Доспехи скрытности обливион

Обновлено: 05.07.2024

К системе стелса в Обле у меня, мягко говоря, довольно прохладное отношение. Она пестрит противоречиями - Вы, к примеру, абсолютно спокойно можете разгуливать под носом у пары некромантов в освещенной пещере, громить посуду, громко кастовать заклинания и не быть обнаруженным. Но стоит Вам только нанести скрытный удар.

Меховой доспех

Начнём с простейшего доступного в игре вида доспеха: мехового. Этот доспех даёт самую минимальную защиту, что неудивительно — фактически это просто тёплая одежда, которая защитит разве что от холода и смягчит удар ножа или палки. Его носят те, кто не может себе позволить приличную защиту.

Прототипом меховых доспехов можно считать шкуры животных, которые надевали варварские племена для какой-никакой защиты. Что характерно, чаще всего шкуры набрасывали на спину наподобие плаща, так как варвары плохо держали строй и не видели ничего плохого в отступлении, а потому стремились защитить спину. Наиболее известный пример — Геракл, носивший шкуру убитого им Немейского льва.

Меховой щит также предельно прост и примитивен, но не может похвастаться прочностью. Исторически щиты, покрытые шкурой с мехом, использовали в Африке, в частности в древнем Египте. Такие щиты могли выдерживать попадание стрел, а также лёгкого метательного и рукопашного оружия, однако под ударами тяжёлых клинков и топоров быстро разваливались.

Мифриловый доспех

Доспехи из мифрила по лору Свитков относятся к редким и недоступным большинству обывателей. Информации о том, что из себя представляет мифрил на Нирне, крайне мало, известно только, что его добывают в Хаммерфелле, Хай Роке и Сиродиле.

Внешний вид мифриловых доспехов навевает воспоминания о Властелине Колец не меньше, чем их название: до просмотра трилогии Джексона я представлял гондорских Стражей Цитадели в подобном облачении.

Конструктивно это кольчужный доспех, подобно предыдущему примеру. Отличия, помимо материала и богатой отделки, заключаются в усиленной защите конечностей. Появляются цельнометаллические наплечники, наручи, поножи и сабатоны, в мужском варианте плечи и середина груди тоже защищены мифриловой пластиной. Исторического аналога такому доспеху найти не удалось, что неудивительно: улучшение защиты конечностей шло с улучшением защиты торса, которой недостаёт мифриловой кольчуге.

Мифриловый шлем напоминает барбют — итальянский шлем XV века. Основное отличие заключается в том, что барбют был цельнокованым, а мифриловый шлем имеет небольшие нащёчники, к которым крепится закрывающая шею кольчужная бармица.

Мифриловый щит похож на треугольный тарч, бытовавший в XIII-XIV веках. Но тарч был деревянным и металлом не оковывался, в то время как мифриловый щит является цельнометаллическим. В реальности цельнометаллический щит был бы очень тяжёлым (в данном случае тяжестью можно пренебречь, так как мифрил намного легче железа или стали) и неоправданно дорогим.

Железный доспех

Латный доспех из железа - простейшее снаряжение бойца, ставящего защиту превыше подвижности. Он даёт большую защиту, чем начальные лёгкие доспехи, но не может сравниться с бронёй из более продвинутых материалов. По внешнему виду доспеха можно судить о сравнительной простоте и дешевизне конструкции: отсутствуют сложные детали и сочленения, доспех выглядит грубым и лишён украшений. Очевидно, что он предназначен для простых воинов, не имеющих средств на покупку брони получше.

Прототипом железного доспеха мог послужить так называемый айзенпанцер - доспех из железа, существенно уступавший настоящим стальным латам по защитным свойствам, но во много раз более дешёвый и доступный не только знати, но и небогатым простолюдинам. Благодаря низкому качеству айзенпанцера владельцы называли его "шайсенпанцер" - "дерьмовый доспех" в переводе с немецкого.

Мужская версия доспеха вопросов не вызывает, а вот к женской имеются серьёзные претензии:

Во-первых, очевидно отсутствие поддоспешника, кираса надета поверх тонкой одежды, а наплечники, набедренники и наколенник вообще на голое тело. При таком ношении от доспеха будет больше вреда, чем пользы.

Во-вторых, много открытых участков. Места, не закрытые пластинами брони, стоило бы прикрыть кольчугой или хотя бы кожей. Вырез на груди не имеет никакого смысла, в реальности это место всегда старались защищать усиленной бронёй.

В-третьих, упомянутые в прошлом выпуске выемки для груди.

В комплект входит выпуклый деревянный круглый щит, окованный железом в центре и по краям, также имеются железные полосы, соединяющие оковку на краях и в центре. Подобные щиты были распространены в Европе и Азии. Наибольшее внешнее сходство с представленным в игре щитом имеет турецкий калкан, несмотря на то, что вместо дерева его основу составляет тростник.

Для сравнения: железный щит из Oblivion и турецкий калкан Для сравнения: железный щит из Oblivion и турецкий калкан

Солдаты Имперского Легиона носят разновидность железного доспеха, стилизованную под римских легионеров (при том, что его детали позаимствованы из Греции, а не Рима). Стали для них тоже пожалели, но выглядит доспех более основательно. Открытых участков уже нет, доспех носится поверх кольчуги. Женский вариант опять повторяет очертания фигуры, но на сей раз это слабо выражено. Также у этого доспеха есть богато украшенные разновидности - офицерские и драконьи доспехи.

Главная отсылка к Риму - своеобразная юбка из кожаных полос, называемых птеригиями. Хотя такая юбка обычно ассоциируется с римлянами, она была наиболее распространена в древней Греции.

Легионерский шлем имеет два варианта: с гребнем и без него. Он основан на коринфском шлеме, распространённом в VI-V веках до н.э. Благодаря большим фигурным нащёчникам и мощному наноснику такой шлем обеспечивал хорошую защиту лица и мог сдвигаться на затылок для улучшения обзора. Зачастую шлем украшался гребнем из конского волоса.

Для сравнения: шлемы имперских легионеров и коринфский шлем Для сравнения: шлемы имперских легионеров и коринфский шлем

Щиты легионеров круглые, цельнометаллические и имеют в центре длинный шип. Предметом вдохновения мог послужить рондаш - небольшой круглый щит, поздняя разновидность которого - траншейный рондаш - также была цельнометаллической и оснащалась шипами.

Стальной доспех

Стальные доспехи носят многие опытные воины Сиродила, обладающие средним достатком. Как и железный доспех, его нетрудно найти в любой кузнечной лавке. Раскошелиться придётся сильнее, чем за железный аналог, но цены вполне демократичны, и позволить себе доспех из стали можно даже на низких уровнях.

Прообразом для этого комплекта брони послужил готический доспех, возникший в Германии во второй половине XV века. Характерной особенностью готического доспеха было обилие острых углов, а также гофрирование и рифление, обеспечивавшее дополнительные рёбра жёсткости. В представленном в игре доспехе эти черты выражены не так ярко, но всё же узнаваемы.

Отличия стального доспеха от готического заключаются в форме наплечников и латных перчаток. Готические наплечники были одинаковыми, а перчатки имели отдельные пальцы, что ослабляло защиту и усложняло конструкцию, но обеспечивало подвижность пальцев. Левый наплечник стального доспеха заметно больше правого, а кисти защищают цельные рукавицы, не имеющие отдельных пальцев. Эти признаки свойственны другому знаменитому типу латных доспехов - миланскому. Миланский доспех производился в Италии в XIV-XVI веках.

В стальном шлеме барбют узнаётся намного легче, чем в шлеме от мифрилового доспеха. Наиболее существенное отличие - нащёчники как бы раздвинуты, открывая достаточно большую часть лица. Барбют не входил в комплект готических доспехов и редко входил в комплект миланских.

К стальному доспеху прилагается небольшой прямоугольный цельнометаллический щит. По форме он напоминает некоторые разновидности тарча или ручной павезы, по материалу - поздний рондаш. Подобные щиты не были цельнометаллическими и имели больший размер, однако размеру и материалу игрового щита можно найти объяснение. Такой щит будет очень прочным, но малый размер обеспечит сравнительно небольшой вес. А обладателю полного латного доспеха большой щит и не нужен.

Битва литовцев с крестоносцами с использованием ручных павез Битва литовцев с крестоносцами с использованием ручных павез

Двемерский доспех

Такие доспехи ковали представители исчезнувшей расы двемеров из уникального сплава, секрет которого считается утраченным. Двемерский доспех прочнее стального, но чтобы обзавестись таким, придётся долго искать, как на прилавках магазинов, так и в зловещих древних руинах.

Нагрудник двемерского доспеха состоит из длинных узких пластин, не нахлёстывающихся друг на друга. Такой тип доспеха называется ламинарным. К ламинарным доспехам относятся римская лорика сегментата и доспехи японских самураев.

Двемерский шлем напоминает фригийский - античный шлем эпохи Александра Македонского. Фригийский шлем использовался как войсками Александра, так и греками, фракийцами и фессалийцами. Вытянутая макушка хорошо защищала от рубящих ударов сверху, также к шлему могла добавляться защитная маска. Маска двемерского шлема должна очень сильно ухудшать обзор, что делает шлем непригодным для одиночного бойца. Такие шлемы целесообразно использовать в рыцарском конном бою или в плотном пешем строю, где без хорошего обзора можно обойтись, а одинокий герой в таком шлеме не увидит и не услышит заходящего сбоку или за спину противника.

Двемерский щит выполнен в форме трёх накладывающихся друг на друга кругов. Получилось красиво, но непрактично: щит такой формы сложно выковать, но никаких преимуществ перед обычным круглым щитом она не даст. Кроме того, щит опять цельнометаллический, но при этом довольно большой, а двемерский сплав тяжелее стали. Не каждый богатырь смог бы
обращаться с таким.

Наиболее похожий щит, какой мне удалось найти - адарга, щит африканского происхождения, состоящий из двух накладывающихся друг на друга эллипсов. Адарга делалась из дерева и покрывалась сыромятной кожей, была популярна среди испанских конкистадоров.

В четвёртой части Древних Свитков нам предлагают примерить множество доспехов на любой вкус и цвет, от простейшей меховой куртки до грозной даэдрической брони. Однако возникает вопрос: насколько практичны эти доспехи и есть ли у них прототипы в реальной истории? В этой статье я разберу ветку лёгких доспехов.

Кольчужный доспех

Кольчужные доспехи распространены в Сиродиле, они представляют собой оптимальное соотношение цены и качества: это уже достаточно серьёзная защита, которую, в отличие от более продвинутых доспехов, можно купить у любого кузнеца. Их носят все, от наёмных головорезов до городской стражи.

В нашем мире кольчуга также была повсеместно распространена вплоть до XIX века благодаря простой технологии изготовления и практичности. Изобретённая ещё древними кельтами, кольчуга была сравнительно лёгкой и гибкой, мало стесняла движения, подгонялась по фигуре и легко чинилась при повреждениях. Она неплохо держала рубящие и режущие удары, однако уколы мечом или копьём её пробивали, а дробящие удары булавой она почти не смягчала. При этом кольчуга стоила дорого, и стала по карману среднему европейскому горожанину только в XIV веке.

Представленный в Обле кольчужный доспех укреплён на груди и животе стальными пластинами, что придаёт ему сходство с калантарём — кольчато-пластинчатым доспехом, использовавшимся в странах Востока и на Руси в XV - XVI веках. Пластины увеличивают защитные свойства доспеха и повышают его жёсткость, снижая при этом подвижность.

Стражники носят поверх кольчуг накидки с гербом своего города. В реальности поверх кольчуг действительно часто носили накидку, называемую сюрко. Она не только служила декоративным элементом, но и защищала кольчугу дождя и грязи, а её владельца — от перегрева.

Женская версия кольчуги почему-то лишена рукавов, и можно заметить отсутствие поддоспешника. Кольчуга, надетая таким образом, будет натирать тело и не сможет амортизировать удары.

В кольчужный комплект входит шлем, в котором узнаётся сфероконический норманнский шлем с наносником, появившийся в раннем средневековье. Шею и уши владельца защищает кольчужная бармица. Этот шлем напоминает знаменитый русский шлем из Гнёздово, датируемый Х веком. Женщинам и тут не повезло: они ограничиваются подобием койфа (кольчужного капюшона, надевавшегося под нормальный шлем), усиленного стальными пластинами.

Завершает комплект так называемый лёгкий железный щит (на самом деле деревянный, но полностью окованный железом). Его прототипом явно послужил круглый скандинавский щит эпохи викингов, но всё же игровой щит имеет два существенных отличия. Во-первых, он удерживается локтевым хватом (рукоять смещена к ближе к краю щита), а хват скандинавского щита был кулачным (рукоять находилась в центре). Во-вторых, скандинавские щиты оковывались железом только по краям и имели железный умбон (полусферический выступ в центре), а кроме этого могли быть обиты кожей.

Наверное, мне показалось (с)

Вот со стелс-атаками и связано мое основное негодование - но тут очень важно различать их типы - в мили-зоне или дальнем бою.

В тесном контакте творится черт пойми что - шанс на наше обнаружение зависит напрямую от статов и уровня оппонента - т.е. какого-нибудь огра, тролля (животинку, в общем) мы спокойно будем сваливать с пары-тройки ударов, не будучи при этом обнаруженными! Сложнее уже с высокоуровневой нежитью и даэдра - темные призраки , личи , пауки и зивилаи такой базар уже не прощают, обнаруживая нас сразу после нанесения удара - тут навык скрытности и прочие факторы не играют особой роли.

Пара слов о "прочих факторах" - учитывая объем нарытой в открытом доступе информации + какой-никакой опыт игры, могу предположить, что на скрытность влияют как (ВНИМАНИЕ!) навык скрытности (. ), освещение, расстояние, навык скрытности противника, вес доспехов и, вероятно, навык удачи.

Со скрытной атакой из лука ситуация гораздо печальнее - в большинстве случаев враг сразу же нас обнаруживает (загорается глаз) и бежит в нашем направлении, однако секунду спустя может замереть и как ни в чем ни бывало пойти дальше по своим делам, приговаривая "Видимо, нервишки шалят" и почесывая огроменную стрелу у себя в паху.

Оффтоп, "диалоги в подземельях" - случайно подслушал разговор двух некромантов в местной гробнице в окружении гниющих тел, зомби и прочей нечисти:
- Пару дней назад повстречал пару гоблинов. Мерзкие создания.
- Да, так говорят.
- Привет!

Но вышеописанная схема работает только с людьми: всяким бандитским сбродом, вампирами и некромантами. С высокоуровневыми животными, нежитью и даэдрами такое уже не прокатит. Они, как правило, мгновенно определяют Вашу геолокацию и выстраивают кратчайший маршрут к Вашему скорейшему умерщвлению.

Но с этим можно бороться - я собрал в своей экипировке (на титульном скрине это можно заметить) 95% хамелеона - в этом случае меня продолжают стабильно обнаруживать ТОЛЬКО темные приведения и хай-левел гоблины (после 30+ уровня гоблинов остается только 2 вида - Шаманы и Предводители с вагоном здоровья) - к слову, последние могут это сделать далеко не всегда. А теперь перейдем к механике, которая рушит весь стелс-геймплей как с игровой, так и с логической точек зрения - я говорю о призыве противником существ .

Зачем меня призвали?!

Разберем проблему на примере одного из хай-левел даэдр - зивилаи. Как только мы совершаем скрытную атаку (неважно - кинжалом или луком) , первым делом он призывает себе на помощь кланфира, который каким-то образом СРАЗУ ЖЕ нас обнаруживает - ладно еще, если бы мы были в ближнем бою, но когда мы стреляем, будучи скрытыми тенями, под почти 100%-ым хамелеоном на расстоянии в полсотни метров - это уже попахивает нечестной игрой. Та же самая история со всеми существами, имеющими призыв, а это - даэдра-пауки, личи, валкиназы-маги (благо, они как правило не доживают до призыва) , скелеты-герои, гоблины-шаманы, зивилаи те же. Т.е. практически ВСЕ существа, которые встречаются игроку на высших уровнях.

Редко, когда Вы стреляете с реально большого расстояния (под хамелеоном и пр.) призыв существ может не помочь обнаружить Ваше местонахождение - но это скорее исключение из правил, которое возможно только на открытой местности Нирна или Обливиона. В помещениях уже нереально скрыться, как правило, хотя у меня бывали ситуации, когда призыв не помогал.

С этим остается только мириться, ну или собирать 101%-ый хамелеон, но это чит, игра потеряет всякий смысл. Поэтому будем обходиться ядами .

Прагматичная алхимия

Для себя лично я выделил 3 типа зелий, которые имеет смысл варить - восстановление здоровья , повреждение здоровья (яд) и паралич (яд) .

Для отыгрыша убийцы, не использующего магию - самое то. Удобно, что ингры для вышеуказанных склянок добываются в промышленных масштабах на просторах Обливиона. Ну и волшебный сундук архимага тоже будет нам в помощь.

Безусловно, перед тем как приступать к варке зелий, необходимо прокачать алхимию до 100 , чтобы была возможность создания пота из 1 ингридиента - для экономии ресурсов, а также обзавестись инструментами мастера - ступкой и пестиком, ретортой, перегонным кубом и кальцинатором. Имея все вышеописанное (кроме перегонного куба - он остался "новичковым") получаем следующие зелья:

Зелье восстановления здоровья, ингредиент - Сердце дэйдра (падает почти со всех дэйдра из плоти) Зелье восстановления здоровья, ингредиент - Сердце дэйдра (падает почти со всех дэйдра из плоти)

В сумме восстанавливает 559 ед.хп , что, как правило, равняется полному столбу - идеальный отхил, легкий в добыче ингредиент. Вешаем на хоткей и радуемся.

Яд паралича, ингредиент - Яд дэйдра, падает с дэйдра-пауков, множится сундуком архимага Яд паралича, ингредиент - Яд дэйдра, падает с дэйдра-пауков, множится сундуком архимага

Паралич на 3 секунды - неплохая фора, если Вас обнаружили злые милишники - это без учета того, что стрелковское сбитие с ног и собственный паралич срабатывают довольно часто.

Убойный яд, ингредиент - Спиддал или Харрада (оба растения - в Обливионе) Убойный яд, ингредиент - Спиддал или Харрада (оба растения - в Обливионе)

Яд на 240 ед. урона или "почувствуй себя крутым ассасином". Изготавливается в промышленных масштабах, вешается при первом выстреле по всем противникам, которые нас обнаруживают из-за треклятых "призывников".

Напоминаю, что показатели не пиковые - у меня отсутствует перегонный куб мастера, использую инструмент новичка.

С использованием ядов игра становится на порядок проще и антуражней. А закончим статью мы бонусным разделом.

Становимся тенью

Имперская тюрьма - лучшее место для прокачки скрытности Имперская тюрьма - лучшее место для прокачки скрытности

Почти все гайды по быстрой прокачке навыков утверждают, что лучшее место для прокачки скрытности - это таверна в имперском городе, но это неверное утверждение, на мой взгляд, вернее, частично верное. Дело в том, что трактирщик начинает ходить за ГГ, следить за ним - тем самым, глаз у нас всегда горит золотым, не давая нам прокачивать навык. На более поздних уровнях скрытности это не будет иметь значения, безусловно, нас даже вблизи не будут видеть. Но ведь надо с чего-то начинать? А пока мы не раскачались - спрятаться будет очень трудно.

Выход есть - имперская тюрьма. Мы туда не садимся, а просим тюремщика о встрече с заключенным, чтобы он открыл дверь. Не знаю, баг это или нет, но даже с тюремщиком на хвосте в этой зоне при ЛЮБОМ навыке скрытности мы будем невидимы глазу. Поэтому просто упираемся в клетку с заключенным, как показано на скрине, включаем автоходьбу и уходим по своим делам.

Единственное - пока не раскачались - снимайте обувь, т.к. увидеть-то не увидят, а услышать вполне могут, что препятствует росту навыка.

Благодарю, что дочитали до конца.

А как играете за скрытного персонажа Вы? Делитесь в комментариях.

Если Вам понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал - будет еще много чего интересного. Удачи в боях!

В предыдущем выпуске я рассмотрел комплекты лёгких доспехов из The Elder Scrolls IV: Oblivion . Настало время уделить внимание и тяжёлым доспехам.

Кожаный доспех

Кожаные доспехи в Oblivion стоят на ступень выше меховых. Это излюбленная защита всевозможных воров и убийц, предпочитающих лёгкую броню, бесшумную и не сковывающую движений. В таком доспехе проныра незамеченным пролезет куда угодно, а если всё же не сможет избежать стычки, доспех предоставит некоторую защиту.

В реальности кожаные доспехи делались из жёсткой кожи, которой придавалась дополнительная твёрдость путём вываривания в масле. Кожа действительно легче железа или стали, но кожаные доспехи изготавливались из нескольких слоёв толстой кожи, поэтому они были достаточно тяжелы. Такой доспех мало походил на то, что мы привыкли видеть в играх. Кожаные доспехи защищали в ближнем бою хуже металлических, но в них вязли стрелы. Их носили либо при невозможности обзавестись стальным доспехом, либо в качестве поддоспешника.

Щиты из кожи использовали преимущественно примитивные народы, такие, как масаи или североамериканские индейцы. Воспетые Гомером воины архаической Греции тоже пользовались кожаными щитами. Хорошо выделанная кожа держала удары лучше, чем меховой щит.

Также добавлю, что настоящему тайному агенту, делающему ставку на скрытность, нет никакой нужды в кожаном доспехе, ведь если дойдёт до боя, операция будет провалена, и никакая броня уже не поможет. А если стычки всё же предполагаются, лучше надеть под одежду кольчугу.

Читайте также: