Какие настольные игры для детей с овз вы считаете наиболее эффективными

Обновлено: 07.07.2024

Дидактическая игра «Подбери пару обуви» (с липучками).

Дидактическая игра « Одень мальчика по сезону» (на липучках).

Дидактическая игра « Разноцветные рыбки» (на липучках).

Дидактическая игра « Профессии» (на липучках).

Дидактическая игра «У кого кто?»

Дидактическая игра « Что сажают в огороде»

Дидактическая игра «Что растет в саду?»

Дидактическая игра «Пицца»

Дидактическая игра «Третий лишний»

Дидактическая игра «Найди гараж»

Дидактическая игра «Направо. Налево»

Дидактическая игра «Виды транспорта»

Дидактическая игра «Вкусное варенье»

Дидактическая игра «Логические карточки»

Дидактическая игра «Собери по образцу»

Дидактическая игра «Время года»

Список используемой литературы

В данном пособии представлены разнообразные самостоятельно разработанные дидактические/настольно -печатные игры, направленные на развитие познавательной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Целью использования дидактических игр является обучение игровой деятельности для усвоения программного материала, развитие психических процессов.

В пособии раскрываются несколько лексических тем. В рамках каждой темы представлены ряд дидактических/ настольно – печатных игр, способствующих познавательному, развитию, а также развитию логического мышления, памяти, воображения, совершенствованию мелкой моторики. В пособии дана не только система необходимых ребенку знаний, представленных в виде настольно-печатных игр, но и даны инструкции, как нужно играть, чтобы понять и усвоить определенную лексическою тему ребенку – дошкольнику с отставанием в развитии.

Дидактические игры, предложенные в методической разработке, можно использовать на различных типах занятий (при повторении, закрепления изучаемого материала) по соответствующей теме и/или разделу программы.

«В игре раскрывается мир, раскрываются творческие способности личности.
Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития»

В.А. Сухомлинский

Дошкольный возраст — это возраст, который характеризуется, прежде всего, развитием игры. Дело не в том, что ребенок большую часть времени занят игрой, а в том, что именно в игре происходят наиболее существенные изменения в его психике. Эти изменения имеют непреходящее значение и подготавливают ребенка к новой, более высокой ступени развития.

Использование игровых приёмов, разнообразные формы работы с наглядным материалом и многоцелевое его использование увеличивает эффективность коррекционной работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии. Игровые формы коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, приобретают первостепенное значение, так как в игре возникают положительные эмоции у детей, возрастает познавательная активность и интерес.

Особым видом игровой деятельности является настольная дидактическая игра. Представленные ряд игр в данном методическом пособии были специально созданы нами в обучающих целях для того, чтобы обучение и в целом коррекционная работа протекали на основе игровой и коррекционно - дидактической задачи.

Настольные игры имеют ряд положительных воздействий:

- у ребенка развивается творческий потенциал и воображение; развивается речь, он учится красиво и правильно говорить;

- происходит развитие социальной адаптивности ребенка, которому приходится ради достижения цели взаимодействовать с различными игроками;

- развивается скорость реакции, моторика, ребенок становится более аккуратным;

- развивается смекалка и память;

- ребенок учится переключаться между различными видами деятельности, учится в процессе игры преодолевать сложности и легче переживать неудачи, начинает понимать, что можно начать все сначала в случае неудачи.

Одни игры в красочной интересной форме обучают детей распознавать и запоминать различные предметы и явления, способствуют развитию внимания и расширению словарному запаса. Другие – служат своеобразной подготовкой ребенка к жизни, предлагая ему в процессе игры различные проблемы, при решении которых он учится примерять на себя новые роли и тем самым развивает свои навыки и приобретает жизненный опыт. Третьи – развивают физические способности, улучшая скорость реакции, ловкость, глазомер и координацию движений.

Кроме развлекательной функции практически все настольные игры приносят пользу, способствуя развитию личностных качеств и способностей ребенка. Сочетая в себе игру и обучение, настольные игры могут стать прекрасным образовательным средством для детей дошкольного возраста.

Даже самые простые настольные игры оказывают полезное влияние на ребенка, развивая зрительную память, внимание, сообразительность, логику, воображение и образное мышление.

Как правило, настольные игры подразумевают участие нескольких игроков. Взаимодействуя между собой в процессе игры и подчиняясь ее правилам, дети учатся правильно общаться друг с другом, терпеливо ожидать своей очереди, чтобы сделать ход, сопереживать соперникам и достойно переживать как победу, так и поражение.

Настольные игры способствуют правильному формированию личностных качеств детей. Значение настольной игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.), физические и творческие способности.

В процессе развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего, в трудовую.

Особое значение в коррекционно-воспитательной работе с детьми данной категории имеют настольные развивающие игры, направленные на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения).

Основными характеристиками настольных игр выступают следующие качества: многовариантность, условность (символичность), творческая свобода и самостоятельность самого играющего субъекта.

Главная особенность настольных развивающих игр в том, что в них удается «объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно и по способностям. Настольные игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, создают атмосферу свободного и радостного творчества».

Вариативные по содержанию игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, пространственное представление, воображение, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умению создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.

Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, а значит, развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, преимущественно формирующего у ребенка исполнительские черты.

К настольным развивающим играм с ребенком с ОВЗ не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению каких-либо недостатков. Игра – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка.

Использование настольной дидактической игры педагогом в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии дает возможность не только получить новые знания дошкольникам, но также способствует созданию предпосылок заключающихся в умении обобщать и закреплять полученные уже имеющиеся знания.

Настольная игра сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние ребёнка, вызывает у него встречную активность, затрагивая интересы, фантазию, воображение ребенка. Все это повышает эффективность коррекционной работы.

Анализ результатов диагностики детей с ОВЗ, посещающих наше коррекционное дошкольное учреждение, и наш практический опыт, показывает, что движения таких детей неловки, плохо скоординированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Поэтому развитие познавательной деятельности у детей с отклонениями в развитии является актуальным и значимым направлением в современной дефектологии.

Актуальность дидактических/настольно-печатных игр для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память.

Ø Не сформированные игровые навыки.

Ø Отсутствие интереса к игровой деятельности.

Ø Ведущая роль всегда принадлежит взрослому.

Ø Непонимание инструкций, заданий, правил игры.

Ø Неумение действовать по определенному требованию (правилу).

Ø Возможно неадекватное поведение во время игры (крики, слезы, смех, отказ от игры).

Ø Неадекватное отношение к атрибутам игр (ребенок может рвать карточки, раскидывать дидактический материал, использовать пособия не по назначению).

Ø Неумение пользоваться речью (или полное ее отсутствие), отвечать на вопросы. Для разъяснения требований или правил игры приходится применять специальные методы и приемы: развернутое объяснение с показом действия, многократное повторение правил и требований, совместная деятельность взрослого и ребенка (зачастую используя метод «рука в руке») неоднократное проговаривание действий педагогом или совместное проговаривание.

Дидактическая/настольно – печатная игра для ребенка с ограниченными возможностями здоровья - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, а также коррекция недостатков в развитии. В то же время игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Целью использования дидактических игр является обучение игровой деятельности для усвоения программного материала, развитие психических процессов. Она в свою очередь подразделяется на: обучающую (которую преследует взрослый), коррекционную (способствует развитию ребенка), игровую (ради которой действует ребёнок).

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья важно, чтобы эти цели дополняли друг друга. В дидактических играх создаются условия, когда каждый ребёнок может действовать совместно со взрослым, приобретая собственный опыт. Это важно для детей с отклонениями в развитии, у которых опыт действий с предметами обеднён, не зафиксирован и не обобщён. Представленные дидактические игры в пособии направлены на решение следующих задач:

Ø Обучение умению действовать в дидактической игре по заданному правилу, т.е. учить понимать и выполнять задание.

Ø Закрепление (обобщение) усвоенного материала.

Ø Развитие психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие, речь).

Ø Развитие моторики.

Новизна методического пособия заключается в подборе, создании, систематизации в использовании в педагогическом процессе дидактических/настольно- печатных игр, подобранных в соответствии с лексическими темами делает процесс обучения интересным и занимательным, активизирует деятельность детей.

Использование данных игр в сочетании с наглядным нетрадиционным методом их изготовления позволяет:

Ø закрепить пройденный материал;

Ø проверить усвоение материала;

Ø активизировать познавательную деятельность детей, внимание;

Ø развить мелкую моторику.

Практическая значимость. Дидактические игры с наглядным моделированием имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность.

У дошкольников с ограниченными возможностями здоровья формируется наглядно-действенная форма мышления. Высшие мыслительные операции для них недоступны. Поэтому игры на развитие мыслительной деятельности должны быть направлены на развитие наглядно-действенного мышления.

Виды дидактических игр, направленных на развитие психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья:

Ø Игры, направленные на формирование сотрудничества ребёнка со взрослым (формирование эмоционального общения со взрослыми, выполнение инструкций; развитие подражания, усвоение действий по образцу).

Ø Игры на развитие ручной моторики тесно связаны с физиологическим и психическим развитием ребёнка .

Ø Игры по сенсорному воспитанию на развитие зрительного восприятия, восприятия формы, величины, цвета, пространства и ориентировки в пространстве, слухового восприятия, явлениях окружающего мира.

Ø Игры на развитие мышления .

Для решения данных проблем нами были изготовлены дидактические игры для познавательного развития детей с ОВЗ. Часть игр представляют собой серию заламинированных листов формата А4 с яркими изображениями; на гладкую ламинированную поверхность приклеены липучки и маленькие цветные заламинированные изображения с липучками.

Игры разделены по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные», «Домашние животные», «Насекомые», «Морские обитатели и рыбы», «Транспорт», «Продукты питания», «Времена года», «Профессии» и т.д.

Представленные в практическом пособии авторские игры позволяют проводить коррекционную работу с опорой не только на слуховой и на зрительный анализатор, но и тактильный. Одновременно решаются задачи не только по развитию познавательных психических процессов, но и по развитию мелкой моторики ребенка.

Значение настольной игры для детей с ОВЗ Воспитатель : Сидоренко Анастасия Владимировна МБДОУ «Детский сад №189 «Солнышко» г.Камень-на - Оби Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст — это пора, когда ребенок особенно отзывчив и восприимчив к творческой, игровой, познавательной деятельности. Игра является привлекательной, главной и самой развивающей деятельностью для дошкольника, она служит естественным средством самовыражения. Я. А. Коменский подчеркивал, что игра — это серьёзная умственная деятельность, в которой развиваются способности ребёнка.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников с ОВЗ. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет еще большее значение, чем для их ровесников. Использование игр способствует изменению мотивов поведения, раскрытию новых источников развития познавательных сил, повышению самооценки, развитию воображения, установлению дружеских отношений в детском коллективе.

В игре осуществляется эмоционально-волевое развитие, развивается потребность усваивать нормы поведения, развиваются те личностные качества, от которых в дальнейшем будет зависеть успешность в учебной, трудовой деятельности. Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ : 1. Соответствие игры возрасту ребенка; 2. Подбор игрового материала с постепенным усложнением; 3. Связь содержания игры с системой знаний ребенка; 4. Учет структуры дефекта; 5. Соответствие коррекционной цели занятия; 6. Учет принципа смены видов деятельности (спокойные игры чередуются с подвижными); 7. Использование ярких, озвученных игрушек и пособий; 8. Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

Особое значение в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ОВЗ имеют настольные развивающие игры, направленные на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения) Значение настольной игры в воспитании и обучении детей с ОВЗ очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка, физические и творческие способности

Важнейшей задачей педагогов является оптимизация и организация в детском саду специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности детей. Таким пространством может стать - игровое поле . Игровое поле является полифункциональным, мобильным и привлекательным пространством для детей. Мне показалось интересной идея создания игровых полей различной тематики, и я с удовольствием буду воплощать ее в жизнь. Что такое игровое поле? Это небольшое игровое пространство, которое легко окинуть одним взглядом, тем самым получить возможность научиться смотреть на ситуацию целиком и одновременно видеть ее во всей ее сложности. Из чего изготовить игровое поле? Так как игровое поле- это подвижная конструкция, то можно ее изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, куска коврового покрытия, ткани или фетра. Материал должен служить долгое время, легко обрабатываться, легко переноситься, быть доступным в любой момент.

Вот несколько игр, которые можно сделать своими руками и которые будут интересны каждому ребенку: «Разноцветные резинки» Цель: развитие мелкой моторики рук, сенсорных эталонов, зрительного контроля над действиями рук. Детям предлагается украсить столбики разноцветными резинками.

«Волшебная шкатулка» Можно использовать макароны разной формы, а так же камушки Марблс . Цель: развитие мелкой моторики рук, фантазии, тактильных ощущений, художественного вкуса, сенсорных эталонов и дифференциации. Варианты: • Альтернатива сухого бассейна. • Найди на ощупь определённый предмет. • Разложи по цвету, величине и т. д. • Продолжи узор. • Придумай и выложи картинку. • Выложи по контуру.

«Накорми черепашек» (игра с прищепками) Цель: развитие мелкой моторики рук, сенсорных эталонов, зрительного контроля над действиями рук. Детям предлагается прищепить черепашку определённого цвета к мисочке такого же цвета. С помощью пинцета разложить червячков по мисочкам.

«Помпоны» Цель: развитие мелкой мускулатуры рук, зрительного контроля над действием рук. С помощью китайских палочек или пинцета детям предлагается переложить помпоны из одной тарелочки в другую. Варианты: • Кто быстрее переложит. • Переложи помпоны определённого цвета.

Предварительный просмотр:

Значение настольных игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Настольная игра – это и удовольствие, и развитие определенных навыков одновременно.

Ценность настольных игр именно в этой неразрывной взаимосвязи.

Настольные игры имеют ряд положительных воздействий:

  • у ребенка развивается творческий потенциал и воображение; развивается речь, он учится красиво и правильно говорить;
  • происходит развитие социальной адаптивности ребенка, которому приходится ради достижения цели взаимодействовать с различными игроками;
  • развивается скорость реакции, моторика, ребенок становится более аккуратным;
  • развивается смекалка и память;
  • ребенок учится переключаться между различными видами деятельности, учится в процессе игры преодолевать сложности и легче переживать неудачи, начинает понимать, что можно начать все сначала в случае неудачи.

Одни игры в красочной интересной форме обучают детей распознавать и запоминать различные предметы и явления, способствуют развитию внимания и расширению словарному запаса.

Другие – служат своеобразной подготовкой ребенка к жизни, предлагая ему в процессе игры различные проблемы, при решении которых он учится примерять на себя новые роли и тем самым развивает свои навыки и приобретает жизненный опыт.

Третьи – развивают физические способности, улучшая скорость реакции, ловкость, глазомер и координацию движений.

Помимо развлекательной функции практически все настольные игры приносят пользу, способствуя развитию личностных качеств и способностей ребенка. Сочетая в себе игру и обучение, настольные игры могут стать прекрасным образовательным средством для детей дошкольного возраста.

Даже самые простые настольные игры оказывают полезное влияние на ребенка, развивая зрительную память, внимание, сообразительность, логику, воображение и образное мышление.

Как правило, настольные игры подразумевают участие нескольких игроков. Взаимодействуя между собой в процессе игры и подчиняясь ее правилам, дети учатся правильно общаться друг с другом, терпеливо ожидать своей очереди, чтобы сделать ход, сопереживать соперникам и достойно переживать как победу, так и поражение.

Настольные игры способствуют правильному формированию личностных качеств детей.

Значение настольной игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.), физические и творческие способности.

В процессе развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего, в трудовую.

Особое значение в коррекционно-воспитательной работе с детьми данной категории имеют настольные развивающие игры, направленные на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения).

Обычно многие считают, что настольные развивающие игры – это головоломки, логические игры с кубиками. Иногда к этой группе относят игры, развивающие мелкую моторику пальцев рук, расширяющие кругозор малыша и дающие ему энциклопедические знания, способствующие обучению навыкам чтения и письма. На самом же деле круг настольных развивающих игр гораздо шире.

Основными характеристиками настольных игр выступают следующие качества: многовариантность, условность (символичность), творческая свобода и самостоятельность самого играющего субъекта.

Главная особенность настольных развивающих игр в том, что в них удается «объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно и по способностям . Настольные игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, создают атмосферу свободного и радостного творчества».

При этом вариативные по содержанию игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, пространственное представление, воображение, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умению создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.

Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, а значит, развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, преимущественно формирующего у ребенка исполнительские черты.

К настольным развивающим играм с ребенком с ОВЗ не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению каких-либо недостатков. Игра – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Она дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Основная задача современной школы - не просто сформировать у учащихся необходимые знания, умения, навыки, а развить личность ребенка, способную к творческой деятельности, к саморазвитию и самосовершенствованию. В связи с этим, задача учителя в том, чтобы создать условия для становления личности каждого ребенка в соответствии с его индивидуально-психологическими особенностями. Одним из приемов и методов решения данной проблемы в обучении умственно отсталых детей выступает применение игровых технологий.

Характеризуя умственно отсталых детей, можно отметить их инертность, вялость, рассеянность, интеллектуальную пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности, поэтому передо мной возникла проблема - заинтересовать, увлечь и активизировать познавательную деятельность моих воспитанников. Решение этой проблемы нахожу в активном использовании различных игр в работе с умственно отсталыми детьми, поэтому и тема самообразования: «Игра как средство развития познавательного интереса у учащихся с ограниченными возможностями здоровья».

Цель самообразования: изучение и применение игровых технологий, способствующих развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

применять и адаптировать игровые технологии с учётом психофизических возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья;

вовлекать каждого воспитанника в доступную игровую деятельность для повышения его познавательной активности и развития познавательных способностей, принимая во внимание особенности и интересы ребёнка;

использовать в игровой деятельности знания, имеющиеся у детей, создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка.

формировать навыки общения и умения играть.

За два года работы над данной темой самообразования м ною изучен и накоплен разнообразный материал по применению игровых технологий:

методическая литература, наглядно-дидактические пособия, копилка коррекционно-развивающих игровых упражнений («Закономерности», «Исключение лишнего», «Продолжи ряд»), ребусов, викторин, кроссвордов.

Собраны настольные обучающие и развивающие игры: лото «Животный мир», «Алфавит», «Сложение чисел в пределах 10» , игры для развития мелкой моторики «Весёлая шнуровка», «Мозаика». На данном этапе активно применяю игры в своей деятельности. В игре создаю ситуацию успеха, формируя у ребенка внутреннюю и внешнюю мотивацию, за счет этого растет самооценка и уверенность у детей в собственных силах. Использую различные виды игр: дидактические, воспитывающие, развивающие, социализирующие.

Одним из видов дидактических игр являются - настольные игры. Настольная игра – это и удовольствие, и развитие одновременно. Настольные игры имеют еще ряд положительных воздействий:

- развитие познавательных способностей (внимания, памяти, воображения, мышления);

- развитие речи и коммуникативности;

- развитие мелкой моторики, логики, усидчивости и терпения;

- дети учатся сотрудничеству, дисциплинированности;

- воспитание волевых качеств ( умения ставить перед собой цель, находить средства для её осуществления, преодолевать трудности).

Содержание настольных игр очень разнообразно. Сюда входят:

конструкторы, лото, домино, шашки, мозаика, различные шнуровки;

настольно-печатные игры по самой различной тематике (классификация, обобщение, сравнение, счёт, ассоциации).

огромное множество игр по развитию речи – накопление словаря, развитие фонематический процессов, лексико-грамматических представлений, связной речи детей;

игры по развитию познавательных интересов и способностей детей и т.п.

А сейчас предлагаю вам поиграть в одну интересную настольную игру. Для этого мне нужна группа участников из четырёх человек, которые будут исполнять роль детей.

1 этап. Знакомство с игрой .

- Сегодня мы с вами познакомимся с игрой, которая называется Танграм . Эта игра появилась в Китае в глубокой древности. Существует немало легенд о появлении этой игры.

Одна из них гласит о том, как почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали игру Танграм

- Она лежит перед вами, рассмотрите её и скажите, из чего она состоит? ( Из геометрических фигур).

- Сколько фигур? И каких? (Пять треугольников разного размера, квадрат и параллелограмм). Это части Танграма.

- В какую фигуру сложены все части? ( В большой квадрат ).

- Так кто же мне скажет, что представляет собой игра Танграм? ( Ответы детей обобщаю ).

-Значит Танграм – это конструктор, представляющий собой квадрат, разделенный на семь частей: пять треугольников разного размера, квадрат и параллелограмм.

- Из частей Танграма можно составить фигуры животных, птиц, людей, а также и многие другие изображения, в этом и заключается смысл игры.

- В любой настольной игре есть правила, и Танграм не исключение. Первое правило — необходимо использовать все семь фигур. Второе — фигуры не должны перекрываться между собой.

- Об игре мы всё узнали, с правилами познакомились, теперь пора и поиграть.

этап. Практический .

- Сейчас послушайте загадку, но отгадку не говорите, а изобразите при помощи Танграма.

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы.

Комментарии: на первых занятиях дети могут расположиться так, чтобы более слабые ученики имели возможность поучиться у других ребят, тем самым почувствовать себя успешными и получить положительные эмоции во время игры. Для начала дети пользуются изображениями - образцами, с отдельно выделенными фигурами Танграма, а если дети достаточно способны, используются образцы, изображающие только контур предметов.

- Теперь давайте посоревнуемся и посмотрим, кто быстрее изобразит следующую отгадку, напоминаю, что у вас есть подсказки. Тот, кто окажется самым быстрым получит

жетон. Итак, послушайте загадку:

В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый.

Комментарии: игра, постепенно усложняясь, может принимать другие формы, в данном случае – форму соревнования («Кто быстрее», «Кто больше»).

3 этап. Творческий.

- А сейчас я предлагаю собрать сюжетную картинку, используя нескольких наборов Танграма разных цветов. За активное участие в игре каждый из вас сможет получить очередной жетон.

Комментарии: на данном этапе игра может стать коллективной, дети могут играть как в парах, так и группами. Здесь важно проявить творчество и выдумку, спланировать игру так, чтобы все игроки прияли участие.

4 этап. Заключительный .

Рефлексия и подведение итогов. Выясняем, кто больше набрал жетонов. Похвала в адрес победителя, подбадривание проигравших участников игры.

- Вам понравилась игра? Чем?

- Трудно в неё играть?

- Танграм ещё называют – конструктором – головоломкой, как вы думаете, почему?

- Я вам дарю эту игру и предлагаю поиграть дома с родителями.

Спасибо за участие.

Комментарии: Учитывая возможности детей, показанные этапы игры можно провести за одно занятие или несколько. Важно помнить необходимое условие – игру нужно закончить до того момента, пока она надоест. Танграм можно легко изготовить своими руками, правила игры достаточно просты, играть в неё может как дошколёнок, так и взрослый, выбрав необходимый уровень сложности. Эта настольная игра р азвивает пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность. Развивает мелкую моторику. Воспитывает терпение и усидчивость.

Закончить свой мастер – класс хочется одной русской пословицей: " Век живи - век учись". Эта пословица особенно актуальна для педагогов. Кто как не мы должны быть в постоянном поиске знаний, саморазвитии, чтобы всегда находить подход к детям, быть в курсе тенденций образования и воспитания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Настольная игра для детей 4 - 5 лет

Закреплять знания детей об овощах и фруктах.


Настольные игры для детей по изобразительному искусству

Настольные игры для детей по изобразительному искусству Игра - это самое важное в жизни детей. Игры дарят нам время полноценного общения с ребенком, одновременно развивая.


Настольные игры для детей 3-4 лет

Настольные игры станут настоящими помощниками для родителей в тяжёлом и ответственном деле воспитания ребёночка. Именно благодаря им развиваются математические способности, логичес.


Настольная игра для детей Домашние животные и птицы

Закрепление знаний детей о домашних животных, птицах,развитие логического мышления.


Якутские настольные игры для детей среднего дошкольного возраста

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными формами рисования, печать по трафарету с использованием поролона.


Якутские настольные игры для детей среднего дошкольного возраста

В новых социально-экономических условиях развития общества своевременным и необходимым является обращение к народной педагогике, бесценному опыту традиционного воспитания, народным играм. По сод.


ЗНАЧЕНИЕ НАСТОЛЬНОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. В .

Значение настольных игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Настольная игра – это и удовольствие, и развитие определенных навыков одновременно.

Ценность настольных игр именно в этой неразрывной взаимосвязи.

Настольные игры имеют ряд положительных воздействий:

  • у ребенка развивается творческий потенциал и воображение; развивается речь, он учится красиво и правильно говорить;
  • происходит развитие социальной адаптивности ребенка, которому приходится ради достижения цели взаимодействовать с различными игроками;
  • развивается скорость реакции, моторика, ребенок становится более аккуратным;
  • развивается смекалка и память;
  • ребенок учится переключаться между различными видами деятельности, учится в процессе игры преодолевать сложности и легче переживать неудачи, начинает понимать, что можно начать все сначала в случае неудачи.

Одни игры в красочной интересной форме обучают детей распознавать и запоминать различные предметы и явления, способствуют развитию внимания и расширению словарному запаса.

Другие – служат своеобразной подготовкой ребенка к жизни, предлагая ему в процессе игры различные проблемы, при решении которых он учится примерять на себя новые роли и тем самым развивает свои навыки и приобретает жизненный опыт.

Третьи – развивают физические способности, улучшая скорость реакции, ловкость, глазомер и координацию движений.

Помимо развлекательной функции практически все настольные игры приносят пользу, способствуя развитию личностных качеств и способностей ребенка. Сочетая в себе игру и обучение, настольные игры могут стать прекрасным образовательным средством для детей дошкольного возраста.

Даже самые простые настольные игры оказывают полезное влияние на ребенка, развивая зрительную память, внимание, сообразительность, логику, воображение и образное мышление.

Как правило, настольные игры подразумевают участие нескольких игроков. Взаимодействуя между собой в процессе игры и подчиняясь ее правилам, дети учатся правильно общаться друг с другом, терпеливо ожидать своей очереди, чтобы сделать ход, сопереживать соперникам и достойно переживать как победу, так и поражение.

Настольные игры способствуют правильному формированию личностных качеств детей.

Значение настольной игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.), физические и творческие способности.

В процессе развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего, в трудовую.

Особое значение в коррекционно-воспитательной работе с детьми данной категории имеют настольные развивающие игры, направленные на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения).

Обычно многие считают, что настольные развивающие игры – это головоломки, логические игры с кубиками. Иногда к этой группе относят игры, развивающие мелкую моторику пальцев рук, расширяющие кругозор малыша и дающие ему энциклопедические знания, способствующие обучению навыкам чтения и письма. На самом же деле круг настольных развивающих игр гораздо шире.

Основными характеристиками настольных игр выступают следующие качества: многовариантность, условность (символичность), творческая свобода и самостоятельность самого играющего субъекта.

Главная особенность настольных развивающих игр в том, что в них удается «объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно и по способностям . Настольные игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, создают атмосферу свободного и радостного творчества».

При этом вариативные по содержанию игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, пространственное представление, воображение, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умению создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.

Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, а значит, развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, преимущественно формирующего у ребенка исполнительские черты.

К настольным развивающим играм с ребенком с ОВЗ не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению каких-либо недостатков. Игра – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Она дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.

Настольная игра – это и удовольствие, и развитие определенных навыков одновременно.

ВложениеРазмер
Настольная игра – это и удовольствие, и развитие определенных навыков одновременно. 17.22 КБ
Настольная игра – это и удовольствие, и развитие определенных навыков одновременно. 17.22 КБ
Настольная игра – это и удовольствие, и развитие определенных навыков одновременно. 17.22 КБ

Читайте также: