Crusader kings 3 самые большие провинции

Обновлено: 07.07.2024

Несмотря на свою принадлежность к жанру гранд-стратегий, Crusader Kings всегда была этакими симсами в средневековье. Только вместо заурядных обывателей под контроль игрока попадают графы, короли, а если повезет – то и императоры. Ну и проблемы у них соответствующие: пока обыватель волнуется насчет сломавшегося туалета или плохих оценок ребенка, лорд думает, как захватить побольше земли, кого из претендентов на королевский трон поддержать и какую религию принять.

Так выглядит генеалогическое древо не самого важного рода всего через пару веков Так выглядит генеалогическое древо не самого важного рода всего через пару веков

Хотя оценки детей для лордов тоже важны – когда многоуважаемый землевладелец скопытится, играть мы продолжим за одного из его отпрысков, и если остолоп дурно воспитан – жди проблем. Всего в игре пять базовых характеристик: дипломатия, военное дело, экономика, интриги да ученость; и большой плюс Crusader Kings 3 заключается в том, что ни одна из них не является лишней.

Высокая дипломатия автоматически улучшает отношения со всеми окружающими, плюс позволяет целенаправленно с кем-то задружиться, а друзья в непростой политической обстановке – это очень важно. Во-первых, друг вряд ли поддержит заговорщиков, которые решили отравить нас, более того – он еще и донести на них может. Во-вторых, друг с куда большей вероятностью поддержит наши собственные авантюры. Одним словом, дружить с сильными мира сего – выгодно, особенно если это твой прямой сеньор.

Альянс заключается уже с момента помолвки, поэтому если страна трещит по швам – семейное счастье отпрысков устраиваешь, даже когда они говорить-то толком еще не научились Альянс заключается уже с момента помолвки, поэтому если страна трещит по швам – семейное счастье отпрысков устраиваешь, даже когда они говорить-то толком еще не научились

Интриганство позволяет прийти к тем же результатам диаметрально противоположными методами. Например, чтобы выгодно жениться, не обязательно налаживать отношения с отцом невесты – можно просто собрать на него компромат. Даже если он чист как стеклышко – всегда есть вариант потратить известную сумму и просто сфабриковать дело. А чтобы получить вожделенное наследство побыстрее, можно просто по-тихому грохнуть любимого тестя вскоре после свадьбы. Только нужно помнить, что в отличие от Crusader Kings 2 , в третьей части игра тщательно запоминает все совершенные преступления, и если за подопечного когда-нибудь возьмется более умелый интриган, совершенное десять лет назад убийство может внезапно выйти боком.

Высокие характеристики открывают дополнительные варианты поведения во время случайных событий Высокие характеристики открывают дополнительные варианты поведения во время случайных событий

Ученость ежемесячно приносит некоторое количество набожности – это такой же ресурс, как и деньги, но для отношений в духовной сфере. На первый взгляд – ненужная фигня, но в Средние века церковь играла важнейшую роль, и к третьей части Crusader Kings наконец стала это адекватно отражать. Именно догматами веры определяется, что грешно. Например, у католиков внебрачные связи для мужчин считаются просто позорными – то есть просто негативно влияют на репутацию. А вот для женщин это преступление, за такое можно и в темницу угодить (если, конечно, вовремя не купить индульгенцию). Также религиозные течения отличаются тем, какие бонусы они дают, и насколько они суровы к инакомыслящим. Самым крепким, конечно, является унитарное государство, где все люди обращены в одну веру и культуру, но как правило, достичь этого непросто. Поэтому иногда гибкая и толерантная вера оказывается полезнее, чем догматичная.

Последним навыком у каждого персонажа идет военное дело и личные навыки в рукопашной. Честно говоря, это всегда был далеко не самый важный навык для правителя, и CK3 не стала исключением. Толковых полководцев всегда можно набрать из своего ближайшего окружения, причем от них даже не требуется преданность господину – в игре не предусмотрен вариант, чтобы враждебно настроенный маршал плюнул на приказы и развернул вверенную армию обратно на столицу. Зато, если ты вассал и у тебя талант к военному делу – у тебя неплохие шансы стать военным советником короля, а это не только престижно, но и дает возможность непосредственно влиять на большую политику.

Деревья прокачки не очень ветвистые, но и новый перк получаешь лишь раз в 2-3 года Деревья прокачки не очень ветвистые, но и новый перк получаешь лишь раз в 2-3 года

Дания – король Дании Свенд:

В Дании не так много солдат, но король Свенд претендует как на шведский, так и на английский троны, которыми вы можете воспользоваться, чтобы значительно расширить свою империю. Если вам больше нравятся дипломатические средства экспансии, Дания – это то, что вам нужно.

Лучшие стартовые страны в 867

Швеция – Бьорн Айронсайд, герцог Упландского:

В то время как Швеция начинает расколотую, не так уж сложно получить титул короля, прежде чем Бьорн Айронсайд бросит вызов. Мы рекомендуем Швецию в первую очередь потому, что скандинавские страны очень сильны в эти первые годы и им не нужно никаких претензий на войну за территории за пределами своей империи. Если вы хотите покорить любой регион мира и совершить набег на него, вы можете это сделать!

Пратихара – Махараджа Бходжа из Королевства Пратихара:

Пратихара, расположенная между несколькими конфликтующими религиями и культурами, уникальна тем, что в ней гораздо больше солдат, чем во всех окружающих империях, хотя некоторые из них могут соперничать с ней по размеру. К тому же это феодальный стиль, который дает вышеупомянутые преимущества наследования.

ХАРАКТЕР СКВЕРНЫЙ. НЕ ЖЕНАТ

Помимо базовых характеристик, каждый персонаж обладает тремя доминирующими чертами характера: амбициозный, жадный, прожорливый, щедрый, терпеливый, злопамятный и так далее. Каждая из черт дает свои пенальти и бонусы, а также во многом определяет стиль поведения – причем это касается не только персонажей под управлением ИИ, но и непосредственно игрока.

Например, жадность – это не только +10% к сбору налогов, но и доза стресса каждый раз, когда приходится расставаться со значительной суммой денег. Раздал милостыню, чтобы понравиться духовенству – стресс. Подкупил начальника королевской стражи, чтобы легче было подсылать убийц – опять стресс. А стресс – это прямой удар по здоровью; если переборщить, то и в ящик сыграть можно. К счастью, кое-какие вещи радуют и скупердяя: например, когда удалось собрать больше налогов, чем планировалось, ему сразу отпускает. Кроме того, разрядиться можно и общедоступными средствами – например, отправившись на охоту или устроив пьянку.

Черты характера, как правило, сохраняются от совершеннолетия до смерти, но если заморочиться – их можно потерять или приобрести новые Черты характера, как правило, сохраняются от совершеннолетия до смерти, но если заморочиться – их можно потерять или приобрести новые

Портрет героя завершают перки. Они разделены на пятнадцать веток, по три на каждую характеристику, но зарабатываются отдельно – в основном с возрастом. Что приятно, перки – это не только бонусы уровня «+3 к интриге», зачастую они открывают новые геймплейные возможности. Например, вымогать за собранный компромат деньги, заключать союзы, не подкрепленные брачными узами, или принять целибат.

Последнее особенно важно, поскольку изобилие наследников может оказаться настоящим проклятьем. Ведь начинается партия либо в IX, либо в XI веке, а примогенитура становится доступна хорошо если в XIII (оканчивается игра, как всегда, в 1453 году). То есть большую часть партии после смерти монарха все его земли и титулы распределяются между наследниками, и с большой вероятностью может начаться гражданская война – если не между братьями, то между вассалами и едва взошедшим на престол монархом.

Если доведется играть малолетним ребенком, по достижении десятилетнего возраста игра позволит самостоятельно определить его сексуальную ориентацию Если доведется играть малолетним ребенком, по достижении десятилетнего возраста игра позволит самостоятельно определить его сексуальную ориентацию

С другой стороны, близкие родственники – это еще и ценный ресурс. Отдав дочь или сестру в жены какому-нибудь герцогу, королю или принцу, мы автоматически заключаем с ним союз (правда, их дети будут иметь определенные права на наш престол, что может обернуться головной болью в будущем). Кроме того, чем больше в роду людей и чем выше у них статус – тем выше престиж самого рода. А это опять-таки трансформируется во вполне осязаемые бонусы – от увеличенной популярности среди простого народа до замедленного старения.

БЕСКОНЕЧНОСТЬ ПЕРЕМЕННЫХ

В Crusader Kings 3 есть еще много механик. Например, евгеника: можно подбирать супругу не по статусу, а по физическим характеристикам: чтобы была здоровая, умная или красивая; тогда есть хорошие шансы, что эти черты передадутся и детям. Есть индивидуальные феодальные контракты: можно установить, что вот этот феодал будет платить больше налогов, а вот этот – поставлять больше рекрутов (или задрать обе планки, но тогда восстание будет вопросом времени). Есть возможность задать индивидуальные правила наследования для каждого титула: например, английская и уэльская корона переходят прямому наследнику Британской империи, а вот шотландцы своего нового короля выберут сами.

Военное дело тоже сильно реформировали: с провинций отныне собирается лишь абстрагированное ополчение, а всяких лучников и копейщиков теперь можно набирать только как отдельные отряды, причем в очень ограниченном количестве. Например, у графа может быть всего три отряда, у императора – шесть. Поэтому сами по себе они войну не выиграют, но дать критическое преимущество в бою способны: например, лучники хорошо выбивают ополчение, конница – лучников, конницу стопорят копейщики, копейщиков режут тяжелые пехотинцы, пехотинцев – застрельщики, а застрельщиков, опять же, лучники. Такой вот круговорот. Также на их эффективность влияет местность, где происходит сражение, а также построенные в королевских провинциях здания. Поэтому просто взять по одному отряду каждого типа нельзя, приходится именно что планировать предстоящую кампанию.

Отдельно нужно сказать про научно-технический прогресс. Раньше он был индивидуальным для каждой провинции и в целом работал странно. Теперь прогрессирует отдельная культура в целом (французы, англо-саксы, итальянцы и т.д.), а вектор развития задает самый видный феодал, относящийся к ней. Все открытия разбиты на четыре эпохи: племенной строй, раннее Средневековье, высокое Средневековье и позднее Средневековье. И спринтом добежать до какой-то поздней технологии (например, примогенитуры) не удастся.

Традиционная византийская забава – ослепление или кастрация пленников – в Crusader Kings 3 по-прежнему доступна Традиционная византийская забава – ослепление или кастрация пленников – в Crusader Kings 3 по-прежнему доступна

ИЗ ВОЖДЕЙ В ИМПЕРАТОРЫ

Самое большое достижение разработчиков Crusader Kings 3 заключается в том, что все имеющиеся механики друг с другом взаимосвязаны, и дают пусть не стопроцентно исторически достоверную, но правдоподобную и интересную картину. Например, если стартовать в IX веке, то в Европе полноценный феодализм будет только на территории Римской империи. А у ирландцев, шотландцев, скандинавов, славян и так далее еще вполне себе племенной строй.

Игромеханические различия тут кардинальные: при племенном строе можно грабить чужие провинции без объявления войны, можно объявлять войну всем подряд (просто потому, что захотелось), а огромную роль имеет личность вождя. Если вассалы его любят – они будут присылать деньги и людей. Если нет – ну, извините. Второй важный фактор – личный (именно личный, а не родовой) престиж вождя: он тратится на наем и содержание спецотрядов. Поэтому начальный период проходит весьма суетливо: все куда-то бегают, политическая карта меняется каждый год, постоянно появляются вожди, которые завоевывают крупные территории – а потом их убивают, и наследники радостно дербанят королевство на маленькие независимые княжества.

Искусственный интеллект предпочитает нападать на цели легкие, а не на жирные, поэтому Ирландии достается куда больше, чем Англии или Франции Искусственный интеллект предпочитает нападать на цели легкие, а не на жирные, поэтому Ирландии достается куда больше, чем Англии или Франции

Потом ситуация устаканивается: появляются относительно крупные королевства или хотя бы более-менее устойчивые конфедерации, все прокачивают технологию и переходят в феодализм. Теперь просто так воевать нельзя, нужен достойный повод, сиречь казус белли. Феодалы тоже больше не могут просто послать сеньора с его требованиями прислать налоги и людей – есть контракт, изволь исполнять.

Хотя контракт – это, конечно, игромеханическая условность, по факту речь все равно идет о вотчине, то есть земле, которая не выдается в обмен на службу, а принадлежит лично вассалу, со всеми вытекающими. Чтобы было понятней – допустим, герцогство Кент входит в состав Англии; но сын герцога стал королем Франции. Поэтому когда герцог отправится в мир иной – Кент без всякой войны автоматически станет французским. И такая история может приключиться с любым титулом, порождая самые причудливые унии.

Малолетние дети непопулярного короля долго не живут Малолетние дети непопулярного короля долго не живут

Дальше технологический прогресс позволит принять законы, усиливающие королевскую власть, и феодал становится именно феодалом, то есть человеком, которому монарх выдает земли, а феодал за это обязуется служить. После этого чехарда с отходом земель за границу прекратится, зато обострится борьба самодержца с собственными феодалами, которым такие реформы, разумеется, не по душе. Чтобы утихомирить самых важных, возможно, даже придется пойти на послабления вроде снижения налогов или гарантировать им место в королевском совете. Либо перетасовать вассалов так, чтобы они постоянно грызлись между собой и не могли ополчиться на сюзерена. Либо породниться с некоторыми из них – тогда вместо открытого восстания придется бояться кинжала в спину. В общем, есть варианты.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ

Новгороду в Шотландии делать вроде как нечего, но пойди объясни это Рюриковичам Новгороду в Шотландии делать вроде как нечего, но пойди объясни это Рюриковичам

В CK3 вошло многое из адд-онов для второй части, но все-таки не все. Например, нет тайных обществ (хотя есть возможность публично исповедовать одну религию, а втайне другую), нет передающихся по наследству реликвий, нет возможности играть за торговые республики. Да и главный недостаток, за который мы всегда ругали CK2 , сохранился – она по-прежнему европоцентрична. Да, можно сыграть за славян, за хазар, за индусов, у некоторых наций есть свои собственные технологии и даже спецотряды – но кардинальных отличий в государственном устройстве как не было, так и нет.

Тем не менее, CK3 – это однозначный хит. В первую очередь потому, что это именно игра, а не полуинтерактивное кино: вместо катсцен, скриптов и условий победы в миссии разработчики сделали огромный саморазвивающийся мир, и игрок в нем волен творить, что захочет. Поэтому и истории у каждого будут свои: про то, как девятилетняя девочка-альбиноска заняла престол Коннахта, и следующие семьдесят лет не только успешно отражала нашествия викингов, но и объединила под собой Ирландию и Уэльс. Как король Франции, испугавшись растущего влияния Византии, смог пропихнуть на ее трон катара, и уже через пару лет империя распалась на отдельные королевства. Как российский император ударился в зороастризм и пытался вывести идеального наследника. Короче говоря, ни по размаху, ни по детализации равных Crusader Kings 3 просто нет.

Насмотревшись вопросов на тему "Кому раздавать земли" и "Как не терять земли" хочу сделать этот пост. Хотя не думаю, что задающие листают стену в поисках ответа.

Такой тактикой к 1200 г. я имею 4000 членов династии, открыл все наследия династии. Благодаря тому, что часть вассалов близкие родственники у меня есть союзы с вассалами и нет фракций.
Всем удачи от Китая до Ирландии.

Тебе бы какое-нибудь FAQ-обсуждение по CK3 создать.

И-и, можно по-всякому тут. Это просто самый эффективный и самый нереалистичный метод, хех.

*4000 живых членов династии, это 15% всех живых персонажей

Роман, вот тебе величие династии.

Если сын умрет - всегда должна быть дочь, которая матрилинейно женилась на комто.
Если сын умрет, всегда можно родить нового.

И в начале написано, что лишать надо постепенно, а не сразу бац, смерть на пороге, срочно лишаем.

Всем привет. Я уже много часов наиграл в эту стратегию и начал вытворять некоторые эксперименты. Решил найти самые ужасные страны в самом раннем этапе игры. Изначально я хотел написать статью "ТОП 5 худших стран для игры в Сrusader Kings", но я пока только одну страну нашел.

Нашел и разочаровался. Что это за страна?

Графство владения Менорка и Графство владения Мальорка, которые будут из себя представлять самое маленькое в мире Герцогство Мальорка.

Сейчас расскажу о своих страданиях, которые я испытывал, играя это независимое государство.

На западе и на юге находятся мусульмане. Это очень воинственные страны и каждый раз отнимали у меня все владения одно за другим. Игра на этом, как вы понимаете, уже заканчивается проигрышем.

На севере у него находится Франция и она тоже не против поживиться маленьким островком.

При попытке стать вассалом какой-либо страны, игра выдает такое предупреждение:
Страна, играя за которую, сложно выдержать начало игры в Crusader Kings 3. Игра на выживание
Игра не знает что такое водные границы. Вообще понятия не имеет и это просто стыд собачий, т.к невозможно в начале игры встать под защиту какой-либо сильной страны.

На последок я пытался доплыть до острова Сардиния и захватить там половину острова(то самое графство, на знамени которого изображен Петух ). Затем я стал вассалом Королевства владения Италия.

У меня получилось это сделать с 3 попытки. Просто ужас.
Как вообще действовать за эту державу не имею представлений

Что было дальше? Нехватка воинов. В этот момент приплывает, не знаю кто точно, но он был из Алжира и захватил все мои земли на этом острове Сардиния. Конец игры - смерть персонажа.

Но я предпринял еще одну попытку.Я вздумал стать мусульманином присягнув на верность кому-нибудь из них, например,Из Омеядов,т.к у нас общая Вестготская культура, но для этого мне необходима сухопутная граница согласно логике и великой мысли создателей игры . На юге есть малые независимые страны, которые можно захватить, т.к у них мало войск.

В чем следующий прикол? Я даже это не смог реализовать.Надо успеть. Не успеешь - ты пропал. Казус белли изготавливается 3 года и даже за этот промежуток времени тебя могут вынести вперед ногами.Слишком долго изготавливается подделка наша.

Попыток начать за эту страну было 10 и все из них я слил. Не рекомендую даже пробовать, но я бы с удовольствием посмотрел как люди играют за это герцогство. Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!

Если вы новичок в Crusader Kings 3 , настоятельно рекомендуется сыграть кого-нибудь в выгодном положении в любой из двух стартовых лет. Хотя может возникнуть соблазн просто нажать кнопку игры в качестве случайного персонажа, есть вероятность, что вы застрянете в роли вассала и будете иметь очень мало власти. Если вы хотите, чтобы у вас была хорошая первая игра, мы предлагаем несколько рекомендаций по выбору лучших начальных персонажей / стран в Crusader Kings 3 .

Новгород – Ярл Рюрик из Holmgardr:

Новгород – это почти не имеющая выхода к морю версия Швеции, у которой есть больше соседей, которые нужно покорить на раннем этапе. В то время как Швеция в основном полагается на моря для передвижения, в Новгороде есть много малых и средних герцогств и графств, которые она может покорять одно за другим. Это не значит, что он не может также совершать набеги или завоевывать море, но у него есть несколько более непосредственных мест, которые можно привлечь к себе.

Византийская империя – Basileus Basileios:

Нет ничего проще, чем Византийская империя. Нация начинает войну с гораздо меньшим противником, но у нее около 4000 солдат, она полностью православная и почти полностью греческая. Basileious уже ввел феодальный закон, так что вам будет проще управлять тем, как ваши титулы и земли передаются по наследству. Нет больше надоедливого раздела Конфедерации!

Шотландия – король Шотландии Малькольм:

Учитывая, что Ирландия все еще расколота, а Англия вовлечена в войну, 1066 – не самое плохое время для игры за Шотландию. Хотя вам, возможно, придется принять Норвегию на своих северных берегах, острова созрели для завоеваний и должны дать вам прочную точку опоры на раннем этапе.

Монгольская империя – Хан Сару Куманский:

Когда дело доходит до размера земли, Хан Сару имеет самое большое преимущество в 1066 году. Закон о наследовании все еще действует на Конфедеративном разделе, поэтому ваши земли будут разделены на множество частей, если у вас будет несколько детей. Но с точки зрения легкости старта это один из лучших доступных. Сару всего 26 лет, и у него уже есть наследник, хотя вам придется иметь дело с половиной вашего царства, являющейся Тенгри, а другой – Кабарите.

Кто угодно в Ирландии:

Crusader Kings 3 начинается с Ирландии по уважительной причине. Она раздроблена, поэтому есть много территории, которую можно получить, не попав в список дерьма сверхмощной страны, и он находится на острове, поэтому у вас не так много врагов, о которых нужно беспокоиться. Конечно, в какой-то момент скандинавские страны начнут стучать, но пока вы можете медленно работать над увеличением своих владений, изучая канаты.

Сельджук – Султан аль-Муаззам Алп Арслан Чагри-Бегоглу Сельджукский:

Мы надеемся, что этот гайд был полезен для Вас! Мы желаем Вам приятной игры в Crusader Kings 3!

Лучшие стартовые страны в 1066

Читайте также: