2 государственный бюджет и проблема его сбалансированности

Обновлено: 30.06.2024

Государственный бюджет – это план государственных доходов и расходов на определенный период времени (как правило, на 1 год). Совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов образует бюджетную систему РФ. Доходы государственного бюджета формируются за счет налогов, сборов, доходов от внешнеэкономической деятельности, от использования государственной собственности, части прибыли Центрального банка. Расходы государственного бюджета включают расходы на государственное управление, судебную власть, правоохранительную деятельность, национальную оборону, социальную сферу. Если расходы бюджета больше, чем доходы, то бюджет имеет дефицит, если доходы больше, чем расходы, то – профицит, если доходы равны расходам, то бюджет сбалансирован.

Источники финансирования дефицита государственного бюджета:

Эмиссия (приводит к инфляции).

Государственные внутренние и внешние займы. Приводит к возникновению государственного долга.

Государственный долг непогашенных государственных займов и других финансовых обязательств государства. Внутренний долг образуется за счет займов внутри страны, оформленных путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг. Внешний долг образуется за счет размещения государственных долговых ценных бумаг за рубежом, а также за счет займов у других государств, иностранных банков, международных и региональных финансовых организаций. Рефинансирование долга – это выпуск новых серий государственных ценных бумаг, выручка от которых идет на выплату процентов по предыдущим сериям.

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику. Следовательно, сбалансированность бюджета — основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета (см. ниже).

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.

Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.

Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.

Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.

Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.

Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.

Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов.

Государственный бюджет – это форма мобилизации и использования денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства по достижению целей и решению задач социально-экономического развития страны.

Общие сведения о государственном бюджете

Государство так же, как и фирмы с домохозяйствами, является участником экономических отношений. Оно в результате своей жизнедеятельности также получает определенные доходы и несет определенные расходы. Данные финансовые потоки нашли оформление в таком финансовом явлении, как бюджет.

Бюджет представляет собой план государства по образованию и расходованию денежных средств в течение определенного периода времени. Как правило, краткосрочный горизонт планирования составляет один календарный год, среднесрочный – три года.

План утверждается в форме специального документа, который имеет на территории страны силу закона. Составлением и исполнением бюджета занимаются исполнительные органы государственной власти (правительство), а его утверждением и контролем за исполнением – законодательные органы (парламент).

Доходы государственного бюджета по большей части формируются за счет введенных на территории страны налогов и иных обязательных платежей. Также государство получает доходы от ведения предпринимательской деятельности, использования имущества и т.д.

Расходы государственного бюджета непосредственно связаны с причинами возникновения и существования государства. В связи с этим бюджетные средства в основном расходуются на обеспечение военной безопасности, удовлетворение социальных нужд, содержание административного аппарата и т.д.

Сущность проблемы сбалансированности государственного бюджета

Государственный бюджет формируется и исполняется исходя из ряда фундаментальных принципов. Одним из таких принципов является принцип сбалансированности бюджета. Он заключается в том, что расходные обязательства бюджета должны находиться в количественном соответствии, в равновесии с источниками финансирования.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Обеспечение сбалансированности бюджета является актуальной проблемой в сфере государственных финансов. Считается, что, если государственный бюджет сбалансирован, то органы государственного управления и территориальные администрации функционируют на здоровой основе.

На самом деле в настоящее время в большинстве стран мира, на всех уровнях бюджетной системы бюджеты исполняются с превышением расходов над доходами. Подобная ситуация называется бюджетным дефицитом. Бюджетный дефицит (т.е. отсутствие сбалансированности бюджета) имеет большое число причин возникновения. Основными из них принято считать следующие причины:

  • проведение в национальной экономике структурных и иных масштабных реформ, что требует увеличенного государственного финансирования соответствующих мероприятий;
  • возникновение и развитие экономического кризиса, в результате которого происходит сокращение доходов государственного бюджета;
  • наступление форс-мажорных и чрезвычайных обстоятельств (например, стихийные бедствия, техногенные катастрофы и т.д.), на устранение последствий которых выделяют большие объемы бюджетных средств;
  • низкая эффективность национальной финансовой (в том числе, бюджетно-налоговой) системы, одним из сбоев которой является наличие дефицита государственного бюджета;
  • распространение коррупции и иной экономической преступности в государственном секторе.

Сейчас основным методом покрытия бюджетного дефицита является осуществление государством заимствований на финансовых рынках. Чаще всего, происходит выпуск в обращение государственных ценных бумаг (облигаций, векселей, чеков и т.п.), которые приобретают правительства других стран, а также иностранные и отечественные организации и граждане.

Также зачатую прибегают к такому методу финансирования, как кредитование. Кредиты могут предоставляться как внутри страны (от вышестоящего бюджета или местного банка), так и из-за рубежа (от правительств иностранных государств и международных финансовых организаций).

Ещё существуют варианты с эмиссионным и налоговым покрытием бюджетного дефицита. Первый вариант заключается в том, что центральный банк страны осуществляет дополнительную, ничем не обусловленную эмиссию денежных средств. Второй вариант предполагает, что недостающий объем доходов бюджета будет компенсирован благодаря поднятию налоговых ставок и введению новых налогов.

Однако эти два варианта предпочитают избегать. Эмиссия, как правило, вызывает резкий рост цен в стране (инфляцию), а увеличение налогового бремени сказывается дестимулирующим образом на деловой активности в стране. Т.е. временная выгода для бюджета окажется несоизмеримо меньшей, чем ущерб, наносимый национальной экономике.

В этих условиях сбалансированность государственного бюджета может быть обеспечена в результате применения следующих методов:

  • установление лимитов на объемы бюджетных расходов с учетом текущего экономического потенциала общества и степени централизации доходов;
  • совершенствование и повышение объективности распределения расходных обязательств между разными уровнями бюджетной системы государства;
  • создание в сфере международных бюджетных отношений системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи;
  • планирование бюджетных расходов в увязке с прогнозируемыми бюджетными доходами;
  • применение наиболее результативных форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают реальное поступление денежных средств с финансовых рынков.

Таким образом, решение проблемы сбалансированности государственного бюджета требует от уполномоченных органов государственной власти принятие комплексного подхода, учитывающего текущую экономическую обстановку в стране и в мире.

Государственный бюджет – это план государственных доходов и расходов на определенный период времени (как правило, на 1 год). Совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов образует бюджетную систему РФ. Доходы государственного бюджета формируются за счет налогов, сборов, доходов от внешнеэкономической деятельности, от использования государственной собственности, части прибыли Центрального банка. Расходы государственного бюджета включают расходы на государственное управление, судебную власть, правоохранительную деятельность, национальную оборону, социальную сферу. Если расходы бюджета больше, чем доходы, то бюджет имеет дефицит, если доходы больше, чем расходы, то – профицит, если доходы равны расходам, то бюджет сбалансирован.

Источники финансирования дефицита государственного бюджета:

Эмиссия (приводит к инфляции).

Государственные внутренние и внешние займы. Приводит к возникновению государственного долга.

Государственный долг непогашенных государственных займов и других финансовых обязательств государства. Внутренний долг образуется за счет займов внутри страны, оформленных путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг. Внешний долг образуется за счет размещения государственных долговых ценных бумаг за рубежом, а также за счет займов у других государств, иностранных банков, международных и региональных финансовых организаций. Рефинансирование долга – это выпуск новых серий государственных ценных бумаг, выручка от которых идет на выплату процентов по предыдущим сериям.

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику. Следовательно, сбалансированность бюджета — основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета (см. ниже).

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.

Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.

Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.

Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.

Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.

Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.

Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов.

Сбалансированность бюджета - концепция, источники и причины

Баланс государственного бюджета - важнейший вопрос, от которого зависит благополучие граждан. Государственный бюджет - это финансовый документ, определяющий уровень благосостояния государства. И это оказывает большое влияние на ситуацию в обществе, дает государству определенное место и престиж на мировой арене.

Наилучшим способом обеспечения сбалансированности бюджета является формирование бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая расходы на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает суммы доходов. Если избежать бюджетного дефицита невозможно, даже если обычные источники финансирования полностью исчерпаны, для сбалансированности бюджета необходимо прибегать к различным формам заимствований, что требует минимизации размера бюджетного дефицита на всех стадиях бюджетного процесса.

Правительство должно всегда стремиться к сбалансированности бюджета. Данный принцип утвержден Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-Ф3. Сбалансированный бюджет направлен на поддержание финансовой стабильности, реальности и выполнимости утвержденного бюджета на предстоящий год.

Источники финансирования бюджетного дефицита

Правило сбалансированности бюджета является одной из основ нормального развития экономики государства. В академических кругах считается, что проблема заключается не в самом существовании дефицита, а в способах его покрытия.

Финансирование бюджетного дефицита понимается как привлечение средств, полученных путем реализации государственных заимствований, и его ориентация на покрытие отрицательного сальдо бюджета.

Источники финансирования дефицита бюджета определяются при утверждении бюджета на следующий финансовый год. Эти источники можно разделить на 2 группы: внешние и внутренние.

  1. Государственное кредитование в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг на имя Российской Федерации.
  2. Кредиты, полученные от иностранных государств, банков, международных организаций в иностранной валюте.

Внутренние источники финансирования бюджетного дефицита:

  • Кредиты, предоставляемые кредитными организациями в национальной валюте.
  • Государственное заимствование путем выпуска ценных бумаг
  • Бюджетные кредиты, предоставляемые бюджетами других уровней бюджетной системы

В практике российской экономики существуют и другие способы покрытия дефицита бюджета, например, получение доходов от реализации части государственных резервов, проведение приватизаций, доходов от государственной предпринимательской деятельности.

Причины дефицита

Как упоминалось ранее, дефицит - это превышение расходной части бюджета над доходной. Существует ряд причин, по которым может возникнуть дефицит бюджета:

  • Спад в промышленном производстве
  • Экономические кризисы
  • Чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия
  • неэффективное функционирование финансовой системы
  • Высокий уровень коррупции
  • Высокий уровень теневой экономики при неэффективной налоговой политике

Несмотря на множество причин. Многие из них постоянно присутствуют в экономике, существует порог дефицита бюджета каждого уровня, он законодательно определен в Бюджетном кодексе РФ.

Наличие дефицита бюджета важно для того, чтобы отличить его от ситуации с кассовым разрывом - ситуации, при которой доходы и расходы разделены во времени, что приводит к нехватке финансовых ресурсов в определенный период. Кроме того, планируется дефицит бюджета, поскольку он планируется с самого начала процесса подготовки бюджета.

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Государственный бюджет – это план государственных доходов и расходов на определенный период времени (как правило, на 1 год). Совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов образует бюджетную систему РФ. Доходы государственного бюджета формируются за счет налогов, сборов, доходов от внешнеэкономической деятельности, от использования государственной собственности, части прибыли Центрального банка. Расходы государственного бюджета включают расходы на государственное управление, судебную власть, правоохранительную деятельность, национальную оборону, социальную сферу. Если расходы бюджета больше, чем доходы, то бюджет имеет дефицит, если доходы больше, чем расходы, то – профицит, если доходы равны расходам, то бюджет сбалансирован.

Источники финансирования дефицита государственного бюджета:

Эмиссия (приводит к инфляции).

Государственные внутренние и внешние займы. Приводит к возникновению государственного долга.

Государственный долг непогашенных государственных займов и других финансовых обязательств государства. Внутренний долг образуется за счет займов внутри страны, оформленных путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг. Внешний долг образуется за счет размещения государственных долговых ценных бумаг за рубежом, а также за счет займов у других государств, иностранных банков, международных и региональных финансовых организаций. Рефинансирование долга – это выпуск новых серий государственных ценных бумаг, выручка от которых идет на выплату процентов по предыдущим сериям.

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику. Следовательно, сбалансированность бюджета — основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета (см. ниже).

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.

Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.

Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.

Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.

Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.

Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.

Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов.

Государственный бюджет – это форма мобилизации и использования денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства по достижению целей и решению задач социально-экономического развития страны.

Концепция сбалансированного бюджета

Бюджетный баланс является одним из основных принципов формирования и исполнения бюджета, который заключается в количественном соответствии (сбалансированности) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Этот принцип позволяет достичь баланса (равновесия) между общей суммой доходов бюджета (доходы бюджета и источники покрытия дефицита) и объемом расходов даже при наличии дефицита бюджета. Отсутствие бюджетного баланса создает дисбаланс. Когда расходы превышают доходы, бюджет принципиально невыполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным.

Конкретные причины отставания темпов роста доходов бюджета от темпов роста бюджетных расходов могут включать в себя:

  • Кризисные явления в экономике;
  • Неспособность правительства контролировать финансовую ситуацию в стране;
  • исключительные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия);
  • милитаризация экономики в мирное время;
  • крупные централизованные инвестиции в развитие производства и изменение его структуры
  • чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.

Составление бюджета с профицитом также нежелательно, поскольку это связано с перегрузкой экономики и снижением общей эффективности использования бюджетных ресурсов.

Концепция сбалансированного и несбалансированного бюджета

В нашей стране существует трехуровневая система бюджетов. Верхний уровень - федеральный бюджет, второй - бюджеты субъектов Российской Федерации, третий - бюджеты муниципалитетов (местные бюджеты). Прежде всего, стоит определить, что такое бюджет.

Бюджет - денежный фонд центрального характера, который формируется на одном из уровней бюджетной системы для обеспечения эффективной работы органов власти и выполнения ими социально-экономических задач.

Идеальная ситуация - это когда бюджеты сбалансированы на всех уровнях, то есть доходы бюджета равны бюджетным расходам. Однако это происходит очень редко, чаще всего возникает бюджетный дефицит, т.е. превышение расходов над доходами бюджета в результате воздействия различных экономических, политических и других факторов. Профицит - это обратная ситуация, это крайне редкое явление для современной экономики. Наличие небольшого дефицита оказывает своеобразное стимулирующее влияние на экономику и подталкивает некоторые ее отрасли к более эффективному развитию и работе, а профицит, напротив, является признаком неэффективного использования доходов, получаемых из бюджета.

Мировой опыт показывает, что дефицит бюджета, не превышающий 3% ВВП, считается безопасным. В 1990-е годы бюджетный дефицит в России был достаточно большим, особенно в 1997 году (95,4 млрд. рублей), и власти были вынуждены сократить расходную часть бюджета (секвестр).

Причины дефицита

Как упоминалось ранее, дефицит - это превышение расходной части бюджета над доходной. Существует ряд причин, по которым может возникнуть дефицит бюджета:

  • Спад в промышленном производстве
  • Экономические кризисы
  • Чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия
  • неэффективное функционирование финансовой системы
  • Высокий уровень коррупции
  • Высокий уровень теневой экономики при неэффективной налоговой политике

Несмотря на множество причин. Многие из них постоянно присутствуют в экономике, существует порог дефицита бюджета каждого уровня, он законодательно определен в Бюджетном кодексе РФ.

Наличие дефицита бюджета важно для того, чтобы отличить его от ситуации с кассовым разрывом - ситуации, при которой доходы и расходы разделены во времени, что приводит к нехватке финансовых ресурсов в определенный период. Кроме того, планируется дефицит бюджета, поскольку он планируется с самого начала процесса подготовки бюджета.

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Концепция сбалансированного бюджета

Бюджетный баланс является одним из основных принципов формирования и исполнения бюджета, который заключается в количественном соответствии (сбалансированности) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Этот принцип позволяет достичь баланса (равновесия) между общей суммой доходов бюджета (доходы бюджета и источники покрытия дефицита) и объемом расходов даже при наличии дефицита бюджета. Отсутствие бюджетного баланса создает дисбаланс. Когда расходы превышают доходы, бюджет принципиально невыполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным.

Конкретные причины отставания темпов роста доходов бюджета от темпов роста бюджетных расходов могут включать в себя:

  • Кризисные явления в экономике;
  • Неспособность правительства контролировать финансовую ситуацию в стране;
  • исключительные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия);
  • милитаризация экономики в мирное время;
  • крупные централизованные инвестиции в развитие производства и изменение его структуры
  • чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.

Составление бюджета с профицитом также нежелательно, поскольку это связано с перегрузкой экономики и снижением общей эффективности использования бюджетных ресурсов.

Концепция сбалансированного и несбалансированного бюджета

В нашей стране существует трехуровневая система бюджетов. Верхний уровень - федеральный бюджет, второй - бюджеты субъектов Российской Федерации, третий - бюджеты муниципалитетов (местные бюджеты). Прежде всего, стоит определить, что такое бюджет.

Бюджет - денежный фонд центрального характера, который формируется на одном из уровней бюджетной системы для обеспечения эффективной работы органов власти и выполнения ими социально-экономических задач.

Идеальная ситуация - это когда бюджеты сбалансированы на всех уровнях, то есть доходы бюджета равны бюджетным расходам. Однако это происходит очень редко, чаще всего возникает бюджетный дефицит, т.е. превышение расходов над доходами бюджета в результате воздействия различных экономических, политических и других факторов. Профицит - это обратная ситуация, это крайне редкое явление для современной экономики. Наличие небольшого дефицита оказывает своеобразное стимулирующее влияние на экономику и подталкивает некоторые ее отрасли к более эффективному развитию и работе, а профицит, напротив, является признаком неэффективного использования доходов, получаемых из бюджета.

Мировой опыт показывает, что дефицит бюджета, не превышающий 3% ВВП, считается безопасным. В 1990-е годы бюджетный дефицит в России был достаточно большим, особенно в 1997 году (95,4 млрд. рублей), и власти были вынуждены сократить расходную часть бюджета (секвестр).

Сущность проблемы сбалансированности государственного бюджета

Государственный бюджет формируется и исполняется исходя из ряда фундаментальных принципов. Одним из таких принципов является принцип сбалансированности бюджета. Он заключается в том, что расходные обязательства бюджета должны находиться в количественном соответствии, в равновесии с источниками финансирования.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Обеспечение сбалансированности бюджета является актуальной проблемой в сфере государственных финансов. Считается, что, если государственный бюджет сбалансирован, то органы государственного управления и территориальные администрации функционируют на здоровой основе.

На самом деле в настоящее время в большинстве стран мира, на всех уровнях бюджетной системы бюджеты исполняются с превышением расходов над доходами. Подобная ситуация называется бюджетным дефицитом. Бюджетный дефицит (т.е. отсутствие сбалансированности бюджета) имеет большое число причин возникновения. Основными из них принято считать следующие причины:

  • проведение в национальной экономике структурных и иных масштабных реформ, что требует увеличенного государственного финансирования соответствующих мероприятий;
  • возникновение и развитие экономического кризиса, в результате которого происходит сокращение доходов государственного бюджета;
  • наступление форс-мажорных и чрезвычайных обстоятельств (например, стихийные бедствия, техногенные катастрофы и т.д.), на устранение последствий которых выделяют большие объемы бюджетных средств;
  • низкая эффективность национальной финансовой (в том числе, бюджетно-налоговой) системы, одним из сбоев которой является наличие дефицита государственного бюджета;
  • распространение коррупции и иной экономической преступности в государственном секторе.

Сейчас основным методом покрытия бюджетного дефицита является осуществление государством заимствований на финансовых рынках. Чаще всего, происходит выпуск в обращение государственных ценных бумаг (облигаций, векселей, чеков и т.п.), которые приобретают правительства других стран, а также иностранные и отечественные организации и граждане.

Также зачатую прибегают к такому методу финансирования, как кредитование. Кредиты могут предоставляться как внутри страны (от вышестоящего бюджета или местного банка), так и из-за рубежа (от правительств иностранных государств и международных финансовых организаций).

Ещё существуют варианты с эмиссионным и налоговым покрытием бюджетного дефицита. Первый вариант заключается в том, что центральный банк страны осуществляет дополнительную, ничем не обусловленную эмиссию денежных средств. Второй вариант предполагает, что недостающий объем доходов бюджета будет компенсирован благодаря поднятию налоговых ставок и введению новых налогов.

Однако эти два варианта предпочитают избегать. Эмиссия, как правило, вызывает резкий рост цен в стране (инфляцию), а увеличение налогового бремени сказывается дестимулирующим образом на деловой активности в стране. Т.е. временная выгода для бюджета окажется несоизмеримо меньшей, чем ущерб, наносимый национальной экономике.

В этих условиях сбалансированность государственного бюджета может быть обеспечена в результате применения следующих методов:

  • установление лимитов на объемы бюджетных расходов с учетом текущего экономического потенциала общества и степени централизации доходов;
  • совершенствование и повышение объективности распределения расходных обязательств между разными уровнями бюджетной системы государства;
  • создание в сфере международных бюджетных отношений системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи;
  • планирование бюджетных расходов в увязке с прогнозируемыми бюджетными доходами;
  • применение наиболее результативных форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают реальное поступление денежных средств с финансовых рынков.

Таким образом, решение проблемы сбалансированности государственного бюджета требует от уполномоченных органов государственной власти принятие комплексного подхода, учитывающего текущую экономическую обстановку в стране и в мире.

Центральным звеном всей финансовой системы является государственный бюд­жет. С его помощью государство осуществляет распределение и перераспределение валового национального продукта между территориями, отраслями и сферами на­родного хозяйства.

С одной стороны, бюджет (в переводе с фр. — «кожаный кошелек, сумка для хранения денег) — это совокупность финансовых ресурсов, которыми располагает экономический субъект (государство, территория, предприятие, семья).

с другой, бюджетэто соотношение между доходами и расходами экономического субъек­та, соответствие между поступлением и расходованием средств в течение опреде­ленного времени, обычно года.

Государственный бюджет — это централизованный фонд денежных средств, которым располагает правительство, использующее его на финансирование на­родного хозяйства, содержание аппарата управления, обеспечение обороны, осу­ществление социальной политики, развитие науки, культуры, образования. Госу­дарственный бюджет выступает в качестве материального средства реализации функций государства.

Это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур обра­зует бюджетную систему.

Бюджетная система — это совокупность используемых в стране бюджетов, ос­нованных на определенных принципах и юридических нормах, с учетом государ­ственного устройства.

Структура бюджетной системы той или иной страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение — государственный и мест­ный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья — бюджеты шта­тов, земель, субъектов федерации.

Бюджетное устройство РФ включает в свой состав:

федеральный бюджет, в котором сосредоточиваются бюд­жетные ресурсы, необходимые для осуществления затрат, носящих общегосу­дарственный характер;

региональные бюджеты (бюджеты субъектов федерации);

местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

В целом в бюджетную систему России включаются:

- рес­публиканские бюджеты республик, входящих в состав Российской Федерации;

- кра­евые и областные бюджеты;

- городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюд­жеты районов, областных городов, расположенных на территории области;

- бюджеты поселков, районных городов, расположенных на территории района и других насе­ленных пунктов.

Вся бюджетная система России построена с учетом принципа един­ства (все бюджеты строятся по единым правовым нормам) и принципа самостоятельности (все уровни бюджетной системы обес­печиваются собственными источниками в виде доходов и правом их использования на нужды каждого из субъектов).

Внебюджетные фонды - это особая форма использования денежных средств, привлекаемых помимо бюджета для финансирования различных решаемых государством задач.

К числу основных внебюджетных фондов в России относятся:

фонд государственного социального страхования:

государственный фонд занятости;

фонд обязательного медицинского страхования и др.

По своему количе­ственному составу они не всегда включаются в состав бюджета. Но по принципу распределения и использования они равнозначны государственным бюджетным расходам. Находятся они в распоряжении центральных и местных органов вла­сти, концентрируясь в определенные целевые фонды. Это пенсионные фонды, внебюджетные и другие, которые создаются за счет специальных налогов, займов и субсидий из бюджета. Число их постоянно увеличивается по мере усложнения экономических и социальных связей. Так, в рамках федерального бюджета США насчитывается более 800 подобных фондов. В переходной экономике России чис­ленность их невелика, но роль значительна. Посредством их государство сглажи­вает остроту бюджетного дефицита, оказывает помощь в развитии северных ре­гионов, стимулирует инвестиционные процессы в областях и республиках.

Большинство государственных фондов формируется для содержания и фи­нансирования производственной и социальной инфраструктуры: автострад (автобанов в ФРГ), аэропортов, гидроэлектростанций, лесовосстановительных по­садок, водоохраны (озеро Байкал) и др. Крупнейшими фондами являются фонды социального страхования: пенсионного обеспечения, пособий по болезни, безра­ботице, переквалификации кадров и т. д.

Через бюджетную систему реализуются функции бюджета:

1 Перераспределение национального дохода;

2 Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств;

3 Государственное регулирование и стимулирование экономики;

4 Стимулирование НТП;

5 Финансовое обеспечение социальной политики;

В процессе использования централизованных денежных средств складываются бюджетные отношения. Они представляют собой финансовые отношения, кото­рые возникают между государством, с одной стороны, и предприятиями, организа­циями и населением — с другой.

Перераспределение ВВП при помощи бюджета осуществляется путем особых экономических форм в виде доходов и расходов.

I Доходы бюджета формируются за счет источников, которые делятся на внутренние и внешние.

К внутренним относятся доходы, которые связаны с внутренним (национальным) производством товаров и услуг. Доходы включают в себя такие компоненты, как:

налоги (обязательные платежи, взимаемые в государственный, или местный бюджет с физических и юридических лиц);

сборы (платежи за право торговли, за парковку автотранспорта, курортные сборы, акцизные сборы, таможенные пошлины и т. д.).

доходы от государственного имущества;

доходы от приватизации;

доходы от деятельности госуд. пердприятий;

доходы от продажи госуд. ценных бумаг.

Т.о., доходы государственного бюджета формируются за счет налоговых поступлений, прибыли казенной промышленности, по­ступлении от приватизации собственности и т.д. Общая сумма до­ходов в идеале должна покрывать запрограммированные расходные статьи бюджета.

Внешние источники — это доходы в виде заемных средств, предоставляемых другими государствами, пли международными организациями (МВФ, МБРРР, ЕБРР, Всемирный банк и др.).

II Расходование бюджета осуществляется путем распределения и использова­ния бюджетных средств на нужды хозяйства и на выполнение функций государ­ства.

Расходы бюджета развитых стран можно условно разделить на:

- военные и внешнеполитические

- социально-экономические (образование, здравоохранение, социальные пособия, наука, культура)

- расходы на государственное управление и охрану правопорядка

- выплата % по государственному долгу.

Расходы подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.

В бюджет текущих расходов включаются расходы на текущие нужды.

В бюджет развития включаются средства, предназначенные для инвести­ций, связанных с социально-экономическим развитием территорий, с инновацион­ной деятельностью, с осуществлением крупных экономических программ.

В тех случаях, когда расходы превышают доходы возникает бюджетный дефи­цит (наоборот, профицит). Необходимо иметь в виду, что если дефицит носит временный характер и не превышает 10% от суммы доходов, то он считается вполне допустимым. Дефицит, превышающий уровень 20%, является критическим.

Преодоление бюджетного дефицита в первую очередь должно опираться на раз­витие производства, на достижение финансовой устойчивости всех отраслей и предприятий различных форм собственности, на активизацию предприниматель­ской деятельности.

В случае если расходы превышают доходную часть в обшей структуре, образуется бюджетный дефицит. Несбалансированный бюджет может привести также и к возникновению профицита, т.е. превышению до­хода бюджета над его расходами. Однако на практике почти во всех странах в настоящее время имеет место значительное по своим масштабам превышение государственных расходов над доходами.

Причины бюджетного дефицита могут быть разными

- спад общественного производства,

- массовый выпуск «пустых» денег,

- неоправданно возросшие зат­раты на финансирование ВПК,

- значительные социальные про­граммы,

- крупномасштабный оборот «теневого» капитала,

- ог­ромные непроизводительные расходы,

- потери, приписки, хищения и т.п.),

- но важнейшее значение имеет возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических, социальных функций, увеличение военных расходов, численности госаппарата.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называ­емым «негативным экономическим категориям» типа инфля­ции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы. Следует заметить, что бездефицитность бюджета еще не оз­начает «здоровья» экономики. Бюджетный дефицит по установившимся международным стан­дартам не должен превышать 3% ВВП.

Существует несколько традиционных способов покрытия бюджетного дефицита - это государственные займы и ужесто­чение налогообложения. Но есть и третий способ, предусмат­ривающий увеличение денежной массы в обращении, - это соб­ственное производство денег(печать денег), или «сеньораж».

«Сеньораж» сегодня не принимает форму простого печатания денег, так как это слишком явно связано с инфляцией. В настоящее время «сеньораж» реализуется посредством создания резервов ком­мерческих банков.

Государственный долг — это сумма бюджетных дефицитов, накопленных в стра­не за определенный период времени за вычетом имевшихся в это же самое время положительных сальдо. Государственный долг может быть внутренним и внешним.

Внутренний долг — это задолженность правительства населению своей страны. Внутренний долг выступает в виде облигаций государственных займов.

Внешний долг — это задолженность государства гражданам и организациям дру­гих стран.

Управление и обслуживание внутреннего и внешнего дол­гов Российской Федерации возложено на Центральный банк РФ и Федеральное казначейство при Министерстве финансов Рос­сийской Федерации. Все затраты по обслуживанию долга осу­ществляются за счет республиканского бюджета.

Наличие большого государственного долга сопровождается расстройством функционирования финансовой системы, возникновением неплатежей, появле­нием неуверенности в деловой активности среди предпринимателей и отдельных граждан.

Обычно в государствен­ном долге видятся две опасности: банкротство нации и опас­ность переложения налогового бремени на будущие поколения.

Сбалансированность бюджета - концепция, источники и причины

Баланс государственного бюджета - важнейший вопрос, от которого зависит благополучие граждан. Государственный бюджет - это финансовый документ, определяющий уровень благосостояния государства. И это оказывает большое влияние на ситуацию в обществе, дает государству определенное место и престиж на мировой арене.

Наилучшим способом обеспечения сбалансированности бюджета является формирование бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая расходы на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает суммы доходов. Если избежать бюджетного дефицита невозможно, даже если обычные источники финансирования полностью исчерпаны, для сбалансированности бюджета необходимо прибегать к различным формам заимствований, что требует минимизации размера бюджетного дефицита на всех стадиях бюджетного процесса.

Правительство должно всегда стремиться к сбалансированности бюджета. Данный принцип утвержден Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-Ф3. Сбалансированный бюджет направлен на поддержание финансовой стабильности, реальности и выполнимости утвержденного бюджета на предстоящий год.

Общие сведения о государственном бюджете

Государство так же, как и фирмы с домохозяйствами, является участником экономических отношений. Оно в результате своей жизнедеятельности также получает определенные доходы и несет определенные расходы. Данные финансовые потоки нашли оформление в таком финансовом явлении, как бюджет.

Бюджет представляет собой план государства по образованию и расходованию денежных средств в течение определенного периода времени. Как правило, краткосрочный горизонт планирования составляет один календарный год, среднесрочный – три года.

План утверждается в форме специального документа, который имеет на территории страны силу закона. Составлением и исполнением бюджета занимаются исполнительные органы государственной власти (правительство), а его утверждением и контролем за исполнением – законодательные органы (парламент).

Доходы государственного бюджета по большей части формируются за счет введенных на территории страны налогов и иных обязательных платежей. Также государство получает доходы от ведения предпринимательской деятельности, использования имущества и т.д.

Расходы государственного бюджета непосредственно связаны с причинами возникновения и существования государства. В связи с этим бюджетные средства в основном расходуются на обеспечение военной безопасности, удовлетворение социальных нужд, содержание административного аппарата и т.д.

Источники финансирования бюджетного дефицита

Правило сбалансированности бюджета является одной из основ нормального развития экономики государства. В академических кругах считается, что проблема заключается не в самом существовании дефицита, а в способах его покрытия.

Финансирование бюджетного дефицита понимается как привлечение средств, полученных путем реализации государственных заимствований, и его ориентация на покрытие отрицательного сальдо бюджета.

Источники финансирования дефицита бюджета определяются при утверждении бюджета на следующий финансовый год. Эти источники можно разделить на 2 группы: внешние и внутренние.

  1. Государственное кредитование в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг на имя Российской Федерации.
  2. Кредиты, полученные от иностранных государств, банков, международных организаций в иностранной валюте.

Внутренние источники финансирования бюджетного дефицита:

  • Кредиты, предоставляемые кредитными организациями в национальной валюте.
  • Государственное заимствование путем выпуска ценных бумаг
  • Бюджетные кредиты, предоставляемые бюджетами других уровней бюджетной системы

В практике российской экономики существуют и другие способы покрытия дефицита бюджета, например, получение доходов от реализации части государственных резервов, проведение приватизаций, доходов от государственной предпринимательской деятельности.

Читайте также: