Какие изменения произошли после окончания великой отечественной войны в религиозной жизни страны

Обновлено: 07.07.2024

Последние восемь лет правления И. Сталина (1945-1953) были наиболее благоприятными для Русской Православной Церкви на протяжении всей коммунистической эпохи. В послевоенное время И.Сгалин, согласившись на частичное восстановление Церкви и церковной жизни в СССР, попытался превратить Церковь в активный инструмент своей внешней политики. У него появилась идея создания «православного Ватикана». С этой целью была восстановлена Троице-Сергиева Лавра, позволены контакты Московского Патриархата с большинством Поместных Православных Церквей за рубежом. В 1948 году были устроены торжества по случаю 500-летия Автокефалии Русской Церкви. Как замечает О.Ю.Васильева, при чтении церковных материалов, которые освещали эти празднества, видно, что «искренняя радость наполняла сердца православных, ничего не подозревающих об истинных причинах происходяшего», т.е. о том, что за улучшением церковно-государственных отношений скрывалась строго секретная государственная политика.

Церкви было дано разрешение открыть новые богословские учебные заведения (к 1947 г. работало уже 8 семинарий и 2 академии), новые приходы - с 1946 г. по 1949 г. их численность возросла с 10544 до 14477 приходов. В 40-е годы в возрождении церковной жизни большую роль сыграло возвращение многих нелегальных церковных общин к нормальной жизни. К 1953 г. на территории СССР была восстановлена деятельность 69 монастырей, из них двух — в России. Но все же на местах возрождению церковной жизни оказывалось большое сопротивление. Кроме того, сталинская веротерпимость была не беспредельна. Церковь по-прежнему не имела права вести какую-либо иную работу, кроме богослужений и подготовки священников. Ей было запрещено заниматься социальными вопросами, работать с молодежью, осуществлять религиозное воспитание детей. Ни одна из антирелигиозных норм «Закона о религиозных объединениях 1929 г.» не была отменена.

До 1957 года на характер отношения советской власти к Церкви сильно влияла борьба кремлевских группировок за власть. Первые победы Н.С. Хрущева в 1957 году над сталинистами, которые поддерживали курс «взвешенного» отношения к Церкви, выявили антирелигиозные перспективы для общества. Идеологическим обоснованием нового курса партии стала борьба по преодолению культа личности Сталина и его последствий. Сталинская политика по отношению к Церкви в контексте этой борьбы была определена как неоправданно «примирительная». Новый первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев и секретарь ЦК М.А. Суслов стали инициаторами реставрации антицерковной политики.

Фронтовое поколение советских людей объединяли память о событиях войны, ожесточенная борьба с врагом, трудности и лишения военного времени, общие устремления, чувства, мысли, желание победить врага.

Объясните мотивы подобных действий оккупантов.

Мотивы подобных действий оккупантов объясняются тем, что согласно плану «Ост» предполагалось уничтожение русского народа как общности и возможно это было сделать уничтожая историческую память и культуру народа.

Прослушайте данный гимн СССР. Как в нем отразилась сталинская эпоха? Сравните со словами гимна РФ.

Прослушайте данный гимн СССР. Как в нем отразилась сталинская эпоха? Сравните со словами гимна РФ

Как видно из текста, эпоха Сталина отразилась в тексте упоминанием его имени, армии и сражений.

1. Какие изменения произошли в повседневной жизни советских людей после начала Великой Отечественной войны?

В повседневной жизни советских людей после начала Великой Отечественной войны произошли значительные изменения. Эвакуированные люди приезжая в другие регионы страны, подселялись к местным жителям. Во всей стране введены карточки на продовольствие для работающих и иждивенцев. Существовал натуральный обмен вещей на продукты, самым дефицитным товаром были соль, спички, мыло. Жителям городов выделялись участки под огороды. Привычным атрибутом быта становится печка-буржуйка из-за отсутствия отопления

2. Каким образом осуществлялась организация и работа тыловых госпиталей в годы войны?

Организация и работа тыловых госпиталей в годы войны осуществлялась так: под госпитали выделялись образовательные или культурные учреждения, из числа местных жителей набирали персонал младших медицинских работников. Благодаря умелой организации медицинского дела в войсках и в тылу вернулись в строй 72% раненых и 91% больных воинов. Знаменитые хирурги А.Н. Бакулев, Н.Н. Бурденко, В.Ф. Войно-Ясенецкого, тысячи квалифицированных врачей других специальностей добивались таких результатов. Еще одна форма помощи фронту – донорство. 5,5 млн. доноров сдали 1 млн. 700 тыс. л крови, благодаря чему смертность от потери крови сократилась и составила всего 1% (в Первой мировой войне 2/3 смертей от потери крови)

3. Приведите примеры мужества и массового героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны.

Сопротивление развернулось в разных формах: диверсии, подполье, партизанское движение, саботаж и др. Символом героизма стала 17-летняя комсомолка З.А. Космодемьянская. В составе диверсионной группы она была переброшена в тыл врага, схвачена, подвергнута допросам и мучительным пыткам. Вела себя мужественно, в результате повешена гитлеровцами.

Подвиг А. Матросова, закрывшего телом вражеский дзот, чтобы открыть путь для наступления.

Группа бойцов под командованием сержанта Я.Ф. Павлова, несколько месяцев удерживавших дом на рубеже обороны в Сталинграде.

4. Охарактеризуйте деятельность Русской православной церкви в годы войны. Какие изменения произошли в период войны в отношении государства и церкви? Можно ли считать, что государство решило отказаться от антирелигиозной политики?

Деятельность Русской православной церкви в годы войны характеризуется как патриотическую. Священнослужители служили в рядах военнослужащих, организовывали сбор средств на вооружение, читали проповеди на патриотические темы.

В период войны в отношении государства и церкви действительно произошли изменения: после встречи Сталина с тремя митрополитами проведен Архиерейский собор, где выбран патриарх Русской православной церкви. Однако это потепление отношений не означало изменения позиции государства относительно церкви. Отказа от антирелигиозной политики не планировалось, что подтвердили послевоенные события.

5. Какова была реакция российских эмигрантов на агрессию Германии против СССР? В чем выразилось различие позиций в среде эмиграции?

Реакция российских эмигрантов на агрессию Германии против СССР была отрицательной. Многие соотечественники за рубежом активно участвовали в Сопротивлении, занимались сбором средств для помощи СССР, Красной Армии.

За последние десятилетия среди российской общественности, в публицистике и, в определённой степени, в исторических исследованиях сложилось мнение, что подавляющее большинство белых эмигрантов после нападения фашистской Германии на Советский Союз оказались в стане Гитлера. Когда говорят о противниках такого выбора, то указывают лишь на отдельных «инакомыслящих» (А. Деникина, И. Бунина, С. Рахманинова и др.) да на некоторых участников движения Сопротивления во Франции. Данный подход сформировался благодаря многолетнему влиянию советской пропаганды, как правило, избегавшей серьёзного анализа такого явления, как эмиграция. После 1991 г. в пылу развенчания коммунистического прошлого нашей страны, возвращения незаслуженно забытых имён и событий стали известны эмигранты и организации, которые последовательно вели активную борьбу со «сталинским режимом».

6. Приведите примеры, раскрывающие лозунг "Фронт и тыл едины".

- самоотверженный труд в тылу на оборонных предприятиях

- работа по 12-14 часов

- на фронт собирали вещи для бойцов, вязали носки, варежки

Вся жизнь в тылу была подчинена единственной, самой главной цели: обеспечить фронт, боеприпасами, обмундированием, вооружением, продовольствием. А на фронте – главная цель отстоять независимость Родины, защитить тех, кто в тылу.

1. Какие черты характера советского человека нашли отражение в художественных произведениях военных лет?

В художественных произведениях военных лет нашли отражение такие черты характера советского человека как смелость, способность жертвовать собой, расчетливость в борьбе с врагом, решительность, несгибаемость, верность Родине, патриотизм.

2. Какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны? Почему? Как произведения искусства способствовали объединению советского общества в борьбе с врагом?

Наиболее востребованы в годы войны оказались такие жанры искусства как кино и песенный жанр, потому, что они отвечали потребностям людей в открытом, эмоциональном выражении своих чувств.

Произведения искусства способствовали объединению советского общества в борьбе с врагом в большой степени.

3. Приведите примеры, иллюстрирующие творческую и научную жизнь в блокадном Ленинграде. Расскажите о деятельности ученых в период блокады.

Несмотря на экстремальные условия, культурная жизнь в городе продолжалась. А.В. Буров 1 октября 1945 года отмечал, что в этот день в городе рвались бомбы, но в 25 кинотеатрах и пяти Домах культуры демонстрировались фильмы, а театры давали представления. 26 октября в театре имени Ленинского комсомола шло представление по комедии Гольдони «Забавный случай», где главную роль исполнил Юрий Толубеев.

Музыкальная жизнь в городе также не остановилась. Так, 4 октября 1941 года собирался Президиум Ленинградского отделения Союза композиторов. Им были одобрены песни, предназначенные для сольного и хорового исполнения и написанные ленинградскими поэтами - «Песня о Бринько» Б. Гольца, «Баллада о Ханко» М. Юдина, «Походная» И. Дунаевского, «Песня морской пехоты» Н. Будашкина, «Крейсер Киров» Л. Ходжи-Эйнатова. Следует отметить, что блокадники, не принадлежавшие к литературной и артистической среде, мало писали о культурной жизни города. Соболева Нина Васильевна вспоминала о концерте Льва Оборина в Филармонии: «Музыка, звучавшая тогда, потрясла и на всю жизнь осталась особенной – «из тех дней»». Музыка производила на людей необыкновенно сильное впечатление именно в той сложной обстановке, гораздо глубже воспринималось искусство. Панченко Наталья Ивановна иногда писала в своем дневнике о событиях культурной жизни города: «Была в театре, смотрела «Летучую мышь» с очень хорошим составом: Михайлов, Свидерский, Бондаренко, Брилль, Колесникова, Янет… Словом, кого только можно душе пожелать».

В первую блокадную зиму в Ленинграде продолжали работать несколько учреждений, а государственная публичная библиотека и Библиотека Академии Наук, театр Музыкальной комедии были открыты на протяжении всего периода блокады. 7 ноября 1942 года театр Музыкальной комедии выпустил премьерный спектакль «Раскинулось море широкое». Значение этого театра выявлялось не в его патриотической направленности и не в том, что он побуждал в людях высокие чувства. Главным было то, что он в некой мере поддерживал уровень цивилизованности ленинградцев.

Культурные потребности, пусть даже примитивные, помогали избавиться от чувства отчаяния. Панченко Н.В. писала однажды в своем дневнике: «Мне так хотелось бы сейчас сходить в кино или в театр. Очень хочу увидеть хороший художественный фильм. А в театре я мечтаю только о музыке. Очень хочется чего-нибудь симфонического, громкого». В августе 1942 года был вновь открыт Большой зал филармонии. Именно здесь 9 августа оркестром ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга была впервые исполнена знаменитая Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича.

Ученые Химико-технологического института П.Г. Романков и В.А. Григор сконструировали прибор для автоматической сигнализации в случае появления в воздухе отравляющих веществ. Работники Государственного института прикладной химии нашли новую методику определения боевых отравляющих веществ при помощи специальных индикаторных трубок, которая была взята на вооружение всеми ленинградскими лабораториями противохимической защиты. В первые месяцы войны Институт прикладной химии выпустил 450 приборов для химической разведки, 8 тыс. комплектов для определения отравляющих веществ, 45 тыс. противохимических аптечек. Созданные в институте образцы противохимических аптечек и индивидуальных пакетов для оказания первой помощи при поражении отравляющими веществами нашли широкое применение на фронте.

В Ленинградском филиале Всесоюзного научно-исследовательского института переработки и использования топлива была успешно решена задача получения активированного угля для противогазов; институт выпустил 40000 кг готовой продукции, полностью обеспечив потребность в активированном угле завода, изготовлявшего противогазы.

Ученые много потрудились над технической маскировкой важнейших объектов города. Маскировка промышленных объектов от воздушного наблюдения была изучена мало. Но обстановка требовала решительных действий. Поэтому на предприятия, электростанции, нефтебазы, водопроводные станции для разработки маскировочных мероприятий пришли сотни ученых, архитекторов, инженеров и художников. Для руководства этими работами была создана специальная служба технической маскировки города, штабом которой стало Архитектурно-планировочное управление Ленгорсовета депутатов трудящихся. Большую группу специалистов для оказания помощи в маскировке города выделило Ленинградское отделение ВНИТО строителей. Научно-исследовательскому институту коммунального хозяйства было поручено найти составы красок для технической маскировки. Для того, чтобы добиться визуального сходства красок с естественным фоном окружающих предметов, группе сотрудников института во главе с кандидатом технических наук И.Д. Мухортовым пришлось проделать громадную экспериментальную работу. В Ботаническом институте была разработана методика маскировки объектов с помощью растений. Для сохранения памятников, которые по различным причинам невозможно было увезти или закопать, ученые-строители предложили специальные маскировочные конструкции. Специалисты по электротехнике Института инженеров железнодорожного транспорта и Политехнического института устранили возникавшее при движении трамваев и троллейбусов сильное искрение, которое демаскировало город. Учеными успешно решалась проблема борьбы с дымом от топок электростанций и предприятий, была обеспечена светомаскировка плавильных печей во время разлива металла. Сконструированные ими специальные светомаскировочные щиты для окон фабрик и заводов позволили отказаться от маскировочных покрытий.

4. На основании дневников и воспоминаний фронтовиков опишите в виде рассказа от первого лица один день советского солдата на фронте. Основной акцент сделайте на бытовой стороне описания: где он жил, что ел, чем занимался между боями и т.д.

Потом тяжелые бои по обороне Кавказа. Мало того, что нам приходилось держать фронт, так мы должны были еще и контратаковать, чтобы не давать немцам снимать части для боёв под Сталинградом. При этом очень трудно было со снабжением. На день выдавался котелок жидкости, в которой сложно было поймать перловую крупинку, кусок хлеба размером с ладонь и ложка сахара. Приходилось варить и кости животных и лошадиные шкуры. Однажды мне повезло добыть дикого кабана. Наблюдая за передним краем противника, я заметил немца-наблюдателя, занявшего позицию возле большого раскидистого дуба на нейтральной полосе. Решив проучить немца, ночью я подполз к дереву и заминировал подходы к нему. На рассвете раздался взрыв, и я, радуясь тому, что удалось ликвидировать немецкого лазутчика, снова пополз, чтобы убедиться в результате. Но у дерева я увидел убитого кабана с развороченным рылом. Мы с ребятами привязали его ремнями и вытащили к себе. Вот тогда мы наелись от пуза! Слух о моей «охотничьей» добыче разошелся по всем войскам, и командир батальона даже обиделся на меня, что я не прислал ему кусочек мяса.

Очень плохо было и со снабжением боеприпасами и оружием. Мы оказались очень слабо подготовлены к войне. В начале войны немец господствовал в воздухе, в артиллерии, в танках, во всем. А мы встретили войну с винтовками. Свой первый автомат я добыл только в 1942-м году у немца-разведчика, с которым мы сошлись в рукопашной схватке. Немцы переходили передний край на участке моего взвода, где я и перехватил их группу. Завязалась схватка. Один из немцев направил на меня свой автомат и нажал на курок, но оружие дало осечку. Тогда немец сильно стукнул меня прикладом по голове, но я был в каске, и он меня только оглушил. Но я так сильно успел вцепиться руками в автомат, что падая, не выпустил его из рук. Разведчикам удалось уйти, а автомат достался мне в качестве трофея.

Помимо непосредственной обороны от наступавших немецких войск, в нашу задачу входило постоянное оттягивание немецких сил на себя, с целью не допустить их переброску на Волгу. Для этого мы проводили небольшие, но постоянные атаки. В одном из таких наступлений мы смогли отогнать врага больше чем на 10 километров, захватили богатые трофеи. Преследуя противника, отходившего к горам, мы вышли на широкую поляну. Новый командир нашего сводного полка, капитан, которого нам прислали совсем недавно, приказал занимать позиции здесь. Моей пулеметной роте он выдал узкий сектор между деревьями, крайне ограниченный по видимости. Пока мы окапывались, пока располагались, немцы начали вести по нам сначала пристрелочный, а вскоре и прицельный огонь из орудий и минометов. Было так: что ни выстрел, то двоих-троих наших косит. Не помню, сколько мы так просидели, но никакого приказа, ни вперед, ни назад, мы так и не получили, только дико и отчаянно метались под вражеским огнем. Не выдержав такого обстрела, мы стали отходить самостоятельно. Проще говоря, стали драпать изо всех сил. Рядом падали убитые и раненые, я особенно запомнил одного с разорванным животом, просившего пристрелить его… Сколько мы пробежали, не помню. От жары и бега жутко хотелось пить. Когда добежали до какой-то лужи, покрытой зеленой пленкой, и, сквозь зубы, стали глотать застоявшуюся воду. Возвратившись в расположение своих войск, мы доложили о произошедшей катастрофе. Как нам потом рассказали, новый командир полка, заманивший нас в эту ловушку, оказался немецким диверсантом. То ли у него было задание уничтожить наш полк, то ли какая другая задача, но, судя по всему, он перебежал к немцам сразу после начала обстрела, потому что в бою я его так и не увидел.

В то трудное время не все выдерживали тяготы и лишения. Помню случай, когда из моей роты сбежал солдат по фамилии Остапенко. Я как раз проверял посты, и вдруг услышал, как зашелестели листья. Я окликнул бойца, а в ответ мне раздался винтовочный выстрел. Пуля сбила пилотку с головы, и я лишь чудом остался жив. На следующий день снова проверял посты, и остановился у пулеметной точки, которую занимал один матрос из Геленджика. Точка находилась под большим высоким кедром. Едва я успел подойти, как по нам стала бить вражеская артиллерия. Первый снаряд разорвался в кроне дерева, осколок оторвал матросу ногу, а меня отбросило взрывной волной. Я стал звать нашего санитара Лобадзе, чтобы перевязал раненого, но прилетевшим вторым снарядом матросу оторвало голову… На этом обстрел прекратился. Я завернул останки погибшего в плащ-палатку и закопал там же в ячейке. Думаю, что это сбежавший солдат Остапенко выдал немцам расположение наших пулеметных точек, уж больно точно они их накрыли.

Надо сказать, что в моей роте воевали председатели колхозов, начальники МТС, ученые, преподаватели, одним словом, люди совершенно далекие от военного дела, к тому же почти все семейные. У меня с ними часто случались курьезы. Ну вот, например, поставишь такого вояку на пост, а он, вместо того, чтобы вести наблюдение и охрану, убегает в землянку греться! Я их потом воспитывал, на совесть старался бить, мол, как же так, на вас вся рота надеется, я – ваш командир, вам доверяю, а вы так! Трудно им приходилось.

5. Что вы знаете о советском кинематографе времен войны? Какие фильмы военных лет вы видели? Какое впечатление они произвели на вас? Насколько реально кинокартины отражали события войны?

Советский кинематограф времен войны базировался в Алма-Ате. Здесь на базе эвакуированных киностудий Москвы и Ленинграда была создана Центральная объединённая киностудия (ЦОКС). На экран вышли фильмы «Парень из нашего города» (режиссёр А.Б. Столпер), «Секретарь райкома» (режиссёр И.А. Пырьев), «Два бойца» (режиссёр Л.Д. Луков) и др.

Популярным жанром оставалась комедия, в которой военные сюжеты переплетались с темой любви, фронтовой дружбы и человеческого счастья («Жди меня», режиссёры Б.Г. Иванов, А.Б. Столпер). На экраны страны в 1946 г. вышел любимый всеми фильм «Небесный тихоход» режиссёра С.А. Тимошенко. Всего на базе ЦОКСа было создано 23 полнометражных фильма.

Я видел все перечисленные картины. Эти картины не совсем точно отражают военную реальность. Однако, наверное, в тех условиях требовалось для поднятия морального духа, воспитания силы воли, непримиримости с врагом производство именно таких картин.

7. Продолжите проект «Фотофакт». Составьте подборку военных или послевоенных фотографий разрушенных советских городов, сел (в группе). Сравните запечатленное на фото состояние разрушенных улиц, предприятий, культурных и образовательных учреждений и их современное состояние. Что пришлось воссоздать архитекторам, строителям, реставраторам?

Архитекторам, строителям, реставраторам пришлось воссоздавать из руин жилые дома, памятники культуры, архитектуры, скульптуры буквально из пепла. Разрушения и потери от военных действий и варварства фашистов невосполнимы. Уничтожено около 3 тыс. памятников архитектуры, разграблено 427 музеев, 4 тыс. библиотек.

Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР.

Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР.

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности

В чём состояли особенности национальной политики СССР в послевоенные годы?

В национальной политике Советского государства в целом, как и в довоенные годы, взаимодействовали две противоречивые тенденции. С одной стороны, продолжалось развитие национальной культуры и укрепление советских республик за счёт выдвижения национальных кадров.

С другой — осуществлялись жёсткий контроль и репрессии. Преобладание силовых методов наблюдалось в Латвии, Литве, Эстонии, западных частях Украины, Белоруссии, где власть столкнулась с вооружённым сопротивлением националистов.

Основным методом советизации и интеграции этих стран и регионов в состав СССР было уничтожение повстанцев и депортация тех социальных слоёв, которые, по мнению руководства страны, могли поддерживать антиправительственные выступления.

Почему в национальной политике взаимодействовали противоречивые тенденции?

В национальной политике взаимодействовали противоречивые тенденции потому, что интересы государства требовали единства и национального, и идеологического, и экономического.

С другой стороны, войны вызвала рост национальной активности, национального самосознания, национальных движений. Большинство национальных движений, особенно в Прибалтике, в Западной Украине, отстаивали свое право на независимость.

1. Сформулируйте и запишите в тетради итоги изучения материала на тему «Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР».

Благодаря национальной политике государства в послевоенный период:

  • рост промышленности всех республик СССР. Отчасти это было связано с эвакуацией предприятий на восток страны в годы войны. Свою роль играла политика целенаправленной индустриализации ранее преимущественно аграрных республик, вошедших в состав СССР (в Казахстане, Киргизии, Армении, Молдавии, Литве, Латвии и Эстонии).
  • научно-технический прогресс
  • усиление экономических связей между республиками СССР.
  • рост городского населения и постепенное разрушение традиционного образа жизни, связанного с деревней.
  • активное перемещение населения, что усиливало этническое многообразие советских республик.
  • развитие национальных культур, образования, подготовки и выдвижения национальных кадров.
  • создание национальных академий наук. В 1945—1951 гг. они были организованы в Казахстане, Азербайджане, Латвии, Эстонии, Туркмении, Таджикистане.
  • в республиках Средней Азии вековые устои сталкивались с государственной политикой преодоления «пережитков прошлого». С переменным успехом шла борьба за снятие чадры, вовлечение женщин в общественную деятельность, приобщение их к учёбе, ликвидацию многожёнства.
  • разница в моделях демографического поведения разных народов СССР. рост рождаемости в республиках Средней Азии, Закавказья, Казахстане по сравнению с РСФСР.
  • государство признало роль религии в консолидации общества и пошло на некоторые уступки верующим.
  • Репрессивные методы осуществления национальной политики:
  • идеологические проработки и репрессии – кампания против историков из Казахстана, Дагестана, Азербайджана, Москвы
  • преследования интеллигенции еврейской национальности: убийство режиссёра С.М. Михоэлса, распущен советский Еврейский антифашистский комитет, борьба с «космополитизмом».
  • необоснованные репрессии и дискриминация по национальному признаку были особенно опасными для многонационального Советского государства. Они усиливали межнациональные противоречия.
  • политика принудительного переселения народов
  • усиление антиправительственных настроений среди выселенных народов, росла их убеждённость в несправедливости коллективного наказания. В местах ссылки нарастали противоречия между ссыльными и коренным населением, которые в ряде случаев перерастали в массовые столкновения.
2. Раскройте роль русского языка для консолидации СССР как многонационального государства.

Огромное значение для консолидации СССР как многонационального государства имел русский язык. Он позволял общаться представителям многочисленных народов СССР, выступал как средство культурного взаимообогащения, как объективно необходимый общий язык высшей школы, науки, армии, индустрии. Изучению русского языка, начиная со школьного возраста, в послевоенные годы уделялось большое внимание.

3. Дайте характеристику методов национальной политики в послевоенные годы.

Методы национальной политики в послевоенные годы

4. Какие изменения произошли после окончания Великой Отечественной войны в религиозной жизни страны?

Во время войны государство признало роль религии в консолидации общества и пошло на некоторые уступки верующим:

  • к 1948 г. количество православных церквей и молитвенных домов по сравнению с военным периодом возросло примерно на 60%.
  • увеличивалось количество мечетей.
  • возобновилось паломничество мусульман из СССР в Мекку (хадж).
  • приобщение к религии всё большего количества молодёжи.
  • религиозные общины находились под жёстким контролем государственных органов.
  • попытки вытеснить религию коммунистической идеологией и светскими обрядами не дали желаемого результата.
5. Расскажите о положении выселенных, репрессированных народов.

Негативное воздействие на развитие СССР оказывала политика принудительного переселения народов. На 1 января 1953 г. в ссылке в отдалённых районах страны находилось более 2,7 млн. человек, большинство которых составляли выселенные народы — немцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, калмыки.

Значительную часть ссыльных составляли также украинцы, латыши, эстонцы, литовцы, молдаване, греки и представители других национальностей. Условия жизни спецпоселенцев были тяжёлыми. Огромное негативное воздействие на положение выселенных народов имело решение, принятое в 1948 г.

В нём говорилось, что «переселение в отдалённые районы Советского Союза чеченцев, карачаевцев, ингушей, балкарцев, калмыков, немцев, крымских татар и др. произведено навечно, без права возврата их к прежним местам жительства».

За самовольный выезд из мест обязательного поселения устанавливалось наказание на срок до 20 лет. Таким образом, многие сотни тысяч людей и их дети лишались перспектив возвращения в родные места.

Такая политика вела к усилению антиправительственных настроений среди выселенных народов, росла их убеждённость в несправедливости коллективного наказания. Всеобщим было желание ссыльных вернуться на родину.

Об этом свидетельствовали не только официальные доклады различных органов власти, но и жалобы самих переселенцев, которые они в большом количестве отправляли в Москву.

В местах ссылки нарастали противоречия между ссыльными и коренным населением, которые в ряде случаев перерастали в массовые столкновения.

1. Обсудите с одноклассниками тезис: «Между социалистическими республиками после окончания Великой Отечественной войны сложился новый тип братских межгосударственных отношений».

Тезис «Между социалистическими республиками после окончания Великой Отечественной войны сложился новый тип братских межгосударственных отношений» верен в основном.

Действительно, новый тип отношений благодаря государственной национальной политике складывался, но об окончательном складывании говорить было рано.

3. Проанализируйте особенности национальной политики в СССР, опираясь на текст Конституции: «Верховный Совет СССР состоит из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей (состоят из равного числа депутатов). Совет Союза избирается по избирательным округам с равной численностью населения. Совет Национальностей избирается по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 — от каждой автономной республики, 5 — от каждой автономной области и один — от каждого автономного округа».

Особенности национальной политики в СССР (из текста Конституции СССР):

В обсуждении конституции 1936 года участвовало 75 млн. человек, было внесено 1,5 млн. предложений, дополнений, поправок, публикуемых в периодической печати.

Но ни одна поправка, нарушающая равенство или ущемляющая существовавшие права республик, не была принята.

В этом ряду только для невнимательных наблюдателей стала неожиданностью переориентация в национальной политике в тексте новой советской конституции 1936 года. Интернационалистическая природа Советского Союза осталась в малоизмененном виде.

Не произошло отказа ни от символики, ни от терминологии Советского времени. По прежнему учитывались интересы всех народов СССР. Но новое было именно в том, что учитывались интересы именно всех народов — т. е. и русского.

И прежде всего, учитывался государственнический инстинкт народа-державостроителя. Конституция СССР 1936 — это, прежде всего, Конституция единого государства.

Изменялась структура государственных органов. Вместо Всесоюзного съезда Советов, двухпалатного ЦИК СССР и его Президиума новый основной закон предусматривал образование Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР.

Если раньше высшие органы формировались методом делегирования, то теперь они избирались на основании всеобщего, равного, тайного и прямого избирательного права.

Тем самым высшие органы власти уже не сковывались местными руководящими элитами и могли отражать общенациональные интересы.

В то же время конституция 1936 г. не стала окончательным шагом в решении национального вопроса в Советском Союзе. Несомненно, новая конституция усиливала территориальное единство и государственную целость СССР.

Но порочная практика прошлого, когда национальный вопрос решался сугубо за счёт крупнейшей республики — РСФСР, преодолена не была. Вновь геополитические симпатии руководителей воплощались в ущерб национальным интересам русского народа.

В частности, по новой Конституции автономной республике Казахстан придавался статус союзной республики. Так же вопрос был решён и с Киргизией. Всего по разным подсчётам РСФСР теряла около четверти своей территории и около 10% промышленного потенциала.

Впрочем, эти преобразования нельзя рассматривать однозначно, в том числе однозначно негативно. Укрепляя и расширяя права входивших в состав СССР народов, правительство выбивало почву из-под ног различного рода сепаратистов и националистов, в том числе великодержавных шовинистов.

Читайте также: