Xcom ufo defense обзор

Обновлено: 06.07.2024

Издатели сегодня практически не выпускают новые пошаговые тактические игры — боятся финансового провала, полагая, что они будут слишком сложны для современного игрока. Максимум дают добро на ремейки культовой классики, но и там ставят задачу упростить и изменить привычную тактическую систему. Так на свет появились Jagged Alliance: Back in Action и XCOM: Enemy Unknown. Но какими же разными они оказались. Если у немцев после операции по удалению пошаговой системы боя получилась крайне постная, лишенная тактического напряжения игра, то сотрудники Firaxis Games скорее не удаляли, а творчески переосмысливали, умудрившись сохранить и прежнюю сложность, и напряжение, и увлекательность.

XCOM: Enemy Unknown

Видов самолетов и НЛО теперь значительно меньше, но это не сильно сказалось на стратегии.

Хорошо забытое старое

Оригинальная X-COM: UFO Defense, вышедшая в 1993-м году, не зря несколько раз признавалась лучшей компьютерной игрой за всю историю. Дело, конечно, не в том, что она предложила жареную тему: сражения с инопланетянами в составе специальной организации XCOM, призванной координировать работу всех земных государств по противодействию «чужим». Во-первых, игра фактически заложила основы тактического жанра. Все эти очки действий в пошаговом режиме, возня с каждым бойцом в отдельности, их «прокачка», раздача приказов на паузе, использование инвентаря, обыскивание трупов в поисках патронов и аптечек, перехват хода и расчет вероятности попадания в зависимости от расстояния до цели и навыков юнита — все это пошло, конечно, из Laser Squad, но закрепилось, получило дальнейшее развитие и признание именно благодаря UFO Defense.

Во-вторых, увлекательные тактические бои в X-COM: UFO Defense сочетались с не менее увлекательной и глубокой стратегической частью, заставлявшей нас проводить за глобальной картой кучу времени: там мы строили и всячески развивали базы, проводили исследования, сбивали или перехватывали НЛО, планировали нападения на их опорные пункты, вели переговоры со странами, поддерживающими XCOM, закупали самолеты и корабли…

Естественно, после такого успеха последовали продолжения, подражания и прочие клоны. Их было много — X-COM: Terror From The Deep, X-COM: Apocalypse, UFO: Aftermath и много еще чего. Но, пожалуй, только UFO: Extraterrestrials 2007-го года выпуска оказалась наиболее близкой по духу к культовой классике. Когда в начале этого года студия Firaxis Games, составленная в том числе из авторов оригинальной X-COM: UFO Defense, анонсировала ремейк, казалось, что от этой классики тут мало что останется. Разработчики сразу дали понять, что некоторые вещи из оригинальной игры пойдут под снос и в целом новая итерация XCOM будет более лояльной к игроку.

Единственное, чего действительно не хватает в тактической системе, — это возможность вести прицельную стрельбу по разным частям тела и менять положение тела бойца.

Все ушли на базу

Как видите, по сути, все, за что мы любили стратегическую часть UFO Defense, на месте. Точно так же нам нужны различные ресурсы, инопланетные материалы, инженеры и ученые, чтобы открывать новые технологии, получать доступ к новым видам брони, джетпакам, лазерным винтовкам и боевым платформам. Точно так же на более поздних этапах игры придется выращивать из своих бойцов псиоников, оснащать истребители новыми видами оружия. И, наконец, точно так же все наши действия отражаются на отношениях различных стран к XCOM — если мы им не помогаем, там увеличивается паника, и в итоге государство может отказаться от финансирования организации.

XCOM: Enemy Unknown

Самое сложное в бою — поймать живого инопланетянина.

Мой первый спутник

Так что же изменилось от того, что база у нас теперь всего одна и не нужно строить много десантных кораблей (всю игру мы летаем на одном)? Кто-то, конечно, скажет, что разработчики XCOM: Enemy Unknown просто учитывают интеллектуальный уровень современного приставочного поколения, которому, дескать, сложно рассредоточивать внимание и играть в большие глобальные стратегии. Верно это лишь отчасти. На самом деле, авторы ведь не просто сократили количество: в рамках одной базы они поставили нас в более жесткие условия. Объем задач, исследований и построек тут не меньше, но при этом зависимость от ресурсов и отношения к нам различных стран заметно выросла. Игроку постоянно приходится решать, кому помогать, а кому нет, куда высылать перехватчик или отряд быстрого реагирования, а где придется игнорировать бедствие — в итоге уровень паники во многих странах быстро растет и уже на начальном этапе игры многие выходят из организации. Останется меньше 8 стран — «геймовер».

Денег при этом постоянно не хватает. Соответственно, возникает еще куча поводов для головной боли: куда их потратить, какое исследование важнее, что лучше построить сейчас, а что отложить на потом. И стоит ли продавать инопланетные артефакты на сером рынке: с одной стороны, они нужны для исследований и получения новых видов экипировки, с другой — приносят хорошую прибыль, без которой не выйдет ни нанять бойца, ни построить новый самолет…

Наконец, сосредоточив действие в пределах одной базы, авторы смогли сделать ее более живой, что ли, наполнили интересными персонажами, которые общаются и спорят друг с другом. И даже ввели сюжетную кампанию, которая ставит перед игроком конкретные задачи и добавляет напряжения.

XCOM: Enemy Unknown

Многие виды инопланетян, например сектоиды, криссалиды и мутоны, перекочевали из оригинала, но появились и новенькие. Например, вот эти дохляки, похожие на людей в черном.

Спецназ против НЛО

Примерно то же самое случилось и в тактической системе XCOM: Enemy Unknown. Вместо двух десятков бойцов нам теперь доступно максимум 4—6 оперативников. При этом сами бои поначалу могут вызвать шок у тех, кто помнит оригинальную игру. Очков хода нет, инвентаря нет, выносливость при перемещении не тратится, поднимать трофеи и рыться в карманах погибших нельзя. Бойцам в свой ход, по сути, доступно лишь два действия: пробежать до укрытия либо пальнуть в инопланетянина.

Однако в итоге тактики при таком раскладе обнаруживается не меньше, а может, даже и больше. Во-первых, игре явно пошла на пользу новая ролевая система. Бойцы теперь четко делятся на четыре класса (снайпер, поддержка, штурмовик и тяжелая пехота с гранатометами) и при получении нового уровня разучивают один из двух новых навыков. Это опять же увеличивает вариативность игры, заставляет снова думать над выбором, а главное — открывает массу новых тактических возможностей: более опытные оперативники смогут и вести беглый или подавляющий огонь, и стрелять навскидку, и делать два выстрела за ход, и выводить из строя оружие врага, и много чего еще.

Во-вторых, очень кстати пришлась новая система укрытий. Спрятавшись за объектом, боец автоматически берет под контроль разные сектора обзора и может стрелять или перехватывать действия врага, не совершая каких-то лишних телодвижений, как это случалось раньше. В-третьих, благодаря разрушаемости всего и вся (в том числе и многих укрытий) в сражениях появилось больше вариативности. Если, предположим, «головастик», взявший под контроль вашего бойца, засел за стеной, и вам его никак не достать, можно выстрелом из гранатомета снести перекрытие, и тогда снайпер получит возможность практически в упор разнести инопланетную черепушку.

В таком виде боевая система предлагает больше сосредоточиться не на возне с предметами, инвентарем и несколько условными «очками действия», а непосредственно на сражениях и на тактике. Она теперь напоминает более динамичный и реалистичный симулятор небольшого боевого подразделения, бойцы которого должны действовать слаженно, прикрывать друг друга, особо не высовываться, в первую очередь занимать укрытия, брать на мушку входы и выходы и выжидать. Разделение на классы пошло тактической системе только на пользу: бойцы поддержки должны быть рядом с остальными, снайперы должны занимать высоту (появился даже специальный навык, повышающий эффективность действия стрелка на возвышенности), а штурмовики и тяжелые пехотинцы идут вперед.

XCOM: Enemy Unknown

Помимо кампании в игре есть мультиплеер, где игроки сходятся друг с другом в тактических сражениях. Причем в одном отряде тут могут выступать люди и инопланетяне.

Разработчики XCOM: Enemy Unknown не упрощали игру, а просто сместили акценты — с несколько рутинного и однообразного микроменеджмента к более напряженному действию. Ни тактика, ни стратегия при этом никуда не делись, поэтому игра захватывает и увлекает не меньше, чем раньше. А то, что она при этом стала более зрелищной, лояльной к игроку и интуитивно понятной (одно дело распределить несколько действий между 4 бойцами, и совсем другое — просчитать 10 шагов каждого из 15 оперативников) — это в данном случае пошло всем нам только на пользу. Потому что в таком виде мы получили не симулятор нервной истерики, а динамичную, увлекательную и эффектную стратегию. Если же вам нужен именно такой симулятор, советуем дождаться Xenonauts.

Плюсы: переосмысленная, интуитивно понятная тактическая система; постоянный выбор в тактике и стратегии; напряжение на глобальной карте; симпатичная графика; зрелищная система разрушений; появление сюжетной линии.
Минусы: отсутствие точечных повреждений; сокращение видов НЛО и истребителей; порой слишком непослушная камера в тактических сражениях.


Человечество всегда стремилось к изучению неведомого, настало время обернуть свой взгляд в космос. Что там? Бесконечное количество звезд и планет. Если там разумная жизнь? Как она развита? Агрессивна ли она? Но вот наступил момент и жители других миров, другой планеты сами пришли к нам. Нет они пришли не поделиться с нами технологиями, они пришли уничтожить нас.


Перед лицом опасности человечество наконец то объединило свои усилия, забыв о конфликтах и обидах. Был создан международный отряд - XCOM, который должен был противостоять инопланетному вторжению, обеспечить защиту человечества.

Джуллиан Голлоп, автор многих шедевров, приступил к работе над новой игрой, которая задумывалась как сиквел прекрасной Laser Squad. Но получилась совершенно новая игра, породившая целую серию посвященную противостоянию человечества инопланетному вторжению.


Игра состоящая из нескольких жанров, строительства базы, управления, пошаговая стратегия, тактическая игра, элементы ролевой игры. Добрая и красивая графика. Все это прекрасно, но больше всего эту игру полюбили совсем за другое.


А полюбили мы её за то чувство, которое мы питали к своим бойцам. Мы давали им имена своих друзей, родственников, любимых персонажей фильмов и комиксов. Мы проходили с ними уровень за уровнем, зачищая фермы и города от инопланетян. Это все вызывало привязанность к персонажам. Конечно не проблема когда погибал один солдат, мы легко могли нанять другого. Но вот так вряд ли кто делал.

Эта игра научила нас не идти с пулеметом на перевес, как какой нибудь Рэмбо, нет, каждый член команды XСOM был нам дорог. Мы могли несколько десятков ходов сидеть в засаде, лишь бы не подстрелили нашего солдата. А эти переживания, когда уже под конец миссии наш боец терял сознание истекая кровью. Как его брал на руки другой член команды, бросая на поле боя дорогое и редкое оружие,и торопился к выходу из локации, что бы спасти жизнь боевому товарищу.

Да каждая высадка нашей команды, каждая миссия, это как глава фантастического романа, где мы сопереживаем героям. Нет эта игра настоящая классика, которая подарила множество часов проведенных за компьютером или приставкой, да игра была даже портирована на консоли, что довольно таки редкое явление в то время, для игр данного жанра.


Эта игра подготовила нас для новых частей серии XCOM, для игр подобных ей, таких как Jagged Alliance. Вдумайтесь, игра вышедшая в 1994 году, IGN включил в 2007 году, в список лучших игр PC всех времен.

Я не считаю нужным описывать сюжет игры, тактику её прохождения, я просто хочу напомнить Вам об отличных игр, в которые мы с удовольствием играли, и которые мы к сожалению забываем.


В настоящее время игра насчитывает 8 частей, два дополнения и две отмененные игры. Почти все они приверженцы оригинальной игры, ну за исключением X COM: Enforcer, не однозначного шутера от Infogrames, благодаря которому очевидно компания хотела просто порубить бабла на геймерах. Это был 2001 год. С тех пор были неофициальные попытки небольших и неизвестных иг создать нечто подобное, то, что мы любили, но все они были безуспешны, до того момента как в 2012 году, компания 2K Games, не подарила нам надежду на возрождение серии.

"Через бездну пространства на Землю смотрели глазами, полными зависти, существа с высокоразвитым, холодным, бесчувственным интеллектом, превосходящие нас настолько, насколько мы превосходим вымерших животных"
Герберт Уэллс, "Война миров"

Были времена, когда правительства многих стран рассматривали угрозу от инопланетного разума, как вполне реальную. База Росвелл, жалобы в суд на зеленых человечков от изнасилованных американок, кадры аутопсии несчастного гуманоида (искусственного, как оказалось). Даже отечественные журналисты, после падения железного занавеса, уничтожив не один ящик портвейна, доказывали родство инопланетян и барабашки в газетах и по телевизору. Эта милая паранойя утихла как-то сама собой во второй половине девяностых и все кинулись вместо инопланетян защищаться от террористов. Тут либо все наше правительство заменили инопланетные агенты, либо у журналистов закончился портвейн.



Родина может спать спокойно. База Х-СОМ, затерянная в Тайге, не пропустит ни одного супостата.

Но что если бы угроза вторжения действительно существовала?

Компетентные люди из Microprose уверены, что тогда была бы создана международная организация по борьбе с пришельцами Х-СОМ. В этой игре вы должны занять пост руководителя сей организации и взять на себя тяжкое бремя освободителя Земли-матушки от агрессоров. Хотя, если опустить вводный мультик, то получается, что агрессоры то как раз земляне. Ну кто их просил летающие тарелки сбивать?

Х-СОМ уникальна тем, что в ней гармонично сочетаются два игровых режима. Условно назовем их «глобальный» и «тактический». «Глобальный режим» это первое, что вы увидите, начав игру. Перед нашим взором весь земной шар, который можно вращать, так как он ТРЕХМЕРНЫЙ! Пусть и страшноват, условен, но для тех лет это было действительно графическое чудо. Надо выбрать место для первой базы Х-СОМ и дать ей название. В этом режиме игра протекает в реальном времени - игрок может лишь устанавливать скорость.

«Тактический» режим пошаговый. Игрок управляет каждым бойцом по отдельности. Когда все наши вояки потратили все свои очки действия, то ход передается пришельцам. В начале миссии расположение пришельцев нам неизвестно, так как мы видим только тот сектор, куда смотрит солдат. Стрельнуть-то можно хоть через всю карту, но есть ли там вообще хоть кто-то - это дело сперва надо разведать. Если один из наших бойцов заметит, как у него перед носом бегает пришелец, и у него не растрачены все очки хода, то он может выстрелить автоматически. То же самое справедливо и для инопланетян. Обычно задачей является полное истребление всей иноземной живности на карте.

Это все вкратце. На самом деле игровой процесс куда глубже.


Глупая тварь не знала, что воровство капусты на Земле карается смертью.

Марс атакует!

Со временем НЛО начинают и летать быстрее, и стрелять мощнее. Становится очевидно, что земляне ведут проигрышную войну. Но есть у нас одна хорошая поговорка «Клин клином вышибают». Посещая места аварий и посадок НЛО, наши вояки тащат оттуда все, что явно не земного происхождения. Куски летающей тарелки и даже трупы инопланетян. Ученые мужи в недрах базы Х-СОМ с энтузиазмом во всем этом копаются, и в итоге на наше вооружение становятся плазменные пушки, летающие бронекостюмы и самолеты, сделанные по принципу летающих тарелок. Процесс это долгий, и, чем больше ученых мы завербуем, чем больше лабораторий построим и инопланетного добра наворуем, тем лучше.

Главное при этом не разориться. Программа Х-СОМ финансируется крупнейшими странами, и в конце каждого календарного месяца мы будем получать оценку. Если какая-то страна не довольна нами, то она снизит финансирование, а то и вовсе заключит перемирие с пришельцами и откажется вкладывать деньги в Х-СОМ. К сожалению, игра не предусматривает возможности линчевания предателей. Деньги - это один из главнейших ресурсов, так как все наше оборудование требует трат на содержание, а персонал жалования. Хотя позже, забив закрома трупами пришельцев и их погремушками, все это дело можно продавать, зашибая большую прибыль. Еще один ценный ресурс - элириум-115. Химический элемент внеземного происхождения, который служит топливом для летающих тарелок и необходим для реакций в энергетическом оружии. Единственный способ его достать - отнять у братьев по разуму.

Помимо периодических «случайных» аварий НЛО, наши братья будут нападать на мирных граждан. На глобальной карте отмечены крупнейшие города мира. Присутствует на ней и Россия (по сюжету это 1999 год, так что было бы странно, если бы ее не было), которая представлена всего двумя городами - Москвой и Новосибирском. Чем авторам не угодил Питер для меня осталось загадкой. В любой из городов может наведаться инопланетная террор-группа и начать громить дома и убивать граждан. Задача Х-СОМ вовремя прислать десант и «замочить террористов в сортире». Бои в городах осложняются тем, что там снуют и мирные жители, которые очень любят перегородить узкий проход или детонировать мину-ловушку, предназначенную для инопланетного гада. Смерть гражданских оказывает минус на игровых очках, но в целом она не так критична, чтобы бросать своих солдат грудью под плазму, лишь бы уцелел несчастный житель Дели или Ванкувера.

Другой интересный момент, это попытки пришельцев устроить акт возмездия. Когда им надоест быть кормушкой для Х-СОМ, эти твари попробуют начать искать наши базы. В случае успеха, они предпримут штурм… И тогда надо будет кусать локти, что у базы кошмарная внутренняя планировка, и на защите почти никого нет. Бой на родной базе интересен тем, что там не желательно усердствовать и вести себя, как слон в посудной лавке. Это, блин, не улицы Нью-Йорка, где во имя спасения его жителей, можно разнести половину квартала. Если переборщить с тяжелым оружием при защите базы, то, когда она будет отбита, можно недосчитаться нескольких корпусов.


Гордость отечественного автопрома - самолет Firestorm.

Украинец австралийцу брат и товарищ

Наши вояки, если так можно сказать, персонализированы. У каждого есть имя, фамилия (среди них часто бывают россияне и украинцы) , звание и характеристики. Сила позволяет таскать тяжелое оружие без солидных штрафов к передвижению. Меткость стрельбы - и так понятно на что. Меткость броска - на шансы кинуть гранту ровно врагу под ноги или передать товарищу в пылу сражения обойму. Потом, когда вы сможете поймать живого пришельца-телепата, будет можно начать тренировать своих псиоников. Самое главное, что характеристики растут. Но не благодаря пошлым уровням и опыту, а практике. Чем больше солдат стрелял, да еще и результативно, тем метче он станет. И так далее по списку. Поэтому логично беречь ветеранов.

У игры есть и конечная цель. Оружие, оглушающее врага, изобретено вовсе не для пущей гуманности. Захват живых лидеров пришельцев даст вам исчерпывающую информацию об их цели и логове на Марсе. Последний бой состоится на красной планете, как в старом добром Doom’е.

Звук, да, немного подкачал. Музыка во время наземных операций просто-напросто раздражает. Единственная музыкальная тема, которая цепляет, так это во время воздушного боя. Зато во всех прочих отношениях, звук прост и информативен. Солдаты и гражданские орут, когда умирают, пришельцы ревут или еще как-то вопят. Звук лазерного луча и выпущенной ракеты тоже никогда не перепутаешь. А в Х-СОМ порой очень важно слушать, что происходит вокруг, дабы наш солдат не получил лучом в затылок.

Графика на достойном уровне. Особенно это заметно при тактических операциях. НЛО это не просто пустые коридоры - они набиты чужеземным оборудованием, несущим не только декоративный характер. В городах в магазинах лежат товары, в комнатах стоят кровати и шкафы. Все детально прорисовано и узнаваемо. Даже оружие в руках солдат и инопланетян можно идентифицировать, бросив лишь один взгляд. Такая детальная прорисовка говорит о титанической работе, заслуживающей уважения. Во многих современных играх условностей куда больше.


Сержант рядовому: Товарищ Патерсон! Почему не избавились от дешевых китайских гранат?
Рядовой: Так только что избавился, товарищ сержант!

Чужие не пройдут!

Здесь есть атмосфера. Невозможно передать тот трепет, с которым изучается первая сбитая НЛО! А уж первый убитый пришелец! Все покрыто мистической атмосферой, предвкушением встречи с неизведанным. Кто эти пришельцы? Что им нужно? А самое главное - где и когда они нанесут очередной удар? Даже есть возможность вскрытия тела инопланетянина вашими учеными. Практической пользы это не приносит, но добавляет игре реалистичности. Покажите мне сейчас хоть одного ученого, который бы отказался от возможности покопаться во внутренностях настоящего пришельца? Прилагается богатая база данных, именуемая UFOPEDIA, которая пополняется по мере достижений Х-СОМ в области изучения инопланетян и их кораблей.

Полная уникальность каждой игры. Да, в Х-СОМ нет четко запланированных событий. Каждый раз происходит все по-разному. Можно даже один сейф переигрывать по несколько раз - события будут разниться. Ну а какой богатый выбор иноземной мрази на расправу, так это просто жуть! Некоторые, такие как Floater и Snakeman, будут часто попадаться в разбившихся летающих тарелках, а такие как Ethereal наоборот стараются не покидать Марса. Кроме того, у каждого супостата есть своя профессия - солдат, медик, навигатор, лидер и т.д.

Чуть портят впечатление различные баги. Пусть они не так часто бросаются в глаза, но атмосферу портят. Особенно есть такие, которые на корню портят игру и приходится возвращаться к старым сейфам. Издержки производства, блин. Ищите патчи. Нелогичность поведения противников в бою. То инопланетяне укладывают наших оперативников откуда-то из-за дальнего угла, то зачем-то подходят вплотную, потопчутся, да отходят. Ну и, если придираться к мелочам, так это танки X-COM. Они размером с горбатый «Запорожец» или «Оку». Можно только предположить, что эти танки автоматические, то есть в них никто не сидит.

В итоге я хочу сказать, что Х-СОМ это великолепная игра! Одна их немногих олдгеймов, к которой не хочется современных римейков, ибо все что нужно для счастья уже есть! Если вы никогда раньше в нее не играли, но грезите ночью в лесу найти разбившийся НЛО, то должны немедленно скачать Х-СОМ и уйти в игру с головой на пару-тройку суток.




X-COM: UFO Defense: Таблица для Cheat Engine [UPD: 01.07.2020] <Dread_Pony_Roberts></p>
<p>

Читайте также: