Фирма готика индекс рентабельности для первого варианта приобретения оборудования за год составит

Обновлено: 07.07.2024

Фирма «Готика» в целях повышения эффективности производства и обновления парка устаревшего оборудования планирует приобрести новую производственную линию. На имеющемся оборудовании удельный расход материала составляет 0,12 куб. м. на изделие. Цена одного куб. м. материала составляет на данный момент 7000 руб.
Руководство фирмы рассматривает три основных варианта приобретения оборудования.

Индекс рентабельности для второго варианта приобретения оборудования за год составит ______ % (округлить до целого числа).

Вопрос задал(а): Анонимный пользователь, 16 Январь 2018 в 08:35
На вопрос ответил(а): Любимов Павел, 16 Январь 2018 в 08:35

Похожие вопросы

Вопрос № 11031

Фирма «Готика» в целях повышения эффективности производства и обновления парка устаревшего оборудования планирует приобрести новую производственную линию. На имеющемся оборудовании удельный расход материала составляет 0,12 куб. м. на изделие. Цена одного куб. м. материала составляет на данный момент 7000 руб. Руководство фирмы рассматривает три основных варианта приобретения оборудования. Индекс рентабельности для второго варианта приобретения оборудования за год составит ______ % (округлить до целого числа).

Вопрос № 955070


Фирма «Готика» в целях повышения эффективности производства и обновления парка устаревшего оборудования планирует приобрести новую производственную линию. На имеющемся оборудовании удельный расход материала составляет 0,12 куб. м. на изделие. Цена одного куб. м. материала составляет на данный момент 7000 руб.
Руководство фирмы рассматривает три основных варианта приобретения оборудования.

Индекс рентабельности для второго варианта приобретения оборудования за год составит ______ % (округлить до целого числа).

Вопрос № 1002382


Фирма «Готика» в целях повышения эффективности производства и обновления парка устаревшего оборудования планирует приобрести новую производственную линию. На имеющемся оборудовании удельный расход материала составляет 0,12 куб. м. на изделие. Цена одного куб. м. материала составляет на данный момент 7000 руб.
Руководство фирмы рассматривает три основных варианта приобретения оборудования.

Индекс рентабельности для второго варианта приобретения оборудования за год составит ______ % (округлить до целого числа).

Вопрос № 39651

Фирма «Готика» в целях повышения эффективности производства и обновления парка устаревшего оборудования планирует приобрести новую производственную линию. На имеющемся оборудовании удельный расход материала составляет 0,12 куб. м. на изделие. Цена одного куб. м. материала составляет на данный момент 7000 руб.
Руководство фирмы рассматривает три основных варианта приобретения оборудования.
Вариантов нет. ответ точный.


Фирма «Готика» в целях повышения эффективности производства и обновления парка устаревшего оборудования планирует приобрести новую производственную линию. На имеющемся оборудовании удельный расход материала составляет 0,2 куб. м. на изделие. Цена одного куб. м. материала составляет на данный момент 7000 руб.
Руководство фирмы рассматривает три основных варианта приобретения оборудования.

Индекс рентабельности для третьего варианта приобретения оборудования за год составит _____ % (округлить до целого числа).

Вопрос задал(а): Анонимный пользователь, 13 Ноябрь 2020 в 16:36
На вопрос ответил(а): Анастасия Степанова, 13 Ноябрь 2020 в 16:36

Похожие вопросы

Вопрос № 36607

Фирма «Готика» в целях повышения эффективности производства и обновления парка устаревшего оборудования планирует приобрести новую производственную линию. На имеющемся оборудовании удельный расход материала составляет 0,2 куб. м. на изделие. Цена одного куб. м. материала составляет на данный момент 7000 руб.
Руководство фирмы рассматривает три основных варианта приобретения оборудования Индекс рентабельности для третьего варианта приобретения оборудования за год составит _____ % (округлить до целого числа).

Вопрос № 955069


Фирма «Готика» в целях повышения эффективности производства и обновления парка устаревшего оборудования планирует приобрести новую производственную линию. На имеющемся оборудовании удельный расход материала составляет 0,15 куб. м. на изделие. Цена одного куб. м. материала составляет на данный момент 7000 руб.
Руководство фирмы рассматривает три основных варианта приобретения оборудования.

Индекс рентабельности для первого варианта приобретения оборудования за год составит _____ % (округлить до целого числа).

Вопрос № 955070


Фирма «Готика» в целях повышения эффективности производства и обновления парка устаревшего оборудования планирует приобрести новую производственную линию. На имеющемся оборудовании удельный расход материала составляет 0,12 куб. м. на изделие. Цена одного куб. м. материала составляет на данный момент 7000 руб.
Руководство фирмы рассматривает три основных варианта приобретения оборудования.

Индекс рентабельности для второго варианта приобретения оборудования за год составит ______ % (округлить до целого числа).

Вопрос № 62698

Фирма «Готика» в целях повышения эффективности производства и обновления парка устаревшего оборудования планирует приобрести новую производственную линию. На имеющемся оборудовании удельный расход материала составляет 0,15 куб. м. на изделие. Цена одного куб. м. материала составляет на данный момент 7000 руб.
Руководство фирмы рассматривает три основных варианта приобретения оборудования.
Индекс рентабельности для первого варианта приобретения оборудования за год составит _____ % (округлить до целого числа).

Бывает, что цифры в отчетах бизнеса растут, а прибыль — нет. Чтобы понимать, где именно компания теряет деньги, стоит следить за показателем рентабельности продаж.

Лариса Баневич

Лариса Баневич

Финансовый директор компании «Нескучные финансы»

Бывает, что цифры в отчетах бизнеса растут, но предприниматель чувствует, что компания развивается медленно. Чтобы понимать, где именно компания теряет прибыль, стоит следить за показателем рентабельности продаж.

Что такое рентабельность продаж и зачем ее считать

Рентабельность продаж — это отношение прибыли к выручке. Она показывает, сколько прибыли получает компания с каждого рубля выручки. Если рентабельность за месяц равна 30%, то в одном рубле выручки 30 копеек прибыли.

Коэффициент рентабельности продаж помогает контролировать развитие бизнеса и вовремя принимать меры, если эффективность снижается. Рассмотрим на примере, как это работает.

Представим компанию, у которой показатели выручки и чистой прибыли растут от месяца к месяцу.

ЯнварьФевральМарт
Выручка454 545 ₽714 285 ₽1 250 000 ₽
Чистая прибыль100 000 ₽150 000 ₽200 000 ₽

Кажется, что все хорошо. Добавим данные о рентабельности.

ЯнварьФевральМарт
Выручка454 545 ₽714 285 ₽1 250 000 ₽
Чистая прибыль100 000 ₽150 000 ₽200 000 ₽
Рентабельность по чистой прибыли22%21%16%

Из таблицы видно, что рентабельность продаж падает. Получается, с каждым месяцем компания работает менее эффективно и теряет часть прибыли. Если бы в марте компания работала с такой же рентабельностью, как и в январе, то при той же выручке получила бы 275 000 ₽ чистой прибыли вместо 200 000 ₽.

Расчет рентабельности продаж помог обнаружить проблему. Теперь бизнес может понять, в каком направлении стоит работать.

Откройте счет в Тинькофф Бизнесе за один день

  • Обслуживание — от 0 ₽
  • Деньги поступают на счет круглосуточно
  • Бесплатный вывод до 500 000 ₽

Виды рентабельности продаж

Существует несколько видов прибыли, поэтому рентабельность можно отслеживать по нескольким показателям:

  • по маржинальной прибыли;
  • по валовой прибыли;
  • по операционной прибыли;
  • по чистой прибыли.

Рассмотрим на примерах, о чем говорит каждый из показателей и как их рассчитать.

Формулы и примеры расчета рентабельности продаж

Рентабельность по чистой прибыли. Помогает оценить эффективность бизнеса в целом. Чистая прибыль — это те деньги, которые в конечном счете заработал бизнес, после вычета всех расходов, в том числе налогов, амортизации, процентов по кредитам.


Например, компания заработала в январе 550 000 ₽, из них 100 000 ₽ — чистая прибыль.

100 000 ₽ / 550 000 ₽ × 100% = 18,2% — рентабельность продаж в январе.

Следовательно, компания получает 18,2 копейки чистой прибыли с каждого рубля выручки.

Рентабельность по валовой прибыли. Помогает оценить эффективность направления бизнеса или, например, отдельного магазина в сети.


Валовая прибыль — это разница между выручкой и расходами на производство. К примеру, цветочная лавка продала букетов на 250 000 ₽, а на закупку цветов, упаковку и зарплату флористу ушло 160 000 ₽. Валовая прибыль — 90 000 ₽.

Этот же цветочный магазин начал продавать декор для свадеб. Расходы и выручка при изготовлении букетов и продаже декора разные. Нужно рассчитать рентабельность продаж по каждому направлению.

БукетыДекор
Выручка250 000 ₽340 000 ₽
Валовая прибыль90 000 ₽110 000 ₽
Рентабельность по валовой прибыли36%2,3%

Выручка и прибыль от продажи декора выше. Кажется, что это направление более выгодное. Но рентабельность при продаже букетов выше. Изготовление букетов более эффективно, а значит требует меньше ресурсов для генерации выручки.

Рентабельность по маржинальной прибыли. Помогает оценить эффективность переменных расходов.


К примеру, в сентябре рентабельность по маржинальной прибыли в кафе была 18%, а в октябре упала до 17%. Значит, у кафе выросли переменные расходы. Допустим, поставщик увеличил цену на овощи. Как выход, владелец кафе может поднять цены на блюда или покупать овощи у другого поставщика.

Рентабельность по операционной прибыли. Помогает оценить, насколько эффективно компания тратит ресурсы для получения прибыли.


Операционная прибыль — это разница между выручкой и суммой переменных и постоянных расходов. Если за месяц рентабельность по операционной прибыли снизилась, то на получение каждого рубля прибыли уходит больше материальных затрат, усилий сотрудников.

Что такое порог рентабельности

Порог рентабельности — это выручка, при которой бизнес полностью покрывает свои расходы за период. Чаще этот показатель называют точкой безубыточности.

Если компания достигла точки безубыточности, значит, она как минимум покрыла свои расходы, сработала в ноль. Выручка сверх порога формирует прибыль.

Зная порог рентабельности, компания может правильно ставить планы продаж и отслеживать, с какого дня она получает прибыль. Хороший показатель — преодолевать точку безубыточности на 10—11-й день месяца.

Формула порога рентабельности:


Постоянные расходы. Это те расходы бизнеса, которые не зависят от объема продаж. Компания может вообще ничего не продать за месяц, но постоянные расходы будут всегда одинаковыми, например аренда, имущественный налог, земельный налог, выплаты по кредитам, амортизация.

Маржинальность. Показывает, сколько процентов от выручки остается после вычета переменных расходов.

Маржинальность считается по формуле:


Посмотрим пример расчета порога рентабельности.

(750 000 ₽ – 637 500 ₽) / 750 000 ₽ × 100% = 15% — маржинальность компании.
10 000 ₽ + 80 000 + 5000 ₽ = 95 000 ₽ — постоянные расходы.

Получается, чтобы компания смогла покрыть расходы в этом месяце и вышла в ноль, ей нужно получить выручку 633 333 ₽.

Анализ результатов расчета

Рентабельность продаж нужно отслеживать в динамике, сам по себе показатель ни о чем не скажет. Для этого нужно сравнивать рентабельность продаж компании за одинаковые периоды, например за месяц или год. Лучше всего рассчитывать рентабельность сразу по всем видам прибыли: так проще найти проблемные места в бизнесе или, наоборот, обнаружить точки роста.

Для примера возьмем компанию из начала статьи, у которой растет выручка и чистая прибыль, но рентабельность продаж по чистой прибыли падает.

ЯнварьФевральМарт
Выручка454 545 ₽714 285 ₽1 250 000 ₽
Чистая прибыль100 000 ₽150 000 ₽200 000 ₽
Рентабельность по чистой прибыли22%21%16%

Чтобы понять, в чем проблема, рассчитаем рентабельность продаж по другим видам прибыли: маржинальной, валовой и операционной.

ЯнварьФевральМарт
Выручка454 545 ₽714 285 ₽1 250 000 ₽
Маржинальная прибыль227 273 ₽350 000 ₽612 500 ₽
Рентабельность по маржинальной прибыли50%49%49%
Валовая прибыль204 273 ₽314 286 ₽550 000 ₽
Рентабельность по валовой прибыли45%44%44%
Операционная прибыль124 273 ₽188 572 ₽267 500 ₽
Рентабельность по операционной прибыли27%26%21,4%

Из таблицы видно, что в феврале у компании упала рентабельность по маржинальной прибыли. Это означает, что у бизнеса выросли переменные расходы и нужно проанализировать, в чем дело. К примеру, вы выяснили, что у поставщика выросли цены на материалы. Тогда стоит поискать других поставщиков или договориться о скидке.

В марте маржинальность осталась на том же уровне, что и в феврале, но сократилась рентабельность по операционной прибыли. Это значит, что у компании выросли постоянные расходы. К примеру, увеличилась стоимость аренды помещения.

Анализ рентабельности на примере помог найти этапы в работе, где бизнес теряет прибыль.

Нормы рентабельности продаж

Универсальных норм рентабельности нет.

Возьмем две кофейни: одна в спальном районе Москвы, другая в центре Казани. Обе открылись год назад. У каждой кофейни разные постоянные и переменные расходы, разная валовая, маржинальная и операционная прибыль, а значит и рентабельность разная. К примеру, рентабельность 30% может быть нормальной для первой кофейни, но низкой для второй.

Рекомендуем не ориентироваться на усредненные показатели по отрасли. Стоит смотреть на рентабельность своей компании, сравнивать и анализировать свои показатели.

Почему рентабельность может быть низкой

Низкая рентабельность может быть вызвана регулярным снижением цен или резким ростом компании.

Снижение цен. Представим бизнес, который работает в условиях высокой конкуренции. Чтобы привлечь клиентов, конкуренты постоянно снижают цены. Компания тоже вынуждена продавать товары со скидками, иначе покупатели уходят в другие магазины. низких цен компания меньше зарабатывает, при этом расходы остаются на том же уровне. Значит, доля прибыли в общей выручке падает, а рентабельность продаж снижается.

Резкий рост. Второй пример: у компании произошел резкий рост, а бизнес-процессы остались прежними. В этой ситуации компания становится менее управляемой и поглощает больше ресурсов. Например, при том же объеме выручки или ее незначительном росте резко возросли расходы на администрирование бизнеса.

Мы привели два примера, но ситуаций, когда бизнес работает с низкой рентабельностью, гораздо больше. Низкий показатель не должен становиться нормой. Если компания видит, что за последнее время рентабельность падает или держится на одинаково низком уровне, нужно принимать меры.

Как повысить рентабельность

Общий принцип такой: чтобы повысить рентабельность, нужно привлекать больше клиентов и оптимизировать расходы. Для этого есть несколько способов.

Контролировать воронку продаж. Нужно изучить путь, по которому проходит клиент от момента знакомства с компанией до покупки. Например, путь может быть таким:


Если на каждом этапе будет проходить больше клиентов, то получится продавать больше при тех же расходах на рекламу. А значит, рентабельность продаж вырастет.

Для этого можно, например, обновить вывеску магазина, улучшить карточки товара на маркетплейсах, сделать для сотрудников новый скрипт общения с клиентами, найти более эффективные площадки для рекламы.

Пересмотреть политику скидок. Скидка — это расходы компании, она напрямую влияет на рентабельность продаж. В среднем 1% скидки снижает прибыль на 11%. Нужно следить за уровнем скидок и применять их осознанно, устанавливая цели: для чего компания дает скидку и какого результата хочет достичь. Например, компания может выдать временную скидку, чтобы привлечь больше новых клиентов. По итогам акции она оценивает, достигла ли цели. Если акция оказалась успешной, ее можно повторить.

Повышать средний чек. Лучше продать много одному покупателю, чем тратить ресурсы на привлечение большого числа клиентов. К примеру, можно предложить бесплатную доставку при определенной сумме покупки или сформировать комплекты из товаров, которые часто покупают вместе.

Пересмотреть бизнес-процессы. Проблема может быть комплексной и затрагивать несколько направлений компании. Если падение рентабельности связано с работой сразу нескольких подразделений, стоит изучить бизнес-процессы и найти те, что съедают неоправданно много ресурсов. К примеру, менеджеры каждый раз заполняют типовые документы для сделки. Это время они могли бы использовать для консультации клиентов, чтобы помочь им с выбором товара. Для решения проблемы компания может купить систему, которая автоматизирует оформление документов.

Контролировать расходы. Пересмотреть, на чем может сэкономить компания без потери качества, установить допустимый лимит по расходам. Скажем, отказаться от неэффективной рекламы, сменить поставщиков, закупать в офис более дешевый кофе. Бывает, что расходы появляются ошибок в бухгалтерии: например, выбора неоптимальной системы налогообложения.

Бухгалтерское обслуживание от Тинькофф

Если вы не хотите разбираться с налогами и отчетностью самостоятельно, можете подключить бухгалтерское обслуживание:

  • расчет налогов для ИП на УСН или патенте;
  • подготовка документов и отчетности по сотрудникам;
  • проверенные бухгалтеры с опытом от пяти лет.

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

Рентабельность собственного капитала, продаж и оборачиваемость активов стоит считать не только крупному бизнесу, но и начинающим предпринимателям. В статье — как можно увеличить прибыль любой компании, влияя на эти три показателя.

Александр Афанасьев

Александр Афанасьев

Основатель и директор по развитию компании «Нескучные финансы»

Есть несколько финансовых показателей, которые помогают контролировать состояние бизнеса: рентабельность капитала, продаж, рентабельность и оборачиваемость активов. В статье расскажем, как и зачем считать эти показатели.

Статья будет полезна собственникам малого бизнеса и начинающим предпринимателям, которые хотят навести порядок в деньгах.

Подробно разобрали эту тему на вебинаре «Из малого бизнеса — в крупный. Считаем реальную доходность и находим точки роста» с Александром Афанасьевым, руководителем компании «Нескучные финансы».

YouTube video

Дальше в статье — краткий конспект этого вебинара.

Что такое рентабельность собственного капитала

Рентабельность собственного капитала — первый из показателей, за которым стоит следить владельцу бизнеса. Он показывает, насколько здоров бизнес и эффективно ли работают деньги предпринимателя. А если точнее — сколько копеек приносит каждый рубль, вложенный в бизнес.

Чтобы понять значение этого показателя, можно представить бизнес как коробку по производству денег. Например, в начале года вы вложили в эту коробку 1 млн рублей. В коробке происходило, и в конце года вы из нее достали 1,4 млн рублей.

Схема роста капитала бизнеса

Получили, что капитал предпринимателя в коробке за год вырос на 400 000 ₽

Рентабельность капитала в такой коробке: 400 000 ₽ / 1 000 000 ₽ × 100 = 40%.


Рентабельность собственного капитала можно сравнивать с доходностью по банковским депозитам или по акциям. Например, если положить деньги на депозит в банк под 3,88%, то вы заработаете на своих деньгах 3,88% за год. Так же и в бизнесе: вы вкладываете деньги, а через некоторое время получаете доход.

Когда владелец бизнеса знает рентабельность капитала в бизнесе, он может принять взвешенное решение: выгодно ли дальше развивать бизнес или лучше поискать другие варианты вложения денег.

Рассчитать рентабельность капитала

Для расчета рентабельности нужно знать чистую прибыль и величину собственного капитала.

Чистая прибыль. Чистая прибыль — это выручка за вычетом всех расходов, в том числе налогов и взносов.


60 млн рублей — выручка за год. Это деньги, которые пришли на расчетный счет и в кассу.
45 млн рублей — расходы за год. Это деньги, которые он потратил на закупку товаров, зарплату, аренду, коммуналку, транспорт.
(60 млн − 45 млн − 5 млн) = 10 млн рублей — чистая годовая прибыль.

Собственный капитал. Собственный капитал рассчитать сложнее, чем прибыль: он показывает, сколько денег предпринимателя вложено в бизнес. Чтобы узнать эту цифру, нужно оценить стоимость бизнеса на текущий день и вычесть все обязательства.


Активы — все то, что есть у компании. Сюда могут входить:

  • недвижимость в собственности;
  • оборудование;
  • автомобили;
  • товарные знаки;
  • деньги в кассе и на расчетных счетах;
  • сырье и материалы;
  • инструменты;
  • дебиторская задолженность — деньги, которые вам должны.

В разных сферах бизнеса активы будут разными. Например, в салоне красоты основными активами, скорее всего, будут инструменты, оборудование и деньги в кассе. А в грузоперевозках — автомобили.

Для более точного расчета активы нужно оценивать по их рыночной стоимости. Так, стоимость автомобиля или оборудования — та сумма, за которую их реально сейчас продать, а не цифры в бухгалтерском балансе.

  • налоги;
  • кредиты и займы;
  • кредиторская задолженность — деньги, которые вы должны.

Другими словами, обязательства — это все счета или долги, которые должны быть оплачены компанией.

Отслеживать рентабельность активов

Рентабельность активов — второй показатель бизнеса. Он показывает, как эффективно в бизнесе работают активы.

Представим, что Ваня зарабатывает в год 3 млн рублей, а Петя — 5 млн рублей. У кого более эффективный бизнес?

На первый взгляд кажется, что у Пети, ведь у него больше прибыль. Но если узнать, сколько денег вложил в бизнес каждый предприниматель, то окажется, что Ваня работает с большей отдачей.

Cхема для расчета рентабельности активов

Ваня инвестировал в бизнес 10 млн рублей, с этих денег зарабатывает 3 млн рублей. А Петя вложил 50 млн рублей, и теперь они приносят ему по 5 млн рублей

Сведем расчеты в таблицу:

ВаняПетя
Прибыль за год3 млн рублей5 млн рублей
Активы10 млн рублей50 млн рублей
Рентабельность активов30%10%


Рентабельность активов позволяет отслеживать, как результативно работает бизнес в разные периоды. Если активы увеличиваются, а прибыль при этом не растет — значит, нет смысла в расширении бизнеса.

Мы разобрали два основных показателя, которые помогают предпринимателям следить за состоянием бизнеса: доходность собственного капитала и рентабельность активов. Теперь рассмотрим, как улучшить первый из них — рентабельность капитала. В этом поможет формула Дюпона.


Формула Дюпона появилась из стандартной формулы рентабельности капитала. Это видно, если сократить дроби по правилам математики.

В развернутом виде формула показывает, что рентабельность капитала состоит из трех компонентов:

Формула Дюпона в развернутом виде

Чем больше каждый из трех множителей, тем больше итоговая цифра рентабельности

Получается, чтобы рентабельность собственного капитала росла, нужно улучшать каждый из трех компонентов формулы — рентабельность продаж, оборачиваемость активов и финансовый рычаг.

Повысить рентабельность продаж

Рентабельность продаж показывает, какова доля прибыли в общей выручке. Например, рентабельность продаж 10% означает, что 10 копеек из каждого рубля выручки — чистая прибыль компании.


Чтобы повысить рентабельность продаж, нужно:

  1. Контролировать воронку продаж.
  2. Пересмотреть политику скидок и повышать средний чек.
  3. Контролировать расходы.

Контролировать воронку продаж. Воронка продаж — путь, который клиент проходит от момента, когда первый раз узнал о компании, до момента покупки.

Например, представим розничный магазин одежды. У него может быть такая воронка.

Часть воронкиКоличество людей за день
Люди, которые просто шли мимо магазина1000 человек
Люди, которые зашли внутрь магазина80 человек
Люди, которые выбрали и зашли в примерочную30 человек
Покупатели15 человек

Если повысить конверсию на каждом этапе или нескольких, общие продажи вырастут.

Пересмотреть политику скидок и повышать средний чек. Скидка — это не хорошо и не плохо, главное, чтобы она была обоснованной. В среднем 1% скидки уменьшает прибыль компании на 11%. Нужно понимать, может ли компания позволить себе давать скидки клиентам. Иначе может возникнуть ситуация «продал много, а денег не заработал».

Способы повышения среднего чека зависят от специфики бизнеса. Например, можно предлагать клиентам более дорогие аналоги, сопутствующие товары, формировать наборы.

Контролировать расходы. Чем ниже расходы компании, тем выше прибыль при том же объеме продаж. Например, компания может экономить на аренде офиса, закупке канцтоваров, отказаться от неэффективных каналов маркетинга, или найти новых поставщиков с более выгодными ценами.

Оценить оборачиваемость активов

Оборачиваемость активов показывает, как быстро компания зарабатывает деньги на своих активах. Например, если оборачиваемость активов равна двум, это означает, что компания за год получает выручку, вдвое большую стоимости своих активов. Получаем, что активы за год оборачиваются два раза.


Чтобы повысить оборачиваемость активов, нужно:

  • Отслеживать, какие товары быстрее продаются и приносят больше прибыли за месяц.
  • Контролировать запасы на складе.

Отслеживать, какие товары продаются быстрее. Представим, что у магазина есть товары А и Б.

Товар АТовар Б
Продали, цена за штуку120 000 ₽55 000 ₽
Купили, цена за штуку70 000 ₽50 000 ₽
Прибыль с одной штуки50 000 ₽5 000 ₽
Продали штук за месяц 1 20
Прибыль за месяц 50 000 ₽ 100 000 ₽

Прибыль от продажи товара А — 50 000 ₽, а товара Б — всего 5000 ₽. Но товар Б покупают гораздо чаще, поэтому он в итоге приносит больше прибыли за месяц и помогает активам оборачиваться быстрее.

Контролировать запасы на складе. Запасы обеспечивают бесперебойные продажи. Если покупатель хочет вещь, а ее нет в наличии — клиент может уйти к конкурентам.

С другой стороны, запасы — это замороженные деньги. Если у предпринимателя на складе лежит товар на 100 000 ₽ и долго не продается, предприниматель теряет деньги. Он мог бы его продать, даже по сниженной цене, и вложить эти 100 000 ₽ в более прибыльное дело.

Посчитать финансовый рычаг

Финансовый рычаг показывает, сколько активов приходится на каждый рубль собственного капитала. Чем выше коэффициент финансового рычага, тем больше заемных средств используется для финансирования активов.


Получается, чем больше заемных денег привлекается в бизнес, тем больше доходность собственного капитала предпринимателя.

Рассмотрим на примере, как привлечение заемных денег влияет на рост бизнеса и рентабельность капитала. Представим две одинаковые компании, которые работают 10 лет и всю прибыль вкладывают в бизнес.

Развивается на своиПривлекает чужие деньги
Стартовый капитал1 000 000 ₽1 000 000 ₽
Рентабельность активов50% годовых50% годовых
Привлекает кредитНетКаждый год берет кредит на сумму собственного капитала, ставка 20%. Так, в первый год взял кредит на 1 млн рублей
Собственный капитал через 10 лет57 000 000 ₽357 000 000 ₽

Использовать заемный капитал необязательно, достаточно и 57 000 000 ₽. Но если компания хочет ускорить развитие бизнеса, то чужие деньги в этом помогут.

Кредиты для бизнеса

Чтобы заемные деньги пошли компании на пользу и не разорили бизнес, важно соблюдать два условия:

  1. Рентабельность активов должна быть выше, чем процент за пользование заемными деньгами.
  2. У компании есть понятные точки роста.

Рентабельность активов выше, чем процент за пользование деньгами. В нашем примере рентабельность активов 50%, а ставка по кредиту 20%. Это показатель, что компания сможет выплачивать проценты и оставаться в плюсе. Чем больше разница между рентабельностью и ставкой по кредиту, тем безопаснее и выгоднее для бизнеса.

Есть понятные точки роста. У компании должно быть понимание, куда ей развиваться и инвестировать заемные деньги

Например, у предпринимателя есть кафе, и он хочет открыть еще четыре кафе в том же городе. Четких планов и расчетов нет, просто планирует взять кредит и работать как привык. В таком случае высок риск, что чужие деньги приведут к банкротству.

Также не стоит идти за кредитом, когда у компании есть проблемы. В идеале привлекать заемный капитал стоит, когда бизнес растет, чтобы помочь ему развиваться быстрее.

Подробно разобрали тему и ответили на вопросы зрителей на вебинаре по финансовому учету, эксперт — Александр Афанасьев.

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

Читайте также: