Алеша попович и тугарин змей сценарий мультфильма

Обновлено: 07.07.2024

Алёша Попович и Тугарин Змей — полнометражный мультипликационный фильм студии «Мельница». Первый мультфильм из гексалогии «Три Богатыря». По мотивам этого мультфильма вышла одноименная компьютерная игра. Многие фразы из мультфильма, особенно реплики коня Юлия, стали крылатыми.

Сюжет

В городе Руси-Ростове родился в поповской семье сын, и назвали его родители Алёшей. А когда он вырос и стал богатырём, который всё время попадал в неприятности.

Однажды к Ростову подступает тугарская вражеская орда во главе с Тугариным Змеем и требует, чтобы жители города выплатили дань. Алёша и его дядя Тихон предлагают план: спрятать золото в пещере, подождать пока Тугары зайдут туда, затем завалить выход огромным камнем. Жители одобряет его. Однако план проваливается: скинутый камень отваливается от пещеры и разрушает весь Ростов, а Тугары убегают с золотом.

Первый сценарий мультфильма Алеша Попович и Тугарин Змей (1 часть), изображение №1

Деревянный стол, на нем свечка, чернильница и листок бумаги. Виден только кончик пера, которое макают в чернильницу, и пишут на бумаге старинными буквами (голос автора читает):

А И СИЛЬНЫЕ, МОГУЧИЕ БОГАТЫРИ

НА СЛАВНОЙ РУСИ!

НЕ СКАКАТЬ ВРАГАМ

НЕ ТОПТАТЬ ИХ КОНЯМ

СОЛНЦЕ НАШЕ КРАСНОЕ!

И ВЕКА ПРОСТОИТ —

НЕ ШОЛОХ… (пауза Перо останавливается — замечает ошибку в слове ШОЛОХНЕТСЯ)

… НЕ ШИЛОХ… (опять пауза, перо зачеркивает НЕ ШИЛОХ, и пишет)… И ВЕКА ПРОСТОИТ!

Панорама старинного русского города Ростова: деревянные дома, женщины носят воду, дети бегают по улицам — играют. Камера проходит мимо дворов, за забором одного из дворов свиньи едят из большого корыта, а в середине между ними втиснулся осел, который тоже ест наравне со свиньями. Приближаемся к городской деревянной церкви. В ней крестят младенца (Алёша).

В славном городе Ростове у ростовского попа соборного был один-единственный сын. Звали его Алёша, по отцу Поповичем.

Алёша делает свои первые шаги. Родители искренне радуются за своего ребенка.

Алёша грамоте учился…, да ничего из этого не вышло.

Алёше лет 6-7. Он сидит за столом, рядом отец пытается научить писать его. Но Алёша думает о чем-то своем и совершенно не слушает отца. Затем он замечает муху на окне, сворачивает листок в трубочку и плюет через нее косточкой в муху. Ловит на себе сердитый взгляд отца, и быстро выбегает из комнаты. Отец качает головой.

С малых лет Алеша учился копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать.

Алёша подкрадывается сзади к коню, жующему сено. Конь краем глаза замечает Алёшу, но не подает вида. Алёша с разгону пытается сзади запрыгнуть на коня, но конь резко опускается на передние ноги и Алёша перелетает коня. За кадром остается удар Алёши об столб — слышен лишь звук. Конь начинает ржать — как бы смеется над Алёшей, Алёша бросает злобный взгляд на коня, тот мгновенно делает флегматичную морду жующую сено как ни в чем не бывало. Во дворе соседнего дома девочка Любаша, возрастом как и Алеша, смеется над ним, но смотрит на него с любовью.

Алёша (10 лет) с луком ищет цель, куда бы запустить стрелу. Бабка стоит на берегу, наклонившись над водой, и стирает простыню. Она держит её двумя руками и вдруг резко разрывает её на две части, нам показывают глаза бабки увеличенные, не моргающие. Затем показывают тень бабки со стрелой в заду. Алёша сделал это неумышленно — просто промазал мимо дерева. Алёша замечает, что за этим наблюдала соседская девочка Любава, она с улыбкой смотрит на него. Алёша тоже улыбается ей в ответ.

Бабка за ухо приводит Алёшу домой к отцу. И отдает стрелу отцу, почесывая рукой свой зад. Отец сердится и указывает на угол Алёше, тот послушно идет и становится в угол.

Алёша стоит с копьём в руке ищет мишень. Видит уже знакомую бабку на коленях перед иконой, она преклонила голову к полу. И вдруг копье пригвоздило косынку бабки к полу. Бабка пару раз дернулась, пытаясь подняться, ей это не удалось и она с покорно недовольным видом остается в позе. Алёша снова сделал это неумышленно.

Бабка опять за ухо приводит Алёшу домой к отцу. И отдает копье отцу. Алёша молча уходит в угол.

Алёша лежит на сене с рогаткой в одной руке, а во второй подкидывает камушек, прищурился в поиске мишени. Вновь видит бабку, которая доит во дворе корову. Спокойная, невозмутимая корова, жующая сено. Слышен звук выстрела из рогатки, морда коровы застывает в ужасе на мгновение и пускается на утек, переворачивая ведро и уволакивает бабку, которая не отпускает вымя.

Первый сценарий мультфильма Алеша Попович и Тугарин Змей (1 часть), изображение №2

На городской улице стоят две группы мальчишек, стоящих друг напротив друга, готовятся к драке. В центре одной группы Алеша. Откуда-то выходит знакомая бабка с коромыслом, проходит между двух групп. И резко начинается драка — стенка бежит на стенку, и видны два подлетающих в воздух ведра.

Бабка стоит спиной к камере, разговаривая с попом, Алёша проходит мимо них, и идет в угол, не поднимая головы. Бабка поворачивается к камере — у неё под глазом здоровенный синяк.

А во времена те лихие, повадились войска Тугарские землю русскую топтать, да русских людей неволить. Вот и в нелегкий час, прискакала сила черная собрать с жителей города Ростова дань немалую…

На центральной площади города собрался люд, которому гонец сообщает о приближении врагов. Алеша Попович выскакивает на бочку перед толпой и произносит:

Ой ты люд Ростовский, ты послушай меня Алешу, сына попа соборного Леонтия. Да коле ж нам людям русским терпеть супостата недоброго. Защитим жен да детей своих, постоим за землю русскую!…

Ты если конкретно че предложить хочешь, то говори, а еже ли так языком чешешь, так слазь с бочки. Не дури людям головы.

АЛЁША (Обращаясь к Тихону)

Тихон — друг сердешный, неси нашу мысль, на бумаге изложенную. Предоставим её на суд людской!

Тихон бежит со свертком плана. Алеша разворачивает его. На плане: как детской рукой накалякано: человечек с копьем по стрелке идет в пещеру, а другой сверху камень кидает.

Мы войска Тугаринские хитростью возьмем. Соберем им оброк золотом, оброк тот положим в пещеру, что под Баюн-горой. А как войско татарское туда войдет, то мы ловушку нашу камнем то и прикроем (хлопает в ладоши) (весь рассказ сопровождается показом этого плана как это должно быть по плану)

Так эть, а золото мы как обратно из пещеры заберем?

Такой вопрос поверг в недоумение Алешу. Он об этом не подумал.

Золото, так это… вот… (ответа не следует)

Тихон спасает положение, он вскакивает на бочку рядом с Алешей.

Так а сколько они там без воды и без еды протянут.

Это что же, будем ждать, пока помрут?

Зачем же помрут, так просто ослабнут, тут то мы их и возьмем.

Народ на площади — сначала тишина, затем одобрительно кивают головами.

На то и порешили, и стал люд Ростова собирать оброк золотой. У кого какое золото и драгоценности были, все начисто снесли.

Звучит музыка, народ несет золото, драгоценности, знакомая нам бабка вытаскивает золотой зуб из челюсти и торжественно кладет на поднос, который несут трое взрослых мужиков. Золото отвозят в пещеру, где всем процессом руководят Алеша и Тихон, мужики положили золото и ушли. Алеша и Тихон стоят над пещерой возле большого камня — который они должны столкнуть сверху и заслонить выход из пещеры — примеряются, прицеливаются как будут толкать.

Звучит эпическая, тревожная музыка, идут замедленные кадры. К воротам Ростова приближается военный отряд (в городе звучат колокола) Тугарина — (самого Тугарина с ними нет) — весь отряд одет в черное, на мощных черных конях из под которых поднимается пыль — похоже, как будто армия Ада наступает. Они влетают в ворота, в городе замешательство и паника. Сзади отряда еле передвигая копытами, плетется усталая, старая кляча с худым хозяином татарином. Он потихоньку, запыхавшись, входит в город вслед за отрядом. Глава отряда спрыгивает с лошади — из под его ног поднимается пыль.

Русичи, пришло время платить оброк великому и ужасному Тугарину Змею.

Ваша таньга в нашу арба!

Отстающий худой татарин на своей кляче, проезжает мимо двора Любавы. Он видит Любаву, она ему понравилась, на его лице появляется коварная улыбка. Он спрыгивает с лошади — с таким же видом как и начальник отряда, но его ноги не показывают, а слышен только звук, того как он вступил в кучу навоза — задним фоном слышится мычание коровы. Лицо татарина — глупое, его глаза смотрят по сторонам — как бы с вопросом "Заметил ли кто-то его оплошность?". Его лицо опять становится нахмуренным. Он подходит к ней, хватает за руку.

Ты — мой ясырь, я возьму тебя в свой шатер, будешь моей женой!

Любава свободной рукой бьет пощечину татарину, от которой он падает с крыльца прямо в корыто с водой. Он со злобой поднимается, выплевывает воду изо рта. И снимает с пояса большую веревку.

Придется тебе, супостат, со своей клячей в шатер идти!

Не хочешь по добру, то притяну тебя на аркане.

Он накидывает веревку на Любаву, как лассо и привязывает другой конец веревки к своей лошади. Любава пытается выбраться, но ничего не получается. Татарин садится на лошадь и собирается ехать, но эту картину увидел Алеша. Он не теряет времени и незаметно снимает петлю с Любавы и ищет куда бы её накинуть. Лошадь татарина идет и веревка потихоньку натягивается, вскоре кляча уже не может сдвинутся с места. Татарин не поворачиваясь несколько раз, дергает веревку, но никакого результата. Позади раздается мычанье быка. Татарин оборачивается и видит здоровенного черного быка, жующего ромашку и удивленно глядящего на них. Бык разгоняется чтобы ударить клячу под зад. Сам удар нам не показывают, мы видим только подлетающие четыре подковы и звук удара. Пыль рассеивается и перед нами предстает такая картина: кляча Татарина сидит на заднице с огромными полными удивления глазами и повисшими ушами. Худой татарин в нескольких метрах торчит в дупле дерева.

Алеша и Любава прибегают в какой-то двор держатся за руки.

Спас ты меня, Алёша, от плена Тугарского.

У Алеши растерянное лицо — ему очень нравится Любава, но он всегда нелепо ведет себя на свиданиях, да и в разговоре теряется.

АЛЕША ничего существенного сказать не может, только в конце покивал головой.

Сердечко моё давно к тебе лежит, а отныне оно твое навеки.

Алеша вновь начинает мяться, он хочет тоже признаться в любви, но вспоминает про план и отряд Тугарина.

Эм…мм, Любава, пришло время мне тебя от нечисти землю русскую избавить. Я должен бежать.

Алеша собирается убежать, но Любава придержала его за руку и поцеловала в щеку. У Алеши на лице появляется румянец. Он бежит мимо одного двора и видит странную картину: осел втиснулся между 5 конями и ест с ними из одного корыта.

Тем временем на площади города староста сообщает отряду Тугарина, что золото находится в пещере.

Не гневитесь на нас воины тугарские, весь оброк мы приготовили да свезли в пещеру, что под Баюн-горой.

Глава отряда с подозрением посмотрел на старосту, затем залез на коня.

Но если вздумаете обмануть людей великого Тугарина, то не ходить вам по этой земле!

Отряд скачет по направлению к пещере, сзади отряда хромая кляча на ней сидит худой татарин, держась за голову.

Алеша Попович прибегает на Баюн-гору к большому камню, которым они с Тихоном должны завалить выход из пещеры. Тихон уже на месте. Неподалеку привязаны осел Моисей и конь Юлий.

Ну что, Тихон, не видно ворогов наших?

Дык, легки на помине, в аккурат на горизонте появилось иго черное.

На горизонте виден приближающийся отряд Тугарина.

Не долго им пировать осталось! Пусть отведают силушки богатырской!

Ловушка наша на долго супостату запомнится!

Отряд подъезжает к пещере. Глава отряда первым в пещеру отправил знакомого нам худого татарина. Тот по началу отказывался, но все же потихоньку пошел.

Сейчас клюнет рыбка на нашу наживку.

Из пещеры раздается радостный крик худого татарина и весь отряд по команде входит в пещеру.

Вот он час пришел, отплатим же супостату сполна!

Алеша с Тихоном с разгона пытаются столкнуть камень, но оба врезаются в него и почти прилипают. Тем временем отряд Тугарина набивает полные мешки золота и уже готовится выходить из пещеры. Алеша и Тихон безуспешно продолжают пытаться столкнуть камень. Отряд выходит из пещеры с золотом, и едут к себе в лагерь. Алеша и Тихон смотрят с горы на эту картину.

А, а куда это они?

Алеша молча посмотрел на Тихона, в его глазах можно прочитать "А ты сам догадайся".

Их глаза увеличены и полны непонимания — "Как такое могло случиться?" и "Что делать?". Их глаза не меняются — только камера отдаляется от них и мы видим, что Алеша и Тихон уже стоят на городской площади перед народом. Люди молча поворачиваются к ним спиной и расходятся, остается лишь на мгновение Любава, которая смотрит на Алешу с сочувствием. Она тоже уходит с печальным видом.

Да, Тихон, покуда золото не вернем нам в городе делать нечего. Со мною ли ты друг мой любезный?

Под торжественную музыку выезжают на бугор Алеша на коне коричневого цвета по кличке Юлий, а Тихон на осле по кличке Моисей. Они пускаются в погоню.

И пустились молодцы на скакунах своих резвых в погоню за недругом лютым. Помститься ему за землю русскую, да за народ свой. Долго ли коротко ли ехали они, аж вот перед ними на опушке леса враг, проклятый лагерем на привале стоит.

Алеша и Тихон остановились.

Вот они злодеи негодные. Сейчас мы им покажем, я справа зайду , а ты Тихон слева… ( Тихон хотел, что-то сказать, но не успел и Алеша с победным криком ринулся в атаку, Тихону ничего не осталось как поддержать его)

Показывают троих татар, которые лежат словно убитые, но вдруг один из них захрапел и почесав живот перевернулся набок. Нам показывают столб у которого привязан Алеша с синяком под глазом, также к столбу привязан Тихон, тоже с синяком, а осел распят между двумя столбами (он продолжает жевать со спокойным выражением морды). Камера поднимается над лагерем и мы видим шатры трех спящих татар, которых приняли за убитых, костер и пленников.

В лагере на осла голодным взглядом смотрит худой вредный татарин. Потом он подходит к атаману и что-то шепчет ему на ухо, поглядывая на осла и тыча в его сторону пальцем, а затем указывает на вертел над костром и поднимая большой палец вверх произносит: — Во. (осел делает перепуганную морду, перестает жевать и теряет сознание).

Тот же день в лагере татар, уже стемнело. Большинство татар спят, несколько человек у костра разговаривают. На цыпочках в лагерь, увешанный ветками крадется конь Юлий, чья морда замазана, как у бойца спецназа.

Тихон и Алеша у столба.

Эх, да мне бы только руки высвободить, так я бы им показал.

Не вини ты себя Алешенька за храбрость богатырскую, о нас народ ещё былины сложит вечные.… Жаль только, золото не вернули…

У Алеши на лице появляется недоумение, он почувствовал, как кто-то освобождает их с Тихоном от веревок, Алеша поворачивает голову и видит морду коня Юлия, конь ему подморгнул.

Освободившись от веревок, Алеша произносит речь.

Настал и наш час сполна оплатить басурманам за зло их лютое…

Так че делать то станем?

Золото тихо забрать, коней их в степь отпустить, оружие утопить…

Конь аккуратно украдкой ходит по лагерю и собирает оружие у спящих разбойников. Алеша залез в шатер, в котором хранилось золото, но в этот момент его заметил вредный худой татарин со своей клячей, он подкрался к Алеше сзади и хотел уже его схватить, но услышал легкий свист и, обернувшись, увидел сердитые лица Тихона, Юлия и осла. Особенно зло на него смотрит осел, который что-то шепнул Юлию.

Первый сценарий мультфильма Алеша Попович и Тугарин Змей (3 часть, окончание), изображение №1

Панорама города Киева. Деревянные дома, много людей, балаганы. В центральные городские ворота входят наши герои. На них все жители смотрят с удивлением, особенно на Тугарина и его лошадь. Проходя мимо рынка какой-то местный кричит.

МЕСТНЫЙ (смотрит на коня Юлия)

Каштан, смотрите это же мой Каштан!

Юлий не обращает внимания на мужика.

Так значит — Каштан.

Юлий делает недовольную морду.

Осел первый раз искренне засмеялся, на него зло посмотрел конь и осел снова принялся жевать.

Алеша хотел еще что-то сказать, но заметил, что они подходят к княжескому двору. Они соскочили с коней, привязали их к дубовым столбам и вошли в горницу. Им навстречу вышел Князь Владимир.

Первый сценарий мультфильма Алеша Попович и Тугарин Змей (3 часть, окончание), изображение №2

Здравствуйте, гости милые, вы откуда ко мне приехали?

Я из города Ростова, а зовут меня Алешей Поповичем. Ехали мы чистой степью, повстречали Тугарина Змеевича, он теперь у меня в тороках висит.

Князь Владимир обрадовался.

Ну и богатырь ты, Алешенька! Куда хочешь за стол садись: хочешь рядом со мной, хочешь напротив меня, хочешь рядом с княгинею.

Конь Юлий тоже хотел зайти отобедать, но его не пустила стража. И тут он видит что лошадь Тугарина привязали к столбу. Он подходит к ней, с видом бравого парня, исполненного величия и отваги. Она кокетничает с ним моргает глазами, прикрывает морду крылом. Ей на нос опускается перышко — Юлий нежно сдувает перышко с носа, перышко поднимается вверх и опускается на нос Юлию — лошадь Тугарина застенчиво хихикает и дует на нос Юлию огнем из ноздрей — потом удивленно смотрит на Юлия, который стоит весь закопченный и на черной морде видны лишь два глаза и белые зубы. Следующая сцена: конь Юлий с подругой бегут по степи, добегают до обрыва — лошадь Тугарина прыгает и летит на своих крыльях, а Юлий увлекся и тоже прыгает с обрыва — зависает в воздухе на секунду и падает. Затем они вдвоем возвращаются на княжеский двор, где идет пир. На пиру Алеша Попович сидит рядом с княгиней. Тихон присел рядом с печью.

КНЯЗЬ ВЛАДИМИР (слугам)

Развяжите Тугарина Змеевича, принесите сюда в горницу!

Алёша только взялся за хлеб — как открывается дверь горницы, вносят двенадцать конюхов Тугарина, посадили его рядом с князем Владимиром. Прибежали слуги принесли жареных гусей, лебедей, принесли ковши мёду сладкого. Тугарин ведет себя неучтиво, невежливо. Съел лебедя одним махом. Сгрёб все пироги, десять ковшей меду выпил. Он ест все быстро, и все что попадется под руку — один раз он случайно даже укусил руку сидящего рядом гостя. Князь подсунул ему красный перец — Тугарин съел его остановился на секунду, громкая отрыжка и продолжил есть. Гости не успели кусочка взять, а уже на столе ничего нет. Алеше это дело не понравилось, он нахмурился и говорит.

У моего батюшки попа была собака старая и жадная. Ухватила она большую кость, да и подавилась. Я её за хвост схватил, под гору метнул, — то же будет от меня Тугарину.

Тугарин рассердился, резко выхватил острый кинжал и метнул его в Алешу Поповича, но тот увернулся и нож угодил в зад наклонившейся давно знакомой нам бабке — опять показывают её лицо с увеличивающимися глазами, она в руках несла поднос — но разломала его пополам, когда в нее попал нож. Алеша виновато смотрит на бабку, но потом как бы очнувшись, смотрит на Тугарина со злостью.

Я вижу тебя стоит поучить хорошим манерам… Завтра в чистом поле сойдемся в бою рукопашном.

Князь Владимир одобрительно кивнул головой. Следующий кадр: на княжеском дворе в двух палатках (одна — с надписью 2GARIN, а вторая — с надписью "Алеша" и крестом) принимают ставки на бой. Весь люд стоит в палатку Тугарина, конь с бравым видом направляется к палатке Алеши Поповича и ставит одну золотую монету. Осел и Тихон следуют его примеру и делают ставки на Алешу. Показывают кошелек денег, который ставит на Алешу знакомая нам бабка. Вокруг нее собирается толпа и она жестами рассказывает о ловкости и меткости Алеши — указывая на свой зад, глаз. Пока толпа отвлеклась, конь Юлий подходит тайком к палатке Тугарина и ставит два полных кошелька золотых монет. Над городской площади на каждом столбе висят плакаты — на них спиной к спине, с руками скрещенными на груди изображены Алеша и Тугарин. Надпись на плакате: "МЕСТЬ ВОИНОВ — МАТЧ-РЕВАНШ" "2GARIN VS ALESHA+". Вечером Алеша поехал в свой шатер на Сафат-реке. Ходит, думает как вести бой. Конь Юлий предлагает различные варианты (демонстрирует их): — отравить ядом, окружить толпой, одеть бронежилет, спалить шатер Тугарина. Алеша отказывается от них, говоря, что это все подло. Утро перед самым боем. Алеша и Тугарин встречаются в поле. Сверху видно, что посредине поля написано "BUDWEISER" (как на боксерском ринге). Показывают как будто телевизионная трансляция: время, первый раунд. Вместо рефери Князь Владимир. Оба бойца экипированы как профессиональные боксеры. В разных концах поля — две группы поддержки Алеши и Тугарина. В группе поддержки Алеши самый ярый болельщик — знакомая нам бабка, которая свистит, хлопает и демонстрирует бурю эмоций.

По праву руку славный русский богатырь Алеша Попович по прозвищу "Красный Крест". Фанаты Алеши взрываются аплодисментами. Помощники у Алеши Конь Юлий, Тихон и поп. Все одеты в поповские рясы. По леву руку супостат лютый Тугарин по прозвищу Змей. Ликуют фанаты Тугарина. В углу у Тугарина его лошадь и какой-то татарин.

Проходит русская красавица в традиционных одеждах с табличкой "1 раунд" Звучит удар колокола на колокольне. Начинается первый раунд. Алеша храбро бросается на Тугарина, но Тугарин принимается избивать его. Так продолжается почти весь первый раунд. В конце раунда Алеша Попович изловчился и коварно ударил Тугарина между ног. Тугарин согнулся от боли — держась за низ живота. Зрители издают гул негодования, одна знакомая нам бабка довольна ударом. Звучит колокол — конец первого раунда. Бойцы идут в свои углы. На Тугарина его лошадь машет крыльями, а татарин засовывает ему в рот трубку кальяна. Алеша сидит в углу с опухшим лицом, он едва жив. Поп машет на него кадилом, Тихон положил на голову компресс, а Юлий, стоя на задних ногах, показывает как нужно вести бой — уклоны, нырки, апперкоты…Проходит девушка — "2 раунд". Звучит колокол. Алеша с храбростью снова вступает в бой. Показывают лицо коня Юлия. Слышны звуки ударов, Юлий щурит глаза, закрывает их лапой — как будто не может это видеть. Раздается удар колокола — конец раунда. Показывают ели живого Алешу, лицо которого с трудом узнаваемо. Помощники делают что и в первом раунде. Только конь Юлий дает Алеше подкову… Алеша берет подкову, но как бы оправдываясь, говорит.

Алеша засовывает подкову в перчатку фирмы «EVERLAST». Конь Юлий одобрительно кивает головой. Начинается третий раунд. Тугарин разгоняется и бежит навстречу Алеше — у Алеши перепуганный взгляд, но он быстро находит выход из положения — щурит один глаз и произносит.

Что ж ты Тугарин обманываешь, договаривались один на один, а ты за собой вон силищу какую привел!

Тугарин обернулся посмотреть какая это сила за ним стоит. Тут его Алеша и ударил со всего размаху — свалил Тугарина на раз. Князь Владимир отсчитал 10 раз — вместо 9 и 10 — алтын и десятина. И подымает руку Алеши вверх. На Алешу Тихон вешает чемпионский пояс.

И вышел Князь Владимир с княгинею говорил: "Живи ты Алеша в Киеве, послужи мне, князю Владимиру. Я тебя Алеша пожалую. И остался Алеша в Киеве дружинником. Так про молодого Алешу старину поют, дабы добрые люди слушали.

Звучит песня. И Алеша, его конь, Тихон с ослом и лошадь Тугарина уходят в даль на фоне красного садящегося солнца. Перо (из начала фильма) пишет последнее слово — камера отходит подальше и мы видим коня Юлия закрывающего книгу — задувающего свечку и ставящего книгу "Русские богатыри" на полку. Напоследок Юлий моргает в камеру.

В древнем русском городе Ростове родился в поповской семье сын. Назвали его родители Алёшей. А когда он вырос и стал богатырём, то совершил такие подвиги, что стал героем русских былин Алёшей Поповичем. Только подвиги его начались с конфуза…

Подступила к Ростову тугарская вражеская орда во главе с Тугарином Змеем и потребовала, чтобы жители города выплатили дань. Поповский сын предложил план действий. Народ этот план одобрил и собрал гору золота. Алёша же умудрился собственный план «благополучно» провалить, да с каким треском!

И золото упустил, и полгорода разрушил. После чего поклялся — Тугарина Змея изловить и золото вернуть. Отправился Алёша Попович в путь вместе с дедом Тихоном, который мальчика вырастил и воспитал, а чуть позже компанию им составили говорящий конь Юлий, купленный у цыган, почти 16-летняя красавица Любава, её бабка и их ослик Моисей…

В славном городе Ростове жил да был Алёша, поповский сын. Точнее, сначала он не жил да был, как явствует из диалектического материализма, но затем-таки появился на свет в соответствии со всеми законами биологии и дарвинизма, после чего стал наливаться – прям как яблочко! Нет, не пивом и бражкой, нет! Силой богатырской стали наливаться его рученьки, мощью богатырской стали наливаться его ноженьки, да вот так всё в рученьки с ноженьками и ушло, включая дельтовидную и грудные мышцы, но исключая голову. Скромно понимая, что вся сила у него – вовсе не в голове, Алёшенька пробавлялся удалью молодецкой, за что его частенько наказывали, ставя в угол комнатушки дедушки Тихона.


А когда вырос Алёшенька, напал на славный город Ростов кошмарный Тугарин Змей со своим несметным тугарским войском. Напали, ногами затопали и закричали: «Подавайте-ка нам, люди русские, много-много всякого золота, украшений, привилегированных акций, ну и ещё каких-нибудь ценных бумаг. А если не подадите, мы вам секир-башка сделаем, скотина весь уведём, крыш дома твоего надругательство сотворим, понимай?» И сроку они дали – до утра. Чем хочешь – тем и чешись, как говорится.


И вышел тогда богатырь земли русской Алёшенька, и слово молвил. Дескать, а шо еслив мы золотишко-то соберём да и покладаем ево вон в ту большу пещеру. Тугаринцы туды всем сбродом – шмыг, я камнем сверху – хренак, тугаринцам кирдык и настанет! А через недельку, когда они там все с голодухи попухнут, камешек-то отворим, да и возьмём их тёпленькими, то есть холодненькими. Золото заберём, а оружие их разбойничье продадим чучанам в горы! Ещё и с прибытком останемся, во как всё обернулось-то, гляди!


Понравилась народу смелая, хотя и слегка парадоксальная речь богатыря. Собрали они золотишко да и заложили в пещеру, как предлагал Попович. Утром тугаре прискакали, в пещеру забежали и. Хитроумный план Алёши, к сожалению, не сработал. Не были произведены необходимые расчёты, поэтому каменюка, не удержавшись, скатилась с горы на славный город Ростов, произведя там немалого ущерба. А тугаре, получив желаемое, сбежали в свой Тугаринск, чтобы предаться порокам и незаслуженным наслаждениям. Алёшу с Тихоном после этого чуть на кол не посадили, но не осилили, поэтому Алёша понял, что нужно ему вину свою искупить.


Как? Да очень просто! Отправляться с попуткой в Тугаринск, найти там войско лютое, заставить этих негодяев отведать силушки богатырской, после чего забрать золото и вернуть обнищавшим людям их вклады. Тогда он снова сможет стать достойным членом общества. План хорош? Да просто великолепен! Дело осталось за малым – прийти, увидеть, победить. Поэтому Алёша, не мешкая, встал на свои ноженьки, оттолкнулся от родительского домишка плечиком да и отправился в путь далёкий – Тугаринск-шмугаринск.


Что, вот прям так один и пойдёт? Нет, конечно! Верный дидусь Тихон не оставит своего воспитанника! Тем более что Алёша умом, как известно, не крепок, поэтому даже читать не умеет. А Тихон, будучи в молодости пономарём, эту премудрость освоил, поэтому сможет с лёгкостью закрыть прореху в образовании их дружного тандема. Но одним Тихоном не ограничилось! Во-первых, Тихон, когда догонял Алёшу, прикупил у цыган болтливого коня Юлия, которого даже тугаре не смогут пустить на колбасу – до того он трепливый. Во-вторых, за Алёшей побежала его любушка-зазнобушка Любава – девушка на выданье 16 лет от роду, которая очень любит фигуристых, но недалёких мужчин, потому что считает, что у женщины в семье должен быть этот. как его. командирский голос, короче говоря!


В-третьих, за Любавой побежала её бабушка – ну, чтобы Тихону было не скучно. И, в-четвертых, сопровождает Любаву её верный спутник – ослик Моисей, который, как это свойственно всем осликам его племени, всё время вежливо молчит, но зато делает дело.

И вся эта тусовка пойдёт искать Тугарина Змея и его войско. Потому что нет у них другого пути. Без золота – какая она жизнь? Это и не жизнь вовсе.


К сожалению, большинство современных произведений отечественного кинематографа – очередной «наш ответ Голливуду». Честно говоря, они уже слегка замучили своими «ответами Голливуду», потому что Голливуд об этих ответах из-за сарая отдалённого хутора даже и не узнаёт, а отвечающие здорово портят себе имидж, ибо их неминуемо начинают сравнивать с ответственным Голливудом, и это сравнение, как вы сами понимаете, явно не в пользу. Создатели «Алёши Поповича и Тугарина Змея» также не удержались от того, чтобы не «ответить». Ответили. За это и будут отвечать по полной программе.


Говоря об этом мультфильме, практически все зрители и рецензенты употребляют слово "Шрэк". И от этого никуда не деться. Потому что съёмочная группа сделала всё для того, чтобы «Алёшу Поповича» сравнивали с голливудским мультфильмом, откуда они позаимствовали массу вполне знаковых и узнаваемых вещей. Позаимствовали, скажем мягко, неудачно, и это тем более плохо, потому что уж если подражаешь и заимствуешь, то нужно превосходить оригинал, а не выглядеть жалкой подделкой.


Таковой подделкой в фильме является говорящий конь, который почему-то носит гордое имя Гай Юлий Цезарь. (С именами в фильме вообще большой напряг. Ведь если даёшь персонажу какое-то замысловатое имя, это должно хоть как-то объясняться и это должно быть хоть как-то смешно. В данном случае – просто Гай Юлий Цезарь, эсквайр. Довольные зрители расходятся по домам. Про ослика Моисея я вообще молчу. Уровень юмора просто запредельный. ) Конь скопирован с гениального шрэковского Ослика, однако по исполнению ему до Ослика – как до Далёкого-Предалёкого королевства. Конь Юлий не только не смешной – он утомляет донельзя! Этого болтливого и надоедливого придурка сразу хочется пристрелить – просто чтобы он не царапал своими копытами славную память Ослика.


Ну что им стоило придумать своего персонажа? Ну хоть сколько-нибудь оригинального? Какую-нибудь говорящую лягушку, маленького Змея Горыныча, который в роддоме испугался огнетушителя и с той поры так и не вырос. Нет, не придумали! Скопировали Ослика в Юлия и думали, что это будет смешно!

Ребята! Это не смешно! Кто этому мерину писал тексты? Кавээнщик из Днепропетровска Максим Свешников, который написал сценарий «Алёши Поповича» и которого режиссёр Бронзит и продюсер Сельянов нашли в Интернете? Ребята, а вам самим не кажется странным, что вы доверили такую важную для данного вида анимации вещь, как характеры и диалоги персонажей, непрофессионалу? В данном случае диалоги должны делать 70% фильма, а они, наоборот, загоняют его в глубокую яму. Ибо дурацкие, беспомощные и просто несмешные. Впрочем, вполне возможно, что претензии к качеству диалогов нужно предъявлять вовсе не Свешникову, а режиссёру и продюсерам, которые внесли свою лепту в сценарий.


Фразу «Сейчас отведают силы-силушки богатырской» Алёша Попович произнёс ровно двенадцать раз. Двенадцать! Честное слово, это не та фраза, от которой хочется валяться на полу, держась руками за живот от хохота! Из этих двенадцати раз ровно десять она была совершенно лишней. Алёше что, сказать больше было нечего? Он у вас тормоз? Тормоз, точно!

Между тем есть очень большое отличие между «простым, но славным парнем» и «полным тормозом». По сценарию Алёша должен был стать «простым, но славным». Дескать, сила не в уме, то есть он нуждается в некотором руководстве, но сила в руках всё искупает. Доходит не быстро, но в конце концов дойдёт. А вот до тормоза не доходит никогда. Тем он и плох. Алёша, к сожалению, получился более тормозом, нежели простым, но славным – и это тоже неправильно.


Ещё неприятный момент, если уж сначала обругать всё что нужно, а потом уже хвалить, – это озвучка. Традиционная беда отечественных фильмов. Причём, что интересно, когда озвучку контролируют крупные западные бренды – например, те же студии Disney или Pixar, – получается очень даже неплохо. Иногда даже хорошо. Временами – изумительно. А когда западники не стоят с дубиной за спиной – тогда с озвучкой всё плохо. Почему? Да потому что денег на неё не хотят тратить. В этом заключается один из парадоксов и перекосов современного российского кино. Они не хотят тратить денег на хороших сценаристов (нередко сценарии пишут сами продюсеры, непонятно с какой стати считающие себя литераторами только потому, что они находят деньги на постановку) и на хорошую озвучку.


Почему в Голливуде для озвучивания мультфильмов приглашают суперзвёзд, что до небес взвинчивает бюджеты? Вовсе не только из-за знакомых лиц, которые, дескать, привлекут зрителей. На экране этих лиц нет, только рисованные персонажи. Да и просто на голоса зритель вряд ли пойдёт. Но эти звёзды – они не просто так звёзды. Достаточно посмотреть "Шрэк" (и «Шрэк 2») в оригинале, чтобы в этом убедиться. Ослик Эдди Мерфи – лучшая роль в его карьере! Это что-то фантастическое! Озвучка Шрэка Майком Майерсом – великолепна! А Джули Эндрюс? А легендарный Джон Клиз? Их что – для мебели приглашают?


А у нас – чёрта с два! За счёт сценария и озвучки «сокращают затраты». Ребята, да без сценария и озвучки это всё вообще ни на фиг не нужно! Зачем делать контрнаступление, если ударный отряд состоит из чахлых хлюпиков безо всякого вооружения? Вы надеетесь на силу флангов? Так им делать будет нечего, когда от ударного отряда ничего не останется.

Между тем по «Алёше Поповичу» отлично видно (то есть слышно), что именно из своих ролей могут сделать высококлассные актёры. Знаете, какая там действительно шикарная роль (кроме, конечно, гениально молчащего ослика Моисея)? Киевский князь, который появляется в паре эпизодов! А кто его озвучивал? Блистательный Сергей Маковецкий! Вот вам яркий пример.


Ну и не делайте вы десяток главных персонажей, из которых ни один толком не проработан и на озвучивание которых вы не можете пригласить ярких актёров! Сделайте только двух! Но характерных, забавных и остроумных, и пригласите для их озвучивания актёров первой величины, которые сумеют сыграть свои роли перед микрофоном так, что зрители этот фильм ещё долго будут вспоминать. Но нет, создатели «Алёши Поповича» пошли совершенно другим путём, и это определило закономерный, в общем-то, результат!


Теперь о главном. Вы думаете, почему я так разругался и стал со страшной силой давать советы съёмочной группе, хотя, в общем, никому эти советы ни на фиг не нужны? Да потому что мне не всё равно. Я действительно хочу, чтобы российский кинематограф создавал достойные и конкурентоспособные произведения! Он уже их создаёт, и это просто отлично. И в данном случае видны определённый потенциал и определённые возможности. Которые, на мой взгляд, просто до конца не реализованы. «Алёша Попович» – мультик забавный, но очень сырой. Прежде всего – сценарием, диалогами и озвучкой. А ведь могли бы его сделать намного лучше, что и обидно.


Посмотреть его, конечно, можно. Даже нужно – просто чтобы понять, в каком направлении двигаются отечественные мультипликаторы и что нас ждёт в дальнейшем. (Ведь повод для определённого оптимизма всё-таки есть.) Причём когда смотришь – ну, вроде бы, всё даже и ничего. Прикольно. Разве что конь этот, разве что пара достаточно дурацких эпизодов с кувырками и психоделической эйфорией среди берёзок, разве что диалоги эти. Но есть и находки. Эпизод с камнем, игровой дуб и братки с дубинками, ну и князь киевский. Вот они – просто класс. Значит, всё-таки могут что-то придумать и могут реализовать. Жалко только, что эпизоды эти – как редкие жемчужины в копне сена. И чтобы их раскопать, нужно копнуть 72 минуты.


Я не пожалел, что посмотрел этот мультик. Но расстроило то, что могли сделать намного лучше. Намного, намного лучше. Если бы не гнались за «ответом». На фига вам ответы, ребята? Вы же можете что-то своё! Что-то наше, российское!

P. S. Через два часа после просмотра я вдруг понял, что отомщён. Утомительный и не смешной конь Юлий получил своё. Помните эпизод, когда они пробираются во вражеский лагерь? Конь Юлий снимает крышку котла и жадно хлебает содержимое. А чем в те времена питались тугаре? Ясный лес, варёной кониной.

Содержание

Читайте также: