Crusader kings 3 стоит ли покупать

Обновлено: 03.07.2024

Несмотря на свою принадлежность к жанру гранд-стратегий, Crusader Kings всегда была этакими симсами в средневековье. Только вместо заурядных обывателей под контроль игрока попадают графы, короли, а если повезет – то и императоры. Ну и проблемы у них соответствующие: пока обыватель волнуется насчет сломавшегося туалета или плохих оценок ребенка, лорд думает, как захватить побольше земли, кого из претендентов на королевский трон поддержать и какую религию принять.

Так выглядит генеалогическое древо не самого важного рода всего через пару веков Так выглядит генеалогическое древо не самого важного рода всего через пару веков

Хотя оценки детей для лордов тоже важны – когда многоуважаемый землевладелец скопытится, играть мы продолжим за одного из его отпрысков, и если остолоп дурно воспитан – жди проблем. Всего в игре пять базовых характеристик: дипломатия, военное дело, экономика, интриги да ученость; и большой плюс Crusader Kings 3 заключается в том, что ни одна из них не является лишней.

Высокая дипломатия автоматически улучшает отношения со всеми окружающими, плюс позволяет целенаправленно с кем-то задружиться, а друзья в непростой политической обстановке – это очень важно. Во-первых, друг вряд ли поддержит заговорщиков, которые решили отравить нас, более того – он еще и донести на них может. Во-вторых, друг с куда большей вероятностью поддержит наши собственные авантюры. Одним словом, дружить с сильными мира сего – выгодно, особенно если это твой прямой сеньор.

Альянс заключается уже с момента помолвки, поэтому если страна трещит по швам – семейное счастье отпрысков устраиваешь, даже когда они говорить-то толком еще не научились Альянс заключается уже с момента помолвки, поэтому если страна трещит по швам – семейное счастье отпрысков устраиваешь, даже когда они говорить-то толком еще не научились

Интриганство позволяет прийти к тем же результатам диаметрально противоположными методами. Например, чтобы выгодно жениться, не обязательно налаживать отношения с отцом невесты – можно просто собрать на него компромат. Даже если он чист как стеклышко – всегда есть вариант потратить известную сумму и просто сфабриковать дело. А чтобы получить вожделенное наследство побыстрее, можно просто по-тихому грохнуть любимого тестя вскоре после свадьбы. Только нужно помнить, что в отличие от Crusader Kings 2 , в третьей части игра тщательно запоминает все совершенные преступления, и если за подопечного когда-нибудь возьмется более умелый интриган, совершенное десять лет назад убийство может внезапно выйти боком.

Высокие характеристики открывают дополнительные варианты поведения во время случайных событий Высокие характеристики открывают дополнительные варианты поведения во время случайных событий

Ученость ежемесячно приносит некоторое количество набожности – это такой же ресурс, как и деньги, но для отношений в духовной сфере. На первый взгляд – ненужная фигня, но в Средние века церковь играла важнейшую роль, и к третьей части Crusader Kings наконец стала это адекватно отражать. Именно догматами веры определяется, что грешно. Например, у католиков внебрачные связи для мужчин считаются просто позорными – то есть просто негативно влияют на репутацию. А вот для женщин это преступление, за такое можно и в темницу угодить (если, конечно, вовремя не купить индульгенцию). Также религиозные течения отличаются тем, какие бонусы они дают, и насколько они суровы к инакомыслящим. Самым крепким, конечно, является унитарное государство, где все люди обращены в одну веру и культуру, но как правило, достичь этого непросто. Поэтому иногда гибкая и толерантная вера оказывается полезнее, чем догматичная.

Последним навыком у каждого персонажа идет военное дело и личные навыки в рукопашной. Честно говоря, это всегда был далеко не самый важный навык для правителя, и CK3 не стала исключением. Толковых полководцев всегда можно набрать из своего ближайшего окружения, причем от них даже не требуется преданность господину – в игре не предусмотрен вариант, чтобы враждебно настроенный маршал плюнул на приказы и развернул вверенную армию обратно на столицу. Зато, если ты вассал и у тебя талант к военному делу – у тебя неплохие шансы стать военным советником короля, а это не только престижно, но и дает возможность непосредственно влиять на большую политику.

Деревья прокачки не очень ветвистые, но и новый перк получаешь лишь раз в 2-3 года Деревья прокачки не очень ветвистые, но и новый перк получаешь лишь раз в 2-3 года

Равных — нет

Тогда как Europa Universalis предлагает классическую стратегию про перекраску карты в свой цвет, а Total War делает упор на тактические битвы, Crusader Kings — нечто большее, чем глобальная стратегия. Это ролевая песочница и увлекательный симулятор евгеники, The Sims на интерактивной контурной карте.

Основные принципы геймплея в третьей части не изменились. Игрок управляет не государством, а династией: завоёвывает и наследует многочисленные титулы, пытается вырастить достойных наследников и не разругаться с вассалами и церковью. Каждый клочок земли удержать не получится — набрав свыше 5–7 провинций, будьте готовы к бесконечным восстаниям и покушениям. Приходится раздавать земли придворным, выбирая между полезными засранцами и тупыми лизоблюдами. Какой-то чёткой цели в игре нет. Хотите — захватывайте территории, хотите — отыгрывайте жутких девиантов, лунатиков и каннибалов, хотите — обращайте африканцев в культ Перуна.



В начале игры можно выбрать одного из трёх десятков исторических правителей, но ничто не мешает вместо этого возглавить любое графство на глобальной карте или стартовать вассалом халифа

Привыкнуть к базовым механикам позволяет энциклопедия, удачно встроенная в игру. Наведя курсор на любой значок, можно увидеть подробную информацию о нём и пару-тройку ссылок на игровые термины. Crusader Kings III вообще стала гораздо более открытой в сравнении с предыдущей частью. Механика динамических событий из Crusader Kings II не давала игрокам никакой информации: скажем, отправляя маршала успокаивать буйных крестьян, вы понятия не имели, когда он справится с заданием. А Crusader Kings III честно показывает индикаторы прогресса — каждый месяц с некоторым шансом (зависящим от навыков и прочих параметров) вы можете приблизиться к цели замысла.

Новичкам, правда, сильно легче от этого не станет. Несмотря на доступность информации, игра не стала проще, и учиться придётся многому. Как добывать золото? Как получать претензии на соседние земли? Как перейти в другую веру и завести новых друзей? Короткое обучение на эти вопросы не отвечает, оставляя игрока наедине с множеством менюшек. Если вам уже доводилось объединять Русь и завоёвывать Рим за монголов, то вы быстро разберётесь, а если нет — зависнете, изучая вкладки. Потому что, помимо старых механик, в третьей части хватает и новых.


Если титулов мало, но хочется ещё — попросите вашего священника «найти» доказательство, что земли соседа ваши по праву. Во второй части этим занимался канцлер, что всё-таки логичнее


Когда сосед у тебя храбрый стервятник, жди подвоха. Стоило мне потерять армию на гималайских перевалах, как он объявил мне войну

Ложка дёгтя

Но не всё так радужно, как может показаться. Кроме крутой кривой сложности Crusader Kings III припасла ещё несколько неприятных сюрпризов. Один из самых заметных — это неудобный интерфейс. Вместо аккуратных списков — выпадающие меню с ограниченным набором опций. Вы будете долго ругаться, раскрывая их до конца, потому что нужные функции часто открываются после нажатия на кнопку «ещё 4». Что мешало поместить в список все варианты? Они всё равно занимают в высоту не больше трети экрана.

Как будто этого было мало, в игре ещё и неудачно подобраны шрифты и иконки. О маленькие серые буквы можно сломать глаза, особенно в локализации. Значки свойств похожи друг на друга как две капли воды, особенно издалека — приходится подолгу наводить на них мышку и читать описание. Особенно это раздражает при поиске выгодной партии. Хорошо хоть наследуемые свойства выделены отдельно.

Также плохо выполнена сама карта. Если её отдалить — всё в порядке, красивый разноцветный пергамент годится для сочных скриншотов. Но стоит развязать войну, как сразу вылезает куча проблем. Во-первых, разработчики зачем-то сделали физическую карту основным режимом: солдаты сливаются с ёлками, границ провинций не видно, храмы и города — неразборчивые пятна на карте. Во-вторых, по механике игры каждое графство разделено на несколько баронств, и, чтобы захватить его целиком, вы должны привести армию к ключевой точке, — как правило, к замку. Который ещё нужно найти. Переключаться между армией и осаждённой провинцией тоже неудобно, вы будете постоянно промахиваться. Ну и, наконец, в-третьих, мини-карту из игры убрали, поэтому быстро найти нужное место бывает непросто.

Критических багов лично я не заметил, но есть вопросы к инновациям: потратив честные 20 лет жизни своего раджи на изучение casus belli, я так и не увидел нового повода для войны в списке. При том, что Рюрик, обладающий им со старта, применяет его без вопросов.


Даже приблизив камеру, вести боевые действия просто неудобно


В Crusader Kings III в принципе нет флота. Солдаты пересекают моря сами, заплатив небольшую мзду местным рыбакам. Удачное решение, избавляет от занудного менеджмента

Часть или целое?

К играм Paradox Interactive на релизе многие относятся скептически: дескать, обрезанная база никому не нужна, весь контент будет в DLC. Я с этой позицией не согласен — времена изменились. Издатель уже давно перестал быть маленькой студией, рук у разработчиков хватает; к тому же обновлённый движок Clausewitz–Jomini, опробованный на Imperator: Rome, упростил им работу. В релизной версии Crusader Kings III в четыре раза больше контента, чем в релизной версии второй части.

Уже сейчас игроку доступны все народы и религии, тогда как в Crusader Kings II поначалу мы играли только за христиан. Каждая культура обладает уникальными фишками и игровыми решениями: получается, в третьей части есть контент из Sword of Islam, Legacy of Rome, Old Gods и Rajas of India. Реформированные религии и ереси, священные ордена из Sons of Abraham? Тоже есть. Жизненные пути из Way of Life? На месте. Линии крови из Holy Fury превратились в наследия династий.

Значимые улучшения, добавленные в старую игру лишь с поздними патчами (большая подробная карта, точки сбора войск, детальная настройка игры) присутствуют сразу. Появилась, наконец, возможность бесконечной игры, которая была и раньше, но только если залезть в системные файлы. Две стартовые даты, конечно, не так круто, как одиннадцать, но за счёт возросшей роли культур и религий игра всё равно воспринимается свежее. Выросла и карта, в основном за счёт территорий в центральной Африке. Земли от Гвинеи до Монголии — в вашем распоряжении.

А самое удивительное — Crusader Kings III прекрасно оптимизирована. Она работает на ноутбуке 2012 года шустрее предшественницы.


Жена нелюбимого сына строит глазки? Прекрасный шанс получить внука с генами получше.


Crusader Kings III — больше, чем перезагрузка серии. Уже на релизе она радует количеством и качеством контента, пускай огрехи локализации и неудобный интерфейс несколько портят картину. Не каждый сможет разобраться в сложных отношениях средневековых феодалов, но тех, кто приложит усилия, игра щедро вознаградит увлекательными историями.

ХАРАКТЕР СКВЕРНЫЙ. НЕ ЖЕНАТ

Помимо базовых характеристик, каждый персонаж обладает тремя доминирующими чертами характера: амбициозный, жадный, прожорливый, щедрый, терпеливый, злопамятный и так далее. Каждая из черт дает свои пенальти и бонусы, а также во многом определяет стиль поведения – причем это касается не только персонажей под управлением ИИ, но и непосредственно игрока.

Например, жадность – это не только +10% к сбору налогов, но и доза стресса каждый раз, когда приходится расставаться со значительной суммой денег. Раздал милостыню, чтобы понравиться духовенству – стресс. Подкупил начальника королевской стражи, чтобы легче было подсылать убийц – опять стресс. А стресс – это прямой удар по здоровью; если переборщить, то и в ящик сыграть можно. К счастью, кое-какие вещи радуют и скупердяя: например, когда удалось собрать больше налогов, чем планировалось, ему сразу отпускает. Кроме того, разрядиться можно и общедоступными средствами – например, отправившись на охоту или устроив пьянку.

Черты характера, как правило, сохраняются от совершеннолетия до смерти, но если заморочиться – их можно потерять или приобрести новые Черты характера, как правило, сохраняются от совершеннолетия до смерти, но если заморочиться – их можно потерять или приобрести новые

Портрет героя завершают перки. Они разделены на пятнадцать веток, по три на каждую характеристику, но зарабатываются отдельно – в основном с возрастом. Что приятно, перки – это не только бонусы уровня «+3 к интриге», зачастую они открывают новые геймплейные возможности. Например, вымогать за собранный компромат деньги, заключать союзы, не подкрепленные брачными узами, или принять целибат.

Последнее особенно важно, поскольку изобилие наследников может оказаться настоящим проклятьем. Ведь начинается партия либо в IX, либо в XI веке, а примогенитура становится доступна хорошо если в XIII (оканчивается игра, как всегда, в 1453 году). То есть большую часть партии после смерти монарха все его земли и титулы распределяются между наследниками, и с большой вероятностью может начаться гражданская война – если не между братьями, то между вассалами и едва взошедшим на престол монархом.

Если доведется играть малолетним ребенком, по достижении десятилетнего возраста игра позволит самостоятельно определить его сексуальную ориентацию Если доведется играть малолетним ребенком, по достижении десятилетнего возраста игра позволит самостоятельно определить его сексуальную ориентацию

С другой стороны, близкие родственники – это еще и ценный ресурс. Отдав дочь или сестру в жены какому-нибудь герцогу, королю или принцу, мы автоматически заключаем с ним союз (правда, их дети будут иметь определенные права на наш престол, что может обернуться головной болью в будущем). Кроме того, чем больше в роду людей и чем выше у них статус – тем выше престиж самого рода. А это опять-таки трансформируется во вполне осязаемые бонусы – от увеличенной популярности среди простого народа до замедленного старения.

БЕСКОНЕЧНОСТЬ ПЕРЕМЕННЫХ

В Crusader Kings 3 есть еще много механик. Например, евгеника: можно подбирать супругу не по статусу, а по физическим характеристикам: чтобы была здоровая, умная или красивая; тогда есть хорошие шансы, что эти черты передадутся и детям. Есть индивидуальные феодальные контракты: можно установить, что вот этот феодал будет платить больше налогов, а вот этот – поставлять больше рекрутов (или задрать обе планки, но тогда восстание будет вопросом времени). Есть возможность задать индивидуальные правила наследования для каждого титула: например, английская и уэльская корона переходят прямому наследнику Британской империи, а вот шотландцы своего нового короля выберут сами.

Военное дело тоже сильно реформировали: с провинций отныне собирается лишь абстрагированное ополчение, а всяких лучников и копейщиков теперь можно набирать только как отдельные отряды, причем в очень ограниченном количестве. Например, у графа может быть всего три отряда, у императора – шесть. Поэтому сами по себе они войну не выиграют, но дать критическое преимущество в бою способны: например, лучники хорошо выбивают ополчение, конница – лучников, конницу стопорят копейщики, копейщиков режут тяжелые пехотинцы, пехотинцев – застрельщики, а застрельщиков, опять же, лучники. Такой вот круговорот. Также на их эффективность влияет местность, где происходит сражение, а также построенные в королевских провинциях здания. Поэтому просто взять по одному отряду каждого типа нельзя, приходится именно что планировать предстоящую кампанию.

Отдельно нужно сказать про научно-технический прогресс. Раньше он был индивидуальным для каждой провинции и в целом работал странно. Теперь прогрессирует отдельная культура в целом (французы, англо-саксы, итальянцы и т.д.), а вектор развития задает самый видный феодал, относящийся к ней. Все открытия разбиты на четыре эпохи: племенной строй, раннее Средневековье, высокое Средневековье и позднее Средневековье. И спринтом добежать до какой-то поздней технологии (например, примогенитуры) не удастся.

Традиционная византийская забава – ослепление или кастрация пленников – в Crusader Kings 3 по-прежнему доступна Традиционная византийская забава – ослепление или кастрация пленников – в Crusader Kings 3 по-прежнему доступна

ИЗ ВОЖДЕЙ В ИМПЕРАТОРЫ

Самое большое достижение разработчиков Crusader Kings 3 заключается в том, что все имеющиеся механики друг с другом взаимосвязаны, и дают пусть не стопроцентно исторически достоверную, но правдоподобную и интересную картину. Например, если стартовать в IX веке, то в Европе полноценный феодализм будет только на территории Римской империи. А у ирландцев, шотландцев, скандинавов, славян и так далее еще вполне себе племенной строй.

Игромеханические различия тут кардинальные: при племенном строе можно грабить чужие провинции без объявления войны, можно объявлять войну всем подряд (просто потому, что захотелось), а огромную роль имеет личность вождя. Если вассалы его любят – они будут присылать деньги и людей. Если нет – ну, извините. Второй важный фактор – личный (именно личный, а не родовой) престиж вождя: он тратится на наем и содержание спецотрядов. Поэтому начальный период проходит весьма суетливо: все куда-то бегают, политическая карта меняется каждый год, постоянно появляются вожди, которые завоевывают крупные территории – а потом их убивают, и наследники радостно дербанят королевство на маленькие независимые княжества.

Искусственный интеллект предпочитает нападать на цели легкие, а не на жирные, поэтому Ирландии достается куда больше, чем Англии или Франции Искусственный интеллект предпочитает нападать на цели легкие, а не на жирные, поэтому Ирландии достается куда больше, чем Англии или Франции

Потом ситуация устаканивается: появляются относительно крупные королевства или хотя бы более-менее устойчивые конфедерации, все прокачивают технологию и переходят в феодализм. Теперь просто так воевать нельзя, нужен достойный повод, сиречь казус белли. Феодалы тоже больше не могут просто послать сеньора с его требованиями прислать налоги и людей – есть контракт, изволь исполнять.

Хотя контракт – это, конечно, игромеханическая условность, по факту речь все равно идет о вотчине, то есть земле, которая не выдается в обмен на службу, а принадлежит лично вассалу, со всеми вытекающими. Чтобы было понятней – допустим, герцогство Кент входит в состав Англии; но сын герцога стал королем Франции. Поэтому когда герцог отправится в мир иной – Кент без всякой войны автоматически станет французским. И такая история может приключиться с любым титулом, порождая самые причудливые унии.

Малолетние дети непопулярного короля долго не живут Малолетние дети непопулярного короля долго не живут

Дальше технологический прогресс позволит принять законы, усиливающие королевскую власть, и феодал становится именно феодалом, то есть человеком, которому монарх выдает земли, а феодал за это обязуется служить. После этого чехарда с отходом земель за границу прекратится, зато обострится борьба самодержца с собственными феодалами, которым такие реформы, разумеется, не по душе. Чтобы утихомирить самых важных, возможно, даже придется пойти на послабления вроде снижения налогов или гарантировать им место в королевском совете. Либо перетасовать вассалов так, чтобы они постоянно грызлись между собой и не могли ополчиться на сюзерена. Либо породниться с некоторыми из них – тогда вместо открытого восстания придется бояться кинжала в спину. В общем, есть варианты.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ

Новгороду в Шотландии делать вроде как нечего, но пойди объясни это Рюриковичам Новгороду в Шотландии делать вроде как нечего, но пойди объясни это Рюриковичам

В CK3 вошло многое из адд-онов для второй части, но все-таки не все. Например, нет тайных обществ (хотя есть возможность публично исповедовать одну религию, а втайне другую), нет передающихся по наследству реликвий, нет возможности играть за торговые республики. Да и главный недостаток, за который мы всегда ругали CK2 , сохранился – она по-прежнему европоцентрична. Да, можно сыграть за славян, за хазар, за индусов, у некоторых наций есть свои собственные технологии и даже спецотряды – но кардинальных отличий в государственном устройстве как не было, так и нет.

Тем не менее, CK3 – это однозначный хит. В первую очередь потому, что это именно игра, а не полуинтерактивное кино: вместо катсцен, скриптов и условий победы в миссии разработчики сделали огромный саморазвивающийся мир, и игрок в нем волен творить, что захочет. Поэтому и истории у каждого будут свои: про то, как девятилетняя девочка-альбиноска заняла престол Коннахта, и следующие семьдесят лет не только успешно отражала нашествия викингов, но и объединила под собой Ирландию и Уэльс. Как король Франции, испугавшись растущего влияния Византии, смог пропихнуть на ее трон катара, и уже через пару лет империя распалась на отдельные королевства. Как российский император ударился в зороастризм и пытался вывести идеального наследника. Короче говоря, ни по размаху, ни по детализации равных Crusader Kings 3 просто нет.

Игра стоит 930р все таки, но по геймплею это больше походит на инди. Насколько этой игры хватает?

Сильно ли она отличается от второй части, которая бесплатная?

Комментарий удален по просьбе пользователя

Вынужденная мера бомжары

Их не стоит пиратить, когда разработчики уважают покупателя. CDPR вон ведьмака 3 сразу на торрент подогнали и что? Хорошая игра и отношение к клиентам, поэтому не обанкротились.

А какая нибудь условная параша нашпигованная микротранзакциями не заслуживает денег (речь не об игре в посте).

Это если говорить с моральной точки зрения. С легальной же - игры нельзя пиратить, да.

CDPR сразу на все консоли релизились, так что их пк-пиратство потопить не могло в принципе.

иногда это попросту невозможно так что нет иногда стоит

по геймплею это больше походит на инди

Тебе — не стоит.

Откуда такая ненависть

Ты просто херню написал. По сути ты сейчас абсолютно любую стратегию обосрал словом «инди». Геймплея инди такого нет вообще в природе. ред.

Стратегии - мой любимый жанр.

При чём тогда здесь инди ? Что за дурацкие определения слову «инди», то жанром обзовут, то геймплеем каким-то, то ещё чем-нибудь. Парадоксы это компания, занимающиеся разработкой играми и они же сами издают свои игры. Это как Ubisoft. Тоже достаточно крупная по масштабам компания, но в сфере стратегических игр. Ну и как бы косарь за игру, в которой можно провести 1000 часов, а то и больше. Покупка сполна себя окупает. Тем более, что у игры ещё будет постоянная поддержка в виде всяких DLC и обновлений.

Где ты тут ненависть нашел? Ты спросил стоит ли тебе покупать, а я ответил что не стоит. ред.

Если 930 много, то можно на Gabestore за 795 забрать.

Купить Crusader Kings III всего за 795 с активацией в Steam

Игра стоит своих денег.

Упс! Уже в сторонних магазинах ключи есть?!

Они предзаказ продавали. У официальных дистрибьюторов берут.

Жди скидки. Все равно ее лет 5 как минимум допиливать длцшками будут

Сильно ли она отличается от второй части

Отличается отсутствием уймы фич из двойки, которые, как водится, завезут гораздо потом. Ну и интерфейсом с графикой, судя по видосам ред.

Пацаны, вопрос. Очень сложно в ней разобраться? Очень хочу попробовать, но не уверен что все пойму

Да нет, я сам не фанат таких игр, почти в такие не играю, но пару деньков потратил играя, и разобрался наверное почти со всем.

Понял, принял, спасибо парни

Кресты лайтовее многих игр от параходов. Симуляции экселевских таблиц и дрочева циферок - минимум. По сути это не столько стратегия, сколько средневековый исторический симс с возможностью закрасить карту. Сложно может быть разобраться в интерфейсе и понять, как работает феодальный строй, а играется оно не сильно напряжно.

Согласен, намного лайтовее той же HOI. Я попробовал в четвёртую играть пару лет назад и просто охуел от обилия механик.

Ну как кому, мне вторые Кресты показались более замороченными. Но это, наверное, из-за того, что я к серии HoI привык.

Возможно. Я начинал с CK2, потом в Стелларис играл нормально, а вот с HоI у меня и возникли проблемы.

имхо она не сложная
просто интерфейсы муторные

Как объявить войну? Прохожу обучение и сам процесс объявление войны не показали.

правой кнопкой на персонажа
в списке "объявить войну"
при наличии повода

Как повод то сделать мне не показывали

Зайди в совет, найди капеллана, кнопка "подделать претензию", выбери на какого соседа
Пока достаточно

Я хочу быть нейтральным государством как норвегия или швейцария

зачем? выеби сестру, стань сатанистом, создай империю лошадей

Сложна. Вчера целый день играл после создания поста. Постоянно огребал. Не понятно как играть.

вот тут рецепт описан

Должен быть casus belli
Можно подделать, получить через брак, иноверцев и так пиздить можно вроде.
Когде сть повод - доступна опция объявить войну, дальше выбираешь за что пиздилово и можно собирать норот

ну это не просто но в целом норм

Я перед покупкой посмотрел "летсплеи" (так сказать). И нифига не понятно! Этим и заинтересовала.

Купил ключ на стороннем магазине около 760

Щас тоже пойду покупать)

Игра достойна покупки, это раз
Игра с самого релиза на торрентах, это два

Это якобы из тех случаев, когда разрабы сами заливают на торрент измененную версию?

Нет, там DRM - хуета хует, которую вскрыли за два дня.

930р все таки кек смешно. Типичный пекарь

Я ж брал Пеку за 120 тыс, а не консоль за 30

Пека купил, а игру купить не можешь конечно верю.

После покупки ПК на последние деньги живу

Ну хоть на трассу пойди, а то киберпанк покупать надо

Подожди пару месяцев и купишь по цене обеда в Макдональдс

ждать на торренте

Она же уже давно есть там..

По Геймпассу можешь попробовать и решить

Не стоит. А то еще 20 длс покупать придется потом.

Чет в голос. Ваще хорошо автор морит. Прям верю! ред.

Комментарий удален по просьбе пользователя

Если денег прям совсем нет, то стоит скачать для ознакомительного пользования. Но далее купить лицензию, базовая игра лучше чем CK2

Если ты бомжара, у которого прям совсем денег нет, но поиграть хочется, то пирать с чистым сердцем. Сама игра очень стоит того, чтобы за неё заплатить и игр из этой линейки хватает на очень долго. Я во вторую часть играю с 2016 года.
Но если есть возможность, то всё-таки наступи себе на горло и занеси денег. Такие игры надо поддерживать рублём.

по геймплею это больше походит на инди

Во многих инди геймплея больше например
А тут макс скорость ставишь и пыришь, что произойдёт. Тока на время войнушки замедляешься, а так чисто разглядывание карты + принятие решений.

Сильно ли она отличается от второй части, которая бесплатная?

Не сильно, но графически и визуально прям услада.
Ванильный перевод говно полное, но хотя бы глазки не вытекают от шрифтов в 1080p

Короче, по контенту вторая часть незначительно опережает, но основная масса в СК3 есть.
По видео\аудио СК3 сильно впереди. Через это за ней сидеть приятнее

Crusader Kings - одна из самых популярных и важных серий для компании Paradox, которая является сейчас главным производителем жанра глобальных стратегий-песочниц.

Именно в такой формулировке, с приставкой "песочница", потому что обычных глобальных стратегий в мире хватает. Но вот то, что предлагает Paradox - уникальный опыт, который стоит попробовать каждому.

Во вторую часть Crusader Kings я наиграл буквально сотни часов. Написал о ней просто огромное полотно текста, описывая все впечатления от игры, удивление от каждого "ого, и такое возможно".

Пробовал даже пройти весь отведенный исторический срок за одну династию от начала до конца. Тогда записывал стримы с этой партией и она получилась невероятно долгой. Почти двадцать частей с огромным хронометражем. Пробовал даже пройти весь отведенный исторический срок за одну династию от начала до конца. Тогда записывал стримы с этой партией и она получилась невероятно долгой. Почти двадцать частей с огромным хронометражем.

В плане основной несущей идеи игра совсем не изменилась. Парадоксы редко меняют суть игр, предпочитая медленно и методичны дорабатывать их. Поэтому главная суть игры до сих пор прекрасно описывается словами о второй части.

Помнил о королях только то, что есть наследственная монархия? Думал, что корона передается старшему сыну. Так оказывается это где-то в самом конце прокачки, до которой тебе переть еще сотни лет развития. Да и не король ты еще, а просто местный вождь-голодранец.
Думал о мифическом благе государства, которое еще никто не основал, так тебя зарезали собственные подданные. Наплодил детей побольше — они передрались за наследство. Сделал одного наследника, так он заболел и умер, а потом и ты умер. Конец игре.
В этом всё великолепие эпохи и этой игры, которая прекрасно заставляет тебя пятым местом почувствовать все прелести времени.
Игра, конечно, великий подарок для неуча. Если он ее освоит, то ему будет множество великих открытий как о истории, так и о жизни.

Вот это прекрасное чувство того, что ты играешь в средние века, а не какие-то другие, передалось полностью в новой части игры. До сих пор удивляет, как такая простая идея - сделать игру за династию по всем правилам средневековья - может так сильно менять ощущения от стратегии.

Сразу скажу, для тех кто не играл, главное отличие от второй части - анимированные 3D-модели вождей и интерфейс. Причем самое главное здесь - интерфейс.

Я не могу полностью с нуля оценить насколько лучше стал интерфейс, но ясно вижу одно - он стал лучше. Потому что самое ужасное, что было в играх Paradox всегда - это невменяемый интерфейс. Во второй части практически неделя мне понадобилась, чтобы хоть как-то освоится в интерфейсе. Здесь я четко вижу по друзьям, видео и стримам, что люди осваиваются достаточно быстро.

Однозначный плюс, надеюсь благодаря этим нововведениям игра станет еще популярней, чем раньше.

В серии Crusaders Kings всегда было хорошее понимание истории. Играя за Рюриков, я параллельно слушал аудиокниги по истории. И в процессе начал понимать, что совершенно ненамеренно мои действия совпадают с историческими событиями. Завоевания, перенос столицы в Москву, битвы с тевтонцами. Сам геймплей устроен так, что история пытается повторить сама себя. Сейчас не могу оценить, насколько новые игровые механики соответствуют "историческим нормам", не наиграв сотню часов, но пока претензий в этом плане нет.

Про механики детально не упоминаю, потому что считаю, что все эти изменение не самые важные и очень скоротечные. Сейчас CK3 выглядит бедноватой в плане механик по сравнению с CK2, которая развивалась годами и получила десятки DLC развивающих механику.

Но это нельзя назвать минусом. Сейчас лучшее время, чтобы новичку вникнуть в мир стратегий-песочниц от Paradox.

Потому что все дополнительные механики нужны, когда ты уже досконально разобрался в основах игры. Понял, что вассал твоего вассала не твой вассал, так сказать. Если начинаешь с нуля, то все эти дополнительные механики только излишне усложнят.

Дело в том, что стратегии Paradox развиваются и существуют по схеме, больше напоминающей игры-сервисы. Вначале играешь десяток другой часов, рассматриваешь мир и изучаешь со всех сторон. Разок за степные племена, за викингов, разок средневековую Европу. Удивляешься и изучаешь многогранный средневековый мир со всех сторон, потому что в итоге оказывается, что в разных в разные эпохи игра чувствуется совершенно по разному.

Например, за викингов игра напоминает варгейм с постоянными битвами. В перенаселенной Европе, где все друг другу родственники, это сплошные интриги и браки по расчету.

Но как бы не были разнообразны все эти развития событий, спустя всего сотню часов всё приедается (для стратегий подобного плана небольшой игровой срок). Слишком много повторов, ты осваиваешь механики и легко побеждаешь, что уже самому приходится придумывать, чем бы себя развлечь. Построить Римскую империю или сделать Ирландию русской? Вариантов много, но это уже этап, когда игра становится предсказуемой.

В этот момент как раз выходит новое DLC, которое освежает впечатление от игры. Добавит новых механик, сценариев и сценок, доработает и переделает старые. Вот тогда захочется играть снова, как в первый раз.

Именно таким способом в игре можно будет потратить сотни часов.

Попробовал совместить все самые развратные догматы вместе Попробовал совместить все самые развратные догматы вместе

Из новых моментов, меняющих ощущение от игры - смешных моментов стало больше. Чего только стоит новая возможность создать свою собственную религию, в которую можно добавить разрешенный блуд, измены, похоть как добродетель, инцест и каннибализм. Или даже пусть все исповедующие твою религию ходят голые.

Понятно, что это добавлено больше для веселья, в серьезных играх такое вряд ли кто будет использовать. Мороки ради собственной религии много, а бонусов от таких забавных реформаций мало.

Другой момент - возможность включить при создании игры вездесущую толерантность. Не думаю, что на такую антиисторическую толерантность будет кто-то жаловаться, ведь она чисто опционально. Тем более, что она тут получилась такой смешной и забавной, что даже самому иногда хочется включить матриархат вначале игры.

Но бесконечно так продолжаться не могло. Порог входа в Crusader Kings II стал непомерно высок, поэтому Paradox решила… Выпустить конкурента собственной игре.

Бочка мёда

Все персонажи, от византийского базилевса до индийского тхакура, могут выбрать жизненный путь, связанный с одним из пяти навыков — похожую схему предлагало DLC Way of Life к Crusader Kings II. Путей целых пятнадцать, и кроме случайных событий и небольших плюсов к характеристикам они открывают длинные деревья развития. Потратив несколько лет на обучение (подходящее образование ускоряет процесс), ваш правитель получит полезный перк.

Став полководцем, вы научитесь объявлять войны вдвое дешевле, экономя ценный престиж, или сможете набрать больше рыцарей в войско. Интриган сможет вселить ужас в подданных, чтобы те не поднимали восстания почём зря. Перки — настоящая жемчужина игры, изучать и комбинировать их очень интересно. У вас пустая казна? Научитесь торговать секретами, которые собирают ваши шпионы, и шантаж обеспечит вас звонкой монетой. Достался хилый правитель? Изучите искусство пыток и поднимите боевой навык на беззащитных пленниках. Только осторожнее: персонажи-садисты от экзекуций будут в восторге, а вот честные люди рискуют впасть в депрессию.

Черты характера теперь не просто дают характеристики — они определяют предпочтительный стиль игры. Не диктуют его, но заметно влияют на ваши действия. Воспитали сына отважным? Не удивляйтесь, если тот не доживёт до короны — отвага удваивает его шанс погибнуть в битве. В игре мало однозначно положительных и отрицательных свойств, при желании пользу можно выжать почти из каждого. Например, похотливость осуждают почти все религии, но она позволяет быстро получить наследников.

Каждое ваше решение, затрагивающее характер героя, накапливает или, наоборот, снимает очки стресса. Избавиться от них можно несколькими способами… Чаще всего, заработав при этом новые проблемы. Так, мой махараджа с зудом в штанах решился развеяться в борделе и подхватил там сифилис. Безграмотный врач только усугубил ситуацию — от микстуры у правителя выпал глаз, и завоеватель Ориссы бесславно скончался от ран за считанные дни.


За жизнь персонаж едва успевает взять две ветки перков. В конце каждой — особенно полезное свойство, но чаще выгодно развиваться сразу в нескольких направлениях




Механика технологий изменилась до неузнаваемости. Научные достижения теперь объединены в крупные блоки и привязаны к вашей культуре. Лидер самого большого государства ирландцев, например, определяет, к чему стремится весь остров: к умению строить крепкие катапульты или использовать новые поводы для войны. Стартовые условия у всех разные, и некоторые технологии (вроде разведения боевых слонов) тесно связаны с географией.

Похожим образом устроены и религии: в каждой есть три догмата, открывающих уникальные фишки. Язычники получают набег за пленниками в качестве уникального повода для войны, а католики могут отправлять нерадивых детей в монастырь. Слишком тесно в рамках конфессии? Наберите очки благочестия и придумайте собственную ересь! Несколько кликов — и придворные перестанут косо смотреть на брак с родной сестрой и занятия колдовством. Правда, за такое соседи могут собрать крестовый поход по вашу душу.

Каждый чих вашего героя влияет на его престиж и благочестие. Заработав круглую сумму очков, персонаж переходит на следующий уровень известности. Высокие уровни характеристик значительно упрощают жизнь, и именно к ним привязаны многие игровые решения. Живая легенда сможет откусывать от соседей не графства, но целые герцогства, и вдобавок получает большой бонус к отношениям. Причём растёт в уровне не только персонаж, но и вся ваша династия: скорость развития зависит от количества независимых правителей и удачных браков. Хорошее нововведение, у серии всегда были проблемы с контентом в затянувшихся партиях.

Прямолинейные решения вообще работают куда хуже, чем в предыдущей части. В военном конфликте задавить противника числом стало труднее. Регулярные войска и элита — персонажи-рыцари — просят денег, но значительно увеличивают шансы на победу. Опытный полководец на удачном поле боя может обратить в бегство заметно превосходящую числом армию неприятеля. ИИ, традиционно для серии, глуповат, но куда более хитёр и осторожен. Под крупный отряд он подставляться не будет и постарается под шумок осадить вашу столицу. Ну и ладно, подумаете вы… Пока тибетский горец не выкрадет из замка вашу жену, сделав её наложницей. Суровые времена, суровые нравы.


До технологического уровня греков остальным фракциям — десятки лет


Славянские язычники любят природу и собираться вместе. Совместить приятное с приятным можно, отправив армию в набег за золотом. Для этого даже войну объявлять не надо

Читайте также: