Четыре стихии земля вода огонь воздух для детей

Обновлено: 07.07.2024

В наше время многие люди живут в городах и потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в образовательных учреждениях. Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется

Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

Педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических, а для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание развитию поисковой деятельности; проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, что помогает стать знаниям детей осознанными.

Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Опыты, которые проводят дети, способствуют формированию познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Уточняя знания о неживой природе, дети устанавливают причинно-следственные связи, делают суждения, умозаключения. Дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты и эксперименты.

ВложениеРазмер
proekt_4_stihii_.docx 26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Воздух, огонь, земля и вода –

4 стихии волную меня»

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают

способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,

оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»

В наше время многие люди живут в городах и потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в образовательных учреждениях. Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется

Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

Педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических, а для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание развитию поисковой деятельности; проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, что помогает стать знаниям детей осознанными.

Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Опыты, которые проводят дети, способствуют формированию познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Уточняя знания о неживой природе, дети устанавливают причинно-следственные связи, делают суждения, умозаключения. Дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты и эксперименты.

Отсутствие у детей представлений о значении неживой природы в жизни человека

Информационная карта проекта

по тематике и способам реализации: познавательно-исследовательский

по составу участников: групповой

по срокам реализации: долгосрочный (1 месяц)

Цель: способствовать формированию представлений, знаний о неживой природе.

1) формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с неживыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом; формирование представлений о явлениях окружающего мира; показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.

2) привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.

3) развитие умений наблюдать за явлениями неживой природы, стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем; развитие аналитического мышления (поисковая деятельность в ходе решения проблемы, самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы); развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.

- создание книжки «4 стихии»

- оформление выставки рисунков и поделок

Дети: сформированность знаний о неживой природе, расширение представлений детей об окружающем мире через экспериментирование, развитие умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов, развитие познавательных способностей: развитие мыслительных способностей анализ, классификация, сравнение, обобщение, социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Родители: активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность, формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания детей.

Педагоги: осуществляют инновационную деятельность; повышают профессиональный уровень.

На изучение каждой стихии было отведено по 1 неделе.

- выявление первоначальных знаний детей о воздухе, воде, земле и огне

- информирование родителей о предстоящем проекте, беседы с родителями о необходимости приобретения детьми навыков социального общения со взрослыми

- Подобрать методическую научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме

- подбор материала, изготовление экологических игр;

- создание мини - лаборатории;

- подобрать дидактические игры и пособия

-загадки о воздухе

- подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.

- знакомство с правилами безопасности во время проведения экспериментов

- составление картотеки опытов с воздухом и водой

- создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).

Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т. д. ; утилизированный материал:, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл) ; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, свечи.

1 неделя: «Воздух»

Непосредственно образовательная деятельность

Презентации: «Невидимка воздух»

«Где можно найти воздух? » (ознакомление с окружающим + опытническая работа).

«Значение ветра в природе”

«Ветер наш враг или друг? »

Рисование: монотипия «Нарядные бабочки»,«Самолет»

Конструирование из бумаги «Вертушка», «Самолет», воздушный змей, парашюты, бабочки, флюгер

Лепка: «Бабочка-красавица», «Вертолет»

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

- Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на воздушном шаре», «Летчики», «Путешествие на парусном корабле».

- Подвижные игры в группе и на прогулке: «Солнышко и тучка», «Одуванчики», «Обгони ветер», «Пузырь»

- Пробуждающая гимнастика «Пилоты»

- Дидактические игры: «Что лишнее?», «Какой ветер», «Угадай, от какого дерева эти семена».

- Раскрашивание раскрасок с изображение воздушного транспорта

- Разучивание физминутки «Ветер дует нам в лицо….»

- Рассматривание сказочных иллюстраций

- Слушание: звуков ветра, музыки ветра (колокольчики) Создание образов в движении под музыку: танец ветерка, смерча, «Деревья на ветру», «Мельница»

Ознакомление с духовыми музыкальными инструментами (дудочка, губная гармошка, свистульки)

- Произведения художественной литературы:

С. Маршака «Мыльные пузыри», И. Токмакова «Ветрено, ветрено», Н. Некрасов «Заунывный ветер», А. Барто «Эти капризы», С. Михалкого «Три ветра», С. Жупанин «Нарисую ветер», М. Джалиль «Вольные ветры», Н. Матвеева «Дуб и ветер».

Наблюдения за природными явлениями на прогулке, связанными с воздухом:

-Наблюдение за воздухом, за полётом птиц, самолётов, вертолётов.

-Наблюдение за растениями с летающими семенами (Береза, клен, тополь, ясень, сосна, ель, липа);

-Определение силы ветра по деревьям

-Запускание воздушного змея.

Опытно - экспериментальная деятельность

Опыт №1. «Где спрятался воздух? »

Опыт №2. «Как увидеть воздух? »

Опыт №3. «Воздух - невидимка»

Опыт №4. «Движение воздуха»

Опыт №5. «Имеет ли воздух вес? »

Опыт№6. «Опыт с апельсином»

Опыт №7. «Кто надует пузырь больше»

Опыт №8 «Парусный кораблик» - установить, что паруса «ловят» ветер.

Познавательные мультфильмы: «Зачем нужен воздух? », «Из чего состоит воздух? », «Что такое воздух? », Смешарики «Воздух для вдохновения»

Непосредственно образовательная деятельность

презентации «Вода вокруг нас»

« Вода – наше богатство»

Рисование: «Я рисую море – голубые дали…», «Крошки- осьминожки» коллективная работа), «Рыбки»(восковыми мелками)

Аппликация: «Рыбки играют, рыбки сверкают», «Стайка дельфинов»,

Конструирование: «Круговорот воды»

Лепка: «Ручеек и кораблик» , «На дне морском» (сюжетная по представлению)

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

- Сюжетно-ролевые игры «Моряки», «Постираем белье для кукол»

- Дидактические игры: «Кто живет в воде?», «Тонет – не тонет», «Вода бывает разной», «Моем наши ручки», «Какая разная вода», «Разрезные картинки», «Плавает, не плавает» «Путешествие кораблика», «Где спряталась вода?», «Маленькие человечки», «Хорошо - плохо».

- Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы”: “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей”.

- Подвижные игры: «Ручеек», «Лягушки и цапля», «Удочка», "Караси и щука», «Переправа»

- Рассматривание атласа–карты Земли, глобуса; иллюстраций с различным агрегатным состоянием воды (пар/газ, лед/снег), с различными видами водоемов.

- Загадки, поговорки, стихи о воде.

Произведения художественной литературы:

А. Ефремов «Капля, речка, океан», А. Введенский «Река», В. Иваненок «Домик в море», «Почему вода в море соленая?» карельская сказка, Б. Заходер «Что случилось с водой» и др.

- Наблюдения на прогулках

- Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

«У воды нет вкуса, цвета, запаха»,

«Тонет – не - тонет»,

«Что растворяется в воде»

«Вода не имеет формы»,

«Пар - это тоже вода»,

«Лед - твердая вода»,

Викторина «Что я знаю о воде?»

Непосредственно образовательная деятельность

Презентации: «Стихия - огонь»

Рисование: «Вечерний свет в окошках», «Огонь» (монотипия)

Аппликация: дизайн-проект «Красивые светильники» (аппликация из ткани + декоративное рисование)

Конструирование: «Кошкин дом» (конструктор), «Красивые подсвечники» (тесто + бросовый материал)

Лепка: «Тили-тили-тили бом» (коллективная)

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

- Стихи, загадки, пословицы об огне

- Физминутка: «Пламя костра»

- Дидактические игры: "Слушай внимательно", "Угадай профессию"

"Разложи по порядку", "Собери картинку", «Огнеопасные предметы», «Подумаем вместе», «Доскажи словечко», «Найди ответ», «Как делать нельзя»

- Слушание: звуки огня, Создание образов в движении под музыку: «Танец огня в свече, в печи», «Разгорающийся и затухающий костер

- Сюжетно-ролевая игра: «Мы пожарные»

- Чтение художественной литературы:

А. Гайдар «Горячий камень», Житков Б., интересные странички: Как люди добывают огонь? Когда появились первые пожарные команды? Почему огонь тушат водой, Житков Б., "Пожар в море", Житков Б., "Дым" и др.

- Оформление брошюры с фотографиями, иллюстрациями, рисунками (проявления огня в природе), «Огонь – друг, огонь –враг»

Опыт №1. Наблюдение за горящей свечкой

Опыт №2. Наблюдение за горением предметов

Опыт №3. «Чем можно потушить огонь»

Опыт 4. «Почему огонь погас?»

Непосредственно образовательная деятельность

Презентации: «Почва – живая земля»

Рисование: «Загадки с грядки», «Камни бывают разные», «Извержение вулкана», «Горный пейзаж»

Аппликация: «Яблоко с листочком», «Золотые подсолнухи»

Лепка: «Чудо-дерево» (коллективная), лепка из глины различных фигурок, из теста «Горы».

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

Наблюдения и опыты:

«Можно ли менять форму глины и камня?»

«Песочная страна» (свойства песка)

«Сравним свойства глины и песка»

«Как происходит извержение вулкана? »

- Стихи, загадки, пословицы о земле

- Сюжетно-ролевая игра «Археологи»

- Рассказ о труде геолога, шахтера

- Рассматривание различных видов почв

- Посадка огорода на подоконнике (лук)

- Подвижные игры: «Мы-песчинки», «Разрушение горы»

- Чтение художественной литературы: Наби Хазри «Спят ли горы? », П. Бажов «Каменный цветок», «Серебряное копытце», Н. Байрамов "Узоры на песке", Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка», В. Бианки «Лис и мышонок», Н. Рыжова «О чем шептались камушки? »

- дидактические игры «Ящик ощущений», «Вершки-корешки», «Запрещается - разрешается», «Да–нет», разрезные картинки, «Живое-неживое», «Лото», игры – лабиринты;

- рассматривание коллекции камней и минералов

ОПЫТ №1. «В почве есть воздух»

ОПЫТ№2 «В почве есть вода»

Работа с родителями

Оформление в родительском уголке рубрики «Экспериментируем дома»:

1) Консультация «Как организовать экспериментальную деятельность дома»;

2) Подборка практического материала для использования опытов дома, совместно с детьми «Опыты на кухне»;

3) Оформление в родительском уголке фотовыставки «Наши интересные дела»

4) Подборка материала о воздухе, воде, огне и земле: стихи, пословицы, загадки, игры.

Проект был реализован с детьми старшей группы.

После проведения всех опытов, бесед и презентаций, посвященных изучению четырех стихий, у детей стойко сформировалось представление о воздухе, воде, земле и огне, их свойствах и значении для жизни живых организмов (человека, животных, растений); сформированы знания о пользе и вреде, которые могут принести стихии людям. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Итогом проекта: оформление книжки «4 стихии», оформление

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Дидактические игры в проекте "Стихии мироздания - Огонь, Вода, Воздух и Земля"

В статье представлен проект "Стихии мироздания - Огонь, Вода, Воздух и Земля с использованием дидактических игр". Раскрыты задачи, принципы работы по данной теме. Особое внимание уделено использованию.


«Земля и воздух, огонь и вода – наши добрые друзья!» (конспект НОД по познанию (ФЦКМ) в подготовительной группе (6-7 лет))

Цель: расширять, развивать, разговорную речь, внимание, воображение, образное мышление по теме «Земля и воздух, огонь и вода – наши добрые друзья».Задачи НОД1. Создать теплое радостное настроение .2. .


«Четыре стихии – вода, земля, воздух, огонь»

Вид проекта: творческий. Возраст: подготовительная к школе группа. Сроки реализации проекта: ноябрь – март. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги и родители .


Конспект НОД Социально-Нравственное развитие На земле,на воде и в воздухе" подготовительная группа

Знакомство с родами войск.


Непосредственно – образовательная деятельность по методу ТРИЗ. Тема: « Земля. Воздух. Огонь. Вода»


Экологический проект «Я люблю Землю, Земля любит меня»

Данный материал может использоваться как преемственность детского сада и школы.


Проект «Воздух, огонь, земля и вода

Проект «Воздух, огонь, земля и вода – 4 стихии волнуют меня»«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретаютспособность самим ставить вопросы и получать на них ответы.

- Закрепить знания детей о свойствах природных стихий: вода, воздух, земля, огонь в многообразии их проявлений и пользой для человека.

1. Формировать исследовательское поведение детей, развивать познавательный интерес.

2. Закреплять знания детей о природных стихиях опытным путем.

3. Развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы

4. Развивать самостоятельность у детей в процессе опытов умение высказывать гипотезы формировать умение правильно строить предложения развернуто и точно отвечать на поставленные вопросы.

Материал для опытов:2 стаканчика: один пустой, другой с водой, фильтры, вертушки, почва в прозрачных стаканчиках, луковицы для посадки, влажные и сухие салфетки - на каждого ребёнка.

Демонстрационный материал – металлический поднос, 3 плавающие свечи, свеча - фонарик, лейка с водой, ёмкость с землёй, 2 стакана - один с чистой водой, другой - с грязной, фильтр, воронки, вертушки, воздушные шарики,

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное рзвитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

1. Познавательная задача, постановка проблемы.

2. Выдвижение предположения.

3.Способы доказательства: экспериментальная деятельность - проведение опытов.

4. Обобщение знаний, вывод.

Предварительная работа: изучение свойств воды и воздуха, наблюдение за ветром на прогулке, чтение рассказов познавательного характера о воде, беседы с детьми о растениях, рассматривание семян разных растений, заучивание стихотворений о воде, воздухе, огне, земле.

Дети входят в зал под песню «Волшебник недоучка.»

Воспитатель - Ребята, послушайте короткую сказку.

«Поспорили как-то между собой птица,рыба и крот - Что важнее: воздух, земля или вода?Птица говорит: «Воздух важнее всего, без воздуха я не могла бы летать…»Рыба спорит: «Нет, вода важнее всего, без воды я не смогла бы плавать»А крот им отвечает: «Земля всего важнее, я живу в земле» Долго бы они спорили между собой что важнее, но вдруг появилась спичка и принесла с собой огонь. Испугавшись огня, птица поднялась в воздух, рыба уплыла в воду, крот спрятался в земле.

- Я всех важнее и сильнее, – подумал огонь.

Воспитатель: Подождите, а давайте проверим действительно это так?

Нельзя понюхать и сорвать

Цветочек этот аленький.

Бывает он большой-большой,

Бывает очень маленький.

И воду он совсем не пьёт,

А если выпьет, то умрёт.

.Первым покажет свою силу-огонь.

(звучит музыка – Танец огня, появляется огонь)

1 блок – Огонь (на экране фото огня)

Огонь - Как вы думаете,я действительно важнее всех: сильнее воздуха, воды и земли? (ответы детей)

Воспитатель - Давайте проверим.

Опыт №1. Потушить огонь.

На столе у воспитателя железный поднос, на нем три плавающие свечки, рядом прозрачные стаканы с водой и землей; свечи зажигает воспитатель.

Одну свечу нужно погасить с помощью воды, вторую - с помощью земли, третью – сильным потоком воздуха (сильно дунуть на пламя)

- Что вы увидели? (огонь погас, мы потушили его землей, водой и воздухом)

- Напрасно, огонь думает,что он сильнее всех: и вода, и земля, и воздух смогли затушить огонь.

Огонь - где можно увидеть меня? Ответы детей (фото на экране - горящая спичка, свеча, костер, пожар, огонь в плите, салют, молния)

- Огонь - я могу быть опасным, а могу быть полезным.

-Воспитатель - чем опасен огонь? (огонь может вызвать пожар)- Как обращаться с огнём, чтобы он не был опасным? (нельзя играть с огнем, включать плиту, зажигать петарды)

-Огонь - какую пользу я могу приносить? Хотите это узнать?.

Опыт №2. Тепло и светло.

Воспитатель зажигает свечку в закрытом стеклянном подсвечнике.

- Огонь, какой? (яркий, светлый)

- Верно. Когда в комнате темно, можно зажечь свечу. Огонь дает свет. Поднесите руку, что вы чувствуете? (тепло)

- Правильно, огонь дает тепло, может согревать. Как ещё человек использует огонь? (С помощью огня можно вскипятить воду, приготовить еду.)

Огонь - огонь важен? Важен! Без меня человеку нельзя обойтись.

Воздух – это-то, чем дышим,

Через воздух звук мы слышим.

В воздух, в небо и в полет

Птица в воздухе летает.

Разным воздух наш бывает,

Воздух может быть прозрачным,

Пахнуть может дымом дачным.

Шторой в комнате играл,

Бурю в море он поднял…

Воздух разный, он такой!

Где найдём его с тобой?

-А сейчас покажет свою силу воздух.

2 блок – Воздух (шум ветра появляется воздух)

Воздух - ребята, подумайте,что всех нас окружает: вода, огонь, земля или воздух? Что вокруг нас? (пощупать воздух рукой) Вокруг нас воздух.

Воспитатель - а для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать) - Верно, мы дышим воздухом, и не только мы. Все животные, и даже растения дышат воздухом. Какие вы знаете предметы, внутри которых есть воздух? (шар, колесо, мяч, воздушный шар, резиновые игрушки, надувной матрас)

-Воздух- как же я туда попал? (человек накачивает воздухом колесо, воздушный шар) - Как вы думаете, я неподвижен или я могу двигаться? (ответы детей)

Воспитатель - давайте проверим.

Опыт №3. Ветерок (музыкальная пауза)

Ребята, возьмите в руки вертушки и с ними быстро пробежите по залу. Что происходит? (вертушки крутятся) Почему? (ответы детей)- Когда мы дуем, мы толкаем воздух, и он движется. Ветер – это движущийся воздух, поток воздуха. – Что такое ветер? (ветер – это движущийся воздух)

Воздух - Когда можно увидеть, как движется воздух? (ветер качает деревья, шелестит листьями, поднимает пыль, гонит по небу облака, надувает паруса, крутит крылья мельницы)

–Хотите подержать воздух в руках? Мы его поймаем в воздушный шарик, попробуйте надуть шарик. Получилось?

–Почему шар надулся (в него попал воздух) –А теперь выпустите воздух из шариков.

Воспитатель - Вы правильно заметили, что мы все дышим воздухом. -

Воздух - Скажите,где вам легче дышится: здесь в помещении или на улице? (на улице дышится легче) - Знаете почему? На улице воздух чище, его там больше, он движется и легче уносит пыль. А в помещении ветра нет, и пылинки остаются, не выветриваются. Как вы думаете, для чего мы открываем форточки, когда идем гулять? (чтобы проветрить группу, чтобы воздух в группе стал чище)

-Воздух- А гуляем для чего? (чтобы дышать чистым свежим воздухом) - Скажите, ребята, я важен? Важен!

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде

В лужи, в море, в океане

И в водоворотном кране

Как сосулька замерзает,

В лес туманом выползает

На плите у нас кипит

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить:

Без нее нам не прожить

3 блок – Вода (шум воды,появляется вода,на экране водопад,река)

Воспитатель- Мы с вами пришли к выводу, что и огонь и воздух по-своему важны. А как мы решим на счет воды? Важна ли вода? Кому нужна вода? (вода нужна всем: людям, животным, растениям)

Вода- А для чего я нужна людям? Как человек использует воду? (мы пьем воду, готовим еду, умываемся водой, стираем бельё, моем игрушки, водой поливаем растения)- Верно, без воды не сделаешь очень многих простых дел, воду ничем не заменишь. - Какую воду мы пьем? (мы пьем кипяченую воду)

Воспитатель - Правильно, самая чистая кипяченая вода. - У меня два стакана с водой. Сравните воду в стаканах. Чем она отличается?

(в одном стакане вода - чистая, в другом – грязная (мутная)

- Какую воду можно использовать для мытья рук, для стирки белья, для варки супа? (чистую воду нужно использовать)

- Открою вам секрет, как из грязной воды сделать чистую. Воду в этом стакане (грязную, мутную) надо очистить. А сделать это можно с помощью фильтра.

- Берем фильтровачную бумагу сворачиваем конусом, вставляем в пустой стакан воронку, бумагу – получается фильтр. Наливаем грязную воду в стакан с фильтром.

У детейна столе два стакана: один пустой, другой с грязной водой, фильтр. Через фильтр дети сливают грязную воду в пустой стакан. Когда вся вода очистится, сравнить её с водой в стакане у воспитателя.

- Какой стала вода? (вода стала чистой)

- Что мы использовали, чтобы очистить воду? (использовали фильтр)

- Грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой. Но её можно использовать для мытья рук и посуды, стирки белья, а пить такую воду нельзя.

Вода - Теперь ответьте, важна ли я? (Важна!

Скажи мне, как правильно землю назвать?

Земля дорогая? Земля золотая?

Нет, лучше, наверное,сказать ей:

Родная! Земля наша милая,

Так ласковей будет звучать и вернее

Ведь все. Что мы любим,

Все создано ею:И горы, и реки, и лес. И цветы,И осень, и лето, и дождик и ты!

4 блок – Земля (пение птиц, появляется Земля)

- Мы с вами уже узнали, что стихии – вода, воздух и огонь – очень важны для человека! А важна ли земля? Что в ней такого особенного? Важного? Как вы думаете? (ответы детей)

Земля- земля – то, на чем всёдержится: дома, растения, человек. Реки с водой тоже текут по земле. Её во все времена люди называли Земля – матушка, матушка – кормилица. - Почему? (Земля дает пищу для всех) - Верно. Издавна кормит людей матушка Земля. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь одну картофелину – вытащишь мешок картофеля. Земля у нас под ногами.

Воспитатель- Как называется самый верхний слой земли, в котором растут растения? (этот слой земли называется почва)

- Вспомните, какие растения мы с вами сажаем в почву в конце зимы? (лук, семена цветов)

- Правильно. А для чего мы сажаем лук? (чтобы вырастить зеленый лук, и есть витамины весной)

- Земля - а вы знаете как сажают лук.? (сначала приготовить землю,-сделать углубление в почве, посадить луковицу донцем,полить водой)

Воспитатель- Верно. У нас все готово и мы сейчас займемся посадкой лука. (сажаем лук)

Земля- Скажите, ребята, важна ли я? (Земля важна и всем нужна)

Что важнее: вода, воздух, земля, огонь (Все важно, и вода, и воздух, и земля, и огонь важны и нужны по-своему)

-А сейчас послушаем конец сказки.

- Услыхал этот спор человек и сказал: «Неужели вы не знаете, что для каждого из нас важны и земля, и вода, и воздух. И не о чем тут спорить!

(Все стихии выходят,берутся за руки и говорят: «Теперь мы будем все дружить,мы все важны для человека.»

Все стихии вручают детям угощение

. Огонь-печенье, Воздух-воздушные шарики, Вода-компот, Земля –яблоки.

Конспект «Бумага в нашей жизни» по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Цель: познакомить детей с основными свойствами бумаги; учить их способам исследования окружающего мира на примере.

Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности для старшей группы на тему «Наш город» Конспект НОД по изобразительной деятельности. Рисование на тему «Наш город». Аннотация. Тема занятия «Наш город» актуальна в воспитании.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Научим Карлсона» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Задачи: -расширять и систематизировать представления.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Насекомые» СПб ГАУДО «Детский сад №5 Московского района Санкт-Петербурга» Конспект познавательно-исследовательской деятельности (социальный.

Конспект занятия по исследовательской деятельности для старшей группы «Каменная страна» Цели: формирование адекватного телесного выражения различных эмоциональных состояний, развитие сенсомоторной и познавательной сферы, коррекция.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема: Разведчики. Цель: Продолжать учить самостоятельно решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. ; упражнять в умении ориентироваться.

«Зимние месяцы». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Тема: Зимние месяцы. Цель: Учить решать арифметические задачи. Задачи: Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение.

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательно — исследовательской деятельности (математика) Тема: Космическое путешествие. Цель: Закреплять составление и решение задач на сложение и вычитание в пределах 10. Задачи: - Продолжать.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы Предварительная работа: - чтение художественной литературы; - беседы о зиме; - дидактическая игра «Чьи следы?». Ход прогулки: Наблюдение.

Организация опытно-исследовательской деятельности в Подготовительной группе на тему «Волшебница-вода» Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в свою лабораторию, и предлагаю вам на время стать учёными, чтобы узнать.

Это занятие я составила и провела с детьми подготовительной группы как итоговое. Анализируя проведенное занятие пришла к выводу, что его можно проводить в 4 этапа (например с детьми старшей группы) дополняя и расширяя выбранный материал. А также можно провести это занятие в рамках экспериментально-познавательной деятельности в виде экологического турнира между детьми двух одновозрастных групп, либо организовать досуг совместно с родителями.

Тема: "4 стихии"

- Совершенствовать знания детей о необходимых условиях (вода, воздух, огонь, земля) для жизни живых организмов (человека, животных, растений);

- Закрепить знания о живой и не живой природе;

- Познакомить с понятием символ, схема, учить понимать схемы;

- Учить проводить самостоятельно опыты, делать выводы;

- Дать понятие о стихийных бедствиях;

- Воспитывать социальные навыки: уважительное отношение к товарищам во время спора, учиться не перебивать друг друга, дослушивать до конца, уважать чужое мнение.

- расставить столы на 4 группы, на столе каждой группы поставить символ «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли»;

лист «денежного дерева» (любого комнатного растения, хорошо выделяющего сок,

овощ, фрукт или ягода (сочный,

схема «связь вода – предмет»

банка с различными слоями почвы,

коллекция «железная руда»

- на столе «Воздух»

кусочек земли (можно взять из цветочного горшка,

одноразовый пищевой пакет,

схема «связь воздух – предмет»

мешочек с предметами (свеча, бенгальский огонь, спички, зажигалка, игрушечная плита)

- на доске вывешиваем схему: в центре человек, соединенный стрелкам с символами «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли», расположенных по четырем углам доски;

- по четырем углам ковра разложить символы «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли»

Оборудование и материалы:

- символы (маленькие) «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли» (для детей);

- материал для схемы «Связь человека с водой, воздухом, огнем и землей» (человек, символы, 4 стрелки);

- символы (большие) «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли» (на каждый стол + на ковер);

- лист любого комнатного растения;

- овощ, фрукт или ягода;

- банка с образцами почвы;

- коллекция «железная руда»;

- мешочек с предметами (свеча, бенгальский огонь, спички, зажигалка, игрушечная плита);

- фотографии стихийных бедствий.

- символы четырех стихий по количеству детей

Знакомство и работа с символами

Игра «Кого назову, покажи свой символ»

Знакомство со схемой

Закрепить знания о живой природе

Знакомство с составом почвы, рассматривание коллекции «железная руда»

Опыты с воздухом

Работа со схемой №1 (связь: воздух - предмет)

Работа со схемой №1 (связь: вода - предмет)

Рассказать о значении огня у древних людей

Игра «Волшебный мешок»

Игра «Спор», рассматривание фотографий «стихийные бедствия»

Далее в конспекте ВВОЗ - «Вода», «Воздух», «Огонь», «Земля»

1. Организационный момент

- Ребята, чтобы попасть к нам на занятие, вам нужны входные билеты. Возьмите кружок (круги подаем белой стороной, переверните его и внимательно рассмотрите.

2. Знакомство и работа с символами

- У кого такая картинка (показываем «воду»? Как вы думаете, что нарисовано? – Это вода. Вы будите водой.

«Воздух», «Огонь», «Земля» (аналогично)

- У каждого из вас в руках символы, картинки обозначающие «Воду», «Воздух», «Огонь» и «Землю»

Встаньте вокруг таких же символов на ковре. (Воспитатель встает в центре ковра)

- Ни кто не ошибся? Сейчас проверю.

Игра «Кого назову, покажи свой символ»

- Если скажу «Вода», подымают символ те дети, у которых на кружке изображена вода. (аналогично) «Воздух», «Огонь», «Земля»

3. Знакомство со схемой

- Ребята, вам знакома пословица «Солнце, воздух, земля и вода нам полезные всегда»?

- Обратите внимание, я встала в центре ковра. Я – это человек. А теперь отгадайте загадку: «Что от всех болезней мне всего полезней?»

- Как думаете, вы? (показываю на «Воду») А вы? (показываю на «Воздух») «Огонь», «Земля» (аналогично)

- Вы все правильно сказали. Солнце, т. е. огонь, воздух, вода и земля не только полезны, но и необходимы для жизни человека.

- А теперь (не сходя с места) посмотрите на доску. Что вы видите? (подвести к мысли о том, что и на ковре и на доске изображено одно и тоже)

- Это схема (воспитатель подходит к доске). Вот вы (показываю ВВОЗ, а это я – человек. И обозначает эта схема то, что создала природа, окружающая человека среда, все необходимые условия для его жизни. Если хоть один кружок убрать, то человек погибнет.

- А кто еще изображен рядом с человеком? (ответы детей) А почему они нарисованы в центре схемы вместе с человеком? (ответы детей)

- Правильно, и животным и растениям, всему живому необходимы ВВОЗ. Догадались, о чем наше занятие? О «Воде», «Воздухе», «Огне» и «Земле». Приглашаю вас за столы, но не забудьте что, вы «Вода», вы – «Воздух», вы – «Огонь, а вы – «Земля»

4. Закрепить знания о живой природе

- Вы играли в игру «Природа – Не природа». Умеете отличать, что создала природа, а что сделано руками человека. И сейчас вы сами расскажите, что создала природа (подходим к столу «Вода») – дети дают ответы (реки, моря, морские животные, рыба)

«Воздух» (аналогично) – небо, облака, воздух

«Огонь» (аналогично) – пламя, солнце, тепло и свет

«Земля» (аналогично) – почву, растения, цветы, т. д.

- Природа создала все необходимое для жизни человека, для живых организмов. И когда-то давно древним людям всего этого хватало. Есть вода можно – пить, мыться, ловить рыбу; есть воздух – значит можно дышать; есть огонь – значит будет свет и тепло; есть земля – есть пища (ягоды, грибы, овощи и фрукты).

4. Обобщить знания о неживой природе

- Прошло время людям стало этого мало. Стали они думать как улучшить свою жизнь, условия жизни. Где-то надо жить – нужно построить дом, необходимо перебраться на другой берег реки – нужно построить лодку. НО как это сделать? Ведь у них и есть только ВВОЗ. Вот и стали люди использовать ВВОЗ, стали создавать предметы, сделанные руками человека. А ВВОЗ стали лучшими помощниками человека. А как человек использует ВВОЗ, об этом вы расскажите сами. Чем вы помогли людям? И начнем мы …

В полях насыпана кучами.

Можешь ты ее капать

И растения сажать.

…С «Земли». (воспитатель подходит к столу «Земля»)

Есть пословица: «Кто мать сыру землю любит, голоден не будет» Почему так говорят? Что дает нам земля? (ответы детей) Люди используют не только то, что на земле растет, но и саму почву.

Знакомство с составом почвы

- Посмотрите и назовите, из чего состоит почва? (показываем банку с разными слоями земли, дети дают ответы)

- Верхний слой земли называется перегной – это остатки погибших животных и растений, благодаря этому слою в почве растут растения и он служит некоторым животным домом.

- Песок. Для чего используют песок? (ответы детей) Из него делают стекло, а зачем людям стекло? (ответы детей)

- Что делают из глины? (ответы детей) посуда, кирпичи

- Как используют камни? (ответы детей) дороги, дома

Перед вами коробка с железной рудой (разные кусочки железа) и это все человек научился добывать из земли. Из руды он делает метал. А что делают из метала? (ответы детей)

Опыты с воздухом

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый и все же

Без него мы жить не можем.

- О чем моя загадка? (воспитатель подходит к столу «Воздух») А где прячется воздух?

Давайте проведем опыт:

а) (называем ребенка, возьми бутылочку с мыльными пузырями, подуй в колечко.

- Что вы увидели? Что внутри пузыря? Откуда взялся воздух в пузыре?

ВЫВОД: человек дышит воздухом, он находится в легких человека.

б) (называем ребенка, опусти кусочек земли в банку с водой.

- Что вы увидели? Зачем нужен воздух в земле?

ВЫВОД: в почве есть воздух, он нужен растениям.

в) (называем ребенка, возьми пакет двумя руками за края, проведи пакетом сверху вниз.

- Что в нутрии пакета? Чем наполнился пакет?

ВЫВОД: воздух окружает нас, он повсюду.

Работа со схемой №1 (связь: воздух - предмет)

Рассмотрите внимательно схему и скажите, как человек научился использовать воздух, какие предметы он придумал. (ответы детей)

Руки все подняли выше

Чистым воздухом мы дышим.

Руки плавно опускаем,

Отдыхаем, отдыхаем. Руки вверх – глубокий вдох, руки опустили – выдох

У костра мы все присели

Свои ручки мы погрели,

А костер все выше, выше:

«Ты, костер, гори потише!» Присели

Потянулись вверх на носочках

Лодки по воде плывут

Люди веслами гребут.

Лодки к берегу подплыли,

Руки мы в воде помыли. Имитируем движение, «гребем веслами»

Потянулись вперед, слегка наклоняясь вперед, изображаем мытье рук

На земле могу скакать

Раз, два, три, четыре, пять.

Могу даже покружиться

Ей могу и поклониться. Прыжки на двух ногах

Повороты вокруг себя

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без.

(воспитатель подходит к столу «Вода»)

- А как вы думаете, вода умеет прятаться? А где?

Давайте проведем опыт:

а) (называем ребенка, возьми салфетку, дотронься до нее языком.

- Что вы заметили? (она намокла)

ВЫВОД: в организме человека есть вода – это слюна, пот, слезы

б) (называем ребенка, сломай лист пополам, ранкой дотронься до салфетки.

- Что вы обнаружили? (она намокла)

ВЫВОД: вода есть в растениях.

в) (называем ребенка, разрежем (помощь взрослого) овощ (фрукт, дотронься надрезанной стороной до салфетки.

- Что мы увидели? (она намокла)

ВЫВОД: плоды овощей (фруктов) содержат воду

Работа со схемой №1 (связь: вода - предмет)

- А как же человек использует воду? Какие предметы он изобрел? Ответить на вопрос поможет схема, рассмотрите и скажите. (ответы детей)

Рассказать о значении огня у древних людей

Может он шипеть и злиться,

И всегда воды боится.

Людям он дает тепло,

От него всегда светло.

- О чем загадка? (воспитатель подходит к столу «Огонь»)

- На огонь человек может смотреть бесконечно, очень долго. Наверное, это осталось от наших далеких предков, которым огонь казался загадочным существом. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал все подряд и был злейшим врагом всего живого. Повстречал огонь человека:

- Слушай, человек, давай померимся силой.

Тот согласился, вот начался бой. Человек заманил его к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь:

- Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить.

Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям. «Поселил» его человек в своем жилище (пещере). Огонь стал их другом. У огня древние люди могли согреться, в пещере становилось тепло и светло. На огне они готовили пищу (еду). А главное огонь отпугивал хищников от жилища людей. Но прошло время и люди даже «приручили» огонь, спрятали его в надежном месте. Они придумали предметы необходимые человеку, в которых хранится огонь. А что это за предметы, вы сейчас скажите.

Игра «Волшебный мешок»

Перед вами мешок. Вы на ощупь должны определить, что за предмет там находится и назвать его.

6. Обобщить полученные знания

- Вы назвали много предметов, которые созданы руками человека. И каждый из вас – ВВОЗ – помогает людям жить. Но бывает так, что друг без друга ни огонь, ни вода, ни воздух, ни земля не могут помочь человеку. Например:

Чтобы сделать машину нужна руда – земля дала руду, сложили руду в огромную печь – огонь превратил ее в метал – залили метал в форму – воздух остудили деталь, собрали все детали получилась машина.

Чтобы сделать вазу, нужен песок – его дала нам …. (земля, чтобы сделать песок жидким помогает …. (огонь, мастер придает жидкому стеклу форму и охлаждает ее …. (воздухом, а чтобы ваза окончательно остыла, а стекло стало крепким опускают вазу в …. (воду)

- И вот человек, а человек это я, и говорит: «Спасибо вам ВВОЗ, что поддерживаете мою жизнь, что помогаете создавать разные предметы, чтобы интереснее мне жилось»

- Но ВВОЗ люди называют 4 стихиями, потому что не всегда они помощники, а бывает и так, что творят они большие беды.

- Давайте поиграем в игру «Спор», в котором вы будете доказывать, что ВВОЗ это хорошо, а я плохо. Начнем с земли. Начинайте:

Земля это хорошо, потому что … (дети, сидящие за столом «Земля» приводят свои примеры, по одному)

- Нет, земля это плохо, потому что бывают землетрясения (воспитатель показывает фотографии №1, №2, №3) гибнут люди, рушатся дома

Воздух это хорошо, потому что…. (аналогично)

- Нет, воздух это плохо, потому что бывают сильные ветры, смерчи, ураганы (фотографии №4, №5, №6….

Вода это хорошо, потому что…. (аналогично)

- Нет, вода это плохо, потому что бывают штормы на море, наводнения, цунами (фотографии №7, №8, №9….

Огонь это хорошо, потому что…. (аналогично)

- Нет, огонь это плохо, потому что бывают пожары и извержения вулканов (фотографии №10, №11, №12….

Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!

Спасибо всем, кто познакомился с моей работой. Буду рада узнать ваше мнение.

Интегрированное коррекционное занятие на тему: «Человек. Части тела»

Интегрированное коррекционное занятие на тему: «Человек. Части тела» В нашем детском саду "Ягодка" 1 ноября 2012 года прошёл окружной семинар-практикум на тему: "Интеграция образовательных областей в работе.

Презентация к занятию по ФЭМП в старшей группе на тему: «Число и цифра 8» Занятие по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста, на тему: "Число и цифра 8". Занятие.

Читайте также: