Crusader kings 2 захват всей карты

Обновлено: 04.07.2024

Привет. Я смотрю, тут периодически появляются людишки, которые не прочь были бы катнуть в игры от парадокса, но не знают, как к ним подступиться, ибо от первоначального взгляда на это нагромождение текста и цифр может поехать крыша. Но я добрый, и разобрался в этом болоте за вас, поеэтому пользуйтесь, покуда я жив.

Вы можете подумать, что освоение лучше начать, выбрав самую жирную страну из имеющихся, но это не верно, ибо количество свалившегося на голову геморроя и ивентов зашкалит в первые же минуты. Лучше начать с самого минимума, постепенно обрастая возможностями. Так что для ознакомления мы выберем какое нибудь одноклеточное изи государство с правителем-ньюфагом и минимумом людишек. Например, я катну за викингов, а точнее за парня с ником Oysteinn, владеющего провинцией Oppland. И хотя игра говорит нам, что сложность игры за него Very Fking Hard, не верьте этому.

Итак, бедолага Oysteinn сидит на своем изи клочке суши один, без друзей, без баб, без денег, и чешет репу. С чего начать? Ну например с создания семьи, если мы не хотим, чтобы игра внезапно закончилась из за отсутствия продолжателей нашего рода, и с приведения в порядочек внутренней политики, чтобы можно было спокойно вылезти за пределы нашего уютного мирка.

Отец семейства
Тыкай на рожу своего подопечного в углу экрана и смотри на его family. Ему повезло, у него изначально есть братан, он же наследник (это значит, что он станет основным персом, если наш текущий склеит ласты). Это хорошо, но во первых он один, во вторых во время нашего правления он может вытворить нечто такое, что от него станет больше вреда, чем пользы, поэтому нужно завести и собственных детишек. Детишки в этой игре, как и в реале, получаются в результате полового секса с женщинами, поэтому отправляемся знакомиться.
Тыкаем на кнопку женитьбы и смотрим ассортимент. Мде, негусто. Малолетки (можно выбирать и таких, но до полноценной женитьбы и трахача придется много лет ждать полового созревания), простолюдинки (за таких с нас снимают хонор, ибо не царское это дело) и пара мутных родственниц какого то заморского царька с минусовым отношением, которые сто пудов постараются прирезать старину Oysteinna при любом удобном случае. Но делать нечего, придется рискнуть. Берем в жены тетку с отношением -8, снимаем с паузы и ждем пока она раздуплится.
Параллельно вмпоминаем, что мы викинги, а значит помимо жены можем набрать себе еще и шл. хм. девочек для увеселения из числа своих подданных либо заключенных. Детишки от них тоже канают в качестве наследников, хотя и с незначительным штрафом, но да хрен с ним. А чем больше бап мы сношаем, тем больше вероятность обрюхатить хоть кого то. Так что тыкаем правой кнопкой на себя и Take Concubine. Пока что тут только одна какая то горничная затесалась, но всего их может быть 3, так что периодически чекай.
Тем временем прилетает наша официальная женушка и сотка хонора за родство с заморским царьком. Отлично, оно нам пригодится. Таким же макаром можно женить и своего братана, если ты не боишься, что его детишки потом отожмут земли у твоих детишек. Хе-хе. Как ты можешь заметить на вкладке Laws -> Inheritance, у тебя стоит способ наследования Elective, что означает, что наследник выбирается вассалами из тех, у кого есть хоть какое то отношение к тебе и твоим землям. Пока ты сам себе вассал, это не имеет значения, но так будет не всегда. Поэтому чем больше у тебя родственничков, тем больше вероятность, что наследником окажется какой нибудь давно забытый хрен с горы, который давно переметнулся к врагам, принял христианство и считает тебя еретиком и ксеносом.

Можно женить и других своих подчиненных, если они на скилле и охота сохранить генофонд. Да и просто прикола ради. Но пока что баб и самому мало, так что забей и займись наконец государственным делом, извращенец.



Итак, поскольку мы сейчас будем активно воевать, мы должны купить крутого маршала и парочку командиров через Promote Commander. Хонора, полученного за женитьбу, должно хватить, чтобы выролить ребят с мартиалом от 15 и выше. Еще одним командиром может стать сам правитель, поскольку его martial неплох. А сделать его еще лучше можно, если выбрать в качестве фокуса War. Фокус дает некоторый бонус к стату и определяет какие ивенты происходят с персонажем и что они дают (например если выбрать вар то будет что нибудь типа ты подрался со своей бабушкой и улучшил комбат скиллз, или неудачно уронил меч и остался без глаза, хе хе), таким макаром со временем из нашего Oystenna получится либо топовый полководец, либо инвалид.
Так же нужно купить крутого доктора, как только накопятся очки церковной репутации (Piety), а копятся они за всякие богоугодные дела, либо за ивенты по религиозному фокусу, но это ты уже сам разберешься.
Так же персонажу нужно выбрать Ambition, который отвечает нашим планам. Я собираюсь всех нагибать, так что выбираю Become King, это дает мне право неограниченно объявлять войну всем кто под руку подвернется и забирать их земли, до тех пор пока я не сформирую государство класса Kingdom.



Ты с какого ройона?
Посмотрим по сторонам. Мы занимаем территорию класса County, представляющую собой один клочок карты, и у нас есть титул Chiefdom of Oppland. Каждый клочок карты связан с титулом. Чтобы передать территорию нужно передать титул. Захватывая чужую территорию мы забираем титул ее хозяина, а он становится бомжом и идет собирать бутылки. Так же титул класса County позволяет получать фулл профит с этого самого county, и у каждого персонажа может быть ограниченное их количество. Y Oysteinna например их может быть 5, это зависит от его скиллов и еще от кое какой хрени.
Несколько титулов класса County входят в один титул класса Duchy. Несколько Duchy в Kingdom, несколько Kingdom в Empire, ну ты понел. Имея титул Duchy, ты можешь раздать входящие в него County другим персонажам, и они станут твоими вассалами. Но внимание, доход с этого будут получать уже они, а тебе отдавать только часть в виде налогов, и то не во всех случаях, поэтому для того чтобы фармить бабло и иметь нормальную армию, тебе нужны твои собственные county. Одно у тебя уже есть, потому первым делом нужно захватить еще, чтобы увеличить свое войско и профит.
У титулов есть еще такой показатель, как De Jure, который показывает, из чего он исторически состоит. Так маленько потыкавшись, ты можешь увидеть, что наш регион Oppland входит в De Jure регион Ostlandet, вместе с еще 4мя прилегающими территориями, и если ты захватишь их все, то сможешь создать себе титул Duchy of Ostlandet и выйти на новый уровень, а также получишь 5/5 County для экономической базы. Неплохая идея для стартапа, не так ли?
Фактический набор регионов может отличаться от De Jure, но если у тебя есть титул, дающий право на De Jure регионы, принадлежащие другому персонажу, это дает тебе casus belli для войны и возможность их захватить. Если ты дал своему вассалу титул, в который входят регионы другого вассала, он будет пытаться их забрать себе, и это приведет к срачам и междуусобным войнам, что забавно выглядит со стороны, но не всегда удобно, ибо может получиться так, что войнушка на носу, а два твоих топовых вассала сидят с убитыми в нулину армиями и у тебя минус половина возможного зергача. Обидно да?



А теперь хватит трепаться и займись уже делом а?
Окей, как скажешь, чувачок. Для начала заценим размер своего боевого потенциала. Заходим в military, смотрим на From Demesne. Это твоя личная армия, собранная со всех твоих County. Оно у тебя одно, потому и солдат с гулькин хрен.
Слегка исправит положение тебе поможет миссия твоего маршала Train troops. Ставим его на свой регион, и это увеличит пул военов на 25%. Оппачки, у нас уже потолок в 550 туловищ. Нужно немного подождать, пока он накопится. Тем временем можно поставить еще и стеварда на миссию Build Legend. Она дает шанс заспавнить еще некоторое количество военов из ничего, а также небольшой прирост хонора. А хонор тебе очень нужен, потому что за 500 его у тебя появляется возможность заспавнить стак в 2500 тел, что очень неплохой буст.
Но до этого пока далеко, сейчас проматываем время и копим армию до максимума. Смотрим на соседей. Сверху и справа у нас такие же как ты никем не охраняемые лохи. Снизу парнишка отжал себе сразу 2 County, а значит и армия у него сразу с обоих, его мы пока не осилим. Снизу слева часть большого и страшного Кingdom Of Sjaelland, на него лучше вообще даже не смотреть и не дышать, ибо там тебя ждет лютейший зергач. Так что начнем с одного из двух верхних. Вот например Heidmark. И народу там меньше, чем у нас, и входит он как раз в нужное нам Duchy of Ostlandet.
Пока я проматывал время, ребята снизу замесились между собой. Отлично, пока я буду захватывать Heidmark, они сольют свою армию и будут моей следующей целью. А пока тыкаем правой в Heidmark, потом в рожу его правителя и выбираем Declare War -> Subjugation. Теперь идем в military и нажимаем Raise Personal Levies, чтобы создать стак из имеющихся бойцов. Он появится на карте. Выбери его, и проверь что твои охрененно скилловые командиры к нему подцепились. Нажми стрелочку вправо, увидишь состав. Большие армии состоят из 3х основных частей, в которые могут входить дополнителные. У тебя народу мало, потому часть только одна. Поставь самого топового полководца основным, и еще одного второстепенным. Можешь поставить и себя самого, но есть вероятность, что тебя сольют, и великий поход закончится в первом же замесе. Можешь вообще забить и обойтись авто распределением, но я считаю что такие дела на самотек нехрен отдавать и всегда сам раскидываю армии и командиров. Закончив с этим, отправляй армию правой кнопкой на вражескую территорию и мотай время пока она идет. И молись, чтобы ребята снизу не заехали в спину, муахахаахах!
Как и ожидалось, мои топчики изи разложили этих жалких отморозков и встали в осаду. Да, мало слить вражеский стак, надо еще захватить сам регион, а это требует времени и тоже может привести к лишним потерям. Когда регион станет полосатым, ты пабидил. Смотрим в правый нижний угол и видим Warscore 100%. Это значит что враг уже не может сопротивляться и его можно захватывать. Нажимаем на эту кнопку, выбираем Offer Peace и Enforce Demands. Теперь регион наш, и у Oystenа два титула. Когда регион отойдет от смены владельца, мы сможем получать с него деньги и войска, и захватить кого нибудь более существенного.
Когда война закончена, выбери армию и нажми disband unit, чтобы не тратить бабки и дать ей возможность отрегениться.
Вот это фейл! Пока я воевал, мyдаки из Кingdom Of Sjaelland переехали тех что справа, и теперь мне их не отжать не воюя с этой огромной машиной смерти и разрушений, а я пока слишком неочень для этого. Значит придется и дальше захватывать мелочевку и молиться, чтобы никто за этим занятием не грохнул меня, а когда мой стак достигнет приличных размеров, и наберется 500 хонора на суммон халявного стака в 2500 рыл, пойти помериться силушкой с этой наглой крысой. Ну либо произойдет еще какая хрень, вроде того, что ее раздербанят другие, а я смогу воспользоваться моментом и урвать свой кусок. Мало ли что. В этой игре может случится все что угодно, этим она и интересна.
Ну окей, смотрим где находятся De Jure регионы Kingdom of Norway, это то что мы можем захватывать без ограничений благодаря амбиции Become King. Видим, что вверх и налево уходит длинная дорога из мелких никчемных региончиков, в каждом из которых армия так себе, да и командиры классом пониже. Ну ты понел что делать да.
В результате боев и осад ты можешь захватить призонеров. Это могут быть и полководцы и всякие бабы и даже сам вражеский правитель. Баб и детей можно продать за голду, над остальными можно подумать. Если у него много претензий на твои владения, можно не заморачиваться и казнить. Если скиллы хорошие можно взять к себе на службу. Если есть возможность подружиться, то можно отпустить и дать денег на дорожку. Если казнь вызовет широкий общественный резонанс, можно подослать сайлент асасина, в тюрьме ето проще сделать. Ну или уморить голодом и антисанитарией в карцере. Да много всего.



Мой пе3дюк
Тем временем я захватил 5 регионов (больше не стоит, иначе будет штраф к деньгам и войскам), и набрал 500 хонора на дикий стак, и теперь надо ждать восстановления армии до лимита и возможности вцепиться в глотку негодяям, которые обломали меня с походм вниз. А тем временем моя жена залетела и родила, и щас я расскажу, что делать с личинкой.
Перво наперво следует упомянуть, что у тебя способ наследования Gavelkind, что означает, что все кого ты родил имеют долю в твоих титулах, независимо от наследника. То есть если Oystenn сейчас двинет кони, 3 из его County отойдут братану, который наследник, а 2 сынуле (Бабы в дележке не участвуют, для этого нужны спец. законы, которых у викингов нет в принципе), и вместо одного государства появится два, поскольку нет титула класса Duchy, который бы объединил все твои County и сделал одного вассалом другого (при хороших отношениях. при плохих второстепенный наследник мог бы выйти из состава, и его пришлось бы завоевывать обратно. При этом он сохранил бы свои клаймы, и его могли бы сделать следующим наследником. Карочи все сложно, сам разберешься. Но поскольку у нас Elective, а ты единственный избиратель, ты можешь тупо назначить сына наследником и он получит все плюшки, а брателло сходит покурить бамбука. Но если ты родишь еще одного, то разборка возникнет уже между ними. А если не родишь, то первый может помереть невзначай и ты останешься с носом. Карочи, нужно выдерживать некоторый баланс и стараться не разсирать всех держателей титулов между собой если не хочешь заново собирать страну в кучу после каждой смены правителя.
Так вот. После рождения ребенка у него появляется воспитатель (Educator). В начале это офк любимый папочка, и это формирует его начальные статы и перки. Так же можно выбрать детский фокус. Например, если выбрать суровое детство с деревянными игрушками прибитыми к потолку (Struggle), то это увеличит его Martial, и с некоторой вероятностью даст детский перк Rowdy.
В 6 лет наставника можно сменить, если тебе нужен специалист другого профиля, нежели папочка. Разумеется, нужно выбирать чувака с максимумом скилла и минимумом вредных привычек. И в 10 лет можно выбрать высшее образование. Если выбрать военное образование, это увеличит martial еще сильнее, а Rowdy окажет положительное воздействие, и при достижении призывного возраста у нас в идеале получится Brilliant Strategist с топовым бустом на martial и перком Brawny (не в идеале может быть рандом, например misguided warrior с минимальным бустом на martial и вместо Brawny будет Dull, дающий дебаф на все статы, но тенденция такова, что соблюдая основное направление развития шанс получить на выходе крутого специалиста большой, а если выбирать как попало, получится полный даун.)
Таким образом можно селекционировать не только своих детишек, но и детишек своих детишек, внебрачных детишек, и вообще все что так или иначе вышло из твоей спермы, чтобы никогда не испытывать проблем с компетентным и в то же время халявным персоналом для своего совета и армии. Хе хе.
Поскольку мне еще долго воевать, первого спиногрыза я пожалуй вкачаю в чоткого полководца, и второго тоже. Вот потом уже когда надо будет фармить бабосик и отстраиваться понадобятся стеварды и дипломаты. В шпионов и жрецов лучше переделывать баб, они все равно ни для чего другого не годны.


Вот что у нас получилось в результате




На сегодня ето все. В следующей серии я расскажу чего делать с вассалами и государствами класса Duchy и выше. А пока ушол катать.

Перед тем как перейти непосредственно к теме статьи, хотел бы упомянуть о двух вещах связанных с настоящим и будущим этой игры.

Во первых разработчики анонсировали новое бесплатное дополнение для игры, которое будет посвящено чудесам света . Причем речь пойдет не только о сооружениях типа египетских пирамид или Колизея, но и о постройках которые вы сможете возводить сами. В настоящее время вышло уже два дневника по этому дополнению, русский перевод которых как всегда доступен на сайте Стратегиум.

Во вторых далеко не все знают, что в игре сейчас присутствует интересная функция под названием "Featured Rulers" . Это выглядит так - на стартовом экране игры, справа от меню вам будет предложено сыграть за определенного персонажа, которого разработчики сочли интересным в данный момент, при этом у персонажа будет набор определенных трейтов, которые не будут меняться при каждом старте. Всего к настоящему моменту вышло пять таких персонажей . Эта возможность все еще находится на бета-тестировании и доступна не всем . Разработчики пока не говорят о сроках выпуска ее в общий доступ.

Так будет выглядеть стартовый экран, если вам доступна эта возможность Так будет выглядеть стартовый экран, если вам доступна эта возможность

Ну а теперь переходим непосредственно к советам!

Где брать деньги в начале игры?

Этот вопрос мы рассмотрим с точки зрения христианского правителя, например короля Франции, Ломбардии, или одного из их вассалов.

В начале игры денег попросту нет, замки ничего не приносят, доходы с вассалов очень не велики, и даже если создать торговую республику, пройдет немал времени пока она раскачается. Но есть отличный источник дохода - придворные, которые как все знают после смерти передают все деньги вам, если у них нет наследников.

Бывшие епископы и мэры с радостью готовы переехать ко двору короля Франции Бывшие епископы и мэры с радостью готовы переехать ко двору короля Франции

Вопрос лишь в том где взять придворных с хорошими деньгами, да еще и без наследников. Ответ очень прост - Византия наше все! Как только Византия вернется к православию (а это происходит как правило после смерти первого же императора), в ней начнется большая чистка. ВСЕ епископы моментально потеряют свои храмы и станут придворными . Кроме этого вассалы перешедшие в православие вместе с императором начнут отзывать города у мэров-иконокластов . Большинство таких безземельных персонажей легко согласится прибыть к вашему двору, часто совершенно бесплатно, максимум что может потребоваться это небольшой подарок.

Сколько денег у них будет? Ну, ко времени большой чистки такие персонажи накапливают порядка 150-250 золотых. На начало игры сумма неплохая, тем более что вы сможете приглашать их к себе десятками.

Всего лишь трое придворных, но уже 700 золотых. На старте игры очень неплохо. Всего лишь трое придворных, но уже 700 золотых. На старте игры очень неплохо.

Учитывая что в Византии не все вассалы обычно меняют веру, такие чистки, хотя и в меньших масштабах будут происходить в течении примерно 100-150 лет после начала игры. Кроме того не только Византию можно использовать в таких целях. Именно поэтому я, играя за правителя в Италии или Испании, стараюсь не мешать еретикам захватывать власть в Европе. В конце концов если кто то из Каролингов станет например катаром, это будет означать огромное число невольных спонсоров для истинно верующего.

Крупные траты

Хороший правитель всегда должен иметь немаленький запас денег. Что то будет потрачено на войну, что то на строительство, кроме того ряд проектов потребует совершенно безумных сумм.

В первую очередь речь идет об артефактах - максимальная стоимость артефакта четвертого уровня составляет 4 000 золотых . Стоимость конечно зависит от вашего годового дохода, но все же лучше держать в уме эту цифру когда вы ищете кузнеца.

Во вторых фокус на бизнес может стоить вам огромных денег, если вы соберетесь строить башню или лабиринт , имея высокий годовой доход. В этом случае речь также пойдет о тысячах золотых .

В третьих - коронация. Гонитесь за престижем - развязывайте кошелек, такое тут правило. В частности коронация моего последнего персонажа в качестве короля Италии обошлась в 750 золотых , их которых 500 золотых взял Папа римский, а еще 250 были потрачены на организацию праздника.

Как заключать брак?

В целом тут все очевидно, поэтому поговорим только о правильном использовании механики " buy favor ".

В первую очередь многие игроки, при заключении браков стремятся найти невесту/жениха с хорошими трейтами. Гении всегда популярны, так ведь? К сожалению в большинстве случаев подходящие кандидатуры не так просто заполучить, ведь зачастую у них другая религия, или их хозяева просто не рассматривают вас как кандидата. Вот тут в дело вступают деньги.

Так вот и останется наследник империи без гениальной невесты. Или нет? Так вот и останется наследник империи без гениальной невесты. Или нет?

Предположим вы нашли невесту для вашего наследника, но она другой религии, и ее хозяин также другой религии. Если невеста не является близким родственником ее хозяина - используем "buy favor" на нее , после чего приглашаем ее ко двору и заключаем брак. Если невеста является дочерью или сестрой хозяина, используем "buy favor" на него , и заключаем брак - это сработает если жених вашей династии, а невеста не является наследником титула (того двора при котором находится).

Ограничения при использовании этого способа следующие - брак НЕ может быть матрилинейным , ваш кандидат должен принадлежать к вашей династии, и в случае приглашения персонажу к вашему двору он не должен быть близким родственником правителя/занимать должность в совете.

И брак с неверным внезапно становиться вполне возможным. И брак с неверным внезапно становиться вполне возможным.

Кстати "buy favor" можно использовать и для приглашения придворных с деньгами к вашему двору, если простого подарка не достаточно .

Конечно это не слишком выгодно если у придворного всего лишь пара сотен золотых в кармане, но лет через 200 после начала игры, в результате священных войн будут появляться придворные имеющие при себе по несколько тысяч золотых. Помните только про невозможность призвать таким образом персонажа занимающего должность в совете.

Правильный старт за республику

Рассмотрим старт за Венецию на первой стартовой дате. В данном случае нам необходимо начать игру за дожа Венеции. Помимо 4 патрициев, у дожа есть и другие вассалы - епископ, барон и два мэра. Епископ нас не интересует, а вот остальными необходимо заняться сразу же.

В первую очередь выбираем фокус на интригу, начинаем шпионить за одним из мэров, одновременно начиная заговор на убийство барона . Не забываем сразу же принять закон об отзыве титулов, и начать строительство торгового поста в Венеции.

Важнейший закон на старте, без него нельзя будет получить города. Важнейший закон на старте, без него нельзя будет получить города.

Как только барон будет убит, мы унаследуем его замок. После этого ждем пока наша слежка даст повод для ареста мэра (а в идеале для отзыва титула). Перед арестом увольняем своего спаймастера из совета, что бы повысить шансы на то что мэр избежит ареста и восстанет . Как только он восстанет, захватываем город, отзываем его у мэра и становимся его владельцем. После чего повторяем все со вторым мэром.

При идеальном развитии ситуации, к моменту смерти дожа у нас должны быть в личном владении 2 города и замок. В целом по настоящему необходимо любое одно из этих владений, но если сможем получить все три, будет лучше. В любом случае, приходит время выборов нового дожа, и мы их ПРОИГРЫВАЕМ .

Зачем проигрывать выборы? Все очень просто - республики это в первую очередь торговые посты. Но на старте игры технологии не позволяют строить их в больших количествах. Однако мы можем захватывать их у других патрициев, при условии что мы не сильно отличаемся по количеству этих постов. Вот только для этого нам тоже нужно быть патрицием.

Начинаем войну за торговые посты сразу же со всеми патрициями нашей республики. Точнее начинать вы можете и по отдельности, помните лишь что вы не должны заканчивать войну если количество ваших торговых постов после нее, не даст вам начать новую . В войне активно используем ополчение с городов/замка, так как нанимать наемников невыгодно по деньгам на данном этапе, а ополчение со своего дворца слишком малочисленно. В конечном итоге наш патриций будет иметь 4 торговых поста, замок и два города.

Другие семьи оставшись без постов, но с доступным лимитом, вновь начнут их строить . И это как вы понимаете открывает новые возможности по расширению своей торговой сети. Вы можете убить других патрициев заговором, что бы сбросить перемирие, или просто атаковать их если имеете достаточно престижа. В любом случае как только вы посчитаете, что больше из торговых войн не выжать, выигрывайте выборы и становитесь дожем. Очень сильным по меркам начала игры дожем, хочу заметить.

В дальнейшем я советую время от времени проигрывать выборы, когда вам понадобится расширить свою сеть через захваты постов. Делать это необходимо когда захват нового поста, позволит вам захватить контроль над торговой зоной, и это не возможно сделать мирным путем (в зоне нет свободных мест под посты). Можно конечно просто вырезать все семейство патриция, оставаясь дожем, но у вас нет никакой гарантии, что вы получите именно нужные вам торговые посты после их смерти .

В целом стремитесь к тому, что бы контролировать зоны связанные с вашей столицей. В идеале, вы должны получить все посты в домашней зоне, затем начать захват следующей и так далее. А ваши вассалы пусть расширяются за пределами вашей сферы влияния.

А после того как Венеция наберет силу вы и сами знаете что делать. А после того как Венеция наберет силу вы и сами знаете что делать.

На этом пожалуй закончим на сегодня, статья и так вышла немаленькая. В следующей статье поговорим о родословных, способах их создания и наследования, а так же о контроле феодальных выборов (лучшая система правления в текущей версии игры на мой взгляд). Может и еще темы найдутся. Удачи!

Как можно понять из названия статьи, посвящена она будет ответам на волнующие многих (и это действительно так) вопросы по игре Crusader Kings 2 . При этом вопросы освещенные в этой статье я придумывал не сам. Я периодически захожу в Яндекс Метрику, смотрю по каким запросам находят мой блог, и нередко встречаю там упоминания этой игры. В итоге сегодня я скачал список поисковых запросов оттуда, выбрал часть из них (очень небольшую, так как даже за месяц получилось более 2000 запросов со словами Crusader Kings 2 ), и в итоге получилась эта статья.

Вопросы кстати могут многим показаться очень простыми, но все мы когда то начинали свое знакомство с этой игрой с подобных вопросов.

Ну а теперь переходим непосредственно к сути статьи. Поехали!

Каков шанс наследования гениальности Crusader Kings 2?

На простой вопрос - простой ответ. Шанс унаследовать трейт genius от родителя составляет 15% , шанс получить его же просто так (если его нет у родителя) - 0,5% .

И на всякий случай, сразу же скажу о шансах на трейты strong, attractive, quick - унаследовать - 15%, получить просто так - 1%.

Когда проводятся выборы в республиках в Crusader Kings 2?

Они проводятся после смерти текущего дожа, и честно говоря я не понимаю как вообще подобный вопрос мог возникнуть.

Как начать православные крестовые походы в Crusader Kings 2?

НИКАК . В этой игре НЕТ ПРАВОСЛАВНЫХ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ !

Я специально выделил ответ на этот вопрос, так как он встречается абсолютно на всех ресурсах связанных с этой игрой, к тому же регулярно.

В каком возрасте не имеют детей в Crusader kings 2?

Женщины в этой игре становятся полностью бесплодными в возрасте 45 лет.

Где персонажи особого интереса?

На этот вопрос я вроде бы отвечал в одной из предыдущих статей по этой игре, но все равно - возможность " Featured Rulers " (когда справа от главного меню игры показывается один из специально подобранных разработчиками персонажей) доступна не для всех игроков. Когда она включится у вас и включится ли вообще - это рандом. Вы ничего не можете сделать что бы повлиять на ее появление.

Как в Crusader Kings 2 заставить совет принять нужное решение?

Вам необходимо либо назначить в совет достаточно лоялистов, либо просто подкупить советников с помощью действия Buy favor . Советую подкупать безземельных персонажей - три советника без владений обойдутся дешевле чем один король . Кроме того можно просто попросить советника поддержать вас с помощью действия - Request council support (при этом вы окажетесь в долгу у этого советника) . Как для подкупа, так и для просьбы о поддержке советник не должен быт под действием чужого favor.

Как в Crusader Kings 2 вассализировать папу римского?

Если Папа католик, вам необходимо быть императором, назначить одного из своих епископов антипапой (его ранг должен быть как минимум граф, а в его де-юре владениях действует свободная инвеститура), после чего объявить войну папе по претензии этого епископа. После победы ваш антипапа получит Рим и станет вашим вассалом. Если у Папы религия Фратичелли, то все то же самое, но вам достаточно быть королем (так как в этом случае у папы будет всего лишь ранг герцога).

Если в Crusader Kings 2 отозвать титул дожа торговая республика исчезнет?

Смотря какой титул. До тех пор, пока у дожа есть хотя бы один герцогский титул, республика останется. Стоит иметь в виду что торговые республики как правило не отдают титул мирно, не зависимо от того есть ли у вас повод для отзыва. Так что если дож не находится у вас в тюрьме - готовьтесь воевать.

Как в Crusader Kings 2 принять эллинизм?

Для принятия греческой религии вам необходимо быть христианином (но не еретиком), иметь столицу на юге Европы (Италия или Греция), иметь итальянскую, сардинскую, римскую или греческую культуру, контролировать как минимум одно из священных мест эллинизма и взять фокус на науку. Если все условия соблюдены у вас появиться решение - Delve into Classics. Выбрав его вы получите возможность принять эллинизм, либо получить +2 к одному из трех статов.

Кроме того, фокус на науку можно заменить трейтами лунатик, одержимый, мистик или школяр (достаточно одного из них).

Кроме того, если вы восстановили Римскую Империю, имеете итальянскую, сардинскую, римскую или греческую культуру и являетесь христианином, то для вас запустится цепочка эвентов позволяющая восстановить эллинизм.

Почему в Crusader Kings 2 во время восстания крестьян тысячи врагов?

Все дело в настройках игры. Вам необходимо изменить правило " Provincial Revolt Strength". Для новичков рекомендую уровни Default (стандартная сила восстаний) или Powerful (удвоенная сила восстаний) . При уровне Very Powerful (в четыре раза больше восставших) толпы повстанцев будут сносить все под управлением АИ. При уровне Extremely Powerful (в шесть раз больше восставших) сносить будут не только АИ, но и вас.

Как в Crusader Kings 2 создать свою родословную читом?

Очень частый вопрос от людей которые устали пытаться получить нужную родословную игровыми методами. Решение есть, и очень простое.

Включаем консоль, набираем команду вида - event Event ID (это номер необходимого эвента) Character ID (это идентификатор персонажа, если вы создаете родословную не для себя). Пример команды - " event HF.24042 ". Эта команда даст вашему персонажу родословную архитектора (с доступом к особым постройкам в городах).

Узнать свой идентификатор вам поможет команда Charinfo (просто наведите мышку на нужного персонажа после включения команды), узнать идентификатор необходимого эвента можно в вики по игре .

Какая религия позволяет жениться на сестре в Crusader Kings 2?

Ну да, ну да, все мы ждали этого вопроса. Осуществить данное намерение вам поможет Зороастризм , Мессалианство (ересь Несторианства), а так же любая реформированная языческая религия с доктриной " Divine marriage ".

Имейте в виду - уменьшенный шанс получить трейт inbreed при таком браке есть только у зороастрийцев .

Самое большое герцогство в Crusader Kings 2

Таких герцогств несколько, все они имеют по 6 провинций в своем составе (все эти герцогства вы видите на скриншоте). Для католиков рекомендую Фландрию, Сицилию или Тулузу (подробнее о ней в этой статье ), для мусульман очевидным выбором будет Тунис.

Как и в случае с предыдущей статьей, разговор мы начнем с новостей о новом обновлении, которое разрабатывается сейчас и будет посвящено специальным постройкам и Чудесам Света. В последнем дневнике разработчики рассказали о нескольких возможностях, которые игрок получит если у него будет доступ к определенным улучшениям в возводимых им зданиях.

В частности игрок сможет запугивать своих вассалов, вынуждая их стать более лояльными . С другой стороны некоторые постройки сделают доступными ряд придворных титулов , в результате чего вассалы получившие их вполне возможно и так будут достаточно лояльными. Помимо этого при создании артефактов игрок сможет пользоваться услугами своих собственных кузнецов , что резко снизить вероятность побега мастера вместе с изготовленным артефактом.

Полный перевод дневника, как и всегда, доступен на сайте Стратегиум . Ну а теперь продолжим разговор о различного рода хитростях и не очевидных моментах, которые помогут достичь успеха в игре.

Феодальные выборы

Эта система наследования уже давно считается одной из лучших в игре, но именно сейчас она по настоящему расцвела. Благодаря тому что разработчики дали наконец возможность покупать голоса выборщиков , процесс избрания наследника начал проходить гладко и без всяких неожиданностей. В частности в одной из моих последних партий я без труда продвинул на место наследника свою дочь, за которую по умолчанию не голосовал никто кроме меня. Всего 600 монет принесли мне голоса 3 выборщиков, чего хватило для победы.

Сумма в 200 золотых за голос одного герцога вполне доступна любому правителю в игре, тем более что для победы зачастую достаточно покупки всего пары голосов. В моем случае единственной преградой было принципиальное нежелание герцогов голосовать за женщину. В случае назначения наследником мужчины они сразу же поддерживали мой выбор. Нужно лишь помнить что голос выборщика покупается на срок в 48 месяцев (4 года), и если выборы не состоялись в этот период, процесс придется повторить.

Парень на картинке наверняка отказался от феодальных выборов - и вид его наводит уныние Парень на картинке наверняка отказался от феодальных выборов - и вид его наводит уныние

Ну и конечно не стоит забывать о возможности влиять на голоса другими способами. Сейчас во вкладке голосования показываются все детали о том почему тот или иной персонаж голосует за или против вашего кандидата. Этим нужно пользоваться. Возможно будет достаточно сделать вашего кандидата более "престижным", возможно дать ему определенные трейты, если речь идет о ребенке который еще проходит обучение, а возможно стоит избавиться от выборщика, если его наследник благодаря своим качествам будет голосовать так как это нужно вам.

Скажи сектантам НЕТ

В игре существует очень простой, хотя и не всегда доступный способ гарантированно узнать, находится ли персонаж в тайном обществе. Для этого достаточно дать ему титул "подмастерья" герметиков . Если персонаж уже состоит в другом обществе, он просто не отобразится в списке доступных для титула . Если при этом общество в котором он состоит не указано открыто - поздравляю, вы нашли культиста.

  • шрам + невозможность дать титул = сатанист (при вступлении к ним персонаж получает рану)
  • симпатия к другим религиям + невозможность дать титул = культист (на начальном этапе персонаж получает симпатию к другим религиям)
  • скрытые источники статов (при наведение на стат будет что то вроде "hidden" + 3 martial) = ассасин или сатанист (так показываются бонусы от гашиша/фамилиаров)

Впрочем далеко не всегда члены тайных сообществ доставляют проблемы. Ассасины в принципе безвредны, их деятельность практически незаметна даже при игре на Ближнем Востоке. Сатанисты так же редко доставляют проблемы - основная опасность исходит от супруги-сатанистки, так как в этом случае ваш любимый наследник может быть принесен в жертву либо быть убитым из за вражды вашей супруги с другим членом сообщества .

А не назначить ли мне подмастерьем одну из моих жен? А не назначить ли мне подмастерьем одну из моих жен?

Культисты же, хотя и представляют определенную опасность, дают в то же время и большие возможности. Главное что бы у вас был принят закон об отзыве титулов у персонажей другой религии . Как только они открыто поменяют веру, вы получите право отозвать все их титулы. Да, наиболее сильные из них не отдадут их без восстания, но сильный домен + гвардия и возможно наемники решат эту проблему. Конечно потом придется по новой конвертировать провинции в свою веру, но это небольшая плата за возможность перестроить всю систему вассалов по своему усмотрению.

Родословные - что и как

Все родословные в игре делятся на три типа - исторические, святые и создаваемые . Родословные первых двух типов вы можете собирать на своем персонаже без каких либо ограничений в любом количестве. С родословными третьего типа, однако, есть проблемы.

Кровь Каролингов легко доступна для католиков с самого начала игры Кровь Каролингов легко доступна для католиков с самого начала игры

Родословные третьего типа сами по себе делятся на две части - создаваемые через амбицию и создаваемые другими способами. При этом, если вы уже являетесь обладателем родословной третьего типа (создаваемой) то амбиция на создание новой родословной будет вам не доступна. Так что если вы хотите получить несколько создаваемых родословных, вам нужно СНАЧАЛА выполнить амбицию , а уже затем получать остальные.

К счастью, среди родословных из амбиции не так много по настоящему полезных:

  • Murder/Peace Bloodline - позволяет распускать фракции среди ваших вассалов, требует для получения убийства 20 человек и пребывания в мире в течении 15 лет
  • Peace Architect Bloodline - отлично подходит для торговых республик, открывая доступ к особым здания в городах. Эти здания увеличивают доход с городов, как напрямую, так и с помощью увеличения богатства торговой зоны, дают защиту от эпидемий и повышают скорость распространения технологий. Кроме того эта родословная на 50% повышает шанс того что провинция будет процветать. Для получения необходимо построить 5 городов и прожить в мире 15 лет. Впрочем если процветание вам не особо нужно, то можно просто построить 10 городов для получения практически такой же родословной.
  • Macabre Banquet/The Dragon King - для тех кто предпочитает не распускать фракции, а не доводить до их появления. Обе родословных позволяют применять особые методы казни, после которых остальные ваши вассалы будут запуганы и получат модификатор +20 к отношениям на 4 года, кроме того вы получите модификатор снижающий риск восстаний на 5%. Впрочем на мой взгляд родословная позволяющая распускать фракции все же полезнее.

И это все - это единственные родословные которые стоит получать по амбиции. Конечно и остальные могут принести пользу, но в гораздо меньших масштабах чем перечисленные три.

В данном случае дети получат первую и третью родословные, вторая передается только от женщин. В данном случае дети получат первую и третью родословные, вторая передается только от женщин.

Что касается наследования родословных, помнить нужно главное - в матрилинейном браке все родословные считаются универсальными и будут переданы от родителей ребенку без ограничений. В обычном браке передача родословных будет зависить от стандартных правил - либо по мужской линии,либо по женской. Соответственно если вы хотите собрать как можно больше родословных - ваш выбор правитель-женщина при феодальных выборах (и ее дочь в качестве наследницы), либо реформированная религия с правилом "enatic clans", так как вы в любом случае будете заключать матрилинейные браки в большинстве ситуаций.

В крестовый поход - только после получения родословной В крестовый поход - только после получения родословной

Еще пара моментов - стремитесь собрать как можно больше исторических родословных . Бонус к отношениям это мелочь, зато бонус к боевому навыку который большинство из них дает это отлично . Кроме того, рекомендую завершить амбицию на родословную ДО получения титула императора/начала крестовых походов . Императору может выпасть эвент на получение родословной Александра/Ашоки, что сделает невозможным получение амбиции на родословную. А во время крестовых походов вы сможете получить Grand Crusader Bloodline - с ней вы будете забирать большую часть казны крестового похода, однако опять же вы лишитесь возможности создать родословную через амбицию.

Захват королевства необычным способом

Собственно способ о котором идет речь, не является особенным секретом, однако о нем почему то многие забывают. Речь идет о захвате целого королевства (или даже нескольких) по КБ Священная Война (которое напомню, действует только на герцогства).

Красным обведена цель войны. Синим - то что я в итоге получил. Красным обведена цель войны. Синим - то что я в итоге получил.

В одной из своих кампаний я играя императором Испании (мусульманином) начал священную войну за Тунис, который к тому времени был в руках католического короля Африки. К моему удивлению после окончания войны я получил ВСЮ Африку в качестве своего вассала.

В чем тут дело? Дело в особенностях КБ Священная Война для мусульман. В отличии от остальных религий, мусульмане не узурпируют титулы, а делают вассалами всех персонажей в захваченном герцогстве . В моем случае речь шла о столичном герцогстве короля Африки, в котором располагались все его владения. Поскольку я был императором, то король не имея владений за пределами герцогства оказался моим вассалом .

Не то что бы у мусульман была нехватка КБ для войны, но всегда хорошо иметь дополнительные возможности для крупных захватов.

Читайте также: