Анализ основных характеристик программы профилактики наркозависимости сталкер

Обновлено: 04.07.2024

«Сталкер» Профилактика наркозависимости у детей и подростков. Профилактика употребления ПАВ.

Разработчик программы

Вылегжанина Светлана Антоновна педагог - психолог

Назначение программы

Способствовать развитию ценностного отношения детей и молодёжи к наркотическим веществам; формировать личную ответственность за своё поведение, антинаркотические установки, пропагандируя здоровый образ жизни и профилактическую работу.

Основание для разработки программы

Постановление Правительства Российской Федерации, Решение Совета безопасности, Федеральная программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999 – 2001 годы», на 2002 -2004 годы и в проекте на 2005 – 2009 гг.; Приказ Минобразования России от 23.09.99 г. № 718 «О мерах по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи в 1999 - 2000 гг.»

План мероприятий по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года

Кабинет министров РТ постановление №865 от 29.10.10

Цель

создание системы информационно - пропагандической работы с родителями, детьми и подростками по формированию необходимых жизненных навыков и здорового образа жизни.

Задачи программы

Задачи первичной профилактики употребления ПАВ:

  1. Развитие социальной и личностной компетентности:

- способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей;

- формировать у детей и подростков психосоциальные и психогигиенические навыки принятия решений, критического мышления;

- повысить самооценку детей;

- сформировать установку «ведение здорового образа жизни».

- формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ;

- информирование о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях потребления ПАВ.

  1. Предупреждение возникновения проблем общения и взаимоотношений:

- Обучить детей методам решения жизненных проблем и конфликтных ситуаций, навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ;

- Сформировать навыки регуляции эмоций.

Сроки реализации программы

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность

1. Повышение образовательного уровня родителей и детей по вопросам здорового образа жизни.

2. Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни.

3. Формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

4. Повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения, здоровьесберегающей позиции и поведения.

5. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

6. Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком).

Предварительный просмотр:

и правонарушений среди несовершеннолетних»

Составитель: соц. педагог

Колпакова Анастасия Владимировна

«Профилактика наркомании, токсикомании и правонарушений среди несовершеннолетних».

Дата утверждения программы

Решение педагогического совета №1 от 04.11.2014

Социальный педагог Колпакова Анастасия Владимировна

Способствовать развитию ценностного отношения детей и молодёжи к наркотическим веществам; формировать личную ответственность за своё поведение, антинаркотические установки, пропагандируя здоровый образ жизни и профилактическую работу.

Создание системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений среди несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде.

- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

- предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

- обучение учащихся навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

- привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

- профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.

Сроки реализации программы

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность

  1. Повышение образовательного уровня родителей и детей по вопросам здорового образа жизни.
  2. Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни.
  3. Формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  4. Повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения, здоровьесберегающей позиции и поведения.
  5. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.
  6. Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком).

Предварительный просмотр:

Заместитель директора по УВР Директор МОУ Кологривской СОШ

«____»__________________2018 год. Приказ №_______________________от

«Профилактика наркомании и токсикомании

в МОУ Кологривская средняя

Социальный педагог: Лебедева М.С.

1. Паспорт программы.

2. Пояснительная записка.

3. Цели и задачи реализации программы.

4. Принципы реализации программы.

5. Сроки и этапы реализации программы.

6. Направления реализации программы.

7. Основные функции субъектов профилактической деятельности при организации работы по профилактике зависимостей.

8. формы и методы профилактической работы.

9. Возрастные этапы профилактической работы.

10. Основные мероприятия по профилактике употребления ПАВ среди учащихся

11. Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность.

13. Список литературы.

Наименование программы: «Программа профилактики наркомании и токсикомании в МОУ Кологривской средней общеобразовательной школе».

Цель программы: создание условий для реализации в образовательном учреждении эффективной программы антинаркотического воспитания школьников; формирование у обучающихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ как способу решения своих проблем или проведения досуга.

Срок реализации программы: 2018 – 2021 год.

Ожидаемый результат: уменьшение факторов риска употребления ПАВ;

вовлечение подростков, молодежи и их семей в общественно-значимую деятельность; установление социальных связей с органами системы профилактики наркомании.

Выражение «болезнь легче предотвратить, чем лечить» верно, в отношении употребления ПАВ, однако, как показывает практика наших дней, и предотвратить это явление не так-то просто.

Профилактика как система мер, направленных на предотвращение болезни, требует осознанного научного подхода, согласованных продуманных действий специалистов различных сфер (медиков, педагогов, психологов, работников правоохранительных органов), значительных финансовых и материальных затрат, а самое главное - пристального внимания и постоянных действий со стороны государства.

Сегодня уже совершенно очевидно, что решить проблему употребления ПАВ в нашей стране даже при использовании уже существующего мирового опыта будет нелегко. Это следует и из анализа сегодняшней ситуации с распространением алкоголизма, табакокурения наркомании и из анализа непосредственно самих причин приобщения людей к наркотикам. Наркомания молодеет, и среди причин, называемых самими подростками, способствующих их приобщению к наркотикам, называются следующие:

- конфликты в семье;

- желание все попробовать в этой жизни;

- желание расслабиться; снять напряжение;

- желание не быть белой вороной в компании сверстников;

- по глупости, т.е. по незнанию;

- желание испытать кайф;

- под давлением более старших или авторитетов;

- это сейчас модно.

Конечно, это далеко не полный список причин, но даже из него видно, что важнейшие из них носят социально-психологический характер.

Но, по большому счету, заболеет человек наркоманией или нет, зависит от того, насколько он способен самостоятельно осознать опасность приобщения к наркотикам и принять правильное решение в отношении их употребления. Для него также важна способность понимать самого себя, осознавать свои потребности и найти способы их удовлетворения без употребления психоактивных веществ.

Если говорить о системе первичной профилактики табако-, нарко- и алкогольной зависимости, то именно эти направления психолого-педагогической работы с подростком должны стать приоритетными. Профилактическую работу, направленную на личность подростка, необходимо вести силами родителей, педагогов, психологов. Но, как опять-таки показывает мировой и наш собственный опыт, эта работа может быть достаточно эффективной и в том случае, когда она осуществляется силами самих подростков.

Это объясняется несколькими причинами. Значительная часть молодежи весьма низко оценивает эффективность проводимых профилактических мероприятий и критически относится к деятельности, осуществляемой в данном направлении различными государственными и общественными организациями; профилактическая деятельность в большинстве случаев сводится к санитарному просвещению или информированию; профилактическая работа ведется разными структурами, слабо координирующими свою деятельность, для многих из них профилактика не является первоочередной задачей; существуют серьезные проблемы кадрового обеспечения профилактической работы, не хватает материальных и финансовых ресурсов, к профилактической работе слабо привлекаются сами подростки и молодежь. Профилактическая работа не рассматривается некоторыми представителями молодежных структур как первоочередная и важная. Подорван кредит доверия к нам, взрослым. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать создание профилактических программ нового поколения и развитие новых, нетрадиционных подходов в профилактике. Одним из таких подходов могло бы быть привлечение к профилактической работе подростков.

Подростковый период всегда рассматривается как критический, кризисный в жизни человека. Происходит коренная перестройка организма человека, формируется мировоззрение и новая система связей и отношений с окружающим миром. Подростку приходится задавать себе и самому отвечать на такие сложные вопросы, как: Кто я? Зачем я в этом мире? В чем смысл моей жизни, что в ней ценно, а что нет?. Подросток пытается отделиться от семьи, ослабить пуповину детской зависимости от родителей и делает первые шаги в сторону своей автономизации. Стремясь к независимости, подростки одновременно подвержены влиянию своей референтной группы. Табак, алкоголь и наркотики ими воспринимаются как атрибуты взрослой жизни.

Нередко ребята начинают их употреблять в группе сверстников или более старших ребят, неосознанно следующих сложившимся традициям и стереотипам поведения взрослых в отношении употребления психоактивных веществ. Именно потому, что подростки склонны отрицать авторитет взрослых, а общение со сверстниками проходит в более доверительной обстановке и информация воспринимается с меньшим сопротивлением, возникла идея привлечения к проведению профилактической работы самих подростков.

Принадлежность ребят, проводящих занятия со сверстниками, к одному поколению, способность говорить на одном языке, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность - все это увеличивает положительный эффект профилактической работы.

В настоящее время темпы и масштабы распространения наркомании позволяют говорить уже даже не об эпидемии, а о пандемии наркомании.

Для того, чтобы остановить распространение этой опасной социальной болезни необходима, как уже было сказано, целая система мер государственного и общественного воздействия. Эта система мер станет эффективна в том случае, если она будет опираться на научные исследования и обоснования причин возникновения этого явления и будет носить предупреждающий, превентивный характер.

И в этом случае целесообразно основные усилия специалистов и всего государства сосредоточить именно на первичной профилактике нарко-алкогольной зависимости, а не на ликвидации последствий распространения наркомании, хотя и последнее, тоже важно. Под первичной профилактикой зависимости подразумевается комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заболевания.

И в случае подростковой наркологии это - предотвращение аддитивного поведения подростков в целом, а не только алкоголизма и наркомании. Первичная профилактика зависимостей от психоактивных веществ (ПАВ) направлена не на наркоманов, а на здоровых детей и детей из группы риска. А в эту группу риска попадает сейчас чуть ли не каждый второй подросток.

3. Цели и задачи реализации программы.

Создание условий для реализации в образовательном учреждении эффективной программы антинаркотического воспитания школьников; формирование у обучающихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ, как способу решения своих проблем или проведения досуга.

- предупреждение возникновения у обучающихся установки на желание попробовать наркотики, алкоголь, табак;

- привлечение родителей к решению вопросов профилактики вредных привычек;

- обеспечение условий для организации и проведения мероприятий, направленных на формирование у подростков стремления к ведению здорового образа жизни;

-создание информационного поля по профилактике ПАВ.

4. Принципы реализации программы.

Программа профилактики употребления ПАВ реализуется на основе следующих принципов психолого-профилактической профилактики:

Комплексность – согласованное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, межведомственное взаимодействие, и координация различных профилактических мероприятий в русле единой целостной программы комплексной профилактики. Вопросы предупреждения курения, использования детьми, подростками и молодежью алкоголя наркотиков и токсических веществ должно рассматриваться в качестве звеньев единой системы воспитания.

Добровольност ь - добровольное участие молодежи и подростков, их родителей во всех мероприятиях. Принуждение может привести к совершенно противоположным результатам.

Аксиологичность – формирование у детей и молодежи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения.

Позитивность и конструктивность – педагогическая профилактика должна носить не запрещающий, а конструктивно-позитивный характер. Важно сформировать у ребенка представление о недопустимости употребления ПАВ, и показать ему, как без помощи ПАВ сделать жизнь прекрасной, интересной и счастливой.

Последовательность (этапность) – разделение целей и задач профилактики на общие стратегические и частные (этапные). Невозможность реализации профилактических программ одномоментно, по типу разовых кампаний. Для обеспечения последовательности реализации системной профилактики в нее обязательно должен входить социально-психологический мониторинг, ориентированный не только на оценку субъективных и объективных факторов распространения наркотиков, но и на формирование структур и элементов системы сдерживания распространения, системы социально-психологической поддержки.

Гармонизация общественных, групповых и личных интересов - процесс ведения такой сложной работы предполагает паритет интересов социума и интересов конкретной личности.

5. Сроки и этапы реализации программы.

Программа осуществляется на базе муниципального общеобразовательного учреждения Кологривская средняя общеобразовательная школа, Кологривского района, Костромской области.

6. Направления реализации программы.

Работа с педагогическими кадрами

✔ информирование по проблеме наркозависимости и ее первичной профилактике;

✔ индивидуальная работа, консультирование

Работа с учащимися

✔ мероприятия по профилактике наркомании, токсикомании и СПИДа;

✔ тематические встречи и встречи со специалистами (юрист, нарколог и т.д.);

✔ организация и проведение индивидуальной работы (собеседования, интервью).

Работа с родителями

✔ участие в проведении родительских собраний и школьных мероприятий;

Совместная работа с правоохранительными, медицинскими и другими заинтересованными органами по профилактике зависимости в подростковой среде

✔ ведение разъяснительно – просветительской работы с подростками и родителями;

✔ проведение рейдов по выявлению каналов распространения и потребления психоактивных веществ;

✔ организация занятий для подростков по изучению их прав, обязанностей и ответственности

7. Основные функции субъектов профилактической деятельности при организации работы по профилактике зависимостей.

Администрация школы : осуществляет контроль и координацию профилактической работы в образовательном учреждении в целом.

Учителя-предметники и классные руководители : благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, психолого-педагогической службой школы), обеспечивают организацию профилактической работы на уроке.

Школьный педагог - психолог: обеспечивает:

-психологическую поддержку педагогического процесса (выявление и предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса, позитивное разрешение конфликтных ситуаций);

-психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся;

-организационно целостную психологическую помощь детям группы риска, в том числе направление ребенка и его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне школы.

Социальный педагог несет ответственность:

- за привлечение к совместной деятельности различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;

-систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями детей «группы риска»);

Органы ученического самоуправления: создают общешкольное волонтерское движение, проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях;

Библиотека: обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.

-работают с детьми и родителями по вопросам правовой ответственности за употребление, хранение и распространение наркотических средств и психотропных веществ;

-осуществляют юридическое консультирование по проблемам наркомании;

-обеспечивают взаимодействие школы с районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделениями профилактики правонарушений несовершеннолетних;

-организуют первичный профилактический учет детей и подростков, замеченных в приеме наркотиков.

Инспектор по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, закреплѐнный за общеобразовательными учреждениями профилактическую деятельность строит по трем основным направлениям: работа с учащимися, родителями и педагогическими коллективами. Среди основных задач школьных инспекторов – профилактика правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Программа предназначена для работы с учащимися 5 -11 классов. Она является документом, в формате которого осуществляется профилактическая работа по формированию у учащихся негативного отношения к вредным привычкам и наклонностям. Субъектами реализации программы являются учащиеся, педагоги и родители.

ВложениеРазмер
Разработка программы продиктована необходимостью создания в школе системы работы по профилактике наркомании, токсикомании 29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Сталкер». Её использование в работе общеобразовательных учреждений.

С научно – производственной фирмой «Амалтея» в своей работе я сотрудничаю на протяжении 3 лет. Это программы компьютерной диагностики. С программой «Сталкер» я работаю совсем недавно, но уже стараюсь применять элементы этой программы в своей работе!

Информационно – профилактическая программа «Сталкер» состоит из:

  1. Программное обеспечение «Сиалкер» (автоматизированное тестирование);
  2. Методические материалы по проведению информационных занятий и психологического тренинга;
  3. Методические иллюстрации к темам занятий.

«Сталкер» предназначен для работы с детьми и подростками от 10 до 18 лет (средний возраст 10-14 лет, старший возраст 14-18 лет). Оба варианта предполагают одинаковую структуру в проведении всего комплекса работы, но для разных возрастных групп различен уровень сложности в подаче информационного материала, и адекватно возрасту подобраны упражнения в психологическом тренинге.

В 10 – летнем возрасте дети задумываются о выборе дальнейшего жизненного пути, определении своего будущего, пытаясь найти для себя разнообразные способы самоутверждения и самореализации. Это проявляется в расширении внешкольных интересов, увлечений, расширении круга общения, в том числе и с более старшими подростками.

В этом возрасте подростки особенно легко могут поддаться соблазну употреблять наркотики и распространять их с целью найти «быстрое и лёгкое» решение проблемы заработка, завоевать определенный вес и положение среди сверстников или ради временного отрешения от жизненных проблем. Для этой группы детей характерно ещё не вполне определенное отношение к ПАВ, недостаточная, а иногда и недостоверная информация о влиянии этих веществ на организм. Поэтому они нуждаются в подробной информации об алкоголе, табаке и других наркотиках, в создании позитивной мотивации отказа от вовлечения в потреблении наркотиков.

В 12 лет подростки могут уже выглядеть совсем по – взрослому: одеваться по – взрослому, проявлять в разговоре и поступках независимость ,мыслить по – взрослому и т.д. Но при этом необходимо помнить, что эмоционально для них ещё характерны детские реакции, детское восприятие мира. Они по – прежнему нуждаются в поддержке (а иногда и определенной опеке) со стороны взрослых, им необходимо быть уверенными ,что рядом с ними есть взрослый человек, которому они доверяют ,который сможет их защитить .

В этот период дети все чаще сталкиваются с табаком, алкоголем и наркотиками и нуждаются в информации о них, находясь под воздействием прочно укоренившейся общественной позиции о приемлемости употребления легальных наркотиков (алкоголя и табака). Подростки нуждаются не только в информации о воздействии наркотиков на организм человека, но должны понимать и то, что наркотики являются социальным злом, глубоко вникнуть в причины этого явления.

Возраст 13-14 лет известен как период «бурь и волнений», когда подросток как бы рождается заново, пересматривая весь свой прошлый опыт. Для этого периода характерно резкое повышение ценности своей индивидуальности, особенности. Им необходимо «встроить» понятие о здоровом образе жизни в свою личную формирующуюся систему ценностей, связав ее с актуальными для подростков ценностями ,как здоровье, личностный рост, образование и карьера, любовь и будущая семья.

Возраст 15 – 16 лет характеризуется значительным личностным рост: формирование системы ценностей, мировоззрение, определение жизненных перспектив, конкретные планы профессиональной самореализации; значительную ценность представляют дружеские отношения, принадлежность к значимой группе. Большое внимание при работе с этой возрастной категорией следует уделять обучению подростков разграничивать свое личное мнение и мнение других людей, уметь противостоять мнению группы.

При работе с подростками 16-18 лет следует учитывать, что многие из них уже имеют опыт первых проб ПАВ, обладают большим запасом разнообразной, иногда неадекватной информации о наркотиках;

актуальными вопросами становятся проблемы личностной реализации в профессии, возможности влияния на свое будущее. Целесообразно при работе с детьми данной возрастной категории использовать их собственный жизненный опыт для иллюстрации тех теоретических знаний, которые мы им предоставляем.

2. Из чего состоит программа?

Полный курс для каждой возрастной группы состоит из 10 комплексных занятий, объединенных одной из тем.

Проведение комплексной работы по всем темам позволит сформировать у детей полное представление о проблеме потребления ПАВ, выработать установку на неприятие употребления наркотиков, сформировать навыки поддержания благоприятного психоэмоционального состояния, выработать оптимальные поведенческие стратегии в различных ситуациях.

Цель программы: создание условий для реализации в образовательном учреждении эффективной программы антинаркотического воспитания школьников; формирование у обучающихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ как способу решения своих проблем или проведения досуга.

ВложениеРазмер
programma_narkomaniya.docx 41.61 КБ

7. Создание условий для развития личности учащегося, формирование позитивной аутоидентификации, ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление наркотиков и минимизирующих прием других ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ, а также в реальном оздоровлении социального окружения учащегося.

Участники реализации программы

Учащиеся 5-11 классов.

Формы и методы реализации программы

Групповые и индивидуальные занятия, беседы, мозговые штурмы, тематические мероприятия.

Пояснительная записка

Можно констатировать тот факт, что все предпринимаемые попытки остановить рост детского алкоголизма, курения, наркомании до сих пор не увенчались успехом. Одна из наиболее существенных причин – крайнее упрощенное представление о профилактике. Традиционно усилия специалистов – медиков, юристов, политиков сосредоточены на воздействии внешних (по отношению к человеку) запретов, которые плохо защищают подростка.

Опыт доказывает, что в детско-подростковой среде необходимо сделать акцент на формирование личностного иммунитета к соблазну употребления ПАВ, предупредить возникновение желания к их употреблению. Данное положение дел требует комплексной первичной профилактики употребления ПАВ, т.к. отсутствие целостной научно обоснованной системы профилактики аддиктивного поведения, в первую очередь среди учащихся, не позволяет оказывать адекватное противодействие этим негативным явлениям.

Первичная профилактика потребления ПАВ должна быть направлена на предотвращение аддиктивного поведения подростков – потенциальных и реальных потребителей алкоголя, наркотических и токсических веществ.

Объектом превентивной работы должны являться дети всех возрастов, начиная с младшего школьного возраста.

Родители, педагоги, медицинские работники и общественность должны стать наиболее активными субъектами профилактики отклоняющегося поведения и употребления ПАВ подростками.

Многие родители, даже ответственно относящиеся к выполнению своих родительских обязанностей, не обладают достаточными знаниями о критериях здоровья, о причинах, признаках и последствиях употребления ПАВ, о способах своевременного выявления и предупреждения различных форм отклоняющегося поведения. С другой стороны, в образовательных учреждениях отмечается дефицит педагогических и медицинских кадров, способных квалифицированно организовать работу по профилактике употребления ПАВ среди обучающихся, а также их родителей.

Сложившееся положение обуславливает необходимость реализации дополнительных мер направленных на повышение уровня осведомленности родителей, педагогических работников и детей о ПАВах и мерах противодействия ее распространению, а также степени их участия в организации профилактической работы с детьми и молодежью.

Успешная профилактика ПАВ связывается исследователями с наличием положительных социально-психологических навыков. Эти навыки обеспечивают умение отказываться от рискованных предложений, видеть положительные и отрицательные стороны явлений, взаимодействовать со сверстниками, дружить, выражать правильно свои чувства.

Дети подражают поведению друг друга. Некоторые авторы считают, что наибольшее влияние на установки и поведение детей оказывают сверстники. Это влияние может быть позитивным и негативным, особенно в употреблении алкоголя и курении. Одна из задач программы – помощь детям и подросткам в построении позитивных взаимоотношений со сверстниками, обучение умения выбирать друзей.

Многочисленные исследования дают основание полагать, что одной информации для изменения поведения недостаточно. Дети и подростки должны приобрести оптимум знаний для того, чтобы самостоятельно критически мыслить и правильно строить поведение.

I. Цели и задачи программы

Целью первичной профилактики является создание системы информационно - пропагандической работы с родителями, детьми и подростками по формированию необходимых жизненных навыков и здорового образа жизни.

Задачи первичной профилактики употребления ПАВ:

1.Развитие социальной и личностной компетентности:

- способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей;

- формировать у детей и подростков психосоциальные и психогигиенические навыки принятия решений, критического мышления;

- повысить самооценку детей;

- сформировать установку «ведение здорового образа жизни».

2.Выработка навыков самозащиты:

- формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ;

- информирование о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях потребления ПАВ.

3.Предупреждение возникновения проблем общения и взаимоотношений:

- Обучить детей методам решения жизненных проблем и конфликтных ситуаций, навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ;

- Сформировать навыки регуляции эмоций.

II. Основные направления работы.

  1. Информирование и просвещение учеников, их родителей и других значимых лиц.
  2. Освоение знаний по проблеме профилактики ПАВ, интерактивных форм работы с участниками программы.
  3. Проведение творческих мероприятий по профилактики ПАВ.
  4. Формирование актива среди учеников, педагогов и родителей по пропаганде здорового образа жизни.

III. Содержание программы.

Первичная профилактическая работа состоит из двух блоков.

Информационно-просветительский блок включает в себя работу с детьми и подростками и их родителями или другими значимыми лицами. Возможно, в рамках развития социального партнерства привлечение медицинских работников, работников правоохранительных органов и др. заинтересованных людей. Распространение информационно-демонстрационного материала пропагандистского характера.

Практический блок включает в себя несколько этапов: Диагностический. Проведения мониторинга. Основные методы работы на данном этапе: тестирование, анкетирование, интервью. Цель данного этапа – информационный контроль над динамикой процесса профилактики, а также выявление детей группы риска.

Проведение мероприятий, в которых поощряется любое творческое самовыражение детей, подростков, педагогов и родителей:

- тренинги, практические семинары,

- диспуты и дискуссии,

- выпуск информационных листков и газет о здоровом образе жизни, плакатов, мини – книжек, открыток,

- выставки творческого самовыражения: стихи, сочинения, рисунки, поделки,

- использование аудиовизуальных материалов и наглядных пособий,

- индивидуальные консультации среди детей и подростков, педагогов и родителей.

IV. Сотрудничество.

Дети подвергаются множеству влияний со стороны общества, и не все эти влияния позитивны. Для того чтобы программа была эффективной, общество должно принимать и поддерживать их. Программа строится с таким расчетом, чтобы объединить семью, школу, общество в целом едином стремлении передать детям и подросткам навыки эффективных коммуникаций там, где они живут, учатся, работают.

Любое отдельно взятое учреждение не в состоянии обеспечить полноценную профилактику употребления алкоголя, ПАВ и курения. Поэтому для проведения программы существенны объединенные усилия и привлечение в образовательное учреждение, специалистов в области профилактики, органов внутренних дел и здравоохранения, представителей общественных организаций.

Залогом успеха профилактической программы является участие родителей в ее осуществлении. Привлечение родителей к реализации программы осуществляется разными способами. Предоставление специальной психолого-педагогической литературы, организация семинаров и круглых столов, участие родителей в общественной жизни школы.

V. Предполагаемые результаты.

1. Повышение образовательного уровня родителей и детей по вопросам здорового образа жизни.

2. Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни.

3. Формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

4. Повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения, здоровьесберегающей позиции и поведения.

5. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

6. Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком).

7. Создание условий для развития личности учащегося, формирование позитивной аутоидентификации, ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление наркотиков и минимизирующих прием других ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ, а также в реальном оздоровлении социального окружения учащегося.

Программа представляет собой синтез пяти современных подходов к профилактике употребления ПАВ:

  1. Подход, основанный на эмоциональном обучении. Повышение самооценки, развитие навыков принятия решений, формирование способностей справляться со стрессом.
  2. Подход, основанный на формирование навыков личностного поведения и межличностного общения.
  3. Подход, основанный на роли социальных факторов. Формирование навыков устойчивости к социальному давлению, негативному воздействию средств массовой информации.
  4. Подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности. Развитие целесообразной позитивной активности.
  5. Подход, основанный на распространении информации о факторах влияния ПАВ на организм, подростка.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Презентация информационно - профилактической программы "Сталкер" в работе педагога - психолога.

Содержит информацию о программе с презентацией.

ВложениеРазмер
Текст к презентации 23.7 КБ
zdorova_yu.yu_..pptx 1.99 МБ

Создание условий для развития личности учащегося, формирование позитивной аутоидентификации, ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление наркотиков и минимизирующих прием других ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ, а также в реальном оздоровлении социального окружения учащегося.

Участники реализации программы

Учащиеся 1-9 классов, классные руководители, КДН и ЗП, ОДН, родители.

Формы и методы реализации программы

Групповые и индивидуальные занятия, анкетирования, беседы, лекции, просмотр фильмов, мозговые штурмы, социальные проекты.

Современная научная профилактика употребления ПАВ формировалась на протяжении ста лет и прошла несколько стадий развития – от запугивания до информирования. На данном этапе сформировано новое понятие – «защитные факторы». Уменьшение количества факторов риска и воспитание личностной гибкости – наиболее современный подход к профилактике.

Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта – это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни. Выйдя из-под опеки взрослых, подростки оказываются неподготовленными ко многим ситуациям социального риска. К рискованному поведению подростка может привести значимая для него группа, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы стала организация помощи учащимся по осознанию себя и своего жизненного пути.

Профилактика зависимостей, заболеваний, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах. Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к учащимся, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам. Однако в профилактике необходимо обращение и к окружающему взрослому населению, которое несет ответственность за подрастающее поколение. Проблема профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности.

Разработка программы продиктована необходимостью создания в школе системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что у значительной части несовершеннолетних и молодёжи определяются признаки тех или иных зависимостей. Прежде всего, это широкий спектр зависимостей от различных психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества.

Для решения общей задачи – борьбы с наркоманией необходима координация действий всех субъектов системы с привлечением широкого круга общественности. Ведь «болезнь легче предупредить, чем лечить». Поэтому необходима широкая пропаганда среди детей здорового образа жизни и ранняя профилактика наркомании и токсикомании. Разработанная профилактическая программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных и способствуя влиянию положительных.

– с оздание в школе системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде;

- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни.

Актуальность данной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни.

Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

- предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

- обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

- привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

- профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.

Профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни целесообразно начинать уже с 1-го класса. Данная Программа рассчитана на обучающихся школьного возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.

Этапы реализации комплексно-целевой программы:

I Подготовительный этап.

  1. Ретроспективный анализ литературы по данному направлению.
  2. Составление программы социальных действий с участниками образовательного процесса.

II. Основной этап.

  1. Реализация мероприятий программы.
  2. Внедрение программы через проведение традиционных мероприятий, направленных на решение задач:
  1. Участие в городской акции «Верить. Жить. Творить».
  2. Декада здоровья (комплекс мероприятий).
  3. «Мозговые штурмы», тренинги, направленные на здоровый образ жизни.
  4. Спортивные мероприятия.

5. Круглые столы с приглашением специалистов.

  1. Классные часы, беседы по данной проблеме.
  2. Социальный проект «Чистая книга».

III. Аналитический этап

  1. Социальный прогноз.
  2. Анализ реализации программы.
  3. Оформление отчётов.
  4. Оценка результатов.

Механизм реализации программы осуществляется через:

  • мониторинговые исследования и определение перспектив.
  • взаимодействие педагогов, классных руководителей, родителей, детей; сотрудничество с ОВД и ПДН, КДН и ЗП.
  • психолого-педагогическое сопровождение работы по профилактике наркомании.
  • внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ.
  • привлечение родителей для успешного функционирования программы по профилактике наркомании.
  • повышение роли дополнительного образования детей; организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, туристско-краеведческую работу.

Основным звеном программы является коллектив детей, педагогов и родителей, участвующих в организации и проведении мероприятий, направленных на здоровый образ жизни, профилактику наркомании и токсикомании.

Управление, контроль, мониторинг

Управление и контроль над реализацией программы осуществляет заместитель директора по учебно- воспитательной работе. Координатором программы являются классные руководители, учителя-предметники, педагоги-организаторы.

Методы реализации программы:

Мозговой штурм. Метод используют для развития творческого мышления. Это помогает ученикам не быть строгим судьёй себе и другим. Попросит группу учеников выдать столько идей, сколько они могут, может, зафиксировать их на доске. Никто в группе не должен оценивать и комментировать: «Позитивные или негативные идеи?» По завершении мозгового штурма идёт оценка этих идей.

Ролевые игры. Ощущение себя «в чужой шкуре» помогает развить сопереживание и возможность понять ситуацию с различных сторон. Можно попросить ребят представить себя в различных ситуациях – «драматическая ситуация» помогает вжиться в проблему. Можно принять ролевые игры, «проживая» какие-либо события.

Развитие мнений через обсуждение и дебаты. Многие вопросы требуют обсуждения, т. к. дети и педагоги часто имеют собственное мнение. Следовательно, очень важно определить своё собственное мнение. Во время обсуждения дети понимают, что бывает множество мнений по одному вопросу.

Рекламные листки, буклеты, плакаты, эмблемы. Чаще всего школьное обучение состоит из разделов: слушать учителя, выполнять письменные задания. Записи очень важны для систематизации знаний, для развития коммуникативных способностей. Можно сделать записи в форме рекламного листка, буклета, плаката – т.е. того, что может информировать других. Дизайн и иллюстрация становятся очень важными для детей, так как помогает им общаться.

Истории. Многие люди учатся на историях, которые являются важным путём передачи знаний и морали; и даже телевизионные «мыльные оперы» по-своему учат нас исследовать текущие события. Истории и рассказы позволяют ученикам переносить свой личный опыт в форму фантазий, и поэтому они не сообщают о себе те вещи, о которых хотелось бы умолчать. Различные люди по-разному интерпретируют одну и ту же историю. Народные сказки, рассказы о жизни, фантастика часто нужны нам, так как помогают лучше понять свои проблемы.

Работа с неформальными лидерами. Можно привлекать старшеклассников для работы с младшими, предварительно обучив их. Это особенно важно во время проведения антинаркотической работы: старшие школьники более информированы о наркотиках, иногда даже лучше, чем учителя. Бывает, что доверие к ним больше, чем к педагогу.

Работа в группах и парах. Ребёнок учится на чужих примерах, чужом опыте, поэтому работа в группе очень важна. Но управлять группой должен преподаватель, в обязанности которого входит следить, не доминирует ли кто-либо над другими, все ли участвуют в работе. В состав группы не должны постоянно входить только друзья, а с целью улучшения атмосферы в группе необходимо научится уважать чужую точку зрения, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Метод диагностики личности и семьи.

Диагностика личности подростка и его социальных связей; Диагностика на предмет выявления склонности к вредным привычкам ; Анкета «Проблема наркомании, курения и алкоголизма»; Анкета «Социализация для школьников «Моя семья»; Анкета « Я и мои друзья»; Тест на выявление уровня развития коммуникативных умений» (Л. Михельсон ).

Словесные методы рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, лекция): Лекции «Наркотикам-нет»; «Административная и уголовная отвественность несовершеннолетних»; «Правила поведения в общественных местах»;

«Правила поведения в школе»; «Вред спайса на организм человека»;

« Нарушение требований по ограничению пребывания детей в общественных местах».

Методы воспитания (убеждение, приучение, внушение, мотивация, приобщение к действию): Мотивация детей группы риска на занятиях в системе дополнительного образования ( кружок « Тяжелая атлетика»).

Организационно- распорядительные методы (инструктирование, контроль, проверка исполнения, регламентирование:

выход в семью в целях выявления и контроля жилищно-бытовых условий проживания, психологического климата и внутрисемейных отношений;

контроль посещаемости учебных занятий; развитие обратной связи с родителями;

Интерактивные методы (тренинги, ролевые игры):

тренинговые упражнения «Испорченный телефон», «Коллективный счет», «Моя карточка», «Умеешь ли ты общаться»; показ и обсуждение документальных фильмов «Секреты манипуляции. Алкоголь», «Курительная смерть», «Закон против наркотиков», «Терроризму –нет»; конкурс видеороликов и мультимедийных призентаций «Полезные призвычки как путь к жизненному успеху».

Методика повышения мотивации к познанию у педагогически запущенных детей: диагности измерения интеллектуальных способностей учащихся, имеющих проблемы в обучении; анкета «Выявление мотивов учебной деятельности»; мониторинг уровня формирования познавательных способностейучащихся.

Читайте также: