Final fantasy какая часть лучше

Обновлено: 03.07.2024

Приветствую тебя, читатель! Меня зовут Сергей, увлекаюсь японскими рпг последние лет семь, а обычными и того больше. Наконец таки созрел для большой ретроспективной статьи о “Финалках”. Понимаю, что такого рода материала выходило огромное количество, но в подавляющем большинстве из них нету ни грамма смысла: мало того, что люди просто уныло пересказывают игры, не пытаясь поддавать их какому либо анализу, так они в них даже не играли! Как можно рассказать про FF IV не упомянув совершенно кретинический сценарий этой игры? Как можно игнорировать отсутствие переадресации атак в FF I? Бесполезную систему профессий в FF III? Мне кажется, мир нуждается в большем количестве критических рецензий, поэтому я решил прийти на ДТФ со своим мнением, и, возможно, встретить единомышленников)

Дисклеймер: статья написанная мною это лишь моё мнение, а не истина в последней инстанции.

Final Fantasy - это самая популярная серия JRPG в мире. Сериал, которому недавно исполнилось 30 лет, а количество игр в котором перевалило уже за 70 штук, успевший застать зарождение жанра и активно поучавствовать в его развитии, нынче заглох и находится в полумёртвом состоянии. Почему же так получилось? А ответ простой - JRPG сейчас никому не нужны. Игроки не готовы тратить сотни часов на бессмысленный гринд уровней и бесконечные случайные бои с врагами. Square, сама задававшая игровые тренды в 90-х и 00-х, теперь сама пытается бежать за разными модными штуками, и, как можно заметить, безуспешно. Попытки осовременить геймплей и ввести новые фишки приводят, за редкими исключениями (FF XII), к его деградации, а и без того никогда не блиставшие сюжеты совсем скатились на самое дно. Но так было не всегда. Сегодня мы вернёмся в самое начало серии Final Fantasy, пройдём весь путь с первой части до последней, попутно коснемся некоторых спин-оффов, и проследим, как JRPG менялись на протяжении всего этого времени.

Первая Финалочка была выпущена в далёком 1987 году компанией SquareSoft. В те времена компания делала исключительно клоны других, более популярных игр. И Final Fantasy не стала исключением. Хиронобу Сакагучи, создатель серии и тогда ещё её непосредственный главный босс, за основу взял вышедший годом ранее Dragon Quest. Задумывавшаяся, как последняя работа Скваре, она внезапно обрела не только огромную популярность и подарила возможность молодой компании продолжать существовать и развиваться, но и родила самую популярную серию ЖРПГ в истории, некоторые игры которой и по сей день являются эталонами жанра. Так что же такого было в Final Fantasy I?

Довольно много, на самом деле. Во-первых, появилась возможность создавать и кастомизировать собственную партию. Огромный шаг вперёд по сравнению с первым Dragon Quest, где у нас был всего один персонаж. Теперь под нашим контролем могли оказаться воин, вор, монах, и три вида магов: чёрный, белый и красный.

Во-вторых, игра стала гораздо удобнее и понятнее. Из интерфейса исчезли лишние команды вроде DOOR и SEARCH, появилась возможность сохраняться на карте мира, а не только в одной фиксированной точке.

В-третьих, боевая система также претерпела изменения. Поскольку у нас под контролем не один персонаж, а четыре, то и бои не выглядят как разборки раз на раз. Теперь на нашу партию в четыре человека может нападать до девяти врагов сразу, а сами схватки получили тактическую глубину за счёт появления слабостей у противников.

В-четвёртых, вперёд шагнул сюжет. Из банальной истории о герое, который идёт убивать дракона, здесь у нас история с перемещениями во времени, четырьмя кристаллами и четырьмя же демонами, их охраняющими, а также плот-твисты уровня 1987 года и тонны косяков и нестыковок из них вытекающих. Назвать такую историю хорошей трудно, однако, это был огромный шаг вперёд. Что-то более комплексное, чем описанное в Dragon Quest, в те времена смотрелось свежо и оригинально. Был даже целый сайдквест, который позволял развить профессии персонажей и сделать их сильнее.

Среди прочих нововведений можно упомянуть карту миру, которая стала гораздо больше и, соответственно, увеличившееся количество точек интереса. А для изучения этой карты был введён транспорт. Нам дадут поплавать на каноэ, поуправлять кораблём, прокатиться на подводной лодкой и полетать на эиршипе.

Но, при всех достоинствах игры, у неё был большой недостаток - это ЖРПГ 1987 года, а следовательно, это запредельная сложность, случайные бои на каждому шагу и тонны гринда, без которого невозможно продвинуться дальше. Боевая система сломана, ведь в ней отсутствует такая банальная вещь, как переадресация атаки, а заклинания не работают так, как должны, или не работают совсем. Впрочем, большинство проблем были исправлены в переизданиях. Но только при игре в эти самые переиздания всплывает главный подводный камень первой FF — она совершенно пустая. Да, Final Fantasy продвинутее, чем Dragon Quest, но только в сравнении с Дрегон Квестом она и побеждает. Малое количество контента, путь к которому лежит за унылейшим гриндом, отсутствие в игре интересных персонажей, примитивная боёвка и бредовый и абсудрный сюжет - это всё, что вы найдёте в более продвинутых версиях на ПС1, ГБА и ПСП. Стоит ли играть в эту игру сейчас? Если только в качестве исторического интереса. И только в версии ГБА или ПСП, как самые играбельные.

Вывод: Неиграбельный кусок кода, который будет вам сниться в кошмарах ещё долго после прохождения игры.

В 1988 году, после успеха первой части, фирма Square выпускает следующую игру в серии Final Fantasy. Решив, что написать сценарий, продолжающий историю первой игры слишком сложно, Square пошли оригинальным путём - придумали полностью новую игру, использующие некоторые элементы первой части, превратив сериал Final Fantasy в некое подобие антологии, где игры хоть и не связаны между собой по сюжету, но близки по духу и используют некоторые общие элементы, вроде имён персонажей, названий и прочего. Начиная с этой игры, несвязанность одной номерной игры серии с другой становится визитной карточкой сериала.

Final Fantasy II - странный представитель жанра JRPG, так как очень многие её элементы заимствованны из западных ролевых игр. Во-первых, это ролевая система. В отличие от первой части, в FFII нет классов, которые мы выбираем в начале и не можем изменить в процессе игры. Все герои могут пользоваться любым оружием и носить любую броню, и, словно The Elder Scrolls, при использовании автоматически прокачивают навыки использования какого либо типа вооружения и ношения брони. Также была отброшена классификация мощности заклинаний с изменением окончаний, по типу: cure, curaga, cureaja. Теперь при применении заклинания оно растёт в уровнях, обозначаемых цифрой. Разработчики полностью отказались от уровней героев, вместо этого заставляя нас прокачивать умения напрямую, что до сих пор смотрится оригинально для японской ролевой игры. Вторым важным изменением является диалоговая система сменившаяся с типичного для jrpg нажимания кнопки "далее", для появления на экране следующей реплики, на систему кодовых слов; При появлении в реплике персонажа, с которым мы ведём диалог, кодового слова мы можем запомнить его и после сказать это слово для появления следующей реплики. Пошли ли эти изменения на пользу? Однозначный ответ дать нельзя. С одной стороны это интересный эксперимент по совмещению японского и западного подхода к геймдизайну, с другой — местная ролевая система несбалансированна, а диалоговая попросту не работает — вместо толковых диалогов мы имеем «прощупывание» нужной реплики, чтобы продвинуться дальше по сюжету.

Кстати, о сюжете — начинается игра с поражения нашей партии от рук чёрных рыцарей, после чего трёх из четырёх наших протагонистов спасают от смерти повстанцы. Далее сюжет повествует нам о борьбе повстанцев, под предводительством принцессы Хильды, с агрессивной империей, захватившей принадлежащее ей королевство. Как бы шаблонно эта завязка не выглядела, в сценарии присутствует несколько любопытных поворотов и множество интересных ситуаций, вроде поселения в чреве гигантского морского чудовища или целой сайд линии про фракцию драгунов и её историю, но во избежание спойлеров я не буду распространяться. Сюжет в Final Fantasy II, по сравнению с первой частью и большинством игр того времени, значительно похорошел. Авторы игры смогли в драматичное повествование, у героев появилась хоть какая то индивидуальность и мотивация, да и задача теперь не сводится к банальному собиранию четырёх элементов с боссфайтом в конце. Это большой шаг вперёд для серии и жанра — в FFII сюжет действительно хорош, причём настолько, что в следующий раз что-то сопоставимое мы увидим только в Final Fantasy VI.

Но, у этой игры есть и явные проблемы. Например дизайн уровней. В этой игре одни из худших подземелий в серии. Излюбленный приём дизайнеров уровней этой игры — ставить на пути двери, за которыми скрываются пустые комнаты с несколькими битвами, что раздражает и тратит впустую время игрока. Сломанная боевая система, недуг первой части – перекочевала и сюда. Переадресации атак по прежнему нет, а для игры на 90% состоящей из боёв - это плохо.

Final Fantasy II - хорошая игра для своего времени, хоть и не лишенная недостатков. Самый сильный её аспект — отличный сценарий и наличие хоть какой то проработки мира (те же драгуны и их история), к тому же — FFII первая часть сериала пытающаяся привнести драматичность в повествование. Слабые её стороны — левелдизайн и геймплей. К сожалению, для игры — это критично, и несмотря на прогресс сделанный со времён первой части, язык не повернется назвать FFII хорошей игрой в наше время. В 1988 году — да, но не сейчас. И хоть лично мне она нравится, я понимаю, что играть в неё сейчас стоит только из археологического интереса.

В переизданиях была улучшена графика, музыка и починена боевая система, что позволяет оценить их на балл-два выше.

Однозначно, Final Fantasy II была значительным шагом вперёд — больше, насыщеннее и интереснее предшественницы. Хоть она и обладала несколько отличным от первой части геймплеем, именно в FFII появились многие элементы, ассоциирующиеся с сериалом Final Fantasy, такие как: усатый изобретатель Cid, огромные ездовые птицы Chocobo и отсутствие прямой связи между играми серии. Чем же является Final Fantasy III? Говном.

В этой части на смену бесклассовой системе развития персонажей, придуманной в FFII, приходит система профессий. Я вижу в этом закономерное развитие идей первой части, только если там мы обозначали роли в начале и не могли сменить по ходу прохождения, то в здесь игрок волен переключаться между профессиями по ходу игры, настраивая состав партии под свои нужды. В теории это даёт нам большую вариативность и возможность проходить игру разным составом партии множество раз. На деле же местный геймдизайн устроен таким образом, что в определённой ситуации нам нужен определённый состав партии. Примеры? Герои видят в полу дыру и один из них говорит, что они смогут попасть в неё если уменьшаться, что предполагает наличие в партии белого мага. После уменьшения мы попадаем в туннель со случайными встречами, а так как персонажи под статусом «мини» наносят 1 единицу урона, то чтоб продвигаться по этому туннелю нам необходимо иметь в партии как минимум 2 чёрных магов. И в этом вся FFIII, она попросту не использует потенциал своей ролевой системы. Зачем нужна возможность выбора профессии, если игра предполагает определённый состав партии на каждое подземелье и босса?

После заметно более проработанного и драматичного сюжета второй части, было бы закономерно ожидать развития именно её идей, но, к сожалению, и тут разработчики решили сделать референс в сторону первой части. Опять кристаллы, опять спасение мира. Честно говоря, я даже не знаю что можно сказать о сюжете этой игры. Он слишком пустой и банальный. В начале вы играете за четырёх подростков, попавших в пещеру и обнаруживающих там кристалл ветра. Кристалл сообщает протагонистам, что они избранные и должны восстановить баланс сил в мире, после чего он делится с ними своей силой и выдаёт вам базовые профессии. Завязка, как и в случае с FFII банальна, но если там из банальной завязки вытекает весьма интересный сюжет, то тут такого нет и в помине. Там где в FFII были пусть и не самые глубокие, но персонажи с именами, предысторией и какими-то индивидуальными чертами, в FFIII безымянные болванчики. Список можно продолжать, но я думаю что и так становится очевидно: Final Fantasy III — это большой шаг назад обратно к первой части.

Вообще, главная проблема этой игры точно такая же как и у первой части — отсутствие индивидуальности. Безусловно, FFIII во всём лучше первой части, но на фоне вышедшей между ними второй — обе игры меркнут. В Final Fantasy III нет ничего что могло бы зацепить игрока: ни интересного геймплея, ни сюжета, ничего, полностью стерильная JRPG, каковой и была первая часть в своё время. И оттого ещё страннее то, что именно третий выпуск сериала Final Fantasy в 2007 году получил полноценный трёхмерный ремейк для портативной консоли Nintendo DS. Помимо понятных технических улучшений и нескольких мелких нововведений, преобразился и сюжет: появилась предыстория того, как герои встретились, а так же они получили имена и по одной черте характера. Спасает ли это сюжет? Конечно же нет. Непонятно чем руководствовались Square, выбирая настолько не выдающуюся игру для ремейка.

Отдельного упоминания заслуживает невероятно сложный последний босс. Мало того что перед ним нужно пройти длинное подземелье с несколькими боссами без возможности сохраниться, так ещё и сам босс для победы над ним требует огромного количества времени для прокачки определённого набора профессий (босс рвёт ЖОПУ). Можно было бы простить это игре, если бы она того заслуживала и как-то компенсировала затраченное на гринд время, но она того совсем не стоит — финал, под стать игре, очевидный и скучный (ГОВНЯНЫЙ)

Подводя итог, можно сказать: вышедшая в 1990 году Final Fantasy III ничем не способна удивить игрока: ни геймплеем, ни сюжетом. Абсолютно не выдающийся выпуск сериала, который хоть и лучше первой части (небольшое достижение, надо признать), но во всём хуже второй. Очень блеклая игра, которую не хочется рекомендовать даже в историческом контексте (ТУПОЕ ГОВНО)

DS версии игры можно накинуть лишний балл-два за её технические улучшения и микро пролог, но не более.

Final Fantasy IV 1991 года открывала сериал в новом поколении консолей. Благодаря мощностям Super Famicom (или Super Nintendo во всем остальном мире) картинка стала красивее, качество звука улучшилось, а количество текста и возможностей должно было возрасти. Так ли всё хорошо? Посмотрим.

Вокруг этой части в некоторых странах создан целый культ, понять который частично я могу: FF IV была одним из первых блокбастеров в мире видеоигр. Но людей хвалящих её проходя/перепроходя сейчас я не в силах понять совершенно. Мне и говорить то про неё не хочется, если честно. Геймплейно игра ничего интересного не предлагает, сеттинг в очередной раз отсутствует, сайд активностей по минимуму, ну и оскорбительно тупой сценарий и постановка, как вишенка на торте. Раз в пол часа игра балует нас невероятным душещипательным самопожертвованием, которое может довести до слез ребенка лет семи, а ещё через пол часа этот персонаж удивительным образом оказывается живым, заставляя скучать или фейспалмить абсолютно любого человека вне зависимости от возраста.

Эта игра также отправляется на помойку, в ней не могу выделить никаких плюсов. Рекомендуется играть только чтобы подивиться тому, какое говно может нравится людям (не играйте вообщем, а если собираетесь, то пощупайте DS ремейк аналогичный третей части).

Незаслуженно забытая FF V 1992 года выпуска был любопытным экспонатом. Пятёрка развивает систему профессий из третьей части и делает это неплохо: работает всё так же, но теперь в этом есть стратегическая глубина, т.е. вас не загоняют в искусственные условия, вынуждая менять профессию, а дают кастомайзить партию под ваш стиль игры. В целом работает это неплохо, но всё ещё достаточно простенько в сравнении с другими играми серии использующими систему профессий.

Сюжет и историю комментировать сложно: в этой игре сильно чувствуется, что разные сегменты писали разные люди. После крутой драматичной сцены часто может случится то, что нынче принято называть “кринжем”. В целом сюжет держит стандарт кретинизма начавшийся с FF III, хотя местами драма работает.

Сеттинг всё ещё по плохому смешной, сайд активностей всё ещё почти нету, ролевую систему похвалили, можно идти дальше. Хоть по тексту может сложиться обратное мнение, но FF V вполне неплохая игра, и несмотря на то, что мне она не нравится - в неё можно сыграть и получить удовольствие!

Вы всё ещё это читаете? Я очень рад, потому что мы наконец то подошли к первой действительно классной “финалке”! Вышедшая в 1994 году FFVI была огромным прорывом не только для серии, а для всего жанра в целом.

В этой игре всё как минимум хорошо, как максимум просто взрывает мозг (по хорошему). Во первых: в ней мы получили здоровенный внятный сценарий и сюжет, который хоть и не лишён нелепых шуток и неровностей, всё ешё можно адекватно воспринимать и увлечённо следить за ним. Во вторых: это твист в примерно середине игры, полностью меняющий структуру, поясню далее. Первая половина это хорошая история про “добрых” героев воюющих со “злой” империей. Тут есть тупое говно про “империя это зло потому что всех захватывает”, но с этим я готов мириться, ведь если так подумать - это поинт многих не только жрпг, а в принципе произведений искусства. Другое дело, что в хорошем романе тебе пояснят, что у обеих сторон конфликта “рыльце в пушку”, но этот вопрос оставим на отдельную статью) Далее спойлер для игры двадцатилетней давности: первая половина - линейное приключение, в середине игры главный гад угрожает нам взорвать мир на части и… взрывает. Я такое мало в каких играх видел, а в жрпг так вообще ни разу! Но мало того, меняется и структура повествования - вторая половина игры это полноценный опен ворлд с сайд квестами, где мы можем находить и возвращать себе в партию героев, которых катаклизм раскидал по миру.

Геймплей в этой части просто пушка: нам наваливают целых четырнадцать персонажей со своими уникальными навыками и позволяют в любой момент собрать из них партию, что открывает большой тактический простор. В остальном же это всё что мы видели в предыдущих частях, но сделанное лучше и с новыми фентебобелями. Музыка и графика самые сочные в своём поколении, но оно и сейчас отлично выглядит и звучит.

Подведем итог и по FF VI, и по всем играм периода Famicom - Super Famicom: Final Fantasy до шестой части был дерьмовым и мало играбельным сериалом, который не смотря на все его недостатки усердно пытался из игры в игру по разному развлечь игрока и привнести в свою же формулу что то новое. И если в пятой части мы увидели попытку довести до ума систему профессий, то шестая часть стала первой по настоящему хорошей игрой, движущей сериал и жанр вперед. Даже пройдя её сейчас можно получить массу удовольствия, а значит проверку временем она прошла и рекомендуется к ознакомлению всем непосвященным)

В следующей части поговорим об играх PS1 эпохи и разберем куда двинулась серия в эти годы, а пока я прощаюсь. Подписывайтесь и комментируйте, буду рад пообщаться!)


С долгожданным выходом пятнадцатой «фантазии», релиза которой фанаты серии ждали долгие десять лет, мы решили поставить точку в извечном споре о том, какая часть Final Fantasy лучшая.

Время покажет, какое место в истории займёт последняя игра во франчайзе, однако совершенно ясно, что Final Fantasy XV будут неизбежно сравнивать с другими, более любимыми (пока что) и в чём-то более инновационными. Предлагаем вам окинуть взглядом богатую историю «Последней фантазии» и узнать, за что геймеры будут вспоминать ту или иную часть.

Сразу предупреждаем, что в список были включены только основные игры серии, поэтому Final Fantasy Tactics, Final Fantasy Crystal Chronicles и Dissidia в него не попали.

2. Final Fantasy X

Юбилейной части Final Fantasy была представлена честь стать первой на PlayStation 2. Сложно поверить, но с момента её релиза прошло уже пятнадцать лет. Точно так же сложно забыть легкий шок от первых обнародованных видео Final Fantasy X. Умопомрачительная по тем временам графика выглядит хорошо и по сей день. Также десятая глава впервые подарила героям реальную озвучку (правда, с переменным успехом).

А кроме того, нам представлен действительно захватывающий сюжет с отменными персонажами, среди которых на первом плане, разумеется, Тидус и Юна, чья история любви показана лучше, чем в любом другом эпизоде Final Fantasy. Не стоит забывать и об удачно обновленных битвах, а также системе сфер, которая превращала прокачку персонажей в увлекательную мини-игру.

И всё же, при всех своих неоспоримых достоинствах, десятая «фантазия» не является лучшей в серии.

4. Final Fantasy VII

«Переоцененная», «примитивная» и многие другие обидные эпитеты в последнее время стали достаточно распространенным явлением, когда речь идет о Final Fantasy VII. Но как бы вы ни относились к этой игре, нельзя поспорить с одним фактом: Final Fantasy VII изменила правила игры в целом жанре. Одна из первых ролевых игр в 3D не только стала синонимична с успехом первой консоли Sony (и разрывом отношений с Nintendo), но и поменяла отношение западных игроков к японским RPG, став залогом успеха и для других серий.

Сюжет и персонажи FF VII не примитивны, но архетипичны для целого жанра. Клауд, Тифа и Айрис стали узнаваемыми персонажами и за пределами игрового мира. И это уже не говоря об отменном музыкальном сопровождении, проверенной временем Active Time Battle и отлично функционирующей системе материй. И не стоит забывать, что, в конце концов, победителей не судят, а в плане коммерческого успеха Final Fantasy VII оставляет далеко позади все части, которые выходили до и после неё.

6. Final Fantasy XIV: A Realm Reborn

К слову о «вытягивании», вот пример настоящего возрождения из пепла. Четырнадцатая Final Fantasy вышла в свет настолько забагованной, что сами Square Enix признали её катастрофой и официально принесли извинения.

A Realm Reborn чудом смогла поменять положение вещей и представила огромный и красивый мир с гибкой системой прокачки и интуитивными битвами. А отличное визуальное и аудио оформление держат уровень, заданный лучшими играми в серии. Наконец, это просто увлекательная и захватывающая MMORPG.

9. Final Fantasy XII

На двенадцатом эпизоде серия явно столкнулась с кризисом самоопределения, что выразилось в отсутствии ярко обозначенных протагониста и центральной сюжетной линии.

Однако разработчикам удалось представить сильнейший состав персонажей, грандиозный сюжет, который затягивает игрока в мир Ивалис, а кроме того, отличные боевую систему и систему развития персонажей. С этой игрой Square Enix доблестно закрыли главу, связанную с PlayStation 2.

5. Final Fantasy IV

Final Fantasy сегодня неотделима от грандиозного и драматичного сюжета. Однако так было не всегда, и выверенные сюжетные линии не считались обязательным пунктом в ролевых играх. Новый тренд задала именно Final Fantasy IV.

Впервые геймеры могли почувствовать эмпатию к пикселизованным персонажам и играть не только ради самого игрового процесса, но и из интереса к истории. Кроме того, именно здесь впервые появляется боевая система Active Time Battle, на долгое время ставшая визитной карточкой Final Fantasy. Иначе говоря, все последующие релизы в серии многим ей обязаны.

1. Final Fantasy VI

Оценив все слагаемые успеха Final Fantasy – сюжет, геймплей, музыкальное сопровождение и другие элементы – ни к какому другому результату прийти не получилось. Вышедшая двадцать два года назад 16-битная RPG до сих пор остаётся той недосягаемой вершиной, которую Square Enix пока так и не смогла повторно покорить. Каждому из четырнадцати персонажей уделено пристальное внимание, масштабное повествование не кажется излишне затянутым, а заглавная тема Final Fantasy VI – из тех, которые, наверное, пишутся один раз за всю жизнь.

А еще шестая Final Fantasy представила одного из самых лучших злодеев в игровой индустрии – сошедшего с ума волшебника Кефку, которому (спойлер!) удаётся достичь своей цели и инициировать настоящий конец света. Главным героям остаётся спасать только то, что осталось после гибели знакомого им мира.

Несмотря на то, что каждая из игр в серии является единственной в своём роде, именно Final Fantasy VI является воплощением лучших качеств игр Square Enix, даже несмотря на все технологические прорывы, которые были совершены впоследствии.

Сможет ли Final Fantasy XV занять своё место в ряду лучших игр в серии, станет известно уже только спустя некоторое время после релиза. Пока что можно сказать, что пятнадцатая часть как минимум соответствует заданным её предшественникам стандартам. И это уже радует.

Самую первую часть, которая дала начало серии, за эту ее единственную заслугу многие перехваливают – и зря, потому что в ней почти ничего хорошего нет. Кроме, пожалуй, саундтрека Нобуо Уэмацу.

Начнем с того, что в Final Fantasy 1 неимоверное количество багов, многие из которых мешают игре. Стихийный эффект оружия, побег из боя, многие заклинания просто не работают как надо (а один спелл вообще имеет противоположный эффект от заявленного). И даже если брать не оригинал, а более поздние версии, где баги исправлены, это все равно не спасает первую Final Fantasy.

Тут фактически нет сюжета: четверо безликих героев шляются по миру в поисках четырех артефактов, а потом побеждают босса. Все, что встречается им на пути – шаблонные фэнтезийные истории в духе тех, что лишенные фантазии гейммастеры по какой-нибудь D&D предложили бы отыграть настольщикам.

Final Fantasy 1 выглядит жалкой попыткой японцев доказать, что они тоже могут сделать свою D&D с эльфами и гномами. Тут нет ничего из того, что впоследствии стало ассоциироваться с серией Final Fantasy, нет собственной идентичности. И это не спишешь на слабое «железо»: всего через год после оригинала Square выпустила на той же NES Final Fantasy II с насыщенным сценарием, яркими персонажами и ставшими лицом серии птицами чокобо.

Первая Final Fantasy бестолкова и в геймплее. Cохраняться тут очень неудобно, воскрешать павших в бою – тоже, надо или иметь в команде белого мага с заклинанием, открывающимся к середине игры, или тащить павшего товарища через рандомные бои в город. Четырем бойцам можно назначить любой из шести классов, но сменить профессию во время игры нельзя. Никаких умений у классов нет и в помине (кроме магии у волшебников): тут вор не умеет воровать. Нет, разумеется, и никакой тактики. Почти вся игра проходит в длинных и утомительных подземельях за одинаковыми рандомными боями, где враги запросто могут убить любого героя с одного заклинания.

Если бы оригинальная Final Fantasy не носила имя, которое впоследствии прославили другие выпуски, ее никто бы сегодня не вспомнил.

Final Fantasy XI Online

В соседнем топе я рассказывал о крайне удобной и дружелюбной к игроку Final Fantasy XIV: A Realm Reborn. Так вот, Final Fantasy XI – полная ее противоположность. Я не знаю ни одной игры, которая ставила бы столько преград на пути желающего в нее поиграть. Тут даже процесс регистрации настолько раздут и запутан, что многие не пройдут и его. Почитайте, например, вот этот пост или посмотрите видео, которое на протяжении 25 минут объясняет, как осилить регистрацию всех необходимых аккаунтов и где активировать каждый из необходимых ключей.

Еще до начала непосредственно игры Final Fantasy XI пропускает вас через унизительную бюрократическую процедуру, заставляя слоняться по запутанному бестолковому интерфейсу.

Затем оказывается, что в Final Fantasy XI нет никаких вменяемых настроек. Чтобы заставить игру запуститься в оконном режиме и в нужном разрешении, необходимо ставить сторонние утилиты, которые правилами пользования запрещены. Но без них играть невозможно. Настроек графики в игре нет. Регулятор громкости прячется в параметрах игрового процесса. Управление под PC не оптимизировано.

Что же до геймплея, то там игроку просто ничего не объясняется. Как в Final Fantasy 1.

Одиннадцатая часть просто выбрасывает вас в свой мир и предлагает до всего дойти самому. Однако дойти хоть куда-то со столь неудобной картой почти невозможно. Поиск NPC, которые дают квесты, и тех, кого надо для их выполнения обойти, это мучительное рутинное и очень долгое занятие. Журнал квестов не помогает вообще, а сами задания невероятно скучные.

Равно как и бои. Умений крайне мало, откат у них огромный. У одной из самых полезных способностей кулдаун, к примеру, два часа. Два. Часа. Управление неудобное. Прокачка нудная. Все тлен.

Чтобы объяснить это на примере, вот простая зарисовка. Сюжетный квест в одном из городов требует собрать полный комплект брони из четырех предметов, которые падают с врагов в подземелье. Враги сложные. Они респаунятся из воздуха где угодно, иногда прямо у вас за спиной, и сразу атакуют. Два врага вас, скорее всего, убьют. Партии на таком низком уровне никто не собирает. После смерти вы теряете опыт и возвращаетесь в город, из которого до подземелья надо бежать минут 15. Шанс дропа нужного предмета с врага около – 2%. Предметов, напоминаю, нужно четыре штуки. Я не могу представить, зачем кто-то будет этим заниматься.

Мое знакомство с Final Fantasy XI состоялось пять лет назад – игре тогда стукнуло уже девять лет. Говорят, с тех пор она поменялась к лучшему, но мне кажется, что ничего не стоит тех мучений, что несет с собой Final Fantasy XI.

Final Fantasy 10-2

До Final Fantasy X ни одна часть серии не получала сиквела. Все выпуски FF были отдельными историями, и в этом была важная часть идентичности цикла. Final Fantasy X-2 нарушила это правило, вытерла ноги о свою предшественницу и стала первым предвестником будущего краха Final Fantasy.

Final Fantasy X была отличной игрой практически во всем. FF X-2 во всем была ужасна, став и отвратительным сиквелом, и никуда не годной игрой. Кошмарные мини-игры из одного сайд-квеста переселились прямо в сюжетку. Во многих миссиях надо заниматься слепым перебором действий в надежде, что какое-то сработает. Впервые в истории серии камера стала мешать игровому процессу. Боевая система вернулась к псевдореальному времени, добавив задержку перед выполнением каждой введенной команды – что, в свою очередь, на корню уничтожило всю тактику. В рандомных боях повсеместно встречаются враги, убивающие с одной атаки. Баланса не существует. Зато посмотрите, какие переодевашечки!

Героиня оригинальной «десятки», бывшая прилежной послушницей, здесь превратилась в пустоголовую поп-певичку. Сеттинг с мрачной безнадеги переключился на праздное веселье. Распри между разными социальными группами разрешились при помощи… песни героини.

Зная, о какую историю и о какой мир эта игра вытирает ноги, становится совсем плохо. Даже музыка, главное достоинство и первой части, и одиннадцатой, тут «не та».

Говоря о Final Fantasy X-2, хочется провести аналогию с одним известным фильмом. Это была история о спасении мира, о самопожертвовании, о новой надежде. А после выхода этой ленты ее создатели взяли тех же персонажей и засунули их в новый фильм про позитивчик и песенки. Final Fantasy X-2 – это Star Wars Holiday Special.

Final Fantasy 4: The After Years

Продолжая аналогии с фильмами, хочется вспомнить Silent Night, Deadly Night Part 2: там режиссеру дали бюджет только на то, чтобы он перемонтировал снятое для оригинала и выдал это за сиквел, но он взял и снял новый фильм (очень плохой и смешной).

В случае с Final Fantasy IV: The After Years режиссеру Такаси Токите дали денег на сиквел, а он просто перемонтировал оригинал.

Казалось бы, что может быть хуже сиквела, который извращает оригинал до неузнаваемости, плюет на его посыл, на его сеттинг, на все хорошее, что в нем было? Разве что сиквел, который просто копирует своего предшественника. В музыке, подземельях, боях, происходящих событиях – во всем. Оказываясь при этом закономерно хуже – хотя The After Years вышла на целых 17 лет позже Final Fantasy IV.

В геймплейном плане The After Years особенно плоха. Вся игра поделена на 8 эпизодов – в каждом свои герои. Никакого контроля за составом партии или прокачкой там нет, игра фактически идет по рельсам с начала до конца, а бои в ней настолько простые, что за прохождение The After Years я прочел половину «Песни льда и пламени», благо на экран во время сражений можно было не смотреть. В финале, когда все герои собрались вместе, оказалось, что из них к последнему подземелью готов только один. Все остальные (прошедшие свои сюжетные линии без проблем) местным рядовым монстрам и в подметки не годятся. Отличной игре – отличный баланс!

Final Fantasy: All The Bravest

С каждым пробитым дном вопрос «куда же еще хуже» звучит все острее. Final Fantasy: All the Bravest на него отвечает максимально лаконично: хуже – это когда перед нами вообще не игра.

В All the Bravest нет ни сюжета, ни нормальной боевой системы, ни, если уж напрямую, геймплея вообще.

Тут есть только экран боя, где непомерно живучим врагам противостоят сразу несколько десятков персонажей, атакующие по вашему прикосновению. Почесали экран – герои сделали ход. А потом их сдувает своей (любой) атакой босс. Нужно призывать героев заново, а для этого вскоре придется платить.

Final Fantasy: ATB – это просто наглая выжималка денег из игроков. Без цели, без контента и без совести. Square Enix потом исправилась, выпустив на мобильных устройствах Final Fantasy Record Keeper – тоже free-to-play без сюжета и про битвы из популярных частей серии, зато с настоящей боевкой, тактикой и без вымогательства. А вот FF: ATB – это стыд и позор, до сих пор доступный в App Store и Google Play. Своим существованием игра напоминает, насколько Square Enix наплевать на ценность бренда Final Fantasy.

У большинства игроков Final Fantasy ассоциируется с чем угодно, только не с MMO. Обсуждая номерные части, онлайновые Final Fantasy 11 и Final Fantasy XIV фанаты чаще всего даже не вспоминают. Справедливо ли это? Касательно FF 11 можно поспорить, но вот FF XIV оказалась катастрофически провальной – поклонников серии легко понять. Главе Square Enix даже пришлось извиняться, а руководители разработки игры были уволены. Но компания не сдалась и бросила все ресурсы на перезапуск проекта, который неожиданно для всех получился удачным.

Обновленная Final Fantasy XIV, в отличие от своей предшественницы, делает все для того, чтобы игроку было удобно. Она не заставляет тратить десятки часов на нудную прокачку и позволяет пройти почти весь свой контент самостоятельно, без «статика» с голосовым чатом.

Игра взяла лучшие наработки World of Warcraft и переосмыслила их; она не принуждает, но предлагает присмотреться к огромному количеству побочных заданий; тут всегда найдется чем заняться.

И несмотря на свой жанр, это определенно Final Fantasy. Особенно это видно в сюжетной линии единственного на данный момент дополнения Heavensward. Это линейное путешествие по новым удивительным местам в компании необычных и проработанных персонажей – с полагающимися поворотами сюжета, зрелищными кат-сценами и запоминающимися сражениями. Для фаната Final Fantasy это, пожалуй, лучшее, что выходило в серии за последние десять лет.

И на этом список достоинств Final Fantasy XIV: A Realm Reborn не заканчивается. Здесь и отличная локализация, и уморительно смешные сайд-квесты, и множество сложных опциональных боссов с интересными механиками, и красивейший мир с детально проработанной историей и культурой. И, что самое важное, истории предыдущих Final Fantasy органично вплетены в сюжет. Например, ключевые действующие лица Final Fantasy 3 здесь стали героями необязательного задания, которое растягивается на три рейда. Фактически это переосмысления финальных этапов третьей части, чувствуете, какой подарок фанатам? И замечательно тут то, что перезапущенная Final Fantasy XIV остается самостоятельной игрой, а этими «ремиксами» старых частей лишь дополняет и расширяет собственный мир игры.

Final Fantasy 7

Игра, подарившая серии и жанру безумную популярность, неплохо держится и 20 лет спустя. Забавно, но все те вещи, которые принесли ей успех в 97-м, больше не актуальны. В те давние времена игроков заманивали заставки и графика, а затем покоряли блокбастерность и пафос.

Это была одна из первых игр, которые мы сегодня называем «ААА»: огромный бюджет, максимальная зрелищность, невероятная маркетинговая кампания, попытка охватить максимально широкую аудиторию.

FF VII впитала в себя многие характерные для популярнейшего жанра сенен черты, ведь в первую очередь создавалась она для тинейджеров. Подростки были в восторге от двух безбожно крутых персонажей, хмуро машущих своими мечами непомерных размеров. История начиналась с экологического терроризма и заканчивалась спасением планеты от огромного метеорита, а приемы персонажей (и особенно призываемых существ) в бою смотрелись невероятно зрелищно.

Всем этим сейчас, конечно же, никого не удивишь.

Но FF VII есть чем порадовать и современного, куда более взрослого геймера. В ней практически все аспекты на удивление хороши – кроме перевода, в котором грамматические и смысловые ошибки встречаются на каждом шагу. Несмотря на низкую сложность, в игре очень глубокая боевая система, позволяющая пробовать десятки подходов к игровым ситуациям. Почти каждый этап тут предлагает собственную механику, разнообразящую прохождение.

Что особенно интересно, в FF VII почти все действия героя выведены непосредственно в игровой процесс силами мини-игр. И это задолго до эпохи QTE!

А еще Final Fantasy VII удивительным образом сочетает и балансирует совершенно разные вещи: тематическую целостность и эмоциональную непостоянность, линейность и открытость.

Final Fantasy VII не просто хороша во всем – этого было бы мало. Она поистине уникальна, она полна таких решений, которых больше не встретишь нигде.

Final Fantasy 10

Во всех предыдущих частях мы шлялись по миру вместе с группой героев, которых свела вместе судьба, но именно Final Fantasy X нашла идеальную нарративную оболочку для такого путешествия. В Спире, мире игры, протагонист – такой же гость, как и мы. Вместе с ним мы познаем сеттинг и знакомимся с персонажами.

Final Fantasy X выстроена как роуд-муви, где каждый пункт в пути, каждая встреча и каждое событие все глубже раскрывают особенности этого странного мира. Игра концептуально целостна и, в отличие от FF VII, идеально выдержана и в эмоциональном плане. Спира обречена – позитивные сцены тут существуют лишь для того, чтобы оттенять всеобщую безысходность.

А еще в Final Fantsy X есть очень грамотно поданная любовная история с отличным финалом. Это редкость для видеоигр вообще.

Что до геймплея, Final Fantasy X отбросила пережиток старых времен – систему ATB, пытавшуюся добавить искусственной динамичности в сражения. Игра перешла к максимально честным пошаговым боям.

«Десятку» часто упрекали в чрезмерной линейности, которая, впрочем, была сюжетно обоснована и отчасти иллюзорна. Мир игры был целостным, свобода передвижения по нему часто не была ограничена. Это все та же Final Fantasy, что и раньше, только более сжатая, насыщенная.

FF X смогла нащупать грань, за которой игра не превращалась в коридорное «кинцо», но становилась еще ближе к современным блокбастерам.

Во всю эту красоту, к слову, можно без проблем поиграть сегодня – на PS3, PS4 и PS Vita доступен HD-ремастер как оригинальной Final Fantasy X, так и ее продолжения Final Fantasy X-2. Вторая часть далеко не так хороша, как первая, но она идет с ней в комплекте.

Final Fantasy Tactics

В цикле Final Fantasy очень много спин-оффов – больше, чем номерных частей. Некоторые из них превосходят основную линейку: на мой взгляд, фансервисные Dissidia и Theatrhythm гораздо лучше многих выпусков серии, которым они отдают честь. Но по большей части все эти ответвления так себе – не самые худшие выпуски, но и не лучшие. За исключением одного.

Final Fantasy Tactics я уже расхваливал совсем недавно, когда рекомендовал ее к покупке на мобильных устройствах.

Повторюсь: FF Tactics – это одна из наиболее серьезных и взрослых историй в серии. Это интриги, заслуживающие сравнения с «Игрой престолов». Это потрясающая локализация, которая позволит вам открыть для себя новые грани английского языка.

И это, конечно же, тактика, в которой на ход боя влияет огромное множество факторов, а каждому из нескольких сотен умений можно найти применение. FF Tactics – невероятно глубокая и вариативная игра, дающая безграничный простор для тактического самовыражения. И, хоть она и не выходила на PC, для нее уже есть множество модов, корректирующих баланс, вносящих новые элементы, повышающих сложность – все что душе угодно. В Final Fantasy Tactics можно играть вечно.

Final Fantasy 12

Ясуми Мацуно, создатель Final Fantasy Tactics, так и не завершил свой magnum opus: в середине разработки Final Fantasy XII он был вынужден уйти с поста сценариста и режиссера игры, покинув Square Enix. Компания же выкинула из FF XII половину запланированного контента – игру нужно было поскорее выпустить.

Даже в таком виде Final Fantasy XII оказалась самой масштабной и самой прорывной JRPG своего времени.

Final Fantasy XII фокусировалась на своем мире – большом, открытом, детально проработанном и густонаселенном. Здесь чувствовались масштабы городов, а их окрестности кишели местной живностью: игра отказалась от рандомных боев, и встречи с врагами происходили там же, где эти враги непосредственно находились. Геймплей больше не прерывался каждые несколько секунд на форсированную битву на арене – при желании можно было просто пробежать мимо агрессивных противников, не тратя лишнего времени.

Final Fantasy XII показала, как JRPG могут расти, эволюционировать, не теряя при этом своей идентичности, своих ключевых элементов. Она сохранила условную пошаговость и тактическую глубину, создав благодаря системе гамбитов настоящую, а не симулированную динамичность. Действия всех членов команды автоматизировались, настраивались лично игроком и адаптировались под конкретные ситуации. А при желании всегда можно было взять в свои руки контроль над любым из бойцов. И это самый большой шаг вперед в истории всего жанра JRPG.

В сюжете Final Fantasy XII так же, как и Tactics опиралась на дворцовые интриги, однако сместила фокус на личные истории двух ключевых персонажей.

Final Fantasy XII – одна из редчайших JRPG, где сюжет подается очень тонко, где игроку нужно внимательно следить за повествованием, чтобы уловить все его важные нюансы.

И даже несмотря на непостижимое количество выкинутого контента, Final Fantasy XII по его количеству уступает разве что ММО-выпускам серии. Полсотни уникальных опциональных боссов, огромный мир для исследования, сотни NPC, не стесняющихся комментировать все происходящие события, куча секретов…

В начале следующего года дополненное издание Final Fantasy XII впервые официально выйдет на английском языке в виде HD-ремастера. Лучшего подарка и не придумать.

8. Final Fantasy VIII

Когда твоим предшественником является игра, изменившая положение вещей в рамках целого жанра, очень непросто соответствовать завышенным ожиданиям. После грандиозного успеха Final Fantasy VII в восьмую часть попытались впихнуть всё, что только можно: политические интриги, проблемы тинэйджеров, историю любви и многое другое. Очевидно, большим амбициям суждено было столкнуться с неким неприятием со стороны фанатов.

И всё же, восьмая «фантазия» продемонстрировала феноменальный прыжок в плане графики в сравнении с приквелом. А система привязок, несмотря на отдельные недостатки, предоставляла большие возможности для настроек статусов героев. Наконец, здесь звучит один из лучших саундтреков в серии, а в случае с Final Fantasy это говорит о многом.

7. Final Fantasy V

В третьей части Square создали систему профессий, но именно в пятой «финалке» эта идея была реализована надлежащим образом. В игре предусмотрено свыше двадцати классов: от традиционных магов и воинов до экзотических химиков, танцоров и даже мимов. Позже FFV позволяет комбинировать отдельные умения, что создаёт огромные возможности для создания партий.

Здесь мы говорим как раз о том случае, когда отработанный увлекательный геймплей практически целиком вытягивает действительно слабый по меркам серии сюжет.

3. Final Fantasy IX

Вышедшая уже на закате эпохи первой PlayStation, девятая «фантазия» стала одним из наиболее высоко оцененных пополнений в серии, но также и наименее коммерчески успешным. Судя по всему, новое поколение фанатов, полюбившие футуристические миры из предыдущих двух частей, не смогло целиком принять резкую смену курса на ностальгию.

Однако мультяшные персонажи, классический сеттинг и упрощенный игровой процесс помогли Final Fantasy IX найти свою преданную фанатскую базу. При этом, за внешней беззаботностью скрывается достаточно мрачная сказка, основной темой которой является смерть.

Нельзя и не отметить, что именно эта игра в серии является любимой у Хиронобу Сакагути, отца всего франчайза Final Fantasy.

10. Final Fantasy X-2

Final Fantasy X-2 во многом пришлось стать первой во франчайзе. Первое прямое продолжение истории достаточно сильно поменяло общее настроение игры, сделав его более легковесным, что было воспринято некоторыми фанатами в штыки. Однако те, кто решил дать FFX-2 шанс, открыли для себя одну из лучших боевых систем в серии, а также превосходную систему классов, перекочевавшую прямиком из незаслуженно забытой Final Fantasy V. И, разумеется, в игре есть до неприличия приставучая заглавная песня.

Читайте также: