Есть ли жизнь после увольнения с работы

Обновлено: 05.07.2024

Иногда увольнение сильно бьет не только по бюджету, но и по психике.

«Жалею, что позволяла нагружать себя неоплачиваемой работой и из скромности не рассказала, как много сделала для компании»

Руководила подразделением более 20 лет. Для его развития требовалось вложение денежных средств, а их не было. Я надоедала руководству своими просьбами. В итоге мне урезали зарплату и увеличили нагрузку.

Я сама написала заявление. Но считаю, что меня принудили отказаться от должности. Жалею, что позволяла нагружать себя неоплачиваемой работой, не настояла на своих правах и из скромности не рассказала, как много сделала для компании за время своей работы.

«Справедливость и законы ничего не значат, когда от тебя хотят избавиться»

Более девяти лет работала категорийным менеджером в крупной сети продуктовых магазинов. Я инвалид второй группы, у меня терминальная стадия хронической почечной недостаточности, и мне необходимо делать диализ три раза в неделю по вечерам. Иногда я поздно возвращалась с диализатора и опаздывала на работу, но всегда все успевала. С обязанностями справлялась, KPI выполняла. Давно не была в отпусках и на больничных, часто задерживалась на работе.

Однако, зная о моих проблемах со здоровьем, одна из начальниц решила избавиться от меня и вынуждала уволиться по собственному желанию. Меня вызвали в кабинет коммерческого директора, заставляли подписать документы об увольнении. Повышали на меня голос и унижали, говоря, что здоровье не позволяет мне работать, что я неполноценный сотрудник и, если не уйду добровольно, меня уволят по статье. Думаю, на самом деле проблема была в том, что я никогда не пыталась подружиться с начальством, не ходила со всеми курить и сплетничать, а обо всем, что касается работы, имела свое мнение.

Видя, что выхода нет, я согласилась уйти — при условии увольнения по соглашению сторон, выплаты квартальной премии и компенсации. Поняла, что справедливость и законы ничего не значат, когда от тебя хотят избавиться. Вопрос только в том, будут ли у тебя убедительные доводы, которые заставят работодателя выплатить положенные тебе деньги.

Пять лет работал инженером в петербургском филиале екатеринбургской компании, которая однажды просто перестала платить. Центральный офис передал, чтобы мы увольнялись по собственному желанию, и прекратил отвечать на звонки сотрудников филиала.

Когда суд принял решение начать дело о банкротстве компании, «высокое руководство» вышло на связь, поторопило с написанием заявления и предупредило, что по банкротству нам не достанется ничего. Весь филиал уволился, но выплат так и не получил. Решили снова обратиться в суд.

Слушания прошли без единой явки ответчика, решение приняли в пользу сотрудников. За время судебного процесса работодатель погасил долги перед теми, кто подал иски. Я пошел путем взыскания через приставов, но до сих пор не получил пени и компенсацию морального вреда. А коллеги, подавшие исполнительные листы в банк, узнали, что «денежных средств в банке компания не имеет». По совпадению банк — главный кредитор, подавший на банкротство.

Вывод: бумаг никогда не бывает много. Все договоры, допсоглашения, внутренние документы об обязанностях, деньгах и распорядке надо копировать, подписывать и ставить на них печати.

«Я была наивной, и случившееся негативно повлияло на мою самооценку»

Устроилась копирайтером. На собеседовании руководитель компании не скрывал симпатии к моему резюме, опыту и текстам. Но отработала я только два дня. Работы было мало, я просила у руководителя заданий, но он отмахивался. А под вечер второго дня мне сказали, что мои тексты «не впечатлили» собственника компании, и со мной решили расстаться. Я испытала шок: не дать адаптироваться, не сделать ни одного замечания, не обсудить работу, а просто уволить. Исполнительный директор сформулировал это так:

«Дело не столько в текстах, сколько в вашей энергетике, вашем обаянии».

Я действительно не зажигалка, интроверт, человек спокойный и молчаливый. Но как связаны мои энергетика и обаяние и способность писать про бытовую технику, я не поняла. К сожалению, мне было 22 года, я была наивной и случившееся негативно повлияло на мою самооценку.

Это была моя первая «серьезная» работа после института — я была стажером, а стала младшим специалистом. Но при подписании документов выяснилось, что это срочный договор на полгода. При этом ни в описании позиции, ни на собеседовании об этом не сообщили, а заявление на увольнение с предыдущей работы я к тому моменту уже написала.

Выйдя на работу, сразу поняла, что никто из коллег не уходит домой вовремя. Тогда я думала, что это в порядке вещей, и каждый рабочий день страдала.

Спустя три месяца начальница сказала, что продлевать мой договор не будут, потому что «не видят во мне интереса к работе». Но при увольнении вторая начальница добавила, что изначально работа подразумевалась на полгода, чтобы снизить затраты на работников. А я считала себя плохим сотрудником!

Увольнение с работы сопоставимо по переживаниям с такими потрясениями, как развод или смерть близкого человека – это доказано психологами. Я потеряла не просто должность, а «работу мечты» вследствие эмоционального выгорания. Так что мне предстоял долгий период восстановления сил.

Уходя, я думала, что попаду в новый свободный мир, и моя жизнь, наконец-то, начнется! Но вышло по-другому.

Я, естественно, столкнулась с ситуацией безденежья и с проблемой поиска дохода. Теперь я со всем справилась и готова поделиться своими секретами.

Найдешь себя, найдешь и работу

Как вы уже поняли, я люблю списки и обожаю писать их именно от руки, мне этот способ кажется самым действенным. Итак, выпишите свои достижения, навыки и умения – хорошо, если у вас получится несколько листов.

В нашем обществе не принято себя хвалить, но я и не прошу вас вывешивать этот список в Facebook и хвастаться им перед друзьями. Он нужен именно вам, чтобы мозг понимал, что не зря старался все эти годы, и усиленно пыхтел над задачами, которые вы ему ставите.

Однажды психолог дала мне задание устно хвалить себя без остановки в течение 40 минут. Попробуйте – узнайте себя хорошего.

Следующий список – желания и ожидания относительно новых источников доходов. Я описала, как в идеале должна выглядеть моя будущая работа.

И, наконец, список трат. Я сосредоточилась на том, сколько мне нужно денег и для чего. И в конечном итоге определила, чего хочу от новой работы кроме денег.

Что делать, если нет опыта работы?

Ответ прост – его нужно получать.

Часто среди безработной молодежи можно встретить восклицательные высказывания: «На работу требуется человек с опытом, но откуда я его возьму, если меня не берут на работу?!».

Человек, который это говорит, находится в пассивной жизненной позиции, и, скорее всего, никакого трудоустройства ему не нужно, хоть он об этом и заявляет. Из самых нелепых оправданий я недавно слышала такое: «Приезжие и эмигранты разбирают рабочие места, потом сами становятся шефами и не берут к себе москвичей».

Итак, если вы ищете работу, а опыта у вас нет, у меня сразу встает вопрос, к тем, кто вчера закончил вуз, – а на что вам были даны практики и стажировки? Это были шансы, которые вы не использовали эффективно. Очень много людей – особенно на Западе – начинают наращивать опыт и связи еще со студенческих лет.

Ну, допустим, вы этот шанс упустили – не беда. Вы ищете работу не по специальности, или, как я, приехали в Москву без связей. Сначала все равно придется устраиваться на стажировку.

Будьте готовы к тому, что первое время вы будете работать очень много, а получать очень мало.

Можно решить, что это несправедливо, но в реальном мире происходит именно так. Вам же нужен именно опыт – деньги должны стоять на втором месте по приоритетам. Устраивайтесь туда, где видите свое будущее профессиональное развитие. Проситесь ассистентом или помощником.

Главное – погрузитесь в среду, заведите новые связи, проявите лучшие качества, научитесь полезным навыкам, а через несколько месяцев можно будет говорить с начальством о повышении. По крайней мере, я прошла именно такой путь, он точно работает. Если вы знаете другой, напишите о нем.

Сотрудник в любой компании должен получать своевременную и корректную обратную связь на свою работу. Она важна, чтобы человек смог скорректировать свои действия. В изменяющемся мире, тем более в таких динамичных средах как Digital и IT, расставание/увольнение не должно быть следствием одной ошибки.

Работа — это отношения. А отношения не являются односторонними, поэтому расставания нужно прорабатывать совместно.

К увольнениям нужно готовиться. Начинать с правил оформления и онбординга, давать обратную связь, планировать развитие команды и заканчивать подробным выходным интервью. Совершенно нормальная практика — поддерживать сотрудников после ухода. Предлагать им помощь в поиске нового места и выплачивать не только деньги при увольнении, но и писать рекомендации в LinkedIn или по запросу.

Некоторые компании предоставляют поддержку карьерного консультанта, коуча или психолога сотрудникам, которых сократили. Особенно актуально это в случае массовых расставаний.

Иван Штанько, CEO онлайн-платформы для самостоятельного изучения английского языка Puzzle English

Любое увольнение — это стресс не только для сотрудника, но и для компании. И чем выше позиция человека, которого приходится увольнять, тем тяжелее последствия для бизнеса. Это связано с тем, что увольняя человека, ты теряешь контроль за направлением и принимаешь дополнительную нагрузку на себя, либо перераспределяешь ее на других топ-менеджеров.

И даже если удается быстро найти замену, все равно последствия увольнения сотрудника ощутимы: в диджитал-сфере онбординг любого специалиста занимает минимум три месяца, а зачастую и больше.

Но раз необходимость уволить сотрудника появилась, то надо расставаться с ним по-дружески. Остаться в хороших отношениях с увольняемым важно не только ради сохранения репутации социально-ответственной компании.

Если вы заботитесь о том, чтобы человек нормально пережил это событие, адаптировался к новой жизненной ситуации, смог комфортно найти новую работу, то вы получаете союзника, который даст совет пока нет нового сотрудника и нормально передаст направление преемнику, когда тот появится.

Как сохранить отношения с увольняемым? Во-первых, обязательно надо дать увольняемому сотруднику подробную обратную связь, не переходя на личности, объяснить, почему вы больше не видите перспектив сотрудничества, что человек сделал не так и обязательно выслушать мнение увольняемого, почему так сложилась ситуация.

Во-вторых, компания должна вести свою деятельность в рамках законодательных актов РФ, в том числе ТК, то есть если человек отработал дольше испытательного срока, то компания должна выплатить ему не менее двух окладов. С социальной точки зрения это стоит сделать для того, чтобы он комфортно смог найти новую работу.

В-третьих, предложить ему посильную помощь в поиске новой работы. Я, например, всегда готов дать уходящему сотруднику рекомендации. Если человек не успевает расти за компанией, это не значит, что у него нет сильных компетенций и что его нельзя рекомендовать. Можно и нужно рекомендовать его на проекты с определенными показателями, обсудив с человеком оговорку, то есть что я могу уверенно говорить о том, что он умеет, и обозначить в рекомендации то, что он не умеет.

Но лучше, конечно, минимизировать риск увольнения и в течение трех месяцев (или дольше, в зависимости от уровня позиции и условий в трудовом договоре) испытательного срока постараться узнать новичка максимально: как он работает с коллегами, как он ведет себя в сложных ситуациях, как отвечает за свои действия, насколько компетентен.

И если человек не подходит, то лучше расстаться с ним до того, как завершится испытательный срок. Но и в этом случае важно объяснить человеку причины увольнения, дать развернутую обратную связь, что в его работе или поведении вас не устроило, постараться сохранить хорошие отношения. Если же за испытательный срок вы не поняли, подходит компании человек или нет, то это ваш риск и нужно нести за действие/бездействие ответственность.

Катерина Богина, сооснователь и управляющий партнер образовательной группы компаний Insight Group

Один из фокусов внимания — это эмоциональное состояние сотрудника. Даже несмотря на расхождения во мнениях или неспособность подчиненного выполнить свои трудовые обязанности на должном уровне, нельзя ронять его морально, нужно поддержать.

Люди часто принимают ситуацию увольнения очень близко к сердцу и начинают от обиды говорить и делать глупости. Поэтому сделать акцент стоит не на том, какой человек плохой, а на том, что его навыки и задачи компании не совпали. Это дает увольняемому сотруднику возможность сохранить лицо и мыслить на уровне действий, а не личного отношения.

Можно подчеркнуть сильные стороны сотрудника, которые вы увидели во время работы, — таким образом, мы даем человеку возможность на что-то опереться морально. Можно также подумать вместе с ним, какого типа работа и в каких компаниях будет удачно получаться при его навыках и подходе. То есть в процессе увольнения дать человеку что-то типа карьерной консультации, которая поможет ему в будущем.

Еще один вариант увольнения — передать инициативу на сторону сотрудника. Например, если я понимаю, что человек совсем не справляется с работой (недостаточно навыков и/или психотип не тот), но при этом близок мне по мышлению и ценностям, я провожу с ним аналитический разговор. В этом разговоре мы еще раз обсуждаем все зоны ответственности человека, достигнутые результаты в каждой сфере, и те результаты, которые на самом деле ожидались.

Дальше я предлагаю ему подумать, сможет ли он реально дотянуться до тех результатов, которые нам нужны, или он уже достиг своего максимума. Человек с адекватной картиной мира в этом разговоре говорит, что действительно он не справился и ему самому жалко, что так получилось. Но в таком разговоре решение уйти становится инициативой сотрудника, и за счет этого он намного легче переживает увольнение.

Еще один способ облегчить расставание — exit-интервью, в ходе которого мы расспрашиваем сотрудника, что ему нравилось в компании, что было некомфортно, чего бы он пожелал или что посоветовал будущим сотрудникам. Это полезно знать и самой компании, а для сотрудника — это легальный способ выговориться и быть услышанным, что тоже облегчает переживания.

Тимур Соколов, эксперт по командному взаимодействию, CEO The Team

Помните героя Джорджа Клуни в трагикомедии «Мне бы в небо»? В этом фильме главный персонаж неплохо зарабатывает на жизнь тем, что разъезжает по огромной стране и в разгар кризиса помогает топ-менеджерам массово увольнять сотрудников, выполняя для работодателя «грязную» работенку и принимая первый удар на себя.

Действительно, в жизни порой случаются ситуации, когда приходится расстаться с теми или иными членами команды. Для большинства работодателей это неприятный, но иногда совершенно неизбежный процесс, который в конечном итоге может быть даже полезным для организации. Другой вопрос, каким образом менеджмент и департамент управления персоналом данную задачу решают. К сожалению, в современных компаниях многие эйчары до сих пор не чураются неэтичных способов увольнения.

Ситуации, которые подталкивают сотрудников к уходу, могут развиваться по различным сценариям. Кто-то пытается наказать провинившихся за ошибку, взять объяснительную или вынести выговор. Бывает, что работника на не самой высокой позиции в компании делают материально ответственным лицом. Тогда человека начинает напрягать бремя ответственности за материальные ценности и побуждает к тому, чтобы он ушел.

Широко распространен «заход» через сплетни и слухи, которые могут опорочить репутацию работника, с которым хотели бы расстаться. В компаниях с токсичной корпоративной культурой доходит и до откровенной подставы одних сотрудников другими.

Но всегда нужно помнить о том, что сила действия обычно порождает эквивалентное противодействие. Если кадровики начинают использовать давление и другие деструктивные методы расставания с персоналом, то можно ожидать и обратную агрессию и нападки со стороны сотрудников.

В эпоху социальных сетей месть обиженного человека может быть стремительной, изощренной и опасной для самого работодателя. Не говоря уже о визите разгневанного работника в трудовую инспекцию. Грамотному и ответственному эйчару стоит начать с того, чтобы внимательно разобраться в истинных причинах увольнения сотрудника. Возможно, в организации появились новые должностные инструкции, и компетенции работника перестали соответствовать занимаемой должности.

Например, профессия бухгалтера сейчас постепенно упраздняется, корпоративные процессы автоматизируются, и людям приходится перестраиваться, обучаться и занимать другие должности внутри компании. Но есть и те, кто не хочет меняться. Насильно заставить человека измениться невозможно, и тогда увольнение становится единственным выходом из ситуации.

Перед руководителем или эйчаром в этом случае стоят три ключевые задачи.

Первая заключается в том, чтобы организовать максимально понятный, адекватный разговор работодателя с сотрудником, на котором он объяснит данное решение. Не даст понять кандидату на увольнение, что он плохой работник, не справляется с функционалом или просто устарел, а проведет максимально бесконфликтную, конструктивную беседу, которая позволит достигнуть четких договоренностей между сторонами.

Я рекомендую строить диалог искренне и по возможности душевно. Объяснить, в каком положении находится компания и что сейчас у нее уже другие задачи, другой темп и другие ориентиры, не такие, которые стояли перед ней, когда сотрудник пришел. Также полезно открыто проговорить возможные конфликтные моменты.

В моей экспертной практике мне приходилось помогать руководителям проводить подобные разговоры. В один из тяжелых кризисных периодов я организовал для крупной организации серию программ по сокращению персонала. Компания была банкротом, но благодаря лидерским ориентирам и ценностям первого лица нам удалось сократить сотрудников максимально спокойно и даже содействовать их дальнейшему трудоустройству.

Вторая задача — нужно дать человеку время для «разгона», в течение которого он сможет найти себе новое место работы. Обычно этот вопрос решается отсрочкой от увольнения либо выплатой компенсации.

Третья — постараться сохранить с сотрудником отношения и быть готовым помочь ему в поиске другой работы, например, предоставив положительные рекомендации. Лидерам команд в любой ситуации стоит помнить об управленческой мудрости и понимать, что любое решение оказывает влияние, и мы не знаем, какими последствиями оно обернется в будущем.

Много раз я наблюдал ситуации, когда руководитель нехорошо расстается с подчиненным, а затем у уволенного сотрудника в течение нескольких лет настолько стремительно развивается карьера, что тот, кто его уволил, приходит к нему наниматься на работу. В бизнесе, как и в целом в жизни, всегда лучше использовать не спекулятивный, а инвестиционный подход, основанный на здравомыслии и эффективных коммуникациях.

Наталья Агеева, руководитель отдела по работе с персоналом агентства Pro-Vision Communications

На мой взгляд, основная задача в ситуации расставания с сотрудником (не важно, по чьей инициативе) — это сохранить уважительные и доброжелательные отношения. Почему бы не пожелать ему удачи? Скорее всего, услышите такие же пожелания в ответ. В случае, если бывший коллега не совершил каких-либо серьезных проступков, можно предложить ему обращаться за рекомендациями или дать пару советов, как улучшить резюме.

Для HR важно не жечь мосты: никогда не знаешь, чья помощь может понадобиться в нашей непростой работе. В моей практике были случаи, когда бывшие коллеги рекомендовали кого-то из своего нового круга профессиональных знакомств или помогали в вопросах экспертной оценки профессиональных навыков узких специалистов.

К тому же рынок маркетинговых коммуникаций очень тесен. В истории Pro-Vision есть несколько примеров, когда наши бывшие сотрудники, доросшие до позиции исполнительного директора, возвращались в агентство уже в качестве клиентов. Расстаться с сотрудниками на плохой ноте — значит лишить себя возможности нового сотрудничества в будущем. Поэтому мы стараемся приблизить показатель дружественных расставаний к 100%.

К сожалению, негативные финалы все же случаются. В этом случае важно не переходить на личности и сохранять объективность. Уходящим сотрудникам стоит помнить, что от того, какими их запомнят в компании, зависит их дальнейшая карьера. Работодатели общаются в одном профессиональном кругу, и резкая реакция при увольнении может стать препятствием для нового трудоустройства.

Жамбал Гармажапов, операционный директор digital-агентства Outside

Если у вас как у главы департамента или владельца бизнеса назрел вопрос об увольнении сотрудника, рассмотрим две ситуации, как сделать это наименее эмоционально и главное — быстро.

Первая ситуация — это, когда вам необходимо попрощаться с сотрудником, который систематически не справляется с задачами и подводит команду из-за своей некомпетенции. В Outside у каждого специалиста есть своя зона ответственности и список компетенций.

Если у кого-то из сотрудников наблюдается спад эффективности, который влияет на результат проекта или других сотрудников, мы назначаем с ним one-to-one, чтобы обсудить причины проблем и наметить план реабилитации.

Если после этого разговора человек не достигает заданных показателей и продолжает работать как прежде, мы вынуждены будем с ним проститься. В таком случае уведомление об увольнении не станет сенсацией для человека и будет принято им спокойно. Скорее всего, он уже был готов к такой встрече.

Вторая ситуация — это, когда вам нужно уволить сотрудника, который уже давно работает в компании, и у вас с ним сложились дружеские отношения. Вы видите, что команда за эти годы выросла и технологически вышла на новый уровень развития. Соответственно, требования к качеству работы изменились. Но сотрудник из команды не готов соответствовать этим амбициям и расти вместе с компанией.

Итог — увольняйте обоснованно и открыто.

Алексей Храмцов, CEO «Море Звонков»

Я убежден, что, если вас не устраивает результат работы сотрудника, нужно разобраться в причине его неэффективности. Их может быть несколько: от непосильного объема задач и эмоционального выгорания до банальной некомпетентности. Для начала откровенно поговорите с сотрудником и узнайте, в чем дело. Если причина в некорректно выстроенных процессах в компании, из-за которых специалист ничего не успевает, решайте проблему с операционкой на своей стороне.

Если человеку не хватает компетенций — это другой вопрос. Объясните сотруднику, где он проседает и какие скиллы ему необходимо подтянуть, чтобы продолжить расти в компании. Если человек не готов расти дальше, он сам подаст заявление об увольнении. Если наоборот, отрефлексирует свои ошибки и примет решение прокачать навыки, то дайте сотруднику такой объем задач, который позволит отследить эти изменения.

Если видите, что человек не справляется, не тяните и увольняйте. Хорошие отношения с сотрудниками, даже бывшими — это важно, но кадровые ошибки — это в первую очередь убытки в вашем бизнесе.

Оцифровка всех действий — ключевой момент, если вы планируете уволить сотрудника. Перед вами должна быть объективная картина его работы: что получается, что нет и почему.

Еще один способ — сделать привязку зарплаты к выполнению KPI. Если сотрудник не справляется — платите только часть оклада, если выполняет 100% — полный оклад, а если перевыполняет, обсудите размер бонусов к зарплате. Это достаточно жесткий метод работы, но он сразу отсеивает слабаков, которые в перспективе могут в большей степени навредить бизнесу.

Но на практике это получается не у всех. Собрали истории читателей Т⁠—⁠Ж , которые в процессе увольнения выбрали разную тактику поведения.

Помнить, что здоровье важнее

Страдаю эпилептическими припадками. Раньше они происходили редко, где-то раз в год или два. На работе были регулярные командировки от нескольких дней до полутора месяцев и, естественно, стресс. Неожиданно во время командировки в офисе случился припадок. Все испугались и неловко сказали мне, что не хотят меня больше видеть. И, стало быть, в головном офисе я тоже не нужен. Сказали, мол, уволим на любых условиях, только уходи.

Тишина

Первое, что замечают люди, которые остались без работы по разным причинам, это молчащий телефон и отсутствие новых писем в ящике. Еще у вас резко снизится количество встреч, и исчезнут люди из окружения. Но передышка не будет радовать долго.

После недлительного детокса важно вернуть себя в социум.

И тут встает новое препятствие – встречаться с друзьями так, как раньше, вы не можете, потому что теперь у вас ограничены финансы.

На первое время у меня были кое-какие сбережения, но я понимала, что расточительствовать не получится. И все же, главное – не сидеть дома и ходить в трениках, а продолжать вести активный образ жизни и следить за собой.

Я каждый день ходила в кафе – благодаря сдержанным финансовым возможностям, я узнала, где можно купить кофе за 50 рублей, посмотреть кино за 100 рублей и получать подарки по купонам в магазинах дорогой косметики.

Спустя пару месяцев мне захотелось вернуться в офис, встретить новых людей. Конечно, я могла бы писать статьи и зарабатывать с помощью фриланса, но это работа только для тех, кто может, хочет (или вынужден) целыми днями сидеть дома. Этот способ оказался не для меня. Я стала озадачиваться поисками нового места.

Не подписывать «по соглашению сторон», если планируете судиться

За 14 лет работы в крупной сети из обычного продавца дорос до директора магазина, который, благодаря моей активности, стал единственным проходом из одной части торгового центра в другую. Моим важным KPI был коэффициент привлечения — отношение числа купивших к числу вошедших. Естественно, после открытия второго входа этот коэффициент упал в несколько раз, но план никто снижать и не думал. Пытался достучаться до руководства, сказать, что счетчики считают не посетителей, а случайных прохожих, что это кривая статистика. Просил, чтобы мне поставили любой другой управляемый KPI.

Начальство сказало заклеить счетчики скотчем. А через пару лет использовало это как повод, чтобы уволить меня в канун Нового года. Еще бы — декабрьские премии всегда самые высокие. Мне просто сказали: «Или увольняешься и получаешь все, что заработал, или будем резать тебе премию, а потом все равно уволим».

Согласился уйти, сумма была внушительная. А после новогодних праздников пошел в суд, но проиграл. Фатальной ошибкой стало увольнение по соглашению сторон.

Выбить компенсацию до последней копейки

Работала руководителем среднего звена в большой торговой компании. Пока у меня не было семьи и ребенка, босс издевалась как могла: звонила в любое время дня и ночи, заставляла брать телефон в туалет, ночью возить ей документы на дачу. Она привыкла, что я постоянно на связи. С младенцем это стало проблематично.

После рождения ребенка я хотела выйти на неполный рабочий день. Босс попросила передать мне, что если выйду, то сидеть буду неизвестно где, заниматься неизвестно чем и руководить никем не буду. Ну, я как дура и написала заявление.

Предложили хорошую компенсацию в четыре с половиной оклада, а это почти миллион. Выторговала сверху еще 50 000 рублей — просто из принципа. Но все равно было обидно из-за самодурства и безнаказанности начальницы. Успокаивает, что через полгода ее и саму попросили уйти.

Где искать работу

Я решила заполнить резюме на сайтах поиска работы. Да, шанс, что через эти ресурсы может прийти хороший вариант, невелик, но он есть. Кроме того, составляя резюме, ты снова пробегаешься по своей жизни, проводишь своеобразную ревизию в голове.

Следующий важный шаг – знакомства и связи. Стоит поспрашивать своих знакомых о том, не могут ли тебя куда-либо порекомендовать. Но самый действенный шаг, секретный секрет поиска работы – не этот.

Нужно очень четко определить компанию и должность, куда вы хотите попасть:

Так я получила свою первую работу в Москве на федеральном телеканале (хотя многие считают, что попасть туда невозможно). Мне понравился этот способ – я хотела снова его использовать.

Но осуществлять это нужно с толком. Надо внутренне настроиться именно на желаемую должность.

Несмотря на то, что у меня были очень ограничены средства, я купила себе новую красивую помаду и сходила в парикмахерскую. Мне захотелось привести себя в соответствие с тем образом, который был у меня в голове, – как бы выглядел работник этой компании.

Уже после этого я написала человеку, в чьей организации хотела работать. Узнав о моем опыте и навыках, он пригласил меня на встречу. Открытой вакансии в компании не было, даже самой должности, на которую я претендовала, не было, но тем не менее мне предложили сотрудничество.

Вести переговоры и искать условия, выгодные всем

Два года работала PR-менеджером. После кризиса 2014 года дела у компании ухудшились и работы резко поубавилось. Задумывалась об уходе, но очень любила свою работу и коллектив.

Внезапный разговор с генеральным директором стал для меня шоком. Мило улыбаясь, начальник выставлял все так, будто заботится обо мне, и витиеватыми фразами сообщил, что компании нужно оптимизировать штат. Ответила, что уволиться не могу: муж тоже временно остался без работы. Но в других компаниях нашего холдинга занятия для меня не нашлось, и директор огласил, что придется расстаться.

Было обидно: за два года я ни разу не была на больничном и использовала не все отпуска, а теперь меня хотели уволить по собственному со смешной компенсацией. Но зарплата у меня была серая, и требовать сделать все по закону — с уведомлением за два месяца и полной компенсацией — было бы нерационально.

Договорились, что еще месяц я буду приходить в офис на полдня, выполнять самые важные обязанности и заниматься поиском новой работы. В итоге получила полторы зарплаты при увольнении. В будущем старалась работать только в местах с белой зарплатой, научилась отстаивать свои права и не быть терпилой.

Не стесняться привлекать союзников

Пять лет работала редактором — с момента основания компании. Пришел новый руководитель и вычистил всю редакцию без объяснения причин.

Поначалу улыбался, сыпал комплиментами — и отобрал почти все мои задачи. Просто: «Ты больше это не делаешь». Написала ему, что не могу так работать и решила уйти. Стал уговаривать остаться: «Пришлю список новых задач». Вместо этого выслал завуалированное уведомление о снижении зарплаты: «Переходим на сдельную работу, будешь делать то, что нравится». Читай: вместо крупного четкого оклада будет непонятно сколько денег. Я объявила, что ухожу. Но фактически меня вынудили.

Получала черную зарплату и не рассчитывала на выплаты. Обычно уходящим деньги выдавали в последний день работы. Меня попросили подождать до определенного числа, хотя часть зарплаты я все-таки выбила сразу. И правильно: ближе к оговоренному дню со мной никто не связался. На мой вопрос руководитель редакции прислал смс: «Закрой дела, отдай пароли, тогда расплатимся». А я уже давно все закрыла и отдала.

Поняла, что все плохо, и привлекла тяжелую артиллерию — папу.

Он позвонил владельцу, дело тронулось. Со мной связались, пытались надавить. В итоге все-таки назначили время, когда отдадут деньги. В компанию отправила мужа и злого брата — чтобы точно отдали.

Оценить свои силы, прежде чем идти в суд

Проработала более пяти лет специалистом по озвучиванию автоответчика (диктором). Но однажды руководство прислало уведомление: «Проект больше не рентабелен. Служба по озвучиванию прекращает свою работу».

Не было ни слова о времени и процедуре увольнения. Поэтому мы с напарницей затаились и продолжали работать. Через две недели руководитель сказал, чтобы мы писали заявления по собственному желанию. Когда мы отказались, нас вызвали в отдел кадров, давили, но мы требовали нас сократить.

Тогда начался цирк с конями. На входе на работу заблокировали мой пропуск, а в это время сотрудники отдела кадров зафиксировали опоздание на работу. Отдел пропусков отказался подтверждать произошедшее, и я вызвала полицию. Написала на работодателя заявление с формулировкой «недопуск на рабочее место». Но мое заявление постоянно «теряли». Обращение в трудовую инспекцию тоже не принесло результатов.

Нам сняли премии, оставили голый мизерный оклад. Нас донимали отчетами, придирались, заставляли писать заявления, если мы отпрашивались с работы. Мы подали в суд, но несколько раз проиграли. Эпопея длилась почти год. В итоге мы не видели другого выхода и все-таки написали по собственному желанию.

Хотя бы попытаться сопротивляться

Устроилась уборщицей в загс Москвы. Через три дня мне сообщили, что уборщицы переходят в клининговую компанию, но в какую и что будет с оплатой — не сказали. Начальница вызвала к себе и попросила написать заявление. Я думала, речь пойдет о согласии перейти в новую компанию, а мне стали диктовать:

«Прошу уволить меня по собственному желанию… А дату не пишите».

Писать такое заявление я отказалась, и начался прессинг. Каждый день меня вызывали и вновь предлагали написать заявление — теперь уже с датой. Пригрозили уволить меня по статье как не прошедшую испытательный срок.

Заявление я все-таки написала: находиться в условиях, когда каждый день идешь на работу как на войну, я не могла. Поразило, что это происходило в госструктуре, все инструкции шли сверху. Бороться не стала, мне открыто дали понять, что сломаю зубы.

Скорая помощь при увольнении

Главное – не нагружайте себя с первого дня истерическим вопросом: «Что теперь делать?!». Расслабьтесь – вы уже все сделали, ситуация сложилась так, как сложилась. Поработайте над тем, чтобы внутренне принять ее.

Если вы злитесь на своего бывшего работодателя – составьте список из всех его прегрешений по отношению к вам, напишите (от руки!) гневное письмо, вылейте все обиды на бумагу и сожгите ее. Пожалуйтесь всем, кому можно. Вы считаете, что с вами поступили несправедливо, поэтому имеете право на чувство обиды – проживите его. Но не застревайте на нем.

После этого составьте список благодарностей. Подумайте, что полезного дало вам время, проведенное в компании, чему вы научились. Этот список можно не сжигать.

На этом все. Не надо судорожно продумывать планы – сначала попрощайтесь с этапом, который завершился. Хочу сразу пресечь мысли по типу: «Как я теперь проживу без работы!». Проживете, поверьте мне, жизнь на этом не заканчивается.

Читайте также: