Интересные факты о жизни елены образцовой кратко

Обновлено: 03.07.2024


О личностях

Елена Образцова интересные факты из жизни знаменитой оперной певицы собрано ниже.

Елена Образцова интересные факты

Елена Образцова стала первой русской певицей, со времен Федора Шаляпина, которая на равных вошла в число величайших оперных звезд мира.

Елена Образцова испытала ужас военной блокады города – всепоглощающее чувство голода, пронизывающий холод и постоянные бомбардировки, которые дали ей на долгие годы острое понимание ценности человеческой жизни.

До конца своих дней певица сохранила привычку подкармливать бездомных животных и никогда не позволяла себе выбрасывать еду — слишком ярки в её памяти были события, заставившие её так рано узнать цену человеческой жизни.

Она временно потеряла зрение из-за падения с велосипеда и пять лет была почти слепая.

Отец хотел, чтобы Елена поступила в радиотехнический институт. Но она, к счастью, не сдала вступительные экзамены. Потом, по настоянию родителей, год посещала подготовительные курсы этого ВУЗа. Но тяга к музыке победила.

Она выступала в лучших театрах планеты с самыми выдающимися певцами и гениальными дирижерами. В частности, «Гранд Опера», «Опер де Пари», «Ковент-Гарден», работая с Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Монсеррат Кабалье, Хосе Каррерасом, дирижерами Темиркановым, Спиваковым.

Елена Образцова дружила с Монтсеррат Кабалье.

Образцова дважды была замужем. Первый раз в 26 лет она вышла за Вячеслава Макарова, физика по профессии. У них родилась дочь, тоже Елена. После развода, по словам Елены Васильевны, из-за ее постоянных гастролей дочь осталась жить с отцом. Поэтому она была долго обижена на мать, называла ее исключительно по имени-отчеству. Повзрослев, дочь поняла мать и простила. После школы она училась на факультете журналистики, потом решила стать медиком, но, в конце концов, пошла по стопам матери и закончила консерваторию. Училась вокалу у Монсеррат Кабалье. Вторым мужем Елены Образцовой был Альгис Жюрайтис, дирижер Большого театра. Его смерть стала тяжелым ударом для Елены Васильевны.

По закону 80% от всех гонораров Образцова была обязана отдавать государству. Елена получала самые высокие гонорары в мире и отдала государству несколько миллионов долларов.

Образцова преподавала на японском языке в музыкальной академии «Мусашино» в Токио, давала уроки в Европе, владея французский и итальянским языками.

Певица снималась в главных ролях в телевизионных музыкальных фильмах «Веселая вдова», «Моя Кармен», «Сельская честь» и «Тоска», имела обширный концертный репертуар — камерно-вокальные произведения П. И. Чайковского, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, С. В. Рахманинова, Г. В. Свиридова, Р. Шумана, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и др .

Певицей записано более 50 дисков на крупнейших студиях грамзаписи.

С 2014 года страдала от лейкемии. С середины ноября проходила курс лечения в клинике Лейпцига, где был найден подходящий донор и проведена операция по пересадке костного мозга. Операция не принесла ожидаемого эффекта, поскольку ослабленный организм 75-летней пациентки не отреагировал должным образом.

Елена Васильевна просила хоронить ее в закрытом гробу. Она хотела, чтобы любимые зрители запомнили ее только живой и красивой…


О

Елена Образцова краткая биография жизни и творчества великой оперной певицы.

Краткая биография Елены Образцовой

Елена Образцова родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде в семье инженера. Петь Лена начала рано, с 5 лет. С 9 лет она пела в хоре Дворца пионеров в родном городе, два года обучалась вокалу в музыкальной школе Таганрога, куда они переехали из-за перевода отца. Ее выступление услышали специалисты музыкального училища Ростова-на-Дону. В результате, 1957 году она была принята на 2 курс этого учебного заведения. В 1958 году ее приняли в Ленинградскую консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова, которая она успешно окончила в 1964 году.

В 1962 году Елена с блеском выступила на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки, стала победителем на Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М. И. Глинки в Москве. После этого ее пригласили в Большой театр. 17 декабря 1963 года, состоялось дебютное выступление Образцовой на прославленной сцене в опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов». В истории театра это единственная певица, удостоившаяся такого приглашения, будучи студенткой третьего курса. А всего через 12 лет после дебюта стала народной артисткой Советского союза. В этом же году она гастролировала в составе труппы Большого театра. Пела в Японии и Италии – в самом знаменитом театре мира, миланском «Ла Скала», и стала подлинным открытием. О молодой вокалистке заговорили и отметили в прессе. Работая в Большом, Елена легко справлялась со всеми вокальными партиями, была занята в «Аиде», «Пиковой даме», «Царской невесте», «Войне и мире», «Хованщине», «Князе Игоре», «Семене Котко», «Садко». Вокальная неповторимость позволяли ей добиваться высших наград на международных площадках. Она была первой на конкурсах 1970 года им. Петра Чайковского в Москве, им. Франсиско Виньяса в Барселоне.

В 1971 году в столице Франции прошел ее первый камерный концерт. Далее были триумфальные выступления в Милане, Токио, Нью-Йорке, Марселе, Барселоне, Вене. Феномен Образцовой засиял новой ярчайшей звездой на вселенском оперном небосводе, в Испании ее объявили лучшей в мире Кармен.

С 1973 года более 25 лет преподавала в Консерватории имени П.И. Чайковского в Москве. В 1983 году за высокий уровень компетентности была удостоена профессорской должности. В 1986 году работала в качестве режиссера-постановщика оперы Жюля Массне «Вертер», в 1996 году в Санкт-Петербурге основала культурный центр своего имени, где делилась секретами мастерства с молодыми певцами. Преподавала на японском языке в музыкальной академии «Мусашино» в Токио, давала уроки в Европе, владея французский и итальянским языками.

Образцовой рукоплескали в Венской опере, Миланском театре «Ла Скала», Метрополитен-опера, Вашингтонской национальной опере, Лондонском театре «Ковент Гарден», а её партнерами были звёзды мировой сцены: Монтсеррат Кабалье, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерас и многие другие

В 1999 году прошло дебютное выступление певицы на драматической сцене в постановке Романа Виктюка «Антонио фон Эльба», ради которой Образцова похудела на 28 килограммов, а в 2012 году – в его «Реквиеме по Радамесу».
В 2007-2008 годах руководила оперной труппой Санкт-Петербургского Михайловского театра.

Репертуар Елены Образцовой включал более 40 оперных партий, среди них «Норма» (Адальжиза), «Дон Карлос» (Эболи), «Медея» (Нерис), «Бал-маскарад» (Ульрика), «Царь Эдип», (Иокаста), «Сестра Анжелики» «(Герцогиня), а камерные концерты – порядка 100 отечественных и зарубежных авторов.

Последним масштабным мероприятием, на котором поклонники великой певицы смогли услышать ее стало празднование 75-летия в Большом театре 28 ноября 2014 года. До этого она не пела 5 месяцев, Образцова боролась с тяжелой болезнью…

12 января 2015 года, в Германии, на 76 году жизни, от лейкоза, скончалась великая русская певица Елена Образцова.


Личности

1973 год ознаменовался ее началом педагогической карьеры. Она обучала студентов Московской государственной консерватории им. Чайковского. В 1984 году Образцову удостоили званием профессора.В 1976 году певица брала участие в постановках «Метрополитена», где появлялась в главных ролях как приглашенная звезда. Спустя 2 года женщину пригласили на фестиваль Зальцбурга, а после на Международный фестиваль в Оранже. Дальше были презентации композиций на стихи известных писателей.

Жизнь великой певицы оборвалась 12 января 2015 года.

Елена Образцова в Большом театре отметила 45-летие творческой деятельности

В детстве Елену Образцову не взяли в хор, а после школы она пошла учиться в радиотехнический институт. Сейчас певица дружит с Монтсеррат Кабалье, выступила практически со всеми великими певцами и дирижерами на лучших сценах мира, но при этом отказывается называть себя примадонной. Сегодня всемирно известной оперной певице, знаменитой меццо-сопрано исполняется 70 лет.

Крикуха

Елена Васильевна Образцова родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде, и все ее воспоминания детства связаны с войной, блокадой Ленинграда, голодом и нуждой.

Отец ушел на фронт в первые дни войны, а семья до конца зимы 1942 года оставалась в осажденном Ленинграде. Одно из самых страшных воспоминаний того времени для Елены Образцовой - умерший от голода человек в подъезде. "И это зрелище до сих пор стоит перед глазами", - говорит она.

Весной 1942 года их с матерью, бабушкой и теткой с дочкой Мариашкой эвакуировали по Ладожскому озеру в городок Устюжну Вологодской области, где они и жили до конца войны. "Эта земля спасла меня от смерти", - вспоминает она.

"Вместе с Мариашкой таскали жерди из чужих изгородей для того, чтобы было чем топить печку. По вечерам, когда деревенское стадо возвращалось с пастбища, я загоняла коров по домам. За это меня подкармливали - давали кто пирожок, кто яичко. А однажды соседка подарила мне цветок жасмина. Я пришла домой счастливая, а мама сказала: "Дурочка ты, дурочка, лучше бы хлебца кусочек дали", - рассказывает певица.

Военное время подарила Елене Образцовой талисман, с которым она не расстается до сих пор. Плюшевый песик Бобка - единственная мягкая игрушка во время войны, которую мама купила ей еще до ее дня рождения.

Лучше инженером

Петь она начала рано, с 5 лет: слушала по радио вальсы Штрауса и напевала их. За это родственники и соседи называли ее артисткой. Первой на ее голос обратила внимание музыкальная руководительница хора в детском саду. Но тогда мать не обратила на это внимания, сообщается на сайте Международного объединенного биографического центра.

А когда отец, у которого был отличный баритон и который к тому же хорошо играл на скрипке, вернулся с войны и привез коллекцию пластинок с записями итальянских певцов, Елена Образцова поняла, что мечтает стать певицей. В первом классе она решила записаться в хор, но ее не принимали.

"Я не знала ни одной песни до конца, - пояснила Елена Образцова "Аргументам и фактам". - Заучивать тексты для меня было самым страшным наказанием! Но я так горько плакала, что надо мной сжалились и приняли в хор условно. И вновь пришлось заучивать тексты. Помню, когда я окончила школу, то сказала родителям, что выберу профессию, где не надо будет ничего учить. Видимо, Бог наказал меня за такое упрямство: пришлось всю жизнь разучивать арии".

Так по настоянию отца Елена Образцова поступила в Ростовский радиотехнический институт. Но, проучившись там всего год, бросила занятия и поехала в Ленинград поступать в консерваторию. В августе 1958 года, пройдя успешное прослушивание, она поступила на подготовительное отделение Ленинградской консерватории. Из более чем ста человек, проходивших испытание, приняли только троих, среди которых и была Елена Образцова.

На пять с плюсом

После этого отец целый год с ней не разговаривал. И лишь когда она отучилась в консерватории три курса, получила две золотые медали на конкурсах и студенткой была приглашена работать в Большой театр, он перестал скептически высказываться относительно ее желания стать певицей.

В Большом театре Образцова дебютировала 17 декабря 1963 года в партии Марины Мнишек в опере "Борис Годунов". Она сразу же покорила и зрителей, и коллег, и критиков.

После блестящего дебюта было принято решение об окончании Еленой Образцовой консерватории экстерном. 11 мая 1964 года в Малом зале имени Глазунова состоялся выпускной экзамен, на котором Софья Преображенская, председатель комиссии, поставила Елене Образцовой пять с плюсом - оценку, которая не ставилась в Ленинградской консерватории около 40 лет.

С того момента Большой театр стал для Елены Образцовой жизнью, счастьем и надеждой. "Это мой дом, которому я никогда не изменяла и куда всегда хочу вернуться", - говорит она. Уже за первый год работы в театре Образцова исполнила восемь партий, в том числе Амнерис в "Аиде" Верди, заставив говорить о себе музыкальную Москву. А вскоре ее имя стало известно во всем мире.

Всего в репертуаре певицы около сорока разных и прекрасных партий в операх русского и зарубежного классического репертуара, а также в операх композиторов XX века: Любаша в "Царской невесте", Марфа в "Хованщине", Кончаковна в "Князе Игоре", Графиня в "Пиковой даме", Любава в "Садко", Азучена в "Трубадуре", Эболи в "Доне Карлосе", Бабуленька в "Игроке" и, конечно, ее знаменитая Кармен.

Он спела практически все из оперного репертуара, что хотела спеть. Кроме "Тоски", исполнению которой, по словам певицы, всякий раз мешали какие-то непредвиденные обстоятельства.

В мире

Вслед за Большим театром певица покорила и другие оперные вершины мира: Марсельская опера, Лиссео, Ла Скала, Гранд-опера, Ковент-Гарден, Метрополитен-опера, Опера Сан-Франциско, "Ковент-Гарден", театр "Колон" и др.

Она выступала с самыми знаменитыми певцами мира - Миреллой Френи, Ренатой Скотто, Федорой Барбьери, Монсеррат Кабалье, Илеаной Котрубас, Джоан Сазерленд, Альфредом Краусом, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерасом, Николаем Гяуровым, Карло Бергонци, Джакомо Арагалем - но никогда не чувствовала конкуренции.

Талант певицы "поставил на колени" саму Монтсеррат Кабалье. Правда, сначала встала на колени сама Образцова.

Оперная дива пела под управлением самых крупных оперных и симфонических дирижеров - таких, как Карло Мария Джуллини, Герберт фон Караян, Риккардо Мути, Лорин Маазель, Клаудио Аббадо, Карлос Клайбер, Джеймс Левайн и др.

Елена Образцова удостоена всех высших званий и наград СССР и России и самых престижных премий других стран, сообщается на сайте Культурного центра Елены Образцовой. Ее имя с почтением произносят поклонники вокального искусства в Париже, Лондоне, Вене, Милане, Мюнхене, Гамбурге, Зальцбурге, Праге, Берлине, Марселе Барселоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе Токио, Буэнос-Айресе, Осаке и Вашингтоне Будапеште Лиссабоне и Риме.

Путешествуя с гастролями по загранице, во времена дефицита оперной диве было нелегко соответствовать своему звездному статусу. Подразумевалось, что она очень богата, а бедность показывать было ни в коем случае нельзя. Выручали эмигрантами, которые дарили красивые наряды и косметику.

"Помню, я ехала на гастроли в Сан-Франциско и везла с собой два чемодана красивой одежды, добытой мною с таким трудом! И вдруг узнаю, что в аэропорту вещи пропали. Я была в шоке, а на меня недоуменно поглядывали: "Какая проблема? Неужели звезда такого масштаба не может купить других платьев?!".

Кстати, когда певица не успевала выучить слова для выступления за рубежом, ей приходилось пользоваться шпаргалками. И тогда для каждой мизансцены она находила местечко среди декораций, куда приклеивала листочки с текстом. Во время выступления она просто подходила к месту со шпаргалкой и заглядывала в нее.

"Однажды в "Метрополитен-опера" я исполняла "Самсона и Далилу" на французском языке, - вспоминает Елена Образцова. - Все слова выучить не успела. Тогда я переписала их на листок бумаги и наклеила его на стоящую на сцене большую серебряную чашу. Исполняя арию, я вращала эту вазу и считывала свой импровизированный подстрочник. Затем следовала партия Фьоренцы Коссотто - знаменитой итальянской меццо-сопрано. И, говорят, она была в восторге, когда увидела этот сосуд с наклейками".

Не быть примадонной

Для Образцовой пение - не просто профессия, это смысл жизни: "Я - раб своего искусства. Никогда не оформляла отпуск, мне казалось, что, если остановлюсь, придет конец моей энергии. Для меня жизнь - это пение, и я прошу Господа только об одном: чтобы он сначала дал мне умереть, а потом я бы перестала петь. Только так, а не наоборот".

Как призналась певица "Известиям", все, что она делает на сцене, - о любви и ради любви: когда человек перестает любить, он уже не может быть артистом. "Я выхожу на сцену не для того, чтобы овладеть публикой, а чтобы отдаться ей без остатка. Хочу ее осчастливить, оторвать от обыденности, подарить минуты наслаждения", - говорит Елена Образцова.

При этом она не любит, когда ее называют примадонной оперы. "Это не ко мне. Мой папа сказал: "Никогда не будь примадонной, они все дуры", - рассказала она "Аргументам и фактам". - На протяжении многих лет, работая с примадоннами, я поняла, что он прав. Если человек состоялся как актер, личность, ему не надо из себя ничего изображать".

Читайте также: