Йохан вайс щит и меч характер героя

Обновлено: 07.07.2024

Культовый фильм "Щит и меч" режиссера Владимира Басова вышел на советские телеэкраны в 1968 году, и одним легендарным киногероем стало больше.

В основу ленты лег одноименный роман Вадима Кожевникова. За четыре серии страна влюбилась в главного героя фильма Александра Белова, которого блистательно сыграл Станислав Любшин. Честное слово, казалось, что это он, а не его герой под видом репатрианта Йоганна Вайса достиг солидного места в Абвере, получил затем чин гауптштурмфюрера СС и служил в Берлине. Басов — воевавший, сам в своей картине снявшийся — собрал для этой ленты уникальную команду. Любшин, совсем молодой и, собственно, после этого фильма прославившийся Олег Янковский, Георгий Мартынюк, Алла Демидова, Юозас Будрайтис, Валентина Титова.

Так что лента получилась непроходной и оказала на общество колоссальное влияние — во всяком случае, президент Владимир Путин не раз говорил, что именно после ее просмотра он решил пойти в разведку. Но романтизм романтизмом, а ведь на самом деле канва у фильма была самая что ни на есть реальная. И к юбилею фильма грех не вспомнить того, кто был прототипом Александра Белова — скромного человека и героя настоящего, Александра Святогорова. Конечно, о его жизни можно было бы написать роман толще «Щита и меча». Но Александра Пантелеймоновича уже нет.

Саша Святогоров родился в Харькове. У его деда была украинская фамилия Святыгора, «обрусевшая» благодаря какому-то писарю. Семья Святогоровых была простой, рабочей, и Сашка пошел тем же путем. Его страстью были домены и мартены — стихия огня. После шамотного техникума он отправился на комбинат «Запорожсталь», дорос там до начальника цеха, стал стахановцем. Ни о каких переменах в жизни он и не думал.

Во время оккупации в здании квартировался новый военный комендант Харькова генерал Георг фон Браун. Немецкие саперы без особого труда нашли в подвале «блесну» — мину неглубокого залегания. Но о том, что на глубине трех метров дремлет в ожидании своего часа мощнейшая радиоуправляемая мина, они и не догадывались. Фантастика, конечно, но изобретатель Илья Старинов, тоже человек-легенда, привел ее в действие, находясь в Воронеже! Делом рук Святогорова стала и ликвидация Вальтера Файленгауэра, личного представителя адмирала Канариса. Умудрившись завоевать доверие штурмбанфюрера гестапо Аккхардта, он получил и переправил в Москву полный список выпускников Люблинской разведшколы. На его счету — и раздобывание секретных шифров Моссада, и охота на гауляйтера Коха, сорвавшаяся по вине предателя. Одно время именно Святогорову приписывали и организацию убийства Степана Бандеры, но это не так. Богдан Сташинский, осуществивший ликвидацию лидеров украинского нацдвижения Бандеры и Ребета, никогда не был агентом Святогорова. А было бы иначе — сидеть бы Святогорову после побега Сташинского в тюрьме.

Одной из самых ярких его киноработ стала роль советского разведчика Александра Белова (Иоганна Вайса) в фильме «Щит и меч». Еще за 5 лет до появления на экранах легендарного Штирлица мальчишки во дворах играли в разведчика Вайса, который стал культовым киногероем.

На самом деле у него был реальный прототип, благодаря которому удалось разрушить стереотипные представления о разведчиках. Знаковым этот фильм был и для Олега Янковского, ведь он стал переломным моментом в его судьбе.

1967-й год в советском кинематографе должен был стать знаковым: 50-я годовщина революции не могла остаться без внимания, и практически все фильмы так или иначе были связаны с этой темой. Кроме того, в декабре был еще и 50-летний юбилей органов госбезопасности и внешней разведки, и к этой дате кинематографистам поручили выпустить фильм о военных разведчиках. В Госкино пересмотрели десятки сценариев, но всем им не хватало масштабности.

… а в Украине о нем деликатно забыли

В начале 90-х годов прошлого века ветераны войны обратились в Верховный Совет СССР с просьбой присвоить Святогорову звание Героя Советского Союза. С первого раза этого сделать не удалось. А потом страна распалась, и украинское руководство не стало заниматься восстановлением справедливости. В нынешнем, XXI веке, у правителей этой страны свое понятие о героизме. Александр Пантелеймонович Героем так и не стал. Он доживал свои последние дни в госпитале для ветеранов войны в Киеве…

Он скончался в день начала Великой Отечественной войны, 22 июня 2008 года, не дотянув полгода до своего 95-летия…

Неказистый герой

Многих удивил сделанный режиссером выбор актеров – на главную мужскую роль Басов пригласил Станислава Любшина, который внешне совсем не был похож на стереотипного «героя». В Госкино его кандидатуру тут же забраковали – мол, уж слишком невзрачный и неказистый, мягкий и спокойный, недостаточно мужественный и фактурный. Как же так, главный герой фильма серый и неприметный, а его враги – умные, сильные и яркие! Тут на помощь режиссеру пришел сам Святогоров – он убедил комиссию, что именно так и должны выглядеть настоящие разведчики: внешне ничем не примечательные, не запоминающиеся с первого взгляда, растворявшиеся в толпе.

Впрочем, назвать Любшина недостаточно мужественным все же никак нельзя – при всей внешней интеллигентности, в нем чувствовалась внутренняя сила. Сам актер был очень рад возможности сыграть подобную роль, ведь он с детства мечтал стать разведчиком. Когда началась война, ему было всего 8 лет, но он так хотел попасть на фронт, что сбежал из дома. Его разыскали, вернули и посоветовали подумать о другой профессии, а для начала немного подрасти.

Этот фильм разрушил стереотипы о разведчиках, и зрители это оценили. Кинокритик Александр Шпагин писал: « Щит и меч» появился в 1960-е годы, когда было развенчание советского пафоса, который был характерен для кинематографа 30-х и 50-х годов. Поэтому, когда появлялись такие пафосные картины про разведчиков, как, например, «Вдали от Родины» или «Без вести пропавший», над ними уже смеялись – пафос раздражал. Разумеется, к реальной работе реальных разведчиков все наши картины не имели никакого отношения ». Одним из главных достоинств фильма стал намеренный уход от штампов, пафоса и бравады.

Как Владимир Басов не оправдал ожиданий высокого руководства

До юбилея оставался всего год, в течение которого нужно было успеть написать сценарий, выбрать натуру для съемок, собрать съемочную группу и успеть завершить работу над фильмом до конца 1967 г. Экранизировать роман поручили актеру и режиссеру Владимиру Басову – так быстро, как он, на тот момент никто не снимал. Он мгновенно решал режиссерские задачи, молниеносно принимал решения и, приступая к работе над фильмом, уже четко представлял себе конечный результат.

Сценарий Басов писал вместе с Кожевниковым. Они оба с самого начала понимали, что в такие сжатые сроки снять фильм вряд ли получится. Они даже не надеялись на то, что их сценарий будет утвержден – Басов и Кожевников не хотели, чтобы образы врагов выглядели карикатурно, и изобразили немцев из Абвера сильными противниками, умными и образованными, что противоречило существующим в советском кино традициям. Сценаристы опасались того, что после многочисленных правок останется очередной схематичный героический сюжет о превосходстве советских разведчиков над недогадливыми и недалекими фашистами. К их удивлению, первый же вариант сценария утвердили без исправлений.

На «Мосфильме» распорядились немедленно приступать к съемкам. Однако Басов не хотел гнать лошадей и халтурить – он понимал, что совместить «быстро» и «качественно» в создании серьезного фильма о разведчиках просто невозможно. Его постоянно вызывали к руководству, подгоняли, отчитывали за срыв сроков, грозили снять картину с производства, но все же дату премьеры пришлось отложить. В результате с поставленной перед ним задачей режиссер не справился: первые две серии фильма вышли гораздо позже юбилея спецслужб, только в августе 1968 г. Зато результат превзошел все ожидания: «Щит и меч» попал в десятку самых кассовых фильмов за все время существования советского кинематографа, первые же серии посмотрело больше 68 млн зрителей!

В Словакии майор Зорич был национальным героем

Дипломат Александр Святогоров, 1948 год

А Александра Пантелеймоновича перебросили в Словакию, где он создавал новые диверсионные группы. Все было проделано в короткие сроки. Жизнь в Словакии фашистам показалась просто адом. Зимой 1944 года фашистский комендант в городе Злате-Моравце установил за голову Святогорова щедрую награду — полмиллиона словацких крон…

Имя майора Зорича, а это был псевдоним Александра Святогорова, гремело по всей Словакии…


После войны Святогоров был резидентом советской разведки в Братиславе и Берлине, работая под прикрытием консульской службы. А после зарубежных поездок вернулся в Киев, где и жил до лета нынешнего года. А когда Вадим Кожевников работал над книгой «Щит и меч», Александр Пантелеймонович рассказывал писателю о жизни и быте разведшколы абвера под Люблином.

Кстати, и актер Станислав Любшин, исполнитель роли Иоганна Вайса, несколько раз встречался со Святогоровым в Киеве. Актер и разведчик как-то сразу понравились друг другу…

Из начальника цеха — в оперуполномоченные

По распределению его в 1932 году отправили в Запорожье, на огнеупорный завод, где за семь последующих лет он сделал блестящую карьеру: стал начальником цеха, затем ему оказали высокое доверие — приняли в ряды партии.

Время было трудное вдвойне. Во-первых, массовые репрессии, во-вторых, к тому времени на территории Польши полыхала Вторая мировая война. Толкового коммуниста однажды пригласили в НКВД. Он готовился к самому худшему, к аресту, но разговор получился совершенно иным.

Таким Александр Святогоров был сразу после прихода в органы НКВД в 1940 году

В общем, Александра «уломали». И в самом деле, в 1940 году пришлось заниматься не «посадкой», а реабилитацией тех, кто оказался в лагерях без вины виноватыми. Были пересмотрены сотни дел. Конечно, амнистия не носила столь массовый характер, но это было.

Но главное — каждый день были занятия. Новой смене преподавали основы оперативной работы, обучали иностранным языкам. Учителями были опытнейшие чекисты, бывшие разведчики.

Это очень пригодилось с началом Великой Отечественной войны. Чекисты покидали города последними, успевая взрывать предприятия, уничтожать документы. Святогоров до последнего находился в Запорожье, а потом попал под командование легендарного советского разведчика Павла Судоплатова.

Прототипы главного героя

И тут кинематографисты вспомнили об опубликованном в 1965 г. романе писателя и главного редактора журнала «Знамя» Вадима Кожевникова «Щит и меч» о советском разведчике Александре Белове, который в 1940 г. выехал в Германию под именем немца-репатрианта Иоганна Вайса и к 1944 г. внедрился в службу СС. Поначалу Кожевников планировал написать роман о разведчиках, работавших под прикрытием в Америке.

Он даже попросил в КГБ устроить ему встречу с легендарным советским разведчиком Рудольфом Абелем. Но после того, как тот прочитал первые главы, наотрез отказался использовать факты своей биографии в романе и стать прототипом главного героя – он показался ему авантюристом в духе Джеймса Бонда. В итоге единственное, что осталось от него в литературном герое, – это имя: Абель – А. Белов.

Тогда писателю посоветовали писать не о современной разведке, а о времени Второй мировой войны, и познакомили его с разведчиком-диверсантом Зоричем – Александром Святогоровым. В годы войны он занимался разработкой агентурной сети на оккупированных территориях, был заброшен в немецкий тыл, где провел ряд блестящих операций, внедрился в немецкую разведшколу и участвовал в ликвидации одного из шефов СС. Именно он и стал главным прототипом героя фильма, хотя этот образ был собирательным – создатели фильма ориентировались не только на личность Святогорова, как это было в романе, но и на Рихарда Зорге, Николая Кузнецова и др.

Разгром в Люблинской разведшколе

Одним из важных направлений первого этапа войны была острая необходимость внедриться в различные немецкие разведывательные школы, чтобы «засвечивать» потенциальных шпионов еще на стадии подготовки. Тогда их можно было легко вычислить и обезвредить. Александра, освоившего основы немецкого языка, отправили в Люблинское воеводство, в Польшу. Для начала для организации партизанского отряда, с последующим внедрением в структуры абвера.

Как только отряд был создан, Святогоров возглавил разведывательно-диверсионную группу, изучал разветвленную структуру гитлеровских служб, чтобы можно было легко стать «своим» у немцев, завоевать у них доверие.

Александр придумал гениальный ход. Он внедрился в одну из школ под видом хорунжего западноукраинской дивизии СС «Галичина». Как-то разговорился с одним из руководителей разведшколы (встречу подстроили) и пожаловался на то, что мечтал быть полезным «великой Германии» в другом качестве. Форма хорунжего подействовала на матерого фашистского разведчика, он благосклонно воспринял решение украинского повстанца «заняться настоящим делом».

Гитлеровец и не подозревал, что основной целью «хорунжего» было уничтожение Люблинской разведшколы. В этом суперсекретном учебном заведении абверовцы готовили для засылки в нашу страну диверсионные группы, созданные из власовцев и других предателей.

Самому Александру внедряться в школу не разрешили, но несколько парней из его диверсионной группы стали курсантами. Они все детально разузнали, и Святогоров решил уничтожить школу во время прибытия в нее шефа люблинского гестапо Акардта. Боевая операция была проведена успешно: наша группа все разгромила, почти всех перестреляла, захватила документы и нескольких инструкторов школы, которые на допросе дали ценные показания. Вот только Акардта живым взять не получилось: он погиб в перестрелке.

Чуть позже Святогорову с группой удалось захватить посланника Канариса, одного из организаторов операции под кодовым названием «Сатурн». Под его руководством готовились для заброски в наш тыл диверсионные группы. Несколько уже было заброшено. На допросе он во всем признался. Вскоре все эти уже засланные группы были ликвидированы.

Как Владимир Басов зажег звезду Олега Янковского

Басов обладал поразительной режиссерской интуицией и редко ошибался, выбирая актеров на те или иные роли. Его безусловной творческой победой стало решение доверить роль Генриха Шварцкопфа на тот момент никому не известному 23-хлетнему актеру Саратовского драмтеатра Олегу Янковскому. И это произошло благодаря счастливому случаю. Однажды в ресторане Басов обратил внимание на юношу, который, по его мнению, внешне был очень похож на молодого арийца.

Жена режиссера, актриса Валентина Титова, сыгравшая в фильме «Щит и меч» главную лирическую героиню, сказала, что именно так и должен выглядеть Генрих. На что режиссер ей ответил: « Таких лиц у актеров не бывает. Скорее всего, это какой-нибудь физик или филолог ». Возможно, если бы не эта случайная встреча, Олег Янковский никогда бы не стал всесоюзно известной звездой кино.

Узнав о том, что этот молодой человек – все-таки актер, Басов тут же утвердил его на роль. На съемках неопытному актеру было очень непросто: он неумело держался в кадре, у него были большие проблемы с дикцией, из-за чего режиссер постоянно кричал ему: « С такой кашей во рту ты никогда не будешь актером! » Во многом благодаря такой суровой школе он активно принялся работать над собой – и с «нелегкой» руки Басова попал в большое кино. После триумфального дебюта его актерская карьера стремительно пошла на взлет, и с тех пор он сыграл около 100 ролей.

Я думаю, что среди моих читателей нет таких, кто бы не смотрел фильм «Щит и меч». Поскольку едва ли те, кто его не смотрел, зайдут на мою страницу — у них совсем другие интересы. И скорее всего, я думаю, что у всех смотревших эту кинокартину о ней только хорошие впечатления. Могу и с большой долей уверенности предположить, что очень немногие из вас читали роман В. Кожевникова «Щит и меч», по которому фильм и поставлен.

Раньше, когда меня спрашивали по поводу этой книги, я всегда рекомендовал её не читать. Чтобы ни дай бог не разочароваться в экранизации, да и вообще не тратить время. Но сейчас мой совет полностью противоположный. И дело в не повороте взглядов на сто восемьдесят градусов точно. Просто сейчас времена сменились, и чем дальше от нас советское прошлое, тем иначе на многое смотришь. И если во времена СССР вся идеологическая начинка, которой, в частности, этот роман просто переполнен, раздражала неимоверно, то сейчас она просто умиляет. И то, что в те годы создавал некую приторность, то сейчас скорее забавляет. А не прочитав многое из подобного написанному в романе «Щит и меч» невозможно понять то время, ушедшее от нас.

Поскольку я не буду приводить многочисленные цитаты или делать технический и литературный анализ произведения, а просто базироваться на ощущениях, возникающих от прочтения книги (я её не один раз, кстати, перечитал), то, скорее всего, многие могут в корне не согласиться.

Возможно, это моё личное восприятие окажется совсем неверным, но оно такое, и я им позволю себе поделиться.

Так вот, я уже не раз говорил, что возникает ощущение, будто свой роман Кожевников написал с одной лишь целью: рассказать всем, что в развязывании Второй Мировой войны и во всех грехах, трагедиях с ней связанных, виноваты американцы с англичанами. Что интересно, из фильма это выпало совсем, потому те, кто ещё не прочитал роман сильно удивятся. Если мне не изменяет память, в экранизации лишь пару раз есть пассажи в адрес американцев и англичан, но они не сильно бросаются в глаза… или правильнее сказать в уши? Не скажу, как часто тема США и Великобритании встречается в книге, я не считал, но очень сильно она как-то бросается в глаза. Может быть, потому, что, читая книгу невольно сравниваешь с фильмом, а там этого нет?

Ещё один момент, который и в фильме бросается в глаза, но в книге просто удивляет. Это огромное количество советских (и иных) граждан, которые находятся в немецком тылу, в качестве разведчиков и шпионов. Я специально подчеркнул про шпионов, поскольку, как известно, разведчики только у нас, а «у них» только шпионы. А в книге читатель сталкивается не только с советской разведкой, но и английской.

Так Йоганн Вайс легко рассекречивает английского шпиона, который ведёт себя совершенно бездарно. Примерно, как карикатурные немцы из советских фильмов 50-х годов. Но, конечно, он не выдает того немцам — союзники же.

В книжном шкафу Вайс без особого труда обнаружил радиопередатчик английского производства. Осмотрев его, занялся портсигаром Шмидта: осторожно разламывал каждую сигару и в одной из них нашел тоненький листок шифровки. Потом сел, взял в руки молитвенник и внимательно перелистал. Над отдельными строками псалмов оказались еле заметные на бумаге шероховатости. Сказал с упреком:
— Все-таки вы консерваторы. Почему-то пользуетесь для кода священным писанием.
Раскрыл чемодан Шмидта, вынул из него новые полуботинки на толстой каучуковой подошве, понюхал, надавил пальцем, похвалил:
— А вот и она, ваша прославленная мастиковая взрывчатка. Остроумно. Такой способ хранения — новость. — И снова подошел к книжному шкафу. Между страницами книг были заложены крупные английские купюры.

Ну а количество всевозможных советских разведчиков, в том числе, и засланных через линию фронта в романе намного больше, чем в фильме. Точнее в фильме таковых вообще нет. А в романе же Йоганн Вайс в разведшколе создает целую организацию из взятых в лагерях военнопленных и перевербованных сотрудников школы, которую (после него) возглавляет другой советский разведчик, специально засланный.

Словом, закручено у Кожевникова уж слишком неправдоподобно, и слава богу, что создатели фильма в любом случае не смогли бы это все воплотить — тогда же не снимали сериалы из десятков серий.

Ещё один момент, которым отличается роман, там значительно больше показана деятельность верхов. И про Гитлера с его окружением есть, и Берия со Сталиным. Словом, отличий там хватает. И хотя все они носят множество характерных для советского времени нестыковок и нелепостей, но, как я уже писал выше, сегодня это наоборот может представлять интерес. Интерес для лучшего понимания того времени, даже тех, кто как моё поколения, выросли в СССР. Иногда полезно посмотреть, как бы со стороны.

Так что тем, кто роман не читал, я бы всё-таки порекомендовал это сделать.

Для тех, кто не хочет отрываться от темы этого замечательного фильма, могу в продолжении чтения предложить свои статьи:

15 декабря 1913 года, 95 лет назад, в Харькове в семье Пантелеймона Святогорова, рабочего одного из заводов, родился сын, которого назвали Александром. Не прошло и года, как отец ушел на войну, затем на вторую, а воспитанием сына занималась только мама.

Впрочем, ей было очень нелегко справляться с детьми, и Саша большую часть времени проводил на улице. Но он был мальчишкой серьезным, в драки не ввязывался, не хулиганил, его все чаще можно было встретить с книжкой в руках. И после окончания семилетки Святогоров-младший поступил не куда-нибудь, а в техникум, чтобы выучиться на мастера.

Читайте также: