Боги входят в вальхаллу вагнер

Обновлено: 06.07.2024

сестра и возлюбленная Зигмунда, дочь Вотана, мать Зигфрида

брат и возлюбленный Зиглинды, сын Вотана, отец Зигфрида

«Зигфрид», «Гибель богов»

сын Зигмунда и Зиглинды, бесстрашный герой Вельзунгов, супруг Брунгильды и Гутруны

бог огня, вестник Вотана

«Золото Рейна», «Зигфрид»

карлик-нибелунг, кузнец, брат Альбериха

«Золото Рейна», «Зигфрид»

богиня любви и вечной юности, сестра Фрики

«Золото Рейна», «Валькирия»

богиня, супруга Вотана

бог света, брат Доннера и Фрейи

сын Альбериха, сводный брат Гунтера и Гутруны

муж Зиглинды, потомок великанов

«Золото Рейна», «Зигфрид»

Брунгильда, Герхильда, Ортлинда, Вальтраута, Швертлейта, Хельмвига, Зигруна, Гримгерда, Росвейса – дочери Вотана и Эрды

меццо-сопрано, 2 сопрано

дочери Эрды, плетущие нить судьбы

«Золото Рейна», «Гибель богов»

меццо-сопрано, 2 сопрано

Краткое содержание «Кольца нибелунга»

Предвечерие тетралогии, «Золото Рейна»


Уродливый карлик Альберих напрасно добивался благосклонности дочерей Рейна – те лишь смеялись над ним. От них он узнал о том, что из золота Рейна, которое они охраняют, можно сделать кольцо, дающее неограниченную власть его владельцу, но для этого надо навсегда отречься от любви. Несчастливый Альберих делает это, похищает золото и куёт кольцо.

Великаны Фазольт и Фафнер по заказу Вотана построили Валгаллу – небесный чертог для богов. За работу Вотан должен отдать им Фрейю, богиню молодости. Он не хочет этого делать, поскольку без нее боги постареют. Логе рассказывает об украденном золоте Рейна, великаны готовы взять его вместо Фрейи.

Вотан и Логе хитростью пленяют Альбериха, тот отдает им все свои сокровища. Вотан срывает с него и кольцо, которое нибелунг проклинает – своему владельцу оно будет приносить только горе. Проклятие начинает работать немедленно: получив все золото Рейна, включая кольцо, великаны ссорятся, и Фафнер убивает брата. Несмотря на то что боги радуются новому жилищу, в воздухе разлито ощущение грядущей беды…

Первый день тетралогии, «Валькирия»

Зигмунд, сын Вотана от земной женщины, ищет укрытия от бури в доме Хундинга. Там его встречает Зиглинда, которая проникается симпатией к обессиленному юноше. Вернувшийся хозяин дома предлагает ему пищу и кров. Зигмунд рассказывает свою историю: когда-то давно он потерял всю семью – отца, мать и сестру. Затем он вступился за девушку, которую пытались насильно выдать замуж, и убил обоих её братьев. Хундинг понимает, что речь идет о его родственниках и вызывает Зигмунда на бой. Зигмунд обращается к своему отцу, прося помочь найти волшебный меч, Нотунг, с которым он бы мог победить. Зиглинда указывает возлюбленному, где найти тот меч – его необходимо вытащить из ствола дерева, что еще никому не удавалось. Зигмунд берет Нотунг, а Зиглинда открывает ему то, что является его сестрой.


Вотан приказывает Брунгильде помочь Зигмунду в поединке, но Фрика считает, что Зигмунд должен погибнуть – он нарушил священные узы брака и вступил в кровосмесительную связь с сестрой. Вотан идет на поводу у жены, но Брунгильда, вопреки воле отца, приходит Зигмунду на помощь. Рассерженный Вотан ломает Нотунг, и Хундинг убивает Зигмунда. Брунгильда уносит беременную Зиглинду в безопасное место. Вотан, найдя дочь, в наказание погружает её в сон, окружая огненным кольцом, пройти через которое под силу только бесстрашному герою.

Второй день тетралогии, «Зигфрид»


Вотан отрекается от власти над миром, понимая, что придет бесстрашный герой, над которым кольцо нибелунга не имеет власти. Огонь, защищающий спящую Брунгильду, расступается перед Зигфридом, он поцелуем пробуждает валькирию.

Третий день тетралогии, «Гибель богов»

Норны плетут нить судьбы, но она рвется, предзнаменовывая гибель богов. Зигфрид оставляет кольцо нибелунга Брунгильде и уходит на новые подвиги. На его пути встречается замок Гибихунгов, где живут Гунтер, Гутруна и их сводный брат Хаген. Гунтер ищет себе супругу, а Хаген рассказывает ему о Брунгильде. Зигфрида встречает Гутруна и опаивает зельем, под чарами которого он влюбляется в девушку и готов привести Гунтеру Брунгильду, лишь бы тот отдал ему в жены сестру. Зигфрид надевает волшебный шлем, под которым он принимает обличье Гунтера, проходит сквозь огонь и силой увозит Брунгильду вместе с кольцом.


В доме Гунтера идет приготовление к двум свадьбам. Брунгильда утверждает, что является женой Зигфрида, но он не помнит ничего, что было до вчерашнего дня. Хаген хочет получить кольцо, чтобы вернуть его Альбериху. Он склоняет Брунгильду к отмщению, она открывает секрет Зигфрида – победить его можно только напав со спины. Хаген этим пользуется и на охоте убивает Зигфрида. Приехав в замок Гибихунгов, он требует у Гунтера кольцо, а когда тот отказывается – убивает и его. Брунгильда входит в погребальный костер своего супруга. Она знает, что пламя очистит кольцо от проклятья, и оно вернется дочерям Рейна. Воды реки смывают догоревший костер, унося с собой и кольцо. За ним в глубину бросается Хаген.


Фото

Вагнер Кольцо нибелунга
Кольцо нибелунга краткое содержание



Интересные факты

  • П.И. Чайковский назвал «Кольцо нибелунга» «сложнейшей из всех когда-либо написанных музык».
  • В 2006 году в шотландском Кардиффе на гастрольные спектакли «Кольца нибелунга» Мариинского театра все билеты были проданы за 4 часа.
  • Наличие среди персонажей не только мужских, но и женского героического образа, Брунгильды, дает возможность режиссерам трактовать события оперы с феминистической точки зрения. Так, в спектаклях Датской королевской оперы застрявший в дереве Нотунг вытаскивает Зиглинда, и Брунгильда в финале не погибает в огне, а рожает ребенка от Зигфрида.
  • «Кольцо нибелунга» стало также и музыкальным открытием: в нем Вагнер в полной мере продемонстрировал свою систему лейтмотивов. В основе мелодической характеристики каждого персонажа, важного предмета или события цикла лежит неповторимая музыкальная фраза. Все лейтмотивы по мере развития сюжета оперы переплетаются друг с другом, а в финале «Гибели богов» составляют многоплановую музыкальную картину.
  • Другой известный автор истории о кольце, Р. Толкин, хотя и признавал, что в далекой первооснове его «Властелина колец» и «Кольца нибелунга» лежит один миф, в целом отрицал связь между своей эпопеей и циклом Вагнера. Единственным сходством двух произведений он видел то, что «оба кольца были круглые».


  • Несмотря на сложность постановки, все 4 оперы цикла входят в сотню самых исполняемых опер мира и звучат с подмостков ежегодно более 220 раз. «Золото Рейна» при этом исполняется в полтора раза чаще, чем «Гибель богов».
  • Оперы Вагнера требуют серьезной перестройки голосового аппарата и звуковедения, отличного от используемого в итальянской вокальной школе. История знает очень мало примеров, когда певица одновременно имела бы в своем репертуаре партии из тетралогии и из итальянской классики. Одной из таких вокалисток была Мария Каллас. В конце 1940-х она исполнила в венецианском театре «Ла Фениче» партии Брунгильды («Валькирия») и Эльвиры (белькантовые «Пуритане» В. Беллини) с перерывом всего в несколько дней.
  • Дебора Войт отказалась в свое время от партии Брунгильды только лишь потому, что понимала – если хорошо справится, театры перестанут ей предлагать другие роли. Это одна из самых сложных партий для сопрано, в мире существуют всего лишь несколько исполнительниц, которые могут её спеть, и оперные дома приглашают их в первую очередь на постановку «Кольца нибелунга», почти не рассматривая как претенденток на иной репертуар.

Известные номера цикла «Кольцо нибелунга»

История создания и постановок «Кольца нибелунга»

Рихард Вагнер

В процессе подготовки к созданию « Лоэнгрина » Рихард Вагнер изучил много средневековой литературы, включая легенды о Нибелунгах. Опираясь на различные источники, он сложил собственную картину древней германской, исландской, скандинавской мифологии. Работа над тетралогией началась с ее финала – вначале, в 1848 году, Вагнер написал либретто для «Смерти Зигфрида», впоследствии ставшей «Гибелью богов». Затем была создана история о молодом Зигфриде (1851), пять месяцев спустя – первый прозаический набросок «Золота Рейна» и последовавших за ним «Валькирий». Для того чтобы придерживаться основной сюжетной канвы, Вагнер в 1848 году написал концепцию всей тетралогии, озаглавленную «Миф о нибелунгах». Окончательную точку в партитуре «Гибели богов» он поставит почти через 26 лет, написав на ней: «Я больше ничего не скажу!!».

Согласно изначальному плану Вагнера, центральным персонажем тетралогии должен был стать Зигфрид – бесстрашный герой, который идет вопреки обществу, поклоняющемуся силе и золоту, заявляя свой миропорядок, основанный на любви. Со временем Вагнер понял всю безнадежную утопичность этой идеи – Зигфрид умер, как и европейские революции «Весны народов», а его место занял Вотан, представляющий старое мироустройство, неумолимо стремящееся к самоуничтожению. Фигура Вотана стала главной в этой драме. Его грехи, рожденные из нелюбви и жажды власти, и его трагическое прозрение о том, что он бессилен предотвратить гибель мира, трансформировали оптимистическую героическую драму в печальную элегию упадка.


«Вначале была вода» - так открыл Вагнер свою мифологию. Музыка пришла к композитору во время послеобеденной дрёмы 5 сентября 1853 года. «Я начал погружаться в состояние, подобное трансу, и внезапно почувствовал, что нахожусь в стремительно текущей воде, которая стала превращаться в мажорные аккорды», - вспоминал Вагнер. Работа над «Золотом Рейна», «Валькирией» и «Зигфридом» (до конца второго акта) продолжалась до 1857 года. После чего прервалась – композитор переключился на « Тристана и Изольду » и «Нюрнбергских мейстерзингеров». Но в 1869 опять вернулся к «Кольцу», дописав «Зигфрида» и «Гибель богов». Композитор задумал, что оперы должны исполняться четыре дня подряд. Но поклонник и меценат Вагнера король Людвиг Баварский настоял на премьерах двух полностью готовых опер в мюнхенском Хофтеатре, где «Золото Рейна» впервые прозвучало 22 сентября 1869 года, а «Валькирия» - 26 июня 1870. Больше ни на какие сделки Вагнер не пошел, тем более что Людвиг выделил деньги на постройку в городе Байройте театра – специально и исключительно для композитора. Поддержку главы Баварии переоценить невозможно. Вагнер вообще не надеялся когда-либо увидеть цикл на сцене – слишком высоки были требования к постановке (начиная с того, что ставить надо было 4 огромные оперы сразу), оркестру и певцам. Уникальный зал был возведен всего за 4 года, и 13 августа 1876 года открылся полным «Кольцом нибелунга». В 1882 году «Кольцо» показали в Лондоне, а в 1883, всего через несколько месяцев после смерти Вагнера, в Венеции – городе, где композитора не стало.

С 1894 года российские театры начали исполнять отдельные оперы цикла. Целиком «Кольцо нибелунга» было поставлено в Мариинском театре в 1907 году. С постановки 2003 года тетралогия входит в постоянный репертуар театра и сегодня.

«Кольцо нибелунга» в кино

Музыка тетралогии, особенно знаменитый «Полет валькирий», весьма востребована кинематографом. Среди известных фильмов, в которых она звучит:


  • «Миньоны», 2015
  • «Нимфоманка: часть 2», 2013
  • «Ночь в музее – 2», 2009
  • «Хранители», 2009
  • «Квант милосердия», 2008
  • «Братья Блюз», 1980
  • «Апокалипсис сегодня», 1979
  • «8 ½», 1963

Постановки «Кольца нибелунга» прошлых лет можно увидеть на DVD:

  • Спектакли Метрополитен-опера, 2011, режиссер Р. Лепаж. В главных партиях: Б. Терфель (Вотан), Д. Хантер Моррис (Зигфрид), Д. Войт (Брунгильда)
  • Спектакли Гран театра ди Лисео, 2004, режиссер Г. Купфер. В главных партиях: Ф. Струкман, Д Трелеавен, Д. Поласки
  • Спектакли Байройтского фестиваля, 1993, режиссер Г. Купфер. В главных партиях: Д. Томлинсон, З. Ерузалем, А. Эванс
  • Спектакли Метрополитен-опера, 1990, режиссер Б. Лардж. В главных партиях: Д. Моррис, З. Ерузалем, Х. Беренс

Четыре оперы цикла образуют одно целое, но, в то же время они очень разные по настроению и жанрам – здесь есть и лирика, и романтика, и героика, и трагедия. В них нашли свое воплощение все этапы жизни, творчества и воззрений Рихарда Вагнера . «Кольцо нибелунга» - не только эпическое, но и во многом, философско-биографическое полотно одного из величайших творцов в истории музыки.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Рихард Вагнер «Золото Рейна»

О, Вальхалла! Сколько же раз она упоминается в различных фильмах, художественных книгах и исторических докладах. Каждый храбрый северный воин-викинг мечтал оказаться там, после того, как его жизненный путь в Мидгарде ( человеческом мире ) подходил к концу. Так что же такого притягательного было там за чертой, что все туда стремились обязательно попасть? Ответ вы узнаете в этой статье!

Начнем с того, что отбор в Вальхаллу был очень жестким, а количество мест ограничено – всего 800. Туда мог попасть только воин, который провел жизнь полную доблестных боёв и геройских подвигов . Пасть он обязательно должен был в славной битве , порубив в капусту как можно больше врагов. Наверняка поэтому викинги были такими воинственными.

После погибели к такому бойцу являлись воительницы валькирии с лебедиными крыльями и отправляли его в Асгард ( город богов ). На границе миров викинг проходил «досмотр» бога-стража Хеймдалля , проходил через мост Биврёст и оказывался в божественно поселении асов ( богов ).

Далее, он видел перед собой огромное здание, стены которого состояли из щитов , а основанием ему являлись листья бесконечного ясеня Иггдрасиля – вселенной в скандинавской мифологии. Это и была Вальхалла!

Затем, воин открывал створки Вальгринда – врат в Вальхаллу и оказывался в чертогах Одина , верховного бога, который с радостью принимал героя. С этого момента викинг становился избранным, одним из 800 лучших бойцов всех времен – эйнхерием.

И вот тут-то и начиналась сказочная жизнь. Распорядок дня, надо сказать, у эйнхериев был незаурядным. Как только занимался рассвет, все воины облачались в доспехи, брали мечи и принимались рубить друг друга, упиваясь сражением. Продолжалось это до тех пор, пока не оставалось никого.

После этого, все воскресали и принимались напиваться до упада медовухой, которая стекала прямо с крыши из вымени козочки Хейдрун, щиплющей листья Иггдрасиля.

А когда все пьяные и довольные расходились по своим апартаментам, к воинами приходили молодые девушки, ублажавшие их весь остаток ночи.

И такой график, по представлениям викингов, должен был повторяться каждый день, пока не наступал Рагнарёк ( Конец света и гибель богов ). Тогда уже надо было бы драться с нападающими чудищами и великанами.

Нравится такая мифология викингов? Пиши в комментариях!

А также тебе может быть интересна подборка самых величайших викингов в истории. Они то, наверняка, попали в Вальхаллу :)

Читайте также: