Готика символы в архитектуре

Обновлено: 07.07.2024

Собор — это одновременно образ созданной творцом Вселенной и энцикло­педия, вобравшая в себя главные представления эпохи Средневековья. Средневековый человек читал фасад собора как книгу: скульптурные изо­бражения рассказывали ему о природном и животном мире, о христианской истории и символах. После Тридентского собора привычные представле­ния о человеке и устройстве мироздания ушли в прошлое, а язык готических храмов постепенно стал забываться. Только в конце XIX — начале XX века ученые вновь нашли в средневековой архитектуре смысл. Первым рас­шифровал фасады готических соборов французский искусствовед Эмиль Маль (1862–1954): соотнося с изображениями средневековые тексты, он определял, кто есть кто на поверхности храмовой стены.

Западный фасад собора

Западный фасад собора Нотр-Дам-де-Пари. XIII век. Фотография 1850–70-х годов. Library of Congress Западный фасад собора Нотр-Дам-де-Пари. XIII век. Фотография 1850–70-х годов. Library of Congress Центральный портал фасада собора Нотр-Дам-де-Пари. XIII век. © Carlos Delgado / CC-BY-SA Центральный портал фасада собора Нотр-Дам-де-Пари. XIII век. © Carlos Delgado / CC-BY-SA

К первой четверти XIII века в Западной Европе сложилась система распределе­ния скульптурных образов на западной стене собора (впервые она была при­менена на фасаде собора Парижской Богоматери). В тимпане центрального портала изображена сцена Страшного суда. В архивольтах — ангельские чины и 24 старца Апокалипсиса. Откосы портала украшены фигурами двенадцати апостолов — по шесть на каждом. Апостолы обращены к статуе Христа на цен­тральном столбе. Консоли, несущие скульптуры порталов, почти всегда выпол­нены в форме скрюченных фигур, и каждый из этих второстепенных персона­жей соотносится с главным. Апостолы попирают ногами своих гонителей: свя­той Петр стоит на консоли, изображающей римского императора Нерона, а апостол Андрей возвышается над Эгеатом. Иногда фигурка-консоль расска­зывает о событии из жизни персонажа: например, в Шартр­ском соборе Валаам стоит на своей ослице.

Аллегорическая фигура Церкви cобора Нотр-Дам-де-Пари. XIII век. Wikimedia Commons Аллегорическая фигура Церкви cобора Нотр-Дам-де-Пари. XIII век. Wikimedia Commons

Между центральным и боковыми порталами на контрфорсах иногда помещали аллегорические фигуры Церкви и Синагоги. Церковь, стоящая справа от цент­рального портала, символизирует Новый Завет; Синагога слева — Ветхий. Го­лова Церкви увенчана короной, в руках у нее потир и триумфальное знамя. Фигура Синагоги изогнута и надломлена, подобно древку знамени в ее левой руке. Правой она пытается удержать скрижали Завета (две каменные плиты, на которых, согласно Библии, были начертаны десять заповедей), а глаза ее закрывает повязка, символизирующая неприятие евреями Христа, а значит, и Нового Завета. Они отказались от приобщения к истине и потому слепы. Слева от главного портала можно увидеть сцену коронования Девы Марии. Центральный столб украшен фигурой Богоматери с младенцем на руках. Дру­гой портал, как правило, посвящен одному из местных святых. Так, в тимпане правого портала Амьенского собора изображен святой Фирмин — первый епископ Амьена. На откосах боковых порталов находятся статуи святых, особо почитаемых в конкретном регионе.

Правый портал Амьенского собора с фигурой святого Фирмина. XIII век. Bibliothèque des arts décoratifs Правый портал Амьенского собора с фигурой святого Фирмина. XIII век. Bibliothèque des arts décoratifs Правый портал Амьенского собора с фигурой святого Фирмина. XIII век. Bibliothèque des arts décoratifs Правый портал Амьенского собора с фигурой святого Фирмина. XIII век. Bibliothèque des arts décoratifs

Средневековые теологи постоянно проводили параллели между Ветхим и Но­вым Заветом, и это видно по фасаду. Двенадцати патриархам и двенадцати пророкам Ветхого Завета соответствуют двенадцать апостолов Нового, а на­против четырех великих пророков — Исаийи, Иеремии, Даниила и Иезе­кииля — помещаются изображения четырех евангелистов. Это означает, что евангелисты опираются на писания пророков, но видят дальше и гораздо больше.

Искусства и науки

Семь свободных искусств делились на тривиум и квадриум. В тривиум вхо­дили, как бы мы сейчас сказали, гуманитарные науки: грамматика, риторика и диалектика. Квадриум включал в себя арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Философия, считавшаяся божественной наукой, не входила в число семи свободных искусств. Она стояла во главе всех учений: только овладев все­ми семью искусствами, можно было постичь философию. Каждая дисциплина являлась высочайшим достижением человеческого разума. Науки изобража­лись в виде величественных и серьезных дев, держащих в руках различные атрибуты. Так, например, Грамматике надлежало держать в руке розги, Гео­метрии — циркуль и линейку, а сидящей на скамье Музыке — молоточек, кото­рым она ударяла по нескольким колокольчикам.

Статуи

Ветхозаветные цари на соборе Нотр-Дам-де-Пари. Париж, XIX век. На фасаде — копии статуй, скинутых и обезглавленных во время революции. © Dietmar Rabich / CC BY-SA 4.0 Ветхозаветные цари на соборе Нотр-Дам-де-Пари. Париж, XIX век. На фасаде — копии статуй, скинутых и обезглавленных во время революции. © Dietmar Rabich / CC BY-SA 4.0

Каждый из фасадов украшен множеством скульптур. Статуи и рельефы распо­лагаются в тимпанах порталов, на откосах, центральном столбе и архиволь­тах. Фигуры могут находиться и в нишах контрфорсов и на карнизах. Это герои Ветхого и Нового Завета, аллегории добродетелей и пороков, персонифи­кации cеми свободных искусств, знаков зодиака, изображения ремесел и сцены сельскохозяйственных работ, представители флоры и фауны и все то, что было или должно было быть известно о мироздании и месте человека в нем. На фа­саде также часто можно увидеть резную арочную галерею — так называемую Галерею королей. Иногда она расположена над порталами, как в Нотр-Дам-де-Пари, иногда — над окном-розой, как в соборе Шартра. Размер скульптур зависит от их близости к зрителю, расположения и места в иерархической системе.

Гаргульи и другие звери

Фигура демона на соборе Нотр-Дам-де-Пари. Париж, 1935 год. Bibliothèque nationale de France Фигура демона на соборе Нотр-Дам-де-Пари. Париж, 1935 год. Bibliothèque nationale de France

Статуи


Ветхозаветные цари на соборе Нотр-Дам-де-Пари. Париж, XIX векНа фасаде — копии статуй, скинутых и обезглавленных во время революции. © Dietmar Rabich / CC BY-SA 4.0

Каждый из фасадов украшен множеством скульптур. Статуи и рельефы распо­лагаются в тимпанах  Тимпан — внутреннее треугольное или полу­круглое поле фронтона. порталов, на откосах, центральном столбе и архиволь­тах  Архивольт — обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены. . Фигуры могут находиться и в нишах контрфорсов  Контрфорс — вертикальная опора, предста­вляющая собой выступающую часть стены. и на карнизах. Это герои Ветхого и Нового Завета, аллегории добродетелей и пороков, персонифи­кации cеми свободных искусств, знаков зодиака, изображения ремесел и сцены сельскохозяйственных работ, представители флоры и фауны и все то, что было или должно было быть известно о мироздании и месте человека в нем. На фа­саде также часто можно увидеть резную арочную галерею — так называемую Галерею королей  Занимает средний ярус собора Парижской Богоматери. Вдоль всего западного фасада здания расположен карниз с двадцатью восемью нишами, в которых находятся фигуры ветхозаветных царей. Во время Великой французской революции они были скинуты со своих мест и обезглавлены, так как ассоциировались у сторонников Республики с французскими монархами. . Иногда она расположена над порталами, как в Нотр-Дам-де-Пари, иногда — над окном-розой, как в соборе Шартра. Размер скульптур зависит от их близости к зрителю, расположения и места в иерархической системе.


Возможность символической интерпретации одухотворяла и возвышала каждое понятие, и каждый художественный образ способен был, таким образом, в своем истолковании объять всю необъятность мира. Он мог быть близким и волнующим как для самого широкого круга людей, так и для избранного круга духовной элиты.

Любая тема была полна глубокого и тайного значения, волновавшего сердце и ум и объединявшего в их переживаниях людей самых различных слоев и уровня образования, а готический собор полнотою своих символов говорил о таинстве Неба и чудесах земли. Восприятие избранной темы никогда не было и для самого средневекового художника чисто формальным. Она была внутренне близка ему и многое говорила его душе. Поэтому и невозможно представить этого мастера бездушным ремесленником, слепым исполнителем чужого замысла. Выражая языком изобразительного искусства нередко подсказанный ему сюжет, он вкладывал в свое творение не только все умение своих рук, но и силу ума и глубину души, все свое понимание мира. Духовное богатство, высокая одухотворенность и внутренняя глубина постепенно открываются при соприкосновении с миром готического искусства по мере проникновения в его символический смысл и познания его символического строя.



Средневековая мысль породила немало сочинений, в которых упорядочивалось и приводилось в своеобразную систему и само символическое истолкование церковного искусства и архитектуры. Гонорий Отэнский в XII веке, Сигер Кремонский, Робер из Тюи, Пьер де Руасси на рубеже XII—XIII веков, Гийом Дуранд к концу XIII века подробно разобрали и обосновали символическое значение каждого архитектурного элемента храма — воплощения града божьего на земле — и многих его украшений.



Естественная привычка средневекового мышления к символическому осмыслению окружающего наделила условным смыслом каждую архитектурную часть:
- боковые стены трактовались как образ Ветхого и Нового завета,
- столбы и колонны как апостолы и пророки, несущие свод,
- порталы — как преддверие рая;
- готический интерьер, ослепительно сияющий, символизировал небесный рай.



Гонорий Отэнский дает несколько иную символическую трактовку храма:
- столбы и колонны церкви, обычно сравниваемые с пророками и апостолами, сравнивает с епископами, подпирающими здание церкви,
- своды, покрывающие храм, сравнивает с покровительствующими церкви светскими князьями.

В средневековом богословии сложилась традиция уподобления возведения храма Священному писанию: фундамент постройки сравнивался с буквальным смыслом писания, а воздвигнутый на его основании храм символизировал его аллегорический смысл, содержащуюся в нем божественную премудрость.



Такие характерные плоды средневекового символического мышления, как «De gemma animae» Гонория Отэнского или «Speculum ecclesiae» Пьера де Руасси, как и символическая интерпретация храмовой декорации в сочинениях Сугерия, показывают, что нахождение символического значения произведениям искусства было в средние века одной из существенных граней процесса освоения и приятия искусства и окончательного определения его места и роли в средневековой церкви и средневековом обществе.

Откуда повелось украшать стены готических соборов диковинными фигурами, почему они так разнообразны (считается, что во всей Франции не найти двух одинаковых), и как вообще вышло так, что на стенах храмов появились изображения чертей, драконов, а то и просто людей в непристойных позах; а также о том, почему знаменитые химеры собора Парижской Богоматери одновременно годятся и не годятся на роль символов времени соборов

Сначала поговорим немного о терминологии.

Гротески и химеры - это на самом деле одно и то же: статуи фантастических или мифических существ, которые устанавливались на фасадах в декоративных целях.

Одна из знаменитых химер собора Парижской Богоматери; на самом деле, они появились на фасаде собора только в XIX веке - но об этом ниже Одна из знаменитых химер собора Парижской Богоматери; на самом деле, они появились на фасаде собора только в XIX веке - но об этом ниже

Гаргульи , они же горгульи и гаргуйли (все три варианта написания - правильные!) - гротески, нагруженные полезной работой: отводом дождевой воды. Чаще всего они лежат горизонтально, таким образом, сильно вынесены вперед и резко выделяются на фоне здания, сразу обращая на себя внимание.

Гаргулья на фасаде базилики Сакре-Кёр, Париж; виден желоб для воды Гаргулья на фасаде базилики Сакре-Кёр, Париж; виден желоб для воды

Само слово "гаргулья" - от французского gargouille , происходящего, в свою очередь, от латинского gurgulio, gula, gargula ("горло"), от корня gar , "глотать". Получившееся слово по звучанию напоминает журчание воды, так что оно очень хорошо подходит для обозначения фигуры, как бы глотающей воду и затем изрыгающей ее. Функциональная же роль гаргулий частично объясняет, почему использовались изображения разных существ: сложно представить, чтобы ангел лежал на животе и изрыгал воду, а вот дракон, черт или лев вполне могут!

В Средние века и гротески, и гаргуйли назывались часто одним словом - babewyn , от итальянского babbuino - "павиан". И действительно, чаще всего это были смешные и необычные изображения, не обязательно фантастических существ - встречались и вполне обычные животные.

Гаргулья в форме льва на фасаде собора святого Стефана, Мо, Франция Гаргулья в форме льва на фасаде собора святого Стефана, Мо, Франция

Могли быть и фигуры людей:

Гаргулья-лютнист на фасаде собора святого Вита, Прага; можно разглядеть конец водосточной трубы во рту фигуры Гаргулья-лютнист на фасаде собора святого Вита, Прага; можно разглядеть конец водосточной трубы во рту фигуры

Встречаются и совсем неожиданные решения - посмотрите на фигуру слева:

Как рассказывают во Фрайбурге, когда горожане скидывались на строительство собора, один бюргер не очень торопился расставаться с золотом. В отместку строители собора изготовили фигуру человека и развернули стратегической частью в сторону его дома. Не стоит ссориться со строителями, особенно строящими что-то на века.

Непристойно, зато весело: типичное народное искусство Средневековья! Собор всегда был общим делом - деньги на постройку жертвовали и знать, и простые горожане, на строительстве работали те же окрестные крестьяне, что возделывали поля, на витражах соборов были, помимо библейских сюжетов, портреты графов и королей - и изображения ремесленников за работой. Поэтому и на фасадах органично смотрелись рядом торжественные статуи святых и гротескные фигуры.

А откуда вообще взялся обычай украшать стены фантастическими фигурами? По легенде - от святого Ромена, епископа Руанского, и его охоты на дракона , которого звали Гаргуй. Отыскав и победив дракона, епископ Ромен привел его в Руан, где чудовище было сожжено, но голова и шея его на костре не сгорели, потому что были закалены пламенем самого дракона, вот их и установили на стене городского собора.

Но драконья охота епископа - это VII век, а гаргульи впервые появились уже в XIII веке - на фасаде собора в Лаоне, так считал Эжен Виолле-ле-Дюк, французский архитектор и реставратор XIX века, работе которого обязаны своим существованием по сей день многие памятники средневековой архитектуры. Вот что, кстати, он писал о гаргульях:

Почему же на фасадах зданий, в том числе на наших больших соборах, мы так часто встречаем этих тварей — реальных и вымышленных? Здесь стоит вспомнить то, что мы уже сказали ранее о склонности светского жанра, воздвигшего эти сооружения, видеть в них подобие конспекта мироздания, подлинный космос, энциклопедию, заключающую в себе всё творение — и не по одной лишь идее, но и во вполне последовательном воплощении.

В Средние века собор должен был быть своего рода энциклопедией в камне, причем энциклопедией для в основном не умеющих читать людей. Поэтому на стенах изображались не только сцены из Ветхого и Нового завета, но и бытовые сцены (например, работ времен года), великие ученые прошлого, а также разные животные и птицы - таким образом, получалась одновременно библиотека человеческого знания и отражение безграничности Творения. Высокое Средневековье ознаменовалось как раз новым интересом к познанию мира и возникновением множества школ (некоторые из которых позднее превратились в университеты), включая школу при Шартрском соборе.

Фрагмент фасада Шартрского собора, справа - греческий математик Пифагор Фрагмент фасада Шартрского собора, справа - греческий математик Пифагор

Виолле-ле-Дюку же, кстати, обязаны своим существованием знаменитые химеры собора Парижской Богоматери, которые стали прямо-таки символом готической архитектуры - хотя появились они на его фасаде только в ходе реставрации в XIX веке!

Эжен-Эмманюэль Виолле-ле-Дюк - фигура, роль которого в истории сложно переоценить. Восстановление памятников средневековой архитектуры было делом практически всей его жизни; именно он восстановил замок Пьерфон, цитадель Каркассона, собор Сен-Сернен в Тулузе и собор Парижской Богоматери - и это только немногие из его работ. Но в его методе была одна особенность, вызывавшая справедливую критику: он считал, что при реставрации следует не возвращать зданию его историческую форму, а придавать идеальную. Поэтому при реставрации собора Парижской Богоматери он решил украсить балюстраду фигурами сидящих животных и птиц - и они действительно удачно вписались в архитектурный ансамбль собора, даже не слившись с ним в единое целое, а просто став его частью.

И современные реставраторы иногда решают не делать копии средневековых гаргулий и гротесков, а использовать современных монстров (особенно когда средневековая фигура или хотя бы ее подробные описания не сохранились). Иногда это кажется спорным решением, но это всегда необычно и мгновенно привлекает внимание - все как когда-то в Средние века.

Четыре стены и их значение

Здание собора устремлено с запада на восток, и каждая сторона имеет свое символическое значение. Северный фасад задуман как царство холода и сум­рака, это метафора Ветхого Завета. Светлый и солнечный, южный фасад оли­цетворяет Новый Завет. На западном почти всегда изображается Страшный суд: закатное солнце освещает устрашающую сцену последнего вечера мира. Восточный фасад — венец капелл  Капелла — отдельное пространство в храме, имеющее собственное название: по имени святого или церковному празднику. Венец капелл — несколько капелл, окружающих полукруглый выступ — апсиду. — символизирует спасение и вечную жизнь.

Средневековые теологи постоянно делали упор на избранности и важности правой стороны относительно левой. Например, Петра, первого из апостолов, изображали по правую руку от Учителя. Точно так же верхняя часть стены более важна, чем нижняя.

Собор как книга

Готические соборы называли Библией для неграмотных. Разглядывая скульп­туры, простолюдины узнавали о христианском вероучении. Один из Отцов церкви, Григорий Великий, даже настаивал на необходимости прибегать к изо­браже­ниям для просвеще­ния неграмотных. А святой Бонавентура говорил о важности визуального образа: «Они [изображения] побеждают невежество простецов, косность чувств и сла­бость памяти».

С другой стороны, средневековый собор — Библия для грамотных: это Свя­щен­ное Писание, высеченное в камне, и читать его можно по-разному. В средневе­ковом богословии была широко распространена теория множе­ственности смы­слов библейского текста. По ней, любой текст Писания, поми­мо буквального прочтения, имеет как минимум несколько более глубоких и неочевидных смы­словых пластов. Скульптурные изображения, как и священный текст, обладали множеством смыслов; прихожане могли трактовать их по-разному — в зависи­мости от своего социального положения и уровня образования. Так, в кален­дарном цикле крестьянин узнавал привычный круг сельских работ, клирик свя­зывал каждый месяц с определенным событием земной жиз­ни Христа, а про­фессор университета, всматриваясь в незамысло­ватые изображения трудя­щихся крестьян, размышлял о том, что год, состоящий из четырех сезонов и двенадцати месяцев, — это образ Христа и церкви, чьи члены — четыре еван­гелиста и двенадцать апостолов.

Автор Анастасия Егорова

Больше материалов про Средние века здесь .

Источники:

Маль Э. Религиозное искусство XIII века во Франции. М., 2008.

Муратова К. М. Мастера французской готики. М., 1988.

Нессельштраус Ц. Г. Искусство Западной Европы в Средние века. М., 1964.

Панофский Э. Перспектива как символическая форма. Готическая архитектура и схоластика. СПб., 2004.

Рехт Р. Верить и видеть. Искусство соборов XII–XV веков. М., 2014.

Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись. Кёльн, 2007.

Auber M. La sculpture française au Moyen Age. Paris, 1946.

Fergusson G. Signs and Symbols in Christian Art. Oxford, 1961.

Gaborit J.-R. Art gothique. Paris, 1978.

Male E. Medieval iconography. Readings in art History. Vol. I. New York, 1976.

Собор — это одновременно образ созданной творцом Вселенной и энцикло­педия, вобравшая в себя главные представления эпохи Средневековья. Средневековый человек читал фасад собора как книгу: скульптурные изо­бражения рассказывали ему о природном и животном мире, о христианской истории и символах. После Тридентского собора  Тридентский собор — XIX Вселенский собор Католической церкви, открывшийся по ини­циативе папы Павла III 13 декабря 1545 года в Тренте (или Триденте) и закрывшийся там же 4 декабря 1563 года. Целью собора было дать отпор Реформации. привычные представле­ния о человеке и устройстве мироздания ушли в прошлое, а язык готических храмов постепенно стал забываться. Только в конце XIX — начале XX века ученые вновь нашли в средневековой архитектуре смысл. Первым рас­шифровал фасады готических соборов французский искусствовед Эмиль Маль (1862–1954): соотнося с изображениями средневековые тексты, он определял, кто есть кто на поверхности храмовой стены.

Добродетели и грехи

Добродетели, попирающие пороки. Фасад Страсбургского собора. XIII век. National Gallery of Art, Washington Добродетели, попирающие пороки. Фасад Страсбургского собора. XIII век. National Gallery of Art, Washington

Согласно средневековому христианскому мировоззрению в человеческой душе разворачивается постоянная борьба между пороками и добродетелями. Чело­век греховен, но может спастись, ведя добродетельную и благочестивую жизнь. На стенах соборов добродетели, пороки, грехи и наказания за них представле­ны в виде аллегорических фигур, которые показывают, с чем людям следует бороться и какое оружие выбрать для этой борьбы, чтобы в итоге спастись и достичь Царствия Небесного.

Двенадцати благородным девам, олицетворявшим добродетели, отводилось довольно скромное место — на уровне глаз. Проходя мимо, верующий мог их разглядеть и запомнить. Добродетели изображены рука об руку с пороками: рядом с Надеждой мы видим Отчаяние, Вере противопоставляется Идолопо­клонство, а Гордыню можно победить только Смирением.

Четыре стены и их значение

Здание собора устремлено с запада на восток, и каждая сторона имеет свое символическое значение. Северный фасад задуман как царство холода и сум­рака, это метафора Ветхого Завета. Светлый и солнечный, южный фасад оли­цетворяет Новый Завет. На западном почти всегда изображается Страшный суд: закатное солнце освещает устрашающую сцену последнего вечера мира. Восточный фасад — венец капелл — символизирует спасение и вечную жизнь.

Средневековые теологи постоянно делали упор на избранности и важности правой стороны относительно левой. Например, Петра, первого из апостолов, изображали по правую руку от Учителя. Точно так же верхняя часть стены более важна, чем нижняя.

Календарь

На архивольтах, откосах и арочных столбах часто можно увидеть изображения календарных циклов и персонификации семи свободных искусств (так в Сред­ние века называли науки, которым обучали в университетах).

Календарь с фасада Амьенского собора. XIII век. Library of Congress Календарь с фасада Амьенского собора. XIII век. Library of Congress

Обычай украшать церкви календарями, высеченными в камне, существовал с первых веков христианства. Каждому знаку зодиака соответствовал опреде­ленный месяц, а каждому месяцу — тот или иной тип сельскохозяйственных работ. Почти все календарные циклы начинались с января, а зодиакальные знаки — с Водолея, точно соответствуя каждому месяцу. Январь для средневе­кового человека, как и для человека современного, — месяц, в основном заня­тый праздниками и отдыхом. Февраль всегда отмечен возобновлением полевых работ, июль — время жатвы и т. д. Известен средневековый английский сти­шок, где каждый месяц сопряжен с определенным видом работ — он полно­стью повторяет скульптурный сюжет:

Январь — огонь согревает здесь руки мои;
Февраль — и снова с лопатой на землю пошли;
Март — время посадки растений настало;
Апрель — пение птиц мне послушать пристало;
Май — как птенчик на ветке я легок и весел;
Июнь — убор сорняков на рассвете чудесен;
Июль — движенье косой;
Август — корм животным готовит;
Сентябрь — мой цеп по зерну монотонно проходит;
Октябрь — посев обеспечит едой на весь год;
Ноябрь — а в Мартинов день поросенка забьет;
Декабрь — зимою в сочельник по кружкам вино –
Все это за службу нам Богом дано.

Календарь — это круг времени, который будет повторяться, пока существует мир, то есть вплоть до Страшного суда.

Читайте также: