Blizzard и world of warcraft решили закрыть

Обновлено: 05.07.2024

Blizzard — одна из самых известных компаний в игровой индустрии. Студию, первые два года носившую название Silicon & Synapse, в 1991 году основали три выпускника калифорнийского университета в Лос-Анджелесе — Аллен Адам, Фрэнк Пирс и Майк Морхейм. Последний во время BlizzCon 2017 признался, что занял у бабушки 15 тысяч долларов, чтобы открыть компанию. Вложение отбилось: так, онлайновая игра World of Warcraft, выпущенная в 2004 году, за три года принесла разработчикам более миллиарда долларов.

World of Warcraft — одна из самых популярных игр студии, но не единственная. Ещё до её релиза в 2004 году Blizzard выпустила три игры, которые сделали компанию известной на весь мир и придали ей культовый статус. Речь о стратегиях StarCraft и Warcraft и экшене с элементами ролевой игры Diablo, породившем отдельный жанр, названный в народе «диаблоидом». Все три игры дали старт крупным сериям, две из них Blizzard тем или иным образом развивает до сих пор. О новых играх в серии StarCraft не было новостей с 2015 года, когда вышла заключительная глава StarCraft 2.

Кроме того, в 2016 году студия выпустила крайне успешный онлайновый шутер Overwatch. В апреле 2021 года количество игроков в ней превысило 60 миллионов человек.

Совсем близко

В начале 2021 года настроение в Blizzard немного улучшилось. Конец 2020 был трудным, поскольку разработчиков Overwatch 2 пришлось временно перевести в отдел Shadowlands, чтобы уже была возможность выпустить это дополнение. Однако, несмотря на срочно принятые меры, запуск Shadowlands был очень успешным. Сотрудники надеялись, что этот успех так или иначе отразится на размере их зарплаты — в марте должны были прийти документы по программе распределения прибыли.

5 марта руководители компании объявили, что сотрудники получат около 50% от ожидавшейся суммы, в зависимости от продуктивности проделанной работы. В письме сотрудникам президент Blizzard Аллен Брек объяснил эту цифру тем, что выручка компании во второй половине 2020 оказалась меньше ожидаемой. Также Брек пообещал, что совсем скоро наступят лучшие времена, учитывая скорые релизы Diablo 4, Overwatch 2 и неанонсированные проекты. За полтора месяца до ухода Каплана Аллен Брек сказал:

Если мы реализуем все, что спланировали, то 2021 и 2022 годы будут отличными для Blizzard.

Один из официальных представителей Blizzard заявил, что недавно почти все сотрудники компании были награждены акционным капиталом, что пополнило фонд грантов более чем на 100 миллионов долларов. Анонимный сотрудник Blizzard отметил, что со стороны руководства очень смело утверждать «недавно были награждены», поскольку почти все работники даже и не знают, что они будут получать, а им просто сообщили, что они «что-то да получат».


Вообще премии и зарплаты в Blizzard — это больная тема. В августе прошлого года финансовый журнал Bloomberg сообщил, что сотрудники Blizzard начали делиться друг с другом информацией касательно собственной зарплаты и отметили, что платят им мало.

«Складывается такое ощущение, что компания просто истекает кровью и единственное, что может это остановить, это Overwatch 2 или Diablo 4. Мы все время говорим о том, что сильно напутали с долгосрочным планированием. И если принять во внимание тот факт, что Overwatch 2 или Diablo 4 выйдут приблизительно в одно и то же время или разницей в год-два, то сложно представить, что ситуация с Blizzard не повторится вновь»

Лучшие времена действительно могут быть впереди. Аналитик Эндрю Уерквиц настроен оптимистично по отношению к Diablo Immortal и считает, что Overwatch 2 или Diablo 4 действительно принесут Blizzard успех, которого она так долго жаждет. Он также утверждает, что у Diablo Immortal есть потенциал стать более успешной мобильной игрой, чем Call of Duty Mobile, учитывая то признание, которое Immortal получило в Азии, где диаблоиды популярнее, чем шутеры.

Большинство топовых тайтлов в сфере мобильных игр были созданы в Азии либо разработчиками NetEase, либо Tencent. Но ни одна из этих игр не имеет такой высокой репутации, как Diablo. Я думаю, что Diablo долгое время была очень успешна на ПК в течение многих лет в Азии, и поэтому объединение этой франшизы с NetEase, учитывая их опыт в разработке мобильных игр, — хорошая идея, благодаря которой Blizzard может стать лидером в этом жанре, аналогично тому, как PUBG стала лидером мобильных шутеров.

— Эндрю Уерквиц, аналитик

Последние несколько лет в Blizzard — это неудачи, уходы ключевых сотрудников и внутренняя реорганизация. Уход Джеффа Каплана, в некотором смысле, стал кульминацией этого переходного периода. Эти 3 года сильно сказались на состоянии Blizzard, и до сих пор неизвестно, как реорганизация Activision повлияет на внутреннюю культуру Blizzard. Также неясно, сможет ли компания перебороть очередной период засухи, из-за которого она так сильно страдает в данный момент.

Хорошие времена не за горами. Blizzard — не та компания, которая делает игры за год или два. Люди уже видели, что происходит за кулисами разработки Diablo 4 и Overwatch 2, и фанаты очень ждут этих игр. У нас есть и другие проекты, которые находятся в разработке, и, я думаю, люди совсем скоро увидят, чем мы занимаемся, и я не могу дождаться, чтобы поделиться этим с ними.

— Ион Хаццикостас, гейм-директор Warcraft

Для Blizzard лучшие времена всегда «наступят совсем скоро». Вопрос лишь в том, как много сотрудников компании смогут их дождаться.

Эффект инди


Вскоре после выхода Overwatch о своем уходе после 22 лет работы в Blizzard заявил Крис Метцен, занимавший важные посты в разработке WarCraft 2, Warcraft 3 и Starcraft. По его словам, увольняться было действительно эмоционально очень сложно, но за десятилетия работы он просто перегорел. В 2018 году он основал студию Warchief Gaming, специализирующаяся на настольных ролевых играх.

Все больше и больше работников Blizzard следуют примеру Метцена. Многие уходят из компании работать в маленьких инди-студиях то ли из-за выгорания, то ли из-за осознания, что Blizzard выбрала неправильный путь развития. За последние 5 лет ветеранами Blizzard были основаны 5 студий, среди которых:

  • Second Dinner, основанная Беном Броудом (гейм-директор и лицо Hearthstone);
  • Frost Giant, на 80% состоящая из бывших работников Blizzard;
  • Lightforge Games, основанная бывшим программистом Blizzard и Epic Games Мэттом Шембари;
  • Secret Door, основанная Крисом Сигати, Аланом Дабири и Эриком Доддс;
  • Moonshot, в которой работает вышеупомянутый Дастин Броудер.

Руководители Blizzard утверждают, что команда разработки — это не только Дастин Броудер или Джефф Каплан, однако многие работники внутри компании признают, что их уход оказал сильное влияние на состояние различных подразделений (речь идет о долгосрочной стабильности). У разных людей есть разные причины для того, чтобы уйти из Blizzard и перебраться в какую-то небольшую студию. Многие, например, ушли из компании после того, как их проект либо отменили, либо перестали поддерживать. Многие уходят потому, что им хочется работать в команде поменьше, где все проще. Один из сотрудников Blizzard в разговоре с IGN отметил, что никто после ухода из Blizzard не начал работать над каким-нибудь AAA-проектом вроде Assassin's Creed – обычно они устраиваются в какие-то небольшие студии, где есть ощущение, что ты в семье.

Кто прав, кто виноват

Данная ситуация вызвала раскол сообщества на две части: тех, кто поддерживают закрытие, и тех, кто не согласен с действиями Blizzard. Следует понимать, что Nostalrius вне всяких сомнений действовал на незаконных основаниях: несмотря на отсутствие прибыли и наличия аналогичной услуги от самой компании-разработчика, World of Warcraft является интеллектуальной собственностью компании Blizzard. Если же взглянуть на ситуацию с другой стороны, поведение Blizzard в данном случае является совершенно неэтичным и вызвало самую настоящую PR-катастрофу, особенно на фоне прошлых заявлений сотрудников компании о том, что данная идея является нерентабельной.

Широко распространено мнение о том, что такого успеха Nostalrius смог достичь за счет того, что на нем можно было играть абсолютно бесплатно. Тем не менее, здесь существует множество факторов и говорить точно без проведения масштабных исследований невозможно. Вполне возможно, что если бы классические серверы были организованы самой Blizzard, к ним удалось бы привлечь не меньшее количество игроков, даже на платной основе. Как бы то ни было, данная ситуация доказала тот факт, что спрос на старые версии World of Warcraft вне всяких сомнений имеется, и из этого необходимо сделать определенные выводы.

Другой аспект точки зрения стороны, высказывающейся «против ваниллы», является заявление о статичности контента. Люди не будут долго играть в одну и ту же игру без каких-либо изменений, но и здесь Nostalrius доказал обратное, реализовав постепенный ввод контента в игру. Каждая крупная версия World of Warcraft содержит не менее пары лет контент-обновлений, которые можно смело периодически разблокировать в течение многих месяцев, воссоздавая эффект постоянного выпуска контента. Когда же игроки все пройдут, можно просто перезапускать сервер, предварительно предоставляя возможность переноса прогресса на сервер следующего дополнения. Получается некое подобие сезонов из Diablo III, только длящееся многие месяцы, а то и годы.

Однако самый главный вывод, который следует сделать Blizzard — это понять почему старые версии игры пользуются такой популярностью, ведь ответ наверняка лежит в их текущем продукте. Если бы их игра однозначно двигалась в сторону улучшений, как это любят считать разработчики, то текущая ситуация была бы просто невозможна.

Самое грустное в закрытии Nostalrius, что с создателями данного сервера связались даже не сами сотрудники Blizzard, а группа юристов, действующая от лица Blizzard. Скорее всего компания воспринимает Nostalrius как всего лишь очередную популярную «пиратку», которую неплохо было бы прикрыть перед выпуском следующего дополнения, а не симптом гораздо более опасной проблемы, с которой нужно разобраться для сохранения успеха игры.


Что происходит в Blizzard Entertainment? Почему так много разработчиков покидают компанию? Журналистка издания IGN Кэт Бейли провела расследование на эту тему и выяснила, что сложившаяся ситуация не так проста в описании.

Эта новость шокировала многих, но при этом сложно назвать случившееся «неожиданным».

В апреле Джефф Каплан объявил о том, что покидает Blizzard. Его карьера завершилась спустя 19 лет работы, за которые он оказал сильное влияние на разработку двух важнейших игр Blizzard Entertainment — Overwatch и World of Warcraft. Причины для ухода Каплана назревали, по крайней мере, еще в 2018 году. Если вы хоть немного следили за состоянием Blizzard, то вы не могли не заметить отток талантливых разработчиков внутри каждой сферы компании. Хоть Blizzard говорит, что ситуация в студии под контролем, множество громких добровольных увольнений способствовали тому, что фанаты и СМИ начали осознавать падение компании.

Нынешние и бывшие сотрудники Blizzard, включая ветеранов компании, с которыми поговорила Кэт Бейли, описали сложившуюся ситуацию, как очень сложную. Несмотря на то, что бывшие сотрудники до сих пор с теплом и трепетом вспоминают годы работы в компании, они все равно решили уйти. Некоторые уволились из-за обычного «выгорания», которое естественным образом появилось после десятка лет работы над одними и теми же играми, другие же ушли работать над проектами своей мечты. Но многие покидают компанию, потому что чувствуют, что последние 3-4 года в Blizzard — это сокращение бюджета, отсутствие крупных релизов и множественные увольнения.

Период засухи

2012-2016 годы были невероятно сложными для Blizzard. Все крупные релизы (Diablo 3, StarCraft 2, and Heroes of the Storm) не оправдали ожиданий фанатов. Однако, после долгих лет неопределенности компания возродилась, выпустив Overwatch, реабилитировавший Blizzard после неудавшегося Project Titan. Аарон Келлер, работавший как над Titan, так и над Overwatch, вспоминает «воодушевляющее» чувство, царствовавшее в команде после удачного релиза Overwatch. «Мы словно перестали чувствовать себя сломанными в некотором смысле, — со смехом рассказывает Келлер, — Всегда очень приятно создавать нечто, что людям нравится, но сделать это сразу после Titan… это нечто особенное».

Поддержка со стороны фанатов в количестве 25 миллионов активных пользователей в онлайн-шутере позволила компании удвоить количество команд разработчиков с 6 до 13, каждая из которых занималась отдельным проектом. Эти команды стали называть «инкубаторами». Деньги не были проблемой, и все идеи, «рождавшиеся направо и налево», могли быть финансированы.

В 2018 году ситуация заметно ухудшилась. Фанаты начали это понимать во время BlizzCon’a, на котором, кроме ремастера WarCraft 3 и мобильной Diablo Immortal, не показали совершенно ничего. Overwatch 2 и Diablo 4 не были готовы к анонсу. Отсутствие крупных релизов привело к сокращению доходов сотрудников.


Оглядываясь назад, директор Diablo Immortal Уайтт Ченг признает, что открывать BlizzCon с мобильной игры было крайне непредусмотрительно. Diablo Immortal вызвала споры не только потому, что фанаты были разочарованы отсутствием Diablo 4, но и потому, что она была разработана в основном китайским мобильным разработчиком NetEase при поддержке Blizzard, из-за чего многие игроки назвали ее «аутсорсинговой игрой». Ходят слухи, что релиз ремастера Diablo 2 должен был состояться уже летом 2020 года, но сроки сдвинулись после того, как команду разработчиков Warcraft III: Reforged распустили, а их место заняла студия Activion Vicarious Visions, влившаяся в Blizzard.

Наказанная, Blizzard попыталась изменить ход событий, сделав большой шаг на BlizzCon 2019 и анонсировав Diablo 4 и Overwatch 2. Blizzard действительно смогла дать своим поклонникам повод снова ждать игры, подняв настроение внутри компании, однако до их выпуска оставались еще годы. В разговоре по телефону с IGN аналитик Эндрю Уерквиц, директор компании по финансовым услугам Jefferies, предположил, что Blizzard может выпустить Overwatch 2 лишь в 2023 году, возможно, в связи с пятой годовщиной Лиги Overwatch.

Помочь компании в сложный период должны были те самые «инкубаторы», однако по некоторым причинам два из придуманных там проекта в итоге отменили. Один из них – шутер во вселенной StarCraft, другой – экспериментальная мобильная игра. Причем, сразу несколько источников из Blizzard утверждают, что отмена шутера по StarCraft была неожиданностью для сотрудников, после чего многие разработчики, в том числе Дастин Броудер (ведущий дизайнер StarCraft), ушли работать в Moonshot Games, работающая под покровительством Dreamheaven, которую основал бывший президент Blizzard Майк Морхейм.

Как игроки в World of Warcraft протестуют против Blizzard

Из-за чего работы над World of Warcraft остонав

Митинг в World of Warcraft

Пользовательница соцсети Liv после того, как подробности иска стали известны, решила, что откажется от MMORPG.

Очень тяжёлая ситуация для меня как для женщины, которая играет в World of Warcraft со средней школы. Это душераздирающе и раздражает. Прощаться трудно, но что поделать.

Пользователь Jon Nelson припомнил разработчику и тот факт, что в погоне за прибылью студия не обращала внимание на просьбы и замечания фанатов.

Blizzard годами не слушали претензии поклонников насчёт игрового дизайна и не слушали сотрудников, которые не чувствовали себя в безопасности на рабочем месте. Я всё. 16 лет в World of Warcraft подошли к концу.

Скандалы, связанные с дискриминацией по половому признаку, не редкость и в России. Из-за жалобы феминисток Владиславу Позднякову пришлось удалить пост в телеграм-канале «Мужское государство».

А название флешмоба в тиктоке, который был призван высмеять стереотипы о женщинах, превратилось в новое оскорбление.

Давление нарастает

Начиная с 2018 года компанию начали покидать такие видные сотрудники, как Майк Морхейм, Аллен Брэк, Крис Метцен, Крис Сигати и многие другие.

В конце 2018 года Blizzard объявила о прекращении поддержки Heroes of the Storm и отмене чемпионатов Heroes Global Championship и Heroes of the Dorm. Один из источников сообщил о том, что именно в это время компания стала аккуратнее тратить деньги и настроение в Blizzard сменилось с «О деньгах даже не думайте, делайте, что хотите» на «Вот черт, надо сокращать расходы».

В 2019 году ситуация лучше не стала. В феврале того года компания уволила более 800 своих сотрудников, большая часть из которых работала в сфере киберспорта и работы с сообществом. Еще хуже ситуация стала из-за инцидента с про-игроком Hearthstone под никнеймом Blitzchung, который в прямом эфире киберспортивного стрима поддержал протесты в Гонконге, за что его наказала Blizzard.


В конце года Blizzard осознала, что WarCraft 3, которую в спешке анонсировали на BlizzCon 2018, чтобы просто хоть что-то анонсировать, находится в печальном состоянии. Игру в спешке пытались закончить, но в итоге Warcraft III: Reforged приняли крайне негативно, а команду разработчиков распустили в 2020 году.

В это время начали появляться слухи о том, что Activison оказывает сильное влияние на Blizzard, но на самом деле Blizzard до сих пор сохраняет творческую независимость.

Я не помню, чтобы хоть кто-то из Activision приходил к нам со словами что-то изменить или отменить касательно игр. Они очень доверительно к нам относятся и верят, что нанятые ими же талантливые разработчики способны принимать верные решения, поэтому мы вольны делать, что захотим.

— Аарон Келлер, гейм-директор Overwatch

Однако, обратной стороной «творческой независимости» является тот факт, что таким подразделениям Blizzard, как, например, сервисы поддержки, которые не связаны непосредственно с созданием игр, оказывается сильное давление, поскольку Activision Blizzard превратилась в крупный совместный бизнес. По словам источников, в 2018 году Blizzard пересмотрела свою политику, приняв более строгий и универсальный подход к работе, поставивший компанию на путь высокой производительности, поскольку отдел кадров Blizzard объединился в общую команду с Activision.

Мы постоянно ищем способы лучше удовлетворять потребности нашего игрового сообщества, одновременно поддерживая наших работников. Прямо сейчас мы сосредоточены на разработке и выпуске большего количества игр и контента, а также на найме более 500 разработчиков для анонсированных и еще не анонсированных проектов. В быстро развивающейся и конкурентоспособной индустрии требуются общие усилия для принятия решений, которые позволят нам быть эффективными и адаптироваться к разным ситуациям, сохраняя при этом то качество игр, которое от нас ожидают игроки.

— Официальное заявление Blizzard

Тем не менее, в компании наблюдается раскол с корпоративной стороны Activision, оставивший беспомощными многих внутри Blizzard. В марте Activision Blizzard объявила, что Брайан Булатао нанят на должность главного администратора. На это заявление сотрудники Activision Blizzard отозвались неоднозначно. Генеральный директор Бобби Котик отметил, что Булатао – человек с большим опытом работы в правительстве и военной сфере, и подчеркнул, что Activision Blizzard стремится нанимать ветеранов. Найм Булатао вызвал бурные обсуждения внутри Blizzard. К тому же, сотрудники усомнились в правильности решения принимать на работу бывшего члена администрации Трампа, который еще и известен своим грубым и жестоким поведением. Работники Blizzard не знали, что и сказать, и не понимали, как такой человек будет представлять интересы компании.


В конечном счете, яростные споры внутри компании привели к молчаливому принятию того факта, что Blizzard больше не имеет влияния на то, кого компания нанимает для управления персоналом, тем более учитывая тот факт, что Blizzard зарабатывает намного меньше денег, чем King и Activision (для тех, кто не знает: King — компания, занимающаяся разработкой мобильных игр, известная по Candy Crush Saga. В 2016 году Activision Blizzard объединилась с King, что превратило компанию в крупнейшую игровую сеть в мире).

Крупные компании работают по принципу «если ты приносишь много денег, то ты определяешь культуру». Вот Call of Duty приносит деньги, поэтому они и задают тон. А Blizzard не делает денег. И чем дольше это будет продолжаться, тем дольше Activision Blizzard будет развиваться в таком направлении, где Blizzard ничего не решает.

— Анонимный сотрудник Blizzard

С чего начался скандал

История началась 21 июля 2021 года, когда Калифорнийский департамент справедливого трудоустройства и размещения (Department of Fair Employment and Housing, DFEH) подал в суд на Activision Blizzard. В иске отмечается, что он основан на двухлетнем расследовании, в ходе которого DFEH установила, что права женщин в компании ущемляют. Среди ключевых проблем департамент выделил множественные сексуальные домогательства (позже, в августе, стало известно, что до мужчин тоже домогались); меньшую, чем у мужчин зарплату; более жесткие требования для повышения в должности.

Ответ Activision Blizzard не заставил себя долго ждать — в тот же день компания сообщила, что обвинения DFEH основаны на «старой и лживой» информации, и что с «токсичной культурой» уже давно разобрались. Также, по словам представителей Activision Blizzard, надзорный орган ни разу за два года расследования не сообщил о проблемах руководству компании, что противоречит калифорнийским законам.

В документе, помимо общих обвинений в «токсичной культуре» на рабочем месте, говорилось также и об Алексе Афрасиаби (Alex Afrasiabi), который ранее работал старшим творческим директором World of Warcraft. Афрасиаби обвинили в множественных сексуальных домогательствах. Согласно выводам DFEH, он регулярно «лез целоваться или обниматься к сотрудницам», а также предлагал им выйти за него замуж.

На момент иска Афрасиаби уже не работал в Blizzard — присоединившись к студии в 2004 году, он покинул ее в середине 2020-го. Как потом стало известно из материала Kotaku, уволили Алекса именно из-за его «неподобающего поведения».

Первая реакция игроков и сотрудников

Игроки и сотрудники компании немедленно выразили негодование по поводу сложившейся ситуации. К примеру, некоторые поклонники World of Warcraft начали требовать, чтобы из игры убрали все упоминания Афрасиаби (его именем были названы предметы и несколько NPC), а также провели сидячую забастовку прямо в игре.

Причем если сначала группа забастовщиков была всего одна, то потом к ней стали присоединяться и игроки на других серверах. Некоторые из них затем собрали больше 13 тысяч долларов на программу Black Girls Code, в рамках которой чернокожих девочек учат программированию.

За этим последовало письмо главы Blizzard Джея Аллена Брэка, опубликованное журналистом Bloomberg Джейсоном Шрайером. В письме Брэк отмечает, что презирает bro culture, из-за которой и началась вся «токсичность» в Activision Blizzard. Всю карьеру он, по его собственному признанию, старался бороться с ней. Ещё Джей Аллен указал на то, что считает обвинения «тревожными» и в скором времени проведёт «множество встреч с работниками студии», чтобы обсудить «ряд серьёзных вопросов».

На фото: Джей Аллен Брэк

Сотрудники компании тоже не стали молчать. К примеру, ведущий дизайнер World of Warcraft Джереми Филез написал в своем твиттере, что многие в компании отказываются выходить на работу в знак солидарности с женщинами, которые решились заговорить о проблемах в компании на фоне скандала. Заявления же руководства Activision Blizzard, опровергающее выводы DFEH, Филез назвал «не отражающими взгляды сотрудников». Ему вторил и сценарист Overwatch 2 Джастин Грут, отметивший, что руководство «скорее уничтожит компанию, чем признает свою вину».

К забастовке присоединились не только игроки и работники компании, но и несколько игровых сайтов. The Gamer, GameXplain, Overlode и Switch Player Magazine сообщили, что не будут писать об играх Activision Blizzard «до тех пор, пока ситуация не изменится». И список этот далеко не полный. В августе же от компании отвернулась не только пресса, но и спонсоры в лице Coca-Cola, State Farm и T-Mobile.

Дальше начали высказываться и бывшие топ-менеджеры Blizzard. Например, экс-глава студии Майк Морхейм воспринял обвинения в сторону компании как личную неудачу, ведь на протяжении 28 лет работы в компании (Морхейм покинул Blizzard в 2019 году) он пытался «создать безопасную рабочую среду для всех сотрудников Blizzard». Майк извинился перед пострадавшими сотрудницами и попросил поделиться своими историями всех, кого коснулся маховик несправедливости, поделиться своими историями. Майк считает, что благодаря этому индустрия сможет измениться и стать «чище». Его поддержали бывший вице-президент Blizzard Крис Метцен и Джефф Стрейн, бывший ведущий разработчик студии и основатель Undead Labs.

На фото: Крис Метцен

Что предприняли сотрудники

26 июля сотрудники Activision Blizzard отправили руководству компании открытое письмо, которое подписали более двух с половиной тысяч действующих и бывших работников издательства. В письме они обвиняют топ-менеджмент компании в лицемерии, называют официальные ответы компании «ложными и искажающими факты», а также говорят о том, что не останутся в стороне и будут бороться «за свою любимую компанию до конца — пока она не станет местом, которым действительно можно гордиться».

А на следующий день после этого сотрудники объявили, что 28 июля устроят забастовку около главного кампуса Blizzard в Ирвайне. Бастующие потребовали:

— «поддерживать репрезентацию среди сотрудников» путем найма большего числа женщин, людей разных рас и трансгендерных людей;

— создать группу «по вопросам равенства и инклюзивности», которая сможет нанять независимую компанию для проведения проверки среди руководства компании;

— опубликовать данные по диапазонам зарплат сотрудников;

— создать равные условия продвижения сотрудников по карьерной лестнице вне зависимости от их расы или пола.

​Фото с забастовки у кампуса Blizzard

Как отреагировали в Activision Blizzard

За этим последовал официальный комментарий CEO Activision Blizzard Бобби Котика — первый с начала скандала. В нём Котик поблагодарил всех высказавшихся о проблемах внутри компании, а первое заявление официальных лиц, данное 22 июля, назвал «бестактным». Также Бобби Котик заметил, что «услышал о проблемах, и теперь руководство работает над их решением». В своём письме глава Activision Blizzard выделил пять ключевых пунктов, которые должны изменить рабочую среду:

  1. Компания рассмотрит каждое поданное заявление и поддержит всех попавших в сложную ситуацию сотрудников.
  2. Все сотрудники смогут высказаться на специальных собраниях.
  3. Компания пересмотрит процесс найма сотрудников.
  4. Activision Blizzard ждёт множество кадровых перестановок.
  5. Изменения также коснутся и всех игр компании, но в каком именно виде — пока неясно. Скорее всего, речь идет об упоминании спорных личностей, вроде Алекса Афрасиаби — как минимум часть из них уже удалили или планируют удалить в ближайшем будущем

Работники Activision Blizzard на это ответили, что рады тому, что, их голоса всё-таки услышали, а компания сменила тон коммуникации, но забастовку отменять не планируют, так как в своём заявлении Котик не рассмотрел «множество важных вопросов». Детали в ответе не уточнялись.

Как скандал с Activision Blizzard повлиял на другие игровые компании

28 июля более 500 сотрудников Ubisoft написали открытое письмо к Иву Гиймо, главе компании, где высказались в поддержку сотрудников Activision Blizzard, и напомнили начальству, что проблемы с «токсичностью» внутри самой Ubisoft так никуда и не делись, о чём говорилось еще в 2020 году. Сотрудники Ubisoft призвали руководство своей компании, Activision Blizzard и других «ключевых игроков рынка» объединиться и создать «свод правил и процессов, направленных на борьбу с подобными ситуациями внутри компаний».

Гиймо ответил на это заявление и заявил, что руководство примет меры для борьбы с «токсичной» культурой, однако авторы коллективного письма оказались им недовольны, заметив, что большинство их требований проигнорировали, а глава компании ответил им «общими словами».

Bungie еще 23 июля объявила, что всеми силами борется с «токсичной культурой» и что внутри студии надеются на лучшее для всей индустрии. До января 2019 года студия Bungie сотрудничала с Activision Blizzard при разработке онлайнового шутера Destiny, но затем решила развивать свою актуальную франшизу самостоятельно, без издателя.

На фото: глава Ubisoft Ив Гиймо

Квартальный отчет Activision Blizzard и уход руководства Blizzard

3 августа произошло сразу несколько значимых событий, прямо или косвенно связанных со скандалом вокруг компании. Сначала Blizzard покинул Джей Аллен Брэк, руководитель студии, проработавший в компании 15 лет и в 2019 году занявший пост главы Blizzard. Его место заняли Джен Онил (бывшая глава Vicarious Visions) и Майк Ибарра (бывший вице-президент Xbox). Джейн, таким образом, стала первой женщиной-руководителем в Blizzard.

Вслед за этим из Blizzard ушёл один из руководителей отдела кадров, Джесси Мещук, который также удалил свой аккаунт в твиттере. С учётом того, что сотрудники Activision Blizzard заявили о том, что HR-департамент знал о проблемах в компании и был напрямую в них вовлечён, можно предположить, что Мещука отстранили именно из-за этого. Официально, впрочем, компания не раскрыла причину ухода Джесси.

Следом за этим Activision Blizzard опубликовала финансовый отчёт за второй квартал 2021 года. В отчёте говорится, что показатели оказались выше прогнозов, несмотря на падение по сравнению с Q2 2020 и на то, что в первом квартале Blizzard отчиталась о потере 29% активных игроков. Выручка компании составила 1,92 миллиарда долларов, из которых 1,32 миллиарда пришлось на внутриигровые платежи. Инвесторов компании предупредили, что выручка за третий квартал может упасть из-за разразившегося скандала, а вот иск одного из инвесторов компании, Гэри Чанга, в отчете не упомянули.

На фото: Бобби Котик, глава Activision Blizzard

Таким образом, против Activision Blizzard ведётся уже два дела: один по заявлению от DFEH, второй по делу от инвестора, который обвиняет компанию в создании «ложных и вводящих в заблуждение финансовых отчетах».

Во время разговора с инвесторами после публикации отчёта Котик заявил, что отныне все виновные в каких-либо проступках будут нести «полную ответственность за свои действия», и не важно, кто они — простые работники или кто-то из менеджмента или руководства студии. Сотрудники Activision Blizzard, впрочем, отнеслись к этому заявлению скептически: по их словам, несмотря на все громкие высказывания Котика, ни одно из требований работников компании так и не было удовлетворено.

Также стало известно, что для своей защиты компания заключила контракт с печально известной юридической фирмой WilmerHale, которая уже участвовала в схожих процессах на стороне Amazon и Uber, борясь с созданием профсоюзов.

На жалобы сотрудников Activision Blizzard в сторону этой самой фирмы главы компании не ответили ничего.

Что происходит с разработкой игр

Про это пока известно меньше всего. Еще 25 июля старший системный дизайнер World of Warcraft Джефф Гамильтон высказался о ситуации в компании, отметив, что с официальной позицией руководства не согласен и что команда разработки WoW оказалась потрясена развернувшимся скандалом. По его словам, дальнейшие работы над MMORPG практически встали, и что происходит с разработкой прямо сейчас — неясно.

Известно, что фанаты массово покидают World of Warcraft, причём скандал с сексуальными домогательствами внутри компании не стал для этого катализатором — он лишь ускорил процесс. Игроки массово мигрируют в Final Fantasy XIV, пробуют The New World от Amazon или переселяются в The Elder Scrolls Online.

А с учётом того, что World of Warcraft всегда была одним из главных источников дохода корпорации (Shadowlands после выхода даже поставила мировой рекорд по продажам игр на PC, разойдясь за сутки тиражом в 3,7 миллиона копий) нетрудно представить, как сильно отток игроков повлияет на итоговую выручку. Акции компании и так уже больше полугода падают в цене — пиковое падение произошло 3 августа, когда стоимость акции составила 79,83 доллара, хотя ещё в феврале одну акцию оценивали в 102,25 доллара.

Кроме того, мобильную Diablo: Immortal на фоне скандала снова перенесли — на этот раз на начало 2022 года. При этом другая ожидаемая игра компании, Diablo 2 Resurrected, должна выйти в срок, 23 сентября 2021 года.

Авторы Overwatch 2 поделились объявлением о том, что они преодолели «важный этап» в разработке игры, и смогут поделиться детальной информацией уже «в ближайшие несколько месяцев». Однако ни про саму Overwatch 2, ни про Diablo 4 никаких конкретных новостей нет — обе игры «находятся в активной разработке».

Ряда ключевых разработчиков студия уже лишилась — студию покинули Луис Баррига (руководитель разработки Diablo 4), Джесси МакКри (ведущий дизайнер уровней Diablo 4) и Джонатан Лекрафт (старший геймдизайнер World of Warcraft). Были они уволены или же ушли по собственному желанию, в пресс-релизе Activision Blizzard не уточняется.

Что касается франшиз Activision, то компания, например, открыла дополнительную студию для создания мобильной Call of Duty — однако другой информации о планах на серию нет. Известно лишь, что Call of Duty: Vanguard всё ещё планируют выпустить в четвёртом квартале 2021 года.

На фоне скандала вокруг Blizzard:

— стоимость акций компании упала на 22%. Вернуться к показателям февраля 2021 года компания не смогла до сих пор;

— количество игроков в World of Warcraft за последний месяц сократилось на 4% — с 6 955 014 до 6 705 016 человек;

— компанию покинул Джей Аллен Брэк, который был её президентом с октября 2018 года;

World of Warcraft: как умирает ностальгия или закрытие Nostalrius

Воспользовавшись силами законов об авторских правах, Blizzard закрыли Nostalrius, крупнейший частный сервер World of Warcraft, позволявший играть в классическую версию игры 2004-2006 года. Данное событие вызвало широкий резонанс в сообществе и определенно нуждается в разъяснении.

Почему разработчики World of Warcraft отказались заниматься игрой

Департамент справедливого трудоустройства и обеспечения жильём Калифорнии (DFEH) подал судебный иск против материнской компании Activision Blizzard по обвинению в систематических домогательствах и половой дискриминации. Работницам студии начальники отказывали в повышении по гендерному признаку и подвергали критике за потраченное на уход за ребёнком время, пишет американское агентство Bloomberg Law. Ссылаясь на иск DFEH, издание передаёт, что сотрудники-мужчины играли в видеоигры в течение рабочего дня, делегируя обязанности коллегам-женщинам, позволяли себе шутки с сексуальным подтекстом и могли обнять или попытаться их поцеловать без разрешения.

Дело против Blizzard разделило руководство и сотрудников на два лагеря. Пока первые пишут внутренние записки, в которых отрицают факт притеснения сотрудников, другие подписывают обращение, осуждающие действия начальства, пишет Bloomberg.

Под обращением поставили подписи более 1,5 тысячи бывших и нынешних сотрудников Activision Blizzard. Но ситуация в коллективе разработчика не выровнялась, и это повлияло на главный продукт студии. Старший дизайнер World of Warcraft Джефф Хамилтон в своём твиттере написал, что работа над MMORPG приостановлена.

Разработчик отметил под своим обращением к поклонникам десятки коллег-женщин, которые пострадали от дискриминации и домогательств за время работы в Blizzard. Хамилтон объяснил, что верит им, а не тем работникам-мужчинам, которые участвовали в травле. По его словам, моральный дух сотрудников из-за всех событий находится на рекордно низком уровне. Официально Activision Blizzard никак не ответили на слова сотрудника и не прокомментировали, в каком объёме проводятся работы над MMORPG.

Что за Nostalrius?

В первую очередь необходимо рассказать о самом Nostalrius. Специфика World of Warcraft заключается в том, что люди играют не в игру, а в текущее дополнение: каждые пару лет контент игры полностью заменяется. Например, World of Warcraft: The Burning Crusade 2007 года выпуска и World of Warcraft: Warlords of Draenor 2014 года выпуска это не части единого целого, а, фактически, разные игры, как, например, Assassin’s Creed 2 и Assassin’s Creed: Unity, или Call of Duty 4: Modern Warfare и Call of Duty: Black Ops. Да, они очень похожи, но их содержание полностью отличается. У разных игроков формируются предпочтения к разным версиям игры, что особенно усугубляется неоднозначным качеством дополнений, как, например, вышло с ныне уходящим Warlords of Draenor. При этом возможность играть в старые версии World of Warcraft компания Blizzard не предоставляет. Официальная позиция Blizzard гласит, что «вы думаете, что хотите этого, но на самом деле не хотите».

Вопрос стоит особенно остро с классической, или «ванильной», версией World of Warcraft, под которой подразумевается игра в период с 2004 по 2006 год, т.е. до выхода каких-либо дополнений. От классической версии в текущем World of Warcraft после событий дополнения Cataclysm не осталось практически ничего, но с данными периодом у многих игроков связаны наиболее сильные ностальгические чувства. Кроме того, «ванильный» WoW в значительной мере отличался многими игровыми механиками, которые зачастую преднамеренно создавали неудобство для игроков, стимулируя объединение в группы для совместной деятельности. Учитывая официальную позицию Blizzard, группа энтузиастов из Франции решила взять ситуацию в свои руки и создать новый дом для игроков, которых не устраивает текущее положение дел в World of Warcraft. Так появился проект частного сервера Nostalrius.

Популярность достигла такого уровня, что разработчикам сервера пришлось решать такие проблемы с серверным кодом, которые до сих пор не под силу преодолеть Blizzard. В основном это касается количества игроков на одном сервере и в одной локации: официальные серверы выдерживают лишь 2-3 тысячи человек с высокой вероятностью «падения» сервера, если множество игроков собирается в одном месте, но Nostalrius удавалось удерживать более 8 тысяч человек, многие из которых находились в одной локации. До закрытия сервера в разработке находилось новое решение, позволявшее иметь несколько копий одной и той же локации на одном сервере, как это сделано во многих современных MMORPG, но было совершенно немыслимо в 2004-2006 годах.

Читайте также: