Crusader kings 2 до какого года идет игра

Обновлено: 06.07.2024

Компания Paradox объявила, что в честь начала мероприятия Paradox Con в историческую стратегию Crusader Kings 2 теперь можно играть бесплатно. Забрать игру можно как в Steam, так и на официальном сайте.

Одновременно компания продаёт все дополнения к базовой игре со скидкой 50%. Учитывая, что за время, прошедшее с релиза, разработчики выпустили несколько десятков DLC, расширений и контентных наборов, даже при совершенно бесплатной Crusader Kings 2 собрать коллекцию выйдет недёшево. Самый полный набор Crusader Kings 2: Imperial Collection со скидкой обойдётся в 2857 рублей.

Crusader Kings 2 вышла в феврале 2012 года, и её по достоинству оценили поклонники сложных исторических стратегий. А для тех, кому по душе другие игры Paradox Interactive, компания проводит масштабную распродажу в Steam. Игры Surviving Mars, Imperator: Rome, Cities: Skylines, Age of Wonders: Planetfall, Stellaris, Prison Architect и многие другие можно купить со скидками от 10% до 75%.

The Crusader Kings II encyclopedia that you can edit.

Realm & Governance

The feudal system

Holdings Counties Duchies Kingdoms Empires

Government Council Laws

Economy Technology

Religion Culture Cultural buildings

Societies Artifacts Decisions

About this site

Crusader Kings II is a grand strategy game with RPG elements developed by Paradox Development Studio. This Crusader Kings II Wiki is a repository of Crusader Kings II related knowledge, useful for both new and experienced players and for modders.

Characters

Characters

Attributes Traits Bloodlines Ambitions Focus Plots

Marriage

Breeding Education Dynasty

Равных — нет

Тогда как Europa Universalis предлагает классическую стратегию про перекраску карты в свой цвет, а Total War делает упор на тактические битвы, Crusader Kings — нечто большее, чем глобальная стратегия. Это ролевая песочница и увлекательный симулятор евгеники, The Sims на интерактивной контурной карте.

Основные принципы геймплея в третьей части не изменились. Игрок управляет не государством, а династией: завоёвывает и наследует многочисленные титулы, пытается вырастить достойных наследников и не разругаться с вассалами и церковью. Каждый клочок земли удержать не получится — набрав свыше 5–7 провинций, будьте готовы к бесконечным восстаниям и покушениям. Приходится раздавать земли придворным, выбирая между полезными засранцами и тупыми лизоблюдами. Какой-то чёткой цели в игре нет. Хотите — захватывайте территории, хотите — отыгрывайте жутких девиантов, лунатиков и каннибалов, хотите — обращайте африканцев в культ Перуна.



В начале игры можно выбрать одного из трёх десятков исторических правителей, но ничто не мешает вместо этого возглавить любое графство на глобальной карте или стартовать вассалом халифа

Привыкнуть к базовым механикам позволяет энциклопедия, удачно встроенная в игру. Наведя курсор на любой значок, можно увидеть подробную информацию о нём и пару-тройку ссылок на игровые термины. Crusader Kings III вообще стала гораздо более открытой в сравнении с предыдущей частью. Механика динамических событий из Crusader Kings II не давала игрокам никакой информации: скажем, отправляя маршала успокаивать буйных крестьян, вы понятия не имели, когда он справится с заданием. А Crusader Kings III честно показывает индикаторы прогресса — каждый месяц с некоторым шансом (зависящим от навыков и прочих параметров) вы можете приблизиться к цели замысла.

Новичкам, правда, сильно легче от этого не станет. Несмотря на доступность информации, игра не стала проще, и учиться придётся многому. Как добывать золото? Как получать претензии на соседние земли? Как перейти в другую веру и завести новых друзей? Короткое обучение на эти вопросы не отвечает, оставляя игрока наедине с множеством менюшек. Если вам уже доводилось объединять Русь и завоёвывать Рим за монголов, то вы быстро разберётесь, а если нет — зависнете, изучая вкладки. Потому что, помимо старых механик, в третьей части хватает и новых.


Если титулов мало, но хочется ещё — попросите вашего священника «найти» доказательство, что земли соседа ваши по праву. Во второй части этим занимался канцлер, что всё-таки логичнее


Когда сосед у тебя храбрый стервятник, жди подвоха. Стоило мне потерять армию на гималайских перевалах, как он объявил мне войну

Important pages

Guides & Mechanics Game manuals Beginner's guide Advanced guide

Interesting characters Character finder

Keyboard shortcuts Console commands

Бочка мёда

Все персонажи, от византийского базилевса до индийского тхакура, могут выбрать жизненный путь, связанный с одним из пяти навыков — похожую схему предлагало DLC Way of Life к Crusader Kings II. Путей целых пятнадцать, и кроме случайных событий и небольших плюсов к характеристикам они открывают длинные деревья развития. Потратив несколько лет на обучение (подходящее образование ускоряет процесс), ваш правитель получит полезный перк.

Став полководцем, вы научитесь объявлять войны вдвое дешевле, экономя ценный престиж, или сможете набрать больше рыцарей в войско. Интриган сможет вселить ужас в подданных, чтобы те не поднимали восстания почём зря. Перки — настоящая жемчужина игры, изучать и комбинировать их очень интересно. У вас пустая казна? Научитесь торговать секретами, которые собирают ваши шпионы, и шантаж обеспечит вас звонкой монетой. Достался хилый правитель? Изучите искусство пыток и поднимите боевой навык на беззащитных пленниках. Только осторожнее: персонажи-садисты от экзекуций будут в восторге, а вот честные люди рискуют впасть в депрессию.

Черты характера теперь не просто дают характеристики — они определяют предпочтительный стиль игры. Не диктуют его, но заметно влияют на ваши действия. Воспитали сына отважным? Не удивляйтесь, если тот не доживёт до короны — отвага удваивает его шанс погибнуть в битве. В игре мало однозначно положительных и отрицательных свойств, при желании пользу можно выжать почти из каждого. Например, похотливость осуждают почти все религии, но она позволяет быстро получить наследников.

Каждое ваше решение, затрагивающее характер героя, накапливает или, наоборот, снимает очки стресса. Избавиться от них можно несколькими способами… Чаще всего, заработав при этом новые проблемы. Так, мой махараджа с зудом в штанах решился развеяться в борделе и подхватил там сифилис. Безграмотный врач только усугубил ситуацию — от микстуры у правителя выпал глаз, и завоеватель Ориссы бесславно скончался от ран за считанные дни.


За жизнь персонаж едва успевает взять две ветки перков. В конце каждой — особенно полезное свойство, но чаще выгодно развиваться сразу в нескольких направлениях




Механика технологий изменилась до неузнаваемости. Научные достижения теперь объединены в крупные блоки и привязаны к вашей культуре. Лидер самого большого государства ирландцев, например, определяет, к чему стремится весь остров: к умению строить крепкие катапульты или использовать новые поводы для войны. Стартовые условия у всех разные, и некоторые технологии (вроде разведения боевых слонов) тесно связаны с географией.

Похожим образом устроены и религии: в каждой есть три догмата, открывающих уникальные фишки. Язычники получают набег за пленниками в качестве уникального повода для войны, а католики могут отправлять нерадивых детей в монастырь. Слишком тесно в рамках конфессии? Наберите очки благочестия и придумайте собственную ересь! Несколько кликов — и придворные перестанут косо смотреть на брак с родной сестрой и занятия колдовством. Правда, за такое соседи могут собрать крестовый поход по вашу душу.

Каждый чих вашего героя влияет на его престиж и благочестие. Заработав круглую сумму очков, персонаж переходит на следующий уровень известности. Высокие уровни характеристик значительно упрощают жизнь, и именно к ним привязаны многие игровые решения. Живая легенда сможет откусывать от соседей не графства, но целые герцогства, и вдобавок получает большой бонус к отношениям. Причём растёт в уровне не только персонаж, но и вся ваша династия: скорость развития зависит от количества независимых правителей и удачных браков. Хорошее нововведение, у серии всегда были проблемы с контентом в затянувшихся партиях.

Прямолинейные решения вообще работают куда хуже, чем в предыдущей части. В военном конфликте задавить противника числом стало труднее. Регулярные войска и элита — персонажи-рыцари — просят денег, но значительно увеличивают шансы на победу. Опытный полководец на удачном поле боя может обратить в бегство заметно превосходящую числом армию неприятеля. ИИ, традиционно для серии, глуповат, но куда более хитёр и осторожен. Под крупный отряд он подставляться не будет и постарается под шумок осадить вашу столицу. Ну и ладно, подумаете вы… Пока тибетский горец не выкрадет из замка вашу жену, сделав её наложницей. Суровые времена, суровые нравы.


До технологического уровня греков остальным фракциям — десятки лет


Славянские язычники любят природу и собираться вместе. Совместить приятное с приятным можно, отправив армию в набег за золотом. Для этого даже войну объявлять не надо

Want to help improve the wiki?

Anyone can contribute to the wiki. If you want to become a contributor please register (though you can also edit anonymously), and check out the work needed page. If you spot anything in need of improvement, don't hesitate to make an edit. If you plan on making any major changes it is recommended you read the style guidelines first.

В средние века бюрократической машины, скрепляющей большое государство, еще не придумали. Зато личным владениям было не счесть — и каждый баронишка на своей кочке мнил себя карликовым Богом-Императором. Его лояльность в отношении более крупного феодала или короля держалась «на честном слове и на одном крыле». Проще говоря — на личных отношениях.

Поэтому вкладка «персонажи» пестрит именами и портретами: у каждой титулованной персоны наличествуют земли, родственники, враги, явные и тайные цели. Землевладельцы дружат и воюют, женятся и заключают союзы. Воплощение игрока в Crusader Kings — тоже персонаж, со своими характеристиками и навыками, предположительно один из европейских монархов. Можно, впрочем, выбрать «скромный» титул герцога или графа и прийти к вершинам власти самому.

Родственники, придворные и вассалы окружают правителя, как паутина муху. Жена родит вам наследников, чтобы было в кого перевоплотиться по ходу игры, — даже короли не живут вечно. Кроме того, удачный династический брак позволит заключить военный союз. Министры выполняют различные миссии: от шпионажа до исследования технологий. Вассалы же всегда готовы разделить нелегкое бремя власти — в Crusader Kings количество провинций под непосредственным управлением ограничено, и часть свежезавоеванной территории сразу придется отдать в их руки.

Crusader Kings 2

Переговоры тоже происходят между персонажами, а не странами, как в Europa Universalis или Victoria. Это позволяет, например, сговориться с вассалом или наследником враждебного короля, хотя возможностей для многоходовых интриг все еще меньше, чем хотелось бы.

Crusader Kings 2

Большинство игр Paradox в первую очередь посвящены политике и только во вторую — войне. По традициям «европейской» серии просто так выскалиться на соседа игрок не может — извольте предъявить прогрессивной общественности casus belli. Тут подойдет, например, приграничный конфликт, дипломатический скандал, отлучение вражеского государя от церкви. Требование повода для любой войны стало визитной карточкой стратегий Paradox: чтобы молодые Властелины крепко зарубили себе на носу — завоевать мир не так просто, как мечтается.

В Crusader Kings 2 этот аспект выражен еще жестче. Теперь начать войну без формального повода не то что проблематично, а невозможно в принципе — без наследственных прав на землю мечом особо не помашешь. Хотите себе вон то сочное герцогство рядом с вашей границей? Для начала прикажите министру сфабриковать права на него, а процесс это долгий и муторный.

И вот наконец придворные юристы предъявляют документ: мол, соседним герцогством издавна владели ваши предки, подтверждаем. Или, скажем, вы заключили союз с врагами герцога и теперь вступаетесь за обиженных союзников. Как теперь реализовать свое священное право на расширение территории?

Crusader Kings 2

В отличие от Civilization, тут не предусмотрена чисто военная победа, как, впрочем, и чисто экономическая или дипломатическая. Условий победы вообще нет как таковых, игра просто заканчивается в 1453 году, после чего вы можете сравнить свои достижения с успехами других стран.

Crusader Kings 2

Что нового во втором Crusader Kings по сравнению с оригиналом? Добавлены королевские указы и спецзадания для советников, лучше проработана экономика, перекочевали из Sengoku тайные сговоры. Конечно же, самое заметное изменение — обновленная графика. По меркам «парадоксовских» стратегий, визуальная составляющая Crusader Kings 2 — громадный шаг вперед. Ландшафты уже не режут глаз, портреты персонажей нарисованы с любовью — к тому же внешность меняется с возрастом, в семнадцать и в семьдесят лет один и тот же человек выглядит по-разному. И все же по современным стандартам Crusader Kings 2 с виду все еще. какая-то средневековая.

Многих игроков отпугнет высокая даже по стандартам жанра сложность — и опытным стратегам тут не обойтись без режима обучения. К счастью, интерфейс, который «парадоксы» шлифуют уже десяток с лишком лет, достаточно удобен. Приятным сюрпризом стала музыка: обычно Paradox экономит на озвучке, но некоторые саундтреки Crusader Kings 2 украсили бы и хорошую ролевую игру.

Любителей стратегий от Paradox игра точно не разочарует, не знакомым же с серией лучше начинать с чего попроще. Но если все-таки окунуться в интриги средневековых феодалов, вы рискуете уплыть далеко за буйки — создатели Europa не латным сапогом консоме хлебают.

Но бесконечно так продолжаться не могло. Порог входа в Crusader Kings II стал непомерно высок, поэтому Paradox решила… Выпустить конкурента собственной игре.

Часть или целое?

К играм Paradox Interactive на релизе многие относятся скептически: дескать, обрезанная база никому не нужна, весь контент будет в DLC. Я с этой позицией не согласен — времена изменились. Издатель уже давно перестал быть маленькой студией, рук у разработчиков хватает; к тому же обновлённый движок Clausewitz–Jomini, опробованный на Imperator: Rome, упростил им работу. В релизной версии Crusader Kings III в четыре раза больше контента, чем в релизной версии второй части.

Уже сейчас игроку доступны все народы и религии, тогда как в Crusader Kings II поначалу мы играли только за христиан. Каждая культура обладает уникальными фишками и игровыми решениями: получается, в третьей части есть контент из Sword of Islam, Legacy of Rome, Old Gods и Rajas of India. Реформированные религии и ереси, священные ордена из Sons of Abraham? Тоже есть. Жизненные пути из Way of Life? На месте. Линии крови из Holy Fury превратились в наследия династий.

Значимые улучшения, добавленные в старую игру лишь с поздними патчами (большая подробная карта, точки сбора войск, детальная настройка игры) присутствуют сразу. Появилась, наконец, возможность бесконечной игры, которая была и раньше, но только если залезть в системные файлы. Две стартовые даты, конечно, не так круто, как одиннадцать, но за счёт возросшей роли культур и религий игра всё равно воспринимается свежее. Выросла и карта, в основном за счёт территорий в центральной Африке. Земли от Гвинеи до Монголии — в вашем распоряжении.

А самое удивительное — Crusader Kings III прекрасно оптимизирована. Она работает на ноутбуке 2012 года шустрее предшественницы.


Жена нелюбимого сына строит глазки? Прекрасный шанс получить внука с генами получше.


Crusader Kings III — больше, чем перезагрузка серии. Уже на релизе она радует количеством и качеством контента, пускай огрехи локализации и неудобный интерфейс несколько портят картину. Не каждый сможет разобраться в сложных отношениях средневековых феодалов, но тех, кто приложит усилия, игра щедро вознаградит увлекательными историями.

Ложка дёгтя

Но не всё так радужно, как может показаться. Кроме крутой кривой сложности Crusader Kings III припасла ещё несколько неприятных сюрпризов. Один из самых заметных — это неудобный интерфейс. Вместо аккуратных списков — выпадающие меню с ограниченным набором опций. Вы будете долго ругаться, раскрывая их до конца, потому что нужные функции часто открываются после нажатия на кнопку «ещё 4». Что мешало поместить в список все варианты? Они всё равно занимают в высоту не больше трети экрана.

Как будто этого было мало, в игре ещё и неудачно подобраны шрифты и иконки. О маленькие серые буквы можно сломать глаза, особенно в локализации. Значки свойств похожи друг на друга как две капли воды, особенно издалека — приходится подолгу наводить на них мышку и читать описание. Особенно это раздражает при поиске выгодной партии. Хорошо хоть наследуемые свойства выделены отдельно.

Также плохо выполнена сама карта. Если её отдалить — всё в порядке, красивый разноцветный пергамент годится для сочных скриншотов. Но стоит развязать войну, как сразу вылезает куча проблем. Во-первых, разработчики зачем-то сделали физическую карту основным режимом: солдаты сливаются с ёлками, границ провинций не видно, храмы и города — неразборчивые пятна на карте. Во-вторых, по механике игры каждое графство разделено на несколько баронств, и, чтобы захватить его целиком, вы должны привести армию к ключевой точке, — как правило, к замку. Который ещё нужно найти. Переключаться между армией и осаждённой провинцией тоже неудобно, вы будете постоянно промахиваться. Ну и, наконец, в-третьих, мини-карту из игры убрали, поэтому быстро найти нужное место бывает непросто.

Критических багов лично я не заметил, но есть вопросы к инновациям: потратив честные 20 лет жизни своего раджи на изучение casus belli, я так и не увидел нового повода для войны в списке. При том, что Рюрик, обладающий им со старта, применяет его без вопросов.


Даже приблизив камеру, вести боевые действия просто неудобно


В Crusader Kings III в принципе нет флота. Солдаты пересекают моря сами, заплатив небольшую мзду местным рыбакам. Удачное решение, избавляет от занудного менеджмента

Diplomacy

Interactions Opinion Alliances

Warfare

Casus Belli Combat Tactics

Levies Retinues

Mercenaries Holy orders

Modding Mods

Patches Downloadable content

Developer diaries Achievements

Communities Jargon

Crusader Kings II box art.jpg

Читайте также: