Какие из предложенных ниже фактов соответствуют реальной жизни автора жития протопопа аввакума

Обновлено: 19.05.2024

Житие протопопа Аввакума было 200 лет под запретом. Но как только оно вышло, лучшие русские писатели попали под его влияние.

1654 год. На Руси бушует эпидемия чумы, да к тому же случается полное солнечное затмение. Праведный священник Аввакум воспринимает это как гнев божий за церковную реформу патриарха Никона-отступника. Аввакум проповедует против реформ и становится одним из лидеров церковного раскола церкви и старообрядчества. Его бросают в тюрьму, откуда он начинает вести свой рассказ.

Противник Никона

Спасаясь от разгневанных прихожан, протопоп Аввакум с семьей перебрался в Москву, где надеялся найти покровительство у своего давнего приятеля Никона и ближнего царского окружения. Однако в Москве по инициативе Никона, ставшего Патриархом, началась церковная реформа, и Аввакум довольно быстро сделался лидером ревнителей старины. В сентябре 1653 года Аввакум, написавший к тому времени ряд резких челобитных царю с жалобами на церковные нововведения и не стеснявшийся выступать против действий Никона публично, был брошен в подвал Андроникова монастыря, а затем сослан в Тобольск.

Расстрига

Наконец Аввакуму разрешили вернуться в Москву. Вначале царь и его приближенные приняли его ласково, тем более что Никон в ту пору был в опале. Впрочем, очень скоро стало ясно, что дело не в личной вражде между Аввакумом и Никоном, а в том, что Аввакум является принципиальным противником всей церковной реформы и отвергает возможность спасения в Церкви, где служат по новым книгам. Алексей Михайлович сначала увещевал его, лично и через друзей прося его угомониться и прекратить обличение церковных нововведений. Однако терпение государя все же лопнуло, и в 1664 году Аввакум был сослан в Мезень, где продолжил свою проповедь, очень горячо поддержанную в народе. В 1666 году Аввакума привезли в Москву на суд. Для этой цели специально был созван церковный собор. После долгих увещеваний и препирательств Собор постановил лишить его сана и «опроклинать». Аввакум в ответ немедленно наложил на участников собора анафему.

Аввакум был расстрижен, наказан кнутом и сослан в Пустозерск. За него заступались многие бояре, просила даже царица, но тщетно.

Приходской священник

Родился Аввакум Петров в 1620 году в семье приходского священника Петра Кондратьева в селе Григорове под Нижним Новгородом. Отец его, по собственному признанию Аввакума, был склонен к «питию хмельному», матушка, напротив, жизни была самой строгой и тому же учила сына. В 17 лет Аввакум по приказанию матери женился на Анастасии Марковне, дочке кузнеца. Она стала ему верной женой и помощницей на всю жизнь.

В 22 года Аввакум был рукоположен в диаконы, еще через два года – в священники. В молодости Аввакум Петров знался с многими книжными людьми того времени, в том числе и с Никоном, тем самым, который впоследствии станет инициатором церковных реформ, приведших к расколу.

Однако до поры до времени их пути разошлись. Никон уехал в Москву, где быстро вошел в кружок приближенных к молодому царю Алексею Михайловичу, Аввакум стал священником села Лопатицы. Сначала в Лопатицах, затем в Юрьевце-Повольском Аввакум проявил себя таким строгим и нетерпимым к человеческим слабостям попом, что неоднократно был бит собственной паствой. Он прогонял скоморохов, обличал грехи прихожан в храме и на улице, однажды отказался благословить боярского сына за то, что тот бреет бороду.

Кем был Аввакум?

Будущий литератор Аввакум Петров родился в селе в Нижегородской области в семье священника. В житии он рассказывает, что в 21 год стал помощником священника (дьяконом), а к 31 году «дослужился» до протопопа, довольного высокого чина в духовенстве. Его знал и уважал даже царь Алексей Михайлович.

Протопоп Аввакум. Поволжская икона конца XVII — начала XVIII вв. Государственный исторический музей Протопоп Аввакум. Поволжская икона конца XVII — начала XVIII вв. Государственный исторический музей

Аввакум активно боролся с несправедливостью и защищал тех, кто в этом нуждался, из-за этого часто попадал в конфликты, переходя дорогу влиятельным людям. То он отказывался благословить сына знатного боярина, то спас девицу-сироту от домогательств местного «начальника». Аввакума ругали, били, а однажды на его дом даже напали.

От преследователей он бежал в Москву, где как раз началась церковная реформа. Патриарх Никон внес ряд изменений в каноны, в том числе предписал православным креститься не двумя перстами, а тремя. Аввакум воспринял это как настоящее горе - и с ужасом наблюдал, как Никон силой насаждал новые правила, жестоко наказывая тех, кто не повиновался. Их бросали в тюрьму, а некоторым особо преданным монахам отрезали пальцы и отрезали языки.

Василий Суриков. Боярыня Морозова, 1887. Третьяковская галерея Василий Суриков. Боярыня Морозова, 1887. Третьяковская галерея

За отказ креститься тремя перстами и проповедь против реформ самого Аввакума сослали в Сибирь на несколько лет. Позже ему разрешили вернуться в Москву, в надежде, что он примет реформы. Сам царь приходил уговаривать его, однако, Аввакум был непреклонен. На него махнули рукой и посадили в тюрьму, откуда он и начал вести свой рассказ.

Из тюрьмы Аввакум продолжил проповедовать, поэтому он и его сподвижники были казнены: в 1682 году их сожгли заживо.

Петр Мясоедов. Сожжение протопопа Аввакума, 1897. Государственный музей истории религии Петр Мясоедов. Сожжение протопопа Аввакума, 1897. Государственный музей истории религии

Житие святого, написанное им самим

С жанра «житие» по сути и начинается вся древнерусская литература. Жизнеописание святого составлялось после его смерти монахами-летописцами по четким канонам, установленным церковью. Они описывали, как праведно святой жил и какие чудеса совершал. Житие Аввакума отличается хотя бы тем, что оно составлено при жизни, да еще и им самим. Кроме того, текст пестрит конкретными именами, названиями мест, описаниями подробностей. Впрочем, о чудесах Аввакум тоже упоминает - в конце перечисляет случаи, как исцелял людей и спасал от бесов.

Новаторство Аввакума еще и в том, что он очень много пишет о своих чувствах, греховных мыслях, душевных терзаниях и сомнениях. Например, рассказывает, как к нему пришла девица и стала каяться в разврате, а внутри него самого зажегся блудный огонь («сам разболелся, внутрь жгом огнем блудным»). Он, конечно, его поборол. Схожие душевные терзания опишет гораздо позже Лев Толстой в своих дневниках, а также в прозе - например, «Крейцеровой сонате».

Сергей Милорадович. Путешествие Аввакума по Сибири, 1898. Государственный музей истории религии Сергей Милорадович. Путешествие Аввакума по Сибири, 1898. Государственный музей истории религии

Кроме того, «Житие» Аввакума - это еще и публицистика. Протопоп высказывает свое мнение по поводу самых разных вопросов веры и жизни, полемизирует с другими священниками, приводит аргументы против Никона в защиту «старой» веры.

Первый грубиян русской литературы

В начале XX века в своей «Истории русской литературы», вышедшей на английском, Дмитрий Святополк-Мирский пишет, что Аввакум не просто стоит в первом ряду русских писателей, но что никто с тех пор не превзошел его в «умелом владении всеми выразительными средствами повседневного языка для самых ярких литературных эффектов».

Считается, что литературный русский язык, которым мы пользуемся в речи и письме до сих пор, был сформирован Александром Пушкиным. До него в литературе использовался «высокий стиль», слова и фразы, которые в устной речи нельзя было встретить. Однако Аввакум первым стал использовать разговорный язык на письме.

Священномученик и исповедник протопопа Аввакума. Репродукция иконы из Покровского кафедрального собора на Рогожском старообрядческом кладбище. Владимир Вдовин/Sputnik Священномученик и исповедник протопопа Аввакума. Репродукция иконы из Покровского кафедрального собора на Рогожском старообрядческом кладбище. Владимир Вдовин/Sputnik

Протопоп начинает свой рассказ с извинений перед читателем за то, что собирается выражаться максимально просто: «Люблю свой русской природной язык, виршами философскими не обык речи красить». Грубую речь он совмещает даже с рассуждениями о вере и упоминаниями Христа. Вот, например, Аввакум рассказывает о бешеном караульщике, который пришел к нему в темницу: «Остриг его аз, и вымыл, и платье переменил, — зело вшей было много. Замкнуты мы с ним двое жили, а третей с нами Христос и пречистая богородица», - и тут же следующим предложением говорит, что караульщик испражняется под себя.

При этом протопоп бывает и возвышен, особенно рассуждая о людях, пострадавших за веру. А в описании людских бед, например, про голод и тяжелую работу ссыльных, он и вовсе поэтичен: «Река мелкая, плоты тяжелые, приставы немилостивые, палки большие, батоги суковатые, кнуты острые, пытки жестокие — огонь да встряска, люди голодные».

Первый русский писатель

«Житие» было запрещенной литературой и распространялось лишь в списках среди старообрядцев. Впервые в печати оно появилось лишь в 1861 году. Удивительным образом в это время Достоевский пишет свои «Записки из мертвого дома».

Рисунок протопопа Аввакума. Пустозерский сборник И. Н. Заволокова. ИРЛИ (Институт русской литературы Российской Академии наук) Рисунок протопопа Аввакума. Пустозерский сборник И. Н. Заволокова. ИРЛИ (Институт русской литературы Российской Академии наук)

Многие восприняли Аввакума невежей и грубияном, однако, все были в восторге от языка. «Вот она, живая речь московская!», - писал Иван Тургенев.

Лев Толстой зачитывал вслух куски «Жития» своей семье, хвалил и называл раскольника Аввакума «превосходным стилистом». Более того, Толстой даже делал выписки с цитатами Аввакума, и по мнению литературоведов, в самом Толстом было сильно аввакумово начало: он шел в конфликт с властью и церковью, проповедовал непопулярную правду и обличал пороки общества.

Высоко оценил его и Федор Достоевский. В «Дневнике писателя» он пишет, что его язык «бесспорно многоразличен, богат, всесторонен и всеобъемлющ», и что перевести на иностранный язык сказание Аввакума невозможно - «вышла бы галиматья».

Обложка английского перевода "Жития протопопа Аввакума", 2021. Columbia University Press Обложка английского перевода "Жития протопопа Аввакума", 2021. Columbia University Press

«Житие» несколько раз переводили даже на английский. Самый новый перевод вышел летом 2021 года в Columbia University Press . В издательстве решили, что это одно из важнейших произведений русской литературы, потому что «разговорный русский язык и стиль послужили образцом для таких писателей, как Толстой, Достоевский и Горький». Последний, чьи герои словно вышли со страниц аввакумова жития, и вовсе считал раскольника чуть ли не первым русским революционером: «Язык, а также стиль писем протопопа Аввакума и "Житие" его остается непревзойденным образцом пламенной и страстной речи бойца».

Russia Beyond запустила спецпроект "Россия: 85 приключений" , в котором собирает коллекцию необычных активностей из всех российских регионов. Смотрите приключения на сайте и подписывайтесь на проект в Инстаграме и ТикТоке .

kira0905danilova

Житие» протопопа Аввакума — шедевр древнерусской литературы, явление исключительное даже на фоне разнообразной и богатой художественными открытиями литературы XVII в.

Аввакум родился в 1621 г. в семье священника и в возрасте 23 лет сам стал сельским священником. Жизнь его складывалась трудно: прихожане не прощали своему пастырю суровых обличений, «начальники» грозили расправой, когда Аввакум заступался за обиженных или проявлял так свойственную ему религиозную нетерпимость. Дважды ему пришлось бежать в Москву, спасаясь от разгневанной паствы. Живя в Москве, Аввакум сближается с кружком «ревнителей благочестия», участники которого были обеспокоены падением авторитета церкви среди населения, а в догматических вопросах настойчиво требовали сохранения древних «отеческих» традиций. Но Аввакум пишет собственное «Житие», и это не только влияет на его сюжет, но и вынуждает Аввакума оправдывать возможность такого жития-автобиографии. Именно в этом отношении так важны оказываются сцены, в которых автор убеждается сам и убеждает читателя в своем праве на высокую миссию мученика и защитника истинной веры.

Не случайно поэтому в начале «Жития» Аввакум рассказывает о чудесном сне-видении: по Волге плывут «стройно два корабля златы, и весла на них златы, и шесты златы. » Эти корабли, вещают Авва куму, Луки и Лаврентия, его детей духовных, а за ними плывет тре тий корабль, «не златом украшен, но разными пестротами — красно, и бело, и сине, и черно. », на том корабле «юноша светел», который на вопрошание Аввакума о принадлежности корабля отвечает: «Твой корабль! Да плавай на нем з женой и детми, коли докучаеш!» Так знамением было предначертано многотрудное плавание Аввакума по волнам житейского моря.

«Житие» Аввакума напоминает монолог: автор как бы непринужденно и доверительно беседует с читателем-единомышленником. Искренность и страстность, с которой ведет Аввакум своё повествование, рассказывая то о перенесенных тяготах, то о своих победах, то о ниспосланных ему видениях и дарованных чудесах, — не просто искусный художественный прием, это принципиальная позиция Аввакума. Он то взволнованно, то эпически спокойно, то с иронией делится воспоминаниями со своими единомышленниками, ибо трагическое в его судьбе важно как пример мужества и стойкости, а победы Аввакума в этой борьбе или ниспосылаемые ему знаки божественной благодати воспринимаются как убедительные свидетельства его правоты и истинности той идеи, за которую Аввакум боролся большую часть своей жизни. Аввакум, конечно, создал произведение, подчиненное концепции, рассчитанное на определенное впечатление. Богатая художественная натура Аввакума не раз прорывается через эту расчерченную им самим схему произведения, он не всегда может сдержать себя и отобрать для художественного воплощения лишь те эпизоды своей жизни, изображения которых в наилучшей степени служили бы основной идее «Жития». Жизнь шире и пестрее вошла в «Житие» Аввакума, чем того требовала цель, ради которой создавалось это произведение. Но не это ли и сделало его непревзойденным шедевром русской литературы XVII в.?

Рассказом о своей жизни Аввакум хотел воодушевить своих единомышленников на борьбу за «дело божие». Именно поэтому в центре внимания в «Житии» — самые мрачные эпизоды его жизни, именно поэтому так выделяет Аввакум разного рода знамения и чудеса, которые должны подтвердить угодность богу его подвижнической борьбы за «истинную веру».

Не случайно, подчеркивает Аввакум, затмение солнца произошло в 1654 г. — в тот год, когда Никон собрал церковный собор, утвердивший реформы, вызвавшие неприятие Аввакума и его единомышленников. Именно реформы церкви привели к расколу в русской церкви. Второе же затмение солнца было связано непосредственно с самим Аввакумом — оно произошло в тот год, когда его, «бедного горемыку», расстригли и «в темницу, проклинав, бросили». И Аввакум многозначительно продолжает: «Верный разумеет, что делается в земли нашей за нестроение церковное».

Впервые эта мысль о связи небесных «знамений» с русскими событиями и даже непосредственно с судьбой самого Аввакума прозвучит во вводной части «Жития». Она найдет развитие ив дальнейшем повествовании. Но Аввакум рассказывает об этих знамениях и чудесах необычайно просто, как об обыденных явлениях, и, быть может, эта обыденность чудес не случайна, она должна убедить читателя в искренности рассказа Аввакума; ведь он, пользующийся несомненным заступничеством бога (о чем и должны свидетельствовать все эти чудеса), тем не менее терпит страшные испытания: его избивают, ссылают, на долгие месяцы и годы заточают в тюрьму.

В нижнем течении реки Печеры, в 20 километрах от современного города Нарьян-Мар, когда-то был Пустозерский острог – первый русский город в Заполярье. Сейчас этот форпост освоения Россией Севера и Сибири прекратил свое существование.

Город был заброшен в 20-х годах прошлого столетия. Ни остатков крепости, ни жилых домов в здешних тундрах не сохранилось. Только высится странный памятник: из бревенчатого сруба поднимаются, подобно двуперстию, два деревянных обелиска, увенчанных навесом-голбцом. Это памятник «пустозерским страдальцам», сожженным по преданию на этом самом месте. Один из них – протопоп Аввакум Петров, одна из самых ярких личностей эпохи церковного раскола, священник, писатель, бунтарь и мученик. Какой же была судьба этого человека, приведшая его в дикий заполярный край, где он нашел свою смерть?

Мученик

В Пустозерске Аввакум просидел в земляной тюрьме на хлебе и воде 14 лет. Вместе с ним отбывали наказание другие видные деятели Раскола - Лазарь, Епифаний и Никифор. В Пустозерске мятежный протопоп написал свое знаменитое «Житие протопопа Аввакума». Эта книга стала не только ярчайшим документом эпохи, но и одним из самых значительных произведений допетровской словесности, в котором Аввакум Петров предвосхитил проблематику и многие приемы более поздней русской литературы. Помимо «Жития» Аввакум продолжал писать грамоты и послания, которые уходили из пустозерской тюрьмы и получали распространение в разных городах России. Наконец царь Федор Алексеевич, сменивший на престоле Алексея Михайловича, разгневался на одно, особенно резкое послание Аввакума, в котором тот критиковал покойного государя. 14 апреля 1682 года, в Страстную пятницу, Аввакум и трое его сподвижников были сожжены в срубе.

Старообрядческая церковь почитает протопопа Аввакума как священномученика и исповедника.


АВВАКУМ / КТО ТАКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ ИЛИ СТАРОВЕРЫ НА САМОМ ДЕЛЕ?


Протопоп Аввакум и раскол русской церкви


Аввакум - 2014. Полная Версия

Петров Аввакум – протопоп, священник Русской церкви, писатель, святой старообрядец. Автор самого известного произведения «Житие протопопа Аввакума».

Россия знает немало выдающихся и неординарных личностей, оставивших весомый след в ее истории. Протопоп Аввакум как раз из той когорты людей, имя которых до сих пор вызывает уважение и преклонение перед его заслугами. Он отличался огромной силой духа, в полной мере проявившейся в годы постоянных гонений на него. С ранних лет он приучал себя к аскетизму, ему претило все мирское. Протопоп считал, что стремление к святости это естественно для каждого человека, поэтому сам отказывался от мирских утех и преследовал любое отступление от веры. Он пользовался огромным авторитетом в России 17-го века. В нем видели гонимого праведного мученика, основного оппонента патриарха Никона. Его уважали за суровый нрав и высочайшую принципиальность, причем, не только сторонники, но и враги. Аввакум умер мученической смертью, которая привела к окончательному расколу русской православной церкви. После сожжения Аввакума сторонниками Никона, старообрядцы и никониане разошлись навсегда, между ними не осталось ни одной точки соприкосновения.

Детство

Родился Аввакум Петров 5 декабря 1620 года в небольшой деревушке Григорово, расположенной в Нижегородском уезде. Будущий духовный наставник и проповедник старообрядцев очень любил свою маму, которая была для него настоящим примером. Мария воспитывала в сыне духовную чистоту и святость. Сама Мария проводила в постах и молитвах все свое свободное время, следовала всем старым православным канонам. Мария воспитывала сына строго, в страхе Божьем. Спустя годы женщина приняла монашеский постриг и получила новое имя – Марфа.

Отца звали Петр Петров, он был потомственным приходским священником. Его не стало, когда Аввакуму было всего пятнадцать лет. Он частенько выпивал, возможно, это и стало причиной столь раннего ухода из жизни.

Аввакуму Петрову исполнилось 22 года, а его усердие в вере уже было отмечено и поощрено. Молодого человека возвели в диаконы.

Житие и учения

Спустя два года Аввакум уже руководил церковным приходом села Лопатинцы, того же, Нижегородского уезда. Молодой батюшка отличался требовательностью не только к пастве, но и к себе в первую очередь. Он наказывал прихожан даже за малозначительные грехи, причем, как говорят сейчас «не взирая на лица». От него доставалось и бедным и вельможам, не жалеющим на церковные пожертвования огромных сумм.

Протопоп Аввакум Петров

Однажды у Аввакума исповедовалась молоденькая блудница. Она рассказала попу все, как на духу, подробно описала все грехи. Поп был еще молод, в нем еще просыпались естественные желания плотских утех, и после рассказа блудницы его тело взбунтовалось. Но он сумел преодолеть желание с помощью разума и твердой веры. Для усмирения взбунтовавшейся плоти священник поднес руку к трем горящим свечам, и огонь обжег его распростертую ладонь. С помощью боли он справился с греховными желаниями, прихожане прониклись к нему еще большим уважением.

Он продолжал строго следовать православным законам и жить праведно, и вскоре удостоился за это титула протоиерея, или протопопа. Молва о строгом, крайне набожном священнике, быстро распространилась среди окрестных сел. Теперь верующие шли к нему толпами, желали получить совет и благословение.

Аввакум заработал себе славу экзорциста. Очень часто у него бывали сумасшедшие и душевнобольные, о которых говорили, что в них вселилась нечистая сила. Батюшка брался за их «лечение», которое проводил у себя дома.

В одно из своих путешествий по Волге, воевода Василий Шереметев захотел познакомиться с прославленным священником. Аввакума привезли на корабль, он провел с вельможей душеспасительную беседу, после которой Василий попросил благословить своего юного сына. Матвея Шереметева подвели к батюшке, но он увидел, что молодой человек бреет бороду, и отказался благословить парня, имеющего «блудоностный» вид.

Протопоп Аввакум Петров

Разозленный воевода дал приказ скинуть Аввакума за борт, и только чудо помогло священнику избежать смерти. Рядом оказались рыбаки, вовремя подоспевшие на помощь.

Протопоп был аскетом и противником различного рода развлечений. Он приходил в ярость, когда видел, как в селе Лопатинцы люди праздно проводят время. Однажды в селе появился кочевой цирк, медведи, музыканты, и Аввакум не выдержал. Он накинулся на прибывших с кулаками, избил циркачей, поломал музыкальные инструменты, зашиб одного из медведей. Второй «косолапый» ринулся бежать от него в поле.

Бедные, сирые и убогие всегда могли рассчитывать на защиту протопопа Аввакума. Однажды одна из прихожанок, вдова, пожаловалась на то, что вельможа насильно увел ее дочь, батюшка без всяких раздумий стал на их сторону. По приказу вельможи протопоп был сильно избит, а его дом разорен.

После этого происшествия Аввакума перевели из Лопатинцев в другое село – Юрьевец-Повольский. Однако и здесь он не задержался надолго. Из-за своего крутого нрава он часто конфликтовал с прихожанами, которые отказывались жить по старым канонам и не слушавшались наставления пастыря. Аввакума топтали, избивали батогами, слали угрозы ему самому и его родным и близким. В 1651-м бунтарю-старообрядцу пришлось срочно бежать в Москву.

Протопоп Аввакум Петров

В Москве Аввакум стал близким другом монаршего наставника и будущего Патриарха Никона. В те времена Патриархом был Иосиф, который задействовал Аввакума в книгоиздательстве. Во время отсутствия протопопа Казанского собора Иоанна, Аввакум его замещал, тем более, что он жил в его доме после приезда в столицу.

Прошло немного времени, и дружба Аввакума и Никона дала трещину, они превратились в настоящих врагов. Аввакум строил свою православную философию в соответствии со старообрядческой верой, а Никон, которого вскоре после смерти Иосифа назначили Патриархом, принялся за церковные реформы. К тому времени в Москву переехал Арсений Грек. Патриарх Никон увлекся греческими богослужебными книгами, а протопоп Аввакум придерживался православных древнерусских. Священник написал царю челобитную, которая содержала критику на Никона и его увлечение греческими обрядами. С этой челобитной он предстал перед государем, но реакция власть имущего оказалась не той, на которую рассчитывал протопоп.

Осенью 1653-го старообрядца снова подвергли гонениям, он оказался в ссылке в Андрониковом монастыре. Его бросили в сырой подвал не кормили на протяжении трех суток, но смирения так и не добились. По приказу Никона, бунтаря должны были расстричь, однако император смилостивился, и решил оставить ему сан. Вместо этого Аввакума сослали в Тобольск.

Протопоп Аввакум Петров

Протопоп не успокоился, в Тобольске продолжал критиковать никонианство, и за это получил новую ссылку, на этот раз в Забайкалье. Там критике протопопа подвергся хозяин этого края – Нерчинский воевода Пашков. И снова Аввакум был избит, и всю зиму провел в остроге.

С наступлением весны бунтарь оказался в полку, который через Байкал, Амур и Шилку шел на восток. Дорога оказалась настолько тяжелой, что люди умирали один за другим. Скончались и два малолетних сына Аввакума. В 1663-м царь позвал протопопа в Москву. Неожиданная милость со стороны монарха объяснялась просто – Никон попал в опалу. Государь предложил протопопу занять место духовника, но Аввакум ответил отказом. Он понимал, что царь не придерживается старых канонов православия.

Протопоп продолжал удивлять всех своим необузданным нравом, он по-прежнему говорил все, что думает, без учета возможных последствий от своих деяний. У него появились новые враги. Мнение старообрядца по поводу проводимых реформ церкви было крайне категоричным, он продолжал креститься двумя пальцами вместо трех, приветствовал восьмиконечный крест. Прошел год, милость монарха постепенно превращалась в гнев, и биография бунтующего старообрядца опять круто изменилась. Он получил новую ссылку. Теперь его местом жительства стала Архангельская область.

В 1666-м протопоп Аввакум опять приехал в Москву, чтобы присутствовать на суде над Никоном. Царь думал, что страшные скитания священника, в конце концов, сделают его покорным, но он продолжал стоять на своем. По решению церковного суда Аввакум был отлучен от церкви, и лишен священной степени. Это вызвало у Аввакума гнев и проклятия в сторону высшего церковного руководства.

Верующие считали Аввакума святым, поток богомольцев к нему не иссякал. Они уходили от него с запрятанными в посохах письмами. Его высказывания дошли до наших дней только благодаря этим посланиям и богомольцам, не побоявшимся их выносить.

Личная жизнь

В личной жизни известного на Руси старообрядца было две женщины – Феодосия Морозова, которая осталась в истории под именем боярыни Морозовой, и Настасья Марковна, супруга протопопа.

Протопоп Аввакум Петров

Первая была его духовной ученицей, и так же, как ее учитель, приняла мучения за свою несгибаемость и веру. Ее портрет, работы художника Василия Суркова, донес до наших дней лицо это женщины, неистовой, с горящим взглядом красивых глаз. Морозова приняла смерть, оставшись верной своим убеждениям, как и ее наставник Аввакум.

Вторая женщина в жизни протопопа – жена Настасья, которая родила ему девять детей. Чистота брачных уз свято поддерживалась супругами на протяжении всей жизни. Настасья тоже была из старообрядцев. На момент венчания они были практически детьми – Аввакуму исполнилось семнадцать, Настасье всего четырнадцать. Они жили в одной деревне, росли наполовину сиротами в обедневших семьях.

Супружескую жизнь строили по законам Домостроя, Аввакум женился на ней по настоянию его матери. Однако в этом браке царила любовь, Настасья без слез и упреков сопровождала мужа во всех скитаниях и ссылках. Во время перехода в Тобольск, в суровых сибирских степях навеки остались два их малолетних сына, не выдержавших тягот пути.

Аввакум считал Настасью идеалом православной женщины, он называл ее не иначе, как «помощница ко спасению». На Настасью молились жены каторжников, ссыльных и декабристов, своим примером она вдохновляла женщин, которые бросили благоустроенную и сытую жизнь, и отправились вместе с мужьями в неизведанное будущее.

Протопоп Аввакум Петров

В книге Александра Авдеенко под названием «Наказание без преступления», автор рассказывает историю, сохранившуюся до наших дней. Из нее понятно, какие отношения связывали пару этих удивительных людей.

После очередной ссылки измученная Настасья задала Аввакуму вопрос, долго ли они еще будут мучиться, и протопоп ответил, что так будет до самой смерти. Безропотная супруга произнесла только одну фразу: «Добро, Петрович, ино еще побредем».

Ее ответ стал своеобразным девизом для жен, которые разделили со своими мужьями их нелегкую судьбу. Анастасия ушла из жизни раньше Аввакума, ее смерть сильно подкосила священника, он лишился советчицы, друга, главной опоры и надежды в жизни.

Смерть

После смерти государя Алексея Михайловича трон достался его сыну Федору Алексеевичу, впечатлительному и благочестивому монарху. Мятежный старообрядец Аввакум решил, что сумеет пресечь увлечение царя ненавистным греческим обрядом, и обратился к нему с письмом. В послании он описал свой сон, в котором как будто бы его отец Алексей Михайлович горит в адском пламени за поклонение никонианскому учению.

Протопоп даже не мог подумать, что это письмо выведет из себя Федора и приведет к обвинению самого Аввакума в клевете на царский дом и действиях, направленных на раскол церкви. Протопоп понес жестокое наказание. 24 апреля 1682 года старообрядец и его сподвижники Лазарь, Епифаний и Федор были казнены прилюдно. Их сожгли заживо, предварительно привязав по углам сруба и обложив берестой.

Протопоп Аввакум Петров

Священник знал, что скоро состоится казнь. Накануне раздал соратникам свои книги и все имущество, оказавшееся достаточно скудным, облачился в белую рубаху. Всю жизнь протопоп Аввакум говорил об очищающей силе огня, часто призывал совершить обряд самосожжения. Так и умер на огне.

Казнили Аввакума в страстную пятницу. До наших дней дошли сведения о ком, как вел себя бунтарь в последние минуты жизни. Когда пламя рвануло вверх, он поднял руку со сложенными двумя пальцами и призвал православных молиться именно таким крестом, который будет беречь их до смерти. В противном случае предвещал гибель города, и конец света.

Интересные факты

Считается, что протопоп Аввакум ввел в литературу исповедальную прозу, вольное слово и образную словесность. Его называют автором более сорока сочинений, среди которых самыми яркими стали «Книга обличений», «Книга бесед», «Книга толкований». Самым известным его трудом стало «Житие протопопа Аввакума», которое пользуется популярностью и в наши дни, и переведено на множество языков.

Священник стал главным персонажем многосерийного проекта «Раскол», снятого режиссером Николаем Досталем. Сюжет сериала базируется на реформах, инициатором которых был Патриарх Никон, и силе противостояния, возглавляемого протопопом Аввакумом.

Мятежный старообрядец получил звание «первого проповедника» массовых самоубийств по религиозным убеждениям. Во времена, когда протопоп был на пике популярности, массовые самосожжения происходили очень часто. В начале 1687-го года подожгли себя свыше двух тысяч старообрядцев. Местом сожжения стал Палеостровский монастырь. 9 августа того же, 1687 года больше тысячи православных старообрядцев подожгли себя в селе Березово Олонецкого уезда.

Тексты, написанные протопопом Аваакумом, содержат высказывания, многие из которых можно отнести к числу «пророческих». Когда грянула революция и Гражданская война, то цитата из сочинения старообрядца: «Выпросил у Бога Сатана светлую Россию, да очервлянит ее кровью мученической», приобрела особый смысл.

По мнению М.Пришвина, который читал свои лекции для «народного университета», Григорий Распутин стал орудием мести старообрядца Аввакума императорскому дому Романовых.

В 20-м веке по решению старообрядческой церкви протопоп Аввакум был канонизирован. В его родной деревне Григорово в конце прошлого века увековечили память страдальца за веру – установили памятник.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Ссыльный

Сибирская ссылка длилась 10 лет. За это время Аввакум и его семья прошли путь от относительно благополучной жизни в Тобольске до страшной Даурии – так называли в ту пору Забайкальские земли. Аввакум никак не желал смирять своего сурового, неуступчивого нрава, повсюду обличал грехи и неправду прихожан, в том числе и самых высокопоставленных, гневно клеймил нововведения Никона, которые достигали Сибири, и в результате оказывался все дальше и дальше от обжитых земель, обрекая себя и семью на более тяжелые условия жизни. В Даурии он оказался в составе отряда воеводы Пашкова. Про отношения с этим человеком Аввакум написал так: «То ли он меня мучил, то ли я ево, не знаю». Пашков не уступал Аввакуму в суровости и крутости характера, и, похоже, поставил целью сломать упрямого протопопа. Не тут-то было. Аввакум, неоднократно битый, обреченный на зимовку в «студеной башне», страдающий от ран, голода и холода, смиряться не желал и продолжал клеймить своего мучителя.

Читайте также: