Какое второе название эпохи возрождения

Обновлено: 04.07.2024

Оценка эпохи Возрождения в науке не однозначна: одни считают эту эпоху переходной от средневековья к Новому времени, другие считают ее самостоятельной. В среде философов, историков и культурологов ведется спор о Возрождении: была ли эта эпоха самостоятельной или это переход от средневековья к Новому времени.

Рассмотрим в этой статье теоретические концепции эпохи Возрождения.

1. Периодизация эпохи Возрождения:

I. Ит альянское или флорентийское, римско-флорентийское Возрождение, чаще называемое Ренессанс:

2. Возрождение как переход от средневековья к Новому времени (XIV-XVI вв.)

Черты переходной эпохи были присущи эпохе Возрождения и, как определял переходность великий голландский философ и специалист по средневековью Й. Хёйзенга, что: «Ренессанс придет только тогда, когда изменится тон жизни, когда прилив губительного отрицания жизни утратит всю свою силу и начнет движение вспять; когда повеет освежающий ветер; когда созреет радостное сознание того, что все великолепие античного мира , в который так долго вглядывались, как в зеркало, может быть полностью отвоевано» [1]. Й. Хёйзенга говорит о возрождении античного мира , но тот мир был языческим, а эпоха Ренессанса христианская.

Ему вторит Д. Арган, известный итальянский искусствовед, критик, автор многочисленных работ по искусству Возрождения: «XVI век был веком глубокого драматизма и контрастов не только в области религии, политики, философии и науки, но и в сфере искусства: н а основе пересмотра всех ценностей в это время возникают идеи, на которых воздвигается здание культуры современной Европы» [2]. Именно рождение современной Европы и современного искусства связывает Д. Арган с эпохой Ренессанса. Отметим для себя вторую черту эпохи - пересмотр всех ценностей. Средневековые ценности были христианскими, религиозными.

Л. Баткин, советский и российский историк и литературовед, культуролог, доктор исторических наук, отмечает такую же черту переходности в Возрождении, как и Дж. Арган – смена ценностных представлений: «Ренессансная переходность осуществилась как движение изнутри традиционных представлений, ценностей, общих мест. Как смысловой и структурный сдвиг традиционализма. Отсюда вся ускользающая тонкость разборов, избыточность оценок…» [3]. Именно ценностные изменения эпохи свидетельствуют об изменениях, происходящих с человеком в процессе его развития, отметим ее как третью черту эпохи.

3. Эпоха Возрождения как самостоятельная эпоха

Г.К. Косиков , советский и российский филолог, литературовед и переводчик, специалист по истории французской литературы и методологии гуманитарных наук, доктор филологических наук, считает, что Возрождение как «историческая эпоха» не существовала, так как Возрождение нечто иное, как элитарное культурное движение, своего рода локальная культура – гуманизм, который развивался на протяжении XIV-XVI веков в недрах средневековой европейской цивилизации, но не принес – в отличие от той же Реформации – никаких глобальных качественных изменений в жизнь Европы, поскольку сам по своей ментальной структуре был достаточно традиционным.

«Коренной перелом» осуществился, по мнению Г.К. Косикова, не гуманистами в эпоху Возрождения, а Галилеем и Ньютоном, открытия которых ознаменовали начало Нового времени, и заключался этот перелом «…в полном и бесповоротном разрушении. средневекового Космоса и в его замене представлением об однородном, ценностно недифференцированном пространстве – безграничной Вселенной, где все объекты принадлежат к одному и тому же онтологическому уровню и подчиняются не сверхъестественным “причинам”, а вполне естественным законам, познаваемым в эксперименте. В такой Вселенной нет места для идей телеологизма, иерархизма, божественного совершенства, порядка и гармонии. Из нее изгоняются любые элементы антропоморфизма, а человек утрачивает то иллюзорное центральное положение, которое отводило ему религиозно-мифологическое мировоззрение, с тем, чтобы получить новое ценностное обоснование, новое достоинство и новую власть над предметным миром, вытекающие из его реальной природы и познавательных возможностей».[4]

Л.М. Баткин не согласен с такой трактовкой эпохи: «Возрождение называют “переходной эпохой”, но уже в самом словосочетании кроется несообразность. Если “переходность” действительно успевает составить эпоху в истории культуры, выработать неповторимый способ мировосприятия и собственную полнокровную классику, так что продуктивность, цельность и величие переходной эпохи кажутся в известном отношении недосягаемыми последующим, пусть и непереходным, временам, – то сумеем ли мы основательно и тонко понять такую эпоху, делая “переходность” (в тривиальном смысле) ее ключевым определением? Если же мы прилагаем огромный исторический масштаб, интересуясь не столько тем, что собой представляет Ренессанс “изнутри”, сколько его ролью водораздела между средневековой и новоевропейской цивилизациями, то можно и средневековье истолковать как переход от античности к Ренессансу и новому времени. Все это равные величием эпохи, и все они, в конце концов, переходные» [5].

По мнению автора данной статьи , высказанном и обоснованном в монографии [6],
эпоха Возрождения – одновременно и самостоятельная эпоха, и переходная от средневековья к Возрождению – Проторенессанс, и от Возрождения к Новому времени – высокий и поздний Ренессанс, и переходная эпоха как долгий, затянувшийся переход от средневековья к Новому времени. Ни в одной теории периодизации исторического процесса нет этапа исторического развития общества, который мы назовем Возрождением: Переходная эпоха становится самостоятельной, если переход длится во времени относительно долго.

И о названии:

  • понятие "Ренессанс" (термин французский) употребляется при изучении, описании итальянского искусства;
  • термин Ренессанс не используется при описании искусства Европы, севернее Альпийских гор, так как там не было античного наследия получило название - Возрождение;
  • литературный и философский аспект получает название Гуманизм.

Суммируя, отметим чем эта эпоха отличается от средневековья:

  • все великолепие античного мира возрождается,
  • пересматриваются все религиозные ценности и
  • происходит смена ментальных представлений средневековья, то есть рождаются новые.

Именно эта эпоха порождает современное видение мира, из нее вытекают все достижения в виде идей Нового времени, и проблемы, которые проявляются в ХХ - XXI веках.

В следующих статьях мы рассмотрим подробно периоды эпохи Возрождения в Италии, Северной Европе и на Руси: какие новые ценности рождались, в чем возрождали античность, имена героев эпохи.

Ренессанс – период европейской истории между XIV и XVII в. Ему предшествовали Средние века, а на смену пришло Новое время. Ренессанс – не столько исторический период, сколько интеллектуальное и культурное движение. Это время, когда Европа достигла огромного развития в науке и искусстве, в противовес «темному» средневековью.

Архитектура

Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в цуй



Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Над созданием зданий там трудились великие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.

Общая характеристика



Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Дальнейшее распространение

Из Италии Ренессанс просочился в другие европейские страны, получив название «Северное Возрождение». Во Франции этот период связывают с королем Франциском I. Он был большим поклонником Возрождения и приобретал из Италии шедевры, включая работы да Винчи. Расцвета французский Ренессанс достиг при королеве Екатерине, которая тоже происходила из семейства Медичи и переехала во Францию из Флоренции.

Немецкий Ренессанс отличался от французского и итальянского. Он оказался тесно связан с Реформацией в начале XVI в. Тогда же в Германии произошло событие, невероятно повлиявшее на всю историю человечества, – изобретение Иоганном Гутенбергом печатного станка.

Возрождение в Англии совпало с периодом правления Елизаветы I. Оно больше связано с достижениями в литературе, а не живописи. В частности, именно тогда создавал свои произведения Уильям Шекспир.

Концом эпохи Ренессанса стал XVI в., хотя некоторые исследователи утверждают, что это произошло столетием позже. В Италии к его упадку привела экономическая разруха и политическая нестабильность. Однако нельзя заявлять, что Возрождение просто закончилось. Скорее, оно трансформировалось и продолжило существовать в иных проявлениях.

Спасибо за внимание! Можно не подписываться и не лайкать, но если сделаете это, автор поймет, что старается не зря :)

Итальянское Возрождение или Итальянский Ренессанс (итал. Rinascimento [rinaʃʃiˈmento] ) был началом общеевропейского Возрождения — периода великих перемен и достижений, который начался в Италии в XIV веке и продолжалось вплоть до XVI века, ознаменовав переход от средневековой к современной Европе.

Рафаэль Санти. Росписи Станцы делла Сеньятура в Ватиканском дворце. 1509—1511


Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.

Литература



В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.

Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.



С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни.

Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания)

Северное Возрождение



Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».

Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Наука



Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты, многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации. [1]

Северное Возрождение

Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».



Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Человек эпохи Возрождения

Наука



Астрономические инструменты на картине Гольбейна «Послы» (1533)

Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были латыни и древнегреческого языка.

В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации [1] .

Периоды эпохи Возрождения

Возрождение делят на 4 этапа:

Проторенессанс



Ранее всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло её развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Раннее Возрождение

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего века.

Высокое Возрождение



Позднее Возрождение



Итальянские города-государства

В центральной и северной частях Италии начали формироваться города-государства, сыгравшие роль в становлении Ренессанса. Это были сильные и независимые центры, соперничавшие между собой: Флоренция, Сиена, Пиза, Анкона. Чаще управляли в этих городах могущественные и знатные семьи.

Одним из них было семейство Медичи , правившее Флоренцией в XV-XVIII вв. Когда-то Медичи были крестьянами из Тосканы, затем перебрались во Флоренцию, прельстившись возможностями торговли и наживания богатства.

Медичи были не единственной семьей, которые решили попытать счастья во Флоренции. Однако многие другие семьи обанкротились. В то время в Европе царила экономическая депрессия. Ухудшила ситуацию эпидемия чумы в середине XIV в. Медичи сумели пережить эти бедствия и укрепить свое положение во Флоренции. Самые известные представители – Козимо, Лоренцо и Екатерина.

Медичи желали подчеркнуть свой статус и укрепить политическую мощь. Влияние гуманизма определило их политику. Медичи стали известными меценатами. Именно на их средства и был построен Ренессанс. В искусстве того периода заметен синтез христианства и языческих культур Греции и Рима. К примеру, Рафаэль писал фреску «Афинская школа», а Микеланджело расписывал потолок Сикстинской капеллы. И оба входят в число самых влиятельных художников Возрождения.

Покровительство Медичи способствовало появлению новых мастеров, которыми мы восхищаемся сегодня. В их числе был, помимо Рафаэля и Микеланджело, и Леонардо да Винчи. Что касается Рафаэля, то Медичи были изгнаны из Флоренции во времена его жизни. Однако он заручился в Риме поддержкой папы Льва X, который тоже принадлежал династии Медичи.

Из Флоренции Ренессанс распространился по всей Италии: в Венецию, Геную, Милан, Болонью и Рим, включая Ватикан.

Хотя моральный облик римских пап того период удручает, они активно вкладывали средства в искусство и архитектуру Рима, желая повысить престиж Вечного города. В частности, при папе Юлии IIначалась реконструкция собора Святого Петра. При других папах была расписана Сикстинская капелла.

Человек эпохи Возрождения

Содержание

Возрождение в России

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 2 июля 2012.

Тенденции Возрождения, существовавшие в Италии и Центральной Европе, повлияли на Россию во многих отношениях, хотя это влияние было весьма ограничено из-за больших расстояний между Россией и основными европейскими культурными центрами с одной стороны, и сильной привязанности русской культуры к своим православным традициям и византийскому наследию с другой стороны.

Царя Ивана III можно считать родоначальником Ренессанса в России, поскольку именно при нём в России начал работу ряд архитекторов из Италии, которые принесли новые технологии строительства и некоторые элементы Ренессанса, в целом не отдаляясь от традиционной конструкции русской архитектуры. В 1475 году архитектор из Болоньи Аристотель Фиораванти был приглашён, чтобы восстановить Успенский собор в Московском Кремле, поврежденный во время землетрясения. В качестве образца архитектор использовал Владимирский собор 12-го века, и разработал проект, сочетающий традиционный русский стиль с присущим Возрождению чувством простора, пропорции и симметрии.

В 1485 году Иван III поручил строительство Теремного дворца в Кремле Алевизу Фрязину Старому. Он является архитектором первых трёх этажей. Кроме этого, Алевиз Фрязин Старый наряду с другими итальянскими архитекторами внёс большой вклад в строительство кремлевских стен и башен. Грановитая палата, служившая местом проведения приёмов и пиров русских царей, является работой двух других итальянцев, Марко Руффо и Пьетро Солари, и ещё сильнее отмечена итальянским стилем. В 1505 году прибыл в Москву итальянский архитектор, известный в России как Алевиз Новый или Алевиз Фрязин. Возможно, это был венецианский скульптор Алевиз Ламберти да Монтань. Он построил 12 церквей для Ивана III, в том числе Архангельский собор, также отмеченный успешным смешением русской традиции, православных канонов и стиля Ренессанса. Считается, что собор митрополита Петра в Высоко-Петровском монастыре, ещё одна работа Алевиза Нового, служил образцом для так называемой архитектурной формы «восьмерик на четверике».

Тем не менее, с начала 16 и до конца 17 века в России были разработаны оригинальные традиции строительства каменных шатровых храмов. Это был совершенно уникальное явление и отличалось от архитектуры Возрождения в других странах Европы, хотя некоторые исследователи называют это «русской готикой», сравнивая этот стиль с европейской архитектурой раннего готического периода. Итальянцы с их передовыми технологиями могли повлиять на появление каменных шатровых крыш (деревянные шатры были известны в России и Европе задолго до того). Согласно одной из гипотез, итальянский архитектор Петрок Малый, возможно, был автором Церкви Вознесения в Коломенском, одного из первых и наиболее известных шатровых храмов.

В середине 16 века на Руси начали печатать книги, и Иван Федоров был первым известным русским печатником. В 17 веке печать получила широкое распространение, и гравюры на дереве стали особенно популярны. Это привело к развитию особой формы народного искусства, известной как лубок, которая сохранялась в России и в 19 веке. Ряд технологий эпохи Возрождения был принят русскими из Европы довольно рано, и, усовершенствованные, впоследствии они стали частью сильной внутренней традиции. В основном это были военные технологии, такие как пушечное литье, восходящее ещё к 15 веку. Царь-пушка, которая является крупнейшей по калибру пушкой в мире, была отлита в 1586 году мастером по имени Андрей Чохов, и отличается также своим богатым убранством. Ещё одна технология, которая, согласно одной из гипотез, первоначально была привезена из Европы итальянцами, привела к созданию водки. Ещё в 1386 году генуэзские послы впервые принесли «живую воду» в Москву и представили её великому князю Дмитрию Донскому. Генуэзцы, вероятно, получили этот напиток с помощью алхимиков Прованса, которые использовали разработанный арабами перегонный аппарат для преобразования виноградного сусла в спирт. Московский монах Исидор использовал эту технологию для производства первой оригинальной русской водки в 1430 году.

Содержание

Музыка

В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova» («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах — английской (XV в.), нидерландской (XV—XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.).



Изобразительное искусство



Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.

Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.

Как начался Ренессанс

Явление наблюдалось сразу в нескольких европейских странах, поэтому точно назвать место и время появления Ренессанса нельзя. Но итальянское Возрождение началось в городе Флоренция в XIV в.

Одна из ключевых фигур того времени – Франческо Петрарка, родившийся в 1340-м в Тоскане. Он был поэтом, ученым и дипломатом. Также Петрарка интересовался классической философией и считал Римскую империю верхом достижений человека. Период, наступивший после ее падения, он характеризовал как время социального упадка в Европе. Историю он считал последовательностью не исторических эпох, а достижений человека.

Философия



Философы эпохи Возрождения

Периоды эпохи

Раннее Возрождение

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.



Высокое Возрождение

Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.

Смерть перед вторым рождением

Средние века неспроста называют «темными». В Европе царил низкий уровень образованности, голод, войны и болезни. Однако, несмотря на этот мрачный образ, в Европе уже и тогда создавались потрясающие произведения искусства, развивалась научная мысль. Но в сравнении с Ренессансом эти достижения часто меркнут.

Само восприятие мира различалось в эти две эпохи. В Средние века в Европе доминировало христианство. Искусство в этом свете было лишь способом возвеличить Бога, преобладала религиозная тематика. А Ренессанс, напротив, характеризовался гуманизмом, то есть интересом к человеку. В отличие от средневековых ученых и деятелей искусства, люди эпохи Ренессанса помещали человека и его природу в центр вселенной.

Гуманисты, конечно, не отрицали христианство. Они исповедовали синкретизм, предполагающий общность и сопоставимость идей разных философских школ и религиозных систем. Также они верили в возрождение человеческого духа и мудрости. С этим и связан интерес к классическому искусству Греции и Рима.

Из тьмы к свету: истоки Ренессанса

Название эпохи буквально означает «возрождение». Термин был введен французским историком Жюлем Мишле в XIX в.

Возрождение Европы рассматривают с двух сторон. С одной стороны, оно связано с «повторным открытием» классических текстов и знаний, их применением в искусстве и науке. С другой, оно относится к изменениям в европейском обществе, вызванным этими открытиями.

Впрочем, слово «ренессанс» встречается и раньше, например, в работах Джорджо Вазари. Он считается первым в Европе историком искусства. Вазари писал о развитии живописи, происходившем в Италии в его время.

Ренессанс Вазари разделил на три периода. Первый период – XIII-XIV вв. Он связан с именем Джотто, одного из первых итальянских художников, который перешел от стилизованных изображений людей, пейзажей и архитектуры к более натуралистичному. Второй период – XV в. Он включает таких художников, как Донателло, Брунеллески и Мазаччо. Третий период пришелся на время жизни самого Вазари и связан с именами таких гениев, как да Винчи, Рафаэль и Микеланджело.

Общая характеристика

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Читайте также: