Какие города зашифрованы в стенах речного вокзала

Обновлено: 06.07.2024

Привет, друзья! Архитектурные шедевры прошлого часто подкидывают нам загадки. Иногда они присутствуют и в относительно молодых объектах.

Например, станция «Речной вокзал» в Новосибирске, построенная на закате советской эпохи.

В своем оформлении она содержит ЗАГАДКУ, разгадать которую могут только самые продвинутые краеведы. В чем же она заключается.

Станция "Речной вокзал" Новосибирского метрополитена

Эта станция была сдана в эксплуатацию в 1986 году. Она находится неподалеку от главного пассажирского порта на Оби в Новосибирске.

Чтобы подчеркнуть эту специфику строители украсили центральный павильон станции десятью витражами из цветного стекла, которые посвящены разным сибирским городам.

Витражи выполнены в конструктивистском стиле. Они подсвечены изнутри и притягивают к себе взгляды пассажиров. На витражах изображены Новосибирск, Омск, Тюмень, Тобольск, Сургут, Новокузнецк, Томск, Бийск, Барнаул и Мангазея.

Один из витражей на станции "Речной вокзал" Новосибирского метрополитена

Зная географию, можно предположить, что оформители станции изобразили самые важные города Западной Сибири. Причем, все они находятся на берегах рек, которые входят в Обский бассейн.

Особняком стоит витраж с древним городом Мангазея. Во-первых, этот город не был связан с бассейном Оби. Вернее, до него из Оби можно было добраться, только миновав залив Обская губа в Карском море и поднявшись вверх по реке Таз.

Во-вторых, в отличие от остальных, этот город существует только в виде археологического памятника.

Между тем, в первой трети XVII века во времена расцвета Мангазеи о нем ходили легенды. Это был крупный город, построенный сибирскими первопроходцами в Заполярье в основании полуострова Ямал.

Свое значение Мангазея приобрела благодаря пушному торгу. Сделки здесь производились с молниеносной быстротой, и капитал оборачивался в рекордные сроки. Мангазейская торговля приносила баснословные прибыли.

Предприниматели, приехавшие испытать судьбу в в северный сибирский город, за несколько лет делали состояние и толстосумами уезжали на родину. Именно здесь, кстати, родились многие династии российских купцов, которые впоследствии стали знаменитыми на всю Россию.

Диорама о Мангазее в Музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге

Также Мангазея внесла значительный вклад в историю сибирских географических открытий. Отсюда уходили отряды промышленников-первопроходцев, которые исследовали огромные просторы к востоку от реки Таз.

К сожалению, век Мангазеи оказался короток. Этот город, просуществовал всего около 70 лет.

В 1640-х годах город терзали одно несчастие за другим. Он подвергался нападением недружественного местного населения, пережил несколько голодных лет из-за неудачного «северного завоза» и, в конце концов, был уничтожен пожаром.

Так и ли иначе, в истории Сибири Мангазея сыграла чрезвычайно важную роль. Наверное, это и хотели подчеркнуть строители Новосибирского метрополитена, включив ныне несуществующий город в число наиболее значимых современных городов Западной Сибири.

Где спят и лечатся поезда новосибирского метро

Если никуда не торопиться и внимательно взглянуть на интерьер станции «Речной вокзал» новосибирского метрополитена, то можно заметить, что она выглядит как подводная лодка или корабль. Этот эффект создают круглые витражи-иллюминаторы. Их придумал, нарисовал и создал в 1985 году знаменитый новосибирский художник-монументалист Владимир Сокол. Витражи подсвечены изнутри, это позволяет хорошо рассмотреть рисунки. Посвящены они старейшим городам Сибири, среди них есть один очень загадочный, с любопытным названием.

Справка: Владимир Сокол — художник монументально-декоративного искусства. Родился 8 мая 1927 года в деревне Пихтовка Колыванского района, Новосибирский округ, Сибирский край. Учился в ЛВХПУ им. В. Мухиной (1946–1955). С 1955 года жил в Новосибирске. Член союза художников СССР с 1970 года, заслуженный художник РСФСР (1980). Умер 29 июня 1990 года.

Станция метро «Речной вокзал» имеет десять круглых витражей. Все они посвящены сибирским городам. Здесь вы увидите в первую очередь Новосибирск — и он как будто собрал в один круг Томск, Омск, Барнаул, Тюмень, Тобольск, Сургут, Новокузнецк, Бийск и легендарную заполярную Мангазею.

Как рассказал сотрудник Музея Новосибирска, краевед Константин Голодяев, у нас на Оби есть два загадочных исчезнувших древних города: Грустина и Мангазея.

Если Грустина более легендарна и следов её не нашли, то сведений о Мангазее сохранилось достаточно.

Константин Голодяев напомнил, что первые русские появились на Оби ещё в XIV веке. Как свидетельствует Карамзинская летопись, в 1364 году новгородцы совершили большой поход на реку Обь.

«Город Мангазея располагался в верховьях реки Таз — притока Оби. Эта крепость чуть старше Томска, основана в 1600 году. Однако просуществовала она недолго — из-за государственной монополии на пушнину, запрета северного морского пути город пришёл в упадок и был официально упразднён в 1672 году», — рассказал Константин Голодяев.

NET_8338.JPG

Мангазея — торгово-промысловый центр и порт в Западной Сибири, построенный в начале 17-го века на правом берегу реки Таз. Есть несколько версий происхождения названия города. По мнению этнографа Виктора Васильева, «молгонзеями» называли современный самодийский народ энцы (от энецкого рода Монгкаси).

NET_8324.JPG

Томск основан в 1604 году. Изначально был уездным городом Тобольского разряда, а в 1629 году стал главным городом Томского разряда. В 1719 году вошёл в Енисейскую провинцию, в 1726 году — в Тобольскую, а в 1782 году получил статус областного города Тобольского наместничества. Сегодня Томск — крупный образовательный, научный и инновационный центр в Сибири.

NET_8364.JPG

Омск основан в 1716 году на месте слияния рек Иртыша и Оми. В 1919-1920 годах, в период господства белой армии под командованием Верховного Правителя России Колчака, Омск был столицей Государства Российского. Сейчас это город-миллионник, крупный научный центр.

NET_8313.JPG

Барнаул — административный центр Алтайского края. Основан в 1734–1735 годах в месте впадения реки Барнаулки в Обь. Изначально развивался как посёлок при сереброплавильном заводе Акинфия Демидова. Сейчас это мощный транспортный узел, промышленный, культурный, медицинский и образовательный центр Сибири.

NET_8302.JPG

Бийск — город в Алтайском крае. Основан в 1709 году. До 1779 года Бийская крепость находилась в составе Тобольской губернии. По указу Екатерины II от 1 мая 1779 года вошла в Барнаульский уезд в составе губернии Колыванской области. С 1782 года Бийск стал уездным городом. В 1783 году область преобразовали в Колыванскую губернию. В 1786 году уездный центр перенесли в Барнаул. Сегодня Бийск — крупный научный и промышленный центр Южной Сибири, второй по численности населения город Алтайского края. Наукоград.

NET_8378.JPG

Тюмень — административный центр Тюменской области. Расположен на реке Туре. Первый русский острог в Сибири. Основан в 1586 году.

NET_8362.JPG

Тобольск — город в Тюменской области. Основан в 1587 году как центр освоения Сибири. С 1708 года был столицей Сибирской губернии, простиравшейся от Урала до Тихого океана.

NET_8359.JPG

Сургут основан в 1594 году по указу царя Фёдора Иоанновича на правом берегу Оби. Деревянный рубленый город с двумя воротами, четырьмя глухими и одной проезжей башнями построили за считанные недели. В нём разместили воеводский двор, пороховой погреб, тюрьму, государевы амбары, Троицкую церковь, а позднее — гостиный двор. Население составляло 155 служивых людей.

NET_8331.JPG

Новокузнецк — старейший город Кемеровской области: основан в 1618 году как острог возле впадения реки Кондомы в реку Томь. В 1620 году острог перенесли на высокую террасу правого берега Томи (в этом месте теперь расположена Кузнецкая крепость). Сейчас первый город в Кузбассе по площади и второй — по населению.

NET_8315.JPG

Новосибирск — самый молодой город из представленных на витражах Владимира Сокола. Основан в 1893 году, статус города получил 28 декабря 1903-го. До 1926 года носил название «Ново-Николаевск». Сейчас Новосибирск — это центр агломерации, крупнейший торговый, деловой, культурный, транспортный, образовательный и научный центр Сибири.

Не попали на витражи «Речного вокзала» Иркутск и Красноярск, основанные в XVII веке. Возможно, виной тому — недостаточная протяжённость станции, на которой витражам с другими сибирскими городами банально не хватило места. Но это только версия «НН».

Станцию «Речной вокзал» открыли для пассажиров 7 января 1986 года. Она стала пятой на Ленинской линии и на момент постройки была единственной в России станцией метро комбинированного (полуподземного) типа.

Перед проектировщиками стояла непростая задача — вписать станцию в рельеф крутого берега, и они с этим справились.

Длина посадочных платформ составляет 100 метров. Это пока единственная станция новосибирского метрополитена с боковыми платформами. В 2022 году откроется новая станция «Спортивная», где платформы тоже идут по бокам, а пути — посередине.

NET_8370.JPG

Станция «Речной вокзал» формирует самый крупный в городе пересадочный узел — от неё можно уехать на всех видах наземного общественного транспорта.

Кстати, в московской подземке есть станция «Трубная», интерьеры которой украшают подобные нашим витражи с подсветкой. Их 12, и они тоже посвящены древним российским городам и сёлам. Это Боголюбово, Владимир, Кижи, Коломенское, Москва, Великий Новгород, Палех, Переславль-Залесский, Псков, Ростов, Суздаль, Ярославль. Автор витражей — художник Зураб Церетели.

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook — будьте в курсе актуальных новостей Новосибирска.

Шпиль со звездой, фонтаны c дельфинами и скульптура краснофлотца: как идет реставрация Северного речного вокзала

Северный речной вокзал — памятник архитектуры 1930-х годов и образец сталинского ампира. Он давно стал одним из символов Москвы. Вокзал не раз снимали в кино: он появляется в легендарной «Волге-Волге», в «Гонках по вертикали», «По семейным обстоятельствам» и других картинах.

В первую очередь при упоминании белого ажурного здания на берегу Химкинского водохранилища многие москвичи вспоминают его уникальные детали, например звезду с самоцветами, венчающую шпиль. По первоначальному плану звезда должна была опускаться после закрытия навигации и подниматься вновь с ее началом. Но эта идея так и не была реализована. К ней вернулись только сейчас.

Более 77 процентов «активных граждан» поддержали проект реставрации

Проект реставрации Северного речного вокзала был поддержан во время голосования в проекте «Активный гражданин». Всего свое мнение высказал 203 721 человек. Большинство (77,06 процента) участников поддержали проводимые на объекте работы.

Полностью одобрили предложенный проект 63,36 процента проголосовавших. Еще 0,85 процента с проектом согласились и предложили устроить больше мест для семей с детьми, добавить скамеек и урн. 12,85 процента посчитали проект реставрации Северного речного вокзала полезным, но не первоочередным. Не поддержали проводимые работы лишь 2,53 процента участников голосования.

10,56 процента затруднились с ответом, еще 9,85 процента передали право решать этот вопрос специалистам. Также горожане выбрали, что необходимо организовать в здании вокзала после реставрации.

15,23 процента «активных граждан» хотели бы, чтобы после реставрации на Северном речном вокзале были организовано экскурсионное обслуживание. 14,66 процента москвичей выступили за то, чтобы были доступны залы с историческими интерьерами. 12,04 процента — за размещение ресторанов и кафе, а 3,87 процента — пунктов проката спортивного инвентаря. Самым популярным ответом стал вариант «Все вышеперечисленное», который набрал 47,53 процента голосов.

Почти тысяча участников голосования предложили свои варианты, среди которых организация музея речного флота и кинотеатра. Право выбирать активности специалистам предоставили 2,53 процента горожан, еще 3,52 процента затруднились с ответом.

Больше половины участников (53,29 процента) считают, что после завершения реставрации Северный речной вокзал должен быть открыт круглые сутки, чуть менее четверти (24,66 процента) высказались против. Затруднились с ответом 14,67 процента, вариант «Это должны решать специалисты» выбрали 7,38 процента участников.


Строительство Северного (тогда — Химкинского) речного вокзала началось в 1933 году и завершилось четырьмя годами позднее. Проект стал первой в Советском Союзе архитектурной концепцией речного вокзала, в которой предпочтение отдавалось эстетической, а не функциональной составляющей. По задумке главного архитектора здания Алексея Рухлядева вокзал визуально должен был напоминать пароход: три этажа с открытыми верандами символизируют корабельные палубы, а шпиль в центре здания — трубу.

Шпиль был спроектирован как подвижный: в период навигации он должен был подниматься вверх на 80 метров, а с закрытием сезона — опускаться. Однако на практике конструкция поднималась лишь три раза: на торжественном открытии канала, после окончания Великой Отечественной войны и в год празднования 850-летия Москвы. Скорее всего, такая частота подъемов шпиля связана с просчетами в его конструкции: тонкое основание оказалось неустойчивым к сильным ветрам на территории Химкинского водохранилища.

Вокзал строили в стиле доминирующего в тридцатые годы сталинского ампира, но проекту удалось вместить несколько нестандартных архитектурных решений. Так, два фасада здания — со стороны набережной и со стороны прилегающего парка — умышленно различаются: к набережной спускается широкая гранитная лестница, а фасад со стороны парка располагается на одном уровне с землей. Отличительной чертой здания стали и его фонтаны: «Юг» с металлическими дельфинами, играющими в воде, и «Север» с фигурами мраморных белых медведей и железных птиц.


Интерьеры здания также были новаторскими для своего времени. Алексей Рухлядев задумывал вокзал не только как транспортное сооружение, но и как рекреационную зону, рассчитанную в том числе на туристов и транзитных пассажиров. Просторное помещение вокзала позволяло вместить одновременно более 400 человек, а внутренние пространства были спроектированы с учетом функционального деления. В северной части располагался ресторан, в южной — зал ожидания, а наибольшую, центральную часть вокзала занимал вестибюль; в нем обустроили сразу несколько помещений (душевая, парикмахерская, библиотека, телеграф, медпункт и еще несколько многофункциональных пространств) для удобства пассажиров. Во всех помещениях была специальная отделка стен (ресторан и зал ожидания — мраморная), расписные потолки и мозаичные панно на потолке.

Любопытно, что материалы по строительству канала долгое время были засекречены. Это было связано с тем, что канал Москва — Волга строили заключенные Дмитровского исправительно-трудового лагеря, а весь проект находился в ведении НКВД.

С уменьшением объема пассажирских перевозок здание постепенно стало меньше использоваться и пришло в упадок. В 1987 году вокзалу присвоили статус памятника архитектуры, и за последующие двадцать лет оно естественным образом разрушилось. Из функциональных помещений здания первоначальный вид сохранил только ресторан, а самым серьезным повреждениям подверглись фонтаны. В 2009 году вокзал закрылся на реконструкцию, которая фактически не начиналась.


Северный речной вокзал после реставрации, сентябрь 2020 года

Два года назад московская мэрия решила вернуть закрытому вокзалу исторический облик и превратить его в современный транспортный комплекс. Во время реставрации были восстановлены оригинальные элементы вокзала — в частности, 400 архитекторов воссоздали исторический облик зала ожидания. Сейчас обновленный речной вокзал может отправлять четыре судна одновременно и до 24 судов в сутки, а на набережной появилась специальная зона для экскурсионно-прогулочных маршрутов. Также на крыше здания обустроили смотровую площадку с видом на Химкинское водохранилище.

В первые выходные после открытия обновленный Северный речной вокзал посетили 19 тысяч человек.

Порт пяти морей: новая жизнь Северного речного вокзала

Специалисты починили механизм шпиля — главного украшения здания. Скоро отреставрированная звезда вернется на свое историческое место.

«Завершены пусконаладочные работы на подвижном механизме шпиля, — рассказал Константин Беляев. — После них провели испытания — все работает. Сейчас приступаем к реставрации 730-килограммовой золотой звезды. Она была демонтирована, помещена в специально выстроенный для нее ангар. И специалисты начали готовить ее к электрохимическому золочению с использованием электродов и электролита с добавлением золота. Части звезды расчищают от ржавчины и загрязнений, а затем в металл с помощью специального оборудования втирается золотой раствор. В итоге слой золота должен достичь одного микрона. Реставраторы приняли решение сохранить авторское золочение: на лучах, конусе и некоторых других деталях будут установлены специальные накладки из нержавеющей стали, чтобы в будущем эти фрагменты оригинальных деталей были доступны исследователям. Металлический конус, на котором стояла звезда, уже позолотили, теперь наступает очередь самой звезды».

Шпиль — важнейший и очень сложный элемент памятника — потребовал к себе особого внимания. Например, во время проведения реставрации оказалось, что в механизме отсутствует стальное колесо, отвечающее за перемещение важных деталей — опорных катков, которые нужны для обеспечения слаженной работы всей конструкции. Его изготовили по архивным документам. Еще одним открытием стал вес шпиля: изначально считалось, что он составляет 16 тонн, а во время дополнительных исследований выяснилось, что вес едва дотягивает до 13. Из-за этого пришлось демонтировать часть противовесов.





Продолжается реставрация фарфоровых блюд, украшавших фасад. По словам Константина Беляева, это одна из самых тонких, специфических работ. Реставраторы восстанавливают керамику, воссоздают утраченные фрагменты, золотят отдельные элементы. Реставрация фарфора с восточной части здания заняла полгода — была проделана колоссальная многоэтапная работа. В теплое время продолжится воссоздание терразитовой штукатурки, как того требует технология.






Восстановлены каменные части фонтанов во внутренних двориках, сделаны новые бетонные чаши, реставрируются скульптурные группы дельфинов и птиц. Причем архитектурную группу из шести птиц — лебедей и гагар — скульптор воссоздает по авторским чертежам и старым фото.

Время не пощадило скульптуры, украшавшие первый ярус башни, — красноармейца, краснофлотца, колхозницы-южанки и рабочего-северянина. Они дошли до нашего времени в очень плохом состоянии. Поэтому сделали их копии для установки снаружи здания, а оригиналы будут демонстрироваться внутри вокзала.

Фото: mos.ru. Евгений Самарин

Продолжаются работы по золочению букв на центральном фризе, стрелок часов и солнца, идет реставрация и оселкового мрамора, использованного в оформлении. Кроме того, закончена черновая отделка помещений, ведутся работы по реставрации живописи, элементов декора в интерьерах, реставрация и установка дверных блоков.

Предполагается, что уже в 2020 году здание Северного речного вокзала примет свой прежний облик.








Как в фильме «Волга-Волга»

Исторический парк со скульптурами и набережной станет современным и многофункциональным.

Парк площадью 24 гектаров, как и здание вокзала, — объект культурного наследия регионального значения. Он был разбит в 1936–1938 годах по проекту инженера Т.П. Шафранского. Его осевая композиция с системой перпендикулярных аллей характерна для советского садово-паркового искусства 1930–1940-х годов.

Первоначально в парке было 14 скульптурных групп и фонтанов, но со временем почти все были утрачены. Среди сохранившихся бюст академика А.Н. Крылова по проекту скульптора Л.Е. Кербеля и архитектора Ю.И. Гольцева и скульптура «Водный путь» у входа в парк. Она сделана в 1937 году по проекту скульптора Ю.А. Куна и изображает девушку, которая идет навстречу посетителям, держа над головой модель парусника. Севернее здания установлена сохранившаяся скульптура «Спорт» — юноша и две девушки, играющие в баскетбол. Их отреставрируют.

Центральная аллея парка Химкинского речного вокзала. Авторы М. Редькин, В. Савостьянов. 1957 год. Главархив

Сейчас вся территория парка приводится в порядок, обустраиваются набережная, причалы, а также привокзальная площадь. Будут воссозданы утраченные элементы планировочной структуры и декоративного убранства.

Для детей реконструируют или создадут семь детских площадок. Одну из них оформят по мотивам фильма «Волга-Волга». Ее основным элементом станет многопалубный теплоход, прототип «Севрюги». Остальные шесть площадок образуют единую игровую зону в южной части парка.

В парке появятся новые спортивные площадки для стритбола, городков, пинг-понга, бадминтона. Зимой здесь будет где покататься на коньках.

Со стороны Ленинградского проспекта вдоль границы парка воссоздадут историческое ограждение. На одной из аллей вновь заработают два фонтана, и в северной части парка, ближе к набережной, откроется летний кинотеатр.

Территория парка станет очень комфортным местом для прогулок и отдыха. Здесь возведут новые павильоны проката, кафе с террасами, киоски на главной парадной аллее парка. Их внешний облик будет воссоздан по историческим фотографиям.

Заменят, а местами установят новые опоры освещения и сделают архитектурно-художественную подсветку, высадят деревья и кустарники, разобьют цветники в тех же местах, что и много лет назад.

Летом москвичи смогут загорать и купаться в зоне отдыха на набережной. Ее построят на понтонах. На ней предполагается устроить зону бассейна, кафе. В другой части набережной планируется пустить ручей. Это будет уменьшенная модель канала имени Москвы с миниатюрными копиями шлюзов.







Главный миф речного вокзала

Строить вокзал начали в 1933-м одновременно с каналом Москва — Волга (сегодня — канал имени Москвы), работы завершились в 1937-м. С тех пор речные суда, отправлявшиеся отсюда, благодаря системе каналов могли дойти до Азовского, Черного, Каспийского, Балтийского и Белого морей. И за столицей закрепилось название «Москва — порт пяти морей».

Трехэтажное здание, построенное по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского, напоминает огромный плывущий двухпалубный корабль с высоким 27-метровым шпилем. К входу со стороны реки ведет широкая парадная лестница. Известно, что при создании проекта архитекторы вдохновлялись обликом Дворца дожей в Венеции.

Главный миф здания речного вокзала связан со звездой: якобы она прежде венчала Спасскую башню Кремля, а после была водружена на шпиль.

«Это всего лишь миф, — говорит Константин Беляев, главный архитектор проекта реставрации Северного речного вокзала. — Звезды, которые венчали Спасскую башню и речной вокзал, существенно различаются в деталях — у них разные конструкции лучей. По архивным данным, на Спасской башне была звезда, изготовленная в ЦАГИ — Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского. А на звезде, венчавшей шпиль речного вокзала, есть табличка “Завод им. Молотова № 81”. Кроме того, сам главный архитектор здания Алексей Рухлядев в своих публикациях 1930-х годов упоминал, что на шпиле Северного речного вокзала будет установлена звезда “по типу кремлевских”».

Скорее всего, путаница возникла из-за того, что в том же в 1937 году, когда был построен Северный речной вокзал, звезду на Спасской башне Кремля заменили — она была изготовлена из рубинового стекла. Причем ее демонтировали в октябре (она утратила свой блеск из-за осадков и пыли), а звезду на шпиль вокзала установили на полгода раньше — весной, перед торжественным открытием канала. Ее сделали в 1935-м на автомобильном заводе имени В.М. Молотова в Нижнем Новгороде из нержавеющей стали и облицевали гальванически позолоченным медным листом. В центре звезды были закреплены серп и молот. Их украшали уральские самоцветы — аметисты, топазы, александриты, горный хрусталь и аквамарины. Каждый камень был помещен в отдельное крепление — каст, покрытый золотом.

Пять лучей звезды должны были символизировать, что с Северного речного можно добраться до пяти морей. За счет особого механизма звезда могла вращаться в направлении ветра, как флюгер.




Северный речной вокзал стал образцом при строительстве аналогичных зданий в СССР: речные вокзалы в Красноярске и Нижнем Новгороде тоже были впоследствии возведены с главной башней и шпилем. Но звезда венчает шпиль только в Москве.

«Когда приступили к реставрации звезды, первым делом было необходимо аккуратно демонтировать ее. Команда профессионалов с помощью специализированной техники на протяжении нескольких часов бережно снимала звезду с высоты 60 метров. Главной сложностью стали погодные условия: во время демонтажа поднялся сильный ветер. При этом роль играл и размер звезды: в диаметре она составляет почти пять метров. Также ее пришлось сначала несколько раз прокрутить, чтобы бережно освободить крепление», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

С конца 1980-х вокзал переживал не лучшие времена. Объемы речных перевозок начали сокращаться, здание постепенно пришло в аварийное состояние. Но в 2015 году Северный речной вокзал передали в собственность города, и было решено его отреставрировать.










Читайте также: