Барокко и готика сравнение

Обновлено: 30.06.2024

Фото: Shutterstock

Роскошь напоказ — так можно охарактеризовать стиль барокко. В чем истоки этого стиля, как воссоздать шик XVII века в квартире и как сэкономить на барочном интерьере, выяснили вместе с дизайнером.

Эксперт в этой статье:

Оксана Даниленко, дизайнер интерьеров

Барокко — стиль, для которого характерны вычурность, роскошь и повышенное внимание к деталям. Барочный стиль применяется не только в интерьере, но и в архитектуре, дизайне одежды и украшений . Стиль зародился в XVII веке в Италии.

Фото:Neovitaha777/wikipedia.org

Итальянская знать и священнослужители, выступавшие заказчиками строительства, требовали от мастеров придать побольше шика классическим зданиям и интерьерам, чтобы укрепить свой пошатнувшийся авторитет. Так зародился стиль, отличающийся максимальной помпезностью.

Фото:Kolossos/wikipedia.org

В XVIII веке барокко сменил чуть более сдержанный стиль рококо. Помпезность в нем приглушается за счет меньших форм, асимметричности и изящности исполнения.

4. Рококо: утонченная пышность

Китайский домик в парке Сан-Суси в Потсдаме – стиль фридерицианское рококо. /Фото: upload.wikimedia.org

Если здание напоминает пирожное, но не пышное, а утонченно-изысканное, то это скорее всего рококо. Убедиться в том, что это не барокко помогут множество ажурных узоров, картушей (элемент в виде щита или полуразвернутого свитка, украшенный завитками) и орнаментов на основе рокайлей – стилизованных изображений растений, природных камней и морских раковин.
Кроме того, рококо присуща асимметрия, в отличие от соразмерности барокко.

4. Классицизм

Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.

Фото:Shutterstock

Классицизм быстро распространился в Италии, а затем пришел во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны. В каждой из них он трактовался по-своему, обретая индивидуальные черты. В эпоху правления Людовика XIV на фоне абсолютизма появился «Большой стиль» — в нем соединились классицизм и барокко. В России на классические здания в этом стиле «наложилась» военная и патриотическая тематика.

Фото:Unsplash

  • симметрия и пропорции: колонны и окна расположены равномерно;
  • главный вход выполнен в форме портика и увенчан фронтоном;
  • прочные строительные материалы;
  • высокие, от пола окна с мелкой расстекловкой;
  • пилястровый ордер;
  • стены лишены декора.

Николай Фанеев:

«На рубеже 1800 г. старый мировой порядок сменяется — получают развитие идеи субъективизма, либерализма, демократии, церковь утрачивает былую силу, а церковное строительство перестает быть стилеобразующим. Однако для создания нового стиля не хватало знаний и развитого вкуса, поэтому в этот век обратились к формам античности. Идеалы красоты «археологического классицизма» были определены в труде Винкельмана «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре». Характерные черты стиля: членение корпуса сооружения пилястрами и карнизами, фасадная сторона напоминает греческий или римский храм с треугольным фронтоном или портиком. Пара примеров классицизма в архитектуре — Сан-Франческо ди Паола в Неаполе и кафедральный собор Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге».

Чем отличается барокко от стиля ампир при оформлении интерьера


Несмотря на множество сходств между роскошными «королевскими» стилями, все же есть существенные отличия барокко и ампира. Если говорить о периоде возникновения направлений, то барокко появился гораздо раньше – это конец XVI века, ампир, как течение, образовался лишь вначале XIX столетия.


Известно, что барокко, как стиль, просуществовал значительно дольше, чем ампир в интерьере, при этом он не смог так широко распространиться и надежно утвердиться на территории России.


В XIX веке во многих городах нашего государства возводились здания в величественном ампирном стиле. Более того, даже в наше время можно встретить сооружения с характерными чертами этого направления.


Родиной барокко стала Италия, предназначался стиль для оформления папских покоев. Ампир зародился во Франции и был предназначен для прославления Наполеона Бонапарта, достижений французской армии и самого государства. Период и место возникновения – это еще не все, чем отличается барокко от стиля ампир.


Отличия ярко прослеживаются и при оформлении интерьера помещений. Для барочного дизайна свойственным является напольное покрытие в виде натурального камня без ярко выраженных рисунков. Стены отделывались штукатуркой или краской.


Ампирный интерьер характеризовался наличием на полах дорогих ковров, которые придавали помещению роскоши и уюта. В XIX веке стены оклеивали натуральными тканями.


Цветовая гамма барочных помещений была сдержанной, насыщенной, но не яркой. Если обратить внимание на имперские помещения, оформленные согласно правилам ампира, прослеживается закономерность применения ярких цветов с нежными пастельными оттенками, создающими контраст.


Подчеркнутое богатство, величественность, помпезность – все это объединяет между собой королевские направления в искусстве.


Путешествуя и прогуливаясь по новым городам, бывает интересно распознать, к какому архитектурному стилю принадлежат заинтересовавшие нас здания. В архитектуре мало кто хорошо разбирается, тем не менее, не обязательно искать гида по городу. Основные стили можно определить самостоятельно, если знать, на что обращать внимание.

Прочитайте «шпаргалку» с названиями основных стилей и их приметами, которая поможет с пользой проводить время в путешествиях и прослыть знатоком архитектуры в кругу друзей.

2. Готика

Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.

Иль-де-Франс

Одной из главных инженерных инноваций готической архитектуры стала каркасная система. С виду ажурная и «сложносочиненная» (полная противоположность монументальной романской), она изменила распределение нагрузки в здании, облегчила стены и перекрытия, дала возможность увеличить высоту сооружений и их площадь, а также сэкономить строительные материалы.

Фото:Unsplash

Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фото:Unsplash

  • остроконечные арки;
  • нервюрные своды (нервюра — выступающее «ребро» свода);
  • витражи;
  • контрфорсы — вертикальная выступающая часть стены или отдельно стоящая опора, соединенная с ней аркбутаном;
  • аркбутаны — каменные полуарки, соединяющ вертикальную опору со стеной;
  • пинакли — остроконечные копьевидные башенки, чаще всего располагаются наверху контрфорсов;
  • вертикализация — все части сооружения стремятся вверх;
  • богатое убранство — украшенные колоннады, скульптурная лепнина, статуи святых и исторических деятелей, башни и шпили, а также горгульи, гротескные фигуры, которые одновременно могут быть фонтанами.

Николай Фанеев:

«Готическая архитектура в основном представлена религиозными сооружениями. Безусловно, готика ассоциируется, прежде всего, с собором Нотр-Дам-де-Пари, Шартрским Собором, Аббатством Сен-Дени, Кельнским собором и др. Несколько особняком стоит английская готика, которая, переняв характерные черты оригинального французского стиля, адаптировала его к своим региональным предпочтениям. Например, английская готика, в отличие от французской, тяготеющей максимально ввысь, подчеркивала длину здания, а не его высоту. Примеры: кафедральные соборы в Линкольне и Йорке, кафедральный собор в Глостере и др».

8. Ар деко: рациональный шик

Нью-Йоркский небоскреб American Radiator Building в стиле ар деко. /Фото: upload.wikimedia.org

Ар деко один из наиболее узнаваемых стилей и его характерная черта – эклектичность. Строгая закономерность композиции, геометрические объемы, ломаные и зигзагообразные линии, странные кривые сочетаются с экзотическими мотивами, пестрыми орнаментами и роскошью дорогих материалов. Для украшений характерна разнообразная тематика: исторические мотивы, изображения животных, современных машин и предметов искусства. Если здание состоит из элементов с подчеркнутыми линиями вертикали и горизонтали, удивляет неожиданными решениями художественного оформления, производит впечатление роскоши и шика, то это архитектура ар деко.

8. Модернизм

Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.

Фото:Shutterstock

Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.

Хрустальный дворец

Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла

В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.

  • акцент на объем;
  • асимметричность композиции;
  • ленточное остекление;
  • отсутствие декора;
  • основные материалы — железобетон, сталь.

Николай Фанеев:

«Модернизм зародился в первой половине XX века и быстро стал ведущим стилем и даже философией архитектуры того времени. Это было связано со строго рациональным использованием материалов, конструктивными нововведениями, аналитическим подходом к функциям зданий. Главные постулаты — «форма следует за функцией» и «меньше значит больше». Пионерами движения были Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус, а среди ярких представителей — немецкая школа Баухауз и Фрэнк Ллойд Райт».

Эти стили имеют много общих черт, при этом между ними есть и свои существенные отличия.

6. Модернизм: функциональная современность

Villa Savoye, Франция – яркий пример модернизма. /Фото: cdn.kastatic.org

Характер построек модернизма можно описать фразой: форма следует функциональности. Стиль максимально практичен, не привязан к историческому контексту, не имеет никаких замысловатых линий и лишен любого украшательства. Можно сказать, что для модернизма характерна аскетичность архитектурных форм.

Стиль барокко в интерьере: 6 приемов

Мебель в стиле барокко

Барочный стиль в мебели можно узнать по замысловатым формам и роскошным материалам. Каждый предмет как будто претендует на то, чтобы стать произведением искусства.

Фото:Shutterstock

Характерные черты мебели в стиле барокко:

  • избыточность форм, функциональность объекта отступает за второе место;
  • мягкие, замысловатые контуры, в отделке используется множество деталей с изящной резьбой;
  • мебель стоит на изогнутых ножках, приобретая таким образом внешнюю легкость;
  • все сделано из самых дорогих материалов — шелка, бархата, цельного дерева редких пород и глубоких драгоценных цветов, мрамора;
  • аксессуары и детали мебели украшены позолотой и посеребрением, инкрустированы драгоценными камнями.

Норма для барочного интерьера — предметы мебели, которые служат исключительно для красоты: балдахины над кроватью, декоративные консоли с расписными вазами на них и др. С точки зрения стиля главное, чтобы каждый предмет был красив и поддерживал общий стиль комнаты своими изгибами и деталями. Чаще всего основной цвет мебели либо аналогичен цвету стен, либо контрастен ему.

Фото:Shutterstock

Отделка потолков

Потолки в доме стиля барокко не могут быть простыми — по сути, они рассматриваются как холст.

Фото:Shutterstock

Потолки нередко украшают:

  • лепниной;
  • росписью;
  • фресками;
  • массивными люстрами.

Важно, чтобы потолок не контрастировал со стенами, а оставался их продолжением — возможно, образуя общий сюжет.

Отделка стен

Простые минималистичные стены тоже не подходят для барокко. На них располагают объемные элементы:

  • лепнину;
  • молдинги;
  • колонны;
  • пилястры;
  • ниши;
  • вычурные бра;
  • статуи.

Обои должны подчеркивать роскошь убранства, в идеале — иметь текстурный выпуклый узор. Картины могут стать дополнительным украшением, но только будучи заключенными в массивные рамы, с покрытием под золото, серебро или бронзу.

Фото:Shutterstock

Напольное покрытие

Можно обратиться к паркету с замысловатым рисунком из ценных пород. Обычная елочка или укладка прямыми линиями будет неуместна. Кроме паркета, для стиля барокко подходят полы из мрамора или камня.

Фото:Shutterstock

Часто для барочного пола используются ковры, но они не должны закрывать всю площадь пола. Ковер в барокко — отдельный уникальный элемент интерьера со своим рисунком, который подчеркивают красоту паркета или камня. Лучше отдать предпочтение светлым вариантам, которые сочетаются по цвету с потолком.

Цветовая гамма

Барокко ассоциируется с позолотой, которую используют и при создании мебели, и при оформлении стен, потолков, и в аксессуарах. Чтобы подчеркнуть роскошь золота, лучше выбирать сочетания со светлой натуральной гаммой (голубой, желтый, экрю, розовый) или, напротив, с контрастными цветами драгоценных камней (синий, бордовый, изумрудный, пурпурный).


Текстиль

Ткани, которые используют для обивки мебели и украшения помещения в стиле барокко, должны быть дорогими или качественно имитировать роскошь. Барочному интерьеру хорошо подойдут:

  • атлас;
  • бархат;
  • тонкий хлопок;
  • парча;
  • гобелены.

Фото:Shutterstock

Важную роль в таком интерьере играет оформление окон. Они должны быть прикрыты плотными шторами, лучше всего — портьерами с дополнительными элементами: кисточками и ламбрекенами. Для занавесок подойдет тяжелая ткань, образующая крупные складки.

Советы дизайнера


Оксана Даниленко, дизайнер интерьеров:

— Барокко — один из самых сложных стилей, его невозможно ни с чем перепутать. Этот стиль часто называют венецианским или дворцовым. Я советую не бояться вычурности и излишества. Барокко — это роскошь напоказ! Но к созданию такого интерьера надо подходить очень грамотно и рационально.

Барокко подразумевает большое пространство и величественные потолки, этому стилю требуется пространство, маленькое помещение не даст ему раскрыться. Лучше всего для барокко подойдет большой загородный дом. Но есть и свои приемы для барочных интерьеров в городском жилье.

Как создать стиль барокко в маленькой квартире:

использовать светлые оттенки и подчеркнуть их темными элементами;

выбирать мебель с маленькими резными элементами. Очень хорошо подойдет сочетание белой или кремовой мебели с позолотой;

не усложнять потолки большим количеством уровней, а выбрать один акцент. Можно использовать витраж с подсветкой либо лепнину по углам потолка;

свет лучше сделать скрытый в потолке, потому что небольшая люстра может «убить» барокко, а большая в городской квартире неудобна и неуместна;

можно сделать акцент на бра, использовать «пышные» варианты;

сократить яркое золото до золотой патины. Таким образом вы создадите глубину и не утяжелите пространство.

Сэкономить на барокко сложно, но возможно:

имитация авторской мебели, выполненной на заказ, может вписаться в небольшой бюджет;

лепные элементы можно заменить качественными полиуретановыми копиями;

вместо мрамора и натурального камня можно использовать керамогранит на ровных поверхностях или декоративную штукатурку с эффектом мрамора. На рельефных поверхностях, к примеру колоннах, гипс и камень заменят полиуретан;

фрески ручной росписи можно заменить печатными аналогами (не путать с фотообоями). Такие фрески печатаются на плотных флизелиновых обоях и сверху имеют слой, имитирующий штукатурку, что придает им глубину и реалистичность.

Чего стоит избегать в интерьерах барокко:

пустые стены упростят дизайн и будут выглядеть незавершенными;

большое количество современных элементов, в том числе бытовой техники и электроники, будет диссонировать с общим дворцовым настроением;

мелкие цветочки и растительность в текстиле и обоях могут увести дизайн в провинциальную Европу и прованс.

Фото: GiuseppeT/wikipedia.org

Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.

Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.

Эксперты в статье:

Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI

Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects

9. Постмодернизм: индивидуальная современность

Пекинский национальный стадион «Птичье гнездо». /Фото: upload.wikimedia.org

Архитектору сложно спроектировать объект в этом стиле, так как ему нужно сделать здание особенным, при этом функциональным и гармонично вписанным в ландшафт. Зато для нас задача опознания облегчается. Если у здания гибридная архитектура и необычная форма фасада, но при этом проглядывает тяга к академизму с использованием каких-то элементов из старых стилей, можно быть уверенным, что данное сооружение – представитель постмодернизма.

3. Барокко: помпезная роскошь

Королевский дворец в Мадриде – пример стиля барокко. /Фото: theaa.ie

Этот стиль полная противоположность классицизму. Вместо плоского фасада – выпукло-вогнутые секции, вместо четкости линий – текучесть криволинейных форм, вместо лаконичности декора – помпезная роскошь. Проще говоря, если здание приводит впечатление торта, щедро украшенного пышно взбитым кремом, то это барокко. Характерная черта стиля – выразительность фасада, достигаемая за счет раскреповки. Плюс изобилие декора: витиеватая лепнина, разнообразные маскароны, кариатиды и атланты.

Раскреповкой называют прием, когда часть стены вместе со всеми элементами или выступает или наоборот, «уходит» назад. А маскарон – это украшающий элемент в виде головы животного или человеческого лица.

6. Ампир

Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.

Фото:Shutterstock

Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.

Фото:Pexels

Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.

  • парадность;
  • монументальность;
  • мотивы Древнего Рима и Египта в орнаментах, декоре;
  • обилие декоративных элементов;
  • облицовка разноцветным камнем;
  • лоджия вместо портика;
  • позолота в деталях.

Николай Фанеев:

«Стиль ампир появился во Франции во времена правления Бонапарта (1804-1814), считавшего себя величайшим императором со времен античности и использовавшего архитектуру для создания визуальной связи и коннотаций между Французской Империей и Римской Империей. В сооружениях той эпохи — преимущественно триумфальных арках — широко применялись символы и орнаменты, заимствованные из античного мира (в частности, Римской Империи)».

7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль

На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.

Фото:Bellomonte/wikipedia.org

  • природный орнамент;
  • плавные, волнистые, изогнутые линии в декоре фасадов и интерьеров;
  • пастельные, приглушенные оттенки;
  • украшение интерьеров мозаикой, витражами, эмалью;
  • оформление здания — дерево, кованые элементы необычной изогнутой формы;
  • прямоугольные двери и окна, достаточно часто — арочные.

1. Классицизм: строгая симметрия

Таврический дворец в Санкт-Петербурге возведен в стиле классицизма. /Фото: st-petersburg.guide

Стиль зиждется на античных ценностях – строгие каноны, логичность, простота и гармония, и весьма узнаваем даже для человека, далекого от архитектуры. Его характерные черты: величественная монументальность, безукоризненная симметрия, четкость объемных форм, гармоничность пропорций, лаконичность декоративного убранства. Если парадный вход здания расположен строго по центральной оси, присутствуют колонны, все фрагменты архитектурной композиции симметричны, украшения подчеркнуто строгие – это классицизм.

5. Рококо

Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.

Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.

Фото:Vassil/wikipedia.org

Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.

Стены, молдинги (выпуклые декоративные детали на фасадах) и потолки зданий в этом стиле украшены многочисленными переплетениями декоративных деталей, основанных на формах «C» и «S», раковинами и другими натуралистическими формами.

Фото:Shutterstock

Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.

  • мотив рокайля — морские ракушки, необычные изогнутые формы, имитирующие природные элементы;
  • отсутствие строгой симметрии;
  • богатая декоративная отделка;
  • пастельные цвета;
  • в интерьере активно используются лепнина, резьба и позолота;
  • относительно небольшой размер построек;
  • использование картушей (лепных украшений в виде щита или развернутого свитка);
  • зеркала — важный элемент интерьера.

3. Барокко

Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.

Фото:Shutterstock

Архитекторы эпохи барокко до предела развили основные элементы архитектуры Возрождения (которая, в свою очередь, наследует античному стилю), включая характерные купола и колоннады, и сделали их более высокими, величественными, украшенными. Внутри здания часто использовалась живопись Тромплей (также известна как «обманка» — изображение, выполненное настолько точно, что его можно принять за кусок реальности) в сочетании со скульптурой. Для барокко характерен избыточный декор: многочисленные ангелы и раскрашенные фигуры на потолке, витые колонны, изобилие декоративных элементов, занимающее все пространство. Во дворцах в стиле барокко парадные лестницы стали центральным элементом.

Фото:Shutterstock

  • многократное повторение в фасаде здания одних и тех же декоративных приемов;
  • обилие деталей;
  • позолоченная скульптура;
  • яркие цвета;
  • фрагментированные или намеренно неполные элементы;
  • использование игры света и тени;
  • ярко расписанные потолки;
  • масштабные фрески;
  • иллюзорные эффекты, такие как Тромплей;
  • купола грушевидной формы (более характерны для барокко Восточной Европы);
  • витые колонны, как бы создающие иллюзию движения вверх.

Екатерина Сванидзе:

«Барокко» (в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы») — это стиль абсолютистской эпохи (с 1600 г. до 1780 г.), когда власть церкви солидаризируется со светской. Пышность декора, впечатляющие размеры сооружений и особое членение барочных помещений усиливают авторитет церкви и государства — католическая церковь взывала к верующим через искусство и архитектуру. В этом стиле архитектуре подчиняются все остальные виды искусства — скульптура, живопись. Сложные архитектурные формы, в основе которых, как правило, был овал/эллипс, а также динамическое противопоставление и взаимопроникновение пространств, величие, драматизм и контраст освещения, пышные формы и богатый декор — характерные черты барокко. Грандиозные творения барокко — церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, базилика Санта-Кроче в Лечче».

2. Готика: мрачная торжественность

Шедевр готической архитектуры – собор Парижской Богоматери. /Фото: upload.wikimedia.org

Если при взгляде на здание кажется, что оно стремится ввысь, вспоминаются рыцари и средневековье, а вычурный каменный декор вызывает опасение порезаться, то это готика. У этого стиля очень яркие особенности: стрельчатые арки, вытянутые окна, узкие башни, увенчанные коваными шпилями. Одним словом – все части сооружения тянутся в небеса, подчеркивая вертикаль. Декор здания с готическим «лицом» поражает изобилием элементов: витражи, тимпаны, вимперги, пилястры, барельефы, скульптуры. Тематика украшений сочетает библейские сюжеты и мистические мотивы – изображения на барельефах повествуют о муках грешников, а статуи грифонов и горгулий соседствуют со скульптурами ангелов и святых.

1. Античный стиль

Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.

Фото:Shutterstock

Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.

Фото:Shutterstock

Основные черты древнегреческой архитектуры:

  • баланс и пропорции;
  • характерный архитектурный ордер — определенная форма, состав и порядок вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов;
  • использование таких материалов, как мрамор, кирпич и бетон;
  • колоннады;
  • стереобаты — нижняя часть храма или колоннады, «цоколь», обычно состоит из 3 ступеней;
  • кариатиды;
  • портик с фронтоном.

Екатерина Сванидзе:

«К античному стилю можно отнести архитектуру Древней Греции VII-VI вв. до н.э. и архитектуру Древнего Рима. Преобладающей типологией в это время были храмы, спроектированные с учетом принципов симметрии, геометрии, гармонии частей и целого, перспективы. Отличительная черта античного стиля (в особенности в греческой архитектуре) — ордерная система (ионический, дорический, позднее — коринфский ордеры), которая впоследствии была переосмыслена римлянами — появились римско-дорический, тосканский, римско-ионический, римско-коринфский ордеры и композитная капитель. К самым ярким примерам античного стиля относятся Парфенон, построенный в Афинском Акрополе в V веке до н.э., и амфитеатр Флавиев (Римский Колизей) 72-80 гг. н.э».

5. Модерн: гармоничный шик

Каса-Батльо – дом в стиле модерн в Барселоне. /Фото: upload.wikimedia.org

Определить модерн можно по нетрадиционным силуэтам – практически полное отсутствие углов и прямых линий, причудливые контуры, асимметрия. Его сложно спутать с другим стилем, если обратить внимание на окна и двери. Для модерна характерна арочная или овальная форма проемов и сложное остекление, прекращающее окно в арт-объект. Декор фасада богатый, но гармоничный: цветная роспись, фриз, вычурные решетки, глазурованная плитка призваны подчеркнуть индивидуальность дома.

7. Конструктивизм: совершенная простота

Дом культуры им. Русакова в Москве – стиль конструктивизм, авангард. /Фото: upload.wikimedia.org

Определить конструктивизм можно по сочетанию строгости и лаконичности с разнообразием форм. Нечего вычурного нет – архитектура строится на обычных геометрических фигурах, но они компонуются, перетекая из одной в другую, создавая новый, оригинальный облик. Для конструктивизма характерны приглушенные естественные цвета и разноформатность сегментов, но при этом здание выглядит как неделимое целое.

Что такое барокко

Роскошь, излишество, уникальные и продуманные детали — основные признаки барочного стиля. Считается, что барокко призван подчеркнуть дороговизну интерьера. Стиль максимально абстрагирован от окружающего мира, в таком интерьере все сделано на заказ, с особым вниманием к деталям и без особой привязки к реальному миру за окном. Барокко не приемлет типовых решений и утилитаризма. Мебель и аксессуары здесь в первую очередь украшают, а уже потом выполняют какую-то функцию.

Фото:Ermell/wikipedia.org

Характерные черты барочного интерьера:

  • симметрия;
  • плавные линии;
  • обилие деталей;
  • множество аксессуаров;
  • дорогие материалы;
  • каждый предмет уникален, а в идеале — сделан на заказ.

11. Деконструктивизм: не похожий на других

Дрезденский киноцентр UFA. /Фото: i2.wp.com

Если кажется, что здание смяли или изломали, а потом собрали кусочки в хаотичном порядке – это деконструктивизм. Для стиля характерны ломаные формы, криволинейные линии, причудливые очертания окон. Здание в стилистике деконструктивизма сложно для визуального восприятия, а для перфекциониста подобное сооружение – настоящий геометрический ад.

Общие характеристики стилей ампир, готика, барокко и рококо

Ампир и барокко – одни из самых ярких и величественных стилей, при этом возникали они в разные эпохи, поэтому отличаются подходом к оформлению сооружений, основываясь на философиях, характерных для определенного исторического периода.


На первый взгляд эти два направления настолько разные, что, казалось бы, у них ничего не может быть общего. Однако стили барокко и ампир имеют некоторые общие характерные черты – это подчеркнутая театральность и декоративность.


Стили барокко, ампир и готика, а также рококо, в качестве декоративных элементов при оформлении зданий активно использовали лепнину. Все они были основаны на возведении архитектурных памятников, поэтому в каждый из периодов развития ампира, барокко, готики, отмечалось развитие архитектуры.


Правда, ампир был ориентирован на наследие Древней Греции и Рима, а готика – на Средневековье. Если архитектуре в ампирном стиле свойственным является соблюдение геометрически правильных форм, то для готики – наличие стрельчатых окон, арок, веерных потолков и прочих элементов, устремленных в небо.


Барокко, рококо и ампир – направления классического стиля, именно поэтому они имеют общие черты. Для этих стилей свойственна симметрия и гармония, особенно это касается дизайна интерьера. Отдавалось предпочтение использованию натуральных материалов. Цветовая гамма должна быть теплой, светлой, пастельной. Цветовые контрасты применялись крайне редко.


Ампир, готика, барокко и рококо имеют еще ряд общих характеристик. Прежде всего, это роскошь, известно, что их применяли для оформления интерьеров аристократии. Именно поэтому эти направления часто называют дворцовыми или королевскими. Кроме того, для всех этих направлений характерными были просторные помещения с высокими потолками, особенно это проявлялось в таких стилях, как ампир, барокко и готика, рококо это касается в меньшей степени.


Наиболее активно среди всех способов декорирования использовалась лепнина, также при оформлении дизайна интерьера применялись настенные росписи, разнообразные изделия из дерева. Мебель с элементами резьбы – распространенное явление, свойственное всем этим направлениям.


Шторы были тяжелыми, с множеством благородных складок, что подчеркивало особое значение помещения. Большие зеркала являлись неотъемлемой частью классицизма.


Обязательным также было наличие большой люстры в качестве основного осветительного прибора, как правило, она была из дорогого хрусталя. Разнообразные бра и торшеры тоже широко использовались в интерьере.

10. Хай-тек: геометрическая фантастика

Pacific design center в Лос-Анджелесе. /Фото: cdn.wework.com

Если здание вывернуто «наизнанку» – с наружными коммуникациями, имеет мощный «скелет», большую площадь остекления, то мы имеем дело с хай-теком. Для стиля характеры монументальность, элементы кубизма и современные материалы.

Читайте также: