Какой двигатель стоял на ил 2 штурмовик

Обновлено: 02.07.2024

Штурмовик создан в опытном конструкторском бюро (ОКБ) под руководством С.В. Ильюшина.

Ил-2 самый массовый боевой самолёт в истории авиации. По некоторым данным было выпущено от 36 до 40 тысяч единиц.

Во второй половине 30-х годов двадцатого века советские военно-воздушные силы благодаря участию в боевых действиях на территории Испании смогли оценить возможность своих самолетов в реальных условиях.

Полученный опыт показал, что при наличии у противника сильной противовоздушной обороны, использование истребителей для поддержки сухопутных войск, приводит к значительным потерям среди истребителей. Высокая скорость не спасала от плотного зенитного огня и возникла необходимость в использовании бронированной защиты самолета.

Главным и наиболее важным отличием этого проекта от других, стало использование усиленного бронекорпуса «летающего танка», так конструктор назвал свой новый самолет.

Для защиты особо важных и уязвимых частей машины, Ильюшин планировал разместить отдельные бронекапсулы (в процессе проектирования от них отказались), которые прикрывали бы радиаторы, бомбовый отсек, двигатель, топливный бак и кабину экипажа.

Новый проект был практически сразу утвержден. К тому же предполагалось, что эта машина будет вооружена четырьмя пулеметами ШКАС, а её бомбовая загрузка составит 200 килограммов. Скорость будущего самолета планировалось довести до 400 км/ч у земли, при этом боевой радиус машины составит 300-400 километров.

Так же планировалось установить еще один пулемет на турели для защиты задней полусферы.

В марте 1940 года начались государственные испытания самолета, которые закончились положительным итоговым заключением комиссии.

Тем не менее, конструктору предложили произвести замену установленного на летательный аппарат двигателя АМ-35 на двигатель АМ-38. Так же предложили устранить ряд выявленных в ходе испытаний эксплуатационных недостатков и усилить вооружение, заменив при этом крыльевые пулеметы на авиационные пушки.

12 октября 1940 года штурмовик с двигателем АМ-38 поднялся в воздух.

В декабре 1940-го года самолету присвоено известное и сегодня название Ил-2.

В январе 1941-го началась подготовка к серийному производству штурмовика.

Первые серийные Ил-2 изготовлены в феврале 1941 года в Воронеже. Производство штурмовика было также налажено в г. Куйбышеве и в г. Москве. В период с 1941-го по 1942-й год Ил-2 выпускался в Ленинграде и Нижнем Тагиле.

На ранних этапах производства штурмовик Ил-2 выпускался в одноместном варианте. Но в ходе развернувшихся широкомасштабных боев ВОВ все преимущества и недостатки самолёта Ил-2 сразу же проявились. Было много потерь. На боевую живучесть машины сказалось отсутствие стрелка, и в последствие штурмовик стал выпускаться в двухместном варианте.

Информационная справка:

Кабина летчика расположена в бронекорпусе. Сзади кресла устанавливалась бронеплита толщиной 12 мм. Передние бронестёкла были толщиной 64 мм. Кабина стрелка имела только локальное бронирование - 5 мм броню со стороны задней полусферы. Кабина стрелка закрывалась плексигласовым колпаком, который в летнее время снимали для лучшего обзора.

Самолёт Ил-2 (двухместный) имеет следующее вооружение:

- пулемётно-пушечное - две крыльевые пушки калибра 23 мм с боезапасом по 150 снарядов на пушку (в противотанковом варианте - 37 мм), два крыльевых пулемёта «ШКАС» калибра 7,62 мм, с боезапасом по 750 патронов на каждый ствол, пулемёт «УБТ» в задней кабине, с боезапасом 150 патронов. Пулемёт «УБТ» установлен на турели в задней кабине и позволяет обстреливать сектор: вверх - 45°, вниз - 12°, вправо-влево - 35°;

- бомбардировочное и специально вооружение состоит из внутренний и наружной подвески бомб и специальных приборов.

Для внутренней подвески имеется 4 отсека с держателями, в каждый из которых могут быть загружены бомбы калибром от 1 до 100 кг. Для наружной подвески бомб и специальных приборов имеются балочные держатели с замком МДЗ-42, на которые могут подвешиваться бомбы калибром от 50 до 250 кг или специальные приборы. Управление сбросом бомб электрическое, с механическим дублированием.

Возможны различные варианты бомбовой загрузки.

- ракетное вооружение Ил-2 включает четыре держателя РО-82 под крылом, на которые подвешиваются 4 ракетных снаряда РС-82 общей массой 28 кг.

Немецкие летчики-истребители называли штурмовик Ил-2 «бетонным самолётом» или «черной смертью».

Долгое время с подачи маститых историков формировалось мнение о том, что перед войной для повышения боеспособности Красной Армии делалось мало, на вооружение принимались образцы морально устаревшие и в недостаточном количестве. Если проанализировать советское оружие, спроектированное, разработанное, прошедшее испытания во второй половине 30-х годов и в самом конце десятилетия, то можно убедиться, что оружие Победы ковалось загодя, и именно им была сокрушена гитлеровская военная машина. Автоматы ППШ, танки Т-34 и КВ, самолеты Лавочкина, Яковлева, Ильюшина, Туполева, Поликарпова, Петлякова стали символами великой битвы, подобно мечам и латам древнерусских ратников. Каждый из этих образцов достоин того, чтобы ему был посвящен отдельный подробный обзор.

ил 2

Ил-2, штурмовик, прозванный солдатами Вермахта «черной смертью», «мясорубкой», «железным Густавом» и другими лестными для оружия именами, - один из шедевров советского инженерного искусства. Об истории его создания и некоторых особенностях конструкции пойдет речь в этой статье.

Ломая стереотипы

До появления нового советского штурмовика мировое авиастроение не знало машин, которые могут выполнять боевые задачи в условиях мощного огневого противодействия. Успеха в нанесении бомбовых ударов с малых высот самолеты могли добиться только в случае внезапного нападения на аэродромы противника, обезвреживания зенитных батарей, нарушения коммуникаций и связи, уничтожения штабов. Собственно, именно в этом заключалась стратегия молниеносной войны, разработанная в Германии во второй половине тридцатых годов. Поэтому Ил-2 - штурмовик, способный выдерживать попадания снарядов, - не был оценен в должной мере даже советским руководством, перед войной посчитавшим меры, принятые для обеспечения высокой живучести, излишними.

ил 2 фото

Двигатель

ЦКБ-55 (прототип Ил-2) был оснащен 1350-сильным мотором АМ-35. В дальнейшем штурмовик получил более мощный АМ-38, но на втором месяце войны его поставки оказались под угрозой. Была вероятность, что потребуется срочно переходить на другой тип мотора, наиболее приемлемым оказался М-82, но у него были другие установочные размеры и характеристики. Для его установки в КБ решили частично снять бронирование и изменить компоновку. К счастью, эти изменения в дальнейшем утратили актуальность, и запускать в серию эту модификацию не пришлось. Основной двигатель Ил-2 с 1942 года – АМ-38Ф (буква «Ф» означает «форсированный»). Его мощность (1720 л. с.) позволяла разгонять штурмовик до скорости 420 км/ч при полной боевой нагрузке. Взлетный вес превысил 6 тонн.

двигатель ил 2

Вооружение

Самолет Ил-2 часто называли летающим танком. Это лестное имя заслужено не только отличной и рациональной броневой защитой, но и мощью вооружений. Не каждый танк времен Второй мировой войны мог вести огонь двумя скорострельными пушками (ВЯ-23, калибр 23 мм) и двумя пулеметами (ШКАС, 7,62 мм). Кроме этого, под крылом на внешних подвесках размещались до восьми НУРСов (РС-132 или РС-82). В бомбовых отсеках и на внешних пилонах были и другие «гостинцы» для захватчиков общим весом до 600 кг - это могли быть фугасы или противотанковые кумулятивные заряды.

обзор ил 2 штурмовик

Крылатая легенда

Более массового самолета война не знала.

Ил-2 стал настоящей легендой, он вошел в список лучших самолетов Второй мировой войны. Ареал его боевого применения охватил весь фронт - от северный морей до Кавказа. Штурмовик топил вражеские корабли и наносил удары по отступающему врагу. В 1945 году нашим летчикам довелось «отработать» и по логову агрессора, Берлину.

обзор ил 2 штурмовик

После войны самолет Ил-2 был подвергнут глубокой модернизации, на его базе КБ Ильюшина создало новый самолет фронтовой поддержки - Ил-10 с усовершенствованной аэродинамикой и улучшенными летными характеристиками. А заслуженные ветераны Ил-2 во многих странах Европы и в нашей родной стране заняли места на пьедесталах и в музеях.

Единственный летающий в мире. В 2012 поднят из озера и в 2017 полетевший после восстановления. Во второй половине апреля отправился в Германию для участия в мероприятиях связанных с Второй мировой. Удалось его поснимать в Калуге во время приготовлений его вылета в Германию

Единственный летающий в мире. В 2012 поднят из озера и в 2017 полетевший после восстановления. Во второй половине апреля отправился в Германию для участия в мероприятиях связанных с Второй мировой. Удалось его поснимать в Калуге во время приготовлений его вылета в Германию

с мотором "аллисон". К сожалению мотора АМ-38 уже не увидим и не услышим.

Памятник Ил-2 в Самаре.

А у председателя колхоза им. Сталина со средствами похоже нормально все было, Он внес 100 000 рублей на приобретение боевого самолёта. Это много по тем временам?

сам Сталин установил цены на технику, предложение купить на свои деньги самолет,танк для фронта поступало от многих граждан.. Как полагается никто ответственность не взял, вот сам Сталин цену и установил,так сказать "для продажи в частное пользование" И цены "льготные" Вот отпускные,реальные цены на авиамоторы,самолеты с разных заводов: К примеру мотор М-105 на головном 26 заводе стоил 45-47 тыс. руб, а на остальных 70-80. ЛаГГ-2 на 21 заводе около 200тыс, а на 23 около 300. Як-1 на 292 заводе 208тыс, а на 301м уже 325тыс. Почему цены для народа были меньше чем реальные? Правильно! Для стимуляции "спроса".
А деньги у народа были еще и потому что при Сталине был развит частный сектор, вплоть до производства изделий оборонного назначения(взрыватели) и высокотехнологичного оборудования (РЛС)..Частники держали большие пасеки и зверофермы. А горячо любимый либералами Хрущев снес частный бизнес подчистую.

Был абсолютно уникальный экипаж штурмовика: летчик - дважды Герой Советского Союза Брандыс Анатолий Яковлевич (украинец) и стрелок - Полный Кавалер Ордена Славы Карымшаков Абдыкасым (киргиз).
Вечная слава Героям.

Отличный памятник. только родина Анатолия Яковлевича называлась Днепропетровск.

Выпущено было их больше всех. и погибло их больше всех! Если Бомбер или истребитель при вылете мог не попасть под обстрел, то штурмовики всегда попадали. 30% летчиков гибло при первом вылете! и до 30 штурмовок доходили немногие (27-30%). Штурмовик - это отчаянный герой! А по другому нельзя! Вечная память героям!

Нет нет да перечитываю "Я дрался на Ил-2". Воспоминания людей читать интереснее и мне кажется полезнее сухих цифр приведенных в посте. Боевое применение долго не могли освоить, поначалу пытались использовать массированно, надеясь на броню. Потом дошли до одиночных вылетов, но потери только росли. Ну и в результате экспериментов пришли к классической атаке с круга с обязательным истребительным прикрытием. Истребителям было категорически запрещено ввязываться в воздушные бои при которых они теряли из виду штурмовики. Во главе угла стоял выполненный БШУ, за него награждали, за невыполнение наказывали.

вот где-то там, на третьей фотографии Куйбышевского завода, есть мой дед.

В соцсетях вспомнили телогрейки made in USSR и сравнили их с современными «дутиками»

В соцсетях вспомнили телогрейки made in USSR и сравнили их с современными «дутиками»

Жизнь советских людей в картинах

Впечатляющие первые флешки СССР — в карман не положишь

Впечатляющие первые флешки СССР — в карман не положишь

Виниловые пластинки в СССР

15 интересных вещей из прошлого

Советские «Дошираки» - в чем секрет их великолепного вкуса?

Советские «Дошираки» - в чем секрет их великолепного вкуса?

Атмосферные фотографии лихих 90-х, которые переносят в ту Россию

Атмосферные фотографии лихих 90-х, которые переносят в ту Россию

Какие зарубежные фильмы любили в СССР? ТОП-10 лидеров советского проката

Какие зарубежные фильмы любили в СССР? ТОП-10 лидеров советского проката

У советских детей были такие интересные игрушки

16 самых дорогих фотографий, сделанных в СССР

Похоже, Симпсоны с СССР 2.0 были правы: красные на броне вошли в Тольятти

Похоже, Симпсоны с СССР 2.0 были правы: красные на броне вошли в Тольятти

Три страны, которые могли бы войти в состав СССР, но по разным причинам так и не вошли

Три страны, которые могли бы войти в состав СССР, но по разным причинам так и не вошли

Почему в СССР Зеркала вешали таким образом?

Сделано в СССР: 24 игрушечные машинки, о которых мечтали все советские мальчишки

Сделано в СССР: 24 игрушечные машинки, о которых мечтали все советские мальчишки

Ил-2, штурмовик фото 1
Ил-2, штурмовик фото 2
Ил-2, штурмовик фото 3
Ил-2, штурмовик фото 4
Ил-2, штурмовик фото 5
Ил-2, штурмовик фото 6
Ил-2, штурмовик фото 7
Ил-2, штурмовик фото 8
Ил-2, штурмовик фото 9
Ил-2, штурмовик фото 10
Ил-2, штурмовик фото 11

Ил-2 (по кодификации НАТО: Bark) — советский штурмовик времён Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук.

В Красной армии самолёт получил прозвище «горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком». Немецкие пилоты за живучесть и недостаток манёвренности называли его нем. Betonflugzeug — «бетонный самолёт» и нем. Zementbomber — «цементный бомбардировщик». У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько почётных прозвищ, таких как «мясник» (нем. Schlächter), «мясорубка» (Fleischwolf), «железный Густав» (Eiserner Gustav), также в советской литературе существуют утверждения, что отдельные солдаты вермахта называли его «чумой» (нем. Schwarzer Tod, дословно: «чёрная смерть»).

Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне. В феврале 1941 года началось серийное производство (приказ А. И. Шахурина № 739 от 14.12.1940).

Первые серийные Ил-2 изготовлены в Воронеже на заводе № 18 (в ноябре 1941 года завод эвакуирован в Куйбышев). Ил-2 серийно производился на авиационных заводах № 1 и № 18 в городе Куйбышеве, на авиационном заводе № 30 в городе Москве. Из общего количества Ил-2 (36183 шт.) 74% произведено в Куйбышеве (26888 шт.). Некоторое время в течение 1941—1942 годов самолёт выпускался заводом № 381 в Ленинграде и Нижнем Тагиле.

Прототип — БШ-2 (Заводское наименование ЦКБ-55) совершил первый полёт 2 октября 1939 года(лётчик-испытатель В. К. Коккинаки).

В действительности самолёт был заказан именно двухместным, а его одноместный вариант — инициатива самого Ильюшина, поскольку на испытаниях БШ-2 показал неудовлетворительные лётные качества — его скорость, скороподъёмность и дальность были ниже требований, заявленных ВВС. В то же самое время над бронированным штурмовиком работали и другие советские конструкторы. Чтобы спасти свой штурмовик в условиях конкуренции с другими конструкторскими бюро, Ильюшин в инициативном порядке создал его одноместную версию. Бортстрелок был удалён, что существенно сократило объём бронекорпуса; на место стрелка был установлен дополнительный топливный бак и дополнительное бронирование задней центровки по массе, что также вызывало нарекания — она ухудшала управляемость. Сэкономленная масса позволила штурмовику удовлетворять предъявляемым к нему требованиям по скорости, а дополнительный бак повысил дальность полёта. Существует распространённое ошибочное мнение, что самолёт изначально был сконструирован двухместным, но по указанию военного руководства страны Ильюшин был вынужден переделать штурмовик в одноместный. Как известно, с отсутствием оборонительного вооружения Ил-2 были связаны неоправданно большие потери этих самолётов в первый год Великой Отечественной войны.Одномоторный низкоплан смешанной конструкции. Главная особенность — включение брони в силовую схему планера самолёта. Броня корпуса заменила собой каркас и обшивку всей носовой и средней части фюзеляжа. Несущий бронекорпус — клёпаный из гомогенной стальной брони АБ-1 (АБ-2), закрывал двигатель, кабину пилота, радиаторы и некоторые агрегаты (на прототипе бронекорпус защищал также бортстрелка). Прозрачная лобовая броня козырька кабины имела толщину 64 мм и выдерживала 7,62 мм бронебойную пулю с нулевой дистанции.

Столкнувшись с большими потерями Ил-2, не имевших оборонительного вооружения, ВВС потребовали от Ильюшина вновь сделать самолёт двухместным, что и было реализовано к концу 1942 года. Однако, изменить бронекорпус уже не было возможности, поэтому бортстрелок находился вне бронекорпуса и был защищён лишь 6-мм листом брони со стороны хвоста. При этом защита пилота со стороны задней полусферы осуществлялась поперечной бронёй марки «ХД», толщиной 12 мм (+6 мм бронеспинка), входившей в схему бронекорпуса.

Бронекорпус, защищающий обоих членов экипажа, получила лишь позднейшая модификация самолёта — Ил-10, выпуск которой был начат в 1944. Примечание. В 1942 году появилась в чертежах модификация бронекорпуса, закрывающая бортстрелка. Для сохранения центровки, консоли крыла имели стреловидную форму, а центроплан был сдвинут назад так, что передний лонжерон находился под обрезом козырька кабины пилота. Однако существовал жёсткий указ не снижать темпы производства штурмовиков, к чему, безусловно, привело бы внедрение в серию новой модификации.

АМ-38 — поршневой, 12-цилиндровый с 60° V-образным развалом цилиндров жидкостного охлаждения, мощностью в различных вариантах от 1620 до 1720 л. с., разработан в ОКБ Микулина.

Вооружение

  • Модификации 2 пушки в консолях крыла (первоначально — 20 мм ШВАК, в основной серии — 23 мм ВЯ, в противотанковом варианте — 37 мм), испытывался образец с пушками 45 мм.
  • 2 пулемёта ШКАС (крыльевые)
  • Авиабомбы, контейнеры ПТАБ
  • Реактивные снаряды РС-82 или РС-132
  • В качестве оборонительного вооружения на двухместных вариантах устанавливался пулемёт УБТ калибром 12,7 мм.


Модификации

Выпускался в одноместном (летчик) и двухместном вариантах (летчик и воздушный стрелок). Различные технологические и конструктивные изменения вносились постоянно, например в конце 1941 года была внедрена деревянная конструкция хвостовой части фюзеляжа, с внешними металлическими стрингерами. Менялось бронирование, вооружение.

Как Ильюшин боролся за двухместную компоновку

Первый вариант штурмовика предполагал размещение в защищенном фюзеляже двух летчиков (пилота и стрелка-пулеметчика, защищавшего заднюю полусферу). Дополнительный вес снижал дальность полета, но повышал безопасность в условиях вероятного воздушного боя. Военная доктрина, принятая в конце тридцатых, учитывала только один вариант развития ожидаемой войны - наступательный. Другими словами, «малые потери на чужой территории». Проведение глубинных стратегических операций требовало воздушной поддержки, и топливные баки конструктору предложили нарастить за счет места второго члена экипажа. Так штурмовик стал одноместным, а гаргот (продолговатый участок остекления) пришлось убрать, заменив его обтекателем. Летчики и авиатехники в первые же дни войны интуитивно пришли к начальному конструктивному решению, и на полевых аэродромах начали самостоятельно восстанавливать прежнюю компоновку Ил-2. Фото переделанных кустарным способом самолетов с демонтированными обтекателями сегодня поражают. Стрелки сидели в отверстии без остекления, ничем не защищенные, но «заходить в хвост» асы Люфтваффе рисковали реже. В некоторых случаях «срабатывала» даже палка, имитирующая ствол пулемета.

обзор ил 2 штурмовик

Главное революционное решение

Концепция любого образца вооружений напрямую связана с конкретными тактическими задачами, которые предстоит решать военным на поле боя. В случае со штурмовиком Ил-2 вопрос состоял в возможности оказания воздушной поддержки наземным подразделениям. Основная проблема, с которой сталкивались конструкторские бюро в разных странах, заключалась в видимом техническом противоречии между уязвимостью авиации со стороны зенитных стрелковых средств и малой высотой требуемого полета для нанесения прицельных ударов. Все самолеты подобного класса, создаваемые за рубежом, имели только местное бронирование, защищающее членов экипажа (обычно сиденья и спинки). Если кто-то и пытался уберечь пилота, то достигалось это увеличением слоя металла, что приводило к ухудшению летных характеристик (дальности, массы полезной нагрузки, маневренности и т. д.). Навесная броня в виде плит скверно сказывалась на аэродинамике. Самолет Ил-2 уже на этапе творческого замысла был иным, его корпус сочетал несущие и защитные свойства. В отличие от «Юнкерсов-87» или японских «Хирю», его фюзеляж не имел привычных шпангоутов и лонжеронов, жесткость конструкции придавала броня.

самолет ил 2

Живучесть

О том, как израненные самолеты Ил-2 возвращались на свои аэродромы, написано в мемуарах и рассказано пилотами-ветеранами немало. Бронирование главных узлов и жизненно важных агрегатов сыграло важную роль в обеспечении потрясающей живучести этой машины. Также имело значение и применение протектированных баков, которые, в отличие от металлических, при нарушении целостности самозатягивались, не давая горючему вытечь. Специальное химическое вещество (протектор) при доступе воздуха твердело, закрывая пробоины.

Только во второй половине войны многие детали самолета стали выполнять из металла, обшивка плоскостей и хвостовой части, а также предкрылки изготавливались до 1943 года из клееной фанеры и древесины, элероны покрывались пропитанным полотном.

обзор ил 2 штурмовик

От замысла до исполнения

В январе 1938 года авиаконструктор С. В. Ильюшин совершил отчаянный поступок. Он изложил свои соображения о новом штурмовике на бумаге (в виде докладной записки) и отправил ее в Кремль, Сталину. Смелость этого шага сегодня даже трудно оценить, инженер брал на себя большую ответственность, но он верил в силы возглавляемого им коллектива, как и в свои собственные. Он обещал, что новый самолет будет отлично защищенной машиной, которая сможет доставлять на расстояние до 800 км со скоростью свыше 400 км/ч полтонны бомб и реактивных снарядов. Сталин заинтересовался этим проектом и «дал добро». Через год проект в целом был готов, а осенью 1939 года знаменитый летчик-испытатель Коккинаки уже поднимал в воздух БШ-2 (он же ЦКБ-55), получивший позже название Ил-2.

ил 2 штурмовик

Читайте также: