988н приказ по медосмотрам с изменениями 2021

Обновлено: 05.07.2024

Приказ Минздрава России от 28.01.2021 № 29н

Комментарий

С 01.04.2021 вступят в силу:

  • порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников (далее – Порядок);
  • перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (далее – Перечень противопоказаний);
  • перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры (далее – Перечень вредных факторов).

Порядок и Перечень противопоказаний утверждены приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н. Перечень вредных факторов утвержден совместным приказом Минтруда России № 988н и Минздрава России № 1420н от 31.12.2020. Эти документы придут на смену правилам проведения медосмотра, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.

Новые Порядок и Перечни имеют ограниченный срок действия – до 1 апреля 2027 года.

Первичные и периодические медосмотры по-прежнему будут производиться за счет работодателя медицинскими организациями, имеющими лицензию.

Что же изменится в медосмотрах?

1. Периодические медосмотры можно будет проводить без отрыва от производства.

Новый Порядок предусматривает проведение периодического медосмотра мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов от медицинской организации. При этом перед проведением такого медосмотра работник должен пройти диагностические исследования в самой медорганизации. Это должно помочь работодателям оптимизировать рабочее время для прохождения работниками периодических медосмотров.

2. Нужно будет учитывать результаты прошлых медицинских исследований.

Изменилась формулировка положения, позволяющего учесть при проведении медосмотров результаты ранее проведенных обследований, таких как:

  • предварительный или периодический осмотр;
  • диспансеризация;
  • иные медицинские осмотры, подтвержденные медицинскими документами, в т. ч. полученные путем электронного обмена между медорганизациями.

Эти обследования должны быть проведены не позднее одного года до проведения обязательных медосмотров. Исключение составляют случаи выявления у осматриваемого работника симптомов и синдромов заболеваний, свидетельствующих о наличии медицинских показаний для повторного проведения исследований либо иных медицинских мероприятий в рамках предварительного или периодического осмотра. На данный момент результаты таких обследований могут учитываться. С 1 апреля 2021 года такие исследования должны учитываться в обязательном порядке.

Заметим, это изменение не дает работодателю права отказаться от проведения медосмотров при наличии результатов медицинских исследований, с проведения которых не прошел год. По нашему мнению, речь в этой норме идет о праве медицинской комиссии не проводить отдельные исследования при проведении первичного или периодического медосмотра, если такие исследования были у работника в течение года.

3. Уточнен порядок проведения предварительного медосмотра.

  • электронная почта, контактный телефон работодателя;
  • электронная почта, контактный телефон медорганизации, которая проводит медосмотр;
  • пол работника;
  • номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медицинского страхования.

Сейчас указывать такие сведения в направлении не требуется.

Направление может быть сформировано в электронном виде с использованием электронных подписей работодателя и лица, поступающего на работу. Работодатель по-прежнему должен вести учет выданных работникам направлений на предварительный медосмотр. С 01.04.2021 это можно делать и в электронном виде. При этом Порядок не уточняет, какие именно требования должны соблюдаться при ведении учета направлений в электронном виде. Соответственно, определить порядок ведения электронного учета направлений работодатель вправе самостоятельно.

Расширены возможности медицинской организации, проводящей медосмотр. Так, организация может получить в рамках электронного обмена медицинскими документами результаты ранее проведенной диспансеризации и других медицинских осмотров лица, поступающего на работу, до его явки на медицинский осмотр. Действующий порядок не предусматривает такой возможности для медорганизаций.

Заключение о прохождении предварительного медосмотра будет выдаваться не только в бумажном виде, но и в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной ЭП. Бумажное заключение будет составляться в трех экземплярах (а не в четырех, как сейчас). Первый экземпляр будет выдаваться работнику, второй – работодателю, а третий – прикрепляться к медкарте работника, оформленной во время медосмотра. Сделать это необходимо в течение 5 рабочих дней с момента осмотра. Если у медорганизации есть доступ в ЕГИС здравоохранения, заключение в электронном виде следует внести в эту систему не позднее 5 рабочих дней с момента осмотра.

3. Уточнен порядок проведения периодических медосмотров.

Кардинально порядок проведения периодических медосмотров не поменялся, но уточнен. Так, работодатель может организовать работникам прохождение диспансеризации (или ежегодного профилактического медосмотра) в качестве первого этапа. Результаты диспансеризации (ежегодного профилактического медосмотра) можно будет передать комиссии для подготовки заключения по итогам периодического осмотра. При этом стоимость услуг при диспансеризации, оплачиваемых за счет средств ОМС, не учитывается при оплате по заключенному договору на проведение медосмотров. Если комиссия затрудняется оценить результаты медосмотра и определить профпригодность работника, она должна выдать работнику справку о необходимости дополнительного медобследования. Информация о выдаче такой справки направляется работодателю, считается, что работник не прошел медосмотр. Дополнительные обследования в этом случае не входят в медосмотр, а производятся за счет средств ОМС.

Если работник прошел медосмотр, комиссия составляет заключение по его результатам. Заключение составляется в 5 экземплярах, один экземпляр которого не позднее 5 рабочих дней выдается работнику. Второй экземпляр приобщается к медкарте, оформляемой в медорганизации, в которой проводился медосмотр. Третий направляется работодателю, четвертый – в медорганизацию, к которой работник прикреплен для медобслуживания, пятый – по письменному запросу в ФСС РФ с письменного согласия работника.

Если у медорганизации есть доступ в ЕГИС в сфере здравоохранения, заключение в электронной форме вносится медорганизацией в эту систему не позднее 5 рабочих дней. Заключение может быть составлено как в бумажной, так и в электронной форме. При этом заключение в электронной форме может передаваться по защищенным каналам связи с соблюдением требований защиты персданных.

4. Вопрос о медосмотрах офисных сотрудников снова станет актуальным.

Периодические медосмотры сотрудников, которые работают за компьютерами, излучающими электромагнитные поля широкополосного спектра частот (5 Гц - 2 кГц, 2 кГц - 400 кГц) нужно проводить 1 раз в 2 года. Такое правило закрепили в п. 4.2.5 Перечня вредных факторов.

В новом Перечне вредных факторов нет указания на превышение излучения предельно допустимого уровня. Таким образом, исходя из буквального толкования нового правила, следует проводить медосмотры всех сотрудников, работающих за компьютерами с данным излучением.

В связи с этим могут стать актуальными споры, должен ли работодатель проводить медосмотры всех офисных работников. Подробнее см. Справочник кадровика. Медосмотры таких сотрудников проводятся врачом-дерматовенерологом и врачом-офтальмологом. Последний проводит биомикроскопию глаза, визометрию и офтальмоскопию глазного дна.

Правила осмотра перенесены в новые нормы Перечня противопоказаний из приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н. Но по действующим нормам осматривать таких сотрудников должен еще и невролог.

5. Определены новые факторы трудового процесса, требующие медосмотров.

Дополнен перечень вредных факторов трудового процесса, наличие которых является основанием для проведения медосмотров. Такими факторами является тяжесть трудового процесса, подъем, перемещение, удержание груза вручную, стереотипные рабочие движения.

К тяжелым факторам трудового процесса относится и рабочее положение тела работника, то есть длительное нахождение работника:

  • стоя, сидя без перерывов,
  • лежа, на коленях, на корточках,
  • с наклоном или поворотом туловища,
  • с поднятыми выше уровня плеч руками, с неудобным размещением ног,
  • с невозможностью изменения взаимного положения различных частей тела относительно друг друга,
  • длительное перемещение работника в пространстве.

Эти факторы устанавливаются спецоценкой.

В связи с этим подчеркнем, что с 30.12.2020 изменены условия проведения спецоценки. Так, работодатель, у которого ранее спецоценкой были установлены нормальные условия труда, может не проводить повторную спецоценку. Повторная СОУТ на таких рабочих местах проводится в случаях (ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

  • когда на производстве произошел несчастный случай (за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц);
  • когда у работника, который трудится на безопасном рабочем месте, появилось профзаболевание по причине вредных (опасных) условий труда;
  • когда на безопасном рабочем месте при проверке условий охраны труда обнаружились нарушения государственных нормативных требований охраны труда.

Введение нового "вредного" фактора в качестве основания для проведения повторной спецоценки не предусмотрено, поэтому проводить ее не нужно. По нашему мнению, в этом случае следует обратиться к результатам уже проведенной спецоценки у работодателя. Если в результатах спецоценки указаны такие факторы рабочего процесса, как "сидя", "лежа" и проч. (пусть даже не как "вредные" факторы), медосмотр работника проводить нужно.

Если в результатах спецоценки новые факторы трудового процесса не указаны, необязательно проводить медосмотр работников. Однако вполне вероятно, что в сложившейся ситуации Минздрав и Минтруд России представят какие-то иные разъяснения.

Медосмотры работников с новыми тяжелыми условиями труда проводятся 1 раз в год, следующими врачами:

  • хирург,
  • офтальмолог,
  • рефрактометрия (или скиаскопия),
  • биомикроскопия глаза,
  • визометрия.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 декабря 2020 года N 988н/1420н

2. Признать утратившими силу:

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 апреля 2021 года и действует до 1 апреля 2027 года.

Министр
труда и социальной защиты
Российской Федерации
А.О.Котяков

Министр здравоохранения
Российской Федерации
М.А.Мурашко

в Министерстве юстиции

29 января 2021 года,

регистрационный N 62278

Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 14 июля 2021 года N 467н

Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами

1. Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, определяют порядок и условия финансового обеспечения страхователем предупредительных мер (далее соответственно - предупредительные меры, Правила).

2. Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на текущий финансовый год.

Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением произведенных им расходов за счет средств бюджета Фонда в пределах суммы, согласованной с территориальным органом Фонда на эти цели, но не более суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы), начисленных страхователем за текущий финансовый год, за вычетом расходов, произведенных в текущем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.

Страхователь направляет на финансовое обеспечение предупредительных мер до 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.

Объем средств, направляемых на указанные цели, может быть увеличен до 30 процентов сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.

В случае если страхователь с численностью работающих до 100 человек не осуществлял два последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых таким страхователем на финансовое обеспечение указанных мер, рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, и не может превышать сумму страховых взносов, начисленных им за текущий финансовый год, за вычетом расходов, произведенных в текущем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.

3. Финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на следующие предупредительные меры:

а) проведение специальной оценки условий труда;

б) реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

в) обучение по охране труда и (или) обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, а также действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте следующих категорий работников:

руководители организаций малого предпринимательства;

работники организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда;

руководители (в том числе руководители структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;

руководители и специалисты служб охраны труда организаций;

члены комитетов (комиссий) по охране труда;

уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;

отдельные категории работников организаций, отнесенных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации к опасным производственным объектам, подлежащих обязательному обучению по охране труда в установленном порядке или обучению по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте (в случае, если обучение проводится с отрывом от производства в организации, осуществляющей образовательную деятельность);

г) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее соответственно - СИЗ, типовые нормы) и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;

д) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (исключая размещение в номерах высшей категории);

е) проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников;

и) приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов);

к) приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи;

л) приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах;

м) приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудиофиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации;

н) санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (исключая размещение в номерах высшей категории);

о) приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, сервисов, систем, непосредственно предназначенных для мониторинга на рабочем месте состояния здоровья работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

3.1. Финансовому обеспечению в 2021 году за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на реализацию мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):

а) приобретение одноразовых масок, респираторов и (или) многоразовых тканых масок для защиты органов дыхания, а также щитков лицевых, бахил, перчаток, противочумных костюмов 1 типа, одноразовых халатов (далее - средства защиты);

б) приобретение дезинфицирующих салфеток и (или) дезинфицирующих кожных антисептиков для обработки рук работников (далее - дезинфицирующие средства) и дозирующих устройств (оборудования) для обработки рук указанными антисептиками (далее - дозирующие устройства);

в) приобретение устройств (оборудования), в том числе рециркуляторов воздуха, и (или) дезинфицирующих средств вирулицидного действия для комплексной обработки транспортных средств, транспортной упаковки материалов, оборудования, продуктов, служебных помещений, контактных поверхностей;

г) приобретение устройств (оборудования) для бесконтактного контроля температуры тела работника и (или) термометров;

д) проведение лабораторного обследования работников на COVID-19 (метод ПЦР и (или) анализ на антитела к COVID-19).

И РАБОТ, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОТОРЫХ ПРОВОДЯТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ

В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2015, N 29, ст. 4356), подпунктом 5.2.101 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528), подпунктом 5.2.56 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), приказываем:

1. Утвердить перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры согласно приложению.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 апреля 2021 года и действует до 1 апреля 2027 года.

Вот уже без малого 10 лет действует Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н (далее – Порядок № 302н). Этим же приказом утвержден перечень вредных производственных факторов и работ, при которых проводятся обязательные медосмотры. С апреля 2021 года Приказ № 302н прекратит действовать и вступит в действие новый приказ. Что изменится в порядке проведения медосмотров – читайте в статье.

Итак, с 1 апреля 2021 года вступит в силу Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, и Перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (далее вместе – Порядок), утвержденные Приказом Минздрава РФ от 28.01.2021 № 29н (далее – Приказ № 29н).

При этом Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, утвержден еще и отдельно совместным Приказом Минтруда РФ № 988н, Минздрава РФ № 1420н от 31.12.2020. Этот Перечень вступит в силу одновременно с Порядком.

Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 14 июля 2021 года N 467н

Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами

1. Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, определяют порядок и условия финансового обеспечения страхователем предупредительных мер (далее соответственно - предупредительные меры, Правила).

2. Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на текущий финансовый год.

Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением произведенных им расходов за счет средств бюджета Фонда в пределах суммы, согласованной с территориальным органом Фонда на эти цели, но не более суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы), начисленных страхователем за текущий финансовый год, за вычетом расходов, произведенных в текущем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.

Страхователь направляет на финансовое обеспечение предупредительных мер до 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.

Объем средств, направляемых на указанные цели, может быть увеличен до 30 процентов сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.

В случае если страхователь с численностью работающих до 100 человек не осуществлял два последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых таким страхователем на финансовое обеспечение указанных мер, рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, и не может превышать сумму страховых взносов, начисленных им за текущий финансовый год, за вычетом расходов, произведенных в текущем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.

3. Финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на следующие предупредительные меры:

а) проведение специальной оценки условий труда;

б) реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

в) обучение по охране труда и (или) обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, а также действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте следующих категорий работников:

руководители организаций малого предпринимательства;

работники организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда;

руководители (в том числе руководители структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;

руководители и специалисты служб охраны труда организаций;

члены комитетов (комиссий) по охране труда;

уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;

отдельные категории работников организаций, отнесенных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации к опасным производственным объектам, подлежащих обязательному обучению по охране труда в установленном порядке или обучению по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте (в случае, если обучение проводится с отрывом от производства в организации, осуществляющей образовательную деятельность);

г) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее соответственно - СИЗ, типовые нормы) и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;

д) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (исключая размещение в номерах высшей категории);

е) проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников;

и) приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов);

к) приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи;

л) приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах;

м) приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудиофиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации;

н) санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (исключая размещение в номерах высшей категории);

о) приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, сервисов, систем, непосредственно предназначенных для мониторинга на рабочем месте состояния здоровья работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

3.1. Финансовому обеспечению в 2021 году за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на реализацию мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):

а) приобретение одноразовых масок, респираторов и (или) многоразовых тканых масок для защиты органов дыхания, а также щитков лицевых, бахил, перчаток, противочумных костюмов 1 типа, одноразовых халатов (далее - средства защиты);

б) приобретение дезинфицирующих салфеток и (или) дезинфицирующих кожных антисептиков для обработки рук работников (далее - дезинфицирующие средства) и дозирующих устройств (оборудования) для обработки рук указанными антисептиками (далее - дозирующие устройства);

в) приобретение устройств (оборудования), в том числе рециркуляторов воздуха, и (или) дезинфицирующих средств вирулицидного действия для комплексной обработки транспортных средств, транспортной упаковки материалов, оборудования, продуктов, служебных помещений, контактных поверхностей;

г) приобретение устройств (оборудования) для бесконтактного контроля температуры тела работника и (или) термометров;

д) проведение лабораторного обследования работников на COVID-19 (метод ПЦР и (или) анализ на антитела к COVID-19).

Документ утвержден с целью устранения избыточных требований в части необходимости проведения обязательных предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работникам, не занятым работой во вредных и (или) опасных условиях труда, приведения наименований факторов и работ в соответствие с действующим законодательством, исключения работ, при выполнении которых медицинские осмотры работников проводятся в целях предупреждения развития инфекционных заболеваний.

Признан утратившим силу аналогичный Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

Настоящий Приказ действует до 1 апреля 2027 года.

Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам - в системе КонсультантПлюс.

И РАБОТ, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОТОРЫХ ПРОВОДЯТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ

В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2015, N 29, ст. 4356), подпунктом 5.2.101 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528), подпунктом 5.2.56 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), приказываем:

1. Утвердить перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры согласно приложению.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 апреля 2021 года и действует до 1 апреля 2027 года.

Новое в порядке проведения медосмотров.

В новом Порядке (в отличие от Порядка № 302н) перечислены работники конкретных отраслей, на которые он распространяется. Это работники:

занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

занятые на работах, связанных с движением транспорта;

общественного питания и торговли;

медицинских организаций и детских учреждений;

некоторые другие, проходящие указанные медосмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Еще Приказом № 29н утвержден перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. Сейчас такие противопоказания установлены разд. IV Порядка № 302н и специальными перечнями факторов и работ.

Рассмотрим, что изменилось. Согласно Порядку по-прежнему предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой организационно-правовой формы, имеющими право на проведение предварительных и периодических медосмотров. Однако с 1 апреля периодические осмотры смогут проводить мобильные медбригады врачей-специалистов медицинской организации. При этом до проведения такого осмотра работники должны пройти диагностические исследования в медицинских организациях.

Порядок организации работодателем прохождения работниками медицинских осмотров изменился незначительно.

Для организации предварительных медосмотров работодатель в первую очередь должен составить список лиц, поступающих на работу и подлежащих предварительным осмотрам. В списке лиц указываются:

наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию;

наименования вредных производственных факторов, работ в соответствии с приложением к Порядку, а также вредных производственных факторов, установленных в результате специальной оценки условий труда.

На основании списка работнику под подпись выдается направление на медосмотр.

Порядок организации периодических медосмотров несколько сложнее. Сначала работодатель должен утвердить список работников, подлежащих медицинским периодическим осмотрам, который составляется так же, как и список лиц, подлежащих предварительным медосмотрам.

На основании этого списка работодатель утверждает поименные списки работников, подлежащих периодическим медосмотрам, и направляет данные списки не позднее чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией даты начала периодического осмотра в эту организацию. В списке указываются:

фамилия, имя, отчество (при наличии) работника;

профессия (должность) работника, стаж работы в ней;

наименование структурного подразделения работодателя (при наличии);

наименование вредных производственных факторов или видов работ.

Список работников, разработанный и утвержденный работодателем, не позднее 10 рабочих дней направляется в территориальный орган Роспотребнадзора.

К сведению

В Порядке уточняется, что направлять информацию в Роспотребнадзор должны работодатели организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, работники которых проходят медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

На основании поименного списка медицинская организация составляет календарный план проведения периодических осмотров. План согласовывается с работодателем и утверждается руководителем медицинской организации.

Не позднее чем за 10 дней до согласованной даты начала периодического осмотра работодатель обязан ознакомить работников, подлежащих осмотру, с календарным планом.

Для прохождения периодического осмотра работнику под подпись также выдается направление. В направлении (и на предварительный, и на периодический осмотр) указываются:

наименование работодателя, электронная почта, контактный телефон;

форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД;

наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН, электронная почта, контактный телефон;

вид медицинского осмотра;

фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, пол работника;

наименование структурного подразделения работодателя (при наличии);

наименование должности (профессии) или вида работы;

вредные и (или) опасные производственные факторы, виды работ в соответствии со списком контингента;

номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медицинского страхования.

Направление на предварительный или периодический медосмотр подписывается уполномоченным представителем работодателя. Согласно новому Порядку оно может быть сформировано в электронном виде с использованием электронных подписей работодателя и лица, поступающего на работу (работника).

Направления (в том числе в электронном виде) подлежат обязательному учету.

Обратите внимание

Новым Порядком работодателю предоставлено право организовать лицам, поступающим на работу, и работникам организации прохождение диспансеризации (первого этапа) и (или) ежегодного профилактического медицинского осмотра с целью предоставления результатов врачебной комиссии, необходимых при подготовке заключения по итогам предварительного, периодического осмотра.

При этом стоимость услуг, оказываемых при диспансеризации (на первом этапе) и (или) в рамках ежегодного профилактического медицинского осмотра и оплачиваемых за счет средств ОМС, не учитывается в оплате по договору, заключенному с работодателем на проведение предварительного или периодического осмотра.

По окончании прохождения работником медосмотра медицинская организация оформляет заключение по его результатам. Новым Порядком допускается выдача заключения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством передачи по защищенным каналам связи, исключающим возможность несанкционированного доступа к информации третьих лиц, и с соблюдением требований законодательства РФ о защите персональных данных.

При наличии доступа у медицинской организации в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения заключение в форме электронного документа вносится медицинской организацией не позднее 5 рабочих дней в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения.

Новый Порядок еще не вступил в действие, но вы уже можете начинать подготовку. Для начала изучите новые нормативные акты, проверьте, все ли документы, регламентирующие проведение медосмотров, у вас есть (положение, списки, бланки направлений и т. д.), при необходимости подготовьте изменения в них.

Если нужно, утвердите новые списки:

список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам;

список работников, подлежащих периодическим осмотрам;

поименный список работников, подлежащих периодическим осмотрам.

Также проверьте, в отношении кого из работников можно учесть предыдущие результаты медосмотров, диспансеризаций и профилактических осмотров при очередном медосмотре. Учитываются результаты осмотров, которые работник прошел не более года назад, если у него не было показаний для повторных исследований и обследований.

После 1 апреля до начала предварительного или очередного периодического медосмотра можете организовать прохождение работниками первого этапа диспансеризации или ежегодного профосмотра взрослого населения за счет средств ОМС, чтобы результаты можно было учесть при медосмотре.

Вероятно, немало изменений нужно будет внести и в договор с медицинской организацией.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 июля 2021 года N 467н

1. Утвердить Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, согласно приложению.

2. Признать утратившими силу:

3. Установить, что в 2021 году страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту своей регистрации в срок до 1 октября 2021 года.

в Министерстве юстиции

8 сентября 2021 года,

регистрационный N 64932

Приложение
к приказу Минтруда России
и Минздрава России
от 31 декабря 2020 года N 988н/1420н

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры

I. Химические факторы

1.1. Азота неорганические соединения (в том числе азота оксиды, азота диоксид).

Условные обозначения: "А" - химические вещества, способные вызывать аллергические заболевания, "Ф" - аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, "Р" - вещества, опасные для репродуктивного здоровья человека, "К" - канцерогенные вещества, биологические и физические факторы, "О" - вещества, опасные для развития острого отравления.

1.2. Азотсодержащие органические соединения (в том числе амины, амиды, анилиды, гидразин и его производные, нитросоединения и прочие производные: NN-диметилацетамид, NN-диметилформамид, капролактам (гексагидро-2H-азепин-2-он).

Условные обозначения: "А" - химические вещества, способные вызывать аллергические заболевания, "Ф" - аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, "Р" - вещества, опасные для репродуктивного здоровья человека, "К" - канцерогенные вещества, биологические и физические факторы, "О" - вещества, опасные для развития острого отравления.

1.3. Альдегиды алифатические (предельные и непредельные) и ароматические (формальдегид, ацетальдегид, проп-2-ен-1-аль (акролеин), бензальдегид, бензол-1,2-дикарбальдегид (фталевый альдегид).

Условные обозначения: "А" - химические вещества, способные вызывать аллергические заболевания, "Ф" - аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, "Р" - вещества, опасные для репродуктивного здоровья человека, "К" - канцерогенные вещества, биологические и физические факторы, "О" - вещества, опасные для развития острого отравления.

1.4. Альдегиды и кетоны галогенопроизводные (хлорбензальдегид (4-хлорбензальдегид), фторацетон, хлорацетофенон).

1.5. Алюминий и его соединения, в том числе:

1.5.1. алюмоплатиновые катализаторы.

1.6. Бериллий и его соединения.

1.7. Бор и его соединения, в том числе:

1.7.1. борная кислота, бор нитрид, бор трифторид, тетраБор карбид, тетраБор трисилицид;

Условные обозначения: "А" - химические вещества, способные вызывать аллергические заболевания, "Ф" - аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, "Р" - вещества, опасные для репродуктивного здоровья человека, "К" - канцерогенные вещества, биологические и физические факторы, "О" - вещества, опасные для развития острого отравления.

1.8. Галогены, в том числе:

1.8.1.1. хлора неорганические соединения (гидрохлорид, кислоты, оксиды);

1.8.1.2. хлорсодержащие органические соединения;

1.8.2.1. брома неорганические соединения (бром);

1.8.2.2. бромсодержащие органические соединения (в том числе бромбензол, бромгексан, бромметан);

1.8.3.1. йода неорганические соединения (йод, оксиды, кислоты);

1.8.3.2. йодсодержащие органические соединения (в том числе йодбензол, йодметилбензол);

1.8.4.1. фтора неорганические соединения (в том числе фтор, гидрофторид, аммоний фторид, соединения металлов с фтором: барий дифторид, калий фторид, литий фторид, натрий фторид, криолит, олово фторид);

1.8.4.2. фторорганические соединения и фторхлорорганические соединения (в том числе дихлорфторметан, дихлорфторметилбензол, фторхлорэтан).

1.9. Карбонилдихлорид (фосген).

1.10. Гидразин и его производные: фенилгидразин гидрохлорид, борингидразин, диметилгидразин (гептил).

1.12. Кадмий и его соединения, кадмий ртуть теллур (твердый раствор), октадеканоат кадмия.

1.13. Карбонилы металлов, в том числе железо пентакарбонил, кобальт гидридотетракарбонил.

1.14. Кетоны, в том числе:

1.14.1. кетоны алифатические, ароматические 1-фенилэтанон (ацетофенон), пентан-2-он (метилэтилкетон);

1.14.2. пропан-2-он (ацетон).

1.15. Кислоты органические: метановая (муравьиная), этановая (уксусная), бутановая (масляная), пропионовая, 1-метилбутановая (изовалериановая), этадионовая кислота дигидрат (щавелевая), 4-метилпентановая (изокапроновая), проп-2-еновая (акриловая), бензойная и прочие; синтетические жирные кислоты; в том числе:

1.15.1. бензол-1,3-дикарбоновая (изофталевая) и бензол-1,4-дикарбоновая (терефталевая) кислоты.

1.16. Кремния органические соединения (силаны), в том числе трихлор(хлорметил)силан, фенилтрихлорсилан, трихлорсилан.

Документ утвержден с целью устранения избыточных требований в части необходимости проведения обязательных предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работникам, не занятым работой во вредных и (или) опасных условиях труда, приведения наименований факторов и работ в соответствие с действующим законодательством, исключения работ, при выполнении которых медицинские осмотры работников проводятся в целях предупреждения развития инфекционных заболеваний.

Признан утратившим силу аналогичный Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

Настоящий Приказ действует до 1 апреля 2027 года.

Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам - в системе КонсультантПлюс.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 июля 2021 года N 467н

1. Утвердить Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, согласно приложению.

2. Признать утратившими силу:

3. Установить, что в 2021 году страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту своей регистрации в срок до 1 октября 2021 года.

в Министерстве юстиции

8 сентября 2021 года,

регистрационный N 64932

Новое в перечне вредных факторов.

Сразу обращаем ваше внимание на то, что в новом Перечне, в отличие от действующего, не указано:

с какой периодичностью должны проходить медосмотры;

каких врачей должен пройти работник;

То есть приводится только перечень вредных факторов, при наличии которых работники должны проходить медицинские осмотры. Все эти факторы вместе с периодичностью, перечнем врачей и исследований приводятся в Приказе № 29н. То есть, по сути, можно пользоваться только Приказом № 29н, в котором есть вся необходимая информация.

Что касается самих факторов, в новом Перечне утверждено не четыре, как установлено сейчас, а пять их групп:

аэрозоли преимущественно фиброгенного действия и пыли (выделены из химических факторов);

факторы трудового процесса.

Особого внимания заслуживает такой физический фактор, как электромагнитное излучение компьютера. Вопрос о том, должны ли сотрудники, работающие с компьютером, проходить медо­смотры, стоял довольно долго, пока в 2020 году в перечень вредных факторов не были внесены изменения. В частности, было указано, что вредным фактором является электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц – 2 кГц, 2 кГц – 400 кГц) при превышении предельно допустимого уровня. Этот фактор исследуется в том числе на рабочих местах, где есть компьютеры.

Однако в новом Перечне оговорки о превышении уровня нет, данные показатели просто перечислены в качестве вредных физических факторов. Таким образом, может снова встать вопрос, когда нужно организовывать медосмотры лиц, работающих за компьютерами.

В специальном разделе Перечня есть список работ, при выполнении которых нужны медосмотры, всего 17 пунктов. В действующем перечне работ было 27 пунктов. В некоторые из них внесены коррективы, например уточняется, что относится к работе на высоте. Это, в частности:

работы с высоким риском падения работника с высоты;

работы на высоте без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более;

Внесены дополнения в порядок осуществления работ в особых географических регионах. В частности, уточняется, что проводить медосмотры нужно в регионах с местами проведения работ, транспортная доступность которых от медицинских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь в экстренной форме, превышает 60 минут.

Читайте также: