Ангел и демон статуя

Обновлено: 04.07.2024

Сегодня полувековой юбилей празднует Дэн Браун — писатель, чья книга «Ангелы и демоны», несмотря на многочисленные фактологические ошибки, привлекла внимание тысяч поклонников к реальной истории Вечного города

C тех пор как в свет вышла книга Дэна Брауна «Ангелы и демоны» , а затем еще и фильм, снятый в лучших традициях голливудских боевиков, в Риме несложно найти гида, который с удовольствием проведет всех желающих по местам, где побывали Роберт Лэнгдон и Виттория, расставив все точки над i и пояснив, что не все описанное в книге, а также отснятое в фильме соответствует действительности.

Так как все эти места расположены довольно далеко друг от друга, наверное, кому-то есть смысл обратиться в агентство и с комфортом провести время в Вечном городе.

Однако можно, подобно героям книги, попытаться разобраться в запутанных коллизиях самостоятельно.

Профессор Роберт Лэнгдон по приглашению сотрудника Ватикана приезжает в Рим, чтобы помочь отыскать похищенных кардиналов и бомбу. Времени очень мало — убийца грозится убивать кардиналов ежечасно, а затем взорвать бомбу. У Роберта нет сомнений, что похищение организовано иллюминатами, к которым он причисляет и Рафаэля, и Бернини. Однако стоит заметить, что и тот и другой умерли на много-много лет раньше, чем появились первые иллюминаты.

Пытаясь расшифровать намеки похитителя, Роберт приходит к выводу: нужно ехать в Пантеон, где захоронен Рафаэль Санти.

Пантеон был построен как храм всех богов в 126 году и расположен на Пьяцце-делла-Ротонда. После освящения в 609 году он стал христианским.
Главная особенность Пантеона — отверстие в его крыше, которое Роберт по ошибке принял сначала за «дьявольскую дыру». Сквозь отверстие опускается световой столб, который, не рассеиваясь, струится в виде огромного луча. Отверстие служит также в качестве охлаждения воздуха в храме и вентиляции помещения. Правда, сюда проникает и дождь, но внизу существует специальная дренажная система, впитывающая воду. Пантеон — одно из идеально сохранившихся старых зданий Рима.

Второго кардинала убивают именно на площади Святого Петра, протыкая ему легкое.

Площадь была создана по проекту Бернини. Она раскинулась перед собором Святого Петра и окружена колоннадами, образующими вместе с собором символический «ключ святого Петра». На площади установлен обелиск, привезенный в Рим Калигулой и, по преданию, украшавший цирк Нерона, где был казнен святой Петр. На площади всегда много народу.
На площади в толпе Роберт и Виттория, пытаясь предотвратить следующее убийство, находят медальон с изображением дующего ангела и решают, что струи воздуха указывают на церковь Санта-Мария делла Виттория, где стоит скульптура Бернини «Экстаз святой Терезы». На самом деле на площади таких медальонов восемь — для четырех основных и четырех промежуточных направлений ветра.

Церковь Санта-Мария делла Виттория располагается в восточной части Рима.

Браун фривольно описывает скульптуру: «. творение Бернини… смахивало на порнографию ». На самом деле скульптор изобразил святую Терезу в момент озарения. В своих книгах Тереза описывала, как к ней с небес спустился ангел, держа в руках огненную стрелу любви Господа.

К сожалению, третий кардинал тоже погибает, он сгорает в огне на глазах героев, а самому Роберту чудом удается бежать, оставив Витторию в руках убийцы.

Следующий пункт маршрута — «Фонтан четырех рек». Это один из самых знаменитых фонтанов Рима. Он находится на Пьяцца Навона и сооружен по проекту Бернини, хотя сама история его создания необычна.

Elena Grechina

Юлия Радская

по фильму,эта статуя находится в церкви "Санта Мария Дель Пополо",а как на самом деле не знаю

скорее всего, именно просто эффектная декорация. я кучу книг перерыла и прошерстила интернет- нет ее в Ватикане, кроме как на сьемках фильма, да и к тому же, будь она настоящей и стоящей где-нибудь в Риме, то не меняла бы она свое положение на протяжении фильма и трейлера. то на соборе Петра, то на месте первого убийства. а жаль

Валерия Бондалетова

да я тоже, ничего не слышала о такой статуе, хотя имею прямое отношение к истории искусств, я художник по профессии, изучала архитектуру и скульптуру в институте. отраженные статуи Бернини в фильме мне действительно знакомы. а эта уникальная статуя, к сожалению нет. возможно это действительно элемент декорации, а жаль, очень интересная получилась статуя, мрачная и загадочная.

Юлія Козак

Рим — это особый случай. Это город, который поглощает сразу и навсегда, не оставляя шансов на излечение от его атмосферы и какой-то магии. Да, честно говоря, и не хочется никакого противоядия — Рим в сердце очень прочно прижился.

Знакомство с Италией у меня началось задолго до поездки туда, с каких-то докладов в школе, университете, самостоятельного изучения… И вот тогда мне и попалась на глаза книга (тогда еще только вышедшая в свет) Дэна Брауна «Ангелы и демоны».

Мне очень нравятся его книги, есть в них и сюжет, и интрига, и история. И нельзя к ним относиться, как к научным книгам: конечно, доля художественного вымысла есть, ровно как и в любом произведении. Но вот увлечь и держать в напряжении от первой и до последней страницы может далеко не каждая книга!

Главным плюсом книг этого автора являются описания мест, где происходит действие: они настолько красочные и реалистичные, что вполне могут стать неплохим путеводителем.

Так вышло у меня и с Римом: книга стала последней каплей, переполнившей чашу желания побывать в Вечном городе, и реализация мечты началась. В Италии я была туром, о чем до сих пор жалею — мало, мало, очень мало… Конечно, информативно, увлекательно, но не свободно. Да и аномальная жара 2015 года безжалостно корректировала наши планы: на изучени е Рима выделили всего 1,5 (. ) часа… А замок Св. Ангела — мою давнюю мечту — просто проехали автобусом! К такому кощунству я оказалась не готова и сразу после заселения в отель, уставшая и вымученная жарой, побежала осматривать Рим по-своему, взяв за основу сюжет-путеводитель книги. На это ушел у меня вечер, часть ночи и утро — ничтожно малый срок, но я туда очень скоро хочу вернуться и досмотреть, доощущать, хотя вряд ли это получится в полной мере — люди, живущие там, годами узнают Рим с новых ракурсов…

Итак, книга. Первая достопримечательность, описанная в ней, — это знаменитый Пантеон, мимо которого ни один турист в Риме не пройдет: после Колизея это второй символ Вечного города.

Это храм всех богов Римской империи, которому уже 2000 лет. Богов, которым посвящено гигантское для того (да и для нашего тоже) времени сооружение, было семь — по числу планет солнечной системы, именами которых те названы.

Пантеон всегда привлекал внимание людей. Будучи уже с 7 века н. э. католическим храмом, он был и местом упокоения великих мира сего. Рафаэль Санти хотел быть похороненным в храме, который, по его мнению, соединял в себе людей и богов. Великий художник был похоронен в Пантеоне. Это событие стало новым этапом истории античного храма. Он стал местом захоронения.

Пантеон знаменит своим «оком» — 9-метровым отверстием в куполе храма. Через широкий проем солнечный свет льется в помещение, не имеющее других окон, создавая мягкое естественное освещение интерьера. Тем же путем проникает сюда и дождь, но мраморный пол чуть заметно приподнят в середине, так что вода быстро стекает к сточным желобам вдоль стен.

Площади Рима знамениты своими обелисками. Так и на площади делла Ротонда, примыкающей к Пантеону, расположился величественный обелиск. Высота его, сделанного из розового египетского мрамора и покрытого иероглифами, составляет 6,3 метра. Он был одним из двух обелисков, созданных при Рамзесе II для храма бога Ра в Гелиополе.

Следующая веха на пути героев книги — церковь Санта Мария дель Пополо.

Здание церкви построено в 1470-х годах. Раньше на её месте стояла римская часовня XI века. Своим названием базилика обязана древней легенде: считалось, что когда-то здесь находилась гробница Нерона, жестокого гонителя христиан. Спустя века над склепом вырос тополь, в кроне которого собирались стаи воронов. Место слыло проклятым, горожане обходили его стороной до тех пор, пока в 1099 году Папе Римскому Пасхалию II не явилась Дева Мария и не приказала срубить дерево. Папа незамедлительно исполнил ее волю и повелел возвести на этом месте часовню, названную её именем.

Церковь — яркий пример того, как за абсолютно неприметным фасадом скрывается роскошный интерьер. В книге описана лишь одна из ее красот — капелла Киджи, созданная Рафаэлем, но таких капелл — ниш здесь несколько, и каждая — произведение искусства.

В создании базилики Санта Мария дель Пополо принимали участие Рафаэль, Пинтуриккьо, Браманте, Бернини. Их необыкновенные росписи и скульптуры делают эту церковь одной из выдающихся в Риме.

В интересующей нас капелле находится подземная крипта, названная в книге «дьявольской дырой»,

и скульптура «Аввакум и ангел» работы незабвенного Джованни Лоренцо Бернини. О его творчестве можно говорить часами, а книга описывает сразу несколько его работ и делает его одним из главных персонажей прошлого, с чьим творчеством сталкиваются герои.

Именно с этой скульптуры начинается путь приключений, которым идут герои. Но, отвлекаясь от книги, творения Бернини — потрясающие образцы искусства, которые являются частицами Рима и его облика.

Увидеть своими глазами все чудеса базилики можно бесплатно и ежедневно с 7:00 до 12:00 и с 16:00 до 19:00, по воскресным дням с 8:00 до 19:30.

Наступает время для следующей вехи на пути героев и самой важной для туристов — площадь Святого Петра. Формально это уже другое государство — Ватикан, сердце всего католического мира.

Это место было моей целью № 1, идя туда, я с трудом сдерживала эмоции…

На площади собираются верующие, чтобы услышать папское обращение из окна Латеранского дворца или с балкона собора, где Папа появляется впервые после своего избрания. А вот окошко его покоев — на верхнем этаже, второе справа.

Площадь, как и одноимённый собор, названа в честь святого Петра, одного из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Именно его Иисус выбрал для продолжения своего учения: «Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою».

Согласно преданию, в 67 году Пётр был распят подобно своему учителю на кресте, во время христианских гонений, организованных по приказу императора Нерона. Не считая себя достойным умереть, как сын Божий, Пётр был распят на кресте вниз головой. И похоронен он, по преданию, на месте, где теперь возвышается собор Святого Петра.

Лето 2014 обещало быть интересным и после посещения в прошлом году Чехии ожидались такие же ощущения и эмоции! Дождавшись наконец назначенного часа, мы прыгнули в серый Citroen и в ночь двинулись в сторону Москвы, аэропорта «Домодедово». После не совсем удачного приземления… и о BONJORNO! … мы очутились в Италии, а точнее в Риме.

Собрав всю нашу группу в воедино и погрузивши нас в автобус, мы отправились в наше путешествие по Риму. А началось все со старейшего города Ватикана, удивительно маленькой страны, но как оказалось целого отдельного государства со своими правилами и законами, и даже своими номерными знаками на машинах. Ватикан отделяет от Рима огромная возвышающая стена, по входу было ощущение, что ты входишь в замок.

В Ватикане находится резиденция Папы Римского, именно Ватикан хранит великие шедевры мирового искусства-живописи, скульптуры, архитектуры. Именно здесь находится Собор Святого Петра, упоминающийся в книге Дэна Брауна «Ангелы и Демоны», это знаменитый архитектурный и исторический памятник, католический собор, самый большой по размерам в мире.

Оказавшись в одном из дворов Ватикана под названием «Della Pigna» («Двор сосновой шишки»), название от установленной в центре бронзовой шишки, которую в древности считали источником жизни. Внимание сразу привлекает некий шар, «Земной шар», этот экспонат Ватикан приобрел в 1990 году. Шар вращается, на нем видны трещины и внутри маленький шар. Этот экспонат имеет философский смысл-затрагивает тему экологии т разрушения Земли человеком.

Вскоре мы переместились в Бельведерский дворец, где находится знаменитая статуя Аполлона Бельведерского. М… да на уроках истории я представляла его по-другому, впечатления от красоты не произвел… видимо эталоны красоты в каждой эпохе свои.

Пройдя зал античных скульптур животных попадаешь в самый торжественный зал Ротонда. Построен Микеланджело, посередине огромная монолитная чаша, в нишах-статуи богов, героев и императоров, представленных в образе богов, о которых мы когда-то читали в книжках.

В музее Пия-Климента есть и другие залы с экспонатами, не менее красивый зал с географическими картами, гобеленами, которые постепенно теряют свои краски от солнечного света и фотографировать нам разрешали только без вспышки. Богатство оформления залов впечатляют, завораживают, гипнотизируют и чувство восторга от соприкосновения с прекрасным, возникшее сразу же после входа в музей, с каждой минутой становилось все больше и больше, и на выходе нас просто распирало от счастья, что нам пришлось увидеть все это великолепие.

Пройдя галереи, мы подошли к входу в Сикстинскую капеллу. Фотографировать внутри было запрещено. Здесь находится знаменитая на весь мир фреска «Сотворение Адама». На нее можно было смотреть долго, но время выходило и пришлось ее покидать.

Так мы добрались до Пантеона, конечной точкой в нашем путешествие в Ватикане. Так как он уже закрывался, и народу внутри уже было мало, нам дали минут пятнадцать по нему побродить. Пантеон-это храм богов. Огромный купол Пантеона имеет центральное отверстие, это отверстие всегда открыто, сюда и льют дожи, а в нашем случае просачивался солнечный свет. Единственный источник освещения. Надпись на фронте пантеона гласит: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз воздвиг это!»

Пантеон упоминается и в книге «Ангелы и Демоны» Д.Брауна: «Гробница Рафаэля Санти в Пантеоне. Над саркофагом Мастера — булочница в образе Девы Марии» К слову, согласно общераспространённой версии, мастер, чей бюст мы можем видеть слева сверху от гробницы, велел похоронить рядом с собою свою безутешную невесту Марию, племянницу кардинала Бибиена. Она скончалась от слёз, не дождавшись свадьбы, поскольку синьор Санти всю жизнь любил и почитал своей музой простую красавицу — дочь булочника Форнарину. Именно её скульптура, изваянная Лоренцетти по завещанию Рафаэля, стоит над его гробницей символом вечной красоты. И небесной любви, поскольку это всё-таки Мадонна.

Так вспоминая перечитанную книгу, вышли мы на главную площадь Св. Петра, сделанную в стиле барокко. В центре площади-египетский обелиск, доставленный по приказу Калигулы, он метил одну из половин его центра. Золотой шар, венчающий обелиск, окутан легендами. Одна из них гласила, что в шаре находились останки Юлия Цезаря. Сегодня же в шаре помещена урна с реликвией. По бокам расположены фонтаны, а по бокам огромные колоннады, как огромные руки, охватывающие человека и увлекают к собору. Над колоннадой установлены 96 статуй святых мучеников.


Позже я поняла, что писатель просто рассчитывал на широкую аудиторию, а не на специалистов по истории или культурологии Италии.


На фото: ангелы Рима

Еще один интересный момент, Роберт Лэндон со своей спутницей Витторией Ветра передвигаются по Риму на такси, при этом такси они ловят на вытянутую руку, так словно действие происходит не в Риме, а в Нью-Йорке. Между тем, в Италии такси нужно заранее заказывать или же искать на специальных остановках, просто так на улице Рима поймать машину невозможно.

ЕСЛИ СЛЕДОВАТЬ ХРОНОЛОГИИ КНИГИ, ТО РОБЕРТ ЛЭНДОН ПЕРЕДВИГАЛСЯ ПО ГОРОДУ ПО ЭТОЙ СХЕМЕ


А) Ватикан, где Лэндон узнает о взрывчатке и похищенных кардиналах, а также находит в архиве листок с загадкой про ангелов, которую он потом всю книгу будет расшифровывать.
B) Пантеон, где главные герои смотрят на могилу Рафаэля Санти, затем понимают, что ошиблись и отправляются в пункт С.
С) Базилика Санта-Мария делль Пополо, в которой расположен крипт, где убили первого кардинала, предварительно накормив его землей.
D) Площадь у Собора Святого Петра, тут около мозаичного изображения Ветра убили второго кардинала, ему проткнули легкие.


E) Церковь Санта-Мария-делла-Витториа. Здесь находится скульптурная композиция Бернини Экстаз Святой Терезы, и тут заживо сожгли третьего кардинала.
F) Пьяцца Навона, где в фонтане четырех рек утонул (если следовать книге) четвертый кардинал, в фильме кардинала спасли.
G) Замок Святого Ангела. Здесь скрывался ассасин и тут же держал в плену свою заложницу Витторию.


Поэтому рекомендую вам следовать следующим маршрутом, разбив его на два дня.


ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

А) ЭКСТАЗ СВЯТОЙ ТЕРЕЗЫ


На фото: туристы на ступеньках церкви Санта-Мария-делла-Витториа,
ждем, когда закончится перерыв на обед

Согласно легенде во время молитвы к Святой Терезе явился ангел, пронзил ее огненным копьем, в результате она испытала экстаз, схожий с оргазмом. Стоит отметить, Святая Тереза в своем нестандартном проявлении чувств к Богу была не одинока, так итальянская монахиня Анжела из Фолиньо и французская монахиня Варвара Акари в своих записках вполне открыто рассказывали об эротических видениях, в которых они предавались интимной близости с самим Спасителем.


На фото: скульптура Бернини Экстаз Святой Терезы


На фото: интерьер церкви Санта-Мария-делла-Витториа

В) ОТЕЛЬ БЕРНИНИ

Спускаемся по Via Barberini и любуемся цветущими тут мандариновыми деревьями.


На фото: мандариновые деревья на Via Barberini

Когда вы дойдете до Пьяцца Барберини и фонтана Тритон, обратите внимание на восьмиэтажное знание за спиной Тритона. Именно тут в отеле Бернини (Piazza Barberini, 23) остановился на ночлег после всех приключений Роберт Лэндон, и, рискну предположить, Дэн Браун тоже наверняка жил здесь.

отель Bernini

С) FONTANA DI TREVI


D) ПАНТЕОН

От Fontana Di Trevi уютными улочками, где на каждом шагу открыто по ресторану, следуем к Пантеону. Кстати, тут же открыто и множество джелатерий, в которых продается удивительно вкусное мороженое.



На фото: световой поток в Пантеоне

E) ФОНТАН ЧЕТЫРЕХ РЕК

Петляем по узким улочкам, пересекаем шумную Корсо Дель Ринашименто и оказываемся на Пьяцца Навона.


На фото: Пьяцца Навона и обелиск


На фото: фонтан Мавра на Пьяцца Навона


На фото: Фонтан Четырех рек на Пьяцца Навона, именно в нем утопили четвертого кардинала.

Одно непонятно, топили кардинала поздно вечером, а именно в это время и днем-то шумную Пьяццу Навону заполняют толпы народа. Молодежь пьет прямо на улице (напитки покупают в местных барах), туристы устраивают себе поздний ужин в местных ресторанах, парочки общаются друг с другом, сидя у фонтанов, а итальянские рагацци шныряют по площади в поисках расположенных к знакомству иностранок. Да и полиция с карабинерами дежурит на площади круглые сутки. Словом, не то, что утопить, искупаться незамеченным в фонтане не получится.


На фото: фонтан Нептуна на Пьяцца Навона

F) ЗАМОК СВЯТОГО АНГЕЛА

Как и Роберт Лэндон, смотрим, куда указывает голубка на обелиске, заворачиваем за угол площади, ближайший к фонтану Нептуна, и уже через пять-десять минут оказываемся у моста Святого Ангела.

На фото: на мосту Святого Ангела у замок Святого Ангела

Вот, где ангелов, действительно, великое множество! Точнее их скульптур. Пешеходный мост через Тибр был возведен 134—139 н э при императоре Адриане (он же построил и римский Пантеон).


На фото: статуя ангела на мосту Святого Ангела

На фото: Замок Святого Ангела

По мосту попадаем к Замку Святого Ангела. Интересный момент, изначально его построил для себя все тот же император Адриан и предполагалось, что это место станет его мавзолеем. Но позже папы забрали замок для своих целей и укрывались в нем от сарацинов, норманнов и других воинствующих противников католицизма. В мирное время замок использовался как тюрьма, причем, самая суровая в Риме. Сбежать отсюда удалось лишь авантюристу Бенвенуто Челлини, чем он сразу же прославился на весь Рим.


На фото: замок Святого Ангела


На фото: бронзовая статуя архангела Михаила на крыше замка Святого Ангела


На фото: на крыше Замка Святого Ангела

Зато с крыши замка открывается великолепный вид на Рим, а точнее на Ватикан и площадь Святого Петра. Здесь имеет смысл задержаться, чтобы полюбоваться панорамой и выпить в открытом на крыше кафе чашечку кофе, несмотря на то, что кофе тут стоит на 2 евро дороже чем везде. За хороший вид не грех и немного переплатить.


На фото: вид на мост Святого Ангела с противоположной стороны Тибра

F) КАПЕЛЛА КИДЖИ

Идем по набережной, пересекаем мост и оказываемся на площади пьяцца дель Пополо. Именно тут и расположена возведенная в пятнадцатом веке церковь Санта-Мария дель Пополо.


На фото: Капелла Киджи

По большому счету нам осталось посетить всего два места: площадь Святого Петра и Музеи Ватикана. Их лучше оставить на второй день.

МУЗЕИ ВАТИКАНА


На фото: сады Ватикана

Музей Ватикана скрыт за массивной стеной, которую воздвиг папа Лев IV в IX веке. Вначале вам придется отстоять внушительную очередь, потом заплатить внушительную сумму за вход.


На фото: монахини около собора Святого Петра

Большинство, после того, как попадает внутрь, гуляет по бесконечным залам музея, заставленным древнеримскими статуями и сокровищами вывезенными из Египта, а кроме того шедеврами Микеланджело и Бернини.




На фото: потолок в Ватикане

Чтобы добраться сюда, вам потребуется минимум 45 минут. Далее все, невзирая на запрет, делают фотографии капеллы, и поворачивают на выход.


На фото: сады Ватикана, вид сверху

ПЛОЩАДЬ И СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА


На фото: Собор Святого Петра


На фото: колоннада Бернини


На фото: Швейцарские гвардейцы


На фото: очередь в Собор Святого Петра


На фото: вид с купола Собора Святого Петра

С вершины купола открывается изумительной красоты вид на площадь Святого Петра и сады Ватикана, но истинное изумление испытываешь, когда оказываешься этажом ниже, внутри собора на колоннаде Сан-Пьетро. Тут и понимаешь всю монументальность сооружения, над которым трудились и Браманте, и Рафаэль, и Микеланджело. На то, чтобы обозреть все сокровища собора вам потребуется минимум дня три, что и делали в прошлые века путешественники, отправляющиеся изучать искусство в Италию.


На фото: Пьета Микеланджело

Читайте также: