Какая экранизация трудно быть богом лучше

Обновлено: 04.07.2024

Фантастическую повесть братьев Аркадия и Бориса Стругацких не напрасно считают золотым фондом отечественной литературы. Она действительно хороша. И, казалось бы, так и просится на экран - колоритнейший антураж, множество выигрышных сцен, драки, любовь, приключения, отличные шутки - и в то же время, тонкий лиризм и некрикливая тихая мудрость. Бери, дорогой режиссёр, всё это богатство в свои уверенные руки и создавай шедевр! Успех и восторг почтеннейшей публики практически гарантированы!

Повесть была написана в 1963 году и уже в 1964 опубликована Стругацкими в сборнике "Далекая радуга" - и мгновенно стала одной из самых любимых и читаемых книг этих авторов. И спустя всего несколько лет, уже в 1968 году, режиссёр Алексей Герман , загоревшись идеей, договорился с братьями Стругацкими об экранизации. Был даже написан совместный сценарий. К сожалению тот фильм так и не состоялся. А поставленный в 2013 году фильм Алексея Германа уже не имеет ничего общего с тем давним проектом.

Итак, на сегодняшний день существует две экранизации , причём обе сохранили авторское название "Трудно быть богом" (хотя первоначально Алексей Герман планировал назвать своё детище "Хроника арканарской резни" - но передумал). Первая случилась в 1989 году . Это было совместное детище советских, германских, швейцарских и французских кинематографистов, ориентированное в первую очередь на западный рынок. Советская сторона настаивала на "нашем" режиссёре, имея в виду кандидатуру Алексея Германа, давно грезящего этим фильмом. Но интересы западных продюсеров перевесили. Режиссёром (а попутно и продюсером и автором сценария) стал немец Петер Фляйшман .

Вторую экранизацию вымучил-таки Алексей Герман . И хотелось бы другое слово подобрать, а не подбирается. Идеей снять "Трудно быть богом" он загорелся в 1968 году, в 1989 предлагался "Совинфильмом" в качестве режиссёра в международном кинопроекте, к собственным съёмкам приступил в 1999 году, закончил же фильм уже в 2013 сын режиссёра, Алексей Герман-младший. Наверно, есть в мировом кинематографе и более "долгостройные" проекты, но мне они не известны.

Не ставлю своей задачей оценку художественной ценности этих экранизаций. Просто предлагаю посмотреть, какими видели два очень разных режиссёра одних и тех же героев.

Начнем, конечно, с главного героя - Руматы Эсторского , он же - работающий в Арканаре под легендой сотрудник ИЭИ Антон. (Кстати, Румата - вовсе не имя, а фамилия, вы знали?) Авторы не дают точного описания внешности своего героя, поэтому и иллюстраторы и режиссёры вольны были изображать его в меру собственной фантазии. В фильме Петера Фляйшмана роль благородного дона Руматы сыграл польский актёр Эдвард Жентара .

Вообще, в этом фильме многие отличаются повышенной волосатостью, да. Этакое сборище сибирских котов. У меня постоянно напрашиваются ассоциации с польской экранизацией "Ведьмака". Кстати, Эдвард Жентара и там играл, правда, не главную роль - короля Фольтеста.

В фильме Алексея Германа главную роль сыграл Леонид Ярмольник . Не думаю, что его нужно кому-то представлять.

Его антагониста и по совместительству главного злодея Арканара коварного дона Рэбу в фильме 1989 года сыграл наш блистательный актер Александр Филиппенко . Он абсолютно убедителен в этой роли (как и вообще в ролях злодеев). Мне даже кажется, что Филиппенко - лучшее, что есть в этом фильме.

Дон Рэба - Александр Филиппенко. Скриншот кадра из фильма Дон Рэба - Александр Филиппенко. Скриншот кадра из фильма

Алексей Герман неожиданно для многих выбрал на роль дона Рэбы малоизвестного, хотя и очень колоритного, актёра Александра Чутко . Это чуть ли не единственная его большая роль, в основном Чутко снимался в эпизодах. Хотя актёр он прекрасный, да еще и внешность яркая и запоминающаяся - странно, что кинокарьера не очень сложилась.

Главную (да что там главную, практически единственную, остальные - эпизодические) женскую роль - возлюбленной главного героя Киры - в картине Фляйшмана досталась французской актрисе Анн Готье . Актриса довольно точно попадает в созданный Стругацкими образ Киры.

Кстати, актерская карьера не задалась и у неё, Анн Готье снялась всего в семи фильмах и в последний раз появлялась на экранах в 1994 году.

Алексей Герман переименовал героиню из Киры в Ари , сильно уменьшил её место в картине и пригласил на эту роль практически никому не известную актрису Наталью Мотеву . Её фильмография еще меньше, чем у Анн Готье - всего шесть работ, большей частью - эпизодических. Но Кира (простите, - Ари!) у неё получилась интересная.

Друг главного героя - прекрасный и явно созданный под влиянием бессмертного образа Портоса барон Пампа . Или, точнее, Пампа дон Бау-но-Суруга-но-Гатта-но-Арканара . Верный друг, отчаянный боец, выпивоха и обжора, нежно любящий свою маленькую строгую жену и наследного баронета.

В фильме Петера Фляйшмана неудержимого барона сыграл советско-грузинский актёр Элгуджа Бурдули . Яркий, колоритный актер с довольно узким на то время амплуа. Герой "типа Портоса" в это амплуа не очень вписывался, тем не менее, получилось интересно.

Алексей Герман, подбирая актёра на роль буйного барона, остановил свой выбор на кандидатуре Юрия Цурило , актёра с цыганскими корнями и весьма необычной внешностью. К сожалению, из черно-белого фильма Алексея Германа довольно сложно извлекать внятные скриншоты (или мне талантов не хватает, увы), но надеюсь, что фотографии со съёмок общее впечатление передать удастся.

После 8 лет съемок черно-белый фильм Алексея Германа «Трудно быть богом» наконец-то выходит на экраны. Однако, по словам автора, он вряд ли будет строго следовать авторской сюжетной линии. В ответ на вопрос читателей о сходстве между книгой и фильмом, Алексей Герман попросту рекомендовал им «почитать роман».


"Трудно быть богом" - две экранизации знаменитой повести

По его словам, сценарий отличается от книги не только по деталям, но и по замыслу. На Земле будет также страшно, как и в Арканаре – только по-другому. И Румате по сути некуда будет возвращаться из арканарского ужаса – у него на родине примерно то же, только технологический уровень выше.

Предыдущая экранизация повести «Трудно быть богом» 1989 года (режиссер Питер Фляйшман) была непохожа ни на один западный или советский фильм, - при том, что картина была создана международным коллективом с участием немцев, поляков, швейцарцев, и, конечно же, наших соотечественников.

А затем этот фильм начали хором обзывать «боевиком» и «фильмом, основанном на идее мести» - и все это, разумеется, не было правдой. Хотя критика такого рода за годы съемок версии Алексея Германа почему-то участилась.

В фильме Фляйшмана главный герой фильма, космонавт и ученый Румата (Эдвард Зентара) прилетел на планету, почти точно повторяющую Землю времен средневековья. И тут же оказывается свидетелем смерти другого землянина, ставшего жертвой коварного заговора. Для него подобные вещи тяжелы и непривычны.

Как и в книге Стругацких, в фильме подразумевается, что на родине Руматы (на самом деле его зовут Антон) давно общество «разума и братства». Однако жители Земли хотят понять мир средневековья, чтобы лучше разобраться в собственной истории и самих себе.

Создателям фильма удалось показать светлых, чистых людей Земли будущего - и такими же они описаны и у Стругацких. У тех, кто живет в Мире Полудня, совсем не такая мораль, как на Арканаре, и, увы, на нашей нынешней Земле. Они не следуют принципу «человек человеку - волк». И в связи с этим эксперимент оказывается для них чересчур тяжелым и даже опасным.

Участники экспедиции втягиваются в дружеские отношения с арканарцами, и даже заводят любовные отношения с женщинами этой планеты. И понимает, что не могут терпеть страдания и гибель таких же людей, как они.

И вот что самое главное – земляне чувствуют, что подхватывают привычки и проблемы арканарцев, привыкают к и образу жизни. И понимают – либо они активно вмешаются в жизнь иной планеты – от чего они отказались с самого начала – либо им нужно будет ее покинуть. И в конце концов они останавливаются именно на этом решении.

В 1989 году фильм «Трудно быть богом» вышел с рядом других блестящих достижений отечественной фантастики, среди которой были «Кин-дза-дза» и «Город Зеро». Он был одним из последних художественных достижений советской эпохи – и при этом, в отличие от упомянутых фильмов, был создан на стыке культур.

В отличие от западных фильмов подобного рода, по традиции, принятой в еще существовавшем тогда СССР и Франции, были разработаны все характеры – даже самые эпизодические.

В фильме практически не было проходных персонажей, из тех, которые, как в большинстве подобных американских фильмов, погибают тысячами, не оставляя в душе зрителей никакого следа и не вызывая ни малейшего сочувствия.

Создателям фильма «Трудно быть богом» 1989 года удалось добиться того, что зритель переживает за каждого персонажа. Он понимает состояние Руматы – и вместе с ним все время боится потерять тех, с кем только что познакомился.

В средневековом обществе смерть – дело обычное, и людей всегда гибнет слишком много. Здесь и постоянные войны, и произвол. Закон и правила не действуют. Человек порой сам не знает, от чьей руки ему предстоит принять смерть. И поэтому Румате приходится привыкать к потерям.

И он, и зритель мучительно остро переживает каждую смерть – не только Пампы, погибающего уже в финале фильма, но и Оканы, к которой герой повести не испытывает особой симпатии. И уже для того, чтобы, как говорится, не «пережать», сценаристы щадят Киру, возблюбленную Руматы, которая в книге Стругацких погибает. Но Румате все равно придется навсегда с ней расстаться.

И, как оказалось, авторы фильма, в числе которых были и не особо его оценившие его авторы повести, сумели достичь художественного предвидения. Сумели снять фильм-предупреждение о том, что впоследствии произошло не только в Советском Союзе, но и в западном мире.

От контакта со средневековьем, как извне, так и изнутри своего общества - западные цивилизации «заразились», и


"Трудно быть богом" - две экранизации знаменитой повести начали терять свою силу, свой разум, свой гуманизм. И это коснулось как Советского Союза, так и Соединенных Штатов.

И поэтому автор новой экранизации повести «Трудно быть богом» Алексей Герман , в отличие от Фляйшмана - между прочим, жителя Запада, - относится к развитию всего человечества пессимистически, и не допускает, что нам предстоит хоть какая-то эволюция, хоть какой-то прогресс.

Любопытно, что эту тенденцию людей, живущих при капиталистическом обществе, подметили сами Стругацкие в повести «Понедельник начинается в субботу». Его герой, Саша Привалов, попал в описываемое будущее – то есть, мир фантастических романов и утопий, - и обнаружил, что там есть два совершенно различных мира – мир гуманного воображения и мир страха перед будущим. Они разделены Железной Стеной.

Говорят, что в одной из работ какого-то малоизвестного современного писателя, попытавшийся (не знаю, насколько успешно) продолжить сюжетную линию повестей «Понедельник начинается в субботу» и «Сказки о Тройке», герой вновь отправился в описываемое будущее. И обнаружил, что Стена разрушена, и теперь мира гуманного воображения не существует – остается лишь мир страха перед будущим.

И корни этого страха очень легко понять. Определенная, наиболее реакционная часть капиталистического мира считает любой прогресс грехом. В романе Луи Ловеля и Жака Бержье «Утро магов» говорится, что грех - это вовсе не насилие и зло. Нет. Настоящий грех – это если животные заговорят с нами человеческими голосами и «розы начнут петь».

Но кому в мире станет плохо оттого, что розы запоют? Особенно, если их песни будут приятными для слуха? В повести советского фантаста Ариадны Громовой «Мы с тобой одной крови» показан кот, научившийся говорить – и это мило, забавно и совсем не страшно.

Однако эти невинные признаки прогресса, эти безопасные изменения считается грехами, большими, чем жестокое убийство, насилие, предательство. В своей повести «Трудно быть богом» Стругацкие прекрасно описали, откуда исходят силы, борющиеся с прогрессом, и зачем они называют такое явное и очевидное добро злом.

Капитализм начинался с революций – и в том числе, революций в культуре. Литература, музыка в Европе нового времени поднялись на невероятную высоту, которой, возможно, никогда прежде не было в Европе.

Здесь был и Бах, и блистательная английская поэзия, и французская литература, и немецкая философия. А также, разумеется, наука. Все это было грехом – и вызывало соответствующее отношение реакционной части общества.

Однако, несмотря на это капиталистическое общество и позже не раз радовало нас выдающимися произведениями искусства, в том числе – социальными утопиями, а также достижениями науки.

Но однажды наступил момент, когда оно начало постепенно, но неуклонно превращаться в мракобесное общество Арканара. Возможно, именно потому, что на Западе - а теперь и у нас - заговорили о том, что нынешнее общество - со всеми болезнями, проблемами, экономическими кризисами - больше никак не должно меняться.

И именно в этот момент рухнула Железная Стена – и наши писатели и режиссеры, следом за западными фантастами, начали размещать в будущем не разумное, действительно достойное людей общество (вспомните только «Люди как боги» Уэллса), а технологически оснащенное средневековье.

Однако, наверное, это все-таки ненадолго. Даже средний человек видит тысячи путей развития, улучшения общества, - такого, какое оно есть сейчас. И наверняка будут намечены новые планы его развития – и первыми, кто укажут нам путь к прогрессу, кто создаст великую мечту, как всегда, будут люди искусства – и, в частности, наиболее талантливые писатели и режиссеры.


Антураж и декорации фильма ни коим образом нельзя сопоставить с тем, что описывалось в книге. Вместо лесов и средневековых замков зритель видит бескрайние пустыни (привет фильму Звездные войны IV, с его бесконечными пустынями). Рыцарские крепости заменены какими-то полуразвалившимися землянками.

Вторая экранизация 2013 года, Алексея Германа, выполнена в совершенно ином ключе, нежели советская кинолента. Хоть работа и длилась более десятка лет, но нельзя точно сказать, стоил ли фильм затраченного на него времени.



4 комментария:


Татьяна, спасибо за пост. Да, содержание абсолютно перекликается с тем, что писала АРМАВИРОЧКА. Рада, что Вы на "одной волне"!


Спасибо, Ирина! Интересно было сравнить впечатления! Творчество Стругацких - великое наследие, которое хочется обсуждать с единомышленниками вновь и вновь!

В рамках ретроспективы Алексея Юрьевича Германа, приуроченной к юбилею режиссера, можно будет увидеть на большом экране его последний фильм. Показы состоятся 22 и 23 сентября, а мы вспоминаем текст, написанный к премьере картины.

Пространство вечной зимы и не закончившегося Средневековья. На Арканаре - планете-близнеце Земли - живут люди, которые похожи на нас (не во всем, конечно, но все-таки). Возрождение тут не случилось, и начались гонения на книгочеев и на образ мысли, искусство ушло из жизни людей, едва зародившись, оставив арканарцев наедине с собственным несовершенством. Здесь есть подобие государства, и подобие религиозного института, но они сеют семена еще большего невежества. Население планеты нечистоплотно во всех смыслах: все сморкаются, плюются, орут благим матом без причины и чешут покрытые струпьями спины, большинство людей измазаны грязью так, словно она служит им второй кожей.

«Трудно быть Богом». Прощальный опус магнум Германа снова на большом экране

«Трудно быть Богом». Прощальный опус магнум Германа снова на большом экране

Группа землян, которые должны были помочь арканарцам, смешались с общей серостью, - кто-то спился, кто-то ссучился. Дон Румата (бенефис Леонида Ярмольника ) просыпается посреди собственного дома, где вовсю хозяйничают рабы - чешут вшивые головы, ходят в его сапогах, слоняются из угла в угол. Местный люд считает, что род Руматы Эстерского произошел от Бога, а значит, и сам Румата богоподобен. Он средневековая версия полковника Курца, великого воина, (само)провозглашенного бога и идола, вытесанного из тьмы. На самом деле - уставший человек, который предпочел бы смерть этим нескончаемым мукам и бесконечным мимикрическим процессам. Румата отлично владеет мечом, но никого не убивал - только отрезал уши, как древние воины или солдаты во Вьетнаме. Облачившись в доспехи, благородный дон превращается в языческое чудовище - насекомоподобное орудие убийства с двумя острыми рогами. И, прекрасно понимая, к чему все идет, он молится: «Господи, если ты есть, останови меня». Но все, что должно произойти, происходит. «Бог же может устать?» - задается успокаивающим вопросом Румата, пытаясь смыть грех Арканарской резни в исходящей паром луже. Впрочем, и это тщетно, на этой планете «водой грехов не смоешь», как говорит один из его слуг.

«Трудно быть Богом». Прощальный опус магнум Германа снова на большом экране

Герман демонстрирует лишь прелюдию к предполагаемой симфонии смерти: в доме Руматы собираются солдаты Святого Ордена, Румата надевает доспехи, спускается к «гостям» и убивает одного из них. Судя по разрушительным последствиям, зрелище самой резни человек просто не перенес бы. Даже для Руматы это тяжкое переживание, "большой взрыв", после которого он может наконец неспешно уехать в повозке в белеющую от снега даль. И трудно предсказать, что там впереди - еще более холодная зима посреди снежной пустыни или солнечные дни, сменившие мировую ночь.

«Трудно быть Богом». Прощальный опус магнум Германа снова на большом экране

«Трудно быть Богом». Прощальный опус магнум Германа снова на большом экране

«Трудно быть Богом». Прощальный опус магнум Германа снова на большом экране

Герой Леонида Ярмольника бродит по полотнам живущего своей жизнью Арканара, вдыхает этот смрадный воздух, жалеет окружающих - и еще сильнее на них злится. В его усталой и закопченной фигуре можно признать настоящего интеллигента, который все видит, все понимает, но ничего не может изменить. Об этом неоднократно писали Стругацкие (еще подробнее - в «Обитаемом острове»): гордиев узел мечом не разрубить, но, раз бог молчит, можно попробовать.

Фильм в прокате, и теперь, когда снег частично растаял, если выйти из кинозала на улицу, можно увидеть, как за пределами «Трудно быть Богом» Алексея Германа продолжает жить современный Арканар. Февраль. Достать чернил и плакать.

Читайте также: