Играют ли в японии в доту

Обновлено: 04.07.2024

Свет увидело уже много выпусков «Киберспортивного Глобуса», но мы еще не рассказывали вам о компьютерном спорте Японии – страны, у которой с киберспортом сложились, пожалуй, наиболее непростые отношения. Попытайтесь вспомнить, знаете ли вы каких-то японских кибератлетов? Слышали о японских киберспортивных командах либо организациях? Наверняка найдутся такие что слышали, ведь нельзя сказать, что у Японии их совсем нет, но много ли таких людей? Прямо скажем, японский киберспорт сегодня плетётся в самом конце пелетона.

В отличие от Южной Кореи, где киберспорт зачастую приравнивают по популярности к спорту традиционному, в Японии ничего подобного нет. Казалось бы, очень странно, ведь эти страны сильно похожи друг на друга с точки зрения общего технического развития и невероятной компьютеризации, впрочем, в то же время они абсолютно разные. Когда мы говорим о киберспорте, мы в девяноста пяти процентах случаев (футбол на консолях, HALO и редкие турниры по Call of Duty на XBOX не в счёт) подразумеваем чемпионаты по играм на персональных компьютерах. А ведь в Японии такие игры не сильно распространены…


Игры компании Nintendo популярны во всём мире, но в Японии особенно!

В «Стране Восходящего Солнца» невероятно популярны консоли и всевозможные игровые приставки, а еще больше - традиционные японские игры от местных гигантов игрового рынка Nintendo, ATARI, SEGA и так далее. К сожалению, лишь некоторые игры от этих компаний можно назвать киберспортивными (пару файтингов, Pro Evolution Soccer), да и то весьма условно. Что же касается традиционных киберспортивных дисциплин, то тут у японцев практически нет никаких значимых достижений. Если они куда-то и приезжали посоревноваться, то чаще всего выступали статистами. Впрочем, обо всём по-порядку, сначала про.

2. Принятие решений по скриншотам

• Титаны смотрели на скриншот иначе, чем Архоны и Легенды. Они часто начинали с собственной пачки и заканчивали вражескими дальниками, акцентируя внимание на них.


Другие же игроки смотрели на скриншот хаотично, теряя время на перевод глаз с одного конца драки на другой.


• Титаны быстрее (где-то на 1-2 секунды) отвечали на вопрос и были немного точнее в предсказаниях.

3. Общее принятие решений

Заключительный этап – проверка принятия решений вне контекста Доты. Для этого автор исследования предлагал игрокам слайды с различными фигурами (Gecko не стал сильно расписывать методологию третьего этапа, отметив, что он использовал систему для работы с профессиональными спортсменами). С их помощью он определял следующие когнтивные показатели:

1. Избирательное внимание (способность выбрать нужный стимул несмотря на отвлекающие факторы);

2. Познавательная способность;

4. Скорость реакции.

И вот здесь – самый интересный вывод исследования.

Отсюда Gecko сделал следующий вывод: когнитивные способности человека сами по себе не являются фактором, определяющим успехи в игре . Для того, чтобы стать лучшим игроком в Доту, нужно изучать саму игру, смотреть реплеи профессионалов и знать, куда смотреть. Именно знание, а не быстрота принятия решений влияют на ваш уровень игры.

Японец собирается завершить в этом году обучение в университете и продолжить изучение проблемы. Он ищет профессиональных игроков для дальнейших исследований.

Японец Осаму «Mara» Огасахара, организатор турнира Mara Cup, рассказал, как обстоят дела с киберспортом в стране и не хочет ли он сам создать команду по Dota 2.

Киберспорт в Японии

«На самом деле, мне кажется, что за последние года два ситуация с киберспортом в Японии пришла в большое движение. Но вот, о чем я думаю: если мой ребенок скажет мне, что хочет найти работу в киберспорте, смогу ли я с чистой душой ответить ему: «Давай, вперед»? Вот, что меня беспокоит. У меня нет сомнений в будущем, но я хотел бы, чтобы в Японии стало возможно иметь такую мечту.

Мне уже скоро 30, и всю свою энергию я хочу возродить в молодом поколении. Мне бы очень хотелось, чтобы Dota 2 стала более популярна. Я тоже провожу турниры, стримлю на Twitch, надеясь на то, что люди заинтересуются игрой. И кроме меня есть люди, которые создают сайты для новичков или [чаты в] Discord. Может быть, Dota 2 тоже потихоньку набирает обороты?! Dota 2, вперед!»

Не хотел ли создать собственную команду по доте?

«Имеется ввиду профессиональная команда, которая могла бы претендовать на участие в TI? Или непрофессиональная команда, в которой я буду участвовать в качестве игрока? Мне хотелось бы стать менеджером профессиональной команды, но у меня нет денег и я не знаю английского (смеется).

Если я действительно буду этим заниматься, я всерьез займусь английским и тогда, может быть, приму вызов. Я бы, конечно, хотел создать профессиональную команду только из японцев, но это сложно, потому что у нас нет больших турниров кроме моего Mara Cup и культура соревнований еще не оформлена. Все-таки, когда нет достойного соперника, особо негде развивать игру и свои навыки.

Но вот две вещи, к которым я стремлюсь:

– я хочу попасть на TI в японской команде;

– хотелось бы, чтобы это случилось, пока я жив (смеется).

На самом деле, однажды я играл в команде. В моем первом турнире на 12-й минуте игры появились мега крипы, и мы проиграли (смеется)».

Mara стал известен после того, как Valve сделала видео про Mara Cup и показала его на The International 2018.

Counter-Strike


Японский состав myRevenge на Asia E-Sports Cup 2012

У всех вышеперечисленных команд была одна общая черта: индивидуальный уровень их игроков был неплохим, но командные действия оставляли желать лучшего. Например, на ESWC 2008 Team Speeder легко переиграли греков Vatos Locos (которые, кстати, когда-то и Virtus.pro обыгрывали), но позже со счётом 0:16 проиграли Fnatic . Кажется, этот пример - лучшее доказательство наших предыдущих слов: там, где японцы могли банально «перестрелять» соперника, они это и делали, а против сильных и дисциплинированных коллективов зачастую оказывались беспомощными. Кстати, команды из Южной Кореи в этом плане совсем не похожи на японцев - у Hacker.PK, eSTRO и WeMade Fox с дисциплиной, тактиками и командной игрой всегда всё было хорошо.

В 2012 году в рамках известной игровой выставки Tokyo Game Show состоялся LAN финал Asia E-Sports Cup 2012, в котором почему-то не принимали участие команды из Поднебесной и Казахстана. Призовой фонд того турнира был равен шестнадцати тысячам долларов, а первое место выиграл коллектив myRevenge.jp (rappyas, barusa, sion, starbucks, Noppo). Примечательно, что в гранд-финале хозяева обыграли сингапурцев Asking Questions, в составе которых нашлось место финну Томи Кованену, более известному как Lurppis . Первое место принесло лучшей команде Японии десять тысяч долларов, и во многом эта виктория заслуга игрока Noppo, который запомнился очень качественной игрой на карте de_nuke. Ниже можете ознакомиться с одним из нескольких его хайлайтов с того поединка.


Файтинги

Пока Северная Америка, Европа, Китай и Южная Корея сходят с ума по Dota 2, League of Legends, World of Tanks, StarCraft II и CS:GO, в Японии геймеры традиционно рубятся в файтинги, причем в разные. Вот уже несколько лет японский журнал Arcadia организовывает в стране Tougeki Super Battle Opera (второе название - Arcadia Cup Tournament) - крупнейший мировой чемпионат по файтингам. Трудно сказать, являются ли игры этого жанра полноценным киберспортом, но для Японии Tougeki это что-то вроде ESWC или The International для нас. На сегодняшний день - это один из двух крупнейших мировых турниров (второй EVO, проводится в США), на который стремятся попасть все ведущие виртуальные «файтеры» мира. Несколько квот туда разыгрывается и на MFA - московском ежегодном чемпионате Moscow Fighting Arena.


Гордость всей Японии - турнир Tougeki Super Battle Opera

Что касается официальных дисциплин Tougeki Super Battle Opera, то они каждый год разные, точное их количество заранее определяет организационный комитет. Неизменным остается только месяц, когда проводится финальная часть - почти всегда это август, а до этого на протяжении нескольких месяцев параллельно проходят куча квалификационных этапов. Позволим себе повториться, попасть на Tougeki Super Battle Opera - настоящая мечта всех, кто хорошо управляется с аркадным стиком и не представляет своей жизни без Tekken, Soulcalibur, Super Street Fighter либо Mortal Kombat. Последняя игра, кстати, очень популярна в США, Западной Европе и наших странах, но далеко не на первых ролях в Японии. Примечательно, что журнал Arcadia даже выпускает специальный DVD, полностью посвящённый своему чемпионату.

League of Legends

Игра компании RIOT Games пытается завоевать японских геймеров, пожалуй, активнее всего. Первые относительно крупные соревнования по Лиге Легенд состоялись еще в августе 2013, когда в Японии было организовано сразу три параллельных чемпионата для разных категорий игроков (Open League, Master League, Premier League). Победителями самого элитного дивизиона стала команда Rascal Jester, одолевшая в гранд-финале ребят из Ozone Rampage, которые, кстати, защищали честь Японии на последнем World Cyber Games. Годом позже, то есть в 2014 году, в стране стартовали еще одни престижные по местным меркам соревнования, на сей раз под названием «League of Legends Japan League/Winter Season».


В Японии видимо свои представления о том, какой должна быть командная форма.

Четыре лучших команды Японии (Rascal Jester, Ozone Rampage, Okinawan Tigers и DetonatioN FocusMe ) два месяца выясняли между собой кто сильнее. Примечательно, что бились они скорее за престиж, ведь вряд ли призовой фонд в две тысячи долларов можно назвать крупным. Лига игралась в формате группового этапа, где каждый играл с каждым «best of three» матчи. Изначальными фаворитами были Rascal Jester и Ozone Rampage, уровень игры которых гораздо выше двух остальных команд. В итоге, чемпионами вновь стали Rascal Jester, опередившие своих главных конкурентов всего на один балл. К слову, Okinawan Tigers набрали девять очков, а DetonatioN FocusMe шесть. Скорее всего, лига организовывалась с целью «прощупать почву», узнать насколько популярной может быть игра у местных зрителей.

World of Tanks и StarCraft II

Сперва несколько слов о японских виртуальных танкистах. Более-менее известной является команда с весьма странным названием [DN] SILLY DUCKS REVOLUTION , остальные коллективы вы вряд ли когда-либо слышали. Известны эти ребята своим выступлением на World Cyber Games 2013, где лучшая команда Японии не только не опозорилась, но даже сумела сенсационно преодолеть групповой этап! Впрочем, не без доли везения - японцы проиграли два матча из трёх, сумев обыграть лишь китайцев EP.WOT , но по дополнительным показателям всё-таки вышли в плей-офф. В четвертьфинале бело-красные играли с украинцами из Synergy и без шансов проиграли последним с сухим счётом 0:3. Больше о японских командах в WoT мы ничего не слышали.


Неизвестный нам японский старкрафтер на чемпионате Sakura Tournament

Если же говорить о StarCraft II, то в этой дисциплине успехи японских игроков чуть менее заметны, чем в остальных. Наиболее известными игроками являются (или являлись, тяжело сказать кто из них еще активно играет) ENZA , kurOa и nazomen. Примечательно, что все они играют за протоссов, которые в Японии, видимо, гораздо популярнее двух других рас. Также можно упомянуть и террана nemuke , он сумел принять участие в ESWC 2011. Впрочем, в Париже nemuke отыграл ужасно - пять поражений в пяти поединках. Интересно, что другой японец ENZA успел поиграть не только в SCII, но еще и в Counter-Strike, WarCraft III и Age of Empire III! И, как это ни странно, во всех играх добивался успеха на национальной сцене. Жаль только, что в Западном мире его «киберспортивный универсализм» так никто по достоинству и не оценил.

Джейк «SirActionSlacks» Каннер

Джейк «SirActionSlacks» Каннер

The International

The International

О японской доте мы знаем еще меньше, чем про победы Na’Vi в этом сезоне – то есть, практически ничего. SirActionSlacks услышал, что в Токио тоже играют в Dota 2, и отправился в путешествие через Тихий океан, чтобы увидеть все своими глазами.

В Японии Slacks попал на ежегодный турнир Mara Cup, который получил свое название в честь организатора и главного спонсора – Огасахары «Mara» Осаму. Основное занятие Мары – выращивание устриц и ловля морепродуктов. Вместе с другими фермерами, которые обожают киберспорт, он создал главный турнир по доте в стране. Логично, что с такими организаторами на турнире разыгрываются не деньги, а еда. Очень много еды.


При этом, играть за еду согласны не только японцы, но и дотеры со всего мира.


Готовясь к турниру вместе с Марой, Слаксу скучать не пришлось. Сначала он подружился на ферме с коровой по имени Лизунья.


Потом поучаствовал в экспедиции за морепродуктами, которые будут подавать на Mara Cup.


Приобщился к японской кухне.


И даже узнал, какой герой в доте должен готовить салаты.


Узнать все подробности путешествия Слакса в Японию можно в новом видео от Valve. Русские субтитры от Мейнкаста прилагаются.

Нечасто Дота становится предметом изучения в научных работах. На днях студент из Японии выложил на Реддите итоги исследования, которое он начал еще год назад. Gecko_dota изучал повадки игроков с разным рейтингом в Доте – отслеживал работу глаз и быстроту принятия решений. Мы перевели его методологию и результаты эксперимента.

1. Принятие решений в игре

На первом этапе Gecko посадил дотеров с рангами Титан и Архон/Легенда играть Mid Only на Shadow Fiend. Японец установил камеры, отслеживающие направление взгляда на монитор с частотой 25 кадров в минуту. Обработка полученных данных заняла много времени, но результаты показали существенную разницу в сборе информации с экрана.

Вот куда смотрит средний игрок в Доту:


А это – тепловая карта взглядов Титанов:


Пока Архонты смотрят на своего героя (до 25% общего времени), Титаны собирают важную информацию с миникарты, инвентаря и статуса героя. Очевидно, Титаны лучше используют возможности игры.

Читайте также: