2 системное строение общества и его элементы

Обновлено: 05.07.2024

В статье " Хотите поучаствовать в разборе задания 28 по теме 1.8? " я предложила проанализировать наиболее часто встречающиеся планы по теме из кодификатора 1.8. " Системное строение общества: элементы и подсистемы ".

Анализ планов читателей

Обратите внимание на первый пункт при составлении своего плана.

Он не влияет на баллы, но для того, чтобы эксперт смог оценить Ваше понимание темы, этот пункт является очень важным.

Совет : при формулировке названия пунктов перечитывайте их несколько раз и проверяйте на соответствие содержанию подпунктов.

Орфографические ошибки в ответах на ЕГЭ по обществознанию не учитываются и не влияют на результативность в баллах, но вот стиль Ваших формулировок может привести к их потере.

Совет: своим ученикам я всегда рекомендую пояснять свои мысли. При необходимости уточнения можно написать в скобках, но они должны раскрывать суть коротко и ёмко.

Таких уточнений требуют пункт 4 в варианте 1 и пункт 5 в варианте 2.

От пункта 4 (вариант 2) вообще лучше отказаться. Причина изложена в комментарии (см. таблицу). Синим цветом я выделила фразу из учебника социологии.

Я бы не стала в плане "Общество как сложная система" раскрывать и пункт 5 (вариант 1), так как он соответствует уже другой теме кодификатора (1.9. "Основные институты общества").

Когда я учу своих выпускников составлять планы, то баллы при разборах не выставляю. Это делают сами ребята в процессе рефлексии. Но я обязательно предлагаю свой вариант плана.

Анализ планов читателей

Обратите внимание на первый пункт при составлении своего плана.

Он не влияет на баллы, но для того, чтобы эксперт смог оценить Ваше понимание темы, этот пункт является очень важным.

Совет : при формулировке названия пунктов перечитывайте их несколько раз и проверяйте на соответствие содержанию подпунктов.

Орфографические ошибки в ответах на ЕГЭ по обществознанию не учитываются и не влияют на результативность в баллах, но вот стиль Ваших формулировок может привести к их потере.

Совет: своим ученикам я всегда рекомендую пояснять свои мысли. При необходимости уточнения можно написать в скобках, но они должны раскрывать суть коротко и ёмко.

Таких уточнений требуют пункт 4 в варианте 1 и пункт 5 в варианте 2.

От пункта 4 (вариант 2) вообще лучше отказаться. Причина изложена в комментарии (см. таблицу). Синим цветом я выделила фразу из учебника социологии.

Я бы не стала в плане "Общество как сложная система" раскрывать и пункт 5 (вариант 1), так как он соответствует уже другой теме кодификатора (1.9. "Основные институты общества").

Когда я учу своих выпускников составлять планы, то баллы при разборах не выставляю. Это делают сами ребята в процессе рефлексии. Но я обязательно предлагаю свой вариант плана.

Авторский вариант плана

В первом пункте необходимо отразить словосочетание "сложная система", но дублировать название плана нельзя, поэтому я предлагаю его видоизменить.

Авторский вариант плана

В первом пункте необходимо отразить словосочетание "сложная система", но дублировать название плана нельзя, поэтому я предлагаю его видоизменить.

Общество — это системное целостное образование, которое интегрирует множество взаимодействующих разнокачественных элементов. В качестве таких элементов могут выступать: система человеческой деятельности; взаимодействия между людьми; характер социальной коммуникации; система отношений между большими социальными группами — классами, нациями и др.; система социальных институтов — экономических, политико-правовых и др.; сферы общественной жизни — материальная, духовная, управленческая, социальная. Идею системности общественной жизни разрабатывали такие мыслители XIX—XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. А. Сорокин, Т. Парсонс, Ю. Хабермас и др.

Специфику социальной системе придает ее основной элемент — человек, который обладает способностью познавать общественные процессы, выбирать формы деятельности, участвовать в изменении общества на основе социального опыта и знаний. Французский социолог XIX в. О. Конт выдвинул плодотворную идею о том, что основой жизни общества, причиной его многообразия и системности является совместная деятельность людей и социальные отношения между ними. Идея О. Конта была развита К. Марксом, М. Вебером, П. А. Сорокиным, Т. Парсонсом и др.

Деятельностью называют один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира и самого человека. Социальные отношения — это отношения и связи между большими социальными группами, а также внутри них, возникающие в процессе совместной деятельности и общения. Интеграция деятельностного и системного подходов к обществу позволила рассмотреть общество как открытую систему, которая существует и развивается во взаимодействии с природой, преобразуя ее и постоянно изменяя условия своего существования. Это саморазвивающаяся система, которой присущи такие системные характеристики, как самодостаточность, рефлексивность, вариативность, нелинейность развития.

Общество как системно организованная социальная реальность не может быть адекватно понято и исследовано вне контекста исторического развития. В истории социальной философии процессуально-динамические характеристики социальной реальности конституированы в качестве особой области знания — философии истории. Философия истории изучает природу исторической реальности, процесс возникновения общества, закономерности, факторы исторического процесса, а также особенности и формы самого исторического познания.

Социальная структура общества.

Социальная структура общества в различных социологических перспективах трактуется по-разному. Два основных подхода к ее пониманию: 1) объективистский (К. Маркс (2.2), Э. Дюркгейм (2.1), Т. Парсонс (17.2) и другие), согласно которому социальная структура существует независимо от воли и сознания людей, в значительной мере определяя их социальное поведение и социальные действия; 2) субъективистский (А. Шюц (17.6), Дж. Мид (17.7) и другие), сторонники которого сводят социальную структуру к взаимодействиям индивидов (13), рассматривая их в качестве единственной социальной реальности; социальная структура, по их мнению – это абстракция, существующая лишь в сознании людей, она может быть осмыслена только через оценку индивидуальных мнений.

Попытка "примирения" этих противоположных точек зрения была предпринята П. Бергером. Он подтверждает, что "социальная структура характеризуется не как что-либо способное стоять само по себе, отдельно от создавшей ее человеческой деятельности". Однако однажды построенная, она "противостоит индивидууму и как чуждая фактичность, и как средство принуждения". Сконструированная людьми действительность лишь принимает видимость ее создания некой внешней, нечеловеческой силой.

Важнейшая причина возникновения и усложнения социальной структуры – социальная дифференциация общества – нарастание многообразия социальных различий, последовательно усложняющих картину социальных взаимодействий. Социальная дифференциация вызывает имущественное, властное и статусное неравенство. Но, кроме того, она подразумевает и такие социальные различия, которые никак не связаны с социальным неравенством, не являются свидетельством положения в иерархии социальных статусов и социального расслоения (4.2). Поэтому социальная дифференциация – это более широкое понятие, чем социальное неравенство.

По мнению функционалистов, социальная дифференциация порождена рациональным разделением общества на элементы (классы, слои, группы, организации, социальные институты, системы и подсистемы), каждый из которых выполняет соответствующую функцию, обеспечивая целостность и равновесие всего общества. С точки зрения создателей статусной теории, социальная дифференциация объясняется тем, что разные люди от природы имеют различные способности и выполняют роли в соответствии с ними, занимая различные статусы в обществе. К. Маркс и марксисты полагают, что причины социальной дифференциации: возникновение частной собственности и классовая борьба, направленная на ее перераспределение.

Типология социальных структур чаще всего рассматривается по двум основаниям: 1) в зависимости от уровня развития разделения труда и характера господствующих социально-экономических отношений (К. Маркс): рабовладельческая (рабы, рабовладельцы, ремесленники, жрецы, философы), феодальная (крепостные крестьяне, феодалы, сословия ремесленников, священнослужителей, купцов), капиталистическая (пролетариат, буржуазия, фермерство, интеллигенция), социалистическая (рабочий класс, колхозное крестьянство, интеллигенция); 2) по социально-историческому типу (М. Вебер, П. Сорокин): традиционная (касты, сословия) и современная (классы, слои).

Социальная структура общества, как правило, анализируется без учета факторов социального неравенства, господства и подчинения и т.д. Элементы структуры располагаются исследователями как бы по горизонтали. Однако в действительности общество всегда иерархизировано: есть выше и ниже стоящие индивиды и социальные группы, господствующие и эксплуатируемые социальные классы и т.д.

Меня зовут Виктор. Мне 17 лет. Я готовлюсь к ЕГЭ по обществознанию 2022 года. Делюсь тут информацией, которую считаю полезной. Буду рад активности на канале!

1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы

1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы

По кодификатору нам нужно знать:

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения

Обозначим главные пункты :

1. Определение понятия "Общество":

Общество - (в широком смысле) обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. (по Баранову, Брандту, Пазину) - думаю, что это лучшее определение для этого понятия из возможных в школьном курсе обществознания.

Общество - (в широком смысле) обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. (Боголюбов 10 класс) - первая часть определения совпадает с первой частью определения у Баранова, но вторая отличается. Данное определение кажется менее подходящим для ЕГЭ, нежели первое. Хотя, оно и задевает один аспект общества - историчность, что может помочь в задании с формулировкой "Найдите в приведённом списке положения, которые могут служить определениями понятия «общество»", в котором будет дано определение типа "определенный этап исторического развития человечества" (из открытого банка заданий ФИПИ).

Но самое главное здесь - формы объединения и способы взаимодействия людей в определении не затронуты. Исходя из кодификатора, нам нужно иметь в виду такие понятия как "соц. взаимодействие" и "обществ. отношения", потому я считаю данное определение недостаточным по содержанию для ЕГЭ.

Общество - (в узком смысле):

- круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения

- отельное конкретное общество, страна, государство, регион

- исторический этап в развитии человечества (по Баранову, Пазину)

2. Сферы (подсистемы) общества (общественной жизни) :

Экономическая, Политическая, Социальная, Духовная - очень важный момент, так как он пронизывает ЕГЭ по обществознанию, как минимум в блоке 1 "Человек и общество".

Некоторые понятия имеют разновидности, опирающиеся на сферы общественной жизни. К примеру, одна из классификаций интересов в теме 1.6. Потребности и интересы . Одна из классификаций деятельность в теме 1.5. Мышление и деятельность .

3. Общество как динамическая система

Суть этой темы в том, чтобы обозначить главные характеристики общества. Грубо говоря, мы просто набираем максимально возможное количество различных имён для общества. К примеру, в справочнике Баранова сначала даётся такая характеристика общества: " динамическая саморазвивающаяся система ". После идёт перечень принципов системы, которые тоже являются именами для понятия "общества", и даётся ещё одно обзывательство общества " сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система ". На основе таких обзывательств мы должны составить общее представление об обществе, чтобы спокойно решать задания первой части на выбор верных суждений об обществе.

В сборнике тренировочных вариантов Котовой и Лисковой нашел 6 заданий на эту тему. Все они были под номером 4, что соответствует нынешнему 2-ому номеру, все задания являлись заданиями на выявление верных суждений и 5 заданий (то есть около 80 процентов) было гибридом темы 1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы с темами 1.9., 1.16 и 1.17.

Общество - это основная и самая фундаментальная категория, вокруг которой выстраиваются все наши знания в курсе обществознания.

Что такое общество?

Начнём с определения общества в узком смысле. Их несколько

Общество - это группа людей, объединившихся для общения и совместной деятельности.

Здесь можно привести огромное количество примеров, это и ученики в школьном классе, и рабочий коллектив, и игроки футбольной команды, и компания друзей и т.д.

Общество - это группа людей, связанных общими целями, интересами, происхождением и т.д.

Это определение очень схоже по смыслу с предыдущим. Очевидно, что ученики в классе, объединившиеся для совместной учебной деятельности и для общения, имеют общие цели и интересы - например, получить аттестат об основном общем образовании и успешно сдать ОГЭ по выбранным предметам. Но если мы берём в качестве примера дворянское общество в России XIX века или интеллигенцию начала XXI века, очевидно, что это большая по количеству частников социальная группа (если сравнивать со школьным классом) и непосредственного взаимодействия (общения или деятельности) между всеми её участниками нет. Участники группы связаны общим происхождением, местом в сословной структуре общества, интересы и цели дворян или интеллигенции также схожи. Поэтому относительно данных примеров имеет смысл применять второе определение понятия общество.

Это определение также вытекает из предыдущего. Это ещё более "многочисленное" понятие общества, чем дворянство или интеллигенция, здесь связующим звеном является факт проживания в какой-то географической местности. Между всеми жителями Екатеринбурга или даже россиянами не существует непосредственного взаимодействия, однако общие условия жизни и быта, особенности культуры, менталитета, языка позволяют отличить российское общество от французского или немецкого, жителей Екатеринбурга от жителей Москвы, Краснодара, Пензы и т.д.

Общество - это определённый этап в развитии человечества

Примерами общества в данном случае будут являться первобытное, рабовладельческое общество, современное общество и т.д. Здесь мы говорим уже об историческом контексте выделения общества, о протяжённости во времени. Для каждого этапа развития человечества также характерны свои особенности - уровень развития науки и техники, преобладающий способ ведения хозяйства, особенности протекания политических процессов и т.д.

Все приведённые до этого определения понятия общества относятся к категории "общества в узком смысле".

Теперь понятие общества в широком смысле .

Простое и понятное определение, которое очень любят ученики.

Общество - это всё человечество в прошлом, настоящем и будущем.

Получается общество - это всё население планеты Земля, которое живёт на ней сейчас, жило ранее и будет жить в будущем. Определение замечательно своей простотой, но для понимания общества (в чём суть общества, что делает людей обществом) недостаточно. Здесь нам поможет второе определение понятия общества в широком смысле.

Общество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная, часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Небольшая схема для дальнейшего разбора определения

Весь материальный мир мы можем разделить на две большие сферы - природа и общество. Это очень важный момент. Общество не является частью природы (типичная ошибка, которую часто допускают в этом вопросе). Причина этой ошибки в принципе понятна: если общество - это люди, а человек существо не только социальное, но и биологическое (биологический вид homo sapiens), значит человек - это часть природы, тогда и всё общество тоже часть природы. Но это не так. Сущность общества не в самом человеке, а в отношениях и взаимодействиях, в которые люди вступают в процессе своей жизни и деятельности .

Двигаемся далее по определению. Почему мы говорим о том, что общество обособилось от природы? Речь идёт о том, что человек буквально отгородился от природы - города, деревни, здания, сооружения, транспорт и т.д. Это всё объекты материальной культуры, которые обособляют нас от естественной природной среды. О том, что общество тесно связано с природной средой, не будем говорить здесь подробнее, это интуитивно понятные вещи, тем более, что у нас для этого есть отдельная тема.

Далее, общество действительно состоит из индивидов (из людей), но здесь мы снова возвращаемся к ключевому моменту. Общество - это не механическая сумма людей, а люди, которые объединяются и взаимодействуют друг с другом непосредственно или опосредованно. Люди могут дружить, конфликтовать, конкурировать - это способы взаимодействия. Они объединяются в семьи, классы, этносы и т.д. - это формы объединения людей.

Учитывая все эти важные аспекты мы и приходим к развёрнутому определению понятия общества.

Следующий важный момент. В кодификаторе ЕГЭ тема сформулирована как Системное строение общества. Значит, мы должны рассмотреть общество как сложную, динамичную систему.

Любая система - это совокупность взаимосвязанных элементов, которые образуют определённую целостность, единство. Это единство обеспечивается тем, что все элементы системы связаны определёнными отношениями и постоянно взаимодействуют друг с другом. Общество также представляет собой систему. Из каких элементов состоит общество?

Индивиды объединяются в социальные группы. Например ребята, которые учатся в одном классе, объединяются в школьный класс. Все классы одного учебного заведения также объединяются в единую группу. Множество социальных групп, связанных с системой образования объединяются в социальный институт образования. Этот социальный институт наряду с наукой, религией, искусством и т.д. входит в состав духовной сферы (подсистемы) общества.

Какими свойствами обладает общество как система?

1. Целостность. Это означает способность общества обеспечивать единство всех своих элементов. Берём самые крупные элементы - сферы общества. Все сферы общества взаимосвязаны и образуют единое целое. Например, государство принимает решение об открытии специального музея для людей с ограниченными возможностями. Государство представляет политическую сферу, деятельность музея относится к духовной сфере, для открытия музея требуется финансирование, это экономическая сфера, ну и государство в нашем примере проявляет заботу относительно конкретной социальной группы - люди с ограниченными возможностями, взаимодействие различных социальных групп и их положение в обществе относится к социальной сфере. Этот пример показывает постоянное взаимодействие различных сфер общества, их единство.

2. Устойчивость. Это означает, что общество способно сохранять в определённых пределах достигнутый уровень развития. Например, устойчивость общества в политической сфере (политическая стабильность). В государстве Z установился демократический политический режим. Политическая устойчивость в данном случае будет заключаться в том, что на протяжении десятилетий сохраняется доверие населения к органам власти, существует легальная (основанная на законе) процедура формирования этих органов власти через систему выборов, государственная политика на протяжении этих десятилетий соответствует ожиданиям народа.

3. Способность к саморегуляции. Это означает способность общества регулировать протекающие в нём процессы через систему правил (социальных норм), прав и обязанностей. Например, современное российское общество регулируется нормами права (федеральные законы, указы Президента, локальные нормативно-правовые акты), нормами морали (представлениями о добре и зле), для некоторых - нормами религии (заповеди), нормами делового этикета и т.д. Социальные нормы многообразны и все они обеспечивают способность общества самостоятельно регулировать свою внутреннюю жизнь.

4. Динамичность. Это означает способность общества меняться и при этом сохранять свою сущность. Например, российское общество постоянно развивается на протяжении столетий, современная Россия и Киевская Русь - это разные миры, настолько сильно они отличаются, но это всё равно единое общество, которое прошло длительный путь исторического развития (где-то плавного и постепенного, где-то радикального через революции) и продолжает существовать. Или возьмём социальный институт - образование. Первые школы на Руси появились ещё при князе Владимире Великом после крещения Руси в 988 году. Тогда появилось "Книжное учение" - школа, в которой детей бояр обучали книжному делу. При монастырях также стали открываться учебные заведения, учителями в которых были монахи. В наши дни, поскольку РФ является светским государством, большинство школ не имеют никакого отношения к монастырям или каким-либо другим религиозным объектам, преподают в школе учителя, получившие профессиональное образование, да и сам процесс обучения (предметы, образовательные программы) очень сильно отличается от древнерусских времён. Тем не менее это по-прежнему институт образования, хотя и сильно поменявшийся с тех пор.

5. Незавершённость. Это свойство тесно связано с предыдущим. Общество - динамично, оно постоянно развивается, и конечной точки развития общества не существует. Никто не знает, каким будет общество спустя сто или двести лет. Мы можем строить прогнозы, но гарантированного точного образа никто дать не может. Может быть, человечество покинет планету Земля и будет колонизировать Марс, может быть на Землю упадёт метеорит и человечество будет стёрто с лица земли.

6. Открытость. Это означает, что общество постоянно взаимодействует с внешней средой. Например, общество в широком смысле (в масштабах человечества) взаимодействует с природой: берёт полезные ископаемые и необходимые для жизни человека вещества, загрязняет окружающую среду или наоборот принимает меры для её защиты и очищения. Если мы берём общество в узком смысле как жителей государства, здесь мы также видим постоянный обмен во всех сферах общества с остальным миром (международная торговля, подписание международных конвенций, культурный обмен и т.д.).

Есть ещё несколько свойств общества, которые называются в разных источниках, однако они или вытекают из предыдущих или частично их повторяют, поэтому я помещаю их в конец списка.

7. Автономность. Это означает своего рода независимость общества. Что здесь имеется в виду. Легче всего пояснить на примере политической сферы общества. Мы выяснили, что общество является открытой системой, т.е. постоянно взаимодействует с внешней средой. Например, в политической сфере происходит постоянное взаимодействие общества с другими государствами - принятие каких-то совместных решений по борьбе с международным терроризмом, заключение политических союзов, военная помощь и т.д. При этом каждое государство сохраняет свой суверенитет - т.е. оно самостоятельно определяет основные направления своей внешней политики. Оно действует независимо и принимает решения, отталкиваясь от своих интересов - устанавливает или разрывает дипломатические отношения, вступает в международные организации, заключает международные договоры.

Есть и ещё одна вариация раскрытия свойства "автономности" общества. Здесь говорится о том, что общество сохраняет свою автономность (т.е. независимость) за счёт того, что оно устанавливает относительно прочные социальные связи, способные интегрировать все входящие в него социальные группы. Например, существует множество социальных групп в зависимости от критериев их выделения - это могут профессиональные, возрастные, религиозные группы и т.д., но так или иначе все они находятся в едином социальном пространстве, т.е. принадлежат к одному обществу за счёт постоянного взаимодействия друг с другом.

8. Социальность. Это означает наличие взаимодействия людей во всех сферах их жизнедеятельности. Поскольку общество, как мы выяснили, это и есть не индивиды сами по себе, а их взаимодействие, это свойство общества кажется очевидным и не нуждается в отдельной констатации.

9. Самодостаточность ". Самодостаточность общества отчасти заключается в его способности к саморегуляции, т. е. функционирование общества обеспечивается без вмешательства извне , о чём мы уже говорили. Кроме того, самодостаточность понимается как способность общества удовлетворить потребности индивида и общества в целом.

Возвращаемся к строению общества в целом и теперь более подробно поговорим про каждую из сфер общества.

B основе разграничения сфер общественной жизни - базовые потребности человека. Характеризуя ту или иную сферу общества, следует указать, какой тип отношений лежит в основе каждой из сфер (это важно, потому что, как мы выяснили, общество - это не просто люди, а взаимодействия и отношения между людьми) и какие социальные институты мы можем выделить в каждой из сфер (это отсылает нас к системному строению общества, потому что сферы общества - это самые крупные его элементы, социальные институты - это более мелкие единицы).

Меня зовут Виктор. Мне 17 лет. Я готовлюсь к ЕГЭ по обществознанию 2022 года. Делюсь тут информацией, которую считаю полезной. Буду рад активности на канале!

1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы

По кодификатору нам нужно знать:

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения

Обозначим главные пункты :

1. Определение понятия "Общество":

Общество - (в широком смысле) обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. (по Баранову, Брандту, Пазину) - думаю, что это лучшее определение для этого понятия из возможных в школьном курсе обществознания.

Общество - (в широком смысле) обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. (Боголюбов 10 класс) - первая часть определения совпадает с первой частью определения у Баранова, но вторая отличается. Данное определение кажется менее подходящим для ЕГЭ, нежели первое. Хотя, оно и задевает один аспект общества - историчность, что может помочь в задании с формулировкой "Найдите в приведённом списке положения, которые могут служить определениями понятия «общество»", в котором будет дано определение типа "определенный этап исторического развития человечества" (из открытого банка заданий ФИПИ).

Но самое главное здесь - формы объединения и способы взаимодействия людей в определении не затронуты. Исходя из кодификатора, нам нужно иметь в виду такие понятия как "соц. взаимодействие" и "обществ. отношения", потому я считаю данное определение недостаточным по содержанию для ЕГЭ.

Общество - (в узком смысле):

- круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения

- отельное конкретное общество, страна, государство, регион

- исторический этап в развитии человечества (по Баранову, Пазину)

2. Сферы (подсистемы) общества (общественной жизни) :

Экономическая, Политическая, Социальная, Духовная - очень важный момент, так как он пронизывает ЕГЭ по обществознанию, как минимум в блоке 1 "Человек и общество".

Некоторые понятия имеют разновидности, опирающиеся на сферы общественной жизни. К примеру, одна из классификаций интересов в теме 1.6. Потребности и интересы . Одна из классификаций деятельность в теме 1.5. Мышление и деятельность .

3. Общество как динамическая система

Суть этой темы в том, чтобы обозначить главные характеристики общества. Грубо говоря, мы просто набираем максимально возможное количество различных имён для общества. К примеру, в справочнике Баранова сначала даётся такая характеристика общества: " динамическая саморазвивающаяся система ". После идёт перечень принципов системы, которые тоже являются именами для понятия "общества", и даётся ещё одно обзывательство общества " сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система ". На основе таких обзывательств мы должны составить общее представление об обществе, чтобы спокойно решать задания первой части на выбор верных суждений об обществе.

В сборнике тренировочных вариантов Котовой и Лисковой нашел 6 заданий на эту тему. Все они были под номером 4, что соответствует нынешнему 2-ому номеру, все задания являлись заданиями на выявление верных суждений и 5 заданий (то есть около 80 процентов) было гибридом темы 1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы с темами 1.9., 1.16 и 1.17.

Общество — это системное целостное образование, которое интегрирует множество взаимодействующих разнокачественных элементов. В качестве таких элементов могут выступать: система человеческой деятельности; взаимодействия между людьми; характер социальной коммуникации; система отношений между большими социальными группами — классами, нациями и др.; система социальных институтов — экономических, политико-правовых и др.; сферы общественной жизни — материальная, духовная, управленческая, социальная. Идею системности общественной жизни разрабатывали такие мыслители XIX—XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. А. Сорокин, Т. Парсонс, Ю. Хабермас и др.

Специфику социальной системе придает ее основной элемент — человек, который обладает способностью познавать общественные процессы, выбирать формы деятельности, участвовать в изменении общества на основе социального опыта и знаний. Французский социолог XIX в. О. Конт выдвинул плодотворную идею о том, что основой жизни общества, причиной его многообразия и системности является совместная деятельность людей и социальные отношения между ними. Идея О. Конта была развита К. Марксом, М. Вебером, П. А. Сорокиным, Т. Парсонсом и др.

Деятельностью называют один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира и самого человека. Социальные отношения — это отношения и связи между большими социальными группами, а также внутри них, возникающие в процессе совместной деятельности и общения. Интеграция деятельностного и системного подходов к обществу позволила рассмотреть общество как открытую систему, которая существует и развивается во взаимодействии с природой, преобразуя ее и постоянно изменяя условия своего существования. Это саморазвивающаяся система, которой присущи такие системные характеристики, как самодостаточность, рефлексивность, вариативность, нелинейность развития.

Общество как системно организованная социальная реальность не может быть адекватно понято и исследовано вне контекста исторического развития. В истории социальной философии процессуально-динамические характеристики социальной реальности конституированы в качестве особой области знания — философии истории. Философия истории изучает природу исторической реальности, процесс возникновения общества, закономерности, факторы исторического процесса, а также особенности и формы самого исторического познания.

Социальная структура общества.

Социальная структура общества в различных социологических перспективах трактуется по-разному. Два основных подхода к ее пониманию: 1) объективистский (К. Маркс (2.2), Э. Дюркгейм (2.1), Т. Парсонс (17.2) и другие), согласно которому социальная структура существует независимо от воли и сознания людей, в значительной мере определяя их социальное поведение и социальные действия; 2) субъективистский (А. Шюц (17.6), Дж. Мид (17.7) и другие), сторонники которого сводят социальную структуру к взаимодействиям индивидов (13), рассматривая их в качестве единственной социальной реальности; социальная структура, по их мнению – это абстракция, существующая лишь в сознании людей, она может быть осмыслена только через оценку индивидуальных мнений.

Попытка "примирения" этих противоположных точек зрения была предпринята П. Бергером. Он подтверждает, что "социальная структура характеризуется не как что-либо способное стоять само по себе, отдельно от создавшей ее человеческой деятельности". Однако однажды построенная, она "противостоит индивидууму и как чуждая фактичность, и как средство принуждения". Сконструированная людьми действительность лишь принимает видимость ее создания некой внешней, нечеловеческой силой.

Важнейшая причина возникновения и усложнения социальной структуры – социальная дифференциация общества – нарастание многообразия социальных различий, последовательно усложняющих картину социальных взаимодействий. Социальная дифференциация вызывает имущественное, властное и статусное неравенство. Но, кроме того, она подразумевает и такие социальные различия, которые никак не связаны с социальным неравенством, не являются свидетельством положения в иерархии социальных статусов и социального расслоения (4.2). Поэтому социальная дифференциация – это более широкое понятие, чем социальное неравенство.

По мнению функционалистов, социальная дифференциация порождена рациональным разделением общества на элементы (классы, слои, группы, организации, социальные институты, системы и подсистемы), каждый из которых выполняет соответствующую функцию, обеспечивая целостность и равновесие всего общества. С точки зрения создателей статусной теории, социальная дифференциация объясняется тем, что разные люди от природы имеют различные способности и выполняют роли в соответствии с ними, занимая различные статусы в обществе. К. Маркс и марксисты полагают, что причины социальной дифференциации: возникновение частной собственности и классовая борьба, направленная на ее перераспределение.

Типология социальных структур чаще всего рассматривается по двум основаниям: 1) в зависимости от уровня развития разделения труда и характера господствующих социально-экономических отношений (К. Маркс): рабовладельческая (рабы, рабовладельцы, ремесленники, жрецы, философы), феодальная (крепостные крестьяне, феодалы, сословия ремесленников, священнослужителей, купцов), капиталистическая (пролетариат, буржуазия, фермерство, интеллигенция), социалистическая (рабочий класс, колхозное крестьянство, интеллигенция); 2) по социально-историческому типу (М. Вебер, П. Сорокин): традиционная (касты, сословия) и современная (классы, слои).

Социальная структура общества, как правило, анализируется без учета факторов социального неравенства, господства и подчинения и т.д. Элементы структуры располагаются исследователями как бы по горизонтали. Однако в действительности общество всегда иерархизировано: есть выше и ниже стоящие индивиды и социальные группы, господствующие и эксплуатируемые социальные классы и т.д.

Общество - это основная и самая фундаментальная категория, вокруг которой выстраиваются все наши знания в курсе обществознания.

Что такое общество?

Начнём с определения общества в узком смысле. Их несколько

Общество - это группа людей, объединившихся для общения и совместной деятельности.

Здесь можно привести огромное количество примеров, это и ученики в школьном классе, и рабочий коллектив, и игроки футбольной команды, и компания друзей и т.д.

Общество - это группа людей, связанных общими целями, интересами, происхождением и т.д.

Это определение очень схоже по смыслу с предыдущим. Очевидно, что ученики в классе, объединившиеся для совместной учебной деятельности и для общения, имеют общие цели и интересы - например, получить аттестат об основном общем образовании и успешно сдать ОГЭ по выбранным предметам. Но если мы берём в качестве примера дворянское общество в России XIX века или интеллигенцию начала XXI века, очевидно, что это большая по количеству частников социальная группа (если сравнивать со школьным классом) и непосредственного взаимодействия (общения или деятельности) между всеми её участниками нет. Участники группы связаны общим происхождением, местом в сословной структуре общества, интересы и цели дворян или интеллигенции также схожи. Поэтому относительно данных примеров имеет смысл применять второе определение понятия общество.

Это определение также вытекает из предыдущего. Это ещё более "многочисленное" понятие общества, чем дворянство или интеллигенция, здесь связующим звеном является факт проживания в какой-то географической местности. Между всеми жителями Екатеринбурга или даже россиянами не существует непосредственного взаимодействия, однако общие условия жизни и быта, особенности культуры, менталитета, языка позволяют отличить российское общество от французского или немецкого, жителей Екатеринбурга от жителей Москвы, Краснодара, Пензы и т.д.

Общество - это определённый этап в развитии человечества

Примерами общества в данном случае будут являться первобытное, рабовладельческое общество, современное общество и т.д. Здесь мы говорим уже об историческом контексте выделения общества, о протяжённости во времени. Для каждого этапа развития человечества также характерны свои особенности - уровень развития науки и техники, преобладающий способ ведения хозяйства, особенности протекания политических процессов и т.д.

Все приведённые до этого определения понятия общества относятся к категории "общества в узком смысле".

Теперь понятие общества в широком смысле .

Простое и понятное определение, которое очень любят ученики.

Общество - это всё человечество в прошлом, настоящем и будущем.

Получается общество - это всё население планеты Земля, которое живёт на ней сейчас, жило ранее и будет жить в будущем. Определение замечательно своей простотой, но для понимания общества (в чём суть общества, что делает людей обществом) недостаточно. Здесь нам поможет второе определение понятия общества в широком смысле.

Общество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная, часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Небольшая схема для дальнейшего разбора определения

Весь материальный мир мы можем разделить на две большие сферы - природа и общество. Это очень важный момент. Общество не является частью природы (типичная ошибка, которую часто допускают в этом вопросе). Причина этой ошибки в принципе понятна: если общество - это люди, а человек существо не только социальное, но и биологическое (биологический вид homo sapiens), значит человек - это часть природы, тогда и всё общество тоже часть природы. Но это не так. Сущность общества не в самом человеке, а в отношениях и взаимодействиях, в которые люди вступают в процессе своей жизни и деятельности .

Двигаемся далее по определению. Почему мы говорим о том, что общество обособилось от природы? Речь идёт о том, что человек буквально отгородился от природы - города, деревни, здания, сооружения, транспорт и т.д. Это всё объекты материальной культуры, которые обособляют нас от естественной природной среды. О том, что общество тесно связано с природной средой, не будем говорить здесь подробнее, это интуитивно понятные вещи, тем более, что у нас для этого есть отдельная тема.

Далее, общество действительно состоит из индивидов (из людей), но здесь мы снова возвращаемся к ключевому моменту. Общество - это не механическая сумма людей, а люди, которые объединяются и взаимодействуют друг с другом непосредственно или опосредованно. Люди могут дружить, конфликтовать, конкурировать - это способы взаимодействия. Они объединяются в семьи, классы, этносы и т.д. - это формы объединения людей.

Учитывая все эти важные аспекты мы и приходим к развёрнутому определению понятия общества.

Следующий важный момент. В кодификаторе ЕГЭ тема сформулирована как Системное строение общества. Значит, мы должны рассмотреть общество как сложную, динамичную систему.

Любая система - это совокупность взаимосвязанных элементов, которые образуют определённую целостность, единство. Это единство обеспечивается тем, что все элементы системы связаны определёнными отношениями и постоянно взаимодействуют друг с другом. Общество также представляет собой систему. Из каких элементов состоит общество?

Индивиды объединяются в социальные группы. Например ребята, которые учатся в одном классе, объединяются в школьный класс. Все классы одного учебного заведения также объединяются в единую группу. Множество социальных групп, связанных с системой образования объединяются в социальный институт образования. Этот социальный институт наряду с наукой, религией, искусством и т.д. входит в состав духовной сферы (подсистемы) общества.

Какими свойствами обладает общество как система?

1. Целостность. Это означает способность общества обеспечивать единство всех своих элементов. Берём самые крупные элементы - сферы общества. Все сферы общества взаимосвязаны и образуют единое целое. Например, государство принимает решение об открытии специального музея для людей с ограниченными возможностями. Государство представляет политическую сферу, деятельность музея относится к духовной сфере, для открытия музея требуется финансирование, это экономическая сфера, ну и государство в нашем примере проявляет заботу относительно конкретной социальной группы - люди с ограниченными возможностями, взаимодействие различных социальных групп и их положение в обществе относится к социальной сфере. Этот пример показывает постоянное взаимодействие различных сфер общества, их единство.

2. Устойчивость. Это означает, что общество способно сохранять в определённых пределах достигнутый уровень развития. Например, устойчивость общества в политической сфере (политическая стабильность). В государстве Z установился демократический политический режим. Политическая устойчивость в данном случае будет заключаться в том, что на протяжении десятилетий сохраняется доверие населения к органам власти, существует легальная (основанная на законе) процедура формирования этих органов власти через систему выборов, государственная политика на протяжении этих десятилетий соответствует ожиданиям народа.

3. Способность к саморегуляции. Это означает способность общества регулировать протекающие в нём процессы через систему правил (социальных норм), прав и обязанностей. Например, современное российское общество регулируется нормами права (федеральные законы, указы Президента, локальные нормативно-правовые акты), нормами морали (представлениями о добре и зле), для некоторых - нормами религии (заповеди), нормами делового этикета и т.д. Социальные нормы многообразны и все они обеспечивают способность общества самостоятельно регулировать свою внутреннюю жизнь.

4. Динамичность. Это означает способность общества меняться и при этом сохранять свою сущность. Например, российское общество постоянно развивается на протяжении столетий, современная Россия и Киевская Русь - это разные миры, настолько сильно они отличаются, но это всё равно единое общество, которое прошло длительный путь исторического развития (где-то плавного и постепенного, где-то радикального через революции) и продолжает существовать. Или возьмём социальный институт - образование. Первые школы на Руси появились ещё при князе Владимире Великом после крещения Руси в 988 году. Тогда появилось "Книжное учение" - школа, в которой детей бояр обучали книжному делу. При монастырях также стали открываться учебные заведения, учителями в которых были монахи. В наши дни, поскольку РФ является светским государством, большинство школ не имеют никакого отношения к монастырям или каким-либо другим религиозным объектам, преподают в школе учителя, получившие профессиональное образование, да и сам процесс обучения (предметы, образовательные программы) очень сильно отличается от древнерусских времён. Тем не менее это по-прежнему институт образования, хотя и сильно поменявшийся с тех пор.

5. Незавершённость. Это свойство тесно связано с предыдущим. Общество - динамично, оно постоянно развивается, и конечной точки развития общества не существует. Никто не знает, каким будет общество спустя сто или двести лет. Мы можем строить прогнозы, но гарантированного точного образа никто дать не может. Может быть, человечество покинет планету Земля и будет колонизировать Марс, может быть на Землю упадёт метеорит и человечество будет стёрто с лица земли.

6. Открытость. Это означает, что общество постоянно взаимодействует с внешней средой. Например, общество в широком смысле (в масштабах человечества) взаимодействует с природой: берёт полезные ископаемые и необходимые для жизни человека вещества, загрязняет окружающую среду или наоборот принимает меры для её защиты и очищения. Если мы берём общество в узком смысле как жителей государства, здесь мы также видим постоянный обмен во всех сферах общества с остальным миром (международная торговля, подписание международных конвенций, культурный обмен и т.д.).

Есть ещё несколько свойств общества, которые называются в разных источниках, однако они или вытекают из предыдущих или частично их повторяют, поэтому я помещаю их в конец списка.

7. Автономность. Это означает своего рода независимость общества. Что здесь имеется в виду. Легче всего пояснить на примере политической сферы общества. Мы выяснили, что общество является открытой системой, т.е. постоянно взаимодействует с внешней средой. Например, в политической сфере происходит постоянное взаимодействие общества с другими государствами - принятие каких-то совместных решений по борьбе с международным терроризмом, заключение политических союзов, военная помощь и т.д. При этом каждое государство сохраняет свой суверенитет - т.е. оно самостоятельно определяет основные направления своей внешней политики. Оно действует независимо и принимает решения, отталкиваясь от своих интересов - устанавливает или разрывает дипломатические отношения, вступает в международные организации, заключает международные договоры.

Есть и ещё одна вариация раскрытия свойства "автономности" общества. Здесь говорится о том, что общество сохраняет свою автономность (т.е. независимость) за счёт того, что оно устанавливает относительно прочные социальные связи, способные интегрировать все входящие в него социальные группы. Например, существует множество социальных групп в зависимости от критериев их выделения - это могут профессиональные, возрастные, религиозные группы и т.д., но так или иначе все они находятся в едином социальном пространстве, т.е. принадлежат к одному обществу за счёт постоянного взаимодействия друг с другом.

8. Социальность. Это означает наличие взаимодействия людей во всех сферах их жизнедеятельности. Поскольку общество, как мы выяснили, это и есть не индивиды сами по себе, а их взаимодействие, это свойство общества кажется очевидным и не нуждается в отдельной констатации.

9. Самодостаточность ". Самодостаточность общества отчасти заключается в его способности к саморегуляции, т. е. функционирование общества обеспечивается без вмешательства извне , о чём мы уже говорили. Кроме того, самодостаточность понимается как способность общества удовлетворить потребности индивида и общества в целом.

Возвращаемся к строению общества в целом и теперь более подробно поговорим про каждую из сфер общества.

B основе разграничения сфер общественной жизни - базовые потребности человека. Характеризуя ту или иную сферу общества, следует указать, какой тип отношений лежит в основе каждой из сфер (это важно, потому что, как мы выяснили, общество - это не просто люди, а взаимодействия и отношения между людьми) и какие социальные институты мы можем выделить в каждой из сфер (это отсылает нас к системному строению общества, потому что сферы общества - это самые крупные его элементы, социальные институты - это более мелкие единицы).

В статье " Хотите поучаствовать в разборе задания 28 по теме 1.8? " я предложила проанализировать наиболее часто встречающиеся планы по теме из кодификатора 1.8. " Системное строение общества: элементы и подсистемы ".

Читайте также: