Факты о вархаммер 40000

Обновлено: 04.07.2024

Фэнтезийный Warhammer — это мир, в котором вам вряд ли захотелось бы жить. Если сравнивать его с каким-то из исторических периодов нашей планете, то ближе всего будет раннее Новое время в Европе, но хотя тому периоду у нас приписывают подъем науки, искусства, гуманистических ценностей, в Warhammer Fantasy на это внимание почти не обращают, потому что в центре внимания — война всех со всеми. Вернее, всех с Хаосом.

Тридцать с лишним лет Warhammer Fantasy копила истории, имена, народы и правила. Вышедшая неделю назад Total War: Warhammer основана на последней, восьмой редакции сеттинга. Последней во всех смыслах — Games Workshop официально прекратили поддерживать старый мир и построили на его костях новый. Но до этого мы еще доберемся.

Главное, что Total War: Warhammer вместе со грядущими дополнениями и продолжениями (а Creative Assembly уже заявляли, что намерены делать трилогию) — это своего рода лебединая песнь мира, который в какой-то момент напрочь затерялся в тени родственного Warhammer 40K (повторимся, никак с фэнтезийным «Вархаммером» не связанного, если не считать миллионов гипотез и нескольких совпадающих имен). Причем этому миру во многом до сих пор не было равных.

Кое-что о Warhammer Fantasy мы уже писали. Но как насчет восстановить общую картину? Люди, орки, вампиры, Хаос, эльфы, крысолюды, Сигмар, Горк и Морк… кто все эти люди? И что тут вообще к чему?

Чтобы примерно представить себе устройство мира, проще всего разложить его по населяющим его народам.

Как устроен мир Warhammer

Империя — просто Империя — самая крупная страна Старого Света. С ее же позиции рассказывается большая часть историй про Warhammer, это такое государство-протагонист. Когда-то давно ее основал человек по имени Зигмар — местный Конан-варвар, который объединил под собой множество людских племен, подружился с дварфами и вместе с ними разбил орду орков в легендарной битве у перевала Черного Огня, был коронован императором, правил полвека, в процессе играючи дав пинка хаоситам-северянам и нежити некроманта Нагаша, а потом куда-то ушел. Больше его никто не видел, но с тех пор Зигмару начали поклоняться как богу. Сейчас Империя — это что-то вроде Священной Римской Империи, с курфюрстами, инквизицией и Рейксгвардией. Правит ей император Карл Франц — не бессмертный, в отличие от Императора человечества из Warhammer 40K, но все равно достаточно крутой, чтобы летать в бой на грифоне.

Второе по важности людское королевство (а важность в Warhammer измеряется прежде всего наличием своей книги армий с предысторией и информацией о механике войск) — Бретонния. В ранних редакциях Warhammer делался особый акцент на том, что основная черта Бретоннии — это замшелость и декаданс, но сейчас это прежде всего страна с своими королями артурами и рыцарями, но при том основанная, вроде бы, на нашей Франции. А еще здесь поклоняются своей Владычице Озера, которая на самом деле манипулирует бретонцами, чтобы они делали грязную работу за лесных эльфов.

Как устроен мир Warhammer

Кислев — это Россия. Вернее, что-то среднее между всеми славянскими государствами, где всегда холодно, есть медвежья кавалерия и села с названиями типа «Курск». Далеко на востоке простирается самое большое людское государство в принципе — Катай, срисованный (ни за что не догадаетесь) с Китая. Косящая под Италию Тилея — несколько независимых городов-государств, уживающихся друг с другом анархичным, но ровным строем. Есть свои Англия, Япония, Аравия и так далее. О северных племенах говорить здесь не станем — эти ребята идут под знаменами Хаоса.

Как устроен мир Warhammer

Как устроен мир Warhammer

В отличие от Империума из Warhammer 40K, зигмаровская Империя вполне способна ужиться с другими расами. Эльфы и дварфы — обычные союзники людей, и все вместе эти три расы — ближе всего к традиционному фэнтезийному добру. С традиционными фэнтезийными фишками, вроде того, что эльфы — хорошие волшебники и гнусные гедонисты, а дварфы пьянствуют и изобретают.

Но есть у них и чисто вархаммерские тараканы. Например, одна из главных дварфских реликвий — огромная Книга Обид, в которую они записывают, что логично, все случаи, когда их кто-то как-то обидел. Не заплатили за работу — обида. Неправильно обратились по имени — обида. Искупают обиды дварфы по старинке: топором в лоб. Еще у дварфов популярны культы смерти. Когда дварф теряет что-то важное или понимает, что прожил жизнь неправильно, он укладывает волосы в оранжевый ирокез и идет искать бой, в котором его гарантированно убьют. Но тут парадокс: поддаваться у дварфов тоже не положено, поэтому, даже нарвавшись на тролля, они рискуют выйти победителями.

Как устроен мир Warhammer

С эльфами все чуть сложнее просто потому, что они исторически разделились на три разновидности. Темные эльфы отбились от высших в ходе гражданской войны, когда их лидеру Малекиту не позволили стать эльфийским королем-фениксом (что характерно, в ходе последних событий установили, что ему это было предначертано), и теперь они плавают по морям, грабят все подряд, поклоняются эльфийскому богу войны и огня Кхейну (не путать с Кхорном), и временами, пока никто не смотрит, похотливому Слаанешу. Лесные эльфы дружат со злобными духами леса, часто включают режим психопата и в принципе уже смирились с тем, что Хаос победил, и уже нет смысла что-либо делать. А высшие — просто высокомерные ублюдки, которые постепенно вымирают. Зато lawful good.

Как устроен мир Warhammer

Как устроен мир Warhammer

Как устроен мир Warhammer

Первые вампиры появились примерно в том же месте, что и короли гробниц, но чуть раньше. Овампиренный двор королевы Нефераты был изгнан, и впоследствии нашел место в Старом Свете — и понеслось.

Интересно, что вампиры в Warhammer, пускай и руководят низшей нежитью, относятся к людям, как к животным, и вообще производят жутчайшее впечатление, не обязательно оказываются враждебными по отношению к окружающим. В мире достаточно мирных вампиров, которые незаметно интегрируются в общество, блюдут свой «маскарад» и закупают кровь на своих черных рынках. А действительно злые и могущественные вампиры воюют не для того, чтобы погрузить мир в хаос, а как все нормальные люди — чтобы потешить эго и захватнические амбиции.

Как устроен мир Warhammer

Маленькие отвратительные крысюки. Их божество — Рогатая Крыса — однажды наказало им плодиться и размножаться изо всех сил, чтобы захватить мир. С тех пор они этим и занимаются.

Скавенов очень много, но они не дураки, и на удивление хорошо подкованы технически. Почти вся их техника питается от варп-камня — фактически, Хаоса в физической форме, который при неправильном обращении начинает вызывать необратимые мутации. Скавены, тем не менее, сумели поставить его себе на службу.

Кроме того, скавены известны своими ниндзя, биотерроризмом, а также тем, что любая подлость считается у них хорошим тоном. Они предают всех: союзников (даже Нагашу от них крупно досталось) и друг друга. Давно никого не предавали? Пора срочно исправлять.

Как устроен мир Warhammer

Хаос — движущая сила практически всех историй по Warhammer. Все могут сколько угодно воевать со всеми, но в конце концов придут хаоситы и доконают всех так, что придется работать вместе.

Проявления Хаоса олицетворяют боги, среди которых выделяют четверых — Тзинча, Нургла, Слаанеша и Кхорна. Иногда сюда приписывают еще пятого, Малала, но о нем в контексте Fantasy вспоминают один раз из ста, если очень повезет. И на самом деле боги Хаоса не то, чтобы злые — у них просто специфические увлечения! И эти увлечения переносятся на то, что происходит в мире. Кхорн — весь про ярость, войну и потрошение заживо. А двуполый Слаанеш, например, превращает людей в феерических извращенцев. И наблюдает.

Как устроен мир Warhammer

Воюют за Хаос в основном разного рода северяне, похожие то на скандинавов, то на монголов (на севере раскинулись пустоши, где влияние Хаоса особенно велико), мутировавшие и отупевшие зверолюды, презирающие цивилизацию в любом виде, ну и демоны — не такие сильные, как в 40K, зато куда более многочисленные. Ведет за собой хаоситов Архаон Навеки Избранный — некогда последователь Сигмара, однажды настолько разозлившийся, что перешел на темную сторону силы. Как и все Навеки Избранные до него, он смертен, но об этом все давно уже, кажется, забыли.

Как устроен мир Warhammer

С орками все достаточно просто: Хаос несет смерть с пафосным безумием, а эти просто хорошо проводят время. И когда они хорошо проводят время, поверьте, вы захотите быть как можно дальше от них.

Но они не злые, нет! Бывало, что зеленокожие устраивали набег на свой любимый Кислев, а спустя какое-то время радостно разбивали отряд хаоситов, тот же Кислев осаждающих. Им не важно кого бить — главное, что орки не могут без хорошей заварушки. Иначе они просто начнут рубить друг друга. Компанию им составляют мелкие гоблины, на которых тоже очень удобно вымещать ярость.

А одному из величайших орочьих воинов — Гримгору Железношкуру — однажды повезло в одиночку завалить Архаона, чтобы доказать свое превосходство. Предполагалось, что в том большом сюжетном событии (оно называлось Storm of Chaos) исход решится после того, как игроки со всего мира пришлют результаты своих партий. Хаос проиграл в большинстве случаев. Такого финала в Games Workshop не ожидали, но были вынуждены пойти на поводу — обыкновенный орочий варбосс, не напрягаясь, победил антихриста и, как следствие, всю армию Хаоса.

Впоследствии эту версию событий признали неканоничной. Но мы помним.

Как устроен мир Warhammer

Ящерицы-ацтеки верхом на динозаврах. Чуть ли не органически — злейшие враги Хаоса. Когда-то очень давно их создали Древние боги (а в Warhammer, само собой, тоже были Древние боги), оставив им указания, что делать дальше. Проблема в том, что ящеролюди не всегда правильно понимают, что там написано, и потому иногда занимаются феерическими глупостями. Но они хорошие.

А еще их сланны — огромные жабы-жрецы, со Слаанешем не связаны — самые сильные маги во всем Warhammer Fantasy, которых Древние оставили приглядывать за миром. Получается у них не очень, правда.

Как устроен мир Warhammer

Огры уверены: чем жирнее твое пузо, тем ты сильнее. Архитиран Грязус Златозуб — величайший из огрских лидеров — настолько жирный, что его приходится носить сотне маленьких гоблиноподобных гнобларов. А все потому, что огры любят кушать. Несмотря на то, что у них есть свои королевства, многие огры предпочитают быть наемниками, чтобы много путешествовать и пробовать новую еду. Часто — тех, кого они только что прикончили.

Интересный факт: огры ответственны за вырождение горных гигантов. Из-за постоянных кулинарных набегов, потомки некогда смышленого народа теперь ходят тупой грубой силой в рядах зеленокожих вместе с троллями.

Для Warhammer апокалиптические настроения — это норма. Войны, чума, древние пророчества, безумные проповедники с их «Конец уже близко!» там были всегда.

Но в Warhammer Fantasy конец все-таки настал.

В 2014 году Games Workshop запустила расширение для восьмой редакции под названием The End Times. Что там происходило? Вкратце: Хаос снова собрался с силами, ударил… и победил. Грубо говоря, все умерли, а мир рассыпался на осколки.

Зато вернулся Зигмар, поплавал по ничто, оставшемуся от старого мира, и решил сделать новый. Все это вылилось в Warhammer: Age of Sigmar. И хотя там похожие расы (даже старые миниатюры можно использовать — для них есть отдельные своды правил) и много знакомых имен (например, орочьи боги Горк и Морк объединились в одну целую Горкаморку, а вот Нагаш остался Нагашем), но с другой стороны — это уже совсем другой мир, который события Warhammer Fantasy в расчет не берет. И правила у игры стали другие. Куда менее детальные.

Как устроен мир Warhammer

Мотивация Games Workshop ясна: на фоне Warhammer 40K некогда важнейшая Warhammer Fantasy абсолютно затерялась, а вникать в нее новичкам — совершенно не с руки. Но в старой вселенной осталось слишком много интересных вещей, чтобы вот так запросто взять и избавиться от них. Почти все старые поклонники приняли перезагрузку в штыки, и их тоже можно понять.

Летом, впрочем, обещают обновить правила, и не исключено, что у Age of Sigmar есть будущее. Но даже если у этой истории будет плохой конец, не похоже, будто игры по Warhammer Fantasy делать перестанут. После Vermintide и последней Total War разработчики, похоже, только начинают входить во вкус.

История «сорокатонника» так велика и многообразна, что отыскать в варпе все артефакты старины глубокой не представляется возможным. Поэтому речь у нас пойдет в основном о малоизвестных деталях, связанных с компьютерными играми по этой вселенной.

1. Но начнем все же с корней настольной игры. В своей самой первой инкарнации от 1987 года Warhammer 40k имел другое название – Rogue Trader (не путать с одноименной ролевкой). И был весьма цветастой смесью популярных фантастических вселенных той эпохи. Хотя там уже присутствовали космодесантники, орки и эльдары в современном виде, а на Золотом троне восседал Император (правда, угодивший туда по старости), сеттинг сильно отличался от привычного, в первую очередь – отсутствием мрачности, пафоса и гротеска, а также очень, очень вольным обращением с копирайтами первоисточников вроде «Дюны» и книг Муркока. О деталях тогдашнего «Вархаммера» можно говорить долго, хватаясь то за голову, то за валидол. Например, в рядах Ультрамаринов служил библиарий-полуэльдар, один из орденов Космодесанта именовался «Радужные воины», а первым появившимся в сеттинге Инквизитором был некто Оби-Ван Шерлок Клузо. С внешностью еще более фееричной, чем кличка.

2. В дальнейшем, однако, «Вархаммер» набрался пресловутого гротеска, став одним из самых «темных» сеттингов мейстримной фантастики. За тридцать лет существования над ним работало немало талантливых писателей, художников и дизайнеров, многие из которых знакомы и далекому от «Вахи» человеку. Например, сценарист Дэн Абнетт пишет для Marvel, а дизайнер Энди Чемберс перешел работать в Blizzard. Но своим уникальным визуальным стилем «Ваха» обязана в первую очередь Джону Бланшу, художнику, который, если говорить начистоту, рисует средненько. Но зато он сумел прекрасно передать мрачную болезненную атмосферу техноготического нового средневековья, с причудливыми биомеханическими конструкциями, фетишистскими нарядами и сочетанием возвышенного с уродливым. Ни Империум, ни Хаос без Бланша не родились бы в их привычном виде. В честь Джона назван фирменный стиль художников и скульпторов, воплощающих его дизайны в миниатюрах, – «Бланшицу».

3. Недавний запуск книг серии Warhammer Adventures для юных читателей вызвал закономерный вал возмущений: дескать, взрослый и суровый сеттинг упрощают в угоду детской аудитории. Но вообще-то Warhammer Adventures – спин-офф, и возрастной рейтинг «большого» Warhammer от него не поменяется (более того, недавно анонсированные новые демоны Слаанеша щеголяют голыми молочными железами назло цензуре). На родине, в Великобритании, в отличие от США и России, игры с миниатюрами вообще считаются уделом детей и подростков, и когда-то телереклама WH40k рассказывала родителям о том, как здорово, когда ребенок занят хобби (видеоряд при этом демонстрировал всякую хаоситскую нечисть). Да и на казуальную аудиторию, в том числе и видеоигровую, Games Workshop ориентировалась всегда. Вал мобильных проектов последнего десятилетия – лишь продолжение моды 90-х, когда лицензию на «Ваху» раздавали направо и налево. Одни игры завоевали культовый статус, другие – не дожили до релиза, как, например, Aspect Warriors на Sega Megadrive, стратегия про эльдаров, от которой до нас дошли лишь три с половиной скриншота.

4. Хотя орки всегда были карикатурными вояками-раздолбаями, в ранних редакциях они выглядели словно буржуины из «Мальчиша-Кибальчиша» – носили рогатые немецкие шлемы, пиночетовские фуражки и даже цилиндры. Все изменилось с релизом настолки Gorkamorka, где дизайн зеленокожих радикально сменили в сторону рейдеров из «Безумного Макса», заодно придав их технике соответствующий постапокалиптичный вид. По «Горкаморке» пытались выпустить одноименную гоночную игру для РС и консолей, но дожила она только до демки. А вот модель багги из этой настолки, напротив, поставила рекорд долголетия – не менялась ровно 21 год, и по случаю ее переиздания Games Workshop даже выпустили отдельный ролик, провожающий древнюю машинку в закат. Кстати, пришедшие ей на смену модели, в свою очередь, щеголяют отсылками уже на «Дорогу ярости». Вплоть до того, что к капоту одной из них прикручен гретчин в наморднике Безумного Макса.

Если составить список самых проработанных вымышленных вселенных, то Warhammer окажется в первой десятке. Целый полк авторов трудился, чтобы наполнить содержанием и фэнтезийную ветвь, и Warhammer 40 000. Каждый беллетрист, сценарист или разработчик оставил свой вклад разной степени заметности.

Сегодня мы попробуем отобрать семь самых интересных вещей о Warhammer, которые вы могли не знать.

Шокирующие факты о Warhammer Fantasy

И в других аспектах есть отличия. Например, орки-сорокатысячники — грибная форма жизни, и они размножаются спорами сразу после гибели. Зеленокожие фэнтезийного розлива ничем таким похвастаться не могут. да и не захотели бы.

Шокирующие факты о Warhammer Fantasy

Имя легендарного Зигмара встречается повсюду: Сестры Зигмара, Молот Зигмара, Культ Зигмара — вполне логично, ведь именно он создал Империю людей. Сын короля Бьорна, вождя племени унберогенов, Зигмар даже родился во время битвы, окропленный кровью не только матери, но и поверженных орков, как и прославленный киммериец Конан.

В их судьбах достаточно параллелей, и это не редкость для Warhammer Fantasy. Почти все государства, топонимы и расы созданы с опорой либо на нашу историю, либо на другие вымышленные вселенные.

Шокирующие факты о Warhammer Fantasy

Шокирующие факты о Warhammer Fantasy

Да и зачем нужны эти глупые придатки, когда достаточно отчества? Точно так же именовали себя все скандинавы, пока не поддались общемировой тенденции, и только островитянам исландцам удалось отстоять традицию.

В остальном же культура дворфов не так сильно напоминает скандинавскую — взять хотя бы их привычку записывать все свои обиды и непропорционально жестоко мстить. Привычка, надо сказать, действует и на уровне отдельной бородатой личности, и на государственном уровне, когда за неудачный оборот речи развязывают долгую кровопролитную войну.

Шокирующие факты о Warhammer Fantasy

Шокирующие факты о Warhammer Fantasy

Вампиры мира Warhammer не читали и не смотрели «Сумерки», поэтому фиглярством не занимаются: это старомодные жестокие порождения ночи. И солнечный свет им неприятен до крайности. Молодой вампир по недосмотру может и погибнуть, если окажется под открытым небом средь бела дня, а старый и могущественный отделается слабостью в теле и дискомфортом.

Что же делать армиям вампиров, если какие-нибудь негодяи навяжут им дневной бой? Величайшие из них умеют собирать густые черные тучи, не пропускающие ни единого лучика. А уж в мрачной грозовой прохладе вампиры повоюют как следует. Юные кровососы лишены сверхъестественной прочности, а вот высших носферату придется рубить на кусочки, чтобы упокоить навсегда.

Шокирующие факты о Warhammer Fantasy

Одни земли уходят под воду, другие возвращаются — климат не считается с такими мелочами, как цивилизации двуногих букашек. Однако расе темных эльфов в Warhammer удалось переиграть природу на ее же поле, пусть и себе во вред. Конечно, попытка разорвать завесу, отделяющую этот мир от измерения Хаоса, вряд ли довела бы до добра, но результат вышел совсем обескураживающим. Чудовищная катастрофа уничтожила саму скальную толщу, и в пустоту хлынули воды океана. Только замки магов, примкнувших к темным эльфам, остались на плаву. Теперь эти каменные суда бороздят моря, оставляя за собой след из бедствий и разрушений.

В этом году — да и в конце прошлого — было весьма непросто увернуться от хотя бы поверхностного знакомства со вселенной Warhammer: игр выходит много и продолжает выходить. 24 мая мы наконец-то увидим Total War: Warhammer, и он, будьте уверены, откроет еще больше примечательных фактов. Например, сколько стрел будет торчать из бретонского рыцаря, когда он наконец захлебнется кровью. И хватит ли двух отрядов мертвецов, чтобы завалить ими крепостной ров.

10 фактов о Warhammer 40k, которые вы могли не знать

История «сорокатонника» так велика и многообразна, что отыскать в варпе все артефакты старины глубокой не представляется возможным. Поэтому речь у нас пойдет в основном о малоизвестных деталях, связанных с компьютерными играми по этой вселенной.

10 фактов о Warhammer 40k, которые вы могли не знать


Оби-Ван Шерлок Клузо

1. Но начнем все же с корней настольной игры. В своей самой первой инкарнации от 1987 года Warhammer 40k имел другое название - Rogue Trader (не путать с одноименной ролевкой). И был весьма цветастой смесью популярных фантастических вселенных той эпохи. Хотя там уже присутствовали космодесантники, орки и эльдары в современном виде, а на Золотом троне восседал Император (правда, угодивший туда по старости), сеттинг сильно отличался от привычного, в первую очередь - отсутствием мрачности, пафоса и гротеска, а также очень, очень вольным обращением с копирайтами первоисточников вроде «Дюны» и книг Муркока. О деталях тогдашнего «Вархаммера» можно говорить долго, хватаясь то за голову, то за валидол. Например, в рядах Улырамаринов служил библиарий-полуэльдар, один из орденов Космодесанта именовался «Радужные воины», а первым появившимся в сетмнге Инквизитором был некто Оби-Ван Шерлок Клузо. С внешностью еще более фееричной, чем кличка.

2. В дальнейшем, однако, «Вархаммер» набрался пресловутого гротеска, став одним из самых «темных» сеттингов мейстримной фантастики. За тридцать лет существования над ним работало немало талантливых писателей, художников и дизайнеров, многие из которых знакомы и далекому от «Вахи» человеку. Например, сценарист Дэн Абнетт пишет для Marvel, а дизайнер Энди Чемберс перешел работать в Blizzard. Но своим уникальным визуальным стилем «Ваха» обязана в первую очередь Джону Бланшу, художнику, который, если говорить начистоту, рисует средненько. Но зато он сумел прекрасно передать мрачную болезненную атмосферу технологического нового средневековья, с причудливыми биомеханическими конструкциями, фетишистскими нарядами и сочетанием возвышенного с уродливым. Ни Империум, ни Хаос без Бланша не родились бы в их привычном виде. В честь Джона назван фирменный стиль художников и скульпторов воплощающих его дизайны в миниатюрах, - «Бланшицу».

3. Недавний запуск книг серии Warhammer Adventures для юных читателей вызвал закономерный вал возмущений: дескать, взрослый и суровый сеттинг упрощают в угоду детской аудитории. Но вообще-то Warhammer Adventures - спин-офф, и возрастной рейтинг «большого» Warhammer от него не поменяется (более того, недавно анонсированные новые демоны Слаанеша щеголяют голыми молочными железами назло цензуре). На родине, в Великобритании, в отличие от США и России, игры с миниатюрами вообще считаются уделом детей и подростков, и когда-то телереклама WH40k рассказывала родителям о том, как здорово, когда ребенок занят хобби (видеоряд при этом демонстрировал всякую хаоситскую нечисть). Да и на казуальную аудитерию, в том числе и видеоигровую, Games Workshop ориентировалась всегда. Вал мобильных проектов последнего десятилетия - лишь продолжение моды 90-х, когда лицензию на «Ваху» раздавали направо и налево. Одни игры завоевали культовый статус, другие - не дожили до релиза, как, например. Aspect Warriors на Sega Megadrive, стратегия про эльдаров, от которой до нас дошли лишь три с половиной скриншота.

4. Хотя орки всегда были карикатурными вояками-раздолбаями, в ранних редакциях они выглядели словно буржуины из «Мальчиша-Кибальчиша» - носили рогатые немецкие шлемы, пиночетовские фуражки и даже цилиндры. Все изменилось с релизом настолки Gorkamorka, где дизайн зеленокожих радикально сменили в сторону рейдеров из «Безумного Макса», заодно придав их технике соответствующий постапокалиптичный вид. По «Горкаморке» пытались выпустить одноименную гоночную игру для PC и консолей, но дожила она только до демки. А вот модель багги из этой настолки, напротив, поставила рекорд долголетия - не менялась ровно 21 год, и по случаю ее переиздания Games Workshop даже выпустили отдельный ролик, провожающей древнюю машинку в закат. Кстати, пришедшие ей на смену модели, в свою очередь, щеголяют отсылками уже на «Дорогу ярости». Вплоть до того, что к капоту одной из них прикручен гретчин в наморднике Безумного Макса.

5. Планета Некромунда - настоящий оазис для любителей киберпанка, постапока и вестерна без всяких космодесантников, демонов и эльфов. За власть тут сражаются исключительно хомосапиенсы разной степени мутированности: от накачанных стероидами панков и феминисток-амазонок до индейцев в крысиных шкурах и религиозных фанатиков, неуловимо напоминающих ку-клукс-клан. Но при этом на Некромунде набирают рекрутов «Имперские кулаки», один из самых известных орденов Космодесанта, и именно там происходит действие начальных глав романа Йена Уотсона Space Marine - первой книги по Warhammer, выпущенной в России (в те годы, когда о «Вархаммере» у нас никто не слышал). Благозвучия ради планета была переименована переводчиком в «Некромонду», а сама книга - аж в «Инквизиторов космоса». Начинавшие знакомство с вселенной с этого романа запомнили и другие перлы, например, болтеры, превратившиеся в «молниеметы».

10 фактов о Warhammer 40k, которые вы могли не знать

6. Пожалуй, самой известной и качественной компьютерной игрой по вселенной WH40k является первый Dawn of War. Хотя эту стратегию было за что и поругать, а поклонники настолки приняли ее в штыки, во многом именно «ДоВик» открыл эту вселенную для массового пользователя, с последствиями чего мы имеем дело до сих пор. В том числе и в виде огромного количества модификаций, роликов, комиксов и прочего народного творчества. История любви эльдарской ясновидящей и имперского ассасина - знаменитый фанфик Love Сап Bloom - была даже канонизирована в рулбуке Dark Heresy (действующие лица засветились на одной из иллюстраций). Можно немало интересного рассказать и про Dawn ofWar II. Например, в адд-он Retribution разработчики вставили огромное количество околовархаммерских интернет-мемов - например, командир танка «леман русс», как на известном демотиваторе, требует приблизиться к врагу, чтобы рубануть его с башни мечом.

7. Слешер Space Marine так и не стал обещанным «God of War по «Вахе»: ему недоставало ярких боссов, да и дизайн уровней был однообразен. Но игра все равно запомнилась, в том числе - главгероем Титом, наверное, самым адекватным и харизматичным десантником-Ультрамарином в истории. Сюжет игры обрывался на полуслове, и в планах у разработчиков было два сиквела, правда, с довольно сомнительным сценарием: во второй части Тит должен был бежать из застенков Инквизиции, умудряясь не скатываться в Хаос при явном ренегатстве, а в третьей - и вовсе становился основателем собственного ордена. Скромные прибыли зарубили трилогию на корню, однако Space Marine все же был увековечен в настолке: в наборе ветеранов Космодесанта есть сменные головы, имеющие явное сходство с Титом и его соратником Сидонием.

8. А вот Ultramarines: A Warhammer 40000 Movie, первый и последний официальный фильм по WH40k, провалился по всем статьям. Топорная графика и анимация, посредственный сюжет, расхождения с игровым каноном и просто халтура вроде обложки стартера 4-й редакции, использованной в качестве текстуры витража - «Ультрамарины» вошли в историю примером того, как не надо снимать кино по пафосным франшизам. На этом фоне куда выгоднее смотрелись фанатские проекты, например, немецкий Damnatus с живыми актерами, но Games Workshop неизменно перекрывала такому творчеству кислород. И лишь сравнительно недавно исключение было сделано для фильма The Lord Inquisitor, но тут уже силы кончились у самого создателя - разродившись весьма неплохим трейлером, он заявил, что устал и уходит, и свернул проект.

10 фактов о Warhammer 40k, которые вы могли не знать


Официальной модели Императора пока не существует, эта - одна из полудюжины неофициальных

9. Война Games Workshop против желающих нажиться на ее интеллектуальной собственности идет уже много лет и с переменным успехом: мелкие студии выпускают альтернативные модели для отображения кодексных юнитов, а китайские умельцы и вовсе копируют фирменные миниатюры. Как ни странно, суд GW сумела выиграть только один раз - против конторы Chapter House, опрометчиво использовавшей закопирайченные названия. А вот если назвать эльдаров «космическими эльфами», а десантников Хаоса - «братством Бедлама», то докопаться возможности нет никакой. Последние годы GW стала пользоваться принципом «не можешь уничтожить - возглавь». Например, новую линейку космодесантников Нургла сотворил дизайнер Максим Пасторель, до того лепивший нелегальных как-бы-нурглитов. Кроме того, GW взялась за работу с комьюнити, делает несколько вебкомиксов и даже не боится шутить над своей вселенной, выпуская не только пафосные ролики, но и пародийную пропаганду в духе «Звездного десанта».

10 фактов о Warhammer 40k, которые вы могли не знать

Читайте также: