2 буддизм его основные направления

Обновлено: 07.07.2024

Буддизм наравне с исламом и христианством считается мировой религией. Это означает, что ее не определяют по этническому признаку ее последователей. Исповедовать ее можно любому человеку независимо от его расы, национальности и места проживания. В статье мы рассмотрим кратко основные идеи буддизма.


Краткое изложение идей и философии буддизма
Содержание
Кратко об истории возникновения буддизма
Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.


Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис.

Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения. Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений. Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми. Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.

Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Родился он в 560 году до н.э. в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью. И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть.

Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников. Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения. Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.


Краткая история возникновения буддизма
Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос.


После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.

Основные понятия и идеи буддизма
Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды. Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей. Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.

Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма
Есть понятие дукхи (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания). Каждый человек находится под влиянием дукхи в большей или меньшей степени.
У дукхи всегда есть причина, которая способствует появлению зависимости – алчность, тщеславие, похоть и др.
От зависимости и страдания можно избавиться.
Полностью освободиться от дукхи можно благодаря пути, ведущему к нирване.
Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни.

В буддизме выделяют три драгоценности
Будда – им может быть как сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления.
Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.
Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.

Чтобы достигнуть всех трех драгоценностей, буддисты прибегают к борьбе с тремя ядами:

отстранение от истины бытия и неведения;
желания и страсти, способствующие возникновению страданий;
несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас.
Согласно идеям буддизма, каждый человек испытывает и телесные, и душевные страдания. Болезни, смерть и даже рождение являются страданием. Но такое состояние противоестественно, поэтому от него нужно избавляться.

Кратко о философии буддизма
Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – это философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.

В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.

В буддизме есть основные истины, открытые Буддой
Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.
Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.
Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.
Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.

Комплекс буддийских храмов
Восьмеричный путь спасения предполагает:

правильное понимание – первое, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);
правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;
правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
правильные помыслы – главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.
Первые две ступени называются праджня и предполагают этап достижения мудрости. Три последующие – регулирование нравственности и правильного поведения (шила). Оставшиеся три ступени олицетворяют дисциплину ума (самадха).

Направления буддизма
Самые первые, кто поддержал учение Будды, стали собираться в уединенном месте на тот период, пока шли дожди. Так как они отказывались от любой собственности, их прозвали бхикша – «нищие». Они брили голову наголо, облачались в лохмотья (в основном желтого цвета) и переходили с места на место.
Их жизнь была необычайно аскетична. В дожди они прятались в пещерах. Их хоронили обычно там, где они обитали, а на месте их могил сооружали ступу (строения-склепы куполообразной формы). Их входы делали глухо замурованными и вокруг ступ сооружали строения различного предназначения.
После смерти Будды состоялся созыв его последователей, которые канонизировали учение. Но периодом наибольшего расцвета буддизма можно считать время правления императора Ашоки – III в. до н.э.
Можно выделить три основные философские школы буддизма, сформировавшиеся в разные периоды существования учения:
Хинаяна. Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая, культовые скульптуры, иконы. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни.
Махаяна. Даже мирянин (конечно, если он благочестив), наравне с монахом может достичь спасения. Появляется институт бодхисатв, являющихся святыми, которые помогают людям на пути их спасения. Также появляется понятие рая, пантеон святых, изображения будд и бодхисатв.
Ваджраяна. Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания и медитации.
Итак, философия буддизма заключается в том, что жизнь человека – страдание и нужно стремиться избавиться от него. Это учение продолжает уверенно распространяться по планете, завоевывая все больше сторонников.
Представление о Боге в буддизме
Что такое Джайнизм? Философия и краткое описание религии
О природе сострадания и его месте в Учении Будды
Принятие прибежища в Трёх Драгоценностях
Индуизм – разбираемся в истории, основных принципах и течениях религии
Топ 9 самых влиятельных религий на территории Индии


Как известно, сколько людей, столько и мнений. Именно благодаря этому разнообразию мнений каждая религия со временем разделяется на разновидности и течения. Не обошел этот удел и такую религиозную традицию как буддизм. Эта древняя индийская религия ещё в самом начале своего существования разделилась на множество направлений, из которых впоследствии выделились три основных: Махаяна, Тхеравада и Ваджраяна.

Первое из них, - Махаяна или Великая Колесница, считается самым распространённым течением в буддизме. В центре этого направления буддизма стоит понятие «Бодхисаттвы», - существа, которое благодаря огромной череде своих перерождений, в конце концов, достигло нирваны, но отказалось от неё ради возвращения в мир сансары и освобождения от страданий всех остальных живых существ. Таким образом, в Махаяне как направлении буддизма главный акцент ставится не на индивидуальном спасении от круговорота смерти-рождения, а в бесконечном сострадании ко всем созданиям, отягощённым кармой. По своей сути это направление буддизма является сводом правил для человека, вставшего на путь, ведущий к состоянию Бодхисаттвы.

Направление буддизма Махаяна смогло объединить в себе ранние доктрины буддизма с более поздними влияниями других восточных философий. Благодаря такому плюрализму и демократичности Махаяна впоследствии развивалась во многих направлениях, среди которых можно назвать тибетский, корейский, японский и китайский буддизм. В общей сложности Махаяна как направление буддизма насчитывает приблизительно 600 миллионов последователей.

Бодхисаттва может достичь нирваны, но отказаться от неё ради спасения других

Следующее направление буддизма, - Тхеравада, зародилось ещё во времена Будды. Оно единственное из всех ранних школ буддизма, которое смогло сохраниться до наших дней. Тхеравада отличается от предыдущего направления в основном своей консервативностью и исповедованием первичных принципов буддизма, провозглашенных самим Гаутамой. Тхеравада или Учение Старейшин характеризуется рационализмом и стремлением к полному освобождению от заблуждений. В этом направлении буддизма понятие Бодхисаттвы сильно отличается от аналогичного в Махаяне и подразумевает не высшее просветлённое существо, а лишь человека, практикующего Дхарму (духовный путь буддиста). В наше время Тхеравада наиболее распространена на Шри-Ланке, в Таиланде, Лаосе и Камбожде.

Также среди направлений буддизма выделяют Ваджраяну или Алмазную Колесницу. Это течение ещё называют тантрическим буддизмом. Главная особенность Ваджраяны – оккультный характер её практики. Основные методы достижения состояния будды в Ваджраяне – это йогическая практика в сочетании с магией. Последователи Ваджраяны считают, в отличие от остальных направлений буддизма, что человек может достичь просветления всего за одну жизнь с помощью своей личной мантры (сакрального сочетания звуков) и следованию наставлениям своего учителя.

Ваджраяну считают самостоятельным течением в основном в регионах её наибольшего распространения - Тибете, Непале и Монголии. Оккультный характер этого направления буддизма как раз и объясняется синтезом классической Махаяны с древними верованиями Тибета и Монголии.

Иногда выделяется ещё и четвёртое направления буддизма – Хинаьяна (Малая Колесница). Но, на самом деле, Хинаяна вовсе не является полноценным направлением буддизма. Это всего лишь термин, придуманный последователями Махаяны для обозначения всех школ, отличных от их собственной.

Изначально в буддизме существовало огромное множество школ и направлений. До наших дней сохранились только три выше перечисленных, вытеснив собой более мелкие школы и распространившись по всем уголкам Азии, образовав там многочисленные разветвления.


Четыре Благородные Истины – это 4 принципа буддизма, провозглашенные Буддой и позволяющие достичь нирваны.

Истина о страдании.

Этот принцип утверждает, что человек страдает не только когда ему плохо, но и когда хорошо. Страдания, как таковые, делятся на три категории:

  1. Страдания телесные – рождение, болезни, старость, смерть;
  2. Страдания чувственные – разъединение с любимыми, принуждение к жизни с нелюбимыми, несвобода;
  3. Страдания абстрактные – непостоянство мира, наличие страданий в мире, разочарование в достигнутых целях.

Страдают все – люди, животные и даже боги, которые тоже умирают и рождаются. Согласно первому принципу буддизма, страдание абсолютно.

Истина о причине страданий.

Этот принцип можно назвать коротко и всеобъемлюще – карма. Придавая малейшему жизненному аспекту (положительному или отрицательному) хоть какую-то значимость, человек испытывает к нему привязанность, которая неизбежно является причиной следующего рождения. В основе любой привязанности лежит желание – желая что-то иметь, человек сосредотачивается на этом желании, желая что-то не иметь, человек, опять-таки, сосредотачивается на этом желании. Попадая в зависимость от собственных желаний, люди перерождаются снова и снова, бесконечно испытывая страдания при этом. И только отсутствие желаний дает избавление от страданий.

Истина о прекращении страданий.

Третий принцип буддизма говорит о том, каким образом можно избавиться от страданий, о контроле над ними. Человек, овладевший своими желаниями и привязанностями, в дальнейшем сможет полностью отрешиться от них и достигнуть состояния, где страдание отсутствует как таковое, то есть, нирваны.

Истина о Пути.

Четвертый принцип является конкретной духовной практикой, называющейся Благородным восьмеричным путем. Этот путь, состоящий из трех этапов, ведет к полному избавлению от любых зависимостей, а значит и от страданий.

Фигурка Будды

Из трех мировых религий буддизм — самое древнее вероучение: ему более 2,5 тысяч лет. Его принципы и воззрения органично воспринимаются новыми поколениями. Идеи буддизма присутствуют во многих современных системах самосовершенствования, далеких от религии. Кратко рассмотрим, в чем притягательность ценностей этого учения.

Основные принципы и уроки буддизма

За века и тысячелетия существования религиозно-философского учения в его рамках сформировались основы морали и нравственности. Они составляют общечеловеческие ценности, не утратившие актуальности и для современного человека.

Правила буддизма

В основу этики буддизма положены 5 обетов (правил), общих для всех направлений учения:

  1. Запрет на причинение вреда всем живым существам. Прямо запрещаются убийства, в том числе смертная казнь, эвтаназия, аборты. Как продолжение этого завета, культивируются доброта, сострадание, благожелательность.
  2. Запрещается воровство. Приветствуется проявление щедрости и самоотверженность.
  3. Прелюбодеяние запрещается во всех формах. Буддисты призывают формировать сексуальную ответственность, приверженность долгосрочным обязательствам.
  4. Порицаются лживые высказывания, оскорбления, ругань, сплетни. Последователи учения призывают воспитывать в себе такие качества, как честность и надежность.
  5. Буддизм осуждает любые формы опьянения — алкоголь, наркотики и пр.

Аристотель: биография, чем известен, цитаты и афоризмы

Таким образом, этика буддизма основывается на принципах умеренности и благожелательности к миру (нельзя наносить вред никому и ничему). В ней приветствуется развитие чистых и благородных качеств, которые очищают разум и ведут к просветлению.

Позолоченная статуя Будды

Направления буддизма: Pixabay

Чему учит буддизм?

Учение Будды основано не на вере, а на многогранном опыте. Оно совершенствовалось многими последователями, создавшими тысячи трудов. В результате сложилась этика буддизма, которой руководствуются миллионы людей на планете в повседневной жизни.

Есть некоторые правила, которые имеют практическое значение не только для приверженцев этого учения:

  • Будьте благодарны за все, что происходит в вашей жизни. Хорошие явления делают нас счастливее, плохие приносят опыт, чему-то учат. Благодарность притягивает радость, любовь, здоровье и процветание.
  • Умейте прощать. Обиды травят душу, мешают жить. Освобождение от них приносит душевный покой.
  • Никто не появляется в вашей жизни случайно. Каждый человек возник с какой-то целью, но вам решать, принимать его урок или отвергнуть.
  • Верьте, что в самые тяжелые времена Вселенная придет на помощь. Человеку не будет дано больше испытаний, чем он сможет вынести.
  • Решайте проблемы через их осознание. Не загоняйте их внутрь — смотрите правде в глаза. Буддизм учит, как принять страхи и слабости, пройти через них, чтобы избавиться.
  • Делитесь любовью, мудростью, талантом. Все, что отдаете, к вам вернется. Отдаете хорошее — получите в ответ много прекрасного.
  • Достижение совершенства, перфекционизм — иллюзия. Расслабьтесь и позвольте себе делать ошибки, будьте счастливы независимо от результата своих усилий.
  • Живите настоящим, а из прошлого выносите уроки. О будущем мечтайте без фанатизма, но помните, что счастье здесь и сейчас.
  • Живите среди тех, кто вас любит и поддерживает. Не тратьте жизнь на тех, кто в вас не верит.
  • Берите от природы и окружающего мира энергию и все, что требуется для здоровья. Это просто и доступно всем.
  • Не принимайте все слишком близко к сердцу, позже пожалеете о своих страданиях, которые того не стоили.

Боги Древнего Египта: список, описание и их значение

Человеку свойственно стремление к лучшему, он ищет пути развития и совершенствования. Философия буддизма дала многое современным системам саморазвития. Она предлагает понятные принципы и правила, которые изменяют жизнь человека и его взаимоотношение с миром в лучшую сторону.

Буддизм – религия очень разноречивая, имеющая, как и большинство религий Востока, большое число вариаций. Уже в первые столетия своего существования в результате сложных политико-религиозных процессов он распался на множество сект. Попытки преодолеть разногласия в V – III веках до нашей эры успехом не увенчались, и сегодня существует несколько основных направлений этой религии. Суть разногласий сводится к нескольким основным вопросам:

– Кто был Будда и каков его статус?

– Кто может достичь нирваны?

– Какова роль и каков статус священнослужителей?

Кроме того, существует целый ряд философско-религиозных тонкостей, актуальных для буддистского мировоззрения, связанных с понятиями кармы, отношениями сансары (самсары) и нирваны – опорных в буддизме. Сейчас от этих тонкостей мы вынуждены абстрагироваться, заметим лишь, что расхождения между течениями весьма велики.

И сегодня существует довольно большое число буддийских школ, из которых наиболее авторитетны три: хинаяна, махаяна и ваджраяна (ламаизм).

В буквальном переводе это значит «узкая колесница», «широкая колесница» и «алмазная колесница». Образ колесницы не случаен, это метафора пути, движения. Одна из универсальных метафор мировой культуры, можно вспомнить хотя бы знаменитую гоголевскую птицу-тройку, олицетворяющую путь России.

Хинаяна (узкая колесница) – наиболее ортодоксальное направление, тесно связанное с ранним буддизмом. В широком смысле слова хинаяна – это любое учение, отличное от махаяны. Однако часто под ней понимается именно ортодоксальный буддизм, и тогда хинаяна признается синонимом «тхеравады» – собственно следованию заветам Будды. Относительно корректности такого отождествления среди специалистов ведутся споры, от которых лучше абстрагироваться, не будучи глубоким знатоком древнеиндийской культуры. В любом случае, по этому учению, Будда не Бог, а человек, указавший путь к спасению. Нирвана недоступна мирянам, она открывается лишь монахам-отшельникам, порвавшим с миром. Поскольку цель существования – освободиться от пут мира, монахи не должны принимать участия в мирских делах. Соответственно, социальная роль церкви невелика. Персонифицированного Бога в хинаяне нет, Будда не является ничьим пророком, он чтится как великий мудрец. В хинаяне осуждается идолопоклонничество, центр тяжести перенесен на духовное совершенствование. Это учение исторически наиболее древнее, оно существует и сегодня, однако с течением времени уступает свои позиции двум другим – более «религиозным» в обычном смысле слова.

Махаяна (широкая колесница) сформировалась еще до нашей эры, и сегодня одна из наиболее распространенных ветвей буддизма. Идеи классического буддизма в махаяне значительно деформированы и мифологизированы. Махаяна почитает Будду Богом, соответственно, существует множество обрядов, связанных с почитанием этого божества. Божественная сущность Будды проявляется по-разному, в частности, мировые законы (точнее, Мировой Закон, понимаемый как совокупность всех принципов мироустройства) считаются «телом Будды». Махаяна гораздо более социализованна, общественная деятельность признается одним из залогов достижения нирваны. В частности, в махаяне разработано учение о бодхисатвах – праведниках (не обязательно монахах), которые уже способны войти в нирвану, но не делают этого, чтобы помочь другим людям понять истину. Культ бодхисатв в махаяне развит очень сильно.

Совершенно иначе понимается роль церкви и культовой деятельности. Храмы становятся неотъемлемой частью социальной жизни, статус священнослужителя резко повышается. Другими словами, в махаяне происходит увеличение роли сверхъестественного, признается возможность спасения для всех и каждого, канонизируется буддийский пантеон, разрабатываются красочные ритуалы. Философская глубина и определенный пессимизм раннего буддизма отчасти нивелируются. Махаяна больше соответствовала чаяниям народов Азии, что и превратило это течение буддизма в массовую религию за пределами Индии.

Ваджраяна (Ламаизм) – еще более далекое от раннего буддизма течение, усилившее религиозно-культовые элементы махаяны. Ламаизм сформировался позднее, после V века нашей эры. Само слово «ламаизм» принадлежит европейцам Нового времени, пораженным ролью и авторитетом священнослужителей (лам) в этих культурах. Это направление ещё больше связывало буддизм с возможностями конкретной личности. Постепенному накоплению заслуг, характерному для Махаяны, противопоставлялась мгновенная, подобная молнии, реализация природы Будды в течение этой жизни. Для этого озарения нужны специальные обряды и главное – опытный наставник, поскольку передача знаний идет «от посвященного к посвящаемому». Отсюда и поразивший европейцев культ лам. В этом варианте буддизма считается, что именно в ламах сущность Будды выражена с наибольшей полнотой, поэтому они несут на себе печать Бога и почитаются как божество.

В ламаизме, в отличие от других форм буддизма, существует культ тела.

Если в раннем буддизме, да и в Махаяне, тело считалось символом страстей, то есть тело необходимо «преодолеть», то ламаизм ставит тело в центр своей религиозной практики, считая, что в нём заключена высшая духовность. Тело человека соединяет в себе абсолютное и относительное, самсару и нирвану. Специальной ритуальной практикой можно открыть присутствие Будды в теле каждого человека.

В конце первого тысячелетия нашей эры ваджраяна была самым популярным течением буддизма, однако удержать позиции этой религии не удалось. Сегодня ламаизм характерен для Тибета (отсюда еще одно название – тибетский буддизм), для Монголии и генетически связанных с Монголией народов России.

Оригинальной ветвью буддизма стал так называемый «дзэн-буддизм», распространенный в Китае, Корее, Вьетнаме и Японии. Дзэн-буддизм в какой-то степени синтезирует классический буддизм с традиционными ценностями Востока. Само слово «дзэн», не имеющее однозначного перевода, семантически связано с отрешением, созерцанием, самопогружением. Дзэн стремится растворить человека в мироздании, преодолеть границу «Я» и мира. Изменять нужно не вещи, а себя и свое отношение к миру. Об этом настойчиво говорят притчи и афоризмы учителей дзэн: «Если вы понимаете смысл происходящего, вещи остаются такими же, какие они есть. Если не понимаете – вещи остаются все теми же». Однако, нисколько не изменившись внешне, мир становится другим для человека. Эту формулу дзэн невозможно объяснить логически, но в первом приближении ее можно прояснить метафорой. Представьте, что вы любите какого-то человека. Внешне он тот же, что и без вашей любви, но для вас он другой. Само созерцание его приносит радость и смысл. А если вы смогли принять и полюбить все в этом мире? Мир остался тем же, но он стал другим. Вот ответ одного из учителей дзэн: «До того, как я тридцать лет изучал Дзен, я видел горы как горы и реки как реки. Затем, когда я приблизился к пониманию, я научился видеть, что горы – это не горы, а реки – это не реки. Но теперь, когда я постиг саму суть, я спокоен. Просто я снова вижу, что горы – это горы, а реки – это реки».

Впрочем, использованная мной метафора любви тоже условна. Европейски понятая любовь не эквивалентна просветлению. Объяснить дзэн нельзя. Согласно этому учению, человека ничему нельзя научить. Каждый постигает мир сам, можно лишь указать путь. Для этого, кроме всего прочего, разрабатываются специальные техники самопогружения. Однако главное – увидеть все во всем, непосредственно ощутить единство себя и мира. Отсюда многочисленные притчи, показывающие глубину простого:

– В чём заключается основной принцип буддизма?

– Подожди, – сказал Суйби. – Когда мы останемся одни, я тебе скажу.

Через некоторое время Сэйкэй снова обратился к нему:

– Ну вот теперь мы одни, умоляю тебя, объясни.

Суйби встал и повёл сгорающего от нетерпения Сэйкея в бамбуковую рощу, но так ничего и не сказал, а когда последний настоятельно потребовал ответа, он шёпотом промолвил:

– Какие высокие эти деревья, и какие маленькие те, вон там.

Учитель и ученик видят одно и то же, но по-разному. Мудр тот, кто научится видеть величие, гармонию и чудо мира в самых простых вещах:

Как удивительно это, как таинственно! Я подношу дрова, я таскаю воду.

В последние десятилетия идеи дзэн-буддизма стали очень популярными и на Западе, однако, лишенные социокультурной почвы, они зачастую сводятся лишь к имитирующим дзэн техникам. В то же время на Востоке дзэн – живая религия, органично связанная с восточным менталитетом.


Как известно, сколько людей, столько и мнений. Именно благодаря этому разнообразию мнений каждая религия со временем разделяется на разновидности и течения. Не обошел этот удел и такую религиозную традицию как буддизм. Эта древняя индийская религия ещё в самом начале своего существования разделилась на множество направлений, из которых впоследствии выделились три основных: Махаяна, Тхеравада и Ваджраяна.

Первое из них, - Махаяна или Великая Колесница, считается самым распространённым течением в буддизме. В центре этого направления буддизма стоит понятие «Бодхисаттвы», - существа, которое благодаря огромной череде своих перерождений, в конце концов, достигло нирваны, но отказалось от неё ради возвращения в мир сансары и освобождения от страданий всех остальных живых существ. Таким образом, в Махаяне как направлении буддизма главный акцент ставится не на индивидуальном спасении от круговорота смерти-рождения, а в бесконечном сострадании ко всем созданиям, отягощённым кармой. По своей сути это направление буддизма является сводом правил для человека, вставшего на путь, ведущий к состоянию Бодхисаттвы.

Направление буддизма Махаяна смогло объединить в себе ранние доктрины буддизма с более поздними влияниями других восточных философий. Благодаря такому плюрализму и демократичности Махаяна впоследствии развивалась во многих направлениях, среди которых можно назвать тибетский, корейский, японский и китайский буддизм. В общей сложности Махаяна как направление буддизма насчитывает приблизительно 600 миллионов последователей.

Бодхисаттва может достичь нирваны, но отказаться от неё ради спасения других

Следующее направление буддизма, - Тхеравада, зародилось ещё во времена Будды. Оно единственное из всех ранних школ буддизма, которое смогло сохраниться до наших дней. Тхеравада отличается от предыдущего направления в основном своей консервативностью и исповедованием первичных принципов буддизма, провозглашенных самим Гаутамой. Тхеравада или Учение Старейшин характеризуется рационализмом и стремлением к полному освобождению от заблуждений. В этом направлении буддизма понятие Бодхисаттвы сильно отличается от аналогичного в Махаяне и подразумевает не высшее просветлённое существо, а лишь человека, практикующего Дхарму (духовный путь буддиста). В наше время Тхеравада наиболее распространена на Шри-Ланке, в Таиланде, Лаосе и Камбожде.

Также среди направлений буддизма выделяют Ваджраяну или Алмазную Колесницу. Это течение ещё называют тантрическим буддизмом. Главная особенность Ваджраяны – оккультный характер её практики. Основные методы достижения состояния будды в Ваджраяне – это йогическая практика в сочетании с магией. Последователи Ваджраяны считают, в отличие от остальных направлений буддизма, что человек может достичь просветления всего за одну жизнь с помощью своей личной мантры (сакрального сочетания звуков) и следованию наставлениям своего учителя.

Ваджраяну считают самостоятельным течением в основном в регионах её наибольшего распространения - Тибете, Непале и Монголии. Оккультный характер этого направления буддизма как раз и объясняется синтезом классической Махаяны с древними верованиями Тибета и Монголии.

Иногда выделяется ещё и четвёртое направления буддизма – Хинаьяна (Малая Колесница). Но, на самом деле, Хинаяна вовсе не является полноценным направлением буддизма. Это всего лишь термин, придуманный последователями Махаяны для обозначения всех школ, отличных от их собственной.

Изначально в буддизме существовало огромное множество школ и направлений. До наших дней сохранились только три выше перечисленных, вытеснив собой более мелкие школы и распространившись по всем уголкам Азии, образовав там многочисленные разветвления.


Четыре Благородные Истины – это 4 принципа буддизма, провозглашенные Буддой и позволяющие достичь нирваны.

Истина о страдании.

Этот принцип утверждает, что человек страдает не только когда ему плохо, но и когда хорошо. Страдания, как таковые, делятся на три категории:

  1. Страдания телесные – рождение, болезни, старость, смерть;
  2. Страдания чувственные – разъединение с любимыми, принуждение к жизни с нелюбимыми, несвобода;
  3. Страдания абстрактные – непостоянство мира, наличие страданий в мире, разочарование в достигнутых целях.

Страдают все – люди, животные и даже боги, которые тоже умирают и рождаются. Согласно первому принципу буддизма, страдание абсолютно.

Истина о причине страданий.

Этот принцип можно назвать коротко и всеобъемлюще – карма. Придавая малейшему жизненному аспекту (положительному или отрицательному) хоть какую-то значимость, человек испытывает к нему привязанность, которая неизбежно является причиной следующего рождения. В основе любой привязанности лежит желание – желая что-то иметь, человек сосредотачивается на этом желании, желая что-то не иметь, человек, опять-таки, сосредотачивается на этом желании. Попадая в зависимость от собственных желаний, люди перерождаются снова и снова, бесконечно испытывая страдания при этом. И только отсутствие желаний дает избавление от страданий.

Истина о прекращении страданий.

Третий принцип буддизма говорит о том, каким образом можно избавиться от страданий, о контроле над ними. Человек, овладевший своими желаниями и привязанностями, в дальнейшем сможет полностью отрешиться от них и достигнуть состояния, где страдание отсутствует как таковое, то есть, нирваны.

Истина о Пути.

Четвертый принцип является конкретной духовной практикой, называющейся Благородным восьмеричным путем. Этот путь, состоящий из трех этапов, ведет к полному избавлению от любых зависимостей, а значит и от страданий.

Буддизм наравне с исламом и христианством считается мировой религией. Это означает, что ее не определяют по этническому признаку ее последователей. Исповедовать ее можно любому человеку независимо от его расы, национальности и места проживания. В статье мы рассмотрим кратко основные идеи буддизма.


Краткое изложение идей и философии буддизма
Содержание
Кратко об истории возникновения буддизма
Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.


Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис.

Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения. Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений. Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми. Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.

Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Родился он в 560 году до н.э. в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью. И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть.

Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников. Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения. Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.


Краткая история возникновения буддизма
Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос.


После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.

Основные понятия и идеи буддизма
Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды. Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей. Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.

Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма
Есть понятие дукхи (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания). Каждый человек находится под влиянием дукхи в большей или меньшей степени.
У дукхи всегда есть причина, которая способствует появлению зависимости – алчность, тщеславие, похоть и др.
От зависимости и страдания можно избавиться.
Полностью освободиться от дукхи можно благодаря пути, ведущему к нирване.
Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни.

В буддизме выделяют три драгоценности
Будда – им может быть как сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления.
Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.
Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.

Чтобы достигнуть всех трех драгоценностей, буддисты прибегают к борьбе с тремя ядами:

отстранение от истины бытия и неведения;
желания и страсти, способствующие возникновению страданий;
несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас.
Согласно идеям буддизма, каждый человек испытывает и телесные, и душевные страдания. Болезни, смерть и даже рождение являются страданием. Но такое состояние противоестественно, поэтому от него нужно избавляться.

Кратко о философии буддизма
Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – это философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.

В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.

В буддизме есть основные истины, открытые Буддой
Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.
Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.
Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.
Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.

Комплекс буддийских храмов
Восьмеричный путь спасения предполагает:

правильное понимание – первое, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);
правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;
правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
правильные помыслы – главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.
Первые две ступени называются праджня и предполагают этап достижения мудрости. Три последующие – регулирование нравственности и правильного поведения (шила). Оставшиеся три ступени олицетворяют дисциплину ума (самадха).

Направления буддизма
Самые первые, кто поддержал учение Будды, стали собираться в уединенном месте на тот период, пока шли дожди. Так как они отказывались от любой собственности, их прозвали бхикша – «нищие». Они брили голову наголо, облачались в лохмотья (в основном желтого цвета) и переходили с места на место.
Их жизнь была необычайно аскетична. В дожди они прятались в пещерах. Их хоронили обычно там, где они обитали, а на месте их могил сооружали ступу (строения-склепы куполообразной формы). Их входы делали глухо замурованными и вокруг ступ сооружали строения различного предназначения.
После смерти Будды состоялся созыв его последователей, которые канонизировали учение. Но периодом наибольшего расцвета буддизма можно считать время правления императора Ашоки – III в. до н.э.
Можно выделить три основные философские школы буддизма, сформировавшиеся в разные периоды существования учения:
Хинаяна. Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая, культовые скульптуры, иконы. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни.
Махаяна. Даже мирянин (конечно, если он благочестив), наравне с монахом может достичь спасения. Появляется институт бодхисатв, являющихся святыми, которые помогают людям на пути их спасения. Также появляется понятие рая, пантеон святых, изображения будд и бодхисатв.
Ваджраяна. Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания и медитации.
Итак, философия буддизма заключается в том, что жизнь человека – страдание и нужно стремиться избавиться от него. Это учение продолжает уверенно распространяться по планете, завоевывая все больше сторонников.
Представление о Боге в буддизме
Что такое Джайнизм? Философия и краткое описание религии
О природе сострадания и его месте в Учении Будды
Принятие прибежища в Трёх Драгоценностях
Индуизм – разбираемся в истории, основных принципах и течениях религии
Топ 9 самых влиятельных религий на территории Индии

Главное о буддизме

Буддизм возник в Древней Индии в середине I тысячелетия до нашей эры. Его появление связывают с именем принца Сиддхартхи Гаутамы. До 30 лет он жил безмятежно и был потрясен, увидев горе, нужды и смерть людей. Принц стал аскетом, наблюдал за своим сознанием и духовным миром, медитировал, в результате чего достиг просветления — стал Буддой. С 35 лет он стал проповедовать новое учение.

Несколько веков учение Будды существовало в устных преданиях. Только в I веке до н. э. его впервые записали на пальмовых листьях. С тех пор приверженцы этой религиозной системы создали множество трудов, которые стали основой этики буддизма.

Формула восточной красоты: как омолодить лицо за 15 минут

Что такое буддизм?

Буддизм в целом рассматривается как религиозно–философское учение, его определяют как:

  • религию;
  • философию;
  • этическое учение;
  • культурную традицию.

Будда утверждал, что каждый человек своими усилиями может стать просветленным и частью божественной сущности. Поэтому последователи не наделяли своего учителя сверхъестественными чертами, не обожествляли. В самом учении отрицается существование Бога-творца и вечной души. В этом существенное отличие буддизма от возникших позже христианства и ислама.

Известный ученый-религиовед, буддолог Евгений Торчинов объясняет, что буддизм стал мировой религией, потому что переступил границы и распространился среди сотен миллионов жителей планеты, его духом пронизана вся культура Востока.

Фигурка медитирующего человека

Медитация — путь к просветлению разума: Pxhere

Суть и философия буддизма

Будда утверждал, что понимание жизни пришло к нему не как божественное откровение, а стало результатом размышлений. Его интересовало, почему жизнь людей так тяжела и есть ли возможность избавления от этого.

Прагматизм — это хорошо или плохо и в чем его суть

В чем заключается философия буддизма? Будда сформулировал 4 постулата учения:

  1. Мир полон страданий и несовершенства. Человек существует в условиях страха, тревожности, непостоянства. Они искажают реальность, поэтому следует постигнуть причину страданий, чтобы найти путь избавления от них.
  2. Источник страданий человека Будда находит в желаниях и страстях, в жажде жизни и чувственных удовольствиях, которые одолевают людей. Эти страсти заставляют вращаться колесо жизни по кругу рождений и смертей.
  3. Есть возможность вырваться из этого круговорота, чтобы прекратить страдания. Это путь преодоления страстей, путь просветления. Высшая цель этого пути — достижение нирваны (состояния блаженного небытия).
  4. Будда определил, как идти к этой цели. Он описал путь спасения, который состоит из 8 этапов, в том числе:

Медитация для начинающих в домашних условиях

  • соблюдение этических норм;
  • постижение мудрости;
  • медитации и др.

Другое название пути — срединный, то есть равноудаленный как от аскетизма, так и от удовольствий.

Авторитетный учитель буддизма, знаток традиций Кьябгон Тралег в книге «Сущность буддизма» считает ошибочным утверждение о том, что учение стремится искоренить желания. Речь в буддизме идет о том, чтобы преодолевать избыточные, чрезмерные их формы.

Направления и школы буддизма, современные формы

Буддизм распространился в Юго-Восточной и Средней Азии, на Дальнем Востоке, в Японии и Тибете. Везде сохранялась основополагающая вера в «три драгоценности» — Будду, его учение и монашескую общину.

Ряды людей в оранжевых одеждах

Основные идеи буддизма: Pixabay

В результате распространения вероучения еще в древности возникли его разновидности. Какие есть направления буддизма? Главные из них:

Традиционное обучение: как воспитать ребенка и не покалечить психику

  1. Хинаяна — направление, которое возникло в III веке до н. э. Его сторонники идеализировали монашескую жизнь, считали, что никто не может помочь человеку на пути спасения, что это возможно сделать, только приложив собственные усилия.
  2. Направление махаяна зародилось позже, в I веке н. э. В нем преобладало мнение, что миряне в благочестии могут сравняться с монашеством, а помощь на пути спасения им окажут святые.
  3. Внутри махаяны в V веке возникло тантрическое направление — ваджраяна. В нем главным средством достижения просветления считались тайные мантры.

В современном буддизме направление тхеравада сохраняет «учение старейшин» раннего периода. В тибетской и дальневосточной школах преобладают идеи махаяны.

Высокая мода: что это такое, тренды 2021 года

В США и Западной Европе в начале ХХ века учение распространилось в виде дзен-буддизма. Современный исследователь Н. Кузнецова отмечает, что его сторонники — это преимущественно интеллектуалы. Для них приоритетным стало достижение контроля разума над телом, медитация и йога. Наблюдается своеобразная американизация буддизма — создаются дзен-центры, коммуны молодежи и студентов.

Читайте также: