Какие республики советского союза были дотационными

Обновлено: 04.07.2024

Вероятно, многие, кто ещё застал СССР и успел побывать в разных его республиках, помнят бросавшуюся в глаза разницу в жизненном уровне населения большинства областей России, особенно центральных, и некоторых республик.

На фоне хронической бедности и тотального товарного дефицита в регионах российского Нечерноземья (где относительным изобилием выделялась Москва) магазины, а особенно рынки в некоторых местностях Закавказья и Средней Азии смотрелись продовольственной мечтой среднего российского обывателя.

Городское население большинства союзных республик выглядело зажиточнее обитателей многих российских провинциальных городов. Да и между сельским населением союзных республик и России была ощутима эта разница, причём русское население союзных республик также зачастую жило явно лучше, чем в России. Например, у некоторых было по автомобилю, в то время, как для семьи московского профессора в позднем СССР это казалось совершенно недостижимым жизненным уровнем.

Заниженные цены для друзей

На самом деле, директивная финансовая и торговая политика, при которой энергоносители и другая продукция Российской Федерации «продавались» союзным республикам по заниженным ценам, а их продукция «покупалась» по завышенным, а также приоритетное инвестирование средств в производство на «национальных окраинах», обкрадывали российского производителя и потребителя. Жители большинства республик больше получали, чем отдавали.

Согласно советским ценам, к 1989 году только у Азербайджана и Белоруссии было положительное сальдо во внешней торговле Советского Союза. У Российской Федерации импорт превышал экспорт. Это происходило потому, что и «братским социалистическим странам» советские энергоносители и некоторая продукция машиностроения продавались по заниженным ценам.

При пересчёте же на мировые рыночные цены вырисовывается совсем другая картина. РСФСР имела положительный баланс во внешней торговле 32,6 млрд. рублей (по тогдашнему инвалютному курсу), другой такой республикой был Азербайджан (550 млн руб.). У остальных республик было отрицательное сальдо, причём наибольшее оно было у Казахстана (7 млрд руб.), Украины (6,5 млрд) и Узбекистана (4 млрд).

Во внутрисоюзной межреспубликанской торговле была примерно такая же картина. Лидер положительного баланса по-прежнему Россия, за ней шла Туркмения как ещё одна нефтегазовая «житница» страны. В «лидерах» отрицательного баланса находилась та же тройка, что и во внешней торговле.

При такой финансово-экономической политике КПСС Российская Федерация становилась общесоюзным донором. При межреспубликанской торговле, в пересчёте на душу населения, в 1989 году каждый россиянин «инвестировал» в другие республики ежегодно по 209 рублей.

Другой республикой-донором, меньшего масштаба, была Туркмения – по 11 рублей с человека в год. Остальные республики получали, причём в наибольшем выигрыше находились: Литва (997 рублей), Эстония (812 рублей), Молдавия (612 рублей), Латвия (485 рублей), Армения (415 рублей).

Но помимо межреспубликанской торговли существовало ещё и дотирование из общесоюзного бюджета, когда собранные средства перераспределялись по республикам. Поэтому для представления о жизненном уровне, более наглядны расчёты для позднего СССР по среднедушевому производству и потреблению в пересчёте на рыночные цены в долларах.

Любопытно, что во время перестройки дисбаланс здесь рос всё менее выгодно для жителей РСФСР и всё более выгодно для некоторых союзных республик.

Так, если в 1985 году в РСФСР было произведено продукции на $14,8 тысяч на человека, а потреблено на $12,5 тысяч на человека, то в 1990 году эти цифры составили соответственно $17,5 тыс и $11,8 тыс.

В то же время Грузия в 1985 году произвела на душу населения $12,8 тыс, а потребила на $31,5 тыс; в 1990 году, соответственно на $10,6 тыс и $41,9 тыс. Популярный анекдот, когда Рейган и Горбачёв хвалятся друг перед другом уровнем жизни в своих странах, причём первый говорит о белых, а второй – о грузинах, содержит, как и любой анекдот, только долю шутки.

Почти столь же значительной была разница в уровне потребления и производства на человека в пользу первого: в Узбекистане, Таджикистане и Армении (почти втрое), в Эстонии (более чем вдвое), в Азербайджане и Туркмении (вдвое).

Единственной, кроме РСФСР союзной республикой, где среднедушевое производство по мировым рыночным ценам превышало потребление, была Белоруссия (в 1990 году $15,6 тысяч и $12 тысяч соответственно).

Не только поздний СССР был «империей наоборот»: так называемые «колонии» богатели за счёт щедрости «метрополии». Поэтому неудивительно, что когда Ельцин в 1990 году заявил, что пусть союзные республики отделяются от СССР, если хотят, и сам повёл дело к отделению РСФСР (случай, когда «имперский центр» сам решил выйти из состава «империи»), то его курс встретил поначалу бурное одобрение большинства россиян.

Пожалуй, жители каждой республики СССР считали, что именно их вклад в экономику огромной страны был самым значимым. Что их родина — основной кормилец государства, а остальные лишь забирают произведенные блага, ничего не давая взамен.

Действительно, каждая из республик была сильна по-своему. Украина, Белоруссия и Казахстан обеспечивали страну зерном, в Средней Азии — собирали и перерабатывали хлопок, в Азербайджане добывали нефть, в Прибалтике развивалась легкая промышленность. А РСФСР, как крупнейшая республика, производила и перерабатывала все вышеперечисленное и многое другое.

Меньше работаешь — больше получаешь

Впрочем, материальными благами республики обеспечивались независимо от их вклада в экономику государства.

В стране сложилась парадоксальная ситуация. Республики на периферии снабжались гораздо лучше, чем самая крупная по площади и населению Российская СФСР.

Самыми «богатыми» считались Грузия и Прибалтика (Латвия, Литва, Эстония). Там, помимо основных продуктов, в свободной продаже были товары, дефицитные для остальных, — колбасы и ветчины в ассортименте, «настоящий» сыр и даже йогурты. Мебель, одежда и обувь, бытовая техника — для простого покупателя все это было гораздо доступнее, чем где бы то ни было в Советском Союзе.

«Работая» меньше, многие республики получали больше, а главный «работник» государства, РСФСР, оставался полуголодным.

«Кормильцы» и «нахлебники»

К 1985 году по показателю ВВП (валовой внутренний продукт — рыночная стоимость всего объема изготовленных за год товаров и оказанных услуг) в отстающих были Таджикистан, Узбекистан и Киргизия, лидерами — Литва и Россия. К 1990 году расклад изменился: в аутсайдеры вышли три прибалтийских республики (Литва, Латвия, Эстония), в чемпионы — Россия и Украина.

Что касается выработки сельхозпродукции, добычи полезных ископаемых и размеров промышленного производства, ситуация была следующей. Больше всего ископаемых добывала Россия, Казахстан и Украина, меньше всего — Латвия, Молдавия и Литва. В сельском хозяйстве были сильны также Россия, Украина и Казахстан, среди отстающих числились Армения, Туркмения и Таджикистан. Наибольшее количество промышленных товаров производилось в России, Украине и Белоруссии, наименьшее — в Туркмении, Таджикистане, Киргизии и Молдавии.

Распределялись же материальные блага и собранные средства не совсем справедливо. Так, например, Грузия, Армения, Таджикистан и Узбекистан потребляли почти в три раза больше, чем производили (в пересчете на душу населения). В два раза больше от производимого получали и потребляли в Азербайджане, Туркмении и Эстонии.

В РСФСР ситуация была обратной — на душу населения республика потребляла в два раза меньше, чем производила.

В дальнейшем развал СССР показал, что благосостояние многих республик было фиктивным. После распада страны многие из них стали жить гораздо хуже, чем во времена Союза.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!

В СССР все национальности и республики были равны. Однако и граждане СССР, и тем более их руководство, без всякого Оруэлла знали, что в множестве равных некоторые – всегда «равнее» прочих.

Кто кого кормил

Ни для кого не секрет, что развитие многих республик Советского Союза осуществлялось за счёт перекачки средств преимущественно из РСФСР. Общесоюзный и республиканский бюджеты устанавливались партийными директивами, никакого общественного контроля и независимых источников информации не существовало, поэтому политика обирания России в пользу окраин почти до самого крушения СССР осуществлялась коммунистами легко и беспрепятственно. Даже у некоторых партийных руководителей такая практика вызывала возмущение. Председатель Совета Министров РСФСР Михаил Соломенцев как-то даже сказал Председателю Президиума Верховного Совета СССР Леониду Ильичу Брежневу: «Хватит затюкивать Россию!» Но это был глас вопиющего в пустыне.

Однако в каких суммах выражалось это дотирование экономики? Подсчёты здесь затруднены тем, что сами цены в СССР устанавливались директивно и не соответствовали реальным рыночным. Кроме того, тема «национальные окраины СССР доили Россию» стала спекулятивной, и в её рамках часто приводятся совершенно несуразные цифры, причём без ссылок на источники. Обратимся к сведениям, которые не было нужды подтасовывать их публикаторами.

Как нарезались границы республик

Коммунисты, провозгласив «право на самоопределение» всех народов, кроме русского, кроили карту бывшей Российской империи на национальные республики. В основу перекройки было положено негласное правило: отдавать республикам те территории, на которых титульная народность республики не только составляет большинство, но и живёт компактным меньшинством, а также жила когда-то. Кроме того, считалось необходимым придавать каждой республике большой промышленный район или город, населённый в основном русскими.

Так, Донбасс, Харьков и Криворожский бассейн оказались в составе Украины, Казань стала столицей Татарской АССР, Уфа – столицей Башкирской АССР, Верхнеудинск (переименованный коммунистами в Улан-Удэ) – столицей Бурят-Монгольской АССР, Усть-Сысольск (Сыктывкар) – столицей Коми АССР и т.д.

В состав Казахской АССР (с 1936 года – ССР) были включены земли Уральского и Сибирского казачьих войск, населённые русскими с XVI-XVIII вв., ещё до того, как в окрестностях появились казахи.

Образовательная политика

Есть ещё один интересный показатель – процент лиц с образованием, в том числе высшим. Вследствие фактически крепостного права государства на выпускников вузов, называвшегося «распределением», а также в целях «коренизации кадров», образование получало преимущественное развитие на национальных окраинах. При этом абитуриенты из других союзных республик принимались в главные вузы России по льготным квотам.

Согласно последней Всесоюзной переписи населения, в 1989 году наивысший процент лиц с высшим образованием имела Грузия – 15,1, потом Армения – 13,8, Эстония – 11,7, Латвия – 11,5%, далее следовала Россия (11,3). По доле лиц с высшим, средним и неполным средним образованием впереди была Армения – 90,1%, далее шли Азербайджан (87,8), Грузия (87,7), Узбекистан (86,7), Туркменистан (86,4). Россия занимала в этом списке 11-е место (80,6).[С-BLOCK]

Вывод

Степень привилегированности союзных республик в СССР можно оценивать по разным показателям. В каких-то наиболее благоприятствуемыми выглядят республики Закавказья, в каких-то – республики Средней Азии, ещё в одних – республики Прибалтики. В любом случае, Российская Федерация не попадала ни в одну из таких категорий, за исключением того, что русский язык обязывали изучать во всех республиках СССР.

«Интернационализм со стороны угнетающей или так называемой “великой” нации (хотя великой только своими насилиями, великой только так, как велик держиморда) должен состоять не только в соблюдении формального равенства наций, но и в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически… Нужно возместить так или иначе своим обращением или своими уступками по отношению к инородцу то недоверие, ту подозрительность, те обиды, которые в историческом прошлом нанесены ему правительством “великодержавной” нации».

Так писал Ленин в статье «К вопросу о национальностях, или об “автономизации”» (декабрь 1922 года). За столетие до того, как «потомков рабовладельцев» в США заставили вставать на колени перед «потомками рабов», нечто подобное перед «угнетёнными народами» заставляли проделывать русских. Русские в СССР должны были вечно платить и каяться за свой «великодержавный шовинизм».

Дотации и льготы

В работе Егора Гайдара «Гибель империи: уроки для современной России» (2006) приводятся такие цифры. В 1989 году РСФСР вывезла продукции в другие республики и за границу на 30,84 млрд. рублей, больше, чем ввезла. В пересчёте на каждого жителя РСФСР это выходит 209 рублей в год – чуть больше тогдашней среднемесячной зарплаты. Вот где-то столько и уходило из России в результате политики союзного центра по ценообразованию, формированию бюджета и внешней торговле.

Согласно тем же данным, эти средства распределялись по всем республикам, исключая Туркменистан (ещё одна республика, ключевая в системе нефтегазового экспорта из позднего СССР). В абсолютных цифрах больше всего выигрывал Казахстан – 6,6 млрд. рублей. Однако численность населения в союзных республиках неодинакова.

В пересчёте на душу населения, наивысший показатель оказывался у Литвы, где каждый житель получал примерно 997 рублей косвенных дотаций в год. Далее следовали Эстония (812), Молдавия (612), Латвия (485), Армения (415), Казахстан (399), Грузия (354), Киргизия (246), Таджикистан (220), Белоруссия (201). Узбекистан (128). Меньше всего доставалось косвенных дотаций Азербайджану (64) и Украине (56 рублей в год на жителя).

Неудивительно, например, что жителя РСФСР, въезжавшего в советскую Прибалтику, всегда поражал контраст между чистыми ухоженными улочками прибалтийских городов и обшарпанными, неасфальтированными, замусоренными улицами большинства российских областных центров. Впрочем, значение имело, конечно, ещё и то, на что тратились дотационные суммы, а это определяется всегда культурой руководящих кадров.

Прямые дотации в этих подсчётах не учтены, точных данных о них нет. Поэтому создать полную картину перераспределения финансовых средств в СССР затруднительно.

Политическая самостоятельность

Экономикой не исчерпывается всё. Республики в реальности имели разную степень политической самостоятельности. Так, Россия были лишена даже многих формальных атрибутов, которыми пользовались другие союзные республики (своей республиканской партийной организации, Академии Наук), её правительственные учреждения лишь дублировали и исполняли постановления и распоряжения союзных органов.

Характерным признаком самостоятельности союзных республик являлось наличие у них государственного языка (а не просто «языка союзной республики»). В 1970-1972 гг. три закавказские республики приняли законы о государственных языках. Их знание являлось обязательным для занятия государственной должности. Всем остальным республикам это позволили только во время «перестройки».

По-разному проводилась политика компартии в отношении национальной культуры. Мало какая традиционная религия подвергалась в СССР таким гонениям, как русское православие и старообрядчество. Отношение к грузинской и армянской церквям, а также к католичеству и лютеранству в Прибалтике, было значительно терпимее. Исключением являлись униаты в Западной Украине и сторонники румынской автокефальной церкви в Молдавии, так как рассматривались как политическая агентура сепаратистов.

Ислам вообще одно время расценивался советским руководством как средство разжечь антиколониальную революцию на Востоке. В конце Великой Отечественной войны был легализован хадж, правда, вплоть до 1989 года паломники проходили специальный отбор «компетентными органами». Некоторые партийные руководители в республиках Средней Азии открыто исповедовали ислам, а после выхода на пенсию ездили в Мекку. Автор знает, как один таджик говорил ещё в середине 80-х годов, до начала «перестройки»: «У нас в кишлаке советской власти нет, у нас мулла – главный человек».

Дотации республикам

Но поставить русских в положение людей второго сорта на их исторической родине, коммунистам было мало. Ленин, как мы видели, ориентировал на то, чтобы за счёт русских поднимать отсталую экономику национальных окраин. Весь советский период производилась перекачка средств из бюджета РСФСР в бюджеты союзных республик. Своего расцвета такая политика достигла в горбачёвскую «перестройку».

Так, в 1990 году на 1 рубль продукции, произведённой в Грузии, приходилось 4 рубля дотаций из общесоюзного бюджета, на 1 рубль продукции Туркмении – 2 рубля дотаций, в Эстонии – 1:2,3, в Латвии – 1:1,7, в Литве – 1:1,8, в Азербайджане – 1:2, в Армении – 1:3, в Казахстане – 1:1,8, Узбекистане – 1:2,6, в Таджикистане – 1:3. России на каждый рубль произведённой продукции оставлялось только 67 копеек.

На все эти перекачиваемые средства в союзных республиках Прибалтики, Закавказья, Средней Азии строились современные заводы, жилые кварталы, больницы, учебные заведения, дороги, инфраструктура, флоты и т.д.

Но это был только один из механизмов ограбления России в пользу национальных окраин. Другим было принудительное распределение кадров специалистов с высшим и средним техническим образованием из центра в союзные республики, которые без русских технарей, врачей и гуманитариев не смогли бы поднять уровень своей жизни и образованности.

Второй раздел империи

После распада СССР в 1992 году Ельцин согласился, что Россия не станет претендовать на ту долю общесоюзной собственности, которая была создана в бывших союзных республиках, а теперь независимых государствах, на средства РФ. Так, Украина стала собственником части Черноморского флота, страны Балтии – собственниками советского рыболовного флота, и все республики без исключения – собственниками предприятий союзного значения.

Первоначальными соглашениями доля РФ в международных финансовых обязательствах СССР была определена в 61,2%. Но под давлением западных держав, Ельцин согласился взвалить на РФ обязательства по уплате всего международного долга СССР в обмен на шаткое «правопреемство СССР в международных организациях и в отношении собственности СССР за рубежом», а также в обмен на возможность получения внешних долгов зарубежных стран Советскому Союзу. Последнее, как мы знаем, не дало никаких выгод РФ, которая списала все долги развивающихся стран в отношении СССР и продолжает безвозмездное кредитование этих недееспособных плательщиков.

Еще больше фактов по теме публикации смотрите в ролике ниже на нашем ютуб канале. Также просим подписаться на ютуб канал, чтобы не пропустить новые выпуски и поставить лайк видео.

Приятного просмотра.

В СССР все национальности и республики были равны. Однако и граждане СССР, и тем более их руководство, без всякого Оруэлла знали, что в множестве равных некоторые – всегда «равнее» прочих.

Кто кого кормил

Ни для кого не секрет, что развитие многих республик Советского Союза осуществлялось за счёт перекачки средств преимущественно из РСФСР. Общесоюзный и республиканский бюджеты устанавливались партийными директивами, никакого общественного контроля и независимых источников информации не существовало, поэтому политика обирания России в пользу окраин почти до самого крушения СССР осуществлялась коммунистами легко и беспрепятственно. Даже у некоторых партийных руководителей такая практика вызывала возмущение. Председатель Совета Министров РСФСР Михаил Соломенцев как-то даже сказал Председателю Президиума Верховного Совета СССР Леониду Ильичу Брежневу: «Хватит затюкивать Россию!» Но это был глас вопиющего в пустыне.

Однако в каких суммах выражалось это дотирование экономики? Подсчёты здесь затруднены тем, что сами цены в СССР устанавливались директивно и не соответствовали реальным рыночным. Кроме того, тема «национальные окраины СССР доили Россию» стала спекулятивной, и в её рамках часто приводятся совершенно несуразные цифры, причём без ссылок на источники. Обратимся к сведениям, которые не было нужды подтасовывать их публикаторами.

Дотации и льготы

В работе Егора Гайдара «Гибель империи: уроки для современной России» (2006) приводятся такие цифры. В 1989 году РСФСР вывезла продукции в другие республики и за границу на 30,84 млрд. рублей, больше, чем ввезла. В пересчёте на каждого жителя РСФСР это выходит 209 рублей в год – чуть больше тогдашней среднемесячной зарплаты. Вот где-то столько и уходило из России в результате политики союзного центра по ценообразованию, формированию бюджета и внешней торговле.

Согласно тем же данным, эти средства распределялись по всем республикам, исключая Туркменистан (ещё одна республика, ключевая в системе нефтегазового экспорта из позднего СССР). В абсолютных цифрах больше всего выигрывал Казахстан – 6,6 млрд. рублей. Однако численность населения в союзных республиках неодинакова.

В пересчёте на душу населения, наивысший показатель оказывался у Литвы, где каждый житель получал примерно 997 рублей косвенных дотаций в год. Далее следовали Эстония (812), Молдавия (612), Латвия (485), Армения (415), Казахстан (399), Грузия (354), Киргизия (246), Таджикистан (220), Белоруссия (201). Узбекистан (128). Меньше всего доставалось косвенных дотаций Азербайджану (64) и Украине (56 рублей в год на жителя).

Неудивительно, например, что жителя РСФСР, въезжавшего в советскую Прибалтику, всегда поражал контраст между чистыми ухоженными улочками прибалтийских городов и обшарпанными, неасфальтированными, замусоренными улицами большинства российских областных центров. Впрочем, значение имело, конечно, ещё и то, на что тратились дотационные суммы, а это определяется всегда культурой руководящих кадров.

Прямые дотации в этих подсчётах не учтены, точных данных о них нет. Поэтому создать полную картину перераспределения финансовых средств в СССР затруднительно.[С-BLOCK]

Есть ещё один интересный показатель – процент лиц с образованием, в том числе высшим. Вследствие фактически крепостного права государства на выпускников вузов, называвшегося «распределением», а также в целях «коренизации кадров», образование получало преимущественное развитие на национальных окраинах. При этом абитуриенты из других союзных республик принимались в главные вузы России по льготным квотам.

Согласно последней Всесоюзной переписи населения, в 1989 году наивысший процент лиц с высшим образованием имела Грузия – 15,1, потом Армения – 13,8, Эстония – 11,7, Латвия – 11,5%, далее следовала Россия (11,3). По доле лиц с высшим, средним и неполным средним образованием впереди была Армения – 90,1%, далее шли Азербайджан (87,8), Грузия (87,7), Узбекистан (86,7), Туркменистан (86,4). Россия занимала в этом списке 11-е место (80,6).[С-BLOCK]

Экономикой не исчерпывается всё. Республики в реальности имели разную степень политической самостоятельности. Так, Россия были лишена даже многих формальных атрибутов, которыми пользовались другие союзные республики (своей республиканской партийной организации, Академии Наук), её правительственные учреждения лишь дублировали и исполняли постановления и распоряжения союзных органов.

Характерным признаком самостоятельности союзных республик являлось наличие у них государственного языка (а не просто «языка союзной республики»). В 1970-1972 гг. три закавказские республики приняли законы о государственных языках. Их знание являлось обязательным для занятия государственной должности. Всем остальным республикам это позволили только во время «перестройки».

По-разному проводилась политика компартии в отношении национальной культуры. Мало какая традиционная религия подвергалась в СССР таким гонениям, как русское православие и старообрядчество. Отношение к грузинской и армянской церквям, а также к католичеству и лютеранству в Прибалтике, было значительно терпимее. Исключением являлись униаты в Западной Украине и сторонники румынской автокефальной церкви в Молдавии, так как рассматривались как политическая агентура сепаратистов.

Ислам вообще одно время расценивался советским руководством как средство разжечь антиколониальную революцию на Востоке. В конце Великой Отечественной войны был легализован хадж, правда, вплоть до 1989 года паломники проходили специальный отбор «компетентными органами». Некоторые партийные руководители в республиках Средней Азии открыто исповедовали ислам, а после выхода на пенсию ездили в Мекку. Автор знает, как один таджик говорил ещё в середине 80-х годов, до начала «перестройки»: «У нас в кишлаке советской власти нет, у нас мулла – главный человек».

Степень привилегированности союзных республик в СССР можно оценивать по разным показателям. В каких-то наиболее благоприятствуемыми выглядят республики Закавказья, в каких-то – республики Средней Азии, ещё в одних – республики Прибалтики. В любом случае, Российская Федерация не попадала ни в одну из таких категорий, за исключением того, что русский язык обязывали изучать во всех республиках СССР.

Читайте также: