Какая жизнь будет после страшного суда

Обновлено: 07.07.2024

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы.

Один из таких вопросов показался нам особенно важным и сложным — подобное непонимание возникает очень у многих людей, а дать ответ на него очень непросто: «Зачем Бог создал людей? Мы ведь все равно не оправдываем Его желаний: ненавидим друг друга, убиваем, осуждаем, плодим всевозможные грехи, причем часто сами не догадываемся, что грешим. Мы дошли до того, что создали ядерную бомбу — как апогей абсолютного разрушения. Праведников в мире очень мало (себя я к ним не причисляю), в рай попасть очень трудно (для этого надо трудиться над собой всю жизнь), в ад — невероятно легко. » (читать письмо).

Мы попросили ответить на это письмо постоянного автора журнала «Фома», психолога Александра Ткаченко и профессора богословия, иеромонаха Константина (Симона).

Ответ иеромонаха Константина (Симона):


В моей жизни, как и у автора письма, тоже был период духовных сомнений, когда я почувствовал, что нахожусь не на своем месте и что моя жизнь не доставляет мне радости. Когда я еще был католиком (Отец Константин в детстве был крещен в католичество, затем стал католическим священником, проректором Папского восточного института, а в 2015 году перешел в Православие и принял монашеский постриг в Высоко-Петровском монастыре г. Москвы. — прим. ред.) и жил в Риме, меня неоднократно приглашали в Россию читать лекции о католицизме и участвовать в дискуссиях. Как католик, я старался до конца отстаивать позицию католика, но в какой-то момент понял, что для меня это очень тяжело.

За что страдают работяги?

Мы не можем ответить, почему одному человеку что-то в жизни дается легко, а другому нет, почему один работает в уютном офисе, а другой вынужден изнурять себя на заводе. Возможно, и то, и другое — это наши испытания, которые нам нужно пройти достойно: бедным не скатиться до пьянства, брани, ропота; богатым — до жадности, эгоизма и множества других пороков. Почему из-за других людей страдают невинные люди — мы тоже не знаем.

Действительно, есть люди, которые рождаются в страшных условиях, сталкиваются с нехорошими компаниями, ругаются, не ходят в церковь. Мне их очень жалко — но я их не сужу. Я могу молиться за них и надеяться, что Господь даст им силы бороться против этих искушений.

Но ведь никто не сказал, что заводские работяги, об одном из которых упоминает автор письма, — это люди, которых Господь за что-то покарал. Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф 5:4), — вспоминаем мы слова Христа на каждой литургии. Возможно, страдания даны нам, чтобы мы усовершенствовались. А может быть, из-за того, что человек пострадал на земле, в конце пути его ждет рай?

А есть и такие примеры, когда человеку удается вырваться из среды, в которой он погряз, и стать лучше. Вспомните новомучеников! Нам и не вообразить, какие лишения они претерпевали, с какими искушениями боролись, в каком холоде и голоде работали, как им жилось в лагерях, в обществе других заключенных, я не говорю — грешников, но таких людей, у которых Бога не было. И они все-таки отдавали свою жизнь Христу, они духовно преодолевали эти мучения и продолжали жить как настоящие христиане.

Каждый христианин должен лечить болезненный мир, в котором он живет. Должен бороться с искушениями, молиться и причащаться, должен помогать своим ближним. Не только тем, кто вместе с ним ходит в храм, но и любому другому человеку, пусть даже и неверующему. Как помогать? Разными способами — и духовными, и материальными.

Как последователи христиан, которые жили в Римской империи и принимали мученическую смерть, мы должны помогать людям, которые не верят в Христа, в надежде на то, что они придут к вере.

На Страшном Суде Господь будет спрашивать нас не только о нашей духовной жизни, но и о наших делах: много ли мы помогали друг другу, посещали ли больных, бедных, страждущих, заключенных. В этих людях мы должны видеть собственного брата, Живого Бога, Самого Иисуса Христа.

Я тоже, как и автор письма, в свое время задавался подобными вопросами. Ответы на них я нашел, когда стал более внимательно читать Евангелие и размышлять над ним, познакомился с житиями святых, их поучениями и примерами того, как им удавалось бороться со злом этого мира. А еще — когда читал книги с беседами и проповедями нашего современника, митрополита Сурожского Антония. К нему с подобными вопросами обращалось очень много неверующих, сомневающихся людей — и он очень метко, очень точно на них отвечал.

Читая комментарии под статьями «адова цикла», регулярно натыкаюсь на… непонимание Читателем главной христианской Доктрины. Это, несомненно, тема предстоящего воскрешения людей из мертвых. Главная установка всего Нового Завета. Столп почти всех христианских конфессий. Весть о воскрешении — это центр всей миссии Спасителя.

Все четыре Евангелия, разрешенные к прочтению добропорядочному адепту, и послания апостолов битком набиты вестью о Воскрешении умерших людей, 150 прямых только упоминаний… Полсотни раз употребляется термин «вечная жизнь».

Сверхзадача.

Если бы Иисус имел приказ верховного главнокомандования перед появлением в нашем грешном мире, там были бы сформулированы простые боевые задачи:

  • показать характер Создателя,
  • примирить людей с Богом, помочь им избавиться от греха…
  • отдать Свою жизнь вместо многих людей, дать им после воскрешения вечную жизнь без второй смерти.
«Сын Человеческий … пришел … чтобы … отдать душу (жизнь) Свою для искупления многих».
«Ныне … видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, … вкусить смерть за всех».

Ничего нового. Весть о воскрешении — это основа основ и для иудеев, Ветхий Завет не раз об этом говорит тоже:

«Спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление»
«Человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего». (Иов)
«Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов». (Иссая)
«…в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его». (Иов)
«Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь». (Иезекииль и Иов)

Когда Христос начинал карьеру проповедника, он и окружающие его евреи прекрасно знали вышеприведенные истины. Мало того, еще до Благой вести от Иисуса и апостолов — с нетерпением ждали предстоящее воскрешение. Мессию, который наладит этот непростой физический процесс. В диалоге Иисуса и Марфы это проговорено специально:

«Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день».

Организация процесса.

Теперь всё обобщаем. Еще раз четко понимаем: Воскрешение — это не переход человека после смерти в рай. А обычное «пробуждение из могилы» (иудейского «ада-шеола», без всякого Сатаны и чертей). Случится сие чудо в последний день земной истории Земли. Христос свидетель:

«Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день».
«Мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения».

Переводим. Новый Завет безапелляционно информирует о второй бессмертной жизни человека. Но подарена она будет только тем, кому предстоит воскреснуть для жизни вечной. Других тоже разбудят, отряхнут прах гробов… и отправят после оглашения приговора на полное уничтожение и аннигиляцию. То есть, второй раз умрут. Проверяем:

«И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. Это смерть вторая.» (Откровения)

Здесь конкретные подробности Суда. Если приложить ветхозаветные технологии и подробности обрастания «плотью», приобретение зрительных и слуховых органов… понимаем: в «вечной жизни» человек будет не бесплотным духом, размытой субстанцией. Ему выдадут тело. Чтобы совсем стало понятно, это такой повтор. Второе Пришествие Иисуса запустит процессы, схожие с начальным актом Творения. Людям будут даны новые нетленные тела:

«. и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие».
«Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его».
«Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем».

Вот и вся проблема. Достойные (по решению суда) получат вознаграждение. Жизнь вечную в новом нетленном теле. Остальным же придется отправится туда, куда Иисус подробно описал: получить неминуемое наказание в «геенне огненной». Просто испепелят до субатомных компонентов…

Минуточку …

так скажут излишне легковерные граждане, уверенные в существовании «ада» и «рая». Ткнут носом писаку-атеиста носом в Книгу, в притчу «О богаче и Лазаре». Соглашусь поспорить. Переходите по ссылке внизу, тема долгая, разговор серьезный. А засим, в теме «второго посмертия» ставим точку…

В мировой религиозной традиции идея Страшного Суда распространена довольно широко. Христианство, которое говорит об ответе за свои поступки перед лицом Божьим в конце времен, на первый взгляд, исключением не является. И в сознании большинства верующих, и в представлении обывателей, и в искусстве утвердилась примерно такая картина: после кончины мира Всевышний воскресит все человечество, и каждый из нас получит воздаяние за те дела, которые были совершены нами в дни земной жизни.

Такова общеизвестная модель. Но если внимательно вчитаться в евангельский текст и глубже вникнуть в смысл наследия святых отцов, то станет понятно, что эта привычная и, в общем-то, верная схема на самом деле не такая уж и простая, как кажется. Более того, традиционная христианская эсхатология – учение о последних днях вселенной – в своем видении Страшного Суда является уникальной и сильно отличается от аналогичных представлений, которые существуют в рамках других религий.

Суть понимания Страшного Суда, каким его видели святые отцы Церкви, состоит в том, что конечная участь каждого из людей определяется не только Богом, но и человеком, а в основе этого процесса лежит не столько принцип «заработал – получай», сколько Божественная Любовь. Именно она делает Страшный Суд по-настоящему страшным…

В русском тексте Нового Завета эсхатологические отрывки изобилуют такими словами, как «суд», «судилище», «осуждение», «воздаяние» и им подобными. Поэтому в сознании того, кто читает Священное Писание, иногда возникает невольная аналогия с правоведческой литературой – очень уж похожи по своему контексту картины суда Божьего на привычные земные судебные разбирательства. Но стоит только открыть оригинальные греческие и еврейские тексты – и привычные русскоязычные фразы наполняются абсолютно новым непривычным содержанием.

Одним из главных понятий юриспруденции является справедливость – принцип, позволяющий держать в некоем балансе социальные силы, при необходимости наказывая плохих и поощряя хороших. Для обозначения этого термина в греческом языке используется слово «dikaiosyne». Оно же применяется и создателями Библии для указания на справедливость Божественную. В конечном итоге это привело к тому, что западное христианское мышление, до конца не избавившееся от языческого мировоззрения, поставило знак равенства между двумя справедливостями. Но еврейский текст не дает достаточного основания делать такие выводы.

Дело в том, что греческое «dikaiosyne» в ветхозаветных текстах употребляется для передачи еще более архаичного слова из языка древних израильтян – «tzedakah». Современный иврит под этим термином понимает обязательный для всех верующих иудеев вид благотворительности, который направлен, опять-таки, на достижение социальной справедливости – если ты богат, то должен разными способами помогать малоимущим.

Однако в более глубокую старину, еще до пришествия Христа, «tzedakah» служило синонимом таких понятий как «спасительная божественная благодать», «милость», «сострадание», «праведность», «любовь». И святые отцы, зная это, говорят о Божьей справедливости иначе, чем это делают, скажем, юристы или адвокаты.

В восточном богословии грех рассматривается как искажение изначального Божьего замысла о человеке и мире. Поэтому справедливость (если употреблять именно этот термин) мыслится здесь не в юридических, а, скорее, в медицинских категориях – как восстановление гармонии, которая была во вселенной до грехопадения дьявола и человека.

Окончательно такой возврат к первозданному состоянию мира произойдет в конце времен, когда Бог обновит все Свое творение. Весь космос станет тогда действительно настоящим, поскольку произойдет его бесповоротное возвращение к своему Создателю.

Церковная традиция говорит о неизменяемости Божьей. В том числе – и о такой неизменяемости, которая предполагает, что наш Творец всегда и одинаково любит всех вне зависимости от багажа злых дел, который каждый из нас накопил за годы жизни. Но что же человек?

С ним все сложнее – он и пал своевольно, и грех творит своевольно, и обратно к своему Господу прийти может исключительно по своей доброй воле. С грехом можно бороться и всю жизнь постепенно идти к свету, возвращая душе первозданное благодатное состояние. А можно – полностью отдаться греху, поработив себя ему и в итоге сделаться неспособным к принятию той любви, которая изольется на человека в Вечности.

На земле, в условиях падшего мира, мы можем часто не замечать ни участия Бога в нашей жизни, ни Его любви к нам. Когда же нынешнее бытие перестанет существовать, Божье присутствие станет настолько ощутимой реальностью, что даже те, кто не знал Его, или не хотел знать, войдут в нее и будут ее непосредственными участниками – хотят они того или нет. В этом факте и кроется весь трагизм Страшного Суда – душа каждого человека просветится светом Божества, и этот свет выявит все самые потаенные дела, чувства, мысли, эмоции и желания, которые скопились в сердце человека. Ведь оно и есть та самая книга, которая, согласно евангельскому сюжету, будет зачитана на Страшном Суде.

Обычно «последний суд над человечеством» в массовой культуре воспринимается как оглашение Богом вердикта: «Ты – направо, ты – налево. Решение обжалованию не подлежит». И бедные-несчастные люди, у которых за душой не оказалось добрых дел, уже не смогут обратиться с апелляцией. Однако, приведенные ниже слова преподобного Симеона Нового Богослова говорят совсем о другом:

«В будущей жизни христианин не будет испытываем на предмет того, отрекся ли он от всего мира ради любви Христовой, или раздал ли он свое имущество бедным, воздерживался ли он и соблюдал ли пост накануне праздников, или молился ли он, сокрушался ли и оплакивал ли свои грехи, или делал ли он что-либо еще доброе в своей жизни, но он будет тщательно испытан, имеет ли он со Христом сходство такое, как сын со своим отцом» (прп. Симеон Новый Богослов. Слово 2. §3).

Чем страшен Страшный Суд?

Фото Светланы Андреевой. Проект Так сказать

Конечно же, фраза святого Симеона не говорит о том, что добрые дела не нужны. Наоборот, они крайне важны, потому что только доброделание в сочетании с тяжелым трудом покаяния (то есть перестройки самого себя) позволяет человеку накопить положительный опыт уподобления Христу. Совершаемые же без духовной работы над собой, добрые дела не принесут никакой пользы. Равно как не может спасти человека и одно лишь покаянное оплакивание своих грехов, не сопряженное с делами милосердия, постом и молитвой.

На последнем суде люди предстанут перед Христом. Кто-то выберет Его, кто-то от Него отречется. И в этой неописуемой по своему трагизму ситуации, в этот итоговый момент всей нашей истории, Бог лишь окончательно закрепит свободный выбор каждого из Своих детей.

Страшный Суд страшен тем, что на нем мы сами зачитываем себе приговор, а Господь лишь смиренно говорит: «Аминь! Да будет по делам и воле твоей!»

В художественной литературе наиболее драматично трагедия решающей встречи с Господом описана в последних главах книги К. С. Льюиса «Последняя битва», завершающей собою «Хроники Нарнии»:

«Когда они подходили к Аслану (образ Христа в романе – прим. Авт.), с каждым из них что-то случалось. Все глядели ему прямо в лицо; я не думаю, что у них был выбор – глядеть или нет. И когда они так смотрели, выражение их лиц ужасным образом менялось – появлялись страх и ненависть. На лицах говорящих зверей страх и ненависть удерживались долю секунды, и было видно, как они внезапно переставали быть говорящими и становились обычными животными. Все эти создания сворачивали направо (от него налево) и оказывались в его огромной черной тени, которая (как вы помните) лежала влево от дверного проема. Дети их никогда больше не видели, и я не знаю, что с ними стало. Но другие смотрели в лицо Аслана с любовью, хотя кое-кто и был испуган. Эти проходили в Дверь справа от Аслана…» (Льюис К. С. Хроники Нарнии. Последняя битва. Гл. 14).

Апокалипсис является не только трагическим, но также и радостным вечным продолжением того изначального божественного замысла, который был прерван вмешательством сатаны и падением человека. Будет ли в этой Вечности место людям и демонам? Церковь говорит – да! Но поскольку отпадение вселенной от Бога стало следствием свободного выбора свободных существ, то и конечное будущее этих самых существ полностью зависит от их свободы. Той свободы, против которой не может пойти даже Сам Бог.

Знакомясь с Видениями православной христианки, вольно или невольно сравниваю ее пророчества с пророчествами из других православных источников: святых, старцев, обладающих даром прозорливости и других, некоторые конкретные маркерные события, которые уже произошли и замечаю некоторые пробелы. Например, не указано, что Крым отойдет к России, будут протесты в США, что Эрдоган захочет храм св. Софии переделать в мечеть , что началась эпидемия коронавируса.

Святой Паисий Святогорец утверждал, что Россия будет воевать с Турцией и победит, завоюет Константинополь, но в Видениях ничего не сказано об этом.

Значит ли это, что Видения являются фальсификацией и поэтому не достойны нашего внимания? Пусть каждый решает сам, но мое мнение заключается в том, что несовершенство пророчеств в Видениях говорят об их истинности.

Если бы Видения подделывались, то их бы обновляли по мере осуществления маркерных событий, чтобы они выгляди более убедительными, их бы «допиливали». Наталья же рассказывает именно то, что было ей явлено во сне в далеком 1994 году так, как оно было ибо то, что было дано свыше не подлежит корректировке. Итак, продолжаю свою третью статью о Видениях православной христианки.

Вначале настала темнота по всей Земле, затем затрубили ангелы. При звуках труб в воздухе происходила сборка тел прямо в воздухе: сначала кости, потом облекалось в мышцы, как в учебниках анатомии, затем облекалось кожей. Еще раз затрубили трубы и внезапно наступило утро – и все воскресшие стояли род к роду, вера к вере. На Земле были лишь равнины и низинки, не было гор и морей, еще была молодая зеленая трава до горизонта.

Люди стояли в воздухе и разглядывали и комментировали друг друга, тела воскресших были преображенные и очень красивые. Всем было по 33 года.

У каждого над головой примерно в 5 см были написаны слова червленого золота буквами об их грехах, которые не исповеданы и нераскаянные. Все с интересом смотрели, что у кого написано над головой? Всем было очень стыдно. Кто исповедовал иудаизм было показано явление Моисея на облаке, который обличил их, в том, что они извратили его учение и не признали слова Божия и ушли в материальное, назвал их лицемерами.

Никаких братьев по разуму нет, пространство между планетами было свернуто, как свиток, как блин сворачивает хозяйка. Весь космос был убран и было голубое небо.

Был явлен ослепительный белый крест на небе и золоченое Евангелие, белый голубь от него шел ослепительный свет.

Христос в белом хитоне, более рослый, преображенный, а не такой худенький, как на иконах, всю вселенную освещал. У людей, жившие по заповедям и старавшиеся угодить Господу, просветлели лица, а кто беззакония творил, помрачнели, особенно у иудеях. Они стали рвать на себе волосы, когда появился крест – символ распятого.

Земля ушла из-под ног, запылала, она была проклята Господом за все беззакония, совершенные на ней. Все стояли на небе – на самом деле, ни на чем, вокруг была бездна. Под ногами как бы была твердь, но на самом деле ничего не было. Как в ресторане в Останкино «Седьмое небо», как будто стоишь на стекле.

Земля ушла полностью в бездну с большой скоростью. Пришло осознание, что мы все родные, осознание родства, что все от Адама и Евы. Что мы делили, воевали, превозносились, обижали, убивали друг друга? Это было позднее раскаяние. И над каждым человеком был индивидуальный суд, зашелестели книги жизни, где было даже движение души на грех, от 7 лет, когда пришла сознательность разумения. Каждый от Сотворения мира видел суд другого.

Только венчанные браки считались перед Богом законными. Что прощалось ветхозаветному человеку, то вменялось в грех новозаветному человеку. Даже роспись в ЗАГСе считается блудом перед Господом, если не было венчания. Законная близость – это когда мужчина сверху, чтобы не было оскотинивания, остальное это извращения.

Мой комментарий: действительно, такая планка в отношениях мужчины и женщины для очень многих из нас будет неподъемной! Очень многие, включая и меня, грешного, живут в гражданском браке, даже без росписи в ЗАГСе, не говоря уже о венчании в церкви! В сексе у многих людей такая свобода, что на Страшном Суде они могут получить осуждение. Даже "не могут", а точно получат по первое число за свой блуд.
Сейчас в обществе правит такая установка, что личное дело человека – регистрировать отношения или нет, как вести себя во время интимной близости, главное, чтобы была верность, была любовь. Но, как мы видим, на Страшном Суде такие свободные взгляды, кажется, не найдут понимания!

Итак, у большинства людей было сжигающее чувство совести за свои поступки, хотя они и казались незначительными на земле. Душа сгорала от стыда за свои беззакония на Земле.

Неверущих судили по закону совести. Добрые бескорыстные дела, очистительные страдания очищали душу. Тело проклинало душу – ты меня нежило, ублажало плоть, а теперь мы вместе пойдем в ад в огонь геенский. Душа при жизни должна была побуждать плоть к исправлению. Говоря языком психологии, это обозначается как сильнейший внутренний конфликт. На Страшном Суде жаждали очистительных страданий при жизни, но поздно – поезд ушел и получаем по заслугам.

Если исповедь засчитывается с покаянием сердечным, то грехи стирались с книги жизни, а если формально, то грехи не стирались. Если человек зло сделал другому, то испытывал свое зло по отношению к себе троекратно – пытают ангелы ада.

Господь гневался на людей, которые уничтожали продукты, чтобы не сбавлять цены, в то время, когда другие погибали от голода. Эти люди были отправлены в ад. То, что есть перенаселение – это ложь от масонов, на каждого есть 7 кв. км, если бы только не было притеснения гордыни и убийств.

Луковая мысль о пощаде на Страшном Суде при совершении доброго дела приводило к тому, что это доброе дело не засчитывалось на Суде, для Господа сделка не приемлема. Доброе дело надо делать из сострадания к ближнему, а не из принципа «ты мне – я тебе».

Господь прощал бомжей за то, что они выпивали, чтобы согреться. А те, кто занимал высокие посты в корыстных эгоистичных интересах, отправлялись в ад.

Были киллеры, которые убивали на заказ, но потом так раскаялись и в самоосуждении, старались добрыми делами покрыть перед ближними, мученическая кончина, милосердие Божие - сподобились в Рай. Православные, которые изображали из себя праведных, соблазняли окружающих, чтобы потом среди народов хулилась вера Православная – в ад ниже прочих.

Мой комментарий. Поймите меня правильно, я уважительно отношусь ко всем верам, которые есть на Земле, но передаю слова р.б. Натальи как есть, прошу не обижаться. А на Страшном Суде будет возможность убедиться в правдивости или неправдивости слов рассказчицы.

Грех осуждения гневит Господа, когда люди осуждают других людей. Потому что тогда осуждающий предвосхищает Суд Его. Бог знает все обстоятельства, которые повлияли на поступки человека с детства, только Господь праведно судит. С православных выше спрос.

Когда человек согласился с помыслом от лукавых ангелов, то засчитывается проступок, т.к. не все наши мысли принадлежат нам, некоторые мысли нам подкидывают лукавые ангелы. Зависть – очень страшный грех, сродни колдовству, когда у другого человека что-то есть, а у нас этого нет. Нужно учиться радоваться за других.

Были показаны весы с чашечками, душа взвешивалась – куда она расположена больше ко злу или к добру. Это очень точные весы. И многие грехи покрывали бескорыстные добрые дела. Бывает доброе слово участия может спасти его от самоубийства, посетить человека в больнице, тюрьме, это сострадание как соучастие в его судьбе – тогда на Суде душа ликовала, а от злых дел как электрошоком демоны били.

Святые становятся только после смерти, чтобы не было зависти. Ребята-призывники погибшие в военных конфликтах, но не запятнавшие себя грехами, обрели венцы мучеников, царские мученики и новомученики молятся за Россию, чтобы бескровный путь выбрала Россия духовного и нравственного возрождения. Люди других вер будут проходить Суд Божий по законам совести.

Был показан старец на Кавказе или на Афоне, он повторил подвиг Марии Египетской. На нем истлела одежда, он сплел рыболовную сеть и живет над пропастью. Он горячий молитвенник и у него дар прозорливости, Господь слышит его молитвы. Этот старец является знаковой фигурой в Видениях.

Заключительное слово Страшного Суда произносится в овальной тихой комнате, где было 12 престолов-тронов и (в ад или в рай) выносили это слово апостолы Павел и Петр. Надо думать, что на этих престолах кто-то сидел, наверно, святые старцы.

Когда над каждым человеком от Сотворения мира закончился страшный индивидуальный суд, а это проходило молниеносно, было разделение, сказано Господом – неверные – идите, проклятые, в огонь вечный ибо было проповедовано Евангелие по всему миру, а вы поклонились лжи, бесам. Небо растворилось под ногами и они полетели в огонь вниз, все кроме православных были названы еретиками. Полетели в ад также все жестокосердные и злые, эгоистичные и самолюбивые.

Мой комментарий. Разумеется, и не все православные спасутся и получат на Страшном Суде зачет, по грехам своим и прохладного отношения к вере, те, которые крестились на всякий случай, из-за модного поветрия, неосознанно.

Разные уровни ада и есть 7 небес рая. Высокий великан подпирает потолок ада. Везде в аду скрежет зубов. Там и лед есть, и холод, и всякие чудовища. Какому господину человек служит при жизни, тот к своему хозяину потом и идет. А кто старается угодить Господу, смиряться и каяться, делать добрые дела, того Господь возьмет к себе: «Без Бога ни до порога» (поговорка). Бывает так, что Господь попускает человеку упасть в грех, чтобы спасти человека от большего греха гордыни, чтобы еще больше прилепился покаянием к Господу.

Самое высшее седьмое небо было для мучеников и пострадавших за Господа – это были первые христиане. Кто не примет шестерки, им будет такая же награда на небесах. Они потом соуправляли мирозданием вместе с самим Господом. Богородица молилась за тех, кто ей молился при земной жизни.

Если душа предрасположена к добру, человек помогает другим – вроде ничего такого не делал, а он не может отказать, идет и делает. Таким добрым людям многое прощается. Душа спасается искренними и добрыми делами сострадательности к людям. Еще душа спасается смиренными скорбями и покаянием. Были бомжи в раю, а некоторые президенты были в аду.

После Страшного Суда был праздничный стол для спасенных на все небо и Господь обнимал всех.

После Страшного Суда: обновленная Земля кротких

На новой Земле не было ни морей, ни океанов, а вся была как прекрасный благоуханный эдемский сад. Сподобился Земли кротких тот, кого пнут, кто считает себя виноватым, не имеет зла на обидчиков. Люди плавно перемещались по воздуху (околоземное пространство) волеизъявлением и даже до первого и второго неба, обменивались искренними приветствиями любви, мысленное общение. Там забудется всякая скорбь, будет ощущение безопасности и защищенности, тихой радости, благодати.

Те, кто не принял шестерки, будут жить в отдельном поселении, их будет сохранять Господь.

На Суде будут стремиться показать человеку всю его жизнь, чтобы он ее осознал. Если не осознал, могут прокрутить три раза.

Итак, дорогие друзья, мы ознакомились или освежили в памяти Видения православной христианки р.б. Натальи. Эти Видения круто изменили ее жизнь и от атеизма с материализмом Наталья стала православной.
Доверять ее Видениям или нет, пусть каждый решает сам, пусть вам сердце подскажет, где свет истины и правды!
Но что признает сама Наталья, так это наличие некоторых вариантов течения событий, например, в ее пророчествах указано три варианта развития событий в России и хотя по-любому Третья мировая неизбежна, т.к. это знаковое событие Апокалипсиса - Третий всадник, но к ней можно прийти либо в укрепившемся, либо в ослабленном состоянии. Это пространство вариантов дают пространство некоей относительности будущего.
Относительность будущего также характеризуется и скрытостью от нас точных дат и сроков, что тоже будем иметь в виду и учитывать.

У некоторых людей, склонных к движению нью эйдж , присутствует мнение, что Страшный Суд — это страшилка для наивных прихожан, потому что Христос есть любовь, а душа сама себя осудит, но не очень сильно. Такие люди уверены, что догмат о Страшном Суде имеет манипулятивную функцию для населения, чтобы держать их в повиновении - и не более того.

Действительно, как хочется жить согласно только своим желаниям и только своим критериям добра и зла, еще такие люди любят говорить: «У каждого своя правда». Конечно, они будут очень удивлены, когда Там им дадут понять, что «правда всегда одна».

Но Христос не только любовь, но и меч: " Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда Он, как Царь, сядет на престоле славы Своей. И соберутся пред Ним все народы, и Он отделит одних людей от других (верных и добрых от безбожных и злых), подобно тому, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец (праведников) по правую Свою сторону, а козлов (грешников) по левую . " .

Рай только для христиан?

Есть люди, которые всю жизнь живут без Бога. Или исповедуют другие религии, не признающие Христа. Выходит, они не спасутся? Зачем тогда их создал Бог? Для нас это тайна. Мы не знаем, куда они попадут после смерти. Об этом знает только Бог. И только Бог знает, почему человек появился на свет в том или ином месте. Но у христианина нет права осуждать этих людей. Мы должны понимать, что сам человек не виноват, что воспитывался в неблагополучной семье, где научился только нецензурной речи, или что родился в Египте, в Африке, в Азии, что живет в другой системе координат. Нам важно помнить: кому много дано, от того больше и потребуется. Очевидно, на Страшном суде Господь потребует от нас намного больше, чем от буддиста, индуиста, язычника или от любого другого человека, который не знает ни Христа, ни Евангелия.

А если мы думаем, что люди, которые родились не христианами, заведомо попадут в ад — значит, мы хотим встать на место Бога, хотим сами судить людей. Точка зрения, что все нехристиане попадут в ад, потому что все они идолопоклонники, была особенно распространена среди христиан в Средневековье. Например, французский богослов и основатель кальвинизма Жан Кальвин, живший в XVI веке, считал, что одни люди предопределены Богом к погибели, а другие — к спасению, и таким образом делил людей на отверженных и избранных. А вот преподобный Иоанн Дамаскин говорил: «Бог все предвидит, но не все предопределяет», — то есть Бог хочет спасения всех людей, но оставляет и место для их свободной воли.

Фото Владимира Ештокина

Фото Владимира Ештокина

Поэтому христианин не может ни судить, ни превозносить себя над представителями другого мировоззрения или считать себя избранным. В каждом человеке мы должны видеть Образ Божий. Мы не знаем, что происходит в его душе, не знаем, как он относится к Богу и как Бог относится к нему. От людей, не исповедующих христианство, мы не можем ждать христианского совершенства, но также мы не должны и терять надежду, что рано или поздно человек обратится ко Христу.

Мы не можем осуждать человека даже тогда, когда он проклинает Христа, проклинает Евангелие, — хотя в таком случае он умышленно удаляется от Бога и совершает большой грех. В том числе, например, и представителей исламских экстремистских группировок, и террористов-смертников… Важно понять, что эти люди неправильно истолковали свое вероучение, потому что убийство для мусульманина — это тяжкий грех. Мы должны сочувствовать этим людям, которые дошли до такого духовного помрачения и считают, что убивать людей — добродетельно.

Но мы знаем также немало примеров, когда до духовного помрачения доходили люди, воспитанные в христианстве. Это и Сталин, и Ленин, которые родились в православии, это и Муссолини, и Гитлер, которые родились в католической традиции, и многие другие. Что мы можем сказать об этих людях? Конечно, они по собственной воле предали Христа и изменили своей вере. А все остальное — это тайна зла.

Не зря говорят, что душа человека — потемки. Мы не знаем, что было в душе у Гитлера, когда он убивал миллионы. Конечно, на его плечах лежат ужасные грехи. Известно, что Гитлер был очень трусливым человеком, вероятно, он отдавал приказы, но их исполнения он не видел. Когда Гитлер стал нацистом, христианином он уже давно не был, он был атеистом. Говорил иногда про Бога, но что-то языческое, не христианское.

Зачем Богу наши мучения?

Дело в том, что на протяжении тридцати лет я много думал о православии — и во время одной из дискуссий понял, что чувствую себя на стороне православных, что преподаю и защищаю то, во что сам не верю. Я чувствовал себя лицемером, и от этого мне было очень грустно. Не так просто взять и круто поменять свою жизнь, всегда есть сомнения, действительно ли ты поступаешь правильно. Но я полностью положился на Господа — и Он открыл мне возможность принять православие и переехать в Россию.

Ситуации в нашей жизни, действительно, бывают очень сложные. Но безвыходных ситуаций не бывает. Важно понимать, что Господь дает нам только то, что нам по силам, а если человеку становится слишком трудно — Он обязательно дает какой-то выход, дает силы перенести эти трудности и страдания.

Но мне кажется, нельзя так много роптать на жизнь в XXI веке. Это не такой страшный период цивилизации. Все-таки мы живем не в Средневековье, когда люди умирали от чумы, не живем во время Второй мировой войны.

Автор письма говорит о том, что многим людям ненавистна их будничная жизнь: школа — университет — работа… Но ведь человек должен благодарить Бога за то, что у него есть возможность учиться и тем более — получать высшее образование! Должен быть благодарным за то, что в России есть возможность учиться бесплатно! Мои родные, особенно женщины, не могли посещать университет в Америке из-за очень высокой стоимости обучения. В нашей семье не было таких денег, чтобы отправлять девушек в университет. Тогда как в советской России высшее образование было бесплатным. Поэтому мне кажется, что мы часто преувеличиваем наши страдания.

Зачем нам нужны страдания? И главное — зачем наши страдания нужны Богу? Конечно, Он создал нас не для того, чтобы мы страдали. Намерение Бога не в том, чтобы всех нас проклинать и отправлять в ад, а в том, чтобы мы достигли духовного совершенства и чтобы наша земная жизнь стала подготовкой для вечного блаженства с Ним.

Зло и страдания в нашем мире созданы не Богом, а человеком, который Богу противится. Человек в результате первородного греха находится не в естественном состоянии, в котором был создан Богом, а в измененном. У человека есть свободная воля, и при этом он часто направляет ее к злу, сам создает сложности, страдает и заставляет страдать других, часто невинных, людей, сам делает мир жестоким.

В Библии слово «мир» встречается в двух значениях. С одной стороны, князем этого мира называют сатану, это мир тьмы и искушений. С другой стороны, Бог посылает в этот мир Своего Единородного Сына не для того, чтобы проклинать и казнить, а для того, чтобы этот мир спасти; это мир радости и блаженства.

Не стоит думать, что во время Второго пришествия Иисус Христос вернется и проклянет большую часть человечества. Этого нет ни в Евангелии, ни в пророчествах. Очень важно понимать, что Второе пришествие — это не весть об осуждении или проклятии. Первые христиане с нетерпением ждали Второго пришествия, хотели, чтобы Господь пришел как можно скорее и уничтожил зло и грех мира сего. Не отдельную греховную душу человека — а грех всего мира. Мы иногда называем последний суд Страшным и при этих словах испытываем неприятные ощущения. На самом же деле, последний суд — это не страх в привычном понимании этого слова. Это наша надежда, наше упование на то, что мы воссоединимся с Христом.

Читайте также: