Какие приставки были до денди

Обновлено: 04.07.2024

Перенесёмся в 90-е и вспомним о том, как появился слонёнок Денди и развивался рынок консолей в России.

Населению России хорошо известен улыбчивый слонёнок Денди, но вот про развитие консольного рынка в России знают не все. В первой части нашего исторического цикла вспомним про консоли в СССР и остановимся на появлении Super Nintendo в России.

Игровые приставки на просторах СССР были, но они повально копировали технологии, подсмотренные в начинке консолей первой половины 70-х и представляли из себя различные вариации Pong-консолей. Как и в оригинальном Pong, игрок управлял геометрическими фигурами, и отбивал летающий по экрану белый квадрат.

Первой консолью из этого семейства стала «Палестра-02» с четырьмя встроенными играми — теннис, мини-футбол, волейбол, сквош. Консоль производилась на Львовском заводе имени Ленина с 1978 по 1980 годы. До 1991 года в Советском Союзе вышло около десятка разновидностей Pong-консолей. К модели «Электроника Видеоспорт» прилагался световой пистолет и встроенный тир.

Советские консоли были доступны лишь избранным и считались дефицитным товаром. Так, например, «Видеоспорт-3» стоил от 96 до 115 рублей. В середине 80-х это была зарплата молодого специалиста. На эти деньги можно было купить складной велосипед «Минск» или фотоаппарат «Зенит-Е» в самой дорогой комплектации. Ещё консоль можно было выиграть в лотерее ДОСААФ (стоимость билета — 30 копеек).

В разы доступнее были портативные игры из серии «Электроника», стоившие 25 рублей. Технологию подчистую скопировали с Nintendo Game & Watch и DigiCase от Bandai. Они появились в середине 80-х и были популярны даже после развала Советского Союза (разные заводы производили их до 1995 года). Особенно популярными были игры: «Тайны Океана», «Ну погоди!», «Веселый Повар» и «Космический мост». Всего в серии «Электроника» выпущено около 50 игр.

В начале 90-х предприимчивые «челноки» привезли из Польши несколько новых консолей. Стоили они дорого, а картриджи найти было проблематично. Особенно это касалось тайваньского клона NES, который распространялся в Польше под названием Pegasus.

Лучше ситуация обстояла с Rambo TV Game — клоном Atari 2600. Консоль стоила дешевле Pegasus, к тому же в неё был встроен базовый набор игр. Правда низкая цена влекла за собой один существенный недостаток —недолговечность джойстиков. Они могли сломаться как через неделю после покупки, так и через месяц. К Rambo подходил геймпад от Sega Mega Drive, но в начале 90-х консоль от Sega была у единиц, поэтому устройство отправлялось либо на полку, либо в помойку.

Российская IT-компания Steepler была основана в 1991 году выпускниками МГУ — Андреем Чеглаковым (бывший генеральный директор Marussia, бывший вице-президент Ростелекома, совладелец «Универсальной финансовой системы» и меценат), Максимом Селивановым (генеральный директор обанкротившейся ЗАО «Союзинформ», ныне крупный фермер) и Владиславом Улендеевым (совладелец холдинга eHouse). Позже к ним присоединились Андрей Андреев (сейчас совладелец завода «Тензор») и Рустем Ахияров (президент холдинга eHouse).

Уже к концу 1992 года Steepler превратилась в преуспевающую и богатую компанию. Став первым дистрибьютором Hewlett-Packard в России, Steepler занималась поставками и распространением лазерных принтеров. Другая деятельность компании связана с локализацией зарубежного программного обеспечения (например, Windows 3.x) и системной интеграцией. ПО у Steepler закупали «Сбербанк», банк «Менатеп», «Инкомбанк» и Государственная дума Российской Федерации.

Бренд Dendy придумал и разработал Виктор Савюк (недавно возглавлял холдинг «Акадо», сейчас акционер «Новых облачных технологий»). Савюк пришел в Steepler и заинтересовал своей идеей Максима Селиванова и Владислава Улендеева. Вскоре им удалось открыть маленький офис в Тайване, и наладить бизнес с компанией TXC, производившей клоны консоли Famicom под лейблом Micro Genius. TXC существует и сегодня, но теперь она занимается разработкой микрочипов.

В 1992 году Nintendo Entertainment System (или Famicom в Японии) уже считалась устаревшей консолью, вытесненной Super Nintendo и Sega Mega Drive. Ушлые китайцы вовсю штамповали нелегальные клоны как старых, так и новых консолей, наладив бизнес со странами Восточной Европы, Южной Африки и Юго-Восточной Азии. В молодой Российской Федерации о таких приставках слышали единицы, чем и воспользовались успешные предприниматели, заказав у TXC консоль на основе «фамиклона» Micro Genius.

В Steepler начали разрабатывать рекламную кампанию бренда. Слонёнка Денди придумал художник-мультипликатор Иван Максимов (ныне преподаватель в школе-студии «Шар»), рекламные тексты помогал составлять специалист по НЛП (нейролингвистическое программирование) Алексей Ситников, джингл сочинила и исполнила группа «Несчастный случай», а известный блоггер Рустем Адагамов занимался дизайном коробок.

Завершающим этапом рекламной кампании стал вирусный ролик, который активно крутили на российском телевидении. В ролике представили слоненка Денди и песню «Денди-Денди, мы все любим Денди! Денди! Играют все!».

Вирусность рекламы заключалась в том, что в ролике не рассказывали о продукции. Показали только веселого слонёнка, телевизор, таинственное устройство и цепляющую мелодию. В начале 90-х хватало странной, но обсуждаемой вирусной рекламы. Взять хотя бы аскетичный ролик компании «Сэлдом», продававшей бытовую технику. Сработало это и с Dendy: за месяц реклама прочно врезалась в память зрителей, поползли слухи о «новой и доступной игровой системе».

За две недели до начала 1993 года Steepler запустила продажи Dendy в своих фирменных магазинах.

Фирма Steepler стала первой в России компанией, специализирующейся на телевизионных игровых устройствах. Вчера она начала продавать под собственной торговой маркой Dendy игровые приставки, которые по заказу Steepler производятся одной из тайваньских фирм. Помимо самой приставки, Steepler будет через дилерскую сеть продавать сменные картриджи с играми, световые пистолеты и другие аксессуары под маркой Dendy.

Как сообщил начальник отдела видеоигр Steepler Виктор Савюк, фирма вложила в видеоигровой бизнес уже около миллиона долларов. Steepler заключила долгосрочный контракт с тайваньской фирмой, название которой не разглашается.

В Steepler прекрасно знали, что продают контрафактную копию консоли от Nintendo, поэтому культивировали вокруг бренда образ лицензионной продукции высшего качества.

Предугадывая скорое появление конкурентов, Steepler также активно рекламировала надежность своей электроники. В первую очередь это касается мощной гарантийной и информационной поддержки. Ежеквартально выходили каталоги с играми, появлялись дилерские сети по всей России, где продавали консоли и проводили их гарантийное обслуживание. Вот реклама на местном телеканале в Тольятти.

Первые фирменные магазины открылись в Москве на Петровке д.12, Красной Пресне д.34 и в переходе к ГУМу со станции метро «Площадь Революции» на Красную Площадь. Остается только гадать, во сколько обошлась «Стиплеру» аренда в центре Москвы прямо у Кремля.

К концу 1993 года бренд обрёл бешеную популярность в России, приставки раскупали в официальных магазинах как горячие пирожки. Steepler богатела с каждым днем, и к 1994 году денежный оборот компании вырос до 65 миллионов долларов. В день продавали от двух до пяти тысяч консолей по всей России. Число желающих купить приставку выросло настолько, что компания столкнулась с превышением спроса над предложением и временно приостановила рекламную кампанию.

Все Dendy — это тайваньский Micro Genius с фирменными шильдиками Steepler. Первая версия консоли называлась Dendy Classic. В комплект с ней входило два геймпада, инструкция и картридж с «многоигровкой».

Чуть позже на прилавках фирменных магазинов появилась удешевлённая версия. Маркетологи Steepler описывали Dendy Junior как упрощённую версию Classic для детей младшего возраста.

Позже вышла другая бюджетная модель — Dendy Junior II. Её геймпады были намертво встроены в консоль. У одного из них отсутствовали кнопки Start и Select.

Значительно позже вышли Dendy Classic II (аналог польской Pegasus), Dendy Junior IIP (с пистолетом) и Dendy IVP (чёрный вариант Dendy Junior IIP с репликой «Беретты»).

Картриджи были разные. Первые версии продавались в коробочках с надписью TV.GAME CARTRIDGE и с заглушкой для защиты от пыли. Потом появились разноцветные и более компактные.

Порой удивляли и даже смешили диковатые наклейки. Тайваньские пираты любыми способами хотели уйти от обвинений в нарушении чьих-то авторских прав.

К лету 1993 года компания Steepler и издательский дом «Видео-Асс» создают совместный журнал «Видео-Асс Dendy». Одними каталогами сыт не будешь, поэтому лучше выпускать ежемесячное издание, в котором можно активно рекламировать собственную продукцию. И естественно — наладить связь с покупателями через письма и общение в формате журнального фан-клуба.

Владелец «Видео-Асс» Владимир Борев (ныне преуспевающий фермер и сыродел), заключил соглашение с французским издательством Hachette Filipacchi-Press, выпускавшее на тот момент два игровых журнала — Joypad и Joystick.

Одна половина «Видео-Асс Dendy» состояла из переведённых статей, а другая напоминала старые каталоги продукции Steepler. Авторы импровизировали и писали рассказы об известных игровых персонажах. В первых статьях катастрофически не хватало скриншотов. Описание игр чаще всего подавалось в виде одной картинки и текста на всю страницу. Со временем журнал похорошел (за счёт материалов из французских журналов), а количество страниц перевалило за сотню.

В 1995 году издательство «Видео-Асс» расторгло контракт с компанией Steepler из-за задержек с финансированием. В Steepler решают перезапустить журнал в издательстве «А-Б Студия». Новый журнал просуществовал пять номеров и закрылся из-за низкой популярности. Контент в нём вернулся к уровню первых номеров «Видео-Асс», а из-за ужасного дизайна и дилетантской вёрстки статьи выглядели как мешанина из прыгающих шрифтов. Такое просто невозможно было читать.

Бывший коллектив «Видео-Асс» ушел под крыло издательства АСТ, где создал новый журнал — «Великий Дракон». По части наполнения он сумел превзойти предшественника. Улучшилась полиграфия (печатали в Финляндии), стало меньше рекламы, сильно вырос объём.

Авторы «Великого Дракона» продолжили писать про популярные игры для Dendy, Mega Drive и Super Nintendo вплоть до последнего номера. С 30-го номера в журнале начали уделять внимание играм для Sony Playstation.

«Великий Дракон» стал первым изданием в России, в котором подробно рассказывали про аниме и мангу. В журнале также обозревали редкие японские игры без перевода (симуляторы свиданий, например) или культовые JRPG вроде серии Final Fantasy.

Журнал закрылся в начале 2004 года из-за недостатка финансирования и ухода части авторского коллектива в «Страну Игр». Фанатами «Великого Дракона» была создана обширная и полная онлайн-библиотека отсканированных номеров.

Steepler продавал Mega Drive и его клоны чуть ли не с открытия своего бизнеса. Это были как хорошие подделки с Тайваня под названием Dendy Pro 16-Bit, так и официальные Mega Drive 2, сделанные в Японии и предназначенные дли азиатского рынка (поставки шли из Сингапура).

Клон под названием Dendy Pro 16-Bit основан на первом Mega Drive.

Было три оригинальных Mega Drive 2 в России — в фирменной коробке от Steepler, в коробке для сингапурского рынка и в коробке для рынка Европы.

Продавали и качественный клон, практически неотличимый от оригинала.

В 1993 году со Steepler связался официальный партнер Sega в России — компания Nissho Iwai. Но переговоры не увенчались успехом: в Steepler не захотели отказываться от дешёвых клонов и серой поставки из стран Азии.

Пиратские картриджи, которыми торговала Steepler (в некоторых были буклеты)

Nissho Iwai не стали опускать руки и нашли партнёра в лице молодой иркутской IT-компании и дистрибьютора «Форус». В Россию приехал управляющий Sega Enterprises Кунимаса Яги и подробно рассказал журналу «Магазин Игрушек» о грандиозных планах компании на российском рынке.

Правда, несмотря на непродолжительность своего пребывания в России, г-н Яги пришёл к справедливому, по мнению экспертов Ъ, выводу: бороться в этой стране с подделками правовыми методами пока невозможно. «Мы будем воевать с ними при помощи нашего высокого качества и низких цен», — заявил г-н Яги, отметив, что Sega — в свете борьбы с подделками — приветствовала бы официальный выход Nintendo на российский рынок. Пока же Sega через двух посредников — Nissho Iwai и «Форус» — ведёт борьбу за дилеров только со Steepler, а борьбу за потребителя — в основном с Dendy и тайваньскими копиями собственной продукции.

В официальной рекламе снялся Саша Лойе — звезда «Ералаша», актер театра и кино.

Завоевать рынок не удалось. Передача не получила должную популярность среди детей и только раздражала. В ней рекламировали продукцию, но практически не показывали сами игры. В 1994 году копия Mega Drive все еще была роскошью, что уж говорить о лицензионной приставке, стоившей в полтора раза дороже её тайваньского клона. Достать картриджи к экзотическим Sega Game Gear или Master System было практически нереально. Дело схлопнулось и Sega временно покинула российский рынок.

Глава Steepler вспоминал в статье для издания Forbes, какое неизгладимое впечатление производил офис компании в середине 90-х.

Он был заставлен коробками — в одних лежали игровые приставки Dendy, а в других — наличные. В середине 1990-х выручка Steepler от обоих направлений достигала 140 млн долларов. Мы продали, если я не ошибаюсь, около пяти миллионов приставок и 15–20 млн картриджей к ним. Может, даже больше.

У Steepler было столько денег, что они наняли молодую анимационную студию «Аргус» для съёмок рекламного мультфильма с маскотом Dendy.

Steepler рос с каждым месяцем, количество сотрудников только за один год увеличилось со 100 до 400 человек. Открылось три новых отделения — Steepler Graphic Center (компьютерная графика), Steepler Trading (поставка и продажа оргтехники) и обучающий центр, где натаскивали будущих программистов. В компании понимали, что стоит постепенно уходить с пиратской нивы, так как это портило имидж и репутацию преуспевающей IT-компании. Основную прибыль уже приносили не приставки, а услуги автоматизации, IT-консалтинг и сотрудничество с нефтегазовыми компаниями.

В Steepler не стали сворачивать старый бизнес и поступили хитро.

С начала 1994 года акционерное общество закрытого типа «Стиплер Трейд», которому принадлежит розничная сеть продажи компьютерной техники и программного обеспечения, выделилось в компанию Lamport Co., Ltd. Самостоятельной стала также розничная сеть торговли телевизионными приставками Dendy. Lamport принимает на себя все обязательства по контрактам, заключенным «под крышей» Steepler, и переоформляет соглашения с иностранными партнерами.

Чтобы еще дальше уйти от пиратства, производство приставок было решено перенести в Россию. По инициативе Андрея Чеглакова и Андрея Андреева был выкуплен контрольный пакет акций приборного завода «Тензор» в подмосковной Дубне. Из Тайваня частично заказывали начинку, но сами приставки и картриджи собирали в России на «Тензоре». Сейчас предприятие переживает не лучшие времена, о чём активно рассказывают сотрудники завода на городском форуме. Андрей Андреев до сих пор входит в Совет директоров завода.

В августе 1994 года году «Инкомбанк» и Steepler создают совместный бизнес — АОЗТ «Денди». «Инкомбанк» получает 30% от прибыли с продаж, а розничная сеть Dendy получает фиктивную независимость от Steepler.

Несколько раз Steepler пытались наладить контакт Nintendo, но консольный гигант не рассматривал всерьёз российский рынок. Изменения пришли только с выходом на арену Sega, которая на тот момент распространяла свои консоли через дистрибьютора «Форус». К середине 90-х война между компаниями достигла апогея, поэтому в Nintendo не хотели, чтобы Россия превратилась во вторую Францию, где консоли от Sega завоевали рынок.

Главу АОЗТ «Денди» Виктора Савюка пригласили на переговоры в США президент Nintendo of America Минору Аракава и председатель совета директоров Говард Линкольн. Они же ранее выкупили права у Алексея Пажитнова на выпуск «Тетриса». Переговоры шли несколько дней и увенчались успехом. Nintendo согласилась официально продавать Super Nintendo и Game Boy в России, она также закрывала глаза на многочисленные «фамиклоны» в фирменных магазинах Dendy, но при одном важном условии. Аракава и Линкольн настаивали на том, чтобы Mega Drive (его клоны они не рассматривали) пропал с прилавков фирменных магазинов.

В Steepler следовали букве контракта лишь отчасти. Реклама Mega Drive исчезла из печатных изданий и телевидения, но сами консоли не пропали из магазинов. Nintendo неоднократно задерживала поставки SNES в Россию. Консоль завозили мелкими партиями через Германию, и Steepler не устраивала прибыль от SNES, в сравнении с прибылью от продажи Mega Drive и её картриджей. Позже Савюк всё-таки добился разрешения на продажу Mega Drive вопреки контракту.

Steepler до 1996 года рекламировал Super Nintendo под лозунгом «совершенной игровой системы». В США и Европе уже вовсю играли в только что вышедшую Sony Playstation и Sega Saturn, а в России 16-битную консоль продвигали как «платформу нового поколения». Увы, но ни реклама, ни привлекательность консоли — не смогли заставить потребителя побежать в магазин и купить Super Nintendo.

Если переводить в сегодняшние цены, то Super Nintendo стоила почти 300 долларов. Это на 40% дороже клона Sega Mega Drive (Pro 16-Bit) и на 30% дороже оригинальной Sega Mega Drive, привезенной по серому импорту из Сингапура или Европы (в комплектацию с ней входил Sonic 2). Картридж Donkey Kong Country (или Super Metroid) стоил как две Dendy Junior с многоигровками в комплекте — 60 долларов за штуку. «Совершенная игровая система» стала недостижимой роскошью для большинства российских семей.

То же самое касалось обычного Game Boy, который хоть и стоил дешевле, но в глазах родителей расценивался как нечто глупое и бесконечно поедающее хорошие батарейки. В Россию импортировали две версии Game Boy — для рынка США и Германии.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Блог мегаватника

Игры прошлого: приставки «Денди», «Сюбор», Sega, SNES

Все идет к тому, что в ближайшие полгода Microsoft и Sony представят следующее, уже восьмое, поколение игровых приставок. Графика еще больше приблизится к реальности, Kinect и прочие подобные манипуляторы станут еще умнее, а игры рано или поздно перейдут только на загружаемый контент без необходимости пользоваться дисками.


Многие ли помнят о предыдущих поколениях игровых приставок? Какой была она — эра до PlayStation и Xbox, до дисков и онлайна? Как проводили время заядлые белорусские геймеры в 1990-х? Сегодня, в этой по-ламповому теплой статье с большим количеством восклицательных знаков, отдадим дань памяти первым четырем поколениям игровых консолей.

Первое поколение. Первая в классическом понимании игровая приставка увидела свет в 1972 году. Название первопроходца — Magnavox Odyssey. Дорогущая система на транзисторах, без процессора, с имитирующими разные цвета накладками на телевизор, не умевшая воспроизводить звуки и отображающая на экране телевизора только вертикальную черту и три точки. Картриджи обходились без электронных компонентов и играли роль простых перемычек, соединявших определенные генераторы сигналов внутри приставки. Все 28 игр так или иначе использовали простую схему: каждый из двух игроков может управлять своей точкой по вертикали и горизонтали. А еще к Magnavox Odyssey можно было купить световой пистолет — для отстрела все тех же точек.

Дедушка. . и бабушка (Atari Pong) игровых консолей

Потом были еще разные версии Magnavox Odyssey, со звуком и без, дорогие и не очень, некоторые даже с цветной графикой. Большинство из них могли порадовать скучающих геймеров только двумя-тремя играми. Конкуренцию «Одиссее» помимо многочисленных клонов составила только Atari с приставкой Pong. Закат первого поколения пришелся на 1977 год, когда умы и души игроков стала занимать Atari 2600.

В СССР с приставками было туго. В 1980-х, когда за границей вовсю набирали популярность консоли второго, третьего и четвертого поколений, советские дети могли рассчитывать лишь на клоны Odyssey и Pong, выпускавшиеся под маркой «Электроника». Чтобы приобщиться к геймерскому счастью, приходилось надеяться на расторопность родителей, поднаторевших в поисках дефицитных товаров. С «Электроникой» дела обстояли не лучше, чем с колбасой: приставка, за которую приходилось отдавать ползарплаты, была практически неуловимой и распродавалась всемогущими продавцами «по блату».

Второе поколение. В 1977 году набравшаяся опыта Atari выпустила приставку Video Computer System (она же Atari 2600), которая стала синонимом игровых систем второго поколения. Мегагерцевый процессор, звуковой чип, цветные игры — настоящее чудо техники по тем временам!

Atari 2600, первая легендарная консоль

Культовой Atari 2600 стала не сразу, а лишь после того, как разработчики научились делать к ней качественные игры. До сих пор отдельные энтузиасты выпускают проекты, работающие на эмуляторах Atari 2600. Потом было огромное количество подражателей, рынок заполонили разномастные производители, несовместимые друг с другом консоли и картриджи, а также низкокачественные игры. 1983 год запомнился кризисом индустрии видеоигр, из которого отрасль благополучно выкарабкалась благодаря Nintendo — наступила эра царствования NES.

Нас все эти западные страсти благополучно обошли стороной. Советские дети по-прежнему только и могли что мечтать об «Электронике».

Nintendo Entertainment System собственной персоной Famicom — версия NES для Японии

Сверхпопулярная Nintendo Entertainment System продиралась до нас сквозь капиталистические дебри десять лет, да так толком и не добралась. Оригинальные NES были у нас редки, как кости динозавра, а вместо них постперестроечные территории наводнили китайско-российские клоны знаменитого «японца». «Денди» (ох уж этот кошмарный логотип в виде приторного слона с опухшими глазами) и «Сюбор» — эти непонятные слова знал любой школьник. Первый клон с тайваньских заводов привозила российская компания Steepler, второй клон — чистокровный русифицированный «китаец». Любопытно, что компанией-производителем Zhongshan Subor Educational Electronics управлял Дуань Юнпин, затем основавший корпорацию BBK.

У нас почему-то больше были распространены вот такие «Сюборы», хотя функционально они практически не отличались ни от «Денди», ни от NES. А это значит, что для счастливых владельцев консолей был доступен невероятно, непостижимо, умопомрачительно гигантский «парк» игр на картриджах.

«Сюбор» с двумя турбо-джойстиками и пистолетом!

Ах да! Всем пришлось выучить и надолго запомнить труднопроизносимое слово — «картридж». На нем могла быть одна игра, а могли быть и десятки, но чаще всего — две. В массе своей желтые, реже голубые и черные коробочки редко покупали, зато часто меняли в специальных точках на рынках: две игры — на две игры доплата. А еще хитрые продавцы каким-то образом делили игры на «элитные», «средние» и невостребованные. Само собой, обменять картридж с одной средней игрой на крутую было почти невозможно. Разве только с большой доплатой, да и то не факт.

Классика жанра — «Сюбор» с картриджами на ковре

Запах клея, электроники и картона… Процесс распаковки коробки с новой консолью приносил столько радостных впечатлений от предвкушения последующих геймерских марафонов, что впечатывался в память раз и навсегда. Жаль, не существовал тогда YouTube, ведь он был бы сверху донизу завален роликами в стиле unpacking.

В немаленькой коробке помимо самой приставки, блока питания и кабеля для подсоединения к телевизору находился стартовый картридж а-ля 9999 in 1 и — о чудо! — световой пистолет. Каждый должен помнить свою первую утку, убитую из него! Игры с поддержкой этой штуки встречались редко и особым разнообразием не отличались: знай отстреливай все, что внезапно появляется на экране. Кроме уток помню еще какую-то игру о ковбоях в шляпах и мексиканцах в сомбреро. Еще на «коробочном» картридже в обязательном порядке был «Марио». Звуки выбивания монеток из кирпичей, скользящих между камнями черепах, а также прыгающего, стреляющего и спускающегося в канализацию сантехника наверняка ставили бы в качестве рингтонов, будь тогда подходящие мобильники.

«Высокие» картриджи считались неходовыми. Обычно на них были старые игры

Иногда страшно вспоминать о том, что творили приставки с юным постперестроечным поколением, дорвавшимся до заокеанских развлечений. За обычным Bomberman время бежало так стремительно, что можно было незаметно для себя прогулять все уроки, всего лишь забежав на переменке за формой для «физры». Эх, седьмой класс, помнишь ли ты меня? Я тебя — нет…

Взрослые, безусловно, пытались бороться с этим безобразием и даже придумали несколько мемов. Самый популярный среди них был такой: приставки портят телевизоры. Изображение, выводимое консолями на лупатый ЭЛТ-телеприемник, действительно отличалось повышенной яркостью, чем и пользовались родители в своей аргументации.

После нехитрой настройки соседи у себя дома могли смотреть по телевизору, насколько успешно вы проходите «танчики» или другие игры. Увидев что-нибудь интересное и необычное, можно было попробовать устроить обмен. Чего-чего, а интересных и необычных игр для «Сюбора»/«Денди»/NES хватало. Где еще вы так «зависали», как в серии о «Черепашках-ниндзя»? Где еще был настолько разнообразный геймплей, как в «лягушачьих» Battletoads & Double Dragon? А Final Fantasy? Игра, которую я почему-то пропустил, но о которой ходило огромное количество легенд. Captain America and the Avengers, Super Contra, Duck Tales, «Чип и Дейл», разные Робокопы, Терминаторы и Бэтмены, Castlevania, «Семейка Аддамсов», «Аладдин», вестерн Gun.Smoke, «Книга джунглей», Jurassic Park, потрясающий Metal Gear… Огромное количество хитов и бесконечный фан! Однако всем всегда хотелось чего-то большего. Например, вон ту классную 16-битную штуку.

Четвертое поколение. Приставки четвертого поколения у нас мирно сосуществовали с клонами NES. В отличие от последней, Sega Mega Drive и Super Nintendo продавались оригинальные — наверное, скопировать эту мощь китайцам тогда еще было не под силу. У каждого школьника середины 1990-х обязательно был друг с 16-битной приставкой, в большинстве случаев — с Sega Mega Drive.

Первая версия Sega Mega Drive Sega Mega Drive II

В России, продавалась модифицированная версия консоли — Sega Mega Drive II. От оригинала она отличалась более лаконичным дизайном и компактными размерами. Еще в магазинах можно было найти версии в коробках с черным и зеленым оформлением. Никто точно не знал, в чем разница, но предполагали, что у «зеленой» более совершенная графика. На самом деле Sega, скорее всего, просто поменяла дизайн упаковки и начала рекламировать на обратной стороне коробки свою новую консоль — Sega Saturn (пятое поколение приставок).

Объем стандартного картриджа составлял уже не 50 КБ, как у NES, а целых 4 МБ. Нереально продвинутыми считались картриджи с дополнительным объемом памяти и батарейкой-таблеткой (!). Эти монстры умели запоминать сохранения: можно было гонять в хоккей, а в следующий раз продолжить с матча, на котором остановился в прошлый раз. Все картриджи для Sega Mega Drive были черными и продавались в крупных коробках — как DVD, только намного толще. О популярности той или иной игры можно судить по виду картриджа: если видите голую плату без пластикового корпуса — значит, игрушка «заюзаная» и стоящая.

Главным источником информации об интересных играх, кроме советов друзей, была снятая почти на коленках телепередача «Денди — Новая реальность» (у настоящих геймеров в подкорке засела фраза «Денди, Денди, мы все любим Денди! Денди — играют все!» из вступительного ролика). Сверху донизу пропитанная рекламой, программа держалась на харизме ведущего Сергея Супонева, профессионально «троллившего» тогдашнюю «школоту». Передача шла не более получаса, постоянно прерывалась рекламой и к тому же отчаянно пиарила магазины компании Steepler. Все это ей прощали за рассказы о горстке новых игр от неподражаемого Сергея Супонева.

Сами игры для тех, кто пересел с «Сюбора» на Sega Mega Drive, открыли врата в геймерский рай. Причем игровое пиршество могло продолжаться днями и ночами. Эх, Zero Tolerance, сколько ночей пришлось из-за тебя провести за джойстиком? Один из первых шутеров от первого лица захватывал ваши мысли и душу и не отпускал их до полного прохождения всех 40 уровней (главное — не забыть записать пароль для следующего уровня!). Вид «из глаз», занимавший от силы треть площади экрана телевизора, разлетающаяся квадратиками кровь врагов, бесконечные коридоры и глухие однообразные шаги — это был лучший в мире шутер!

Да что там Mortal Kombat или Zero Tolerance… Помните шикарную стратегию Cannon Fodder? А обе части о похождениях червяка Earthworm Jim? Или стильный Comix Zone? Еще были по-мультяшному реальный «Аладдин» (с музыкой, в отличие от версии для NES), классная головоломка The Lost Vikings, потрясающая action-RPG Beyond Oasis. Огромное количество игр. У каждого геймера тех лет наверняка есть свой рейтинг самых-самых, отдельные эпизоды которых до сих пор бережно хранит память.

Говоря о 16-битных приставках, нельзя не упомянуть Super Nintendo. Консоль была настолько передовая для своего времени, что легко обскакала Mega Drive по качеству игровой графики и звука и некоторое время на равных сражалась с 32-битными приставками. Отдельным трехмерным проектам даже требовался дополнительный сопроцессор, встраиваемый прямо в картридж. Увы, за всю эту мощь приходилось платить в прямом смысле слова — Super Nintendo стоила очень дорого и для большинства оставалась недоступным предметом вожделения.

Великая и ужасная Super Nintendo

В консольных войнах SNES в итоге обошла конкурента от Sega, но по субъективным впечатлениям, популярнее все-таки была Mega Drive II. Те же, кому посчастливилось иметь дело с Super Nintendo, наверняка не забудут графические прелести кровавой Killer Instinct, новых выпусков Final Fantasy и трехмерной Donkey Kong Country. Большинству же оставалось только с открытыми ртами смотреть передачу Сергея Супонева.

Ближе к концу лихих 1990-х белорусская приставочная реальность потихоньку нагнала мировую. Пришло время PlayStation и Nintendo 64, игровых консолей пятого поколения. Но об этом — как-нибудь в другой раз.

Сначала была приставка Famicom, появилась она в 1983 году в Японии. В США она называлась Nintendo (NES) и выглядела по-другому. В Южной Корее её знают как Comboy, а в Индии - Samurai. В России в начале и середине 90-х каждый ребёнок мечтал о Dendy от российской компании Steepler. Это клон Фамикома и Нинтендо. Внешне наша Денди больше похожа японский вариант. Было несколько версий Денди. На фото выше - Dendy Classic.

А эти ребята играют в Dendy Junior.

Те, у кого была Dendy, наверняка помнят дизайн заветной коробки с приставкой. Миллионы детей видели этого мотоциклиста с коробки, но никто не знал, как его зовут. Это испанский мотогонщик Карлос Кардус, выступавший за команду Repsol Honda в 80-х - начале 90-х.

У Фамикома было множество клонов (так называемых "фамиклонов"), Денди просто самый популярный из них в России. Парень на фото играет на переносном телевизоре в UFO.

Полный комплект: UFO, два джойстика, световой автомат и картридж с сотней игр.

Моей первой игровой «приставкой» была. нет, не Денди. Была игра волк, который ловил яйца. Вроде бы ничего сложного и особенного, но это сейчас так кажется. А тогда это было чуть ли не чудо техники. Ходили слухи, что если побить рекорд, то откроется какой-то секретный уровень.:))

Следующим этапом стал Тетрис. Там были гоночки, сама игра тетрис, и. о великая ЗМЕЙКА! В основном они были либо черные, либо такого серо-молочного цвета.

И вот настал черёд, когда у меня появилась приставка Денди (Dendy). Это случилось, когда мы приехали в гости к бабушке с дедушкой, в деревню. Была зима. Мы все сидели на диване, общались. Мне было лет 7, наверное. Папа сказал, что у него для нас сюрприз. И достает коробку с приставкой. Я уже конечно такие видел и играл где-то в гостях.

Ух, как я обрадовался! В комплекте была только одна дискета. Было написано, что там 9999 игр, хотя, по факту было только штук десять, остальные были, как разные уровни сложности.

Самое главное, там была игра «Марио». И «Танчики». Я не игроман, но вот эти две игры вспоминаю с большой теплотой. Наверное, это связано с ощущением детства, защищённостью и уютом родного дома. Кстати, еще мне нравилась игра Цирк.

Чтобы мы с сестрой не сидели близко к экрану телевизора, папа удлинил и спаял новые провода. И можно было спокойно играть с дивана.

Помню, если раскрыть желтую коробочку дискеты, то внутри оказывалась зеленая схема. Потом вообще стали выбрасывать коробочки, оставляя только зелененькие дискеты. Видимо, чтобы проще хранить. На них были черные точки, по точкам и размерам самой дискеты можно было отличить, какая это игра.

А помните фразу: «Не играй долго! Кинескоп посадишь!»?:)))

Дискетами менялись. Ходили, друг к другу в гости играть.

И потом появилась Сега (Sega). Она была такая стильная, чёрная. И джойстики с шестью кнопками, а не четырьмя, как у дендика.

Самая классная игра для меня была «Мортал Комбат» (Mortal Combat). Правда, лично у меня Сеги не было, в неё я играл только в гостях, или в игровом клубе.

Кстати, именно на Сеге впервые появилась возможность сохраняться. Была у друга, какая-то игра. И там, в дискету можно было вставить плоскую батарейку, и игра сохранялась. Что-то типа «Диабло», но точно не помню.

У этого же друга появилась дисковая приставка Сега Дримкаст (Sega Dreamcast) . Она была не такой популярной, как Сони Плейстейшн ( Sony PlayStation ). Но игры тоже были интересными.

Вот соньки почти ни у кого личной не было. В неё поиграть мы ходили в компьютерный клуб. Он располагался у нас в городе в фойе кинотеатра. Час игры стоил 15 рублей. Можно было поиграть в NFS-ку, тогда еще совсем отдаленно напоминающую современные гоночки. Еще была игра Кармагедон, где нужно было врезаться на машинах. Ну и конечно, Мортал Комбат на двоих!

А дальше, дальше стали появляться настольные компьютеры, с их возможностями и мощностями. Сначала очень скромными, но потом всё более и более навороченными играми.

А я вот, до сих пор, иногда люблю включить дендик, и с друзьями оборонять наш штаб танчиками, крича, ааааа, Game Over. :))

Читайте также: