Xenoblade chronicles 3ds обзор

Обновлено: 03.07.2024

Оригинал вышел почти десять лет назад, но за это время устареть не успел, особенно если учитывать нововведения ремастера. Во многом это связано с основной идеей игры – мир здесь возник на телах Биониса и Мехониса, двух титанов, которые погибли во время ожесточённой битвы и стали пристанищами для новых форм жизни. На останках Биониса живут хомы, человекоподобные существа, в том числе главный герой и его помощники. Мехонис же – место обитания мехонов, бездушных машин, которым спокойно не живётся и хочется уничтожить хомов.

Протагонист по имени Шулк изучает в своей лаборатории загадочный меч Монадо, чей предыдущий владелец использовал его в борьбе с мехонами. Внезапная атака машин на поселение вынуждает Шулка взять меч в свои руки и использовать его в сражении – парню даже удаётся использовать уникальную особенность оружия. Оно позволяет герою видеть будущее, которое тот способен изменить. К примеру, если в его видении кто-то погибает, Шулк старается предотвратить трагедию – отправляется на показанное место и спасает потенциальную жертву. Или ничего не может сделать.

Xenoblade Chronicles: Definitive Edition обзор игры

Одна и та же броня на разных персонажах выглядит по-разному. При желании можно задать определённый внешний вид экипировки, который не будет меняться при смене одежды.

Столь необычная идея выглядит оригинально и сегодня. Xenoblade Chronicles – захватывающая история, в которой идеально выдержан баланс между серьёзностью и юмором. Хотя к финалу главный герой добирается часов за 70, время пролетает незаметно – вроде бы только проснулся и начал проходить, как уже наступил вечер. Вселенная отлично погружает в себя, диалоги не кажутся перегруженными, а обновлённый интерфейс не так давит на мозги, как это было в версии для Wii. К персонажам привязываешься, всегда интересно, что будет дальше, а классных сюжетных поворотов тут полно.

Грандиозные масштабы можно увидеть не только в сюжете, но и в окружении. Многие локации здесь – огромные территории, которые с улучшенной графикой захватывают дух так же, как делали это десять лет назад. Конечно, ремастер не выглядит как современные RPG, но даже растянутые местами текстуры не привлекают к себе внимания. Когда видишь красивые водопады, загадочные тёмные пещеры, равнины с ручейками, через которые перекинута пара нерукотворных мостиков, а также наблюдаешь за прогуливающимися или летающими существами самых разных видов, думать о графических недочётах некогда – хочется восхищаться дизайном и делать скриншоты.

Xenoblade Chronicles: Definitive Edition обзор игры

Красивых мест очень много, и все они различаются: то это джунгли с динозаврами, то ядовитые болота, то жуткие пещеры с летучими мышами и пауками.

Потому и исследовать мир увлекательно, и игра достаточно награждает за это, не ограничиваясь одними лишь роскошными видами. Здесь несколько сотен побочных заданий. Качественными назвать их трудно – чаще всего просто находишь на карте восклицательный знак, берёшь квест и даже не читаешь, что там пишут. Зато выполняются они параллельно тому, чем занимаешься по сюжету. Если надо убить пять животных, они будут указаны на мини-карте. Если надо найти три материала, их точно так же укажут в интерфейсе. Пока бежишь от одного основного задания к другому, выполняешь пачку дополнительных, а за это и опыт дают, и другие бонусы. Главный плюс «побочек» – подавляющее большинство выполняются автоматически, без необходимости возвращаться к выдавшему их персонажу.

Каждая локация усыпана точками быстрого перемещения, а прыжки между ними занимают долю секунды в пределах каждого региона. Попутно заполняешь раздел в меню с уникальными для каждой области коллекционными предметами (за что тоже дают ценные подарки), сражаешься с сильными монстрами ради полезных трофеев, находишь секретные закоулки. Какие-то существа появляются лишь днём, других отыщешь только ночью, третьи вообще вылезают лишь во время дождя (менять время суток позволяют в любой момент в меню). Мир кажется живым, всё в нём происходит без участия игрока. Масштабами Xenoblade Chronicles напоминает MMORPG, в которую ни разу не скучно играть в одиночку.

В постоянном движении

Драться приходится часто – какие-то существа игнорируют игрока и атакуют, только если тот ударит первым, другие же нападают при первой возможности, о чём предупреждает значок глаза около их имени. Боевая система смотрится свежо до сих пор. Персонаж всегда атакует самостоятельно с определённой периодичностью, но в его распоряжении есть палитра особых приёмов (arts), которые либо каким-то образом влияют на оппонента, либо наносят дополнительный урон при ударе с определённой стороны – у Шулка, к примеру, есть способности, ранящие врагов сильнее, если он использует их сзади или сбоку.

Xenoblade Chronicles: Definitive Edition обзор игры

Благодаря мечу-предсказателю можно заранее узнать о существовании побочного квеста, если случайно подобрать какой-то предмет.

Чем больше урона тот или иной член отряда наносит противнику, тем выше вероятность, что тот переключит внимание на него, из-за чего бить с разных сторон станет труднее. Поэтому есть приёмы, снижающие или повышающие агрессивность монстра по отношению к какому-то персонажу.

Во время боя мы управляем лишь одним героем, но кто это будет – решает лишь игрок. Помимо главного героя есть «танк» с большим запасом здоровья и умением переключать внимание врагов на себя, оберегающий команду «хилер» и другие соратники, присоединяющиеся по сюжету. Лучше всего проходить основную кампанию за Шулка, поскольку лишь его меч наносит урон периодически встречающимся мехонам, зато выполнять побочные задания и прокачиваться можно кем угодно.

Кстати, о мече. Способность Шулка предсказывать будущее благодаря своему оружию доступна и во время сражений. Если оппонент собирается совершить мощную атаку, которая за пару секунд убьёт компаньона, Шулк это увидит и сможет подойти к напарнику, чтобы предупредить его. Либо попросит кого-то отвлечь монстра, либо предложит наложить на себя барьер, поглощающий атаки.

Таких вот тонкостей в боевой системе полно. В том числе есть поочерёдные атаки, сбивающие врагов с ног при исполнении приёмов в определённом порядке. Добавьте сюда древа навыков; возможность улучшать отношения друг с другом и получать чужие навыки; драгоценные камни, дарующие бонусы к характеристикам в бою; и многое другое – всё это не кажется нагромождением, потому и разобраться во всём хочется получше.

При поочерёдных атаках накладывать эффекты на противников заметно проще.

Так и проходят десятки часов за исследованием окружения, сражениями с монстрами и постепенной прокачкой параметров. Здесь всегда что-то происходит, пусть иногда это и не бросается в глаза. Улучшаются отношения с жителями регионов, благодаря чему они соглашаются обменяться на качественные вещи. Растёт количество валюты в карманах, что позволяет обновить гардероб в ближайшем магазине. Пока ты выполняешь собранные днём дополнительные поручения, наступает ночь и появляются новые персонажи со своими проблемами. А там и раздел с коллекционными предметами успеет пополниться, за что дадут какой-нибудь крутой драгоценный камень, увеличивающий силу или здоровье.

Больше и красивее

Если раньше проходить Xenoblade Chronicles можно было либо на телевизоре в случае с Wii, либо на 3DS с не лучшей графикой (хотя для портативной консоли это было большим достижением), то теперь выбирать что-то одно не приходится. В стационарном режиме придраться к игре трудно – всё выглядит прекрасно, а просадки кадровой частоты чрезвычайно редки. В «портативе» с fps тоже проблем не возникает, а вот скачки динамического разрешения порой всё же заметны – это не такой кошмар, каким была Xenoblade Chronicles 2, но слегка «замыленные» эпизоды встречаются. Однако если в какой-нибудь Dragon Quest XI S это не отвлекало вас от геймплея, то и тут впечатление не испортится. В целом графические улучшения пошли проекту на пользу: персонажи значительно симпатичнее, чем десять лет назад, а об окружении уже не раз было сказано выше.

Главное нововведение в переиздании для Switch – эпилог Future Connected. Он рассказывает о событиях, происходящих спустя год после финала основной игры. Запустить его можно сразу же (удобно для тех, кто уже проходил игру ранее и хочет увидеть лишь новый контент), но новичкам, конечно, притрагиваться к нему до завершения оригинала не стоит. В нём не только показывается концовка, но и возвращаются персонажи, к которым вы не будете испытывать никаких эмоций, если увидите их впервые.

Xenoblade Chronicles: Definitive Edition обзор игры

Красные восклицательные знаки на мини-карте приведут к предмету или существу, необходимому для дополнительного поручения.

Future Connected играется примерно так же, как оригинал, хотя некоторые существенные отличия здесь есть. Шулка не посещают видения в боях, древа способностей полностью исчезли, а монстры не оставляют после себя броню, одаривая в случае смерти только оружием и материалами. Из залежей минералов добываешь не ресурсы, а драгоценные камни, улучшающие характеристики экипировки. Также появились «тихие моменты» – аналоги бонусных сценок с участием персонажей из оригинала, только в этот раз они озвучены.

Прохождение эпилога занимает не более 15 часов с учётом побочных заданий, а исследовать в нём предлагают совершенно новую локацию (плечо Биониса), которой в обычной игре не было. Это огромная территория, полная секретов, не менее красивая, чем самые роскошные области оригинала. Исследовать её стоит в том числе ради того, чтобы собрать собственную армию нопонов – это раса забавных пушистых созданий, которая и в основном сюжете встречается, и в эпилоге играет большую роль. Таких нопонов здесь 12, и каждый из них просит выполнить небольшое поручение.

Когда нопон присоединяется к команде, он начинает бегать за своими новыми компаньонами и активно помогать им в бою. Нопоны из красной команды используют приёмы на урон, из синей – излечивают, а из жёлтой – накладывают на врагов негативные эффекты. Как только в вашем отряде появляются три нопона разных цветов, во время сражений становится доступна координированная атака – вы выбираете между мощным ударом по одному врагу, исцелением всего отряда и оглушением противников в округе. Всё это забавные нововведения, освежающие боевую систему, которая после сотни часов прохождения оригинала может немного утомить.

Xenoblade Chronicles: Definitive Edition обзор игры

Нопоны так и будут за вами бегать в эпилоге, если вы им поможете.
Сам же эпилог трудно назвать обязательным для ознакомления. Часть неотвеченных вопросов его создатели затронули, но без новых «хвостов» всё же не обошлось. Однако в любом случае это приятный сюрприз – в ремастер и без того гигантской игры могли ничего не добавлять, а тут аж 15 часов уникального контента и возможность провести лишнее время с Шулком и Мелией, к которым сильно привязываешься.

Ремастер Xenoblade Chronicles – прекрасная возможность ознакомиться с одной из лучших JRPG последних лет. Уникальный сеттинг и отличная история делают приключение захватывающим, а необычная боевая система глубока, но в то же время не перегружена. В переиздании интерфейс сделали более понятным, заодно предложив новую «сюжетку». Старая аудитория освежит воспоминания, а для новичков это шикарное пополнение в списке обязательных к покупке игр на Switch.

Плюсы: захватывающий сюжет; красивые, разнообразные локации, которые интересно исследовать; глубокая боевая система; улучшенный визуальный стиль по сравнению с версиями для старых консолей; улучшенный интерфейс, который сделали удобнее, и другие качественные изменения; дополнительный эпилог с новыми механиками.

Минусы: в портативном режиме изображение не всегда идеальное.

Xenoblade Chronicles X обзор игры

В середине нашего века Земля будет уничтожена из-за того, что на её орбите развяжут войну две могучие инопланетные расы. Человечество к тому времени сумеет построить множество космических ковчегов, погрузить на них каждой твари по паре, тысячи людей и эвакуироваться в поисках нового дома. Большую часть спасительной флотилии пришельцы уничтожат, но вот кораблю «Белый Кит» удастся добраться до пригодной для жизни планеты Мира. Конечно же, с некоторыми проблемами. Отсек Lifehold, где и находилось большинство пассажиров, при жёсткой посадке потеряется, значительная часть лежащих в анабиозе людей будет раскидана по джунглям и горам нового дома человечества.

При этом другой отсек «Кита», модулирующий земной город, останется в целости и сохранности, станет форпостом нашей расы и будет отправлять экспедиции на поиски товарищей среди многочисленных монстров, населяющих Миру. И одна из них через пару месяцев после приземления найдёт нашего героя, запустив приключение. Кто отправится в этот поход — решать нам. Вариантов для создания аватара тут не так много, как в Fallout 4, но сделать брутального мужика с зелёной кожей и причёской в стиле Клауда Страйфа вполне можно. В качестве озвучивающего актёра есть Адам Хауден (Adam Howden), голос Шулка из первой Xenoblade, что обязательно порадует фанатов.

Тональность истории, близкая к таким научно-фантастическим сериалам, как «Вавилон-5» или «Звёздный путь», должна прийтись по душе уже любителям Xenosaga и Xenogears. Сюжет Chronicles X вовлекает в себя различные расы, в нём есть как действительно неожиданные повороты, так и предсказуемые ходы. Он создаёт достаточно тем для обсуждения.

Но одну из главных задач японских ролевых игр история не выполняет. Речь о персонажах. Во время сценок действующие лица выглядят как куклы, их характеры намечены очень схематично, их диалоги не жизненны. Запоминаются разве что комические герои вроде Тацу, местного представителя традиционной для вселенной Xenoblade расы нопон, но юмор тут однообразный. Плюс заметная часть всего интересного раскрывается в побочных миссиях. Основная же линия — всего лишь тонкий пунктир в этой саге.

Xenoblade Chronicles X обзор игры

Дальность прорисовки приличная, но монстры иногда «сваливаются на голову».

Пролетая над гнездом стометровой кукушки

По масштабу Xenoblade Chronicles X готова биться с кем угодно — настолько огромный здесь мир. Даже Праймордия, первая локация, доступная для исследования, вместе с нашим городом тянут на полноценную карту для скромного 30-часового приключения. Но это лишь две из шести уникальных зон и только половина первого из двух континентов Миры. Помимо равнин и гор Праймордии герои увидят джунгли с многочисленными гигантскими растениями и водопадами, каменистое плато с разбросанными повсюду древними постройками и артефактами, пустыню, покрытую плотным туманом, и странный вулканический регион. География поначалу поражает — можно бегать часами, открывая новые закоулочки и встречая агрессивных зверей. Сражаться со всеми подряд не получится — сильные животные, убивающие героя одним ударом, живут бок о бок со слабенькими жучками или кабанами.

Пейзажи заставляют постоянно делать скриншоты, особенно во время заката, дождя или на фоне усыпанного звёздами неба. Отмечу, что погодные эффекты влияют на возможности героев в битвах. Дизайн животных и качество их исполнения — на ступень выше того, как выглядят люди и их жилые кварталы. Фауна разнообразна — есть тут похожие на лисицу фенек звери с просто гигантскими ушами, огромные травоядные динозавры, чьи лапы в несколько раз больше нашего героя, насекомые, маскирующиеся под цветы, и рассекающие воздух существа, определить род и вид которых очень сложно. Открытый мир создаёт такой «вау»-эффект, что не сразу разбираешься, чем же среди всех красот можно заняться.

Тут Chronicles X предлагает уже не так много. Прежде всего, мы исследуем разбитую на шестиугольники карту, устанавливая в определённых точках зонды. Они добывают сразу две валюты: кредиты и мираний, ископаемое, используемое для технических разработок и в качестве горючего. Зонды одного типа стоит соединять в цепочки, чтобы увеличивать добычу. А позднее они помогут вам в бою. В тех шестиугольниках, где зондов нет, на карте можно выполнять миссии. И вот с ними связана одна из самых печальных деталей эпопеи.

Xenoblade Chronicles X обзор игры

Мелодия Тацу надолго запомнится, а вот отдельные рэп-композиции могут раздражать.

Миссия неинтересна

Миссии могут проходить в стиле «иди не знаю куда». Создав гигантский мир, авторы решили не разжёвывать каждую мелочь — пусть игрок сам догадывается, что, где и когда. Например, для получения сюжетной задачи часто нужно выполнить ту или иную побочную миссию. Только вот где её взять, поймите сами. Или от вас требуют собрать предметы, указав только регион расположения. При этом все вещи выглядят как одинаковые кристаллы — можно провести не один час, бегая туда-сюда без прогресса. Если не хотите проводить часы в поисках и обдумывании, можно обратиться к электронной инструкции, но она не всегда спасает.

Кроме дюжины сюжетных заданий, открывающихся по праздникам, есть ещё три типа поручений. Это «нормальные» (normal missions) — их получаешь от людей, и заключаются они в основном в поиске предметов или убийстве монстров. Есть миссии «сближения» (affinity missions) — они раскрывают отношения между персонажами и позволяют получать новых героев. И «базовые» (basic missions) — те, что дают в административном центре города; они требуют поговорить с кем-то, убить кого-то или собрать что-то. Как видите, перед нами совершенно MMO-подобная структура подачи материала. Никаких нестандартных механик больше не ждите. Иногда на карте встречаются пещеры с монстрами или просто звери-тираны особой мощи, но это всё те же битвы…

Сетевой режим мог бы пригодиться, но он тут ограничен. Можно в любое время поиграть вчетвером, с друзьями или случайными людьми, но только в отдельный тип миссий — squad, которые никак не связаны с основной кампанией и лишь приносят полезные вещи. Ещё можно нанимать чужих аватаров, и вашего тоже могут нанять, но это уже совсем «асинхронный мультиплеер».

Вот разве что роботы, они же скеллы, выведенные на обложку и заставочную картинку, вносят разнообразие во всё это неизобретательное раздолье. Но начнут они это делать минимум через 25 — 30 часов, даже если просто бежать по сюжету. Из кокпита многометрового трансформера мир сразу кажется меньше, горы — ниже, многих противников можно просто давить, а нападать решаются только самые сильные. Обратная сторона всемогущества — с уменьшением масштаба пропадает и часть очарования экспедиций в потаённые уголки мира. К счастью, чтобы совсем не убивать исследовательский пыл, летать на скелле вам позволят лишь после трёх четвертей сюжета.

Xenoblade Chronicles X обзор игры

Герой очень часто проходит сквозь движущиеся объекты, что смазывает впечатления.

Расширение пространства классовой борьбы

Конечно, следует описать многочисленные механики, обязательные для любой JRPG. Но здесь их настолько много, что рассказывать про всё — только вызывать зевоту и раздувать текст до неприличия.

Прежде всего — сама ролевая система. По ходу действия главный герой набирает пачку товарищей, трое из них могут путешествовать с ним. Управляем мы только аватаром, и только у аватара можно сменить Division в организации BLADE — местном спецназе, в который вступает персонаж. Division — это ваша профессия. В любое время можно стать исследователем, бойцом, биологом-куратором и ещё кое-кем — всего тут восемь вариантов карьеры, влияющих на получаемые задачи (не сюжетные!) и действия, за счёт чего персонаж «прокачивается» быстрее. Вне зависимости от выбора можно развивать то или иное «полевое умение». Но так как придётся устанавливать много зондов, важнее всего будет умение работать с механическими артефактами на карте.

Параллельно профессии существует класс вашего воина — и вот его уже можно менять не только себе, но и товарищам. Здесь присутствует небольшое древо развития и работает классификация в битвах. Эта механика определяет, будет ли персонаж «танком», бойцом или вспомогательным солдатом. Заметьте, не медиком. Потому что система лечения тут не совсем обычная. Как и в первой Xenoblade, в битве важную роль играют Arts — специальные приёмы, и именно благодаря их грамотному чередованию достигается успех. Важно, что теперь лечиться можно лишь выполняя нужные приёмы «по заказу» кричащих вам компаньонов. И без того командная система боя стала ещё больше зависеть от взаимодействия — теперь она просто увлекает в поток совместных комбинаций.

Научно-фантастическая тематика просто обязывает воевать с помощью «огнестрела», а «blade» в названии — размахивать клинками. Так что теперь герои используют сразу два типа оружия, и те по-разному действуют не то что на разных врагов, но даже на разные части одного и того же противника. «Слотов» для одежды стало больше, как и прежде, часть экипировки совершенствуется. Только уже не кристаллами, а насадками, которые можно разрабатывать благодаря производителям оружия и брони, расположенным в городе. Те же компании позволяют создавать новое вооружение, правда, воспользоваться любой вещью можно, лишь если персонаж достиг требуемого уровня. Это несколько ограничивает превосходную систему и снижает ценность выпадающего из противников «лута».

Почти всё вышеупомянутое относится и к скеллам, только у роботов есть аж десять «слотов» под оружие и броню, а их специальные атаки невероятно эпичны и сильны.

Xenoblade Chronicles X обзор игры

Графическое воплощение противников и природы — одно из лучших на Wii U.

В те моменты, когда Chronicles работает как надо, это одна из лучших ролевых игр в истории. Летя на скелле вдоль залива, открывая новую пещеру или сражаясь с интересным противником, влюбляешься в невероятный размах, живописную картинку или логично работающие системы. Тогда кажется — вот оно, будущее жанра, который не умрёт никогда.

Но во время глупых сюжетных сцен, попыток понять очередную необъяснённую механику или какой-там-уже-по-счёту унылой сессии по сбору предметов тебя будто отбрасывает на двадцать с лишним лет назад — и та же первая Xenoblade кажется работой на голову выше. «Всё имеет значение» — один из лейтмотивов здешней истории, но одни вещи для гейм-дизайнера по имени Тэцуя Такахаши (Tetsuya Takahashi) явно важнее других. К счастью, для поклонников японских RPG эти более важные вещи должны перевесить все грешки и проблемы X.

Плюсы: небанальный для жанра сеттинг хорошо использован; гигантский, разнообразнейший мир, куда можно погрузиться на сотни часов; превосходный дизайн окружения и врагов без серьёзных технических проблем; шикарные механики, развивающие созданное в первой части, особенно боевую систему; скеллы добавляют глубины во второй половине кампании.
Минусы: сюжет не удивляет, персонажи не заставляют сопереживать; игра не ведёт за руку — не все важные элементы геймплея объясняются на ходу; со временем миссии становятся однообразными.

Одна из лучших и самых новаторских японских ролёвок получила ультимативное издание.

Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG

Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG
Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG
Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG

Жанр JRPG очень консервативен, и во многом это послужило залогом его упадка. Классические пошаговые ролёвки не смогли состязаться на ААА-поле со зрелищными и динамичными западными блокбастерами, поэтому в середине нулевых окончательно вышли из моды.

С тех пор выходит не так много больших и впечатляющих JRPG. Persona продолжает старую пошаговую традицию, но радует раз в десять лет, современные Final Fantasy с переменным успехом ударились в экшен. Но они не пытаются перевернуть жанр с ног на голову, переизобрести его, как это в своё время сделала Final Fantasy XII (и Valkyria Chronicles в случае с TRPG).

Последней игрой, которая решилась на нечто подобное, была вышедшая десять лет назад Xenoblade Chronicles.

Лучшее от двух миров

Многие называли Final Fantasy XII оффлайновой ММО – хотя это, конечно, не так. Ведь FFXII объединила условный открытый мир и сражения в реальном времени с классической пошаговой боёвкой серии. А вот Xenoblade Chronicles – это самая настоящая оффлайновая ММО, где боевая система разительно отличается от всех JRPG, что выходили раньше. В игре нет концепции хода, МР и предметов, которые можно было бы использовать в бою. Персонажи атакуют автоматически, – игроку же нужно вовремя активировать их умения.


Анимации у способностей длинные, и в это время автоатаки не проходят: местному призывателю-кастеру отвлекаться на них вообще некогда

Как и у разных классов в MMORPG, у каждого героя Xenoblade есть уникальные умения и собственный стиль боя. Один «танкует» и полагается на комбинации ударов, другой отравляет группы противников, третьему для максимальной эффективности нужно чередовать атаки сбоку и сзади. А четвёртый, например, мощно лечит, но периодически должен охлаждаться. Словом, все эти архетипы наверняка знакомы любителям ММО.

У Xenoblade есть и множество других черт, характерных для онлайн-ролёвок. Огромные открытые локации с быстрым перемещением между ключевыми точками, крутые уникальные монстры, за убийство которых полагается весомая награда, сотни NPC с сотнями же опциональных квестов. И при всём этом игра остаётся настоящей JRPG – с яркими персонажами, множеством катсцен, насыщенным сюжетом и увлекательным приключением на многие десятки часов.

Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG

Большое путешествие

Посреди бескрайнего моря стоят два титана, в незапамятные времена поразившие друг друга насмерть. На теле одного из них, Биониса, расцвела биологическая жизнь; в другом же, Мехонисе, живут машины. Они продолжают войну, начатую их прародителями: люди и другие расы, живущие на Бионисе, отчаянно сдерживают натиск механических орд.

Главный герой игры – Шулк, юноша, живущий в поселении на голени Биониса. Чтобы защитить родные земли от нападения машин, он берёт в руки Монадо – меч, с чьей легендарной силой могут совладать лишь единицы. Артефакт даёт герою возможность видеть будущее, и он даёт отпор агрессорам – но спасти всех близких людей не получается. Ведомый жаждой мести, Шулк отправляется на поиски тех, кто не позволяет войне закончиться.


И путь его будет непростым: через просторные поля на ноге и болота на пояснице Биониса – к густым джунглям на спине и огромному морю на шее. Большая часть Xenoblade – один сплошной роуд-трип по диковинным краям

Стоит прямо сказать: сюжет в Xenoblade – типичное аниме. Местами он чересчур натужно пытается быть драматичным, местами подкидывает действительно неплохие сюжетные повороты в духе Xenogears, но к её величию не подбирается даже близко. История тут целостная и логичная, но главная её заслуга – в динамике: вокруг постоянно что-то происходит, а у героев всегда есть и глобальная, и локальная цель.

Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG
Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG
Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG
Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG
Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG

Тактика и удобство

В центре геймплея лежат две вещи: исследование мира и сражения с представителями местной фауны (или злыми роботами-агрессорами). Всё это происходит максимально органично, без переходов на отдельные экраны и подгрузок. Увидели врага, достали оружие и ринулись в бой, а после – собрали лут и пошли гулять дальше. В Xenoblade очень много просторных локаций, так что при желании мимо монстров можно просто пробежать; враги на шесть уровней слабее сами попытаются обойти вас стороной, так что спотыкаться о совсем ненужные бои не придётся.


В бою участвуют три персонажа из группы, но управлять можно лишь одним. Увы, переключаться между ними на манер Final Fantasy VII Remake нельзя, хотя это тут было бы очень кстати

Также в битвах важно следить за боевым духом подопечных. Критические удары его повышают, промахи и (особенно) павшие товарищи – понижают. Если дела идут плохо, всегда стоит подойти к другу и приободрить его – или сделать ему комплимент, вовремя нажав на кнопку в QTE. Это заполняет особую шкалу, которую можно расходовать или на воскрешение напарников, или на мощные совместные атаки. Если наловчиться грамотно распоряжаться ресурсами, то этими комбо можно контролировать даже самых сильных врагов.

Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG
Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG


К слову, Xenoblade, в отличие от многих других JRPG, где диалоги, бои и прогулки по локациям существуют в отдельных мирах, отлично переплетает сюжет и геймплей. Взять, например, Монадо. Чудо-меч шлёт Шулку видения не только в сюжетных сценках, но и в побочных заданиях, и даже периодически подсказывает, какие из только что полученных предметов пригодятся в будущем. А в бою он прямо предупреждает игрока о смертельных атаках и даёт несколько секунд на то, чтобы найти выход.

Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG
Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG

Эта деталь сильно влияет на геймплей и даёт сражениям элемент кризис-менеджмента. Как спасти свою шкуру? Играя за Шулка, можно использовать защитную силу Монадо исходя из типа вражеской атаки. За танка – постараться отвлечь внимание противника с хиленького товарища на себя. За хилера – попробовать вылечить жертву на полную и наложить какой-нибудь бафф. А за кусочек шкалы можно обратиться за помощью к товарищу и заказать ему любую атаку, даже если та перезаряжается.

Если ваши решения изменили будущее, это тут же отразится на «прогнозе» в удобном окошке – такое всегда приятно видеть. Так Xenoblade переплетает сюжет и геймплей, давая нам возможность предотвращать трагедии не только в катсценах, но и в каждом непростом бою.

Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG

Мегатонна контента

Даже те элементы Xenoblade, в которых она не совершила революцию, всё равно выполнены на приличном уровне – как минимум выше среднего. Характеры NPC ограничены парой личностных черт, но у каждого – свой дом, распорядок дня и отношения с другими людьми. Они не существуют в вакууме. Квесты, которые они выдают, в массе своей довольно банальны: собери такие-то предметы, убей таких-то врагов. При желании эти поручения можно спокойно игнорировать, но без них просторы Биониса и Мехониса остались бы лишь декорациями, фоном для забега от одного сюжетного события к другому. С ними же у игрока появляются десятки мелких целей, которые дают мотивацию исследовать мир и обращать внимание на детали, которые иначе можно и не найти. Xenoblade поощряет инициативу опытом, лутом, деньгами, уникальными диалогами и попросту ачивками.

Синергия сюжета и геймплея работает и здесь. Общаясь с NPC в городе, вы расширяете свою сеть знакомств и выясняете, как люди друг к другу относятся. Чем больше знакомств, тем больше побочных заданий – а, выполняя их, вы повышаете репутацию среди обитателей локации. Если втереться к местным в доверие, то они будут готовы торговать всё более редкими предметами.


Сами герои тоже общаются и с окружающими, и друг с другом. Да и в боях они постоянно подбадривают друг друга – так улучшаются отношения между ними. Чем дружнее товарищи, тем больше пассивных умений они могут друг у друга позаимствовать и тем успешнее их совместный крафтинг. Вдобавок, сдружившихся героев ждут опциональные сценки, в которых они раскроются поглубже.


В Definitive Edition появилась возможность отдельно настраивать внешний вид персонажей. При желании можно разбавить серьёзность сюжетных сценок пляжным прикидом

Лучшей игре – лучшее издание

Всё вышеописанное применимо к предыдущим версиям игры: оригиналу, вышедшему на Wii в 2011 году, и порту на New 3DS 2015 года. Графика в них была, конечно, простенькая, но с технологической точки зрения они всё равно были чудом. Шутка ли: многокилометровые локации, населённые десятками NPC и монстров, и всё это – без заметных подгрузок!


Телепортация отсюда до подножья той горы вдалеке занимает полторы секунды

В Definitive Edition визуал сильно похорошел. Игра идёт в достаточно высоком разрешении (как XC2), интерфейс больше не занимает полэкрана, у ключевых персонажей появилась мимика, а катсцены смотрятся особенно приятно. Озвучку перезаписывать не стали, но это даже хорошо – английский дубляж из 2011-го великолепен. При желании можно выбрать оригинальные японские голоса, но я бы не советовал: помимо прочего, по репликам в бою можно понимать, что делают ИИ-напарники.

Вдобавок, в переиздании появилось несколько маленьких, но безумно приятных улучшений. Например, автобег, очень важный для игры, где нужно так много путешествовать. Удобные маркеры для побочных заданий, уведомления, которые подсказывают, где лучше встать, чтобы использовать умение эффективнее всего. «Казуальный» режим, который даёт возможность просто насладиться сюжетом, и «экспертный» режим, где можно вручную снизить уровень подопечных. Чтобы даже перекачанная группа всё равно сражалась с интересными противниками более-менее на равных.

Заново был перезаписан великолепный саундтрек игры. На мой взгляд, в новой версии он стал чуть менее великолепным – на счастье, можно играть с классической музыкой. Оцените эту же мелодию в оригинале

Также в Definitive Edition входит дополнительный сценарий Future Connected: отдельный эпизод, рассказывающий о событиях через год после концовки игры. Эту локацию находили ещё в файлах оригинальной игры на Wii, но тогда её так и не использовали. А для Definitive Edition её доделали и пополнили контентом ещё часов на 12 – для тех, кому после финала Xenoblade захочется добавки. Ничего особенного, но всё равно неплохо – это как добротное DLC к выдающейся игре.

Обзор Xenoblade Chronicles: Definitive Edition. Последняя революционная JRPG

За прошедшие с релиза оригинальной Xenoblade Chronicles десять лет её успех пытались повторить сиквелы, но тщетно. Xenoblade Chronicles X манила потрясающе красивым миром, но не справилась с балансом элементов JRPG и MMO. А Xenoblade Chronicles 2 превратилась в постыдный гаремник и безбожно затянула сражения, заставляя игрока проводить их по одному сценарию.

Так что первая Xenoblade по-прежнему актуальна. А её Definitive Edition – издание действительно ультимативное.

Рецензия на Xenoblade Chronicles 3D

Xenoblade Chronicles – игра эпохальная. После ее релиза до сих пор не появилось ни одной JRPG, способной с ней посостязаться, и поэтому ее появлению на новой платформе можно лишь порадоваться – ведь это значит, что еще больше людей смогут познакомиться с этим, не побоюсь этого слова, шедевром.

Что же такое Xenoblade Chronicles? Я об этом очень подробно писал в рецензии для «Страны Игр», и вместо того, чтобы повторяться и углубляться в детали, подчеркну здесь лишь самые важные вещи.

Xenoblade – это игра, взявшая лучшее от JRPG и MMORPG. От последних тут большой открытый мир, бессчетное количество NPC, выдающих сотни побочных заданий, и боевая система, основывающаяся на удержании аггро и использовании умений «по откату». Вместе с тем в традициях японских RPG здесь есть партия из трех героев, яркие персонажи и сильный линейный сюжет с обилием катсцен. Ряд особенностей, впрочем, характерен исключительно для Xenoblade. К примеру, важность боевого духа героев, растущего при критических ударах и падающего при промахах (и который можно восстанавливать приободрением товарищей), и возможность предвидеть и предупреждать смертоносные вражеские атаки.

Xenoblade сочетает в себе огромное количество всевозможных механик, которые органично взаимодополняют друг друга, перекликаясь при этом и с сюжетными элементами. И знакомство с ними происходит плавно и постепенно: игра дает время освоиться с азами, добавляя затем к ним все новые и новые «навороты». Аналогично и сценарий не заваливает игрока непонятными терминами (как это было, например, в Xenogears, самой известной работе Тецуи Такахаси) и не торопится с неожиданными поворотами сюжета. Они, конечно, в игре есть – и какие! – но ближе к финалу. До тех пор же главное – исследование огромного уникального мира, представляющего собой тела двух поразивших друг друга в бою титанов.

В Xenoblade всегда есть чем заняться. Исследование локаций, сбор находящихся на них предметов, поиск потайных мест, битвы с уникальными противниками, знакомства с NPC, выполнение сайдквестов – в игре так много контента, как, пожалуй, ни в одной другой JRPG. В мое первое прохождение я победил последнего босса где-то на восьмидесятом часу игры, но все побочные задания не добил и к сотому. Оторваться было невозможно (как, собственно, это обычно и бывает в ММО).

Xenoblade может похвастаться восхитительной синергией своих составляющих, беспрецедентной для жанра JRPG.

Вместе с тем я слышал и критику в адрес игры, сводившуюся к тому, что выполнение всех этих опциональных заданий необходимо, потому что без них "сюжетку" не пройти. Я решил опровергнуть это утверждение своим примером: проходя игру повторно на 3DS, я поставил перед собой жесткое условие не брать вообще ни одного сайдквеста. Благодаря этому время, затраченное на прохождение, сократилось вдвое, и при этом число боссов, которые заставили меня остановиться и потратить немного времени на короткую прокачку, можно пересчитать по пальцам. Вся закавыка в том, что если разница в уровнях между героями и противниками составляет больше 5, то почти все физические атаки низкоуровневых бойцов будут промахиваться, и поэтому пара лишних уровней тут всегда поможет решить исход боя. Впрочем, и эту проблему можно легко обойти, используя магические атаки. Боевая система Xenoblade достаточно гибка, чтобы позволять вам играть именно так, как вы захотите.

Главное же, за что мне хотелось бы пожурить здешнюю боевку – AI напарников, который нельзя настроить. Приемы они в целом используют грамотно (танк умело держит аггро, хилер – лечит, отчего резонно играть за «дамагера»), однако вставать в нужные места не умеют (и приказать им этого нельзя): не раз слабый лекарь попадет под раздачу лишь потому, что окажется бок о бок с танком. С другой стороны, ничего не мешает взять под свое управление крепко сбитого героя и, удерживая внимание врагов на себе, отводить их подальше от напарников.


Управление на New 3DS чуть удобнее, чем на пульте с нунчаком, однако оригинал для Wii поддерживал и классический контроллер.

В наше время популярны HD-ремастеры и перевыпуски популярных игр на некстгене, однако Xenoblade вместо апгрейда получила даунгрейд и вышла на портативной системе. Переход на 3DS не прошел бесследно: модельки выглядят еще не так плохо, но текстуры местами заметно потеряли в качестве. Учитывая, насколько для Xenoblade важно погружение в мир игры, я бы рекомендовал по возможности пройти все же версию для Wii, а не New 3DS, из-за большого экрана и чуть более хорошего качества графики – игра слишком масштабна и слишком красива для очень низкого разрешения 3DS. К слову, стереоскопическое 3D я бы рекомендовал вообще не включать: если по умолчанию картинка сглаживается и «лесенки» не так бросаются в глаза, то на 3D-режиме без боли смотреть не получается.

И вместе с тем это лучшая игра для портативных консолей этого поколения. Xenoblade Chronicles сама по себе – одна из самых ярких и богатых на контент JRPG даже на домашних консолях, а уж на портативных системах ей просто нет равных. Да и вряд ли тут кто-то сможет составить ей конкуренцию и в будущем.

Плюсы

  • Всё лучшее от JRPG и MMORPG в одной игре
  • Замечательный саундтрек
  • На потративной платформе сотня с лишним часов пролетит незаметно

Минусы

  • Нет контроля за поведением напарников в бою
  • Графика заметно ухудшилась

Вердикт

Если вы играли в Wii-версию, то тут вы для себя ничего нового не найдете: японской озвучки нет, картинка стала чуть хуже, 3D плохое. Если у вас уже есть 3DS, мне сложно рекомендовать крайне дорогостоящий переход на новую систему исключительно ради Xenoblade (а о других эксклюзивах New 3DS пока речи не шло). Однако если вы все это время тянули с покупкой портативки от Nintendo, то у вас нет никаких оправданий – в плане соотношения цены и качества (или цены и времени, которое можно с удовольствием провести за игрой) Xenoblade Chronicles 3D заткнет за пояс все прочие игры для портативных консолей.

Читайте также: