Хождение по мукам прототипы героев в реальной жизни

Обновлено: 02.07.2024

Я очень люблю сериал 1977 года "Хождение по мукам" . Какие там актеры замечательные играли : Юрий Соломин, Ирина Алферова, Михаил Ножкин, Михаил Казаков и Светлана Пенкина. Катя Булавина. Прекрасная, воздушная и утонченная до невозможности. Весь сериал любовалась актрисой, создавшей такой чудесный образ тургеневской барышни, немного томной, хрупкой и нежной..И печальной

Светлана Пенкина потрясающая красавица. После этого фильма как - то упустила ее из виду. Если Ирину Алферову эта ее первая роль сделала звездой, то о Светлане было мало слышно. Недавно узнала, что Светлана Александровна умерла в 2016 году. Давайте немного поговорим об этой забытой, но удивительно нежной актрисе.

фото из публичного доступа интернет Сестры Булавины - обе красавицы невероятные фото из публичного доступа интернет Сестры Булавины - обе красавицы невероятные

Светлана Пенкина родилась 6 июня 1951 года в Минске в семье военного и учительницы. И именно родители, видя увлеченность девочки театром, повлияли на ее выбор стать актрисой. После окончания школы Светлана поступает в Белорусскую академию искусств.

Еще студенткой она получает крохотную роль в фильме режиссера Станислава Третьякова "День моих сыновей". Это был пусть небольшой, но все же опыт. Да и девушку уже заметил режиссер Валерий Рубинчик и пригласил студентку в свой новый фильм "Могила льва".

Когда Светлане не было и 19, в семье произошел несчастный случай с ее матерью. Красивая, молодая женщина оказалась прикованной к постели. И у Светланы, избалованной любовью и счастьем в глазах появилась всегдашняя грусть, которую мы видим и у Кати Булавиной

Как искали Катю Булавину

В начале 70 годов режиссер Василий Ордынский находился в процессе съемок нового сериала по романам Алексея Толстого "Хождение по мукам ". Почти все актеры на главные роли были уже утверждены : и Ножкин на роль Рощина, и Алферова - Даши Булавиной, и Соломин - Телегина . Но вот Катю Булавину найти никак не могли. Поиски продолжались больше года.

А в это время молодая актриса Светлана Пенкина совершенно не имея представления об этих событиях, зачитывается "Хождением по мукам" . Толстый, серый томик всегда при ней. И она ощущает какую то необъяснимую потребность в нем. Что это ? Судьба, интуиция?

Однажды в одной из газет она прочитала, что Мосфильм собирается экранизировать этот роман . И что ищут актрису на роль Кати Булавиной . Она и не мечтала туда попасть. Конкурс был мощнейший, просматривали не одну сотню актрис.

Но все решил случай. Хотя мне кажется сама судьба направляла Светлану. На 4 курсе студенты академии сдавали фотографии на "Беларусьфильм". Сдала и она. Причем в последнюю секунду вручила свою карточку ассистенту студии

Но помощник Наталья Эсадзе , отвела яркую девушку в сторону, смыла дикий ужас на лице, переодела в какой-то халат и представила обновленную Светлану с печальными глазами перед очи Ордынского. Тот попросил почитать сцену. А Светлана уже полгода живет и дышит этим романом. Вот так и нашлась Катя Булавина.

Любовь

Со своим мужем Владимиром Мулявиным Светлана познакомилась благодаря сериалу. Она была на озвучке своей героини. В соседней студии Мулявин со своей группой записывали новый альбом. Ну познакомились, поговорили и расстались на целых три года.

В следующий раз встретились в Гродно. Светлана приехала к своему отцу, а у "Песняров" были гастроли в этом городе. Когда девушка попала на концерт, она поняла насколько интересную музыку делают эти ребята. А Мулявин, уже посмотревший "Хождение по мукам" всерьез влюбился в красавицу актрису.

фото из публичного доступа интернет Светлана с мужем фото из публичного доступа интернет Светлана с мужем

Они поженились. В 1982 году у пары родился сын Валерий. Перед рождением сына Светлана успела сняться в нашумевшем музыкальном фильме "Берегите женщин" . И уже после его рождения , актриса снялась еще в трех фильмах. Но в итоге решила бросить кино и полностью сосредоточиться на воспитании ребенка.

Смерть

В мае 2002 года Владимир Мулявин попал в страшную аварию и еще вчера здоровый и крепкий мужчина стал полностью обездвижен. А менее чем через год певец умер. Светлана больше не выходила замуж.

фото из публичного доступа интернет Светлана с сыном Валерием фото из публичного доступа интернет Светлана с сыном Валерием

Актриса умерла в 2016 году от сердечного приступа. Точная дата смерти неизвестна. Официальной считается 20 октября. После того, как она несколько дней не выходила на связь, обеспокоенный сын с друзьями приехал к матери и увидел ее лежащей на полу. Светлану Александровну Пенкину - Малявину похоронили в Минске, на Восточном кладбище

Он написал с неё образ Кати в с своём романе «Хождение по мукам». Наталья Крандиевская любила его беззаветно и родила ему двух сыновей. А «Красный граф» Алексей Толстой после 20 лет совместной жизни променял её на молоденькую секретаршу, с которой был знаком всего 2 недели.

«Я спрашивала себя: если притупляется с годами жажда физического насыщения, где же все остальное. Неужели все рухнуло, все строилось на песке? Я спрашивала в тоске: скажи, куда же все девалось? Он отвечал устало и цинично: почем я знаю?», — вспоминала Наталья Васильевна Крандиевская-Толстая, Туся, когда ее жизнь с «красным графом СССР» писателем Алексеем Толстым разладилась.

Как всё начиналось

До революции Наталья Крандиевская была настоящей светской дамой, женой успешного адвоката Федора Волькенштейна. Он был человеком практичным и приземлённым и предпочитал, чтобы супруга его занималась их сыном Фёдором, а не посещала литературные салоны. Именно так, когда её было всего 15, её заметили Сологуб и Блок, а Бальмонт влюбился в неё. Бунин так описывал свою ученицу:
«Она пришла ко мне однажды в морозные сумерки, вся в инее — иней опушил всю ее беличью шапочку, беличий воротник шубки, ресницы, уголки губ — я просто поражен был ее юной прелестью, ее девичьей красотой и восхищен талантливостью ее стихов…»

Но опасность поджидала, как это часто бывает, с совсем с другой стороны.

Первая их встреча не обещала какого-либо развития отношений. Крандиевская услышала, как Толстой читает свои стихи и съязвила, что, мол, с такой громкой фамилией сам Бог велел писать получше. Алексею Толстому эту фразочку, конечно, передали, и он обиделся, хотя никаких особых амбиций по поводу себя как поэта не имел. В то время он был уже известным драматургом и прозаиком. Критика называли его «Сорочьи сказки» «прелестными», а после романов «Чудаки» и «Хромой барин» и повестей «Заволжье» о нём начали говорить как о признанном мастере.

Следующая их встреча состоялась только через несколько лет. Соня Дымшиц, которая в то время была женой Толстого, брала уроки рисования в одном художественном классе с Крандиевской. Молодые литераторвы встречались всё чаще и даже стали приятелями.

Когда началась Первая мировая, Толстой как корреспондент «Русских ведомостей» часто уезжал на фронт, а Крандиевская пошла работать в госпиталь сестрой милосердия. Их отношения начали развиваться в эпистолярном жанре. Правда, переписка эта была, скорее дружеской. Толстой после расставания с женой спрашивал совета у Крандиевской, стоит ли ему жениться на балерине Кандауровой. Он предложил ей руки и сердце, то капризная барышня отказала ему. И он сделал предложение Наталье.

И её, и ему пришлось пережить непростые бракоразводные процессы, но со временем всё устроилось. В 1917 родился их первый сын Никита (в последствии он станет отцом писательницы Татьяны Толстой). К тому времени имя Алексея Толстого было весьма известным в литературных кругах. Он даже занимался подготовкой 10-го тома собственного собрания сочинений. Но пришла новая власть, наступили тяжёлые времена, и книги стали нужны разве что для растопки «буржуек».

Вместе в эмиграции

В 1918 году Алексей Толстой с женой, пасынком Федей и сыном Никитой уехал сначала в Одессу, а потом в Париж, потом в Берлин. В эмиграции жилось трудно, особенно в Париже: чтобы семья не голодала, Наталья Васильевна выучилась шить платья для француженок. В Берлине было полегче, там они могли заниматься литературой. Толстой писал «Аэлиту», «Детство Никиты», «Сестры» (первый роман из «Хождения по мукам»). Катю в «Хождении по мукам» он списал со своей Туси.

Одни эмигранты изо всех сил старались прижиться в Европе, другие не выдерживали и возвращались на родину. Толстой тоже все чаще думал о том, чтобы вернуться. Окончательное решение он принял, когда Никита спросил с сильным французским акцентом:
«Мама, а что такое сугроооб?».

«Ты только посмотри. Он никогда не будет знать, что такое сугроб», - вздохнул Толстой.

В Советскую Россию Толстой и Крандиевская приехали уже с тремя сыновьями — Мите было несколько месяцев. Толстой успешно издал написанные в эмиграции романы, и продолжал непрерывно писать. Наталья Васильевна восхищалась мужем, его талантом и работоспособностью, и старалась во всем ему помогать. Она заботилась о делах мужа, о семье, детях, гостях. Про обеды в доме Толстых ходили легенды. Все это нужно было устроить:

«В город, в Госиздат, в Союз, в магазин… И долгие годы во всем этом мне удавалось сохранить трудовое равновесие, веселую энергию. Все было одушевлено и озарено. Все казалось праздником: я участвовала в его жизни…»

На то, чтобы писать самой, времени и сил уже не оставалось. Хотя она выпустила детскую книжку «Звериная почта», написала либретто в стихах к опере Шапорина «Декабристы». И кстати, это она, Туся, придумала куплеты Пьеро в «Золотом ключике».

Когда земля уходит из-под ног.

1935 году Алексей Толстой стал все чаще ворчать, раздражаться, срываться на жену, с которой прожил почти двадцать лет, перестал ценить ее мнение о своей работе, орать:
«Тебе не нравится? А в Москве нравится! А шестидесяти миллионам читателей нравится. ».

Причину его раздражения звали Тимошей - так домашние называли Надежду Пешкову, невестку Горького, первую красавицу Москвы. В те годы в нее были влюблены поголовно все, включая самого Сталина. Муж Тимоши умер в 1934 году, и Толстой просто выпрыгивал из себя, добиваясь взаимности. Тимоша ему отказала, по слухам, и люди из НКВД объяснили писателю, что «так делать нельзя». Да и Горький насмешливо посоветовал Алексею Николаевичу заняться собственной женой.

Летом Толстой сделал последнюю попытку завоевать Тимошу и поехал за ней за границу, на писательский съезд. Домой вернулся мрачный и злой. Жене жаловался:
«У меня осталась одна работа. У меня нет личной жизни…».
От этой жестокости перехватывало дыхание. Наталья Васильевна не стала ждать развязки — ушла сама. А Толстой стремительно, за две недели сошелся со своей секретаршей Людмилой. Они поехали в свадебное путешествие…

Наталья Васильевна написала бывшему мужу стихотворение:
«Так тебе спокойно, так тебе не трудно,
Если издалека я тебя люблю.
В доме твоем шумно, в жизни — многолюдно,
В этой жизни нежность чем я утолю? <…>
Долго ночь колдует в одинокой спальне,
Записная книжка на ночном столе…
Облик равнодушный льдинкою печальной
За окошком звездным светится во мгле…».

Толстой отвечал безжалостно и равнодушно:

«Тусинька, чудная душа, очень приятно находить на подушке перед сном стихи пушкинской прелести. Но только образ равнодушный не светится за окном, — поверь мне. Было и минуло навсегда. Людмила моя жена. Туся, это прочно. И я знаю, что пройдет время и ты мне простишь и примешь меня таким, какой я есть. Пойми и прости за боль, которую я тебе причиняю ».

Когда началась война, Туся осталась в Ленинграде с младшим сыном Дмитрием. Они пережили блокаду. Сохранились воспоминания о том, с каким достоинством и мужеством держала себя Туся в это время.
Толстой легко мог добиться их эвакуации, но Наталья писала:

«Ты пишешь письма, ты зовешь, ты к сытой жизни просишь в гости.
Ты прав по своему. Ну что ж! И я права в своем упорстве. …
И если надо выбирать Судьбу — не обольщусь другою.
Утешусь гордою мечтою — за этот город умирать!».

Толстой умер 23 февраля 1945 года. Наталья Васильевна любила его до конца жизни и посвятила ему два прекрасных цикла стихов.

Все знают, что в образе Бессонова в трилогии Алексея Толстого запечатлен Александр Блок. Бессонов - поэт, который легко очаровывает девиц и пишет туманные стихи. Но на самом деле это не совсем так. Блок, но не Блок в его образе.

Илья Эренбург в своих воспоминаниях с необыкновенной теплотой отзывается о писателе и рассказывает очень интересные моменты из его биографии.

Начало творчество Толстого действительно было под сенью символизма, но он быстро ушел от него

Алексей Толстой писал, что в поисках народного характера речи он учился у А. М. Ремизова, Вячеслава Иванова. Волошина. Но символизм, разговоры о перевоплощении, мистический анархизм, богоискательство, обреченность - все это никак не соответствовало натуре Толстого, и он расстался с символистами (с Волошиным он продолжал дружить); высмеял «декадентов» в рассказах, потом в трилогии.

В «Хождениях по мукам» досталось Александру Блоку

в образе Бессонова. Интересно, что Алексей Толстой не намеревался высмеивать самого поэта, к которому относился хорошо. Он хотел высмеять собирательный образ последователей Блока, но вышло не совсем то. Впоследствии Алексей Толстой сожалел об этом.


Русский советский писатель, потомок древнего рода графов Толстых, председатель Союза писателей СССР, депутат Верховного Совета страны, действительный член АН СССР, трижды лауреат Сталинской премии, орденоносец, Алексей Николаевич Толстой (1882—1945) прославился своими рассказами и очерками («Прекрасная дама», «Граф Калиостро», «Гадюка» и др.), комедиями и драмами («Нечистая сила», «Иван Грозный» и др.), повестями и романами («Детство Никиты», «Хромой барин», «Эмигранты», «Петр Первый» и др.), научно-фантастическими произведениями («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), сборником русских народных сказок в собственном переложении, сказочной повестью «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Главным произведением писателя стала трилогия «Хождение по мукам» (1920—41), включившая в себя романы «Сестры», «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро».


Хождение по мукам»
(1920—1941)


Оказавшись в эмиграции, Толстой «понял, что значит быть парием, человеком, оторванным от родины, невесомым, бесплотным, не нужным никому, ни при каких обстоятельствах».

Писатель опубликовал в 1922 г. в «Известиях» открытое письмо, в котором он признал советскую власть как единственную силу, способную спасти Россию, и на следующий год вернулся с чужбины домой.

Далеко не все тогда (да и сегодня) поняли, что вернуться из эмиграции — поступок большего гражданского мужества, нежели в эмиграцию уйти. Толстой понимал тщету попыток идти против истории и поставил перед собой благородную задачу — показать, как надо жить, чтобы в эту историю (историю страны, а не диссидентства) вписаться, вписаться с пользой для самой истории, а не быть выброшенным на ее периферию подобно щепке.

Естественно, он мог это сделать только своим личным примером и образцом своих литературных героев. И с тем и с тем Толстой прекрасно справился.

Надо отметить, что вписаться в историю можно по-разному: гаденько, подленько, с камнем за пазухой, а можно открыто и всей душой. Писателю сам Бог велел «вписываться» своим творчеством. А уж что он будет творить — это одному ему решать.

Сам Толстой хорошо сказал об этом: «Каждый художник, обращая свой взгляд в прошлое, берет и находит в нем лишь то, что его волнует, при помощи чего он может лучше понять свое время».

И добавил, что им «руководил инстинкт художника — оформить, привести в порядок, оживотворить огромное, еще дымящееся прошлое». И ничего странного в том, что Толстой принял государственную точку зрения, не было. Это было его нравственным категорическим императивом.

Свое лучшее произведение писатель начал создавать в Париже. Оно вышло под названием «Хождение по мукам» в 1921 г., а на следующий год отдельным изданием в Берлине, с пометкой автора, что это первый роман трилогии.

Второе издание, переработанное и сокращенное на треть (писатель ограничил стихию революции), было опубликовано в СССР в 1925 г. под новым заглавием «Сестры», а название «Хождение по мукам» было оставлено за трилогией. Толстому были предоставлены архивы «Истории гражданской войны» и некоторые архивные материалы из истории белогвардейских и интервенционистских заговоров.

В 1927—1928 гг. в «Новом мире» был напечатан «Восемнадцатый год» — под названием «Хождение по мукам. Вторая часть трилогии» (отдельное издание — 1929). Последний роман, «Хмурое утро», был дописан 22 июня 1941 г.

Трилогия посвящена истории страны в самый сложный ее период — Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций, Гражданской войны. Шесть лет непрерывных войн — другой такой период у нас надо поискать.

В центре повествования — перипетии взаимоотношений двух любовных пар. Одна из них связана семейными узами (Даша и Телегин), вторая (Катя — Рощин) долго не могут соединиться друг с другом.

Их история на фоне переломных для общества событий и стала фабулой. Причем судьба героев, вписанная в историю страны, зависела только от того, примут ли они ее (свою судьбу) и какой ценой.

Устойчивая система ценностей и сильные характеры помогли им выстоять и утвердить себя в новой жизни. Критики отмечали также, что одним из важнейших мотивов трилогии стало «трагическое ощущение утраченной родины».

В эпопее действуют герои, имевшие реальных прототипов в жизни (так, например, прообразами сестер Булавиных послужили третья жена Толстого поэтесса Н.В. Крандиевская и ее сестра, а прообразом поэта-декадента Бессонова — А.А. Блок), так и целиком вымышленные (Телегин, Рощин и др.).

И если в начале повествования фактически нет реальных исторических персонажей, к концу их набралось уже достаточно: Махно, Савинков, Ленин, Сталин, ряд белых генералов и красных командиров и пр.

Весьма симптоматично, что главными героями произведения стали сестры, Катя и Даша Булавины. Россию, особенно на переломе эпох, спасало именно ее женское начало и главная покровительница — Богородица, а женственность была неизменным атрибутом ее культуры.

«Нет прекраснее женщин, чем русские женщины. Честны в чувствах, и самоотверженны, и любят любовь, и мужественны, когда нужно». Именно такими предстают Катя и Даша со страниц романа — последние, быть может, идеальные женские образы нашей литературы.

Мы их открываем для себя в довоенном Петербурге. Катя замужем за известным адвокатом Смоковниковым. Даша, приехавшая к ней из Самары, наивна и чиста. Смоковников — довольно неприятный тип, и ничего удивительного, что Катя, совсем не любя его, увлеклась поэтом-декадентом Бессоновым, типом еще более гадким. (Он в самом начале войны бесславно погиб от рук дезертира.)

Узнав об измене жены, адвокат потряс в воздухе миниатюрным пистолетом, после чего супруги расстались. Смоковников укатил в Крым, Катя в Париж, а Даша познакомилась с добрым и честным, несколько простоватым инженером Телегиным.

Через несколько месяцев она, отправившись к отцу в Самару, случайно встретилась с Телегиным на пароходе, плывущим по Волге, и они прониклись друг к другу взаимной симпатией.

Потом Даша оказалась в Крыму, где по просьбе своего отца уговорила Смоковникова вновь сойтись с Катей. Там же она встретила Телегина, который признался ей в любви. Но тут началась война, и прапорщик Телегин вынужден был идти на фронт. Вскоре он попал в плен, из которого ему не сразу, но удалось бежать.

Катя вернулась из Парижа в семью, переехавшую в Москву, устроилась в лазарет, познакомилась с капитаном Рощиным, тут же влюбившимся в нее, но безответно. Вскоре в Москве объявился Телегин, за которого Даша вышла замуж.

После Февральской революции молодые супруги переехали в Петроград. Смоковников, ставший комиссаром Временного правительства, поехал на фронт, но не вписался со своими пафосными речами в исторический момент, и был убит солдатами. Катю в горе поддержал Рощин, и она откликнулась постоянному поклоннику.

Никто не хотел воевать, фронт распался, все хотели дальнейших перемен. Тут и грянула Октябрьская революция.

Даша родила мальчика, но он умер на третий день. Телегин ушел в Красную Армию, а Рощин, захватив с собой Катю — в белую Добровольческую. В Ростове Катя поссорилась со спутником, и Рощин продолжил путь один. Чтобы добраться до «своих», ему пришлось вступить в красногвардейскую часть, перебежав из которой он оказался у белых.

Поезд, на котором ехала Катя, подвергся нападению махновцев, и ее доставили в штаб батьки Махно. Неизвестно, как сложилась бы ее дальнейшая судьба, но выручил бывший вестовой Рощина, который взял над ней опеку. Рощин во время отпуска тщетно пытался разыскать Катю. На ростовском вокзале он встретил Телегина в белогвардейской форме (тот находился в разведке), но не выдал его.

Даша оказалась втянутой в «Союз зашиты родины и свободы» Б. Савинкова, где ее хотели сделать участницей заговора против Ленина. Заговорщица должна была следить за вождем, выступавшим с речами, но эти речи так потрясли ее, что Даша порвала с заговорщиками и уехала к отцу в Самару.

Там ее нашел Телегин, но тут же был вынужден скрыться от преследования белых, а когда, командуя полком, он вновь вошел в город, то застал квартиру доктора Булавина опустевшей. После этих событий Даша с риском для жизни оказалась в расположении красных, едва не погибла, заподозренная в шпионаже, но, в конце концов, нашла своего тяжело раненого при обороне Царицына мужа в лазарете.

Рощин, разочаровавшись в белом движении, подумывал о дезертирстве, но узнав о том, что Катя в руках Махно, поспешил ей на помощь.

Был арестован махновцами, подвергнут пыткам, однако не убит, т.к. батька решил использовать капитана в своих переговорах с большевиками. Рощина отрекомендовали как представителя белых, с которыми Махно тоже якобы вел переговоры. После того, как махновцы заключили союз с большевиками, Рощину пришлось участвовать на их стороне в боях с петлюровцами, где его ранили и он оказался в харьковском госпитале красных.

Вылечившись, Рощин участвовал в боях красногвардейцев, тщетно пытался найти Катю, сбежавшую от махновцев. Уже в конце Гражданской войны Рощин в качестве начальника штаба попал в бригаду, командиром которой был Телегин. Комбриг едва не арестовал Рощина, полагая, что это вражеский разведчик, но недоразумение быстро развеялось.

Катя вернулась в Москву, устроилась учительницей. А вскоре на одном из собраний увидела на трибуне Рощина, которого считала погибшим. Влюбленные обрели свое счастье, а вскоре к ним приехали и Даша с Телегиным.

Книга имела долгий и устойчивый читательский успех (имеет она его и по сию пору), объясняемый, скорее всего, тем, что «трилогия удовлетворяет глубинной, пусть даже и неосознаваемой потребности простого читателя обрести духовную опору вне себя, прочувствовать высший смысл существования и освятить им свою трудную жизнь». (М. Литовская).

«Хождение по мукам» дважды экранизировались (1957—1959, режиссер Г. Рошаль; 1977, В. Ордынский), после чего «отмечалось неизменное увеличение числа Даш и Кать среди новорожденных девочек».

А.Н. Толстому за трилогию присудили в 1943 г. Сталинскую премию 1-й степени.

Читайте также: