. Разработчики включили 15 видов сетевой игры с поддержкой до 32 игроков. В многопользовательском режиме игрок создаёт собственного героя, определив его внешность по шести параметрам. Дополнительные элементы для создания персонажа открываются с получением новых уровней при сетевой игре, а продвижение по уровням происходит с заработком денег в рейтинговых играх.

Организатор игры указывает район города (возможно выбрать весь город), в котором будет происходить действие, количество пешеходов, наличие и уровень вмешательства полиции, накладывает ограничение(можно и не накладывать) на оружие и использование авто-прицеливания, устанавливает время суток и погоду. Он же начинает сетевую игру по своему усмотрению.

Примечание: поиграть в многопользовательский режим можно при наличии лицензионной версии игры.

Содержание

Читайте также: