Xcom топ игр

Обновлено: 07.07.2024

За годы, прошедшие со дня выхода первой игры серии X-Com, мы успели навидаться всякого. Были во франшизе и удачные примеры, и неудачные, шутеры от третьего лица и космосим. Даже выкидыш в виде игры по e-mail! Тем не менее по сию пору X-Com остается именно тем, за что мы его любим: умной пошаговой стратегией про борьбу с захватчиками-пришельцами.

Транспорт садится у разбитой «тарелки». От исхода этого задания зависит, продолжит ли государство финансировать X-COM или мы распишемся в полной своей бесполезности и Земле придет конец. Туман рассеивается, я вижу пришельцев. Слишком поздно, я уже сделал свой ход. Один из моих солдат гибнет, но остальным удается уцелеть в мясорубке и успешно выполнить задание. Горечь победы. Откинувшись в кресле, я оцениваю свои запасы ресурсов и понимаю, что дело швах. По крайней мере, этой победой я добыл себе несколько дней спокойствия, за которые мне придется доработать свою стратегию и быть готовым к следующему визиту инопланетных захватчиков.

Вот как-то так я помню свой первый опыт игры в оригинальный X-Com в далеком 1993, который продавался у нас и в Европе как UFO: Enemy Unknown. Прошло два с половиной десятка лет, но та игра для меня до сих пор остается одной из лучших.

Серия игр X-COM

Когда несколько лет назад я услышал о том, что в работу запущен ремейк легендарного тайтла, то задумался, а стоит ли? Несмотря на ностальгию и розовые очки, первая часть франшизы была отличной игрой, которую не так просто переплюнуть. К счастью, Enemy Unknown 2012 года оказался отличной игрой. Если уж совсем начистоту, то даже лучшей, чем нежно любимый мной оригинал. Жаль, что не все игры серии такие, в ней хватает паршивых овец.

В итоге я составил список всех игр серии X-Com, расположив их в порядке выхода в свет и не заморачиваясь с рейтингами популярности. Но мы и так знаем, какие из них прекрасны, а какие заслуживают забвения, правда?

X-COM: UFO Defence (UFO: Enemy Unknown)

X-COM: UFO Defence (UFO: Enemy Unknown)

Год выхода: 1993

Оригинал. Легенда, с которой все началось. И знаете, она неплохо смотрится в свои годы. А знаете, что еще в ней есть прекрасного? На самом деле в UFO целых две игры, что в те времена было большой редкостью (напомню, восьмидесятые на тот момент всего три года как миновали).

Первое: режим Geoscape, арт и механики которого сильно опередили свое время. Да, на сегодняшний день он выглядит не лучшим образом, однако работает по-прежнему отлично. Пожалуй, тактики в этом менеджменте побольше, чем ремейке 2012 года.

X-COM: UFO Defence (UFO: Enemy Unknown)

Разместить свою первую базу в Северной Америке – это совсем не то же самое, что в Европе. Однако, чтобы понять причину, нужно прочитать мануал к игре, так что вперед, гуглить его! Суть в том, что неудачный старт способен разрушить вам всю игру ближе к середине, что станет для вас очень неприятным сюрпризом.

Представьте, что вы, как и я когда-то, играете в нее в доинтернетную эру. Если вы застряли в каком-нибудь месте, нельзя просто взять и нагуглить решение. Нет, вам придется написать письмо (на бумаге!) в один из многочисленных игровых журналов и ждать месяц свежего выпуска, надеясь, что вам ответят. Или подождать несколько лет до изобретения поисковиков.

И это еще ДО того, как вы посылали транспорт к сбитому НЛО, где и начиналось самое веселье. Если вы, к примеру, забывали зарядить оружие своих бойцов, то можно было сразу эвакуироваться. С пустыми пушками много не навоюешь.

Вы, конечно, можете начать свое знакомство с серией прямо с ремейка 2012 года, однако я все же рекомендую, при возможности, попробовать эту классическую игру. Несмотря на почтенный возраст, она способна подарить вам немало приятных часов.

X-COM: TERROR FROM THE DEEP

X-COM: TERROR FROM THE DEEP

Год выхода: 1995

Terror From The Deep был той же самой UFO, только подводной и значительно более сложной. И я лишь недавно понял почему: слишком многие поклонники первой части жаловались на недостаточно высокую сложность. А потом стало уже поздно.

Вторая игра франшизы выглядела красивее, однако под новой картинкой скрывался тот же ИИ и те же враги, получившие рескин. Это вполне объясняет тот факт, что гранаты под водой летели на то же расстояние, что и на поверхности. Игра получилась более атмосферной, мрачной и… тесной. Логично, ведь действие происходит на морском дне. И это все еще 2 в 1, где Geoscape и тактическая часть все так же чудо как хороши.

X-COM: Apocalypse

X-COM: Apocalypse

Год выхода: 1997

И ведь они так и поступили.

Третья игра на долгие годы стала последней хорошей в серии. Бои в реальном времени добавили Apocalypse индивидуальности и удачно освежили франшизу. Причем у игроков была выбор сражаться пошагово или в новом режиме с возможность поставить паузу и раздать приказы своим бойцам. Появилась целая новая раса пришельцев, а попытки удержать в узде городские полукриминальные фракции были сущим кошмаром.

X-COM: Apocalypse

Следовало учитывать и сопутствующий ущерб, который вы причиняли городу во время боевых действий. Если вы будете доставлять большие неудобства одной из фракций, то они не просто перестанут вас финансировать, а, в конце концов, придут по вашу душу. И хорошо, если потребуют лишь вернуть свои деньги. В противном случае придется драться с ними, как с чертовыми пришельцами.

С точки зрения менеджмента Apocalypse походила на остальные игры серии X-COM, отличаясь, разве что, режимом реального времени. Выглядела для своего времени она хорошо и, несмотря на некоторые странности в экономических отношениях с бандами и торговцами оружием, стал почти откровением в жанре.

X-COM: Interceptor

X-COM: Interceptor

Год выхода: 1998

Хватит выпрашивать деньги у разных стран, отправляемся в космос. Стратегическая составляющая на месте, но она сильно упрощена и перестала быть пошаговой. Вместо этого вы пилотируете космический истребитель, как в Wing Commander или X-Wing vs Tie Fighter. Жаль только, что Interceptor ни то, ни другое.

Признаться, я очень ждал эту игру. По-своему она была очень инновационной, однако задания очень быстро скатывались в рутину, а пропустить их не было никакой возможности. Приходилось вылетать на одни и те же миссии снова, и снова, и снова, и снова… Мультиплеер тоже вызывал вопросы, поскольку сражаться можно было только против других игроков.

У Interceptor были свои положительные черты, однако в целом она вызывала разочарование и досаду. Досаду от того, что мы не увидели отличную игру, которой она могла стать. Прекрасный потенциал, который мог вылиться в целое отдельное направление франшизы, был безвозвратно загублен. Жаль.

X-COM: First Alien Invasion

Год выхода: 1999

Если вы никогда не слышали об этой игре, то вы не одиноки. Я сильно сомневаюсь, что вы бы стали играть в нее, даже появись у вас такая возможность. Самому мне не довелось ее попробовать, но, судя по тому, что я читал о First Alien Invasion, мне повезло.

Да, это X-COM. И да, в него нужно было играть по e-mail. Подумайте только, по электронной почте! Даже в 1999 году идея была так себе. Впрочем, это все равно лучше, чем фильмы Уве Болла.

Что сделать вывод о качестве игры, достаточно знать простой факт: не так уже просто найти нормальный скриншот для статьи о ней.

Игра отсутствует в цифровых сервисах для ПК

X-COM: ENFORCER

X-COM: ENFORCER

Год выхода: 2001

Тот момент, когда разработчики (или издатель) захотели шутер от третьего лица во вселенной X-COM. Игралось это как безмозглая, прошу прощения, консольная аркада, которую поленились не то что отполировать, даже протестировать должным образом. Представьте себе шутер, в котором вы каждый (каждый!) раз автоматически переключаетесь на подобранное с земли оружие. Хотите вы того или нет.

Не то, чтобы игра была очень плоха, нет. Скорее, она была никакой. В ней нет ничего, что заслуживает вашего внимания. Если вы захотите чего-то драйвового в ретро-стиле, лучше купите себе PS1.

XCOM: Enemy unknown

XCOM: Enemy unknown

Год выхода: 2012

Олдфаги могут сколько угодно спорить о том, что в этой игре микроменеджмент ничто против олдскульного UFO, но факт остается фактом: это игра для геймера XXI века, и она отлично передает дух оригинала. Мне очень нравится реализация управления базой, процесс сложного выбора между финансированием исследований или тратой денег на оружие и экипировку, но именно сражения делают Enemy Unknown шикарной игрой.

XCOM до этого никогда не выглядел и не игрался так хорошо. Графика смотрится отлично, а разрушаемость локаций выше всяких похвал. А ведь здесь еще есть и мультиплеер, стремительный и яростный, в отличие от многих других стратегий. Вам нужно собрать отряд на определенную сумму очков (как в играх Total War), а потом постараться уничтожить противника. Когда я выхожу в онлайн, то обычно с треском проигрываю, но это настолько весело, что результат меня чаще всего даже не расстраивает.

Это именно та игра, которую мы ждали после «Апокалипсиса» 1997 года, и она того стоила.

XCOM: Enemy Within (дополнение)

XCOM: Enemy Within (дополнение)

Год выхода: 2013

Поиграв в Enemy Unknown, перед покупкой Enemy Within я не испытывал ни малейших колебаний. Новые механики – просто великолепны. Если вы никогда не устраивали на поле боя ад для пришельцев при помощи своих генетически улучшенных солдат, обязательно попробуйте.

Приятным нововведением стала тайная человеческая группировка EXALT, преследующая свои цели, идущие вразрез как с планами XCOM, так и с намерениями захватчиков. Порой, знаете ли, приятно бывает пристрелить своего собрата вместо очередного зеленокровного гуманоида.

В отношении мультиплеера Enemy Within пошла еще дальше, добавив 40 (сорок!) новых красивых карт с грамотной трехмерной планировкой. В этом, собственно, и суть дополнения: больше карт, больше адреналина, больше смертей.

The Bureau: XCOM Declassified

The Bureau: XCOM Declassified

Год выхода: 2013

Bureau очень похожа на американские фильмы категории B 60-х годов. Она прекрасно выглядит и играется, анимации плавные и четкие, а стрелять в ней достаточно приятно. Вот только есть подвох: уберите из названия «XCOM», и она быстро превратится в посредственный шутер от третьего лица.

ИИ-напарники, которые должны выполнять ваши приказы и действовать сообща, порой действуют подобно слабоумным, пытаясь погибнуть геройской смертью. Между перестрелками игрок бродит по своему штабу, болтая с персонажами, пытающимися придать глубину здешнему менеджменту, но только лишний раз раздражающими своей навязчивостью. В игре найдутся и первоклассные моменты, но между ними, к несчастью, расположились огромные такие куски не самого увлекательного геймплея.

XCOM 2

XCOM 2

Год выхода: 2016

Вот уже 20 лет Землей правят пришельцы, уничтожая всех несогласных и выстраивая одним им ведомое «светлое будущее». Бывшие агенты XCOM пытаются возродить свою организацию и дать бой захватчикам, изгнав их с родной планеты.

XCOM в очередной раз изменилась, оставшись при этом собой. Вторая часть ремейка привнесла множество нововведений в дизайне и механиках, превратив игрока из командующего крупной официальной организацией в партизанского лидера со всеми вытекающими из этого последствиями.

XCOM: Chimera Squad

XCOM: Chimera Squad

Год выхода: 2020

Несмотря на то, что земляне победили, пришельцы никуда не делись. Они ассимилировались, растворились среди человечества, и представители всех рас в итоге научились мирно сосуществовать.

Игра получилась более камерной и компактной в сравнении с предыдущими частями обновленной линейки. Бойцы незаменимы, и гибель одного означает провал всего дела. Стычки проходят в небольших локациях, и занимают не более десяти минут. Персонажи четко прописаны, и вы даже не сможете дать им собственные имена.

Тем не менее XCOM: Chimera Squad нельзя назвать плохой: это крепкая тактика для тех, кому хочется продлить приключение в ожидании полноценной третьей части XCOM.

Подражатели

Xenonauts

Трилогия запомнилась рядом серьезных промахов (например, накоплением солдатами опыта от любых выстрелов, что позволяло нагрузить их патронами для дробовика и расстреливать боезапас в землю, получая один уровень за другим), но в целом оказалась вполне интересной и довольно сложной даже для тех, кто успешно разбирался с подводными пришельцами в X-COM: Terror From The Deep.

UFO

В 2007 году вышла игра UFO: Extraterrestrials, фактически, любительский проект, созданный энтузиастами и призванный повторить ту самую первую X-Com. В общем-то, если говорить о геймплее, то так и есть: нас ждут старая-добрая карта планеты (на этот раз не Земли, а ее колонии в дальнем космосе), тактические пошаговые бои и микроменеджмент. Несмотря на множество багов и не самый идеальный баланс, игра была тепло принята, не в последнюю очередь за счет атмосферы и общего с X-Com ретрофутуристического стиля. Продолжение, под названием UFO2Extraterrestrials: Battle for Mercury, разрабатывается по сей день.

Привет всем зашедшим в мой блог! Не буду скрывать, я с школьных лет любил стратегии. Правда пока мои сверстники гасились в Героев 3, Варкрафт 3, Red Alert 3, я отдавал предпочтение играм серии "В тылу врага" и "Company of Heroes: Tales of Valor". О пошаговых стратегиях я не знал в принципе. Слышал конечно о Цивилизации 4, но не знал что это пошаговая стратегия. И знакомство с этим жанром у меня началось именно с игр серии ХСОМ. Что ж, поведаю вам свою историю того, как я с ним ознакомился и выскажу своё мнение. И да простит меня в случае чего гуру стратегий, граф Monte_Cristo.

XCOM: Enemy Unknown/Enemy Within

Как вчера помню. То был 2015 год. В игровых новостях стали рассказывать о том, что 2К что-то тизерит необычным сайтом. Мне стало интересно что это и стал следить за ситуацией. Выяснилось, что это некая ХСОМ 2. Выглядела игра очень стильно и интересно, а как увидел геймплей - игра сразу попала в мой список желаемого. Но пока ждал релиза, я решил опробовать первую часть, благо её продавали в полном комплекте где-то за 200 рублей. Когда скачал игру и запустил, появился выбор - Enemy Unknown или Enemy Within.


Я решил начать с Unknown и. это была моя ошибка. Нет-нет, игра классная и дарит хорошие впечатления. Просто на фоне Within она начинает казаться суховатой и неполноценной. И игра заставила меня поднапрячься даже на средней сложности. Возможно Monte_Cristo со мной не согласится (или же просто сочтёт меня казуалом), но ИИ в игре вполне себе добротный. Он порой заставлял неслабо так пораскинуть мозгами, иногда бесил и вгонял в ступор, особенно когда на инопланетном корабле в узком коридоре я впервые столкнулся с Кибердиском. Два бойца тогда не вернулись из боя. В итоге всё закончилось тем, что где-то в 2016 году я бросил прохождение на последней миссии (пытался взять нахрапом, без прокачки псионика) и игра пылилась у меня в Steam аж до 2018 года.


Тогда в тот момент, когда играть ни во что не было желания, а денег на "Войну избранных" для ХСОМ 2 не было, я решил вернуться в первую часть, но уже в Enemy Within. И знаете, то самое чувство когда понял что с этого и надо было начинать! Новые фишки с Составом, МЭКами, генными модификациями и Exalt просто невероятно разнообразили и без того хорошую игру. Я получал искреннее удовольствие, когда подбирал все контейнеры с Составом, когда удачный залп моего МЭКа разносил в кашу пачку врагов, когда прокачанный в максимум снайпер выносил критом целого врага через всё поле боя и когда один за одним я гасил бойцов Exalt в их же штабе (то была великолепная бойня, как Красная свадьба в Игре Престолов). И к финальной миссии я подошёл более ответственно. 5 генномодифицированных по максимуму псиоников и один антиграв-беспилотник (МЭК я забраковал из-за шанса потерять над ним котроль ввиду захвата разума), куча аптечек и гранат. Как результат, игра была пройдена. А заодно начало складываться, как всё между частями закончилось поражением.


И что я могу в целом сказать об этой игре? Лично мне она кажется более чем шикарной! Да, я не играл в первые части 90-х годов. Да, олды говорят что они гораздо глубже нежели римейк 2012 года. Да как-то и не важно. Важно, что игра отлично вписалась в реалии индустрии того времени и пробудила в массах интерес к пошаговым стратегиям. И именно после этого и пошла разработка ещё ряда пошаговых стратегий, которые где-то уступали ХСОМ, где-то превосходили его. Как я и сказал, игра шикарная, но есть мелочи которые надоедали (рубрика "ДОКОПАЛСЯ"): русская озвучка, которая иногда не попадала с голосами или самовольно меняла имена и обозначения (так гордое "КОММАНДЭР" превратилось в более нейтральное "Шеф"), ввиду какой-нибудь сложной задачи прохождение могло встать на несколько часов (поимка Изгоя например), а саундтрек хоть и был неплох, но за 20-30 часов успевал надоедать. Ну и не совсем удачная графика из-за которой некоторые образцы брони и оружия выглядели крайне карикатурно. Но в целом игра оставила приятное впечатление. Благодаря ей я полюбил жанр пошаговых стратегий и в последствии попробовал Циву 5. Тоже прикольная вещь.


XCOM 2 + War of Chosen

Ну вот теперь можно и про сиквел поговорить. Взял я его осенью 2016 года, уже после того как там пофиксили оптимизацию и графику. И знаете, это добротный сиквел. Я с удовольстввием его прошёл в первый раз, хотя признаю, что чуть не бросил игру на первой встрече с Аватаром и опять же на финале. В этот раз я подготовился по полной, но какой же АД противостоять трём Аватарам со свитой на довольно открытом участке! Смена вектора геймплея очень хороша. Диверсии, стелс, похищения - всё это хорошо вписалось в геймплей. А мир. он стал очень детальным и красивым. Вычищенные городские центры, заросшие заброшенные деревушки и городки, проработанные вражеские базы и станции, стильные враги, стильная броня своих бойцов и хорошо прорисованное оружие, а не карикатурка какая-то, как в первой части. Мне не к чему даже придраться было, даже оптимизация для моего ноута шикарная. И да, ИИ здесь всё так же могёт как по мне. Правда промахи при 90% или в упор выбешивали, но это уже фича, обсмеянная где только возможно.

Но речь сейчас шла о простой версии игры. С дополнением "Война избранных" это стала совсем новая игра. Три интересных босса, противостояние с которыми чистейший вызов, а от победы над которыми кайфа не меньше, чем от сдачи какого-нибудь зачёта. А какие с них стволы падают. Сейчас поймут те, кто играл. Помните первого бойца, рейнджера Джейн Келли? Я ей выдал дробовик и катану Избранной, вкачал ряд навыков, выдал ещё пару прибамбасов и она стала просто неубиваемой мясорубкой которая могла за один ход выкосить всех проивников в радиусе зрения. Итог: к финальной миссии на её счету было 200+ фрагов (не знаю, считались ли тут Странники (зомби), но их она тоже немало выкосила). Ещё добавили три фракциии, и у каждой собственные бойцы. Жнецы, эталонные разведчики от которых так и веет славянскими корнями (от имён и до оружия (СВД под псевдонимом "Вектор") и фирменных костюмов с противогазами), Заступники, гибриды перешедшие на сторону землян и Храмовники, которых можно назвать не иначе как пси-рейнджеры с их рукопашными пси-клинками. Новые классы просто великолепные и им можно найти целый ряд применений. Чего только жнецы стоят с их меньшей заметностью, нежели у других классов.


Миссии в заброшенных городах со Странниками оказались отличной идеей, которая ещё и закрыла дыру в лоре. Тут проблем не меньше, чем от избранных, особенно когда странников набиралось слишком много. И один раз из-за этого случился то ли баг, то ли фейл. Как-то взял я миссию на устранение Генерала, дабы избежать какого-то опасного события, а она была в заброшенном городе со странниками. В задачах было оговорено: устарнить генерала, устранить ВСЕХ врагов. Генерала я устранил, свиту его тоже, но второй пункт так и не засчитали ввиду. Странников. Игра их тоже считала за врагов которых надо уничтожить! А спаунились они бесконечно! В итоге пришлось вызывать Рейнджер и рвать когти. Уничтожение генерала хоть и засчитали, но операция получила клеймо "Поражение".


Также добавили ряд приятных мелочей: фотокабинка, напарники, переобучение, секретные операции (кстати благодаря им я хоть перестал чувствовать что только я здесь делом занимаюсь), приказы и так далее.

Ещё позже добавили пак с 28 миссиями наследия. Что могу о них сказать? С точки зрения истории это вполне интересные истории. Они рассказывают чем занимался "Центр" после краха ХСОМ (кстати первая глава проходит на уровнях из первой части. Ностальгия. ), о том как ДиДжей с Радио Сопротивления чуть не наворотил дел с вышками пришельцев, о том как Шэнь собирала запчасти для Мстителя, и как в команде ХСОМ появились Джейн Келли, доктор Тайган и ещё пара персонажей. В принципе с точки зрения сюжета и количества (4 главы по 7 миссий) я остался доволен.

Но. С точки зрения геймплея это полный трындец. Поначалу я думал, что это будут хардкорные миссии где я со стоковыми пушками и невосполняемым отрядом (типа боец умер и без замены), должен буду пройти ряд сложных и интересных миссий. На деле же отряд всегда восполняется, а гаджеты и враги буквально лезут из будущего! Серьёзно, здесь вы столкнётесь с Аватарами, получите офигенную броню которую в игре вы исследовали только под конец. Ладно бы оно было дизайном как из Первого ХСОМ, типа нашли уцелевшие прототипы и т.д. Но главное. Стволы Избранных! Какого, блин, чёрта! Но что самое смешное, между главами прогресс гаджетов сбрасывается, типа не было у Брэдфорда дробовика Избранной, не было технологичного клинка, не было крутой брони. Как будто *ЩЁЛК*! И забыли! По крайне мере карты и задачи миссий не удручают. Они вполне интересные.

В общем, с дополнениями ХСОМ 2 стала почти идеальной игрой. Реально, я не могу придраться! Лично я могу порекомендовать эту игру всем, кто захочет ознакомиться с жанром пошаговых стратегий.

Вот как-то так. А ещё я сделал клип по второй части. Всем спасибо за внимание!

Если вам понравились игры этой серии, вас могут заинтересовать.

  • 8 сбалансированных архетипов и 7 рас
  • новая система экономики
  • захватывающие межсерверные турниры
  • ускоренная прокачка и тренировочный лагерь
  • мощные герои
  • грозные боссы
  • стратегический геймплей
  • PvE и PvP битвы
  • богатый выбор классов
  • простой механизм переключения между классами
  • меняйте классы на лету
  • единый сервер Skyforge
  • специальный сервис - социальная сеть Элинет
  • грандиозные массовые сражения
  • разнообразие игровых ролей
  • аутентичное оружие и военная техника
  • высокий вклад каждого участника в победу команды
  • фэнтезийный мир
  • глубокая система развития персонажей
  • более пятидесяти различных классов
  • тысячи монстров для охоты
  • массовые противостояния гильдий

Копирование информации без письменного разрешения администрации сайта запрещено. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей. Материалы с пометкой "Пресс-релиз" публикуются на правах рекламы. Многие материалы на портале размещены пользователями и если вы считаете, что они нарушают ваши авторские права - свяжитесь с нами через форму контактов. Используя функции портала, вы принимаете пользовательское соглашение и подтверждаете ознакомление с политикой конфиденциальности.


Релиз XCOM 2 оказался одним из самых ожидаемых для аудитории заядлых фанатов персональных компьютеров. С самых первых дней Firaxis Games твердила о том, что проект разрабатывается только для РС, а игроков ждет более серьезное и сложное сражение за будущее Земли. Однако сразу после релиза послышались недовольные и разочарованные возгласы фанатов, которым проект пришелся не по душе. Есть ли в этом правда и что же так разочаровывает в XCOM 2 — читайте в обзоре!


Каким ты был

Но сначала немного истории. В своей работе Firaxis Games отталкивалась от нашумевшей XCOM: Enemy Unknown, вышедшей в конце 2012 года. Тогда игра оставила отличные впечатления, во многом за счет удачного сочетания концепции пошаговых боев, вторжения инопланетян и проработанных сражений на качественных картах. Чуть позже нас порадовали доработанной XCOM: Enemy Within, с роботизированными бойцами-киборгами и генетически улучшенными солдатами-людьми.

Темное будущее, где люди променяли свободу на здоровье и отсутствие преступности

Темное будущее, где люди променяли свободу на здоровье и отсутствие преступности Темное будущее, где люди променяли свободу на здоровье и отсутствие преступности

Казалось бы, имея такой фундамент, Firaxis Games могла задуматься о том, как можно усовершенствовать следующую игру серии. Enemy Unknown и Enemy Within были отличными играми, но им очень многого не хватало и эта нехватка даже вылилась в разработку отдельного мода под названием Long War. Сразу после анонса XCOM 2, состоявшегося во время Е3 2015, стало ясно — нас ждет усовершенствованная и усложненная игра, которая способна бросить игроку вызов — сможете ли вы превозмочь развитого противника, системно занимающегося колонизацией?

Разработчики объявили на весь свет, что нас ждет сложное сражение за будущее Земли, поскольку в свете некоторых неназываемых событий, люди свою борьбу с инопланетянами проиграли. Генетически усовершенствованные за счет человеческой ДНК инопланетяне стали на порядок смертоноснее, а вот солдаты организации XCOM остались обычными людьми и противостоять врагам на равных не могли.

Геймплейные видео, скриншоты и комментарии разработчиков — все говорило о том, что придется взвешивать каждый свой шаг, окружать каждого противника, уничтожать врагов огнем с флангов, устраивать засады и не надеяться на лучшее — смерть оперативников должна была стать обыденностью, вопрос в том, кого принести в жертву.

Новые враги выглядят необычно

Новые враги выглядят необычно Новые враги выглядят необычно

И все это действительно так, только есть одно, очень существенное «но».

Таким ты и остался

С геймплейной точки зрения XCOM 2 является точным наследником XCOM: Enemy Unknown, все изменения разработчиков привели их в ту точку, из которой они вышли. Проблема в том, что у них получилось не движение вверх по спирали, а круг.

И всегда пускают много крови!

И всегда пускают много крови! И всегда пускают много крови!

Да-да, XCOM 2 играется, чувствуется и ощущается точно так же, как и XCOM: Enemy Unknown. Если вы недавно прошли оригинальную игру или аддон, то сходство игрового процесса второй части будет давить еще сильнее и вы согласитесь, что проекты ощущаются практически один в один, и даже если вы что-то из особенностей геймплея забыли, то быстро освоите сиквел.

А вот отсутствие прогресса разочарует — все базовые компоненты остались абсолютно такими же, какими были раньше. Каждый персонаж, помимо оружия, несет с собой одну гранату, медпакет или бронированную подкладку. По мере прокачки персонажа игрок может назначить своим подопечным чуть больше амуниции. Прокачка персонажей все так же зависит от числа убитых врагов, отряд может содержать от 4 до 6 человек четырех разных классов и даже некоторые способности остались без изменений.

Аналогичная ситуация и с боевой системой на поле битвы — укрытия дают определенные бонусы к защите, а на вероятность попадания оказывают влияние сразу несколько факторов. Можно еще долго перечислять сходства, но установив XCOM 2 вы убедитесь, что с геймплейной точки зрения базовые аспекты остались прежними.

Разработчики провели некоторые оптимизации компьютерного соперника и он теперь практически всегда гнет атакующую линию, прекрасно используя все свои возможности и не гнушаясь использовать тяжелое оружие, гранаты и минометы, как только представится возможность. Если раньше компьютер осторожничал и «не подставлялся», то теперь действует с позиции грубой силы — враги не боятся потерять 2-3 солдат во время атаки ради достижения тактического превосходства.

Это меню почти идентично оригиналу

Это меню почти идентично оригиналу Это меню почти идентично оригиналу

Полностью была переработана идея базы и теперь ее заменил летающий космический корабль инопланетян, захваченный организацией XCOM еще во времена прошлой игры. Всего для постройки строений игроку доступно 9 ячеек, которые по традиции надо расчистить (нововведение в том, что для этих действий потребуется инженер), после чего вы сможете приступить к строительству.

Ограниченное пространство разработчики компенсировали тем, что производство и исследования не требуют дополнительных помещений в обязательном порядке и их оптимально построить по 1 дополнительной единице. Более эффективными их и другие постройки делает назначение инженера или ученого в каждое помещение. Кроме того, каждое помещение можно улучшить несколько раз, за что надо будет заплатить ресурсами и временем, но это единственное возможное решение в условиях наличия 9 свободных ячеек.

Самое смешное, что он может не попасть с этой дистанции

Самое смешное, что он может не попасть с этой дистанции Самое смешное, что он может не попасть с этой дистанции

Исследований очень мало и уже через 10-12 часов активной игры вы получите доступ к плазменному оружию и усиленной броне. Кстати, вы не встретите тут привычного лазерного оружия и мощных гранатометов, как в XCOM: Enemy Unknown. Роботизированные и генно-модифицированные солдаты из XCOM: Enemy Within также канули в небытие. Нет даже небольших БМП, ранее осуществлявших функции поддержки и огневого прикрытия.

Производство новой амуниции, оружия или брони идет молниеносно, стоит меньше, чем в предыдущих играх, но все это теперь можно потерять вместе с бойцом. Кстати о бойцах — их стоимость и значимость значительно выросли и терять их крайне неприятно. Избежать этого можно при помощи улучшений для оружия, подбираемых на поле боя и хорошо меняющих характеристики оружия. Жаль, что их нельзя собрать самостоятельно.


Чтобы XCOM 2 легкой не казалась

Борьба за планету сменилась контролем над отдельными регионами континентов, которые поставляют ресурсы и при некотором взаимодействии свое влияние на них, как и получаемые деньги, можно увеличить. Лысый мужик никуда не делся — он по-прежнему будет чутко руководить отрядами XCOM и предупредит о надвигающейся угрозе. Разумеется, пришельцы весьма активно влияют на происходящие события, игроку некогда будет отдохнуть и постоянно придется прерываться, занимаясь разными побочными делами.

Взлом теперь выглядит очень круто, но лучше бы вы добавили мехов!

Взлом теперь выглядит очень круто, но лучше бы вы добавили мехов! Взлом теперь выглядит очень круто, но лучше бы вы добавили мехов!

Разработчики подгоняют игрока не только на глобальной карте при помощи разных атак со стороны пришельцев и работы врагов над критически опасным проектом «Аватар», но и во время боев. Пресловутое ограничение на количество ходов хоть и вызвало шквал критики, но, объективно, не является таким страшным нововведением. Ходов вполне хватает на выполнение поставленной задачи. А вот постоянные атаки и срывы планов на глобальной карте намного сильнее портят кровь.

Еще одно упущение со стороны разработчиков — крайне неудачный пользовательский интерфейс. Все кнопки и надписи уменьшились раза в два, так что теперь придется долго озираться и искать глазами нужную информацию. Вполне можно сломать глаза — считайте, что мы вас предупредили.

В противоположную сторону разработчиков качнуло требование фанатов о расширенной кастомизации бойцов — желание альтернативно одаренных личностей сделать из серьезного военизированного отряда цирк с конями, вероятно, и съело большую часть времени разработки. Кастомизации даже больше, чем нужно — можно сменить пол, страну рождения, каждый элемент экипировки, изменить прическу, добавить татуировку, и даже перекрасить рукоять меча и назвать его по-другому!

А вот здесь обширные изменения

А вот здесь обширные изменения А вот здесь обширные изменения

Сетевой режим

В XCOM 2 есть и мультиплеер, полностью аналогичный тому, что был в XCOM: Enemy Within. Вы набираете отряд определенного бюджета, можно брать как инопланетян, так и людей, а также устанавливаете некоторые параметры игры — и в бой! Предусмотрено всего 2 стороны, которые сходятся на маленьких картах — надежность работы сетевой части оставляет желать лучшего, так что времени на долгие перемещения и перегруппировки нет.

Суперкоманда из разных бойцов в действии

Суперкоманда из разных бойцов в действии Суперкоманда из разных бойцов в действии

Кроме того, на текущий момент сетевая часть страдает от низкой производительности игры и работы серверов, что выливается в большие лаги и длительные ожидания. Из заявленных 90 секунд на ход реально прождать все 120, а потом игра может вылететь, поскольку стабильность серверной части низкая и требует очень хорошего интернет-соединения.

Вдобавок создается впечатление, что все покупатели XCOM 2 проходят однопользовательскую часть и возятся с модами. Не понятно, на что в таком случае рассчитывали разработчики, поскольку найти напарника в каком-либо режиме несколько затруднительно. Если вы рассчитываете на сетевые соревнования в XCOM 2 или даже занятия киберспортом, то лучше найти человека вручную или даже собрать команду.

Бесконечное ожидание — нормальная ситуация для сетевого режима

Бесконечное ожидание — нормальная ситуация для сетевого режима Бесконечное ожидание — нормальная ситуация для сетевого режима

Чем выше уровень вашего командира, тем более мощных юнитов можно будет набрать, но это правило не всегда эффективно, так как уже сейчас игроки обнаружили «нагибаторские» тактические схемы, позволяющие выигрывать в большинстве случаев не меняя состав.

Графика и звук

С визуальной точки зрения XCOM 2 стала на порядок краше оригинала и радует глаз качественными текстурами, проработанными моделями персонажей, хорошими эффектами системы частиц, улучшенной по сравнению с оригиналом физикой (теперь пули могут откалывать незначительные части от укрытий) и многими современными технологиями.

Да, есть проблемы оптимизации и некоторые технические сложности. Производительность могла быть и выше, а системные требования — ниже. Однако игра работает на устаревшем движке Unreal Engine 3 и наверняка такое качество графики XCOM 2 зависит от множества «костылей». Надеемся, Firaxis Games исправит все эти проблемы ближайшими патчами и наведет порядок в технических неполадках.


Что касается звука, то он в XCOM 2 на очень высоком уровне — противники разговаривают на своем диалекте, мутоны вселяют ужас своим рыком, и лишь ваши ответные выстрелы могут вселить страх в сердца врагов. Звуковое сопровождение на хорошем уровне и состоит из обычных композиций, призванных забить пустоту в эфире.

Заключение

После 10-15 часов игры можно заключить, что разработчики из Firaxis Games уделили слишком большое значение росту сложности, дабы игроки XCOM 2 не отдыхали и не расслаблялись. Однако это их и сгубило — теперь вместо рискованных прорывов и атак «с шашкой наголо» приходится выяснять позиции и количество пришельцев при помощи бесконечных загрузок, стараться как можно быстрее накрыть их огнем «под маскировкой», а объем тактических вариантов заметно снизился — пришельцы любят ходить группами и этот момент нельзя прозевать.

Кроме того, из-за большого числа умений у врагов, уже не хочется обыгрывать разнообразные ситуации, сложность сразу ставит задачу — гарантированно уничтожать одного-двух врагов за ход, так как уменьшив их количество можно получить некоторое преимущество.

Железных кнопок F5-F9 вам, командир!

Железных кнопок F5-F9 вам, командир! Железных кнопок F5-F9 вам, командир!

Однако отсутствие значимых нововведений, например, режима игры против компьютера, вырезанный контент, вроде мехов, малое количество исследований и, главное, отсутствие желания рисковать, минимум тактических схем — это реальные проблемы. И какой толк от возросшей сложности, если пришельцы своей назойливостью вызывают желание поскорее закончить с этой игрой?

Читайте также: