Доспехи миланская готика

Обновлено: 06.07.2024

Настоящие рыцарские доспехи эпохи Ренессанса. Сегодня мы познакомимся с ними максимально подробным образом!

«Если бы на мне не было непробиваемой брони, этот негодяй семь раз подстрелил бы меня так же хладнокровно, как матёрого оленя. В каждую спайку моего панциря он попадал длиннейшей стрелой. Не носи я под панцирем испанской кольчуги, мне бы несдобровать.»
«Айвенго» Вальтер Скотт

Музейные собрания рыцарских доспехов и оружия. Сегодня лично у меня, скажем так, небольшой праздник, который, надеюсь, будет в чём-то и праздником для любителей старины на ВО. А связан он с тем, что мы начинаем новую серию «на всю жизнь», которая будет посвящена отдельным собраниям рыцарских доспехов и оружия в музеях разных стран. То есть это будет и рассказ о самом музее, где эти предметы выставляются, и о тех его экспонатах, которые будут представлены в тексте в качестве иллюстраций. Недаром сказано, что нет ничего интереснее… бесполезного знания, потому что на нём обычно ты отдыхаешь. Вот и здесь будет рассказываться о грудах совершенно бесполезного, но замечательно красивого древнего железа. И обещаю, что на все приведённые здесь фотографии будет… очень даже приятно посмотреть. Ну и потом, вдруг кто-то из нас разбогатеет настолько, что пожелает украсить свой дом настоящими рыцарскими доспехами – так вот будет ему на что ориентироваться. И как знать, вернее, кому ведом его жизненный путь – может быть, такое когда-нибудь и вправду случится…

Рыцарские доспехи из Собрания Уоллеса


Уже сами интерьеры музея по-настоящему роскошны и содержат прекрасные образцы прикладного искусства. Вот, например, Большая гостиная. В ней представлен ряд работ французского мастера-мебельщика Андре-Шарля Буля

Ну а начнём мы с замечательной коллекции доспехов семьи Уоллес, которую обычно у нас в России принято называть «Собрание Уоллеса». Находится она в трёхэтажном особняке на Манчестерской площади в центре Лондона в административном округе Вестминстер. А открыта она была для посетителей ещё в 1900 году, то есть ей уже 121 год, и всё это время её сокровища не перестают радовать глаз. Собиралась она четырьмя поколениями семьи Уоллес в период между 1760 и 1880 годами и сегодня состоит из примерно 5500 предметов как изобразительного, так и декоративно-прикладного искусства XIV-XIX веков, коллекции живописи XVIII века… мебель Людовика XV, европейское и восточное оружие и доспехи, севрский фарфор, множество полотен самых различных мастеров-живописцев – от Тициана, Рембрандта и Рубенса до Антуана Ватто и Николя Ланкре. Причём посетить «Собрание» можно совершенно бесплатно, такова была воля завещателей, предоставивших коллекцию в полную собственность государства. Выставлены её сокровища в 25 галереях. Но сегодня, поскольку сайт у нас военный, мы посетим только одну: оружия и доспехов.



Вот с этого образца мы и будем знакомиться с доспехами Собрания Уоллеса. Перед нами полевой доспех, выполненный в «максимилианском стиле» в Южной Германии, ок. 1515-1525 гг. Как видите, форма этих доспехов и функциональность идут рука об руку. Стальные пластины должны очень плотно прилегать к телу, чтобы они создавали что-то вроде «экзоскелета». Это техническое требование немедленно переводит такие доспехи в сферу скульптуры, поскольку они приобретают элегантный и изящный силуэт стройного человеческого тела. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон



Вот эти круглые пластины на доспехах, прикрывавшие подмышки, назывались бесагю. И даже здесь они рифлёные, чтобы… стиль доспеха был единым. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Заказчик хотел получить уникальный доспех, но чтобы он был не хуже других, а мастер, безусловно, старался ему угодить. Доспех этот с его изысканным обилием гофрированных поверхностей является лучшим из ряда образцов «максимилианского стиля» в коллекции Уоллеса. Кстати, напомним, что этот стиль родился не без участия германского императора Максимилиана I (1459-1519), являвшегося одновременно и замечательным рыцарем, и величайшим из покровителей немецкого Возрождения.



Он же, разобранный на отдельные части. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

В статьях здесь на ВО уже рассказывалось, что со временем доспехи стали настолько дорогими, что заказывать 2-3 доспеха – один для парадных выходов, другой для боя, а третий для турниров, не могли себе позволить даже короли. Так вот и появились более экономные, скажем так, «гарнитуры», то есть наборы деталей, позволявших, не переделывая сам доспех, быстро поменять его функциональность.



Вот, например, один такой гарнитур работы мастера Кольмана Хельмшмида из Аугсбурга, ок. 1525-1530 гг. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Как отличить – боевой это доспех или парадный? А очень легко. На боевом на панцире слева (или справа, зависит откуда смотреть) всегда был копейный крюк или упор, позволявший удерживать тяжёлое копьё в руках. На этом доспехе эта деталь сложной конструкции и может складываться.



А теперь посмотрите: доспех боевой, но как изысканно и обильно он украшен. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Недаром Кольман Хельмшмид считается одним из величайших мастеров-оружейников всех времён, настолько элегантные доспехи он создавал – прямо-таки одежду их полированного металла. На протяжении многих поколений Хельмшмиды были придворными оружейниками императоров Габсбургов, самой могущественной аристократической династии в истории Европы. Их работу всегда можно отличить по сочетанию технического совершенства с высочайшим качеством гравированного и позолоченного декора.



Цветочный мотив очень прост, но как изысканно отделаны эти узоры внутри! (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон



Часть доспеха ландскнехта, Инсбрук, ок. 1520 г. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Не только рыцари носили в это время доспехи, но и ландскнехты – наёмные солдаты из германских княжеств. Жизнь у них была суровая, нравы грубыми и жестокими, поэтому и одевались они вызывающе, в стиле «пышные и разрезанные»: одежду, отличающуюся проработкой порезов и разрывов, полученных в бою, так что увидеть ландскнехта (и понять, кто перед тобой!) можно было издали. Но, как и в случае с моряками и заключёнными, покрывавшими своё тело татуировками, мода на которые проникла даже в царские дворцы, одежда ландскнехтов, по сути, отбросов общества, стала популярной и в высшем свете.



Имитации разрезов на кирасе. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Так что «под ландскнехта» стали заказывать даже доспехи(!) со сложным и продуманным декором, созданным путём сочетания чеканки, травления и золочения. Вот и этот доспех, причём вполне боевой, был изготовлен, вероятнее всего, для дворянина, командующего профессиональной пехоты ландскнехтов.



А здесь и витой металл, и травление, и позолота. В немалую сумму обошлись заказчику эти доспехи! (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Считается, что они принадлежали Альфонсо II, герцогу Феррары, Модены, Реджио и Кьякстрес [Шартр], принцу Карпи, графу Ровиго, лорду Коммачио, Гарфаньяне и т. д. Подписи на них Пиччинино нет, но они очень похожи на доспехи, изготовленные им для герцога Пармского, которые находятся в Вене. Есть доспехи его работы и в других музеях, включая и наш Эрмитаж.



Горжет: из двух основных пластин (передней и задней) и высокого воротника из трёх пластин, застёгивается штифтом и шпилькой; верхний – металлическое плетение типа «верёвка»; основная часть (спереди) украшена изображением римского воина, цветочными гирляндами и фигурами двух сатиров, держащими рога изобилия, а (сзади) сидящей женской фигурой, держащей вазу с фруктами, и сатирами, играющими по обе стороны; на плечах две петли для лямок наплечника. Такой вот вполне мирный, можно даже сказать, фривольный декор у этих доспехов! (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон



Наплечник: ухмыляющиеся рожи сатиров, крылатые купидоны, гирлянды цветов – всё сплетается в прихотливый узор, словно говорящий: «Смотри, ты видишь руку мастера!» (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон



Просто «трубы», вот трубы и всё – англичане эти детали доспеха так и называли «tubes». Хотя есть и другое название: наручи, причём все они на шарнирах, а внутренняя часть налокотника выполнена в форме сердца, благодаря чему хорошо защищает сгиб руки; и все эти детали украшены масками, фигурами, фруктовыми гирляндами и облагорожены золотом и серебром. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон



Вот детали этого доспеха. Материал и технологии изготовления: сталь, золото, кожа и медный сплав, травление и позолота. Масса: 3 кг шлем, 3,87 кг нагрудник, 0,94 кг наплечник (левый), 1,08 кг наплечник (правый), 1,57 кг наруч (левый), 1,38 кг наруч (правый), 1,21 кг набедренник (слева), 0,93 кг набедренник (справа), 2,94 кг грангарда – накладная броня (слева), 0,61 кг горжет, 0,35 кг дополнительная броня нижней части нагрудника (слева). (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Если считать доспехи не только оружием, но ещё и системой знаков, каковой, впрочем, всегда была и одежда, то самое… важное послание, которое содержат доспехи эпохи Возрождения – это сила и красота. Полированные поверхности отражают солнечный свет, и поэтому доспехи прямо-таки излучают «божественную силу», дарованную самим Богом рыцарскому сословию.



«А где упор для копья?» – спросят знатоки и будут правы. Но стоит приглядеться и увидеть, что он как раз был. Но отверстия для его крепления завинчены. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Ну а демонстрировалась эта сила не только на поле битвы, но и в изысканных боях – рыцарских турнирах. Причём турнирные доспехи сильно отличались от боевых. Либо к боевым делали дополнительные детали, превращавшие их в турнирные. Вот и кираса этого доспеха имеет двухслойное усиление; по нему можно ударить прямо на галопе длинным тяжёлым копьём, не нанося травм владельцу.



У доспеха дополнительными пластинами бронирована вся левая сторона, причём крепились они на винтах. Так что разнесённое бронирование было известно ещё до появления танков! (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Кираса подписана изготовителем POMPEO, что является редким образцом подписи оружейника.



Бургонет в героическом стиле, Милан, ок. 1540. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Ещё один способ, которым европейская аристократия укрепляла идею превосходства, заключался в установлении связей между собой и героями древней мифологии и псевдоистории. Например, многие итальянские семьи эпохи Возрождения заявляли о своём происхождении от таких классических фигур, как Гектор, Ахилл и Геракл. В других частях Европы были изобретены ложные семейные линии, восходящие даже к персонажам из Ветхого Завета.

По мере того, как ренессансное увлечение всем, что связано с Древним миром, распространилось по Европе, художники быстро разработали сложный язык соответствующей иконографии и дизайна, чтобы визуализировать это современное общение с далёким прошлым. Со своей стороны, оружейники разработали «античный или героический» стиль, основанный на тщательном изучении древнегреческого и римского дизайна доспехов, дополненного примесью их чистой и подчас совершенно необузданной фантазии.



Замечательный образец рыцарских латных «перчаток». Милан, Италии, ок. 1390 г. Материалы: среднеуглеродистая сталь с отпуском на воздухе и медный сплав. Масса: 0,44 кг. Известно несколько пар таких перчаток: пара в замке Курбург в Южном Тироле, которая очень похожа на пару Уоллеса, хотя, возможно, немного более декоративна. Ещё более роскошной является пара из Музея Баргелло во Флоренции, которая, помимо бордюров, также имеет четыре ребра из медного сплава на тыльной стороне каждой перчатки, соответствующих четырём пястным костям. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Мало того, правители эпохи Возрождения возродили римскую традицию триумфального входа, показного парада победоносной армии. Для таких событий были созданы фантастически богато украшенные доспехи, такие как этот шлем с чеканкой и позолотой, украшенный листьями и ухмыляющимся лицом лесного духа.

Многие известные художники и дизайнеры, в том числе Уччелло, Боттичелли, Дюрер, Бургкмайр и Гольбейн, сотрудничали с оружейниками, разрабатывая рисунки украшений для богатых доспехов и даже помогая создавать совершенно новые и очень оригинальные стили.

К 1500 году было разработано невероятное количество различных методов обработки металла, и все они были применены к доспехам. Некоторые из них были очень древними. Другие совершенно современными. Для тех лет, разумеется.

Основные формы доспехов можно было усилить за счёт украшения поверхности. Процесс кислотного травления в начале XVI века был совершенно новым и впервые позволил украсить твёрдую углеродистую сталь тем, что на первый взгляд выглядит гравировкой. Но надо помнить, что механическая гравировка брони из закалённой и отпущенной среднеуглеродистой стали, хотя и не является невозможной, была чрезвычайно сложной и трудоёмкой. На протяжении большей части средневековья гравировка обычно выполнялась на полосах из более мягкого медного сплава или серебра, которые затем приклепывались к стальным пластинам для формирования декоративных границ. Изобретение травления агрессивными химикатами в 1485 году (очевидно, во Фландрии) позволило покрывать узорами поверхности доспехов в любом месте и не ограничивать их площадь.



Бургонет. Вид сзади. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

Основная техника травления заключалась в нанесении на металлическую поверхность, которую нужно декорировать, кислотостойкого покрытия, называемого резистом – на основе воска или битума. Затем предполагаемое изображение процарапывалось на нём до металла, который затем погружался в кислоту или травитель. Рисунок таким образом «вгрызался» в пластину, без каких-либо затрат тяжёлого ручного труда со стороны мастера.



Ну а эти доспехи для всадника и коня считаются «изюминкой», вернее, «жемчужиной» коллекции Уоллеса. Возможно, их изготовил Ульрих Рэмбс, оружейник из Германии, Ландсхута, ок. 1480 г. Материалы и технологии: железо, низкоуглеродистая и среднеуглеродистая сталь, кожа, войлок, холст, дерево и медный сплав: рифление, перфорирование, насечка, тиснение, гравировка, травление. Масса доспеха для человека 27,161 кг. Масса доспеха для коня 30,07 кг. (c) Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

На этом наш визит на сегодня закончен, но мы его продолжим, чтобы рассмотреть ещё несколько совершенно уникальных доспехов из этой коллекции.

Долгие века законодательницей моды в области бронелифчиков и бугуртооптимальных трусов была Италия. В Средние века - еще вовсе не единая, а подобно Германии представлявшая из себя конгломерат небольших княжеств, королевств и республик.

Миланский доспех, появившийся на севере итальянского сапога во второй трети XIV века, стал практически первым в мире полным латным "белым" доспехом. И - первым видом лат, которые официально шли на экспорт, в основном во Францию и германские земли, к ближайшим соседям.

Что же было в миланской броне такого особенного?

С опущенным забралом

С максимилиановским доспехом носились два типа шлемов - армет и бургиньот. Первый из них был известен еще с XIV века и отличался прежде всего сферической формой (а не сфероконической, как шлемы более раннего периода). К XVI веку армет был доведен до совершенства в максими-лиановском стиле - появилось рифление купола.

Основной отличительной чертой стало забрало, которое имело несколько разновидностей. Забрало «гармошкой» состояло из горизонтальных ребер и щелей. «Воробьиный клюв» действительно вызывал ассоциации с птицами за счет своей остроносой формы. В 1520-е годы этот «клюв» стали разделять на верхнее и нижнее забрало. Так что стало можно поднять верхнее забрало («разинуть клюв»), улучшив обзор. Низ лица при этом оставался защищенным, но при необходимости забрало можно было поднять и полностью. «Обезьянье лицо» имело под зрительными прорезями выступающую вперед, похожую на решетку, часть забрала с широкими вертикальными прорезями. А «гротескное» забрало представляло собой маску в виде человеческого лица или морды зверя.

Бургиньот легко было узнать по наличию козырька и выраженных науший. Также часто шлем украшался гребнем. Козырек надежно защищал лицо от любого рубящего удара сверху. Так что сражаться можно было даже с открытым лицом (для улучшения обзора и облегчения дыхания). Бургиньот был более легким в сравнении с арметом. Это обеспечило ему долгую жизнь. После того как максимилиановский доспех сошел с исторической арены, бургиньоты (как правило, без забрала) охотно использовались легкой конницей.

Век максимилиановского доспеха оказался недолог. Уже к середине XVI столетия он утратил актуальность, так как изменилась война. Максимилиан I стал активно использовать наемные войска ландскнехтов. И довольно быстро выяснилось, что слаженно действующая, легко вооруженная пехота из «неблагородных» достигает куда большего, нежели рыцарское ополчение. Так что на смену закованным с головы до ног в металл «живым статуям» пришли рубаки в ярких костюмах с длинными пиками, двуручными мечами и аркебузами. А доспехи заняли свое место в каминных залах замков.

Два водном

Главным отличием миланского доспеха от готического было то, что итальянцы научились лучше обрабатывать металл, так что могли изготавливать

более крупные элементы из цельного листа металла. Немцы же были вынуждены делать множество мелких деталей и соединять их воедино. Для большей надежности они стали делать многочисленные ребра жесткости. Это гофрирование, или рифление, удачно сочетало практический и декоративный смысл, так что быстро стало визитной карточкой готических лат.

В максимилиановском доспехе два этих подхода соединились. Детали здесь были крупнее, чем у готики, но тоньше и легче, чем у миланского. Жесткость и надежность достигались за счет все того же рифления. Вес при этом удавалось уменьшить. Внешние края пластин отгибались наружу, заворачивались в трубочку и обрабатывались до придания сходства с витыми веревками. Так получалось еще одно ребро жесткости, останавливавшее удар до того, как он достигнет тела.

Парадный максимилиановский доспех. Изготовлен в Аугсбурге в 1557 году Парадный максимилиановский доспех. Изготовлен в Аугсбурге в 1557 году

Перчатки делались из пластин мельче, чем у итальянцев, что давало большую свободу движениям кисти. При этом рука была защищена даже от прямого удара по пальцам. Со временем перчатки стали делать так, чтобы они не мешали рыцарю стрелять из пистолета.

Кстати, надежность максимилиа-новского доспеха была такова, что примитивное огнестрельное оружие того времени не могло пробить его с большой дистанции. Стрелку необходимо было дождаться приближения рыцаря и бить наверняка, в упор. А для этого требовались крепкие нервы - несущийся на полном скаку всадник с булавой или копьем внушал ужас.

Латы из Милана

Как вид бронескафандров, они существовали очень долго, чуть менее двухсот лет. Миланский доспех дожил аж до середины XVI столетия, а в виде отдельных сегментов, чаще всего кирас, протянул и до XVII.

Это была первая броня, выполненная из цельнокованных крупных сегментов и не обтягивавшаяся сверху тканью - "белый" доспех. Вопреки названию, делались такие латы вовсе не исключительно в Милане, а по всему италийскому "сапогу". Но Милан был местным центром оружейного производства, как Золинген в Германии и Толедо в Испании.

Характерные особенности

Для миланских доспехов характерны округлые формы, без ярко выраженных острых углов и ребер, исключая шипы на налокотниках (встречаются не всегда). Кираса - бочковидная, у поздних доспехов приталенная и/или с тапулем - "гусиным клювом", характерным выступом по центру.

Миланская кираса обычно состоит из небольшого числа элементов, чаще всего только из наспинника и нагрудника - в этом ее отличие от готической. Но порою в нижняя часть кирасы все-таки выделяется набрюшник, как и у "готики", для пущей подвижности.

Особый признак миланских доспехов, особенно ранних, XIV-XV века - это асимметрия. Левый наплечник и левый налокотник значительно шире своих правых собратьев. Они далеко "наползают" на кирасу, очень плотно прикрывая подмышечную впадину и локтевой сустав. Ронделей - подмышечных щитков - у миланских доспехов обычно нет.

Защита правой руки и правой подмышки у "итальянца" слабее, чем левой, но на правой стороне кирасы часто крепится крюк для копья - фокр. Очень мощно выглядит защита спины - взгляните, насколько далеко там заходят наплечники:

Готический доспех - один из самых красивых в мировой истории. При этом он обеспечивает очень высокий уровень защиты в сочетании с эргономичностью. "Готика" практически не стесняет движений, сравнительно немного (если учитывать вес всего комплекта) весит и очень хорошо защищает от холодного оружия, стрел из лука и арбалета. Хотя, разумеется, и она не лишена определенных недостатков ))

Красивый, но странноватый комплект - смотровая щель уехала черт-те куда, шлем явно надет сикось-накось )) Красивый, но странноватый комплект - смотровая щель уехала черт-те куда, шлем явно надет сикось-накось ))

Ареал обитания

Готические доспехи - характерная черта фирменного "немецкого" стиля. Наибольшее распространение они получили на территории германских княжеств, объединенных (пусть и формально) в Священную Римскую Империю германской нации. На юге, правда, "готика" частично скрещивалась с миланскими доспехами, распространенными в Италии и Швейцарии.

Это вид боевых лат появился во второй половине XV века, в эпоху, когда "бронное дело" находилось в зените своей славы. Существовала "готика" около 80 лет, и ее расцвет пришелся на 1480-е годы.

Особенности

Готическому доспеху присущи следующие характерные черты. Во-первых, это обилие ребер жесткости, гофрированных элементов и вообще острых углов. Ребра жесткости повышают устойчивость к ударным нагрузкам, за счет чего можно уменьшить толщину и, соответственно, массу основных элементов.

Во-вторых, в готической броне есть много деталей с сегментным сочленением. Основные из них - это наплечники, перчатки и, как ни странно, кираса. "Перед" кирасы состоит из двух-трех элементов - нагрудника и защиты живота, так называемого плакарта. Соединялись они винтом посередине корпуса и потайными ремнями. Снизу к ним пристегивалась латная сегментарная юбка и/или тассеты - свободно ниспадающие набедренники.

Боковины и наспинник кирасы также были сегментарные, подвижные.

Такая кираса обеспечивала лучшую подвижность в пешем бою, но давала меньшую защиту от копейного удара в конном, чем цельная. Готический доспех лучше подходил для пеших сражений.

Средняя масса такой кирасы - 6 кг.

И в-третьих, готический доспех еще не успел отойти от использования кольчужных элементов. Это своеобразная переходная форма к абсолютным латным скафандрам. Его латные элементы прикрывают в основном верхние, наружные поверхности рук и ног. Внутренние защищались кольчужным полотном. Вот так:

При этом под кирасу кольчуга обычно уже не надевалась.

Характерный признак доспешной "готики" - это шлем типа салад (саллет), с очень узкой смотровой щелью и длинным назатыльником. В обязательный комплект входил горжет с бувигером - подбородником. Подбородник тоже иногда был сегментарным, его верхняя часть держалась на защелке, и ее можно было опустить, чтоб продышаться.

В комплектацию также входили сабатоны (эдакие бронетуфли), тоже сегментарные, чтоб удобно было ходить, и особой конструкции латные перчатки, часто сделанные воедино с наручами.

Дело в том, что готический доспех предназначался для пешего боя на длинных мечах либо люцернских молотах, чеканах и тому подобном двуручном оружии. Оно требует гибкости хвата, посему требуется не только прочная, но и подвижная защита кисти.

В "готике" применялось два основных подхода к защите кистей рук. Либо - вот такие цельные перчатки, как на фото выше, либо - полуперчатки, полу-рукавицы - первые фаланги пальцев прикрыты единым бронелистом для прочности, а крайние имеют подвижные соединения, либо. На крайних фалангах пальцев защита вовсе отсутствует. Ибо незачем. Когда руки сжаты в кулак на древке боевого молота, кончики пальцев повредить сложно, а хват получается надежнее - чувствительность-то выше.

Полная масса готического комплекта на человека среднего роста и телосложения - 20-25 кг.

Достоинства и недостатки

Основной плюс готического доспеха - это высокий уровень подвижности за счет изобилия сегментных элементов при удобоваримой прочности. Но надо отметить, что кирасы "готики" редко бывали толстыми, для защиты от огнестрельного оружия они еще не предназначались. Собственно, когда распространились в войсках аркебузиры с мушкетерами, "готика" и вымерла.

Основной минус - в них очень тяжело дышать! Дыхательные отверстия в бувигерах часто отсутствовали полностью, а если они были - их было решительно недостаточно. Сквозь узкую смотровую щель шлема также поступало слишком мало воздуха.

Даже бывали случаи, когда рыцари в таких латах в бою погибали не от вражеского меча, а попросту от удушья. Когда много двигаешься, расход кислорода повышается, а притока свежего воздуха почти нет - и либо открывай забрало глотнуть свежего воздуха, либо. В общем, понятно, да?)

В начале XVI века рьщарское снаряжение в Европе достигло пика своего развития. Огнестрельное оружие еще не стало главным на полях сражении, и конный рыцарь по-прежнему был аналогом танка, сметающего все на своем пути. Защищал его при этом сплошной латный доспех, названный по имени императора Священной Римской империи Максимилиана I.

Максимилиан I - император Священной Римской империи Максимилиан I - император Священной Римской империи

B XIV-XV веках развитие рыцарских доспехов шло по нескольким параллельным направлениям. Два основных представляли итальянские и германские оружейники. Первые создали миланский доспех - настоящее произведение искусства, предоставляющее рыцарю полную защиту, при этом сохраняя достаточно подвижности, чтобы вести активный бой как сидя на коне, так и спешившись. Вершиной умений немцев стал подвижный готический доспех, легко узнаваемый по обильному рифлению, покрывающему все элементы. В начале XVI века эти линии сошлись воедино, и на стыке южных и северных тенденций появился максимилиановский доспех - финальный аккорд симфонии рыцарской эпохи.

Стальные модники

Максимальность защиты распространялась в том числе и на ноги. Латные ботинки сабатоны характерной формы с широкими носами называли медвежьими или утиными лапами. Делали их, кстати, копируя форму модной придворной обуви. Рыцарь должен был быть красивым как на балу, так и в бою.

Главной же деталью максимилианов-ского доспеха, вокруг которой строилось все, было горже - стальное ожерелье, защищавшее шею и верхнюю часть груди. Оно надевалось в первую очередь. Поверх спереди и сзади размещалась кираса, с боков кожаными ремешками крепились латные руки и защита плеч. На голову водружался шлем, который опирался на горже, снимая нагрузку с шеи и головы. Ноги защищались набедренниками и наголенниками, к которым пристегивались сабатоны.

Наплечники стали такими большими, что заходили далеко на грудь. Это сделало ненужной такую традиционную деталь доспехов прошлых веков, как рондель - подвешенный на отдельном ремешке металлический диск, защищавший подмышку. Хотя с правой стороны рондель часто все-таки делали, так как там в наплечнике имелся вырез для копейного крюка.

Получившаяся конструкция весила около 35 килограммов и была достаточно подвижной, чтобы воин мог сражаться. Однако о мобильности рыцарей XIV века оставалось только мечтать. Но этим готовы были пожертвовать ради фактической неуязвимости.

Читайте также: