Alien isolation стоит ли играть

Обновлено: 07.07.2024

Представьте себе компанию закоренелых фанатов, которые, засев в темной комнате, в шестой раз за день крутят затертую кассету с «Чужим» Ридли Скотта, восхищаясь «фирменными» VHS-помехами и искажениями звука. При этом их окружает куча самых разнообразных архивных материалов, прямиком со съемочной площадки, — фотографии, ранние варианты сценария и все такое прочее, за что истинный ценитель вселенной готов продать душу. Представили?

И именно так Creative Assembly вдохновлялись на создание Alien: Isolation. Разве у них могло не получиться?

Эллен Рипли вот уже пятнадцать лет болтается где-то в космосе, погруженная в криосон. Вместе с ней в спасательной капсуле спит и рыжий кот Джонси. Их найдут еще очень нескоро. А когда все же найдут, Рипли расскажет миру про ужасную катастрофу на грузовом корабле «Ностромо» и каждую ночь после этого будет мучиться кошмарами. Раз за разом ужасная тварь, кроша ребра, будет прорываться через ее грудную клетку.

Но это все — после. А пока Аманда Рипли, дочь Эллен, на корабле компании «Вейланд-Ютани» отправляется в глубокий космос, на списанную станцию «Севастополь». Именно там был неожиданно найден черный ящик «Ностромо».

Alien: Isolation

► Работает Аманда на «Вейланд-Ютани», но мы-то знаем, что от этих ребят добра не жди.

Разумеется, по прибытии девушка обнаруживает лишь запустение и разруху. «Севастополь» мертв. Лишь редкие обезумевшие от страха люди шарахаются по отсекам, пытаясь выжить, да примитивные андроиды слоняются из комнаты в комнату, повторяя одно и то же: «Вам чем-нибудь помочь? Рассказать правила безопасности на станции?» А еще кто-то постоянно скребется в вентиляции.

Все мы прекрасно понимаем кто.

Alien: Isolation

Alien: Isolation
Alien: Isolation
► Технических огрехов у местного движка полно (почти полное отсутствие лицевой анимации, к примеру), но интерьеры он рисует потрясающие. ► Да и со спецэффектами у него нет проблем. Знаменитый пар, поднимающийся над трубами, действительно завораживает.

«Севастополь» огромен: далеко не все помещения открываются сразу, так что Аманде предстоит часто монотонно блуждать по мрачным коридорам станции. И это, как ни странно, вовсе не надоедает. В первую очередь в этом заслуга дизайнеров, идеально уловивших атмосферу мрачного lo-fi-будущего из картины Ридли Скотта. Все эти громоздкие неудобные устройства, мигающие лампы накаливания, пузатые монохромные мониторы, щелкающие тумблеры и «дымящиеся» трубы сами по себе делают обстановку тревожной.

ФАКТ: на пользу пошел и крайний фанатизм создателей. Так, для игры был разработан специальный «киношный» фильтр: разработчики снимали помехи прямо с видеокассеты. Да и некоторые видеовставки (в частности, загрузочные экраны) были оцифрованы напрямую с VHS.

Alien: Isolation

► Сохраняться можно только в особых терминалах. Делайте это сразу, как только окажетесь рядом. Другого шанса может и не представиться.

Авторы Colonial Marines окружение в свое время тоже реализовали неплохо. Но копирование уровней напрямую из фильма для них обернулось проблемой. Что в кино смотрелось достойно, в игре вдруг превратилось в однотипные серые коридоры (и это была далеко не главная проблема провального проекта Gearbox Software).

Alien: Isolation этой участи, к счастью, избежала. Сразу заметно, что дизайнеры интерьеров любили свою работу: на столиках валяются недочитанные кем-то журналы и книги, у компьютеров стоят кружки с недопитым кофе и всяческие милые безделушки, а в мусорном ведре неподалеку полно скомканных бумажек. Интерьеры дышат жизнью, и ни одна комната здесь не похожа на предыдущую. «Севастополь» — абсолютно органичная экосистема, полная отчаяния и страха, и чужой здесь в первую очередь вовсе не ксеноморф, ползающий где-то в вентиляции, а. вы.

Alien: Isolation

Alien: Isolation
Alien: Isolation
► Хотя нам всю игру предстоит провести на одной станции, надоесть она не успевает. Стилистически отсеки корабля сильно отличаются друг от друга — медицинский отдел с техническим вы ни за что не спутаете.

Огромное количество деталей можно не только увидеть, но и услышать. В Alien: Isolation без преувеличения потрясающий аудиодизайн. Пожалуй, один из лучших в видеоиграх вообще. Едва слышимый скрежет в вентиляционных шахтах, скрип подошв героини (да-да, на Аманде такие же белые кеды, как на Эллен Рипли в «Чужом»!), тяжелые стоны внешней обшивки станции — все эти детали сливаются в единую симфонию пустоты и одиночества. А уж когда заиграют знакомые темы из фильма.

Alien: Isolation
Alien: Isolation
► Разумеется, без зрелищных роликов многочисленных действующих лиц (неплохо проработанных и отменно озвученных) тоже не обошлось. Но все самое интересное все-таки в логах.

Равно как и кино Ридли Скотта, Alien: Isolation развивается очень неспешно, тягуче: вы запросто можете потратить на прохождение больше двадцати часов. На фоне современных шестичасовых игр это кажется немного диковатым, но приятным — по продолжительности игра полностью окупает свои деньги. Правда, пройти ее на одном дыхании явно не получится, очень советуем играть строго порциями.

Всему виной откровенная старомодность. Она игре чертовски к лицу (ретро-фантастика же), но иногда все-таки идет во вред. Очень сильно заметно, что Creative Assembly никогда раньше не делали хорроры от первого лица: модной режиссуры почти нет, никто не телепортирует вас из одной части станции в другую кат-сценами — все придется делать самому, в реальном времени. Каждую запертую дверь приходится взламывать самостоятельно, никто вам ее не откроет. Вы одни. Выживайте уж как умеете.

Alien: Isolation

► Карта — важнейший элемент геймплея. Здесь она едва ли не нужнее, чем в Silent Hill.

Сюжет развивается неспешно, и большая часть его проходит в компьютерных записях и аудио-дневниках. На фоне достаточно типичной истории про Рипли (что мать в кино, что дочь в игре всегда занимаются примерно одним и тем же) разворачивается настоящая корпоративная драма. Вы то и дело находите записи жителей «Севастополя», жалующихся на андроидов фирмы «Сигсон», которая активно инвестировала в эту и многие другие станции глубокого космоса.

«Вейланд-Ютани» сочла покорение космоса делом невыгодным и занялась терраформированием (к чему это привело — см. «Чужие» Джеймса Кэмерона), а вот «Сигсон» продолжала поддерживать станции, пытаясь хоть как-то отбить затраты, и на том трагически прогорела.

Великое хитросплетение событий обрекло «Севастополь» на гибель, и Чужой здесь — лишь одна из причин.

Alien: Isolation

► Взлом электронных устройств сопровождается разными мини-играми. Они быстро приедаются, но вертеть в руках приятно щелкающий, теплый ламповый декодер приятно всегда.

Люди, впрочем, просто так умирать не желали и первым делом (ну конечно же!) принялись рвать друг другу глотки. С ними Рипли тоже частенько придется иметь дело.

И, увы, это один из самых слабых моментов игры. Люди банально не внушают страха. Да, они могут прикончить Рипли парой выстрелов, но и у нее найдется чем ответить. Оружия в игре, конечно, немного, да и боезапас заметно ограничен, но на средней сложности его вполне хватает. Так что точным выстрелом в голову из револьвера от назойливого выжившего всегда можно избавиться.

К тому же Рипли — на все руки мастер и из попадающегося на уровнях мусора мастерит боевые и светошумовые гранаты, коктейли Молотова и массу других опасных штук, с помощью которых так легко разделываться с жалкими теплокровными.

Alien: Isolation

► Омрачает ситуацию и интеллект людей. Он частенько сбоит, что приводит порой к комичным ситуациям. С первым патчем его немного подлатали, но людишки все равно изрядно тупят.

Если люди выживают как получается (а получается не очень), то вот андроиды под руководством ИИ «Аполло» просто выполняют свою программу, и с ними так просто не разделаешься. Пока вы будете метать в синтетика гранаты, поджигать его коктейлями и выпускать обойму за обоймой, он спокойно будет идти на вас, объятый пламенем, и повторять: «Могу я вам помочь? Следуйте за мной, пожалуйста». Жути это нагоняет порядочно. А уж если их сразу несколько, лучше даже не пытаться драться. Благо андроиды не так уж хорошо слышат и очень медленно ходят, и спастись от них не слишком сложно.

Но все меняется, когда приходит он.

Чужой не щадит никого, он рвет на части хоть людей, хоть синтетиков (если тот сам на него нападет), но главный деликатес для него — вы. Появляется охотник всегда внезапно и неожиданно. Если вы его увидели, знайте — охота началась.

На своих собратьев из серии Aliens vs. Predator или Colonial Marines он совсем не похож. Местный ксеноморф на порядок умнее, опаснее и проворнее. Когда разработчики выпускают его к вам, скрипты отключаются, и монстр предоставляется сам себе. Он таится в вентиляционных шахтах, крадется по уровню и внимательно слушает вас.

Он слышит всё: как вы неосторожно пнули ногой алюминиевую банку на полу, как вы клацаете клавишами на клавиатуре, как вы скрипите подошвами и даже как вы чихаете у себя в комнате, если Kinect или PS Camera включены. Единственная надежда выжить — знаменитый датчик движения. Но Чужой запросто может засечь даже его слабый писк.

Alien: Isolation

Alien: Isolation
Alien: Isolation
► Если ксеноморф заметит вас хотя бы раз, то уже не отстанет и будет преследовать, где бы вы ни прятались. ► Спасительных мест нет вовсе. Оказаться в лапах Чужого можно и в лифте, уносящем вас с уровня, и в вентиляции, где так удобно прятаться от людей.

Внезапность и непредсказуемость непобедимого противника (а его не берут ни пули, ни гранаты, и только коктейль Молотова может ненадолго спугнуть) из кого угодно сделают параноика. Он может преследовать вас целый час, все время будучи где-то рядом, а может долго не появляться и напороть вас на свой хвост под конец уровня. Когда именно он покажется и как себя поведет, предугадать невозможно, что генерирует огромное количество интересных и неповторимых ситуаций. И ведь без всяких там скриптов и постановки!

Ни монстры из Amnesia, ни психи из Outlast не сравнятся с идеальным организмом. Такого в играх раньше попросту не было.

Alien: Isolation

► Пришелец не всегда действует напрямую. Услышав Аманду, он может затаиться и напасть из-за угла, когда вы уж было решили, что он ушел.

Как любой хороший хоррор про человека и неведомую тварь, Alien: Isolation делится на две части. В первой вы — беспомощная жертва, во второй — охотник. С огнеметом. Правда, охота вряд ли удастся, особенно если вы играете на высоком уровне сложности. Но, по крайней мере, теперь Чужому можно дать хоть какой-то отпор и чаще выбираться из шкафов и из-под столов.

Но даже если хвостатый враг сбежал, знайте: он все равно где-то рядом, следит и готов напасть. И стоит вам потерять бдительность, как он вылезет из вентиляции прямо у вас за спиной.

Alien: Isolation

► Глупость людей можно даже использовать. Покажитесь им, и по вам непременно откроют огонь. А на звуки выстрелов совершенно точно явится Чужой и сделает всю работу за вас.
Alien: Isolation
Alien: Isolation
► Порой Чужой действительно кажется живым. Так, к примеру, он может запоминать ваши действия. Если вы три раза подряд отвлекли его шумовой гранатой, в четвертый он на такой трюк едва ли купится. ► Работает это и в обратную сторону. Пару раз получив освежающей струей огня по морде, в будущем ксеноморф не будет нападать, едва завидев огнемет. Ну, по крайней мере не сразу.

Но даже несмотря на принципиально новый игровой опыт, который дарит Alien: Isolation, идеальной ее назвать не выходит. Нарочитая старомодность сыграла злую шутку: слишком много в произведении Creative Assembly геймдизайнерских решений из далекого прошлого. Так уже не делают. Это хорошо. Но это и плохо.

Убрать автосохранения, учить игрока на его же ошибках и заставлять умирать чаще, чем в Dark Souls, вселять в него паранойю каждую секунду — это хорошо. Но вот растягивать игру, заставляя бегать из отсека в отсек и бесконечно открывать запертые двери — это все-таки плохо.

Впрочем, гораздо важнее то, что создатели смогли максимально точно передать атмосферу культового фильма и создали одного из самых опасных и хитрых монстров в истории видеоигр вообще. Таким чужой и должен быть. Alien: Isolation — во многом революционное произведение, и одно из лучших приключений последних лет. И уж точно лучшая игра про «совершенный организм».

При всем своем великолепии у игры есть проблемы, которые помешали ей стать шедевром на все времена.


Вселенная Чужих появилась более 40 лет назад. Первый фильм Ридли Скотта произвел фурор в киноиндустрии, а исполнительницу главной роли, Сигурни Уивер, сделал суперзвездой. Её персонаж, Эллен Рипли, стал эталоном женщины-героя на долгое время. За всю историю существования франчайза вышло много игр, фильмов и комиксов, были и кроссоверы с вселенной Хищников. Качество видеоигровых адаптаций очень сильно отличалось от проекта к проекту. Были очень неплохие игры по третьей части фильма, выходившие на NES и SEGA. И вот неожиданность: SEGA, а именно одна из её ведущих студий Creative Assembly, которая с 2000 года плотно занята серией Total War — выпускает потрясающий сурвайвал-хоррор. При всем своем великолепии, у игры есть проблемы, которые на мой взгляд помешали ей стать шедевром на все времена.

Сюжет

Сюжет повествует нам о том, что спустя 15 лет после исчезновения корабля «Ностромо», повзрослевшая дочь Эллен Рипли, Аманда, так же как и мать, работает на компанию «Вейланд-Ютани». На судне она находится на должности техника. Аманда не прекращает искать мать и находится в том же секторе космоса, где последний раз выходил на связь «Ностромо».


Аманда Рипли

С Амандой связывается андроид и сообщает, что найден «черный ящик» с корабля её матери. Он находится на торговой станции «Севастополь». И получив крупицу надежды, Аманда с командой отправляется на станцию. На подлете, со станции поступает сигнал начальника охраны, но и за сильных помех команда не понимает, что же произошло.


Зловещий «Севастополь»

Одев скафандры, Аманда с сослуживцами пытается перебраться на станцию по тросу, но оторвавшийся кусок обшивки станции рубит трос Аманды, и она остаётся со станцией один на один. Станция предстает глазам Аманды в запустении: мертвые члены экипажа, бесцельно слоняющиеся андроиды.


Парой андроиды страшнее Чужого

И через эту станцию, наполненную андроидами, мародерами и, конечно же, вездесущим Чужим, придется пройти Аманде, для того что бы приблизиться к разгадке тайны исчезновения матери и выжить.

Геймплей

После череды игр, в которых главный герой абсолютно беспомощный перед монстром, вроде Amnesia и Outlast, разработчики пошли другим путем. Игровой процесс разделили на схватку между мародёрами, которые орудуют на станции и взбесившимися андроидами. В то же время, игра в прятки с Чужим тоже вышла на новый уровень по сравнению с играми схожего жанра. Если вы попались на глаза Чужому это не всегда ведет к смерти и чекпоинту. Аманда не является бойцом, но в состояние отпугнуть от себя зверя.


Жаркий прием для монстра

В игре присутствует крафт. Так как Аманда техник, она мастерит из подручных материалов различные гранаты и аптечки. Оружие в игре представлено револьвером, болтером, огнеметом, дробовиком. Помимо перестрелок, мы будем исследовать станцию в поисках ресурсов для крафта, взламывать двери дешифратором.


Одна из механик взлома

Все оружие применимо против врагов, но только Чужому оно не причиняет урон и может только на время отпугнуть монстра — именно с этим связанна главная претензия.

Заключение

Примерно в середине 20 часового прохождения, может чуть позже, мы узнаем что Чужой на станции не один, возле реактора станции находится целый улей. После этого, ещё 10 часов игрового времени приходится прятаться от нескольких Чужих, которых невозможно убить.


Вот так поворот

Когда фанаты франшизы берутся за дело, получаются действительно выдающиеся произведения. Скрупулёзное отношение к оригиналу, воссоздание в мельчайших подробностях интерьера и стилистики оригинального фильма, а так же образ Чужого созданного фантазией Ганса Гигера. Все это вместе подарило нам лучшее игровое воплощение Чужого. Из минусов: продолжительность в 20 часов на средней сложности — это многовато для игры с таким темпом повествования, плюс то о чем сказано в спойлере. Странный прогресс героини. Обрастая оружием и гаджетами, мы по-прежнему, вплоть до конца игры, уязвимы для Чужого. Замечательный интеллект Чужого в некоторые моменты заскриптован, но это для чисто сюжетных моментов.

Aliens: Isolation продалась внушительным тиражом, а продолжение нет уже 6 лет (мобильная Aliens: Blackout не в счёт). Остается надеяться, Creative Assembly доделают очередное DLC для очередной Total War и приступят к сиквелу. Фанатам серии строжайше рекомендуется.

У Alien: Isolation есть проблемы. Все-таки игру делали Creative Assembly, новички в жанре хорроров от первого лица. Игра вышла очень неровной по динамике повествования, в ней не предусмотрены многие мелочи, присущие жанру, и еще она иногда глючит. Обо всем этом читайте в нашей большой рецензии, ну а сейчас мы поговорим исключительно о плюсах, с лихвой перекрывающих все досадные минусы.

Почему вы немедленно должны купить Alien: Isolation и влюбиться в нее? Отвечаем!

Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation

Если не считать кроссоверы Aliens vs. Predator (а считать их все же скорее не стоит), то последний раз мы видели ксеноморфов во здравии больше двадцати лет назад — в игре Alien 3 для NES, SNES и других древних консолей. На первой PlayStation, конечно, была неплохая Alien Resurrection («Чужой: воскрешение»), но откровенно неудачный фильм-первоисточник испортил ее еще до выхода в свет.

После этого Чужие всплывали только в кроссоверах с Хищником да откровенно плохих играх вроде Aliens: Colonial Marines. Но самый сильный удар по любимой вселенной нанес, пожалуй, сам отец-основатель Ридли Скотт фильмом «Прометей», который извратил и вывернул наизнанку всю мифологию ксеноморфов и разрешил многолетние споры поклонников о Космических жокеях и происхождении Чужих самым ужасным образом.

Так что, можно сказать, наши друзья с далеких звезд надолго впали в анабиоз, хоть им это и не свойственно. И только Creative Assembly удалось их, наконец, разбудить.

Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation

Никаких морпехов! В главной роли — хрупкая девушка Аманда, дочь знаменитой Эллен Рипли. Как героиня недавней «Гравитации», она остается одна в глубоком космосе, но ситуация в ее случае все же несколько сложнее.

На станции «Севастополь», которая представляет собой достаточно закрытую экосистему, Аманда — инородное тело, оказавшееся перед лицом сразу нескольких угроз. С одной стороны — люди, что пытаются выжить любой ценой и предпочитают сначала стрелять, а потом думать. С другой — суперкомпьютер «Аполло» и его андроиды с поломанными директивами. И с третьей — ксеноморф, скрывающийся где-то в вентиляции.

Впрочем, как и мать, Аманда себя в обиду просто так не дает. От Эллен она унаследовала не только некоторые черты внешности и любовь к огнемету, но и по-настоящему волевой характер. Своих в беде не бросает, но если очень нужно — бросит. Всё предпочитает делать сама и неизменно стремится довести начатое до конца.

Как все нормальные девушки, Аманда испытывает вселенских масштабов страх перед инопланетными насекомоподобными существами с многоэтапным развитием особи (включая паразитизм) и кислотой вместо крови. Но, как и мать, превозмогает страх и не может просто взять и улететь, пока дело не сделано.

Кстати говоря, Эллен Рипли в Alien: Isolation тоже есть — дополнение, в котором вам предстоит посетить знаменитый корабль «Ностромо», уже продается в цифровых магазинах.

Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation

Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation
Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation

Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation

«Севастополь» не просто еще одно мрачное местечко в глубоком космосе, которое нужно взорвать. Это не грузовой корабль «Ностромо» и не десантный «Сулако» из «Чужих» Кэмерона. «Севастополь» — станция с большой историей.

Названная в честь крымского города-героя, станция по своей архитектуре и интерьерам очень напоминает «Ностромо»: те же купола, те же обитые белой кожей коридоры, те же электронные устройства, те же звуки. Корабль и станция были построены примерно в одно и то же время, именно поэтому схожесть так заметна. Но есть и другие причины.

«Севастополь» вращается на орбите газового гиганта KG348 и управляется искусственным интеллектом «Аполло». Его разработала компания «Сигсон» (ранее известная как «Сиг и сын»), не слишком удачливый конкурент печально известной «Вейланд-Ютани». Последняя в интересах бизнеса делиться своими наработками не хотела, поэтому «Сигсон» занималась преимущественно промышленным шпионажем (многое на «Севастополе» сделано по лекалам «Вейланд-Ютани», только из более дешевых материалов) и вела свой бизнес очень грязно — «Севастополь» вскоре стал перевалочной базой космических контрабандистов. Станцию решено было продать. Но кому придет в голову купить это корыто.

«Сегодня «Сигсон» пытается повлиять на судьбу захиревших колониальных форпостов, — пишет в своей статье журналистка Джулия Джонс, — и вкладывает средства в такие станции, как «Севастополь». Но экономические стратегии, зарекомендовавшие себя в Солнечной системе, в глубоком космосе не работают». Именно благодаря «Сигсону» космическая станция погрузилась во мрак и потухла, как очередная звезда в бескрайнем космосе. «Севастополь» — город призрак. И всем наплевать», — заканчивает свою статью Джулия Джонс.

Все это мы узнаем из дневников работников «Севастополя». И ведь бог его знает, сколько таких станций умирает на просторах космоса.

Никогда еще произведение во вселенной «Чужого» не было настолько детально проработанным.

Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation

Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation
Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation

Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation

Предприимчивые представители «Вейланд-Ютани» часто называли ксеноморфа «совершенным организмом», надеясь сколотить на его исследовании состояние. Организм и правда почти совершенный — размножается через нечто вроде партеногенеза, как пчелы (хотя, возможно, матка двупола и оплодотворяет сама себя), а все особи обладают подобием коллективного разума, а значит, внутривидовая борьба исключена. Существа быстрые, сильные, тихие, умные и чертовски опасные. К тому же вместо крови у них кислота — в качестве защитного механизма.

Но Аманда этот защитный механизм на себе не испытает: в Alien: Isolation Чужому в открытом столкновении противостоять невозможно, так что большую часть времени придется прятаться и убегать. Хотя лучше пореже вставать в полный рост, Чужой прекрасно слышит ваши шаги.

Creative Assembly удалось сделать невероятный искусственный интеллект: Чужой всегда ведет себя по-разному, и, за исключением редких скриптовых сценок, дважды вы одно и то же не увидите.

Но шанс выжить все же есть. На каждой локации у хитрого хищника есть определенная модель поведения, и в первую очередь вам нужно ее изучить и понять. На одних локациях Чужой дает вам шанс, время от времени забираясь в вентиляцию. На других предпочитает отсиживаться над потолком и выжидать, пока вы не пройдете под ним, не заметив капающие слюни. Бывают и места, где ксеноморф специально ищет вас, — и вот тут уже придется изворачиваться и всячески его отвлекать.

Пока он охотится на вас, внимательно следите за ним и изучайте его поведение, а не отсиживайтесь в шкафу с полными штанами страха. Не забудьте выучить и саму локацию: тыкаться в стены у вас точно не будет времени.

Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation

Видеоигры постоянно меняются — обычно в лучшую сторону, но иногда и в худшую. Впрочем, многие тенденции будто прошли мимо внимания Creative Assembly. В отличие от современных игр в жанре ужасов, Alien: Isolation длится около двадцати часов, ежеминутно подкидывает действительно сложные задачи и оставляет после себя полное удовлетворение, как старые добрые шутеры вроде Red Faction. «Да, я прошел что-то большое и сложное, я хорошо поработал, я молодец» — вот что думаешь, когда смотришь финальные титры, блаженно откидываясь на спинку кресла.

Ваша победа исключительно в ваших руках — Чужой не собирается делать поблажек, при встрече он вас сразу убьет. Никто не будет с вами нянчиться, никто не будет делать что-то за вас. Никаких автосохранений! Никаких мгновенных путешествий! Вот огромная станция, выживайте как хотите.

Важную роль в этом старомодном геймплее играет карта. Открывается она постепенно, так что никогда не знаешь, что увидишь за углом. А изучать окружающее пространство зачастую нет времени — найдут, поймают и убьют.

Как и в Dark Souls, смерть здесь становится вашим учебником по выживанию в суровых условиях. Когда умираешь десять раз подряд — учишься действовать осторожно и начинаешь думать перед тем, как сломя голову нестись к выходу.

Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation

Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation
Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation

Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation

«Севастополь» стремительно угасает, но ведь еще несколько недель назад он был полон жизни! Вот здесь какой-то инженер читал умную книгу об устройстве мозга андроида и пил, судя по всему, очень много кофе. Вот здесь, судя по пивным банкам, местная молодежь праздновала очередной прожитый день. А здесь кто-то играл в шахматы, но партия почему-то не закончена.

Станция полна призраков. Все, что мы можем, — смотреть и воображать. А иногда — читать их последние слова. Окружение проработано настолько тщательно, что постепенно «Севастополь» начинает казаться вам родным, возможно, даже домом.

Не отстает и звуковое сопровождение. Каждую секунду станция общается с вами: томно скрипит старая обшивка, гудят вентиляторы, щелкают камеры видеонаблюдения, щебечет аппаратура, шумит пар, вырывающийся из проржавевших труб, а глубоко в недрах вентиляционных шахт кто-то нетерпеливо скрежещет когтями в ожидании новой жертвы.

Разработчики из Creative Assembly любят свою работу, это бросается в глаза сразу.

Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation

Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation
Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation

Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation

В Alien Resurrection мы обстреливали Чужих. В играх серии Aliens vs. Predator мы обстреливали Чужих. Даже в провальном Aliens: Colonial Marines мы обстреливали Чужих. Хватит! Отныне Чужой — это вновь абсолютно непобедимая тварь, которая заставит ваши руки трястись от напряжения, а сердце — биться чаще от страха.

Слишком долго ксеноморфы были жалкими глупыми тварями, которые перли напролом и умирали от пары выстрелов из дробовика. Пришла пора возвращаться к истокам. Местный Чужой — именно тот «совершенный организм», каким его задумывали изначально художник Ганс Руди Гигер и режиссер Ридли Скотт. Идеальный охотник, который не даст себя убить ни при каких обстоятельствах.


Благодаря блестящему вступлению с навевающей ностальгию закадровой речью и эффектам, напоминающим о барахлящих видеомагнитофонах, первые пять минут Alien: Isolation несравнимо лучше любого эпизода прошлогодней ужасно разочаровавшей Aliens: Colonial Marines. Но после 15, а то и 20 (!) часов, проведенных за хоррор-шоу «Человек и ксеноморф», мне хотелось бы, чтобы игра остановилась на середине первого десятка. Нельзя сказать, что Isolation так же плоха, как Colonial Marines, – нет, даже не близко. Ее преступление, впрочем, столь же вопиющее: в ее основе – отличная идея, но на практике она не просто задерживается дольше, чем следовало бы, а тянется так долго, что практически полностью стирает воспоминания об удовольствии от начала игры. Это совершенно не тот ужас, которого я ждал.


Isolation сразу же производит сильное впечатление не только вышеупомянутым вступлением, но и арт-дизайном и звукорежиссурой, щепетильно воплощающими атмосферу оригинального фильма Ридли Скотта 1979 года. Все говорит о том, насколько хорошо Isolation справилась со своей «домашкой» по части аудио и видео: от «футуристических» компьютеров на основе DOS и их мерцающих ЭЛТ-мониторов до щекочущего нервы визга скрипок саундтрека. Мой любимый аспект визуальной подачи игры – атмосферное использование тумана. От дуновений дыма из вентиляционных отверстий до облаков белого тумана, заволакивающих все вокруг, когда вы перемонтируете системы жизнеобеспечения для выполнения своих целей, – Isolation, без сомнения, выглядит и звучит как часть вселенной Alien.

Учитывая, что это survival horror, до появления Чужого проходит больше времени, чем я ожидал. Впрочем, я решил, что не пугаться первый час – это вполне нормально, ведь Isolation нужно время, чтобы заложить фундамент для основной игры, представить нам сеттинг, персонажей и завязку. Аманде легко симпатизировать, и ее твердый как сталь характер, очень подобает дочери Эллен Рипли.

Когда ксеноморф начинает красться за вами по темным и жутковатым коридорам станции «Севастополь», Isolation разворачивается на полную. Играть в нее – настоящий стресс; в этом и задумка. Примерно 99% действий вашего преследователя незаскриптованы, так что вы действительно не можете знать, оставит ли он вас на несколько минут, ползая по вентиляционным шахтам над потолком, чтобы потом внезапно спрыгнуть вниз, или будет добрые три минуты рыскать по всей комнате, заставляя вас выжидать. Малейший звук, источник света или возможность вас увидеть – и инопланетный монстр догонит вас и убьет. Он неуязвим для вашего оружия, будь то пистолет, дробовик, огнемет или самодельные бомбы или коктейли Молотова. На самом деле, только последние три предмета из этого списка могут по крайней мере заставить Чужого почувствовать достаточный дискомфорт, чтобы он на время покинул окрестности.

Тихий, медленный путь на корточках от шкафа под стол чаще всего оказывается самым безопасным способом продвижения, но, как вы вскоре узнаете, непредсказуемость – не только сильна сторона Isolation, но и ее ахиллесова пята.

Типичное столкновение с врагом в Isolation проходит так: дотошно воспроизведенный в игре датчик движения издает предупреждающий писк, вы слышите звук спуска Чужого из вентиляционной шахты, прячетесь под столом или в шкафчике, смотрите на датчик движения, пока монстр не покинет окрестности насовсем, и только тогда идете дальше по своим делам, стараясь не шуметь.

И первые несколько часов эта формула работает, создавая столь нужное напряжение. И во время этого «медового месяца» Isolation удается умело его поддерживать, даже если вы играете, как я, и много умираете. Сохраняться можно только на активируемых вручную установленных на стене телефонах, так что достижение следующего аппарата ощущается настоящим подвигом, а смерть от хвоста Чужого в двух шагах до заветной трубки – драматическим поражением. Тяжелая поступь Чужого, глухие отзвуки его бега по вентиляции над вами, злобное шипение и визги, которые он издает, необходимость отодвинуться подальше и задержать дыхание, когда он присматривается к шкафчику, в котором вы прячетесь в считанных дюймах от его кислотной слюны, – благодаря всему этому Isolation добивается вашего постоянного дискомфорта во время попыток выбраться с «Севастополя». Несколько требующих времени мини-игр, которые нужно завершить, пока монстр может бродить где угодно поблизости, – также удачные с точки зрения хоррора находки.


К несчастью, кампания подобна самому «Севастополю»: чем дальше, тем больше она трещит по швам, слетая с собственной орбиты и устремляясь к ближайшему газовому гиганту. Кошмар Рипли стал моим кошмаром по мере того, как Isolation отодвигала финишную прямую – столько раз, что это начинало казаться комичным. В середине игры меня ждал неоправданно длинный сегмент игры, в котором место Чужого заняли андроиды. К счастью, ботов можно убивать, но лишь точными хедшотами из оружия, которое неудобно перезаряжать. Да и без бессмертного убийцы, следующего по пятам, уже не так страшно. Это не FPS, хоть иногда таковым и пытается казаться.

Я искренне верил, что Isolation заканчивается, в двух различных местах, в последнем из которых Рипли наконец находит то, зачем прибыла на «Севастополь» – информацию о ее пропавшей матери. Как оказалось, я был даже не близок – до конца было еще несколько часов, теперь уже лишенных какого-либо смысла. Задание, звучащее как финальное – «спастись со станции» – занимает последних часов восемь из-за кучи мелких поручений. Чего уж говорить о непрерывной и надоедающей беготне взад-вперед по всему кораблю! Isolation проваливается в пучину раздражающего самоповтора, откуда не может выбраться.

Вместо того чтобы предложить вам новый поворот геймплея, Isolation, как и многие игры до нее, просто тянет время, заставляя вас бегать по повторяющимся локациям и справляться со всем, с чем вы уже сталкивались ранее, – Чужим, людьми, андроидами, – одновременно. Испуг сменился раздражением, когда меня в N-дцатый раз проткнули сзади – хоть я и сидел не шевелясь в вентиляционной шахте. Даже когда вы наконец – наконец-то! – добираетесь до финала, слабая развязка не компенсирует 15-20 часов, которые вам пришлось только что пережить.


Сейчас я понимаю, что решение играть на Hard – которое я принял, потому что сама Isolation описывает этот уровень сложности как «рекомендованный способ прохождения игры» – было в корне неверным. На нем ксеноморф может убить вас где угодно и когда угодно, не давая вам никакой возможности избежать смерти, и догнать вас, стоит ему услышать паденье на пол булавки. Да, огнеметом или «Молотовым» его можно отпугнуть ненадолго, но ресурсы для борьбы с Чужим крайне скунды. Не делайте той же ошибки, что совершил я.

Напоследок стоит отметить, что в Isolation есть режим Survival, предлагающий вам пройти ряд сценариев, набрав больше всего очков, которые можно получить за скорость прохождения и выполнение дополнительных заданий. Игра рекомендует не пробовать этот режим до тех пор, пока вы не расправитесь с кампанией, но после этого выматывающего марафона я не хотел даже на него смотреть (но посмотрел, конечно, чтобы сказать вам, что он не стоит вашего внимания).

ВЕРДИКТ

Alien: Isolation на бумаге смотрится идеальной игрой по мотивам «Чужого», и первые несколько часов кажется, что она способна выполнить обещания, – во многом благодаря потрясающему звуку и арт-дизайну, верно воплощающими в жизнь атмосферу классического хоррор-фильма. Но вместо этого игра, казавшаяся Большой Ксеноморфьей Надеждой, оказывается очередным разочарованием по имеющей такой огромный потенциал лицензии. Жаль, что Isolation не ведет статистику: интересно было бы посмотреть, сколько из моих 15-20 часов я провел в шкафчиках, смотря на детектор движения, и, самое важное, сколько сотен (да, сотен) раз я умер, не имея никакого шанса себя спасти. Жалобы на длину игры могут показаться странными, но когда искренний страх перед охотящимся на вас неостановимым хищником оказывается настолько разбавлен повторами и «водой», эпическая длина Isolation действительно идет ей во вред. Когда-нибудь кто-нибудь сделает отличную видеоигру по «Чужому», которая все сделает правильно. Но, увы, это не та игра.

Читайте также: