Black mirror список серий

Обновлено: 05.07.2024

Спустя полгода после выхода интерактивного «Брандашмыга» антология Чарли Брукера возвращается (правда, в пятом сезоне всего три серии). Смотрим, так ли хороши и злы новые сюжеты и не ударилось ли шоу в самоповторы. Внимание: в тексте есть спойлеры!

Эпизод первый: «Striking Vipers»

«Striking Vipers» — самый остроумный и полемический эпизод нового сезона. С одной стороны, он исследует VR-технологии и то, как меняется гендерная идентичность при смене виртуального тела, с другой — выносит приговор самому сексу (да и любым отношениям) в реале. По мере того как Дэнни начинает проводить все больше времени в мире «Striking Vipers», его брак начинает медленно распадаться.

Сюжет, придуманный Чарли Брукером, задает зрителю вопрос, на который ни у кого нет однозначного ответа. Просмотр порно — это измена? А секс по телефону? А киберсекс? Виртуальность гораздо более привлекательна, чем рутина реальности — этот тезис повторялся в «Черном зеркале» неоднократно да и не только в нем. Даже Говард из «Теории большого взрыва» как-то изменил (или не изменил?) своей девушке, занявшись виртуальным сексом с орчихой в «World of Warcraft». Так что тема совсем не новая. Но ракурс Брукер выбрал интересный, доводящий до смешного абсурда мотивы броманса и актуальной темы гендерфлюидности.

Эпизод второй: «Осколки»

Самая драматичная и человечная серия, в которой тема современных технологий вообще маячит где-то на втором плане. Британский таксист Крис (Эндрю Скотт) с маниакальным упорством принимает заказы только из одного определенного района — поджидает клиентов и высматривает в них одного, того самого. И находит. В машину садится Джейден, стажер в медиакорпорации «Осколки» (Smithereens). Компания создала социальную сеть (что-то вроде Twitter), а к этому приложению у Криса есть свои претензии. Он берет в заложники Джейдена и требует телефонной аудиенции с главой корпорации Билли Бауэром — этот персонаж частично списан с исполнительного директора Twitter Джека Дорси (шутка про молчащего бога — намек на реальный факт из биографии Дорси, который как-то хвастался, что прошел 10-дневный ретрит, во время которого оставался безмолвным).

В этом эпизоде Брукер не придумывает никаких футуристических технологий, а берет то, что уже давно существует в нашей реальности. Условный Twitter, впрочем, становится всего лишь сюжетным костылем, едва ли не макгаффином. На деле «Осколки» — первоклассный триллер про похищение и, одновременно — пронзительная «драма мести». Если выбирать лучшего актера этого сезона, то им станет Эндрю Скотт (запомнившийся многим ролью Мориарти в «Шерлоке») — его герой демонстрирует широчайший спектр эмоций, от отчаяния до железной решимости.

Критический месседж тут выглядит буквально как социальная реклама, которую развешивает вдоль дорог ГИБДД. Очевидно, что это не магистральная тема серии. В центре внимания тут трагедия обычного человека, который не может простить себя. Такой сюжет можно представить себе в любых историко-технологических обстоятельствах (см. фильм «Антихрист» или финал «Мстителей»).

«Осколки» могли бы стать отличным полнометражным фильмом, но в коротком формате примерно 70-минутной серии «Черного зеркала», несмотря на все свои очевидные достоинства (экспрессивная игра Скотта, умело нагнетаемый саспенс), смотрятся скомканно и даже немного неуместно. Сюжеты Брукера всегда любили и ненавидели за радикальные фантастические допущения, едкую критику современных технологий и черный юмор. Ничего из этого в «Осколках» в общем нет.

Эпизод третий: «Рэйчел, Джек и Эшли Два»

Оптимистическая поп-звезда Эшли О (Майли Сайрус) носит розовый парик и предлагает юным фанаткам смотреть на мир через очки того же цвета. У самой Эшли, впрочем, дела идут не очень: пластмассовый образ победил живого человека, тетка и по совместительству менеджер требует радостных песен и регулярного приема волшебных таблеток. По ночам Эшли пишет меланхоличные баллады, а днем ходит на телешоу — рекламирует нового мини-робота, сделанного по ее образу и подобию.

Один из экземпляров андроида достается грустной девочке-тихоне Рэйчел, которая живет со своим немногословным отцом и грубоватой старшей сестрой Джек. Батя с головой погружен в изобретение нетравматичной мышеловки, а сестра фанатеет по Sonic Youth и класть хотела на бездушный поп. Именно двум сестрам и одному роботу суждено спасти поп-певицу из хищных лап шоубиза.

«Рэйчел, Джек и Эшли Два» не лишенное острых углов, но все же вполне детское приключение в духе полнометражных телефильмов Disney. Гвоздь программы, конечно, Майли Сайрус, которая играет шарж на саму себя. Брукер говорит, что этот сюжет родился из трех слагаемых. Во-первых, из концепции ситкома про панк-коллектив и умершего участника, который он так и не реализовал. Во-вторых, из феномена «цифровых призраков» — голограмм Эми Уайнхаус или Принса, которые продолжают зарабатывать деньги, в то время как оригинал уже мертв. В-третьих, из факта повсеместного распространения голосовых помощников вроде Siri или Алисы. Цифровые личности, пережившие человека, в «Черном зеркале» уже встречались (вспомним хотя бы великолепный эпизод «Я скоро вернусь»), но там все это было частью взрослого драматического сюжета. В детский приключенческий фильм Брукер играет впервые.

Что же не так с новым сезоном?

Парадоксально, но если свести все эти неплохие серии вместе, то окажется, что новый сезон «Зеркала», скорее, не удался. Технотриллеры превратились в слишком человеческую драму, где технологии больше не являются первостепенным объектом исследования. «Рэйчел, Джек и Эшли Два» вроде бы и пытается критиковать безжалостный оскал постиндустриального капитализма и шоу-бизнеса, но делает это ничуть не злее, изобретательнее или зрелищнее, чем какой-нибудь «Вокс Люкс». На всякий случай напомним: много лет назад «Черное зеркало» начиналось с эпизода, где британский премьер-министр должен был совокупиться со свиньей. Сегодня же фантазии его создателей не идут дальше гуманной мышеловки.

Аннабель Джонс, исполнительный продюсер «Зеркала», сейчас утверждает, что шоу как бы вообще не о технологиях, а о человеческих ошибках и дилеммах. Чарли Брукер уверяет, что не берет новые сюжеты из гримас научно-технической революции, а наоборот, выдумывает какую-нибудь беспрецедентную жизненную коллизию. То есть все эти годы зрители и журналисты ошибались, называя «Черное зеркало» технофобским шоу? Или же Брукер попросту лукавит, оправдывая превращение циничного памфлета в «доброе кино»?

Но проблема нового «Черного зеркала» не только в потере веселой ярости Брукером, но и в обеднении его воображения. Мем «Все это уже было в „Симпсонах“», кажется, скоро придется перефразировать. Чарующая виртуальная реальность, злобная индустрия развлечений, неизлечимая личная травма — эти темы возникали в «Черном зеркале» не единожды, и никакого нового развития в этом сезоне они не получают. Героиня Майли Сайрус отбросит розовый парик и пластиковые песни, чтоб показать всем настоящий панк, но вместо этого сыграет невыразительный кавер на песню «Head like a hole» Nine Inch Nails. Чарли Брукер, кажется, не замечает в этом никакой фальши, а жаль. Быть может, и ему стоит сменить пластинку и написать свой «Wrecking Ball», как сделала настоящая Майли.

Чарли Брукер объясняет, что название «Чёрное зеркало» является отсылкой к чёрным дисплеям электронных гаджетов, которые есть в каждом доме или квартире. «Если технологии — это наркотики, а они действительно похожи на наркотики, то каковы будут побочные эффекты? Пограничная область между наслаждением и дискомфортом и есть место действия моего драматического сериала „Чёрное зеркало“. Вы найдёте чёрное зеркало на каждой стене, на каждом столе, в каждой ладони: холодный и блестящий экран телевизора, монитора, смартфона» [5] .

Черное зеркало сезон 1

@Nuuskamuikkunen: с первой серии хотелось написать комментарий о том, что этот сериал - из тех, которые внушают (как минимум части) своей аудитории чувство "элитарности" и превосходства над "непонимающими". И вот он - идеальный пример.

Любовь к этому сериалу вовсе не доказывает, что вы "переросли школьников" или понимаете больше, чем они. Ровно так же, как и факт того, что кому-то сериал может не понравиться, не означает, что этот человек здесь чего-то не понял. Можно понимать и любить этот сериал или его части, не понимать и ВСЁ РАВНО любить, понимать и не любить или же не понимать и не любить. И вот такой комментарий относит вас скорее ко второй категории, а не к первой, в которую вы себя так уютно поместили с вашим высоким IQ.

ты помнишь реакцию целой страны на это событие? Пока транслировали по тв "это" улицы городов были пусты, все смотрели с замиранием сердца, ведь это было так важно для людей. Не за принцессу же они переживали.
Конченый мир, грубо говоря.

Сериал Черное зеркало

Британский сериал, состоящий из нескольких новелл, повествует о том, куда, в конце концов, человечество может завести вмешательство технологий в абсолютно все сферы жизни – от личных воспоминаний до политики.

В чем суть?

Превосходные актеры - от Рори Киннира до Тоби Кеббела с щепоткой подрастерявшего лоск, но отрастившего еще большую харизму со времен «Безумцев» Джона Хэмма. Отнюдь не вторичные сюжеты, практически каждый из которых достоин отдельного фильма едва ли не больше, чем большинство современного сай-фая. Стильный визуальный ряд, придающий пугающей реалистичности историям о том, как видео на youtube или обычный твит могут навсегда перевернуть с ног на голову жизнь кого угодно – от британского премьер-министра до личного тренера, помогающего неудачливым парням склеить девушку. Если, проснувшись, вы первым делом тянетесь за смартфоном и, едва открыв глаза, проверяете обновления на Facebook, этот сериал для вас. Как и для тех, кто ждет-не дождется, когда безумное увлечение технологиями доведет планету до всеобщего помешательства.

Читайте также: