2 сущность государства его признаки и функции

Обновлено: 06.07.2024

Среди учёных нет единого мнения об истоках зарождения государства.

Государство появляется на определённой стадии перехода общества от присваивающей экономики к производящей.

Государство — очень важный элемент для развития общества. Оно решает сложные вопрос хозяйственной деятельности, защищает интересы общества.

Никакая другая организация не может сравниться с государством в выполнении важных для жизни социальных задач, во влиянии на судьбы общества.

Теории происхождения государства

На каждой из карточек дано понятие, вспомните эти определения, проверьте себя, перевернув карточки.

Сущность государства

Вопрос о сущности государства до сих пор является дискуссионным. Определить сущность государства пытались известные философы древности: Сократ, Платон, Аристотель и римский юрист, и государственный деятель Цицерон. Они считали, что сущность государства есть воплощение нравственных начал. Люди объединяются, чтобы достичь счастья, блага.

Определить сущность государства — значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

© Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Основные теории (концепции) происхождения государства и права.

Теологическая теория (Аквинский, Маритен и др.). Государство и право созданы богом. В этой связи теория предписывает, что каж­дый обязан смириться перед божественной волей и подчиняться госу­дарству.

Патриархальная теория (Аристотель, Фильмер, Михайловский и др.). Право и государство — результат исторического развития се­мьи. Отсюда делается вывод о том, что государство и форма его прав­ления носит «отеческий» характер и в силу этого требуют почтитель­ного к себе отношения.

Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский и др.) объясня­ет возникновение государства как результат покорения одних людей другими, отрицая социально-экономические причины происхождения государства.

Договорная (естественно-правовая) теория (Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Радищев и др.). Представители договорной тео­рии рассматривали государство как продукт человеческой деятельно­сти, стремления людей к выживанию.

Создав государство, люди передали ему часть своих естествен­ных прав. В силу этого оно взяло на себя обязательство охранять их собственность и безопасность.

Право народа на восстание провозглашалось в качестве гаран­та сохранения договорного характера государства.

Органическая теория (Спенсер, Вормс и др.) отождествляет про­цесс возникновения и функционирования государства с биологичес­ким организмом.

Материалистическая теория (Маркс, Энгельс, Ленин). В резуль­тате общественного разделения труда выросла производительность труда, человек стал производить больше, чем потреблять. Появился избыточный продукт. Он накапливался у определенной группы лю­дей. Возникают классы имущих и неимущих. Между ними возникают антагонистические противоречия. Отсюда потребность в государстве и праве для подавления класса неимущих.

Сущность государства, его признаки и функции.

Понятие. Общество - совокупность всех форм жизнедеятельности людей, всех видов общественных отношений, которые отражают интересы различных соц.сил. Общество основано на определенном способе производства, который включает в себя производственные силы и производственные отношения.

Гос-во является результатом эволюции об-ва, которое нуждается в организационном оформлении

Гос-во – форма полит интеграции об-ва на определённой территории, которая создаётся для организации управления жизнью населения с помощью гос.власти обязательной для всего гос-ва

Гос-во - орган полит власти, осуществляет власть, обеспечивает руководство и управление об-вом, направляет совместную деятельность людей, регулирует отношения между гражданами, соц.группами,классами.

Гос-во -основной элемент полит. системы, с которым взаимодействуют все другие элементы т.к. гос-во выражает общие интересы, а партии интересы различных соц.групп.

Сущность не является вневременной категорией, она изменяется и эволюционизирует.

Любое гос-во является не только орудием угнетения, но и выполняет общие соц.функции:

1. регулирует отношения в интересах всего об-ва

2. согласовывает свои эгоистические интересы с интересами большинства, без этого правящая элита потеряет власть.

Гос-во является национальной и соц. ценностью, т.к.:

1. оно является источником правопорядка, общественной безопасности

2. гарантом прав и свобод, соц. защитой населения

3. обеспечивает совместную жизнедеятельность людей независимо от расовой, национальной, религиозной принадлежности

4. гос-во, отражая различные соц. интересы различных соц.групп, является проводником, арбитром соц.конфликтов.

· Территориальная организация гос-ва.

Территория включает в себя землю, недра, воздушное пространство, территориальное море, которое оказывает влияние на национальный характер, на структуру хоз-ва, на методы экономической деятельности, на образ жизни, на отношение между властью и обществом.

· Население, которое проживает на территории гос-ва и подчиняется гос.власти (народ, имеющий право на самовыражение).

· Публичная власть (законодат., исполнит., судебная), через которую осуществляется руководство и управление обществом.




1. верховенство гос.власти на всей территории страны

2. независимость ни от какой другой власти внутри страны и на международной арене

1. издание законов

· политическая-защита соц.строя, полит господства экономически доминирующего класса

1. обеспечение целостности об-ва и полит. стабильности

2. разработка программ, стратегических целей, при этом учитывается прежде всего полит.и эконом. интересы соц.групп, занимающих лидирующие позиции

3. налаживание отношений с партиями, профсоюзами по поводу организации и функционирования общества

Государство - это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

Естественное состояние человека – жизнь человека до образования государства в соответствии с законами природы.

Производственные отношения - особый вид общественных отношений, возникающих между людьми в процессе создания материальных благ.

Общественно-экономическая формация - определенный исторический тип общества, особый социальный организм, который живет и развивается по законам господствующих в обществе производственных отношений.

Государственный суверенитет - это свойство государственной власти, которая может принимать политические решения без давления каких-либо социальных групп.

Сущность государства - то, что является главным, к чему оно стремится.

Функции государства - основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Ключевые слова: государство; род; деспотия; общественно-экономическая формация; публичная власть; суверенитет.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – 3-12 с. – (Инновационная школа).

На уроке мы узнаем, что такое государство, основные признаки государства.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов государства, функций и признаков.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока

Государство – это основной центральный институт общества, представляющий собой политико-территориальную организацию публичной власти, располагающую специальным аппаратом, способным делать свои веления общеобязательными и осуществлять свое управление. Термин «государство» (от латинского status) стал употребляться в Западной Европе в Новое время.

1. Публичная власть – власть, распространенная на все население страны, для осуществления которой существует особый чиновничий аппарат, органы принуждения.

2. Территория – это участок суши и вод, а также воздушное пространство над ними, имеющие четко обозначенные границы, в пределах которых распространяется действие государственной власти или суверенитет государства.

3. Население – это совокупность людей, проживающих на определённой территории и связанных между собой и с государством правовой и территориальной принадлежностью.

4. Суверенитет – верховенство, единство и независимость власти как внутри государства, так и за её пределами.

Верховенство проявляется в том, что только органы данного государства принимают окончательные решения по всем вопросам, имеющим общий характер.

Единство власти проявляется в том, что все органы государства в своей совокупности образуют государственный аппарат, базирующийся на единых принципах, осуществляющий единые функции и действующий в едином направлении.

Независимость означает, что никто, никакой иной орган не может оказывать влияние на принимаемые органами власти данного государства решения.

В юридической литературе выделяются такие виды суверенитета, как народный, национальный и государственный.

Народный суверенитет – это неотчуждаемое право народа самостоятельно определять свою историческую судьбу, быть единственным носителем и выразителем верховной власти.

Национальный суверенитет – верховное право нации на самоопределение, т.е. право определять форму национально-государственной организации либо в рамках всего государства, либо в пределах субъекта федерации, либо в пределах автономных образований.

Государственный суверенитет – это неотчуждаемое право государства самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики, соблюдая общепризнанные принципы и нормы международного права.

5. Налоги, сборы, займы.

Налоги – общеобязательные платежи, взимаемые государством в целях аккумулирования средств для последующего финансового обеспечения выполнения государством своих основных функций.

Государственные займы – это собираемые на добровольной основе финансовые средства, получаемые путем продажи государственных облигаций и других ценных бумаг

6. Наряду с перечисленными признаками отдельные ученые выделяют еще нормотворчество. Это признак состоит в том, что государство устанавливает общеобязательные правила поведения.

7. Выделяется также такой признак, как государственная символика – герб, гимн, флаг.

Рассматривая различные исторические факты о зарождении государства, ученые различных эпох пытались формулировать свои теории.

1. Теологическая теория. Основные положения этой теории содержаться в религиозных источниках – Библии, Коране, Ведах. Данная теория обосновывала подчиненное положение светской власти духовной, государство должно было отстаивать интересы Церкви.

2. Патриархальная теория. Согласно этой теории люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. Впоследствие развитие и разрастание семьи в результате объединения людей, а также увеличение числа семей приводят к образованию государства. Власть государя есть естественное продолжение власти отца, «патриарха» в семье. Яркими представителями этой теории были Аристотель и Роберт Филмер.

3. Ирригационная теория. Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является современный немецкий ученый Э. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.

4. Договорная теория. Данная теория получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII - XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном", первобытном состоянии. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно - ответственность за их невыполнение.

5. Теория насилия была обоснована в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах - насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

6. Классовая теория. Разработку этой теории связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Смысл любого государства сводится к тому, чтобы осуществлять власть в обществе. Власть - это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов. Коротко говоря, сущность государства - это есть организация власти в обществе. Однако охарактеризовать сущность государства только через категорию власти будет недостаточным. Эта власть дополняется другими важнейшими характеристиками: с уверенностью, которая определяет качественную специфику государственной власти, и политическим режимом, который отражает средства и методы осуществления этой власти. Только совокупность этих характеристик позволяет полностью раскрыть сущность государства.

Сущность государства конкретизируется в его функциях.

Функции государства – основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач, без которых государство не может обойтись.

Каждая функция представляет устойчивую деятельность государства в той или иной сфере — экономической, политической, социальной или духовной.

Виды функций государства

Функции государства можно классифицировать по различным основаниям.

Внутренние функции нацелены на решение задач общества.

В зависимости от сферы реализации внутренние функции делятся на:

экономическую (выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме),

Социальную (призвана обеспечить свободное развитие личности и социальную защищенность всех членов общества),

Политическую (состоит в поддержании государством политической стабильности и безопасности; обеспечении участия населения в политической жизни общества посредством организации выборов, референдумов, плебисцитов; регулировании деятельности партий, общественных объединений; охране правопорядка, прав, свобод и законных интересов граждан),

культурно-воспитательную (государство гарантирует свободу творческой, научной, деятельности членов общества, поощряет развитие искусства, сохраняет культурные ценности и обеспечивает к ним доступ),

экологическую (как предупредительные меры по ограждению окружающей среды от отрицательного влияния деятельности людей, так и меры юридической ответственности за нарушение требований охраны природы).

Внешние функции связаны с деятельностью государства на международной арене. К ним относятся: сотрудничество, оборона, поддержание мирового порядка, решение глобальных проблем.

Если в качестве критерия разграничения функций использовать характер действий государства, то можно выделить регулятивную и охранительную функцию. Регулятивная функция состоит в наделении соответствующих участников общественных отношений правами, свободами, обязанностями, предоставлении им льгот за социально желательные действия. Охранительная функция связана с защитой прав и свобод личности, общества и государства.

Среди учёных нет единого мнения об истоках зарождения государства.

Государство появляется на определённой стадии перехода общества от присваивающей экономики к производящей.

Государство — очень важный элемент для развития общества. Оно решает сложные вопрос хозяйственной деятельности, защищает интересы общества.

Никакая другая организация не может сравниться с государством в выполнении важных для жизни социальных задач, во влиянии на судьбы общества.

Теории происхождения государства

На каждой из карточек дано понятие, вспомните эти определения, проверьте себя, перевернув карточки.

Сущность государства

Вопрос о сущности государства до сих пор является дискуссионным. Определить сущность государства пытались известные философы древности: Сократ, Платон, Аристотель и римский юрист, и государственный деятель Цицерон. Они считали, что сущность государства есть воплощение нравственных начал. Люди объединяются, чтобы достичь счастья, блага.

Определить сущность государства — значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

© Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Среди учёных нет единого мнения об истоках зарождения государства.

Государство появляется на определённой стадии перехода общества от присваивающей экономики к производящей.

Государство — очень важный элемент для развития общества. Оно решает сложные вопрос хозяйственной деятельности, защищает интересы общества.

Никакая другая организация не может сравниться с государством в выполнении важных для жизни социальных задач, во влиянии на судьбы общества.

Теории происхождения государства

На каждой из карточек дано понятие, вспомните эти определения, проверьте себя, перевернув карточки.

Сущность государства

Вопрос о сущности государства до сих пор является дискуссионным. Определить сущность государства пытались известные философы древности: Сократ, Платон, Аристотель и римский юрист, и государственный деятель Цицерон. Они считали, что сущность государства есть воплощение нравственных начал. Люди объединяются, чтобы достичь счастья, блага.

Определить сущность государства — значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

© Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

У термина «государство», как и у любого другого термина в общественных науках, существует множество определений, каждое из которых отражает определённые черты и свойства этого понятия или совокупность этих свойств и черт.

Само слово «государство» (англ. – state, нем. – der Staat, франц. – etat) с XVI в. употребляется в форме stato (Макиавелли), в число значений которого входят положение, статус общества. Можно сказать так: государство – это способ целевого объединения людей, заинтересованных в обеспечении мира и порядка на территории проживания. Между тем, государство – это организация общества, необходимая как условие, предпосылка решения общих дел.

Государство – это, конечно, политическая организация общества, система публичной власти, воплощающей право и силу. А также, государство – единая политическая организация общества, которая распространяет свою публичную власть на территорию всей страны и её население, а также на других лиц, проживающих на её территории, располагает для этого аппаратом принуждения и управления, с помощью нормативно-правовых актов, обязательных для всех велений, и обладает чертами суверенитета.

Возможности решения общих (публичных) дел определяется наличием государственного аппарата управления, правомочием государственных органов принимать законы, общеобязательные нормы, а также осуществлять предусмотренные законом определенные действия или требовать известных действий от других участников правоотношений, обеспечивать пределы власти над человеком, права и свободы гражданина, условия, при которых он вправе требовать от власти защиты своей жизни и своих же интересов.

Государство – это не просто организация общества, а высшая форма общности, содержанием которой является народ, и через эту форму каждый народ-нация представляет себя в мировом сообществе как единое неделимое целое. [1]

Социальное назначение государства выражается в его целях и функциях.

Цель государства – то желаемое, возможное и необходимое состояние общества, его жизнедеятельности, которое должно быть достигнуто; это тот идеал, та логически обоснованная конструкция, образ, который требуется создать, воплотить в жизни. Цель государства закрепляется в основном законе (конституции) и определяет функции государства.

Функции государства (это внутренняя и внешняя политика) – главные направления деятельности, виды управляющего воздействия на общество со стороны органов государственной власти и должностных лиц.

Основными функциями государства являются:

· обеспечение, охрана целостности и стабильности общества, его территории;

· создание и обеспечение адекватной правовой системы как совокупности взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих юридических средств, с помощью которых регулируются общественные отношения;

· создание и обеспечение условий для развития всех сфер жизнедеятельности общества;

· охрана конституционности и правозаконности во взаимоотношениях власти и общества, гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

· координация, согласование потребностей и интересов социальных слоёв общества, определение приоритетов его развития;

· обеспечение общенациональных интересов в мировом сообществе.

В соответствии с функциями государства создаётся структура его органов управления: представительных, исполнительно-распорядительных, судебных, охраны общественного порядка, национальной безопасности, надзорно-контрольных.

Признаки государства:

1. Государство представляет собой единую территорию с организованной политической властью. Это значит: государственная власть распространяется на всю территорию и всё население; существуют государственные границы; государство обладает территориальным верховенством.

2. Территория государства делится, как правило, на административные единицы:

по территориальному признаку и по национальному признаку.

3. Государство - особая форма организации публичной и политической власти, обладающая аппаратом принуждения.




4. Государство организует общественную жизнь на правовых началах.

5. Суверенитет - это свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства от других видов власти, как внутри страны, так и на международной арене.

6. Государство выступает в качестве арбитра примиряющего социальные классы и социальные группы между собой, а также устраняющего экономические противоречия.

7. Имеет свой флаг, герб, гимн.

Обобщая сущностные признаки, можно дать ещё одно определение: государство – способ и форма организации общества, механизм взаимосвязи и взаимодействия людей, проживающих на единой территории, объединённых институтом гражданства, системой государственной власти и права.[2]

Государство выступает в качестве основного средства осуществления политической власти и управления обществом. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Поэтому необходимо иметь правильные представления о сущности государства, его формах, этапах развития.

Государство является важнейшим институтом политической системы, ее ядром. Известны трактовки государства в широком и узком смысле слова. В широком смысле государство понимается как политическая форма организации общества, как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, французском государстве, имея в виду все представляемое им общество.

В узком значении государство понимается как институт господства, как учреждение или организация, обладающие верховной властью на определенной территории. В такой трактовке государство противостоит обществу.

Вплоть до ХУШ века в философии государство обычно трактовалось широко и, следовательно, не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: княжество, деспотия, империя, королевство и т.д. Одним из первых от традиции широкого значения государства отошел Н. Макиавелли. Для обозначения государства он вводит термин «stato», который означал любую верховную власть над человеком, будь то монархия или республика. Основательное теоретическое разграничение гражданского общества и государства провел Гегель.

Существуют различные концепции происхождения государства:

- теократическая рассматривает государство как Божий промысел, утверждая тезис «вся власть от Бога». Она имеет под собой реальные исторические факты, так как первые государственные образования порой имели религиозные формы (правление жрецов) и божественное право придавало власти авторитет, а решениям государства – обязательность;

- патриархальная (Р.Филмер) интерпретирует государственную власть как опекунскую, возникающую в результате соединения родов в племена, а племен – в более крупные общности. Государство является результатом разрастания из поколения в поколение семьи и трансформации отцовской власти во власть монарха, когда отношения монарха и подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Государство - это развитая форма патриархальной власти, осуществляемая от имени всех и к общей пользе;

- договорная теория, развитая Гоббсом, Локком и Руссо, выводит государство из соглашения между правителями и подданными, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни;

- марксистская объясняет происхождение государства углублением общественного разделения труда и возникновением частной собственности, классов и эксплуатации, трактуя его как орудие защиты интересов экономически господствующих классов;

- теория завоевания (основатель Л.Гумплович) объясняет возникновение государства завоеванием одних групп другими;

- психологическая (Ж.Бюрдо) объясняет появление государства особыми свойствами человеческой психики, в частности, потребностью людей подчиняться, осознанием зависимости членов первобытного общества от вождей, жрецов и т.д.;

- юридическая концепция связывает власть с правами человека, т.е. основными требованиями определенной меры свободы человека по отношению к власти. Эти требования и права народов признаны и зафиксированы в принципах и нормах международного права.

Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой, и в то же время они имеют в большей или меньшей степени некоторые общие признаки. Это:

- публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с организацией всего населения. Она складывается из аппарата управления и органов принуждения;




- территория, очерченная границами и являющаяся его материальной основой, на которую распространяется юрисдикция государства. Это не только суша, но и недра, водное и воздушное пространство. Как признак государства территория нераздельна, неприкосновенна, исключительна.

- население, которое составляет единое сообщество и проживает на территории данного государства, подчиняясь его власти. Государства могут состоять из одной национальности (это встречается редко) или быть многонациональными. В многонациональных государствах усилия власти часто направлены на то, чтобы урегулировать конфликты, возникающие между представителями разных национальных групп;

- суверенитет, т.е. независимость государства при проведении внешней политики и верховенство во внутренней политике. Суверенитет означает наличие верховной политической власти, от имени которой в стране принимаются все властные решения, обязательные для выполнения каждым членом общества;

- монополия на легальное применение силы, физического принуждения, диапазон которого – от ограничения свободы до физического уничтожения;

- право на взимание налогов и сборов с населения, которые в значительной степени используются на содержание аппарата управления и для общественных дел;

- обязательность членства в государстве и невозможность проживания вне его (подданство или гражданство как устойчивая связь человека с государством);

- претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага.

С учетом вышесказанного государство можно определить как особую форму организации политической власти в обществе, обладающую суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющую управление обществом на определенной территории с помощью специального аппарата.

Сущность государства наиболее полно раскрывается в его функциях, которые отражают основные направления его деятельности и определяют место и роль государства в политической системе общества. Традиционно функции подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним относят: охрану существующего политического строя, порядка и законности, защиту прав человека; хозяйственно-организаторскую (регулирование экономики, поддержание экономической стабильности); разработку и реализацию социальной политики (выполнение социальных программ); культурно-воспитательную. Внешние функции включают: обеспечение национальной безопасности; развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами; защиту интересов страны на международной арене.

Все функции государства являются политическими, так как их осуществление затрагивает интересы различных классов, слоев и групп и может ускорять или тормозить прогрессивное развитие общества.

Государство - это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

Естественное состояние человека – жизнь человека до образования государства в соответствии с законами природы.

Производственные отношения - особый вид общественных отношений, возникающих между людьми в процессе создания материальных благ.

Общественно-экономическая формация - определенный исторический тип общества, особый социальный организм, который живет и развивается по законам господствующих в обществе производственных отношений.

Государственный суверенитет - это свойство государственной власти, которая может принимать политические решения без давления каких-либо социальных групп.

Сущность государства - то, что является главным, к чему оно стремится.

Функции государства - основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Ключевые слова: государство; род; деспотия; общественно-экономическая формация; публичная власть; суверенитет.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – 3-12 с. – (Инновационная школа).

На уроке мы узнаем, что такое государство, основные признаки государства.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов государства, функций и признаков.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока

Государство – это основной центральный институт общества, представляющий собой политико-территориальную организацию публичной власти, располагающую специальным аппаратом, способным делать свои веления общеобязательными и осуществлять свое управление. Термин «государство» (от латинского status) стал употребляться в Западной Европе в Новое время.

1. Публичная власть – власть, распространенная на все население страны, для осуществления которой существует особый чиновничий аппарат, органы принуждения.

2. Территория – это участок суши и вод, а также воздушное пространство над ними, имеющие четко обозначенные границы, в пределах которых распространяется действие государственной власти или суверенитет государства.

3. Население – это совокупность людей, проживающих на определённой территории и связанных между собой и с государством правовой и территориальной принадлежностью.

4. Суверенитет – верховенство, единство и независимость власти как внутри государства, так и за её пределами.

Верховенство проявляется в том, что только органы данного государства принимают окончательные решения по всем вопросам, имеющим общий характер.

Единство власти проявляется в том, что все органы государства в своей совокупности образуют государственный аппарат, базирующийся на единых принципах, осуществляющий единые функции и действующий в едином направлении.

Независимость означает, что никто, никакой иной орган не может оказывать влияние на принимаемые органами власти данного государства решения.

В юридической литературе выделяются такие виды суверенитета, как народный, национальный и государственный.

Народный суверенитет – это неотчуждаемое право народа самостоятельно определять свою историческую судьбу, быть единственным носителем и выразителем верховной власти.

Национальный суверенитет – верховное право нации на самоопределение, т.е. право определять форму национально-государственной организации либо в рамках всего государства, либо в пределах субъекта федерации, либо в пределах автономных образований.

Государственный суверенитет – это неотчуждаемое право государства самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики, соблюдая общепризнанные принципы и нормы международного права.

5. Налоги, сборы, займы.

Налоги – общеобязательные платежи, взимаемые государством в целях аккумулирования средств для последующего финансового обеспечения выполнения государством своих основных функций.

Государственные займы – это собираемые на добровольной основе финансовые средства, получаемые путем продажи государственных облигаций и других ценных бумаг

6. Наряду с перечисленными признаками отдельные ученые выделяют еще нормотворчество. Это признак состоит в том, что государство устанавливает общеобязательные правила поведения.

7. Выделяется также такой признак, как государственная символика – герб, гимн, флаг.

Рассматривая различные исторические факты о зарождении государства, ученые различных эпох пытались формулировать свои теории.

1. Теологическая теория. Основные положения этой теории содержаться в религиозных источниках – Библии, Коране, Ведах. Данная теория обосновывала подчиненное положение светской власти духовной, государство должно было отстаивать интересы Церкви.

2. Патриархальная теория. Согласно этой теории люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. Впоследствие развитие и разрастание семьи в результате объединения людей, а также увеличение числа семей приводят к образованию государства. Власть государя есть естественное продолжение власти отца, «патриарха» в семье. Яркими представителями этой теории были Аристотель и Роберт Филмер.

3. Ирригационная теория. Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является современный немецкий ученый Э. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.

4. Договорная теория. Данная теория получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII - XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном", первобытном состоянии. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно - ответственность за их невыполнение.

5. Теория насилия была обоснована в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах - насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

6. Классовая теория. Разработку этой теории связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Смысл любого государства сводится к тому, чтобы осуществлять власть в обществе. Власть - это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов. Коротко говоря, сущность государства - это есть организация власти в обществе. Однако охарактеризовать сущность государства только через категорию власти будет недостаточным. Эта власть дополняется другими важнейшими характеристиками: с уверенностью, которая определяет качественную специфику государственной власти, и политическим режимом, который отражает средства и методы осуществления этой власти. Только совокупность этих характеристик позволяет полностью раскрыть сущность государства.

Сущность государства конкретизируется в его функциях.

Функции государства – основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач, без которых государство не может обойтись.

Каждая функция представляет устойчивую деятельность государства в той или иной сфере — экономической, политической, социальной или духовной.

Виды функций государства

Функции государства можно классифицировать по различным основаниям.

Внутренние функции нацелены на решение задач общества.

В зависимости от сферы реализации внутренние функции делятся на:

экономическую (выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме),

Социальную (призвана обеспечить свободное развитие личности и социальную защищенность всех членов общества),

Политическую (состоит в поддержании государством политической стабильности и безопасности; обеспечении участия населения в политической жизни общества посредством организации выборов, референдумов, плебисцитов; регулировании деятельности партий, общественных объединений; охране правопорядка, прав, свобод и законных интересов граждан),

культурно-воспитательную (государство гарантирует свободу творческой, научной, деятельности членов общества, поощряет развитие искусства, сохраняет культурные ценности и обеспечивает к ним доступ),

экологическую (как предупредительные меры по ограждению окружающей среды от отрицательного влияния деятельности людей, так и меры юридической ответственности за нарушение требований охраны природы).

Внешние функции связаны с деятельностью государства на международной арене. К ним относятся: сотрудничество, оборона, поддержание мирового порядка, решение глобальных проблем.

Если в качестве критерия разграничения функций использовать характер действий государства, то можно выделить регулятивную и охранительную функцию. Регулятивная функция состоит в наделении соответствующих участников общественных отношений правами, свободами, обязанностями, предоставлении им льгот за социально желательные действия. Охранительная функция связана с защитой прав и свобод личности, общества и государства.

Читайте также: