Какое основное новообразование появляется после кризиса 1 года жизни

Обновлено: 02.07.2024

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: "младенческий" - с рождения до одного года, "раннее детство" - от года до трех, и "дошкольное детство" - от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.

Кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно - через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали "кризисами развития".


Ребенок никуда не отпускает маму – что делать

мама и ребенок

Многие мамы в кризис 1 года или в кризисы у детей после года сталкиваются с такой проблемой: нет времени делать домашние дела, так как ребенок никуда не пускает, не слезает с рук. Что делать в такой ситуации?

Прежде всего необходимо определить причину, по которой ребенок боится исчезновения мамы из поля зрения. Это могут быть:

  • Очень прочная психологическая зависимость ребенка от матери. Когда мама рядом, ребенок чувствует себя в безопасности. Если же она уходит, у него появляется беспокойство. Кроме того, дети очень тонко чувствуют эмоциональный настрой матери. Если женщина переживает, волнуется, оставляя малыша, он скопирует ее состояние. . Когда мама уходит, ребенок не знает точного времени ее возвращения. Он опасается, что она не вернется. Такое случается, если в качестве основного средства коррекции поведения родители используют угрозы: «Будешь так себя вести, уйду от тебя!» Когда мама уходит по делам, малыш полагает, что наступил тот момент, когда из-за его плохого поведения мама ушла.
  • Дефицит внимания. Если мама находится рядом с ребенком, но занята своими делами, ему не хватает общения. Видя, что мама куда-то собирается, ребенок расстраивается: он ждал, что мама обратит на него свое внимание, а она уходит.

Научить малыша спокойно воспринимать отсутствие мамы можно, если почаще играть с ним в прятки. Частые визиты близких родственников и друзей семьи способствуют формированию у него спокойного отношения к тому, что не всегда с ним рядом может находиться мама. Ничего страшного в том, что иногда рядом находится другой человек, нет.

Снижению ситуативной тревожности малыша способствует фраза мамы: «Я пойду в магазин, скоро вернусь». Такие фразы формируют доверие ребенка к матери: мама сказала, что скоро вернется, и действительно пришла через несколько минут. Это лучше, чем уйти тайком. Если ребенок был занят игрой, а потом обнаружил, что мама исчезла, он рыдает в голос. Когда мать возвращается, малютка не отходит от нее ни на шаг, опасаясь, что она снова исчезнет.

Откуда взялись капризы?

Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого "приступа".


Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые "требуют" внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать "на зуб". Но вдруг со стороны родителей раздается "нельзя". Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят - не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс - стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

Кризис 1 года: инструкция для родителей

Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

Признаки

упрямство ребенка

В периодизации возрастной психологии кризис 1 года у ребенка является границей между младенчеством и ранним детством. Его признаками являются:

  • стремление к самостоятельности;
  • бурное эмоциональное реагирование на неудачную попытку сделать что-то самостоятельно;
  • попытки обозначить словом свои потребности;
  • упрямство и настойчивость в получении желаемого;
  • стремление к выработке собственного мнения, отличного от точки зрения взрослых.

Как правило, первая вспышка кризиса одного года бывает самой яркой, потому что малыш впервые ощущает эмоциональный внутриличностный конфликт, не знает, как себя вести в такой ситуации, не может предположить, как будут реагировать родители.

Важно правильно распознать у ребенка признаки кризиса 1 года. Ошибочно объясняя яркую эмоциональную реакцию тем, что ребенок заболевает или тем, что у него плохой характер, родители блокируют противоречия детской души. В дальнейшем это может стать причиной тяжелой адаптации к обществу сверстников.

Опасные моменты самостоятельности ребенка в 1 год

ребенок приблизил руку к огню

Детский интерес к предметам быта может привести к травме. Убрать все опасные предметы из поля зрения малыша невозможно. Важно понимать, что опасность для ребенка кроется не в самом предмете, а в том, что малыш без контроля взрослого берет эту вещь.

Полноценная картина о мире будет складываться у ребенка только тогда, когда он будет знакомиться со всеми его предметами и явлениями, в том числе и с опасными. Но делать это нужно только вместе со взрослым и под его контролем.

Лишь приблизив руку ребенка к огню, чтобы он почувствовал его температуру, получится объяснить малышу опасность пожара. Только аккуратно прикоснувшись к острому лезвию ножа, ребенок поймет, что этим инструментом можно пораниться.

При таком подходе малыш на подсознательном уровне понимает, что нужно быть осторожным. Через тактильные ощущения в мозг передается сигнал об опасности.

Мои рекомендации

Новообразования психики на пороге новых этапов онтогенеза сопряжены с кризисами. Это нормально. Родителям нужно запастись терпением: пройдет немного времени, и все наладится.

Не стоит ругать малыша за негативные поведенческие реакции в период кризиса. Психологическая практика показывает, что это неэффективно. Альтернативой этому служит доверительное общение, разъяснение ребенку сути эмоциональных состояний. Малыш успокаивается, когда видит ,что мама понимает его чувства и разделяет их.

Легче преодолевают кризисы те дети, родители которых поощряют их самостоятельность. Начиная с самостоятельности в одевании и умывании, родители постепенно формируют у ребенка уверенность в себе, инициативность и любовь к порядку.

Если взгляды родителей на воспитание совпадают, супруги спокойно относятся к кризису, то его протекание будет безболезненным для семьи.

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.


Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом - все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек - здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра "разборкой" новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это - часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок - это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

Кризис 1 года у ребенка – это первое серьезное испытание для родителей. Если мама и папа знают, как проявляется кризис первого года жизни, чем он вызван, то многих ошибок в воспитании крохи можно избежать. От правильной реакции родителей на возрастное изменение поведения ребенка в период кризиса первого года зависит психологический комфорт и личностное развитие малыша.

Заключение

Возрастная психология насчитывает несколько кризисов у ребенка. Первый из них – кризис одного года. Бояться его наступления не надо. Особенности протекания этого напряженного периода и его продолжительность зависят от того, как родители относятся к данному явлению. Появление кризиса 1 года свидетельствует о нормальном психическом развитии малыша.

Если ребенку исполнилось 1,5 года, а кризис еще не наступил, стоит проконсультироваться со специалистами. Это может указывать на отклонения в развитии психики.

Суть любого кризиса в психическом развитии, по Л. С. Выготскому, состоит в том, что новообразования возраста, которые складываются к концу возрастного этапа, вступают в противоречие с прежней социальной ситуацией развития. Так, возросшая, благодаря становлению прямохождения и развитию речи, самостоятельность ребенка делает рамки единства матери и ребенка слишком узкими. Становление ходьбы является первым моментом в содержании данного кризиса. Второй момент, характеризующий суть кризиса первого года жизни, относится к речи. Здесь можно говорить о наличии латентного периода в развитии речи, который продолжается, по Л. С. Выготскому, примерно три месяца. В качестве третьего момента, описывающего кризис первого года жизни, Л. С. Выготский выделяет особенности проявления эмоций и воли (рис. 4.3). В связи с этим кризисом у ребенка возникают первые акты протеста, противопоставления себя другим. При неправильном воспитании такие протестные реакции ребенка могут проявляться очень интенсивно. Часто у ребенка, которому в чем-нибудь отказали или его просто не поняли, происходит резкое нарастание аффекта, приводящего к тому, что ребенок бросается на пол, начинает кричать, отказывается ходить, стучит ногами об пол.

Явления, характеризующие кризис первого года (по Л. С. Выготскому)

Рис. 4.3. Явления, характеризующие кризис первого года (по Л. С. Выготскому)

Компоненты кризиса одного года содержательно раскрыты в работах К. Н. Поливановой. Автор указывает, что в кризисе первого года социальная ситуация развития трансформируется: еще вчера безразличное (отсутствовавшее как элемент среды) становится привлекательным или отвергаемым (а значит, возникает как элемент среды). Возникает поле притяжений и отталкиваний – пространство отношения. На этом этапе среда, до этого являвшаяся как бы продолжением желаний (все, что хотелось – достигалось), делится на достижимое и недостижимое, поляризуется. Примерно до одного года мир ребенка постепенно увеличивается, расширяется, происходит эволюционное накопление его возможностей. В это время все или почти все побуждения ребенка, его требования удовлетворяются. Более того, среда обогащается взрослыми как бы загодя, предметы, которые станут актуальными лишь несколько позже, уже предоставляются в распоряжение ребенка. Но с развитием активного ползания (нового способа передвижения, а значит, способа достижения желаемого) возникают первые запреты. Это и есть тот кардинальный момент, который провоцирует сдвиг в развитии ребенка.

При возникновении первых запретов и ограничений для ребенка впервые возникает его собственное желание как таковое. Пока любое стремление удовлетворяется, оно существует для ребенка только как часть желаемого. Запреты способствуют осознанию ребенком своих побуждений и стремлений. Невыполнение требования продлевает стремление и ребенок эмоционально проживает и осознает его. К. Н. Поливанова назвала этот процесс "объективация – субъективация", – это целостное преобразование социальной ситуации развития. Возрастание самостоятельности и возможностей ребенка вызывает со стороны взрослого запреты, которые разделяют для него окружающую среду на доступную и недоступную. Потребность ребенка не удовлетворяется, продлевается и приводит к возникновению состояния желания, а затем к его обнаружению им. В результате происходит субъективация стремления.

При описании кризиса первого года Л. С. Выготский особое внимание уделял феномену автономной речи. Он считал, что главное приобретение этого переходного периода – своеобразная детская автономная речь. Она имеет существенные отличия от взрослой речи и по звучанию (фонетическому строению), и по смысловому содержанию (семантической стороне). Детские слова по своей звуковой форме могут напоминать "взрослые", могут значительно отличаться от них. Семантические различия также могут быть различными. Маленький ребенок вкладывает в слова иное значение, чем взрослый человек, поскольку у него еще не сформировались общепринятые понятия. Специфические особенности детского мышления приводят к тому, что слова становятся многозначными и ситуативными, включенными в эмоционально насыщенную ситуацию. Автономная речь возникает только при сильной эмоциональной окрашенности воспринимаемой ребенком ситуации и активности самого ребенка, проявляющейся в эмоциональных переживаниях или действиях. Из этого следует, что появление многозначных слов в автономной речи детей носит эмоционально-действенный характер. Другая особенность автономной детской речи заключается в специфике связей между словами. Язык маленького ребенка характеризуется аграмматичностью, которая проявляется в том, что слова не связываются в предложения, а переходят друг в друга как междометия подобно бессвязным восклицаниям.

Практический пример

Среди слов, которые употребляет ребенок в конце первого года, встречаются слова, отличающиеся от соответствующих слов взрослых (например, "ика" – шкаф, "гилигилича" – карандаш, "капа" – ложка); слова, являющиеся обрывками слов взрослых ("ка" – каша, "па" – упала, "ба" – бабушка); слова, представляющие собой искажения слов взрослых, но сохраняющие их фонетический и ритмический рисунок ("тити" – часы, "ниняня" – не надо); звукоподражательные слова ("ав-ав" – собака, "му-му" – корова, "ко-ко" – курочка).

Поскольку автономная речь детей имеет значительные фонетические и семантические отличия от взрослой речи, ее могут понять только близкие взрослые, постоянно общающиеся с ребенком и понимающие значения его слов. Общение с другими взрослыми посредством такой речи крайне затруднительно или невозможно. В этом случае пониманию речи ребенка могут способствовать неязыковые средства – жесты и мимика, сопровождающая непонятные слова. Из этого следует, что автономная детская речь может обеспечивать общение, но отличающееся по форме и средствам от обычного вербального общения на более поздних этапах онтогенеза.

Е. О. Смирнова приводит результаты анкетирования родителей, в ходе которого было выявлено, что поведению детей в возрасте от 10 до 15 месяцев присущи резкие изменения временного характера (табл. 4.10). Автор делает вывод, что совокупность показателей кризиса первого года проявляется во всех сферах жизни ребенка, главной из них является сфера предметной деятельности. В рамках этой деятельности существенно возрастает уровень самостоятельности, активность и разнообразие игровых и предметных действий детей, увеличивается количество новых способов действий, появляется стремление все выполнять самому, даже без необходимых для этого умений.

Другой сферой проявления симптомов кризиса первого года жизни являются взаимоотношения со взрослыми. В данной сфере можно отмстить возрастание избирательности в отношениях с разными взрослыми: проявление негативных эмоциональных реакций и недоверчивости к посторонним взрослым, повышение требовательности и возможно агрессивных проявлений в отношениях с близкими взрослыми. Значительные изменения происходят также в отношении ребенка к самому себе, которые заключаются в ярко выраженном стремлении отстоять свою независимость и свое право на самостоятельность, в повышенной чувствительности и обидчивости ребенка, в протестных реакциях против взрослых, в настойчивой требовательности выполнения его желаний.

Таблица 4.10

Изменения в поведении ребенка в период кризиса первого года

Упрямство, настырность, непослушание, требование повышенного внимания и пр.

Резкое увеличение положительных и отрицательных новоприобретений

Попытки самостоятельных действий во время кормления, одевания, отказы от выполнения необходимых режимных процедур, овладение большим числом новых умений в игре и в действиях по самообслуживанию

Повышенная чувствительность к порицаниям и замечаниям взрослых

Обидчивость, недовольство, агрессия, направленная на взрослых или на предметы

Необычное и противоречивое поведение в затруднительных ситуациях

Связано с выполнением каких-либо действий (например, ребенок просит о помощи, но сразу отказывается от нее), повышенная капризность ребенка

К. Н. Поливанова проанализировала действия взрослых в ситуации развертывания негативных симптомов кризиса первого года. Автор отмечает, что до кризисного периода взрослый был источником и условием выполнения всех желаний ребенка. В кризисе взрослый впервые занимает позицию между ребенком и его желаниями, противостоит их удовлетворению. Данное противостояние является признаком эмансипации ребенка от взрослого и становится также условием обнаружения взрослого, подобно тому как неисполнение желания является условием его обнаружения. В данной ситуации взрослый вынужден изменить воспитательные воздействия. С одной стороны, родители пытаются теперь постоянно предвидеть возможные желания и побуждения ребенка, стараясь максимально обезопасить окружающую обстановку, с другой – они вынуждены повышать разнообразие репертуара способов взаимодействия с ребенком, включая в него совместные действия с предметами. Родителям в ситуации данного кризиса необходимо признать своеобразное "чувство взрослости", возникающее у ребенка, и отказаться от некоторых, потерявших свою актуальность запретов, предоставить ребенку некоторые новые формы взаимодействия. Однако абсолютно все желания ребенка не могут быть удовлетворены, поскольку остаются недоступными опасные, с точки зрения взрослых, зоны окружающего пространства и предметы. Ребенок хочет максимально увеличить пространство своей деятельности, взрослый же – стремится изменить содержание деятельности и действия ребенка в относительно небольшом контролируемом пространстве. Таким образом, в периоде кризиса первого года можно выделить несколько этапов (табл. 4.11).

Таблица 4.11

Этапы кризиса первого года

У ребенка появляются устойчиво привлекательные предметы и ситуации

Новый способ передвижения на короткое время попадает в центр внимания ребенка, становится особым опосредующим предметом потребности

Запрет (или отсрочка) удовлетворения желания приводит к гипобулической реакции в поведении и к появлению стремления (как характеристики психической жизни)

Слово взрослого означивает удерживаемый аффект

Можно заключить, что содержание психического развития в кризисе первого года жизни ребенка можно охарактеризовать посредством термина субъективация как обнаружение им самим собственного желания. Благополучное разрешение кризиса первого года жизни обеспечивает дифференциацию предметной и социальной среды. Это обеспечивает стремление, приводящее к субъективации желания – к обнаружению желания самим ребенком; к исчезновению ситуации "пра-мьт" и возникновению новой формы "Я" ("Я-желающий"), Субъективация желания и форма самосознания "Я-желающий" являются основой для формирования предметной деятельности и возникновения на следующем возрастном этапе формы "Я-действующий". Новообразованиями кризиса первого года являются – овладение ходьбой, автономная речь и гипобулические аффективно-волевые реакции.

Новообразованиями младенческого возраста являются хватание, ходьба и первое слово (речь). Рассмотрим каждый акт подробнее.

Хватание — это первое организованное действие, которое возникает примерно в 5 месяцев. Оно организуется взрослым и рождается как совместная деятельность взрослого и ребенка. Для того чтобы возникло хватание, надо, чтобы рука младенца превратилась в орган осязания, другими словами — "раскрылась". Дело в том, что у младенца кисть руки сжата в кулак, поэтому только когда он сможет его разжать, произойдет акт хватания. Очень интересно поведение ребенка: он смотрит на свои ручки, следит, как рука приближается к предмету.

Этот акт дает ему возможность расширить возможности манипулирования с предметами: в возрасте от 4 до 7 месяцев ребенок начинает перемещать предметы, двигать, извлекать из них звуки; в 7—10 месяцев формируются соотносимые действия, т.е. он манипулирует двумя предметами сразу, отдаляя их от себя и соотнося между собой (отводит предмет от себя и приближает к другому, чтобы положить, поставить, нанизать на него). С 10—11 до 14 месяцев начинается этап функциональных действий: ребенок производит более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, манипулируя со всеми возможными объектами.

Акт хватания имеет большое значение для развития предметного восприятия. Образ предмета возникает при наличии практического, действенного контакта между изображением и предметом. Благодаря хватанию у ребенка начинает развиваться ощущение пространства, так как, чтобы схватить предмет, надо вытянуть руку. Пространство, появляющееся у ребенка, — это пространство вытянутой руки. Кроме того, чтобы схватить предмет, надо разжать кулак, что ведет к развитию руки.

Стремление дотянуться до предмета и взять его (схватить) стимулирует процесс сидения, который, в свою очередь, открывает перед ребенком мир других предметов. Появляются предметы, до которых дотянуться невозможно, получить их можно только с помощью взрослых. Поэтому между ребенком и взрослым возникает новый вид общения — общение, возникающее в результате появления у ребенка желания овладеть предметом, в данный момент ему недоступным. М. И. Лисина назвала такое общение ситуативно-деловым.

С изменением общения меняется и способ воздействия на взрослых: возникает указующий жест. По поводу этого жеста Л. С. Выготский писал: "Вначале указательный жест представляет собой просто неудавшееся хватательное движение, направленное на предмет и обозначающее предстоящее действие. Ребенок пытается схватить слишком далеко стоящий предмет, его руки, протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе, пальцы делают указательные движения. Эта ситуация — исходная для дальнейшего развития. Здесь есть движение, объективно указывающее на предмет, и только. Когда мать приходит на помощь ребенку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. Указательный жест становится жестом для других" [1] .

Этапы развития хватания и движений младенца приведено в табл. 4.

Таблица 4

Развитие движений и действий

Время появления движений

Развитие крупных движений

Развитие мелкой хватательной моторики

Движения рук хаотичны, пальцы сжаты в кулак

Сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2—3 секунды

Тянется за предметом, но как правило промахивается

Ребенок удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот

Сидит с поддержкой

Ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движения пальцев не дифференцированны

Хватает рукой предметы

Противопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев

Сидит без поддержки

Размахивает схваченными предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д., движения пальцев дифференцируются

В конце первого года жизни младенец начинает ходить, сначала с помощью взрослых или опираясь на окружающие предметы, а затем самостоятельно. Д. Б. Эльконин считал главным в акте ходьбы, во-первых, расширение пространства ребенка, а во-вторых, то, что ребенок отделяет себя от взрослого, и уже не мама ведет его, а он ведет маму. Это свидетельствует о разрыве старой ситуации развития.

Появление первого слова (речи) — еще одно новообразование данного возраста. Речь ситуативна, автономна, эмоционально окрашена, понятна только близким, специфична по своей структуре и состоит из обрывков слов. Такая речь называется "языком нянь". Тем не менее данная речь — это новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка исчерпала себя и между взрослым и ребенком возникло взаимодействие иного содержания.

Данные изменения в отношениях ребенка и взрослого приводят к возникновению критических симптомов, составляющих кризис одного года.

Кризис одного года возникает на стыке двух периодов: окончания младенчества и начала раннего детства. Данный кризис обусловлен следующими внутренними причинами: нарастают противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Средством разрешения этого противоречия становится овладение ходьбой и речью.

Внешние проявления кризиса заключаются в следующем: овладение ходьбой и манипуляциями с предметами расширяет возможности ребенка, он начинает чувствовать себя отдельным от взрослых человеком, обретает поведенческую автономию. Ребенок теперь может достать опасные для себя предметы и вести себя так, как не нравится взрослым. Взрослые впервые начинают применять запреты и наказания. Когда взрослый что-то запрещает ребенку, не понимает его или наказывает, тот начинает беспокоиться, кричать, плакать, старается проявить самостоятельность. Одним из ярких симптомов кризиса становится возникновение аффективных состояний, выражаемых гипобулическими реакциями: столкнувшись с запретом, ребенок устраивает истерику, громко плачет, падает на пол, колотит по нему руками и ногами.

Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным.

Социальная ситуация слитности ребенка со взрослым исчезает, появляются двое: ребенок и взрослый. И это оправданно,

потому что ребенок начинает говорить, ходить, развиваются его действия с предметами. Но возможности малыша все же ограничены, поскольку, во-первых, его речь еще несовершенна, а во-вторых, он нуждается в помощи взрослых при осуществлении почти любого действия. Это явно выражено при освоении предметов, которыми ребенок манипулирует. Д. Б. Эльконин указывал, что ребенку надо раскрывать общественные способы употребления предметов, так как сам ребенок не способен дойти до их понимания.

Причины изменений в поведении

Причины изменений в поведении

Знание причин, которые лежат в основе кризиса первого годика жизни, помогает понять суть данного феномена. К ним относятся:

  • большой поток информации, с которой малыш сталкивается каждый день, открытие для себя всего пространства квартиры;
  • ежедневное знакомство с большим количеством новых предметов;
  • скачок в развитии психических функций;
  • слабое развитие речи, не позволяющее четко и ясно рассказать взрослым о своих потребностях и желаниях;
  • первый опыт самостоятельного и осознанного пространственного отдаления от родителей;
  • необходимость ежедневно тренировать большое количество навыков (самостоятельно умываться, одеваться, есть ложкой, говорить);
  • большая физическая нагрузка, обусловленная становлением навыка самостоятельной ходьбы;
  • утрата психофизиологической связи с мамой и стресс в результате прекращения грудного вскармливания.

Краткое описание причин кризиса 1 года у ребенка показывает, что это естественный феномен возрастной психологии, избежать которого не получится. Дальнейшее социальное развитие малыша на этапе раннего детства не будет полноценным, если исключить из онтогенеза кризис 1 года.

Что чувствует малыш

Согласно возрастной психологии, годовалый малыш пребывает в состоянии стресса от скачка в развитии психики. Теперь он осознает собственные желания, хочет заявить о них всему миру. Он чувствует, что физически стал самостоятельным: можно отпустить мамину руку и убежать от нее в другую комнату. Однако тот факт, что мама будет ходить на работу, на долгое время исчезая из поля зрения малыша против его воли, ему не нравится. Психоэмоциональная связь с мамой очень прочна, если мама уходит, малыш плачет.

Накопленный к этому времени опыт делает годовалого кроху очень восприимчивым к явлениям окружающего мира. Ему нравится находиться среди людей, он с интересом разглядывает их лица. Ему все интересно, хочется все потрогать и попробовать на вкус, ведь с опасностями этого мира он пока не знаком.

Поведение годовалого карапуза определяется взрослым, но при этом у него уже сформирована такая психологическая структура, как характер. Некоторые запреты взрослого противоречат его собственным убеждениям, поэтому и возникает бурный протест.

Для годовалого малыша взрослый является источником положительных эмоций. В этом возрасте дети способны безошибочно распознавать настроение взрослых. Родители играют с ним, кормят его, водят гулять. Ребенку нравится проводить время с мамой или с папой. Когда на него долго не обращают внимания, он скучает, хочет общения. Чтобы обратить на себя внимание взрослого, ребенок начинает хныкать.

Понять, что чувствует ребенок, совсем не трудно. Для этого нужно всего лишь признать, что он является личностью, у него есть свои предпочтения, желания и потребности.

Чего нельзя делать при кризисе 1 года у ребенка

В кризисный период онтогенеза не допустимы следующие действия родителей:

  • паника по поводу предстоящего сложного периода жизни ребенка;
  • прекращение грудного вскармливания;
  • повышение голоса во время общения с ребенком;
  • потакание капризам малыша;
  • запрет на любые попытки проявления самостоятельности;
  • наказывать за сломанную игрушку или испорченную вещь;
  • игнорирование потребностей ребенка во внимании и общении.

Как легко пережить кризис

Как легко пережить кризис одного года

Чтобы кризис прошел быстро и безболезненно, родителям нужно подготовиться к этому важному периоду. Психологи советуют придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Признать, что ребенок является личностью. Его требования на расширение прав естественны. Все родительские запреты должны быть аргументированы. Если ребенок хочет попробовать что-то сделать самостоятельно, нужно предоставить ему такую возможность, но под контролем взрослого.
  2. Важно правильно формулировать запреты. Следует отказаться от использования в запрете частицы «не». Вместо слова «нельзя» лучше использовать слово «опасно». При этом запретов не должно быть много. Прежде чем запрещать что-либо ребенку, родителям необходимо это обсудить между собой, чтобы выработать единый взгляд на воспитание в семье.
  3. Создать безопасные бытовые условия. Если малышу будет разрешено участвовать в бытовых делах вместе с мамой, он будет в восторге.
  4. Создавать условия для всестороннего развития ребенка.
  5. Во время игр ребенку нужно разрешать ломать постройки из кубиков, разбирать мозаику. После того, как ребенок разрушил построенную башню, нужно ее снова построить. Это развивает логическое мышление.
  6. Разговаривать с ребенком. Если малыш чем-то возмущен, нужно дать ему выговориться и обязательно постараться понять его чувства. Услышав спокойную речь мамы, малыш успокаивается. Свои высказывания мама может сопровождать поцелуями и поглаживаниями. Такое общение формирует доверительные отношения между ребенком и родителями.
  7. Соблюдение режимных моментов важно для здоровья малыша. Не стоит от них отказываться только потому, что ребенок протестует. Их можно сохранить, если использовать не строгое принуждение, а игру.

Как проявляется кризис 1 года

Как проявляется кризис 1 года

Распознать кризисы у детей бывает сложно, так как темпы физиологического и психологического развития у всех малышей индивидуальны. Как правило, проявления кризиса становятся заметны спустя 3–4 недели после становления навыка самостоятельной ходьбы у малыша. Кризис 1 года у ребенка проявляется как совокупность следующих новообразований:

  • всплеск двигательной активности, непоседливость;
  • неподдельный интерес к опасным предметам;
  • появление требовательных интонаций в голосе;
  • способность к переживанию обиды и разочарования;
  • способность выразить недовольство;
  • упрямое сопротивление рациональным действиям взрослого;
  • расширение запаса мимических реакций (малыш умеет плотно сжимать губы, хмурить брови, смотреть исподлобья или с прищуром);
  • расширение диапазона средств, с помощью которых кроха требует то, что ему нужно (громкий крик без слез, топанье ножкой, резкие взмахи руками, падение на пол);
  • ревность по отношению к матери, назойливость;
  • отказ от соблюдения режимных моментов.

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он - взрослый, мы - разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку - нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, - это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название "кризиса".

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному "графику", потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Что такое кризис 1 года

Что такое кризис 1 года

Предпосылками к возникновению кризиса первого года жизни ребенка в психологии считаются:

  • частые капризы, причины которых сложно понять;
  • перепады настроения.

Малыш растет, с каждым днем становится все более самостоятельным. Теперь он уже устойчиво стоит на ножках, видит окружающий мир с совсем другого ракурса. Малютка считает, что стал большим, что он ничем не отличается от взрослых. Однако к нему продолжают относиться как к малышу. Это противоречие и рождает кризис одного года у ребенка.

Годовалый карапуз в своих действиях движим собственными сиюминутными желаниями. Но взрослые диктуют ему правила и запреты. Практически на каждое свое «хочу», ребенок слышит от мамы и папы «нельзя». Он не понимает, чем обусловлены запреты, почему нужно подчиняться правилам. В нем горит жажда познания окружающей действительности, которая хранит в себе розетки, мобильные телефоны, острые бытовые предметы. Но стоит протянуть руку к привлекательному предмету, как тут же раздается строгий голос: «Нельзя!» Детский интерес не удовлетворяется, он злится и плачет.

Психологическая сущность кризиса первого года жизни ребенка заключается в том, что малыш не может соединить в одно целое собственные желания и требования взрослых, свою потребность в самостоятельности и физиологическую зависимость от матери.

Советы доктора Комаровского

доктор Комаровский

Доктор Комаровский кризис 1 года у ребенка называет капризной порой. В работах этого автора можно найти советы по преодолению кризиса 1 года:

Длительность кризиса у годовалого ребенка

Длительность кризиса у годовалого ребенка

Название данного возрастного кризиса весьма условно. Время его появления у ребенка зависит от становления навыка самостоятельной ходьбы. Сколько длится кризис 1 года у ребенка, как он протекает – зависит от индивидуальных особенностей крохи и реакций взрослых на негативные поведенческие сюрпризы, обусловленные переходом на новый этап развития.

По мнению Комаровского, кризис 1 года у ребенка длится с 8 до 15 месяцев. Однако известны случаи, когда ребенку удавалось успешно преодолеть кризисный этап за месяц. А кому-то для этого нужно 10-12 месяцев. Продолжительность кризиса определяется не только психофизиологией малыша, но и грамотным реагированием родителей на поведенческие вспышки.

Оптимальным временем преодоления возрастных внутриличностных противоречий малыша является период с 12 до 15 месяцев. К этому времени физиологическое созревание мозга и нервной системы приходит в равновесие с психологической ситуацией развития. Чем больше понимает ребенок, тем легче ему пережить кризисный этап онтогенеза.

Родители отмечают, что после успешного завершения кризиса одного года, малыш делает огромный шаг вперед в своем развитии: он научается прыгать, учится подчинять свои желания правилам, его словарный запас расширяется, а в поведении прослеживается произвольность.

Читайте также: