Dungeons and dragons заклинания

Обновлено: 03.07.2024

D&D — одна из старейших настольных ролевых систем, именно она легла в основу первых компьютерных игр в жанре RPG. Помимо боевой механики и набора рас и классов, они также переняли и систему магии — её отголоски видны и во многих современных видеоиграх.

Этот материал, к сожалению, не научит вас «кастовать фаерболы» в реальности, но поможет разобраться в том, как это удаётся магам во многочисленных сеттингах D&D.

Самая первая редакция D&D увидела свет в далёком 1974 году. Её автор, Гэри Гайгакс (Gary Gygax), был большим поклонником фэнтези и, в особенности, творчества Толкина. Ему хотелось, чтобы игроки могли переживать такие же эпические истории, как и Фродо с Братством кольца, но в более интерактивном формате.

Однако инструментов обычной словесной ролевой игры для этой цели не хватало. Жанр эпического фэнтези подразумевает сражения с монстрами, и поэтому для отыгрыша боёв Гайгакс выбрал пошаговый формат. В нём он описал правила определения промахов и попаданий, влияния снаряжения персонажей и их диспозиции на поле боя. Аналогичным образом он подошёл и к магии: из абстрактного «волшебства» она облачилась в форму цифр и заклинаний с заранее прописанными эффектами от их применения.

Эта ролевая система получила название Dungeons & Dragons. С тех пор она неоднократно переиздавалась, а механики сражений, исследования мира и использования магии пересматривались в каждой новой редакции. Последняя пятая редакция вышла в 2014 году, но фанаты настольных ролевых игр до сих пор играют и в предыдущие издания. Поэтому мы не будем ссылаться на детали какой-либо конкретной версии правил или отдельных сеттингов и вместо этого сконцентрируемся на общих принципах применения магии, прошедших сквозь большую часть истории D&D.

По легенде большинства из сеттингов D&D, магия пропитывает всё пространство материального мира и многочисленных параллельных измерений. Иногда она проявляет себя в виде различных волшебных эффектов: от появления предметов из воздуха до разрядов молнии и превращения одного вещества в другое. Чаще всего эти эффекты вызваны применением заклинаний. Однако контролировать эту «сырую» энергию и придавать ей форму может не каждый.

По тому, каким образом маг получает к ней доступ, и происходит основная классификация магии на два больших направления. Кто-то постигает её путём долгого изучения и практики — такой подход называется арканической магией (Arcane magic). Кто-то же получает над ней контроль в результате молитв богам или духам природы — этот тип магии называется божественной (Divine magic).

Несколько особняком стоит псионика — те, кто смогли овладеть ей, используют силу собственного разума для способностей типа телекинеза и телепатии. Однако её место в мирах D&D противоречиво: в некоторых сеттингах она — лишь ещё один способ получить контроль над сырой магической энергией, в других же — абсолютно отдельное учение, не имеющее ничего общего с магией в традиционном её понимании.

Вне зависимости от того, как маг получает свои способности, по своим эффектам все заклинания относят к одной из нескольких «школ». Разумеется, эту классификацию используют в основном те, кто практикует арканическую магию, а точнее — заучки-волшебники, сидящие в академиях над древними свитками. Жрецы или, скажем, лесные друиды обычно и знать не знают, что их заклинания относятся к каким-то там школам.

С каждой новой редакцией D&D набор магических школ несколько менялся, так что здесь для примера приведём только те направления, которые описаны в руководствах к пятой версии.

Abjuration («Деформация»). Большинство защитных заклинаний относится именно к этой школе: создание магических щитов и барьеров, сокращение урона или, например, сопротивление огню и холоду. Также некоторые заклинания позволяют изгнать из материального мира существ из других измерений.

Conjuration («Призыв»). Если заклинания предыдущей школы изгоняли гостей из других миров, то здесь противоположный эффект: в эту школу входят заклинания призыва магических существ — от волшебных животных до демонов и элементалей. Также сюда относится большинство заклинаний телепортации.

Divination («Ворожба»). Если бы Саруман жил не в Средиземье, а в одном из миров D&D, он бы знал, что общаться с Сауроном через волшебный шар ему позволяют заклинания школы Divination. Это учение фокусируется на получении информации в любом виде: от идентификации свойств магических предметов до взгляда в прошлое или будущее.

Enchantment («Очарование»). К этой школе относятся заклинания, оказывающие влияние на разум других существ. Некоторые довольно безобидны и могут, скажем, успокоить чужие эмоции или помочь приручить дикого зверя. Другие же разрушительны по своей натуре и запрещены для использования в цивилизованном мире. Такие заклинания позволяют получить полный контроль над чужим разумом и управлять им, словно марионеткой.

Evocation («Проявление»). К этой школе относятся широкий спектр заклинаний с различными эффектами, но в основном она известна по двум направлениям: лечение ран и мощные боевые заклинания вроде огненных шаров и разрядов молнии.

Illusion («Иллюзия»). Заклинания школы Иллюзий призваны обмануть чужое восприятие: они отвлекают внимание фантомными звуками, меняют внешность колдующего или и вовсе делают его невидимым для окружающих.

Necromancy («Некромантия»). Как можно догадаться из названия, многие заклинания этой школы также запрещены для использования: воскрешение умерших, вытягивание жизненной силы из других существ и призыв мертвецов не приветствуется в большинстве фэнтезийных миров.

Transmutation («Превращение»). Заклинания этой школы меняют свойства существ и объектов: с их помощью можно превратить врага в лягушку, из воды сделать вино, а самому — увеличиться или, наоборот, уменьшиться в размерах.

Один из фанатских вариантов изображения символов различных магических школ

Существуют и другие виды классификации магии, но они более специфичны и применимы лишь для отдельных игровых классов. По ходу прокачки персонажа они дают доступ к новым способностям и отдельным заклинаниям.

Так, скажем, жрецы выбирают несколько доменов силы, связанных с тем божеством, которому они поклоняются. К таким доменам относятся Война, Знания, Жизнь, Смерть, Свет и другие. Интересен также тот момент, что жрецы и паладины, в отличие от магов-арканистов, связаны обязательствами перед своим божеством. Если их поступки противоречат его воле, они запросто могут лишиться волшебной силы.

Друиды выбирают Друидический круг: традиции некоторых из них больше фокусируются на превращениях в животных, другие же дают больший контроль над природой и стихиями.

Барды выбирают один из нескольких «колледжей» — их учения отличаются и концентрируются либо на сражениях, либо на использовании разговорных навыков и большем упоре на магию.

Помимо стандартных заклинаний, одна из традиционных способностей жрецов – обращение нежити (Turn Undead)

Разумеется, сила магов в D&D не безгранична. В большинстве современных компьютерных RPG мы привыкли видеть счётчик «маны» — некой абстрактной энергии, расходующейся на применение заклинаний. В D&D всё устроено иначе: маг может использовать лишь ограниченное количество заклинаний в день. Такой подход носит название «Вансианской магии» (Vancian magic) — его впервые применил писатель Джек Вэнс (Jack Vance) в своих фэнтези-романах из цикла Dying Earth.

Следуя этому подходу, чем выше уровень персонажа, тем больше у него «слотов» для заклинаний. Они же, в свою очередь, тоже делятся по своей силе на девять уровней.

Если ваш персонаж — волшебник-пиромант, то заклинанием первого уровня он сможет лишь призвать небольшое пламя из рук, заклинанием третьего уровня — кинуть во врагов файербол, а заклинанием девятого уровня (когда они ему станут доступны) — обрушить на вражескую армию целый метеоритный дождь. Аналогичным образом, персонаж-жрец по мере своей прокачки пройдёт путь от умения залечивать небольшие раны до мгновенного исцеления целого отряда.

Возникает логичный вопрос — что делать, если лимит заклинаний в день исчерпан? В ранних редакциях D&D маг в таком случае оставался беззащитен — жрецы вступали в ближний бой, а волшебникам приходилось отбиваться от врагов посохом или прятаться за спинами более крепких сопартийцев. В последних редакциях к этому вопросу подошли более щадящим образом: большинству магических классов доступны простенькие заклинания нулевого уровня, лимит использования которых не ограничен.

Разные классы персонажей используют «слоты» для заклинаний по-разному. Упомянутые выше волшебники (wizard) и жрецы (cleric) готовят свои заклинания заранее — обычно это происходит во время отдыха партии. Волшебники изучают книгу заклинаний, заучивают магические слова и готовят необходимые для них компоненты. Жрецы же произносят молитвы своему божеству.

Колдуны (sorcerer) имеют врождённую способность к арканической магии и более гибки в её использовании: им не нужно готовить конкретные заклинания заранее. Однако и список доступных им заклинаний гораздо короче. Чернокнижники (warlock) вообще могут использовать магию почти без ограничения, но и разнообразия в их способностях практически нет — большая часть их умений заточена на сражения.

Псионика, как всегда в D&D, стоит несколько в стороне. Она не использует стандартный подход к заклинаниям и больше похожа на привычную по видеоиграм систему «маны». У персонажей есть запас энергии на день и набор способностей, применение которых стоит определённое количество очков силы. Использовать их можно сколько угодно раз, пока хватает энергии. Некоторые способности можно усиливать: например, наносить больше урона или продлевать эффект на некоторое время, но это стоит дополнительных очков силы. После отдыха запас энергии вновь восстанавливается до максимума.

Как происходит применение магом самого заклинания? В настольных ролевых играх каждый волен сам описывать, как это звучит и выглядит: ваш персонаж может произносить слова на непонятном языке, делать руками сложные жесты или чертить на полу светящиеся руны специальным магическим кристаллом. Однако определённые правила для этого всё же есть. Каждое заклинание состоит из одного или нескольких компонентов: вербального, соматического и материального.

Вербальный компонент — это слова, которые нужно произнести для того, чтобы заклинание возымело эффект. Например, «авада кедавра!». Если у мага завязан рот, то применить заклинание с вербальным компонентом не удастся.

Соматический компонент — это жестикуляция и выписывание в воздухе сложных фигур. По правилам D&D, у мага должна быть свободна хотя бы одна рука, чтобы применить заклинание с соматическим компонентом.

Материальный компонент — это тот самый волшебный кристалл для начертания рун, а так же кровь дракона, корень мандрагоры и так далее. Некоторые из них тяжело раздобыть, и с получением редких компонентов для заклинаний могут быть связаны целые квесты в настольном приключении.

Разумеется, магия проявляет себя в мирах D&D не только в виде заклинаний и доступна не только волшебникам, жрецам и друидам. Паладины и рейнджеры тоже со временем получают доступ к магии, хоть и в меньшем объёме. Более того, даже не-магическим классам со временем становятся доступны умения, схожие с использованием отдельных заклинаний. Ну а некоторые волшебные существа имеют врождённые магические способности — от телепортации до огненного дыхания.

Монахи не имеют прямого доступа к заклинаниям, но на высоких уровнях могут получить суперспособности вроде телепорта, регенерации и управления стихиями

Также рано или поздно приключенцам приходится иметь дело с магическими предметами: зачарованными мечами, волшебной бронёй, проклятыми кольцами и так далее. Такие предметы, как правило, редки и имеют за собой целую историю. Заключённая в них магия перманентна — сияющий огнём меч будет продолжать освещать путь в подземельях даже спустя столетия после того, как его выковали в глубинах дварфийских кузниц.

Но есть и «одноразовые» магические предметы — в основном это свитки и зелья. Если с зельями всё более-менее понятно, то свитки, по сути, содержат в себе одноразовые заклинания — магия с их пергамента исчезает после использования. Их очень удобно иметь в запасе для редко используемых умений. Например, заклинание, позволяющее понимать любой язык, пригодится в приключении не каждый день, поэтому занимать им драгоценное место в книге заклинаний не очень разумно. А вот иметь при себе такой свиток удобно — когда-нибудь да пригодится.

Место магии в вымышленном мире очень сильно зависит от сеттинга. За всю историю D&D их выходило очень много, и каждый предлагал уникальный подход к тому, как система магии вписывается в повседневную жизнь.

Так, например, во вселенной Забытых Королевств (Forgotten Realms) магия — сравнительно привычное дело, хотя рядовым обывателям её проявления встречаются далеко не каждый день. В этом мире есть понятие «Плетения» (The Weave) — своеобразного посредника между сырой магической энергией и разумом колдующего. Используя заклинания, маги растягивают, связывают и деформируют нити Плетения, создавая при этом желаемый эффект. Бывает, что после сильного магического проишествия нити Плетения остаются разорваны — в таких местах применение заклинаний может давать непредсказуемый результат или же не работать вообще.

Eberron — более насыщенный магией сеттинг, местами даже напоминающий что-то вроде магического стимпанка. Обитатели этого мира пользуются волшебством каждый день — как для бытовых, так и для военных целей. По небу летают корабли на элементальной тяге, улицы городов освещены магическим светом, а найти торговца-заклинателя для партии приключенцев не сложнее, чем любого другого NPC вроде кузнеца или владельца таверны. В мире Эберрон есть даже специальная игровая раса — Warforged: разумные машины из стали и дерева, оживлённые при помощи магии.

В мире Eberron поезда и летающие корабли — далеко не редкость

В другой популярной фэнтези-вселенной, Dragonlance, магия сильно зависит от положения трёх местных лун и связана также с мировоззрением заклинателя. Добрые маги черпают силу от Белой луны, нейтральные — от Красной, а злые маги — от невидимой для других Тёмной луны. Чем полнее в небесном цикле соответствующая луна, тем мощнее заклинания колдующего. Иногда случается схождение лун, когда для всех трёх одновременно наступает полнолуние — в такую ночь вся магия становится особенно сильна.

Отдельного упоминания стоит постапокалиптический сеттинг Dark Sun. Мир в нём сгорел в огне магического катаклизма, и от всей цивилизации осталось лишь несколько поселений среди бескрайней выжженной пустыни. В этой вселенной магия в привычном для D&D понимании отсутствует. Боги перестали слышать мольбы смертных, поэтому божественной магии нет как таковой. А арканическая магии вытягивает остатки жизни из земли и растений, поэтому её использование запрещено под страхом смерти. Но жители этого обречённого мира нашли выход — многие развили в себе мощные псионические способности. Для сеттинга Dark Sun псионика — основной вид магии.

В конечном итоге, место магии в вымышленном мире зависит не столько от традиций сеттинга, сколько от фантазии гейммастера. Где-то она будет встречаться на каждом углу, а где-то — проявлять себя лишь в редких артефактах и немногочисленных адептах этого тайного искусства.

В настольных ролевых играх мастера и игроки вольны не только вместе проживать эпические приключения, но и создавать целые вымышленные вселенные, существующие по собственным правилам. И так как магия — неотъемлемый элемент большинства фэнтезийных миров, ей также можно придавать желаемую форму, начиная от отдельных заклинаний и заканчивая целыми магическими школами или уникальными механиками её использования.

Многие из героев и злодеев Dungeons & Dragons обладают заклинаниями. Персонажи различных классов имеют различные пути обучения и подготовки своих заклинаний, но когда приходит время их использовать, заклинания становятся очень похожими.

Этот раздел представляет обзор формата описания заклинаний, совмещенный с разговором о том как они работают и что случается, когда переплетаются различные магические эффекты.

Содержание

Описание заклинания разделено на несколько различных секций.

Название, уровень и дескрипторы: Описание начинается с названия заклинания. На следующей линии описан его уровень и все дополнительные дескрипторы. Например, большинство заклинаний являются частью своей школы магии, такой как иллюзия или некромантия. Это один из дескрипторов заклинания. Они не имеют собственных правил, но другие правила ссылаются на них.

Эти две линии обычно следуют до одного или двух параграфов, описывающих некоторые данные о заклинании, включая его историю и воспринимаемые эффекты.

Требования: Некоторые заклинания требуют специальных условий или конкретных предметов, что бы быть сотворенными. Если у вас нет требуемого, то вы не сможете совершить такое заклинание. Требования заклинания добавляются к любым обычным требованиям, которые вы должны исполнять для сотворения заклинания.

Эффект: Эта секция описывает игромеханику заклинания. Она говорит вам что случиться, в соответствии с правилами, когда вы сотворите заклинание.

Ритуал: Если заклинание может быть использовано как ритуал, то детали его использования таким способом и получаемый от ритуала эффект будут описаны здесь. Персонаж может использовать заклинание как ритуал только если его классовая особенность, или другое преимущество позволяет это.

Особенность: Любые специальные правила для сотворения заклинания указаны здесь.

Когда существо сотворяет любое заклинание, оно следует этим базовым правилам, не смотря на свой класс или эффекты заклинания.

Первое - для сотворения заклинание вам необходимо иметь к нему доступ, или по средствам своего класса, или магической вещи, или с помощью некоторых других источников. Некоторые классы так же требуют что бы вы подготавливали свои заклинания наперед.

Второе - в бою, вы должны использовать заклинание как действие, если в его описании не сказано другое. Вне боя вы можете использовать свои заклинания как бы вам не захотелось, но вы должны завершить сотворение одного заклинания перед сотворением следующего.

Компоненты заклинания это физические требования которые вы должны выполнять что бы сотворить его. Если в описании заклинания не сказано обратного, вы должны напевать мистические слова, являющиеся вербальным компонентом, и использовать как минимум одну свою руку для сотворения сложных жестов, являющихся соматическим компонентом. Некоторые заклинания так же имеют материальный компонент, предмет или объект требующийся для их сотворения.

Если вы не можете предоставить компоненты заклинания, то вы не сможете его использовать. Таким образом, если вы не можете говорить или ваши руки заняты, вы не сможете сотворить заклинание.

Вы должны быть опытны в ношении своей брони, потому что сотворение заклинания требует фокусировки разума и точных жестов. В противном случае вы будете слишком рассеяны, а ваши движения скованы доспехами, для произнесения заклинаний.

Сотворение большинства заклинаний требуют одного действия - несколько секунд, в течении которых вы произносите магические и слова и совершаете наборы пасов руками.

Несколько заклинаний можно произносить мгновенное. Сотворение таких заклинаний занимает доли секунды, и обычно является ответом на какое то событие. Например, заклинание Перышко, позволяет вам плавно приземлиться на землю вместо падения в яму. Если заклинание может быть сотворено как реакция на событие, то в его описании это обязательно будет указано.

Диапазон действия - это максимальная дистанция от вас, на которой вы можете наложить эффект от заклинания. Эффект может распространяться на весь диапазон. Для сотворения заклинания вам нужно выбрать, в пределах диапазона, цель или место, к которому вы хотите его применить.

Некоторые заклинания могут выбрать в качестве цели только объект или существо (включая вас самих) до которого вы дотронулись.

Иные заклинания воздействуют только на заклинателя. Например, заклинание Щит защищает вас и только вас.

Обычно заклинания требуют от вас выбрать одну или несколько целей. Описание заклинания говорит вам, что вы можете выбрать в качестве цели - существо, объект, место для массового заклинания, или любые комбинации всего этого.

Что бы выбрать целью что то или кого то, у вас должен быть ясный путь до этого существа или объекта.

Вы должны выбрать существо, которое вы хотите выбрать целью заклинания. Это требование не применяется, когда вы используете массовые заклинания, когда вы выделяете самого себя, или когда накладываете эффект заклинания через касание.

Огненный шар взрывается, поджигая всю группу орков. Конус холода примораживает к месту банду огров. Подобные заклинания накрывают область, позволяя им действовать на нескольких существ сразу. Область действия имеет одну из нескольких различных форм. Оно так же имеет начальную точку, из которой вырывается энергия заклинания. Правила для каждой формы указывают ваше расположение относительной начальной точки. Обычно начальная точка это просто место в пространстве, но некоторые заклинания требуют что бы ею было существо или объект.

Облако: Вы выбираете точку происхождения облака, из которой оно будет распространяться. Размер облака выражается в радиусе в метрах, в пределах которого оно будет распространяться.

Газ или другое вещество будет распространяться вокруг окружающих объектов. Облако будет расти до своих размеров, или даже больше, если это определено в описании заклинания.

Конус: Конус распространяется в выбранном вами направлении от своей начальной точки. Ширина конуса в определенной точке равна расстоянию от этой точки до начальной точки.

Энергия конуса распространяется по прямой линии от начальной точки. Таким образом, если нет свободной прямой линии в направлении действия конуса от начальной точки, то место за этой линией не будет подвержено эффекту заклинания.

Начальная точка конуса не включена в область поражения, если только вы не решите по иному.

Цилиндр: Начальная точка цилиндра - это центр круга, с радиусом определенным в описании заклинания. Энергия в цилиндре расширяется по прямой линии периметра от начальной точки, формируя основания цилиндра. Затем эффект заклинания направляется в сторону от начальной точки в одном направлении (как правило прямо вверх или прямо вниз), на расстояние равное высоте цилиндра.

Так как энергия в цилиндре течет по прямой линии, цилиндр аналогичен конусу, в плане областей которые он может затронуть.

Вы можете расположить цилиндр под углом, так, что бы его энергия распространялось в выбранном вами направлении. Начальная точка цилиндра включена в его область воздействия.

Линия: Линия распространяется по прямой от своей начальной точки до своей длины, и покрывает область равную своей ширине.

Начальная точка линии не включена в её область воздействия, если только вы не решите по иному.

Сфера: Вы выбираете начальную точку сферу, от которой она будет расширяться во все стороны. Энергия сферы (подобно таковой конуса и цилиндра) расширяется по прямой линии от начальной точка. В связи с этим сфера аналогична конусу и цилиндру, в плане областей которые она может затронуть.

Начальная точка сферы включена в её область воздействия.

Многие заклинания указывают что цель может сделать спасбросок, что бы избежать некоторые или все эффекты заклинания. УС для сопротивления одному из ваших заклинаний равен 10 + модификатор вашей основной характеристики + уровень заклинания, если не указано иного.

Описание заклинания определяет, что случится с целью если она успешно или не успешно совершит спасбросок.

Некоторые из ваших заклинаний являются атакующими. Вы атакуете обычным способом, кроме того, что для атаки заклинанием почти всегда требуется, что бы вы использовали вашу магическую характеристику, которая указана в вашем описании вашего класса или другого источника предоставляющего данное заклинание. Например, маги используют интеллект для своих заклинаний, в то время как жрецы используют мудрость.

Длительность заклинания может быть выражена в раундах, минутах, часах, или даже годах. Некоторые заклинания указывают, что их эффект будет длиться до тех пор, пока заклинание не будет рассеяно или уничтожено.

Если для заклинания не указана длительность, то эффект от заклинания мгновенный.

Некоторые заклинания требуют от вас поддержки вашей концентрации во время произнесения заклинания, или после - для удержания эффекта. Такие заклинания и эффекты прекращают существовать если вы теряете концентрацию, так же вы можете пострадать если ваша концентрация будет прервана, такие случаи указаны в описании заклинания.

Требующие концентрации заклинания указывают это в своем описании. Вы легко можете прервать свою концентрацию в любое время. Обычные действия, такие как передвижение и нападение не прерывают вашу концентрацию. Срывающие концентрацию действия описаны ниже.

Произнесение иного заклинания, требующего концентрацию. Вы не можете более одного заклинания требующего концентрацию.

Получение урона. Когда вы получаете урон, вы должны успешно сделать спасбросок по сложению, иначе сорвете свою концентрацию. Уровень сложности равен половине полученного урона. Если вы получаете урон от нескольких источников, например от стрел и дыхания дракона, вы должны сделать спасбросок против каждого источника отдельно.

Потеря сознания. Вы теряете свою концентрацию, если вы ошеломлены или без сознания. Естественно заклинание исчезает если вы умираете.

Сильные отвлекающие факторы. Вы можете потерять свою концентрацию если какое либо событие или эффект вас сильно отвлекает. Например, вам может потребоваться совершить спасбросок по сложению, что бы удержать свою концентрацию, пока гигантский осьминог хватает вас.

Так же ваш Мастер может решить, что окружающие вас явления могут прервать концентрацию, например грохот окружающих вас волн, пока вы находитесь на корабле посреди бури. В данном случае он может предложить вам сделать спасбросок по сложению против уровня сложности 15, что бы сохранить свою концентрацию.

Хотя одиночные заклинания достаточно легки для описания их эффекта, несколько заклинания наложенные на одно и то же существо могут вызвать замешательство.

Бонусы и штрафы налагаемые заклинаниями применяются все вместе по всей длительности заклинания, кроме одного случая. Только если иное не указано в описании заклинания, эффекты от применения одного и того же заклинания (включая его версии различных уровней) несколько раз на одну и ту же цель не складываются. Вместо этого применяется наивысший бонус или наихудший штраф.

Кантрипы это заклинания, которые могут быть использованы сколько угодно раз, без траты слотов заклинаний и без предварительной подготовки. Постоянное повторение одних и тех же заклинаний множество раз, закрепляет их в разуме заклинателя и они могут быть произнесены практический в любое время и в любом количестве.

Маги, и некоторые другие классы знают кантрипы, так же как члены определенных рас, таких как высшие эльфы.

Ритуал это версия заклинания, имеющая долгое сотворение и иногда требующая специальных материалов. Преимущество ритуалов в том, что их не нужно подготавливать загодя. Недостатком же является то, что сотворение ритуала требует нескольких минут, если не часов.

Требования: Вы не сможете сотворить заклинание как ритуал, если у вас нет специальной способности, или классовой особенности которая позволила бы вам это сделать.

Время: Исполнение ритуала занимает больше времени чем сотворение простого заклинания. Каждый ритуал определяет время, по истечении которого он будет завершен. В течении этого времени вы можете ничего не делать, но обязаны работать над ритуалом. Так же как и при сотворении заклинания вы должны свободно говорить и двигать руками для предоставления вербального и соматического компонентов.

Материальные компоненты: Для завершения некоторых ритуалов вы должно использовать материальные компоненты, как топливо для магии. Когда вы завершите ритуал и его эффект начнет действовать, используемые вами материальные компоненты исчезнут. Кроме того, в некоторых случаях материальные компоненты могут исчезнуть раньше, а ритуал не совершится.

В некоторых случаях завершение ритуала требует специфического предмета. Такие предметы указаны в описании заклинания.

В этой статье мы, наконец, закончим создавать персонажа. Ведь некоторые из них уже с первого уровня имеют доступ к магии. Заклинания – важнейший элемент мира D&D, и начать нужно именно с того, как они работают.

Через всю Мультивселенную проходит бесчисленное количество нитей (Кодзима все подстроил), незримых для обычного существа. Чтобы сотворить заклинание, маг должен определенным образом совместить их и заставить выделять магическую энергию. Поэтому все заклинания требуют наличия некоторых «компонентов», которые указаны в его описании:

1. Вербальный (В) – персонаж должен произнести определенные звуки с определенной тональностью, заставляя эти нити вибрировать. Соответственно, наложить заклинание, требующее вербального компонента невозможно, если маг не может говорить в данный момент (на него наложено заклятие немоты, или у него простой кляп во рту).

2. Соматический (С) – нити необходимо сплести определенным образом, поэтому у заклинателя должна быть свободна хотя бы одна рука для наложения такого магического эффекта.

3. Материальный (М) – некоторые заклинания требуют наличия у персонажа определенных предметов в инвентаре. Соответственно, герой должен иметь хотя бы одну свободную руку, чтобы до них дотянуться. Совет: не забывайте перед походом в пещеры покупать в городах необходимые вам вещи для заклинаний. Они могут спасти жизнь или ролеплей в вашей компании.

Кроме того, все заклинания имеют свой уровень, а персонажи – определенное количество ячеек для заклинаний определенного уровня. Эта информация содержится в таблице в описании каждого класса заклинателя. Так, например, паладин на первом уровне вообще не может творить магию, а на втором – лишь два заклинания первого уровня.

Чтобы уметь накладывать заклинания, его нужно выучить, что логично. У каждого класса есть свой список магических эффектов, разделенный на уровни (в каждом около 10 заклинаний), и лишь некоторые из них персонаж может помнить в данный момент. Так, количество заклинаний в памяти, например, барда прямо указывается в таблице его класса. Для паладина же необходимо применять специальную формулу: Мод. Харизмы + половина уровня персонажа (округляя в меньшую сторону – это общее правило D&D).

«Забыть» и «выучить другие» заклинания можно, но опять же по разным правилам. Барду необходимо повыситься в уровне, а паладину – просто отдохнуть (длительный отдых – 8 часов).

Затем, каждый персонаж имеет определенное количество Ячеек заклинаний. Например, если вам известно 4 заклинания первого уровня, но доступно лишь две ячейки, вы можете сотворить лишь два из них. Герой, скажем так, «заполняет колбу» заклинаний первого уровня и более не может их накладывать. Однако на ячейки другого уровня это не распространяется, и вы все еще можете накладывать более сложные магические эффекты.

Заклинания можно усилить, наложив их с использованием ячейки более высокого уровня. Все четко указано в описании заклинания. Приведу пример: «Лечение ран» 1 уровня. Оно позволяет восстановить 1d8 хитов (жизней) любому существу. Однако, если вы накладываете это заклинание, используя ячейку второго уровня, оно лечит на 2d8; третьего – 3d8 и так далее.

Чтобы восстановить ячейки и «обнулить» их, любой персонаж должен просто отдохнуть (так же 8 часов).

Кроме заклинаний, существуют Заговоры. Их можно назвать заклинаниями 0 уровня. Если персонаж их знает, это прямо указано в таблице класса. Заговоры можно накладывать неограниченное число раз.

Некоторые заклинания требуют Концентрации. Ее длительность указывается так же в описании заклинания. Концентрация оканчивается в следующих случаях:

1. Вы добровольно ее оканчиваете.

2. Вы накладываете другое заклинание, требующее концентрации.

3. Вы получаете урон во время сражения и проваливаете Спасбросок Телосложения.

4. Вы становитесь недееспособным или умираете.

Таким образом, отдельное действие для Концентрации не требуется.

Остальные элементы заклинаний (длительность, дистанция, область воздействия) не особо сложны для понимания, поэтому про них я рассказывать не буду. Прочитать об этом можно на страницах 203-205 Книги игрока.

Теперь можно доделывать персонажа. Итак, магии посвящен третий лист. В графе «Класс заклинателя» напишите, собственно, класс вашего персонажа. Базовая характеристика указана в описании класса, она используется при подсчетах следующих двух чисел.

Первое – Сложность Спасения. Некоторым заклинаниям зачарованное существо может противиться. Так, например, мой бард накладывает на Разбойника «Жуткий смех Таши», из-за которого он (мой противник) будет воспринимать все происходящее невероятно смешным, упав на землю. Однако, в описании заклинания говориться про спасбросок Мудрости. Если вкратце: Разбойник должен выбросить число (+ модификаторы), большее Сложности Спасения, чтобы не подвергнуться действию заклинания.

Формула для вычисления дается так же в описании классов, но общее правило таково: 8 + бонус мастерства + модификатор Базовой характеристики. Считаем и записываем.

Бонус атаки заклинанием – это бонус к броску на попадание, как при атаке обычным оружием. Общая формула: бонус мастерства + модификатор Базовой характеристики.

После заполнения шапки нужно посмотреть в таблице класса, сколько на первом уровне вашего персонажа дается ячеек заклинаний. Впишите это значение в соответствующее поле. Теперь узнайте (посмотрите или посчитайте по формуле) количество известных вам заговоров и заклинаний. Затем открывайте Список заклинаний в Главе 11, ищите класс вашего персонажа. Перед вами огромный список одних только названий, поэтому выпишите их где-нибудь рядышком. И наконец, читайте описание всех доступных вашему классу на данном уровне заговоров и заклинаний (они расположены ниже в алфавитном порядке) и выбирайте из них ровно столько, сколько известно заговоров и сколько дано ячеек. Выбранные названия впишите в таблицу заговоров/заклинаний. Если класс позволяет «подготавливать» заклинания при отдыхе, можете выписать их все, а рядом с подготовленными ставить «точку».

Проверка своих сил в различных областях – основная механика D&D. Персонажи зачастую используют свои навыки, чтобы найти какой-то предмет, оттолкнуть препятствие, перепрыгнуть через пропасть.

Итак, как проходит проверка навыка. Когда персонаж собирается что-то сделать, Игрок может спросить у Мастера: «Какую проверку мне требуется выполнить?» Допустим, палладин Персифаль Рыжий собирается перепрыгнуть опасную яму с ловушками в узком коридоре. Для этого необходимо пройти проверку Атлетики. Затем Мастер втайне определяет Сложность задачи: это число, больше которого должно получиться у игрока для успеха. Поскольку пол все еще мокрый от крови охранников этого склепа-тюрьмы, а «пропасть» широкая, Мастер решает, что Сложность равна 14.

Таблица Сложности, данная для примера. Числа можно менять по усмотрению

Сама проверка проходит следующим образом: Игрок бросает d20, а затем прибавляет уместные модификаторы. То есть, общая формула такова: d20 + Бонус мастерства (если персонаж владеет навыком) + Модификатор характеристики (она указывается в скобках рядом с навыком). Любому палладину присущ высокий уровень физической силы, а потому характеристика Силы у Персифаля равна 15, значит – Модификатор +2. Персонаж 1 уровня, значит бонус мастерства +2, ведь какой палладин не владеет атлетикой! Итого: d20 + 4. Отдельно отмечу: чтобы проходить проверку, необязательно владеть навыком. Владение позволяет прибавить бонус мастерства, только и всего. Я дал лишь общую формулу, конечно существует множество навыков, позволяющих, например удваивать бонус мастерства.

После броска дайса и необходимых подсчетов, игрок называет итоговое число. Если оно выше – проверка успешна; ниже – провал. Мастер может варьировать результат в зависимости от итога: например, при выпадении 14 ровно, Персифаль перепрыгивает, подскальзывается и едва успевает удержать равновесии; при 19 – прыгает и делает кувырок а-ля «Макс Пейн»; 2 – падает вниз, получает урон, дырявит штаны, ломает лук до непригодного состояния.

Отдельно стоит сказать про «криты». Обычно они используются лишь в сражениях, но мы захоумрулили и применяем везде, где только можно. Итак, если на d20 выпадает «20», считается, что проверка прошла успешно в любом случае; да так, что любой Геральт позавидовал бы проворству. Однажды Вождь гоблинов решил спрыгнуть с высокого постамента, выбросил «20» при проверке Акробатики, сделал тройной тулуп, пару кульбитов в воздухе и, не приземляясь, швырнул копье в нашего варвара, тяжело ранив его. Его подданные аплодировали стоя. При выпадении «1» случается нечто невообразимо постыдное и больное. Варвар часто ломал себе ноги при падении с высоты и даже при проверке Скрытности.

Во время проверки навыков окружающая обстановка может помогать, или, наоборот, мешать ей. Например, это помощь союзника или нечто, что отвлекает внимание (падение сталактитов с потолка пещеры). В этом случае говорят, что проверка осуществляется с Преимуществом или с Помехой (Advantage/DisAdvantage). В любом случае, d20 бросается дважды. Если у героя есть Преимущество, он выбирает наибольшее значение из двух выпавших, а затем применяет остальные уместные бонусы. Если у него Помеха – то выбирает наименьшее выпавшее число, а после также прибавляет все модификаторы. Неважно, сколько одновременно действует помех или преимуществ – d20 все равно бросается два раза. Так же, если в данной ситуации у персонажа одновременно имеются и преимущества, и помехи (хоть 1 преимущество и 10 помех), считается, что у героя нет ни того, ни другого – совершается обычная проверка.

Преимущество может давать так же Вдохновение – его дает Мастер за, например, отличный отыгрыш роли или нестандартный выход из ситуации. Игрок может потратить вдохновение в любой момент и совершить проверку с преимуществом. При этом вдохновение может быть только одно в единицу времени.

Привет! Недавно выпущенная статья «D&D: Трудовые будни ГМ-а» от VVilliam Blake, а так же комментарии под ней подтолкнули меня написать статью о том, как же все таки начать играть в D&D. Поверьте, именно начать сложнее всего, но настолка того стоит. В свое время я не нашел толковых текстов или роликов на ютабе, поэтому в большинстве случаев пришлось разбираться самому. Надеюсь «гайд» окажется полезным, но если что – всегда есть комментарии!

Начать следует с самого главного – с компании. Обычно на этапе поиска пати заканчивается весь энтузиазм большинства игроков. Моему отряду приключенцев повезло – мы все живем в студенческом кампусе – общежитии, где есть клуб настольных игр. В общем, все мы гики, и все мы слышали про D&D, поэтому проблем с подбором игроков, помещения, времени у нас не было.

Что вам нужно купить для игры – это лишь набор дайсов (костей): d4, d6, d8, d10, d12 и d20 (число обозначает количество граней). Они есть в любом ХоббиГеймс или Гаге. Достаточно каждого дайса по одной штуке, но можете купить и парочку, потому что некоторое оружие может наносить урон, например 2d8 (сумма значений броска двух восьмигранных костей).

По первости сражаться можно без карт вообще, или же просто распечатать готовые (они содержаться в приключениях), отмасштабированные и разделенные на несколько крупных частей, чтобы Мастер выкладывал их по мере продвижения игроков. Ну а самый дешманский вариант - разлиновать листы А4 и вручную перерисовывать карты.

Dungeons & Dragons не локализуются на русский язык, но это далеко не проблема – студия «Phantom Fantasy» переводит все книги. Вот здесь вам нужно скачать: Книгу игрока и Стартовый набор – это основа основ. Затем можете прочитать Книгу Мастера, чтобы узнать об альтернативных вариантах правил и сделать вашу игру более реалистичной. Последняя на данный момент редакция ролевки – пятая. Более опытные игроки говорят, что она значительно проще предыдущих, поэтому подходит для новичков. Стоит сказать, что скоро (примерно в 2020 году) должна выйти шестая редакция, и есть слушок, что ее могут официально локализовать и завезти в Россию.

Теперь открывайте Книгу игрока. Да, в ней 331 страница. Да, желательно прочитать ее полностью. И нет, это не скучно. Написана и переведена Книга прекрасно, она легка для понимания и навигации.

К сожалению, все механики D&D в одной статье уместить сложно. Поэтому далее я расскажу только про этапы создания персонажа. В скором времени обязательно напишу подробнее про заклинания, использование навыков, сражения, а также про то, как же начать свое первое приключение и многое другое.

Этот этап – самый увлекательный, как и в любой видеоигре жанра РПГ. Чтобы создать своего аватара в мире D&D, вам нужно брать указанные в Книге игрока варианты умений/навыков/снаряжения и просто записывать их карандашом в Листе персонажа (можно скачать в той же вкладке «Player’s Handook» на сайте Phatom Fantasy). Здесь следует соблюдать определенный порядок действий:

1. Прочитайте Главу 2 и выберите себе Расу. От нее будут зависеть бонусы к некоторым характеристикам, внешний вид героя и основные вехи его предыстории, расовые умения. Последние запишите в поле «Умения и особенности». Также впишите скорость персонажа в соответствующее поле, а бонусы к характеристикам от - расы сбоку от соответстувющих окон слева в листе персонажа, потом их посчитаем и сотрем.

2. Прочитайте Главу 3 и выберите себе Класс. Он определяет, каким оружием и какими доспехами вы сможете пользоваться в приключениях, навыки и умения, и варианты заклинаний (у определенных классов. О системе заклинаний будет сказано в следующей статье). Отметьте точками те умения и спасброски, которыми владеет ваш класс, и запишите иные владения, например в поле «Дополнительные умения и особенности» на втором листе персонажа.

3. К этому моменту у вас должна сложиться в голове четкая картина того, как выглядит персонаж, какая его предыстория, черты характера, слабости и идеалы. Если же нет – еще раз перечитайте проблематику своих расы и класса, это очень важно для отыгрыша. Примеры имен, а также общие черты внешности находятся в описании расы, берем и записываем. Там же указаны диапазоны роста и веса героя (это крайне важно при переходе хрупких мостов); можно выбрать их самостоятельно, а можно воспользоваться табличкой на странице 121 Книги и довериться броску дайсов. Языки, которыми вы владеете, напишите в поле «Прочие владения и языки» в левом нижнем углу первого листа персонажа.

4. Затем определяем идеологию персонажа, а это: мировоззрение (про него лучше прочитать на википедии), черты характера, идеалы, слабости, привязанности и предыстория. Их можно придумать самому, выбрать из уже предложенных или оттолкнуться от готовых вариантов и немного модифицировать их. Все что нужно описано в Главе 4. После выбора предыстории отметьте умение от предыстории, владения инструментами и оружием, навыками на листах персонажа (если предыстория дает тот же навык, что и класс – выберите другой – это разрешает Книга).
Если у вас, в отличие от меня, прямые руки, которые дают способность рисовать вживую или в фотошопе, можете превратить словесное описание героя в наглядный внешний вид и поместить его в поле «Внешность персонажа» на втором листе.

Например, я играю за коренастого полурослика-барда Мериадока Корчмового, который покинул родное Залесье в поисках лучшего в округе пива. Его семья издревле владеет таверной в деревне и играет на музыкальных инструментах, однако только Мерри смог стать мастером музыки. Он хочет прославить свой род и развить родовую таверну. Любому хоббиту положена доброжелательность, оптимизм и немного наивности, и мой – не исключение.

4. Самое увлекательное – распределение характеристик. Всего их шесть: Сила, Ловкость, Телосложение, Интеллект, Мудрость и Харизма. Их значение и применение – наиважнейшая часть системы D&D, поэтому об этом будет рассказано в подробностях позднее, в следующих статьях. Сейчас лишь опишу руководящие начала. Пятое издание предлагает несколько вариантов распределения числовых значений характеристик – они описаны в пункте 3 Главы 1, на страницах 12-13. Мои игроки использовали самый простой вариант. Вам даны числа: 15, 14, 13, 12, 10, 8, - их необходимо распределить по характеристикам в таком порядке, в каком считаете нужным. У всех классов написано, какая характеристика для них является определяющей. Например, для барда важна харизма, ведь с помощью нее он и сотворяет свои заклинания. Соответственно имеет смысл присвоить ей значение 15 или 14. После распределения этих показателей по характеристикам, прибавьте те бонусы от расы, которые мы записали сбоку. Затем взгляните на итоговые значения характеристики, и определите ее модификатор по таблице на странице 13. Именно это итоговое число вы и будете прибавлять к броскам d20.

6. Вычисляем КД персонажа. КД – это класс доспеха. Чем он выше – тем сложнее попасть по персонажу или пробить его броню. Найдите таблицу на странице 145, отыщите там наименование выбранного вами доспеха, и посчитайте КД. Легкие и средние доспехи позволяют прибавлять модификатор Ловкости, поэтому не забудьте сделать это. Поле «Сила» предъявляет требования к характеристике для ношения этого доспеха - все как в видеоигровых РПГ. Обратите внимание на колонку «Скрытность». Некоторая броня настолько неудобная, стесняющая движения, шумная, что прятаться в ней будет очень сложно. Если вы выбрали именно такую, обязательно сделайте пометку о «Помехе» (DA – disadvantage) в поле «Навыки». О Помехе и Преимуществе так же придется рассказать в отдельной статье, увы. Некоторые классы (Варвар, Монах) имеют специальные правила по расчету КД для них, поэтому будьте внимательны.

7. Теперь определяем урон от выбранного оружия. Его свойства – тема для отдельного разговора, поэтому сейчас я лишь вкратце опишу, как определять бонусы к атаке и урону. Итак, если вы решили кого-то атаковать оружием, вам необходимо сначала попасть по существу. Сейчас прочитайте медленно: для этого необходимо бросить d20, прибавить бонус мастерства (на первых уровнях он всегда +2) и модификатор уместной характеристики. Для рукопашного оружия это Сила, для дальнобойного Ловкость (если оружие Фехтовальное – берите то, что выше). Чтобы постоянно не считать эти прибавки, сразу впишите справа от названия оружия бонус атаки: 2 + Мод. Хар-ки. Затем еще правее запишите количество и вид урона из таблицы на странице 149.

8. Под конец самое простое – посчитайте количество ваших жизней (хитов)! Откройте описание класса, найдите фразу «Хиты на 1 уровне», посчитайте и впишите в строку «Максимум хитов». Затем запишите вид вашей кости хитов в соответствующее поле.

Поздравляю! Ваш персонаж создан. Надеюсь, вам понравился процесс, пусть он и оказался долгим и сложным. Вроде я ничего не забыл по этой теме, а в дальнейших статьях расскажу более подробно об основных механиках D&D. Если какие-то вопросы остались непонятными, пишите в комментариях – сообщество DTF и я попробуем вам ответить. Можете покритиковать текст - буду только рад.

UPD: Неа, как бы не так. Персонаж пока не создан, если вы - заклинатель и у вашего класса уже на первом уровне есть способность творить магию. Вещь, увы, большая, магия ваша, поэтому во второй части обязательно распишу!

Напоследок: можете подписаться на YouTube-канал Living Room Studio, эти питерские господа играют в D&D и выпускают короткие видео по нему, с их помощью можно проникнуться атмосферой. В их группе ВК можете найти ссылки на ламповые Telegram-чаты, где ведущие и участники сообщества в пару секунд ответят на совершенно любой вопрос.
Так же пользователь с ником Oleksandr Trifan подсказал вполне толковое видео с разъяснением основных механик D&D. И нет, это не реклама.

Читайте также: