Xcom enemy unknown обзор

Обновлено: 02.07.2024

Эта статья была опубликована в сентябрьском номере «Игромании». В качестве приятного подарка читателям мы выкладываем ее на сайт вскоре после выхода журнала.

Время от времени на сайте будут появляться досрочно и другие материалы из печатной «Игромании». Когда и какие – этого мы вам не скажем. Следите за анонсами и публикациями.

Оригинальный XCOM совсем не старался удивить и был с игроком предельно прост и честен. На Землю нападают пришельцы. Страны мира в ответ на угрозу объединяются и начинают финансировать проект под названием XCOM. Лучшие ученые, инженеры и военные должны отразить атаку и по возможности защитить мир от инопланетного вторжения. Ресурсов, само собой, хватает не всегда, инопланетяне становятся агрессивнее, а страны-инвесторы начинают волноваться: на войне заниматься экономикой так же важно, как и убивать пришельцев. Игра оказалась крайне популярной, появились подражатели: кто-то пытался втянуть в конфликт несколько сторон или позволить играть за инопланетян — формула постоянно копировалась, при этом добавляли новые игровые элементы, но результат почему-то не был таким успешным.

Честно говоря, сильнее всего из XCOMзапоминалась самая первая игровая сессия. Дежурная ситуация: над землей сбили НЛО, а потом отправили на место крушения отряд. Транспортное средство приземляется в тихой американской глуши. Из него выбегают солдаты и спешно осматривают местность. Неподалеку сарай, два небольших коттеджа и разбитая инопланетная тарелка. Вокруг зловещая тишина. Отряд медленно приближается к НЛО и старается использовать укрытия. В самый неподходящий момент ситуация принимает неожиданный оборот — инопланетяне устроили засаду. Один из солдат не замечает врага и глупо погибает от выстрела в спину. Другие начинают заметно паниковать. Кто-то промахивается и получает заряд плазмы, на другого нападает жуткое нечто и превращает в зомби. Кто-то достает гранату, взводит ее, но не успевает бросить — с достаточно предсказуемыми последствиями. У выживших не выдерживают нервы, люди бросают оружие и бросаются в бегство… Ощущение страха и безысходности тогда усиливалось еще и тем, что игрок, как и его отряд, не знал, чего ожидать от инопланетян.

XCOM: Enemy Unknown

Новый XCOM — игра совсем другая. Здесь не бросают на произвол судьбы. Базовые вещи объясняются в нескольких обучающих миссиях. Отряд высаживается в городе — на улице рядом со складом были замечены первые пришельцы. Командование сообщает, что неизвестный сигнал идет со стороны склада. Нам показывают, как передвигаться, совершать марш-броски и занимать выгодную тактическую позицию. Первый контакт с инопланетной формой жизни происходит не так приятно, как хотелось бы, — отряду приходится смотреть на изувеченные трупы и постепенно приближаться к складскому помещению. Солдаты работают слаженно и смело проникают в здание, выбивают двери и окна. Нас ведут за руку, и каждый ход жестко задан сценарием. Посреди склада стоит выживший человек. Игра предлагает одному из солдат подойти к пострадавшему. Так нам первый раз демонстрируют цену всего лишь одной ошибки.

XCOM: Enemy Unknown

Происходит страшное. Выжившим телепатически управляет инопланетянин, человек-марионетка достает гранату и взрывает нашего солдата. В этот же момент второго обходят с фланга и убивают. Еще двое пытаются вести ответный огонь, но ситуацию никак не изменить: с первых минут почти весь ваш интернациональный отряд из лучших бойцов, кроме одного, будет зверски убит, а новобранцы в дальнейшем совсем не застрахованы от несчастных случаев. Изменилась и отличительная черта серии — в новом ХCOM избавились от того, что называют time units. Раньше у каждого персонажа было определенное число очков, которые тратились на передвижение, стрельбу и другие действия. Теперь ход одного персонажа состоит из двух фаз: обычно можно передвинуться на определенное расстояние и потом выполнить какое-нибудь действие вроде стрельбы из автомата или броска гранаты. Управлять отрядом при этом стало гораздо легче, больше не приходится судорожно высчитывать очки в попытке расстрелять очередного пришельца. Может показаться, что игру упростили, и следующий факт только убеждает в этом: у игрока не может быть несколько баз. Вместо занудного менеджмента с филиалами по всему миру и настройки сети перехватчиков нам предлагают сконцентрироваться на развитии всего одной базы, а радарные функции теперь выполняют спутники.

XCOM: Enemy Unknown

Но это упрощение, на наш взгляд, лишь пошло XCOM на пользу. Вместо скучного стратегического перебрасывания ученых и инженеров в разные уголки мира игроку предлагают постоянно делать напряженнейший тактический выбор. Проект XCOM постоянно ограничивают в ресурсах: инвесторы платят недостаточно денег, на страны нападают, и приходится, например, рисковать потерей доверия и солидной компенсации из Китая ради отменного африканского снайпера. Почти всегда получается так, что альтернативный выбор привлекателен и обязательно приходится чем-то жертвовать. Получить дополнительных ученых, чтобы ускорить процесс исследования инопланетных технологий или установить новый спутник в Южной Америке? Может, следует построить еще один научный отдел и разрабатывать оружие вдвое быстрее? Стоит ли конструировать лазерные винтовки и сбывать их на черном рынке? Планировать приходится на несколько шагов вперед, чтобы потом не загнать себя в угол и не набрать, скажем, полный штат инженеров при пустом гарнизоне бойцов.

XCOM: Enemy Unknown

Выбирать приходится и во время боя. Персонажи постепенно получают строгую квалификацию: штурмовые отряды далеко передвигаются и предпочитают бой на близкой дистанции, класс поддержки устраивает дымовые завесы и лечит товарищей, тяжелые пулеметчики могут прикрыть шквальным огнем или разрушить укрытия из ракетниц, а снайперы тихо устраняют инопланетян издалека. Снова ситуация стала проще: там, где в оригинальном XCOM на экране персонажа была огромная простыня из переменных и характеристик, новая игра позволяет время от времени выбирать один из двух навыков. Каждый класс можно развивать по-разному, и универсального солдата вырастить не получится — акцент сделан на сочетание разных способностей, поэтому работать нужно в команде.

XCOM: Enemy Unknown

При всех упрощениях XCOM не стал глупее; наоборот, игроку намного легче ошибиться. Не обремененные очками действия персонажи бегают далеко, а чем дальше и свободнее передвигаются, тем выше шанс попасть в засаду и поступить опрометчиво. Ничто не мешает занимать укрытия, прятаться и осторожно продвигаться, но рано или поздно ошибки все равно случаются. Более того, четко установленные правила в начале игры постепенно начинают усложняться, у персонажей появляются новые возможности. Штурмовик, к примеру, может не только сделать марш-бросок через полкарты, но и еще успеет снести кому-нибудь из дробовика голову. Инопланетяне становятся опаснее, поэтому в ход идут все уловки — заградительный огонь, разрушение укрытий и обходы с тыла.

В предложенной нам версии было всего четыре миссии, но уже за это время пришлось принять несколько непростых решений. После не совсем удачной высадки в Германии игрок выбирает, где ему строить базу. Каждый регион дает определенный бонус: бедная Африка увеличивает ежемесячный доход на 25%, а в Азии тренировка солдат и производство оружия обходится в два раза дешевле. Интереснее всего улучшение у Южной Америки — вскрытия и допросы там проводятся мгновенно, видимо, дают о себе знать навыки ацтекских жрецов.

XCOM: Enemy Unknown

В лабораториях и мастерских сидят не безликие люди. Инженерами командует китаец Шен, а немка по фамилии Вален заведует исследовательским отделом. Иногда они обращаются к игроку с просьбами. Нас попросили изучить новые технологии для оружия. Не успели мы пообщаться с учеными, как в центр коммуникации поступил тревожный сигнал — инопланетяне напали на США и Китай. В два места сразу не успеть, а это значит, что в одной из стран начнутся волнения и в конце месяца на проект будет выделено еще меньше средств. В Америке оккупировали автозаправку с закусочной, а в Китае дело происходит в порту среди ящиков и металлических контейнеров. Уровни, между прочим, сделаны вручную. Процедурной генерации не будет, но разнообразия должно хватить на несколько прохождений. На задание в США, спасать демократию и автостоянку, отправился выживший десантник и три новобранца. Один из них, кстати, американец по имени Гордон Грей. Он еще не убил ни одного пришельца, но уже уверенно занимает укрытие за машиной; инопланетяне его заметили и прижали огнем.

XCOM: Enemy Unknown

Гордон героически отстреливается, пока его команда обходит сектоидов — серых худощавых инопланетян с огромной головой и черными сетчатыми глазами. Это именно они стали причиной смерти предыдущего отряда. Солдаты успевают окружить сектоидов и отомстить за павших товарищей. Через пару ходов вокруг бензоколонки уже остывают трупы пришельцев, а Гордон Грей твердым шагом приближается к дверям закусочной. Он осторожно заходит внутрь и видит трех мутонов — злобных здоровенных монстров в металлической броне. Выглядят они действительно страшно, не то что их предшественники, которые были скорее похожи на мексиканских лучадоров в обтягивающем трико. Несколькими ударами они превращают Гордона в кровавое месиво. Здесь стоит напомнить, что каждая смерть в отряде перманентна, а к солдатам привязываешься чуть ли не сильнее, чем к персонажу из Fallout или Skyrim.

XCOM: Enemy Unknown

Третье задание было опциональным: важный немецкий чиновник оказался под огнем, его необходимо срочно спасать. Команда прорывалась через парк и впервые столкнулась с новым инопланетным видом — тонкими людьми (Thin Men). Операция по спасению идет уже намного бодрее, отряд прорывается через парк, умело бросает в группы сектоидов гранаты и пользуется тяжелым вооружением для того, чтобы снести вражеские укрытия. Солдаты, наконец, встречают паникующего немца и начинают сопровождать его к точке высадки. У пришельцев на этот счет совсем другие планы: на обратном пути внезапно высаживаются несколько групп, а у нашей команды резко заканчивается взрывчатка, кто-то серьезно ранен, и его необходимо держать подальше от перестрелки.

Итак, с кем же нам предстоит столкнуться? Ветераны серии опознают в этом списке уйму старых знакомых и наверняка с интересом оценят их изменившийся внешний вид. Для всех остальных же сообщим, что население марса не ограничивается одними лишь зелёными человечками с большой головой. О разношёрстном составе вражеской армии читайте далее в этой врезке.

Тонкие люди

XCOM: Enemy Unknown

В превью-версии мы столкнулись только с первым эшелоном инопланетных войск. Тонкие люди почти не отличаются от обычных, разве что искаженными пропорциями и нездоровым цветом глаз. Теоретически это инопланетяне, которые могут принимать различные формы, — на Землю они высадились раньше всех и занимались сбором данных.

XCOM: Enemy Unknown

Сектоиды составляют основную массу инопланетных войск. Передвигаются группами, стараются телепатически контролировать людей или усиливать товарищей при помощи псионических волн; если связь разорвать, то погибнут оба. В бою сектоиды редко представляют угрозу и чаще всего умирают от одной-двух очередей из любого оружия.

XCOM: Enemy Unknown

Мутоны чем-то похожи на обезьян, разве что с высокотехнологичной броней. Эти пришельцы стараются сблизиться с противником и часто не обращают внимания на тяжелые ранения. Если мутон находится в группе, то обязательно будет издавать воинственный клич — другие инопланетяне начнут сражаться еще агрессивнее.

XCOM: Enemy Unknown

Берсеркер — это продвинутый вариант мутона. Броня стала еще тяжелее, а на руках появились острые металлические когти. В одиночку такие не ходят, рядом обязательно будет несколько помощников. Берсеркер способен совершать быстрый рывок в сторону противника, при этом громила разрушит на своем пути все препятствия и укрытия.

XCOM: Enemy Unknown

Летуны мало того, что парят по воздуху на реактивных двигателях, так еще и умеют телепортироваться в самый неподходящий момент. Изначально это были хищные животные, которым специально удалили половину тела и установили систему жизнеобеспечения: у летунов нет сердца, легких и пищеварительной системы.

XCOM: Enemy Unknown

Крисалид — один из наиболее опасных инопланетных видов. Он не просто превращает людей в зомби, нет. Человеку разрывают грудную клетку и откладывают туда яйцо. После этого жертва становится зомби, а немного позже из тела вылупляется новый крисалид.

XCOM: Enemy Unknown

Пришельцы-штурмовики — один из новых видов врагов. Предположительно, штурмовики могут маскироваться и превращаться в желтые кристаллы.

XCOM: Enemy Unknown

Заканчивается превью-версия тем, чем начинался самый первый XCOM восемнадцать лет назад. Истребители-перехватчики сбивают над землей инопланетный корабль, а мы отправляем на место крушения отряд. Снова повторятся похожие ошибки, кто-то обязательно умрет, а другие останутся в живых и отомстят. В этих ошибках и заключается прелесть XCОМ. Их теперь больше, а вместе с тем ощущения от игры стали намного ярче. Случайно погибнуть на поле боя, поддержать не ту страну, выбрать не ту отрасль науки, в которую нужно вкладываться, — в XCOM вы обязательно ошибетесь, но это не ошибка, а органичная часть игрового процесса. Ни в одной другой игре такого нет.

Главный момент: стоит провести за этой игрой хотя бы полчаса, как она сразу становится одной из самых ожидаемых. Без шуток. Именно ошибки, а также все решения — что исследовать, как комплектовать отряд и какие навыки давать солдатам — влекут за собой вполне осязаемые последствия. Таким образом, самая важная часть XCOM осталась нетронутой. Так же как и в оригинальной игре, неаккуратный выбор на любом этапе игры может стоить потери финансирования, и программу по борьбе с инопланетным вторжением просто-напросто закроют, а пришельцы уж точно устроят на Земле террор, хаос и разрушение.

Будем ждать? Ремейк XCOM спустя восемнадцать лет. Такой же беспощадный и увлекательный.


Ремейки — дело ответственное и опасное. Слишком уж легко зацепить чувства ностальгирующих фанатов и разочаровать их. Особенно когда речь идет о таких титанах игрового мира, как XCOM. Но компания Firaxis решила-таки рискнуть, и мы на них искренне понадеялись. Насколько оправданными оказались наши надежды, вы узнаете из горячего плазменно-лазерного видеообзора. Только вышла сразу обзор, ого!
если бы они так с моим любимым варгемом сделали бы. По тактике и стратегии — точное повторение серии UFO. Кстати, странно, что нету сравнения с этим потомком X-COM Ну что-ж, выглядит довольно сочно, интересно и красиво, вот бы все такие ремейки делали бы.
Большое спасибо за обзор СГ.
А то я вот все думал, стоит щас брать XCOM: ENEMY UNKNOWN, или нет)
Теперь я точно убедился в том, что ремейк удался, уж теперь он от меня не ускользнет:). За моим любимым компом я сижу в любимом кресле кушаю любимые пельмени собственного приготовления, запивая любимым зеленым чаем, слушаю моего любимого обозревателя про игру моего любимого жанра. Что может быть лучше?)))))

Игра очень хороша (на мой взгляд — «Изумительна»).

В обзоре Глеба действительно было много скептицизма и с ним согласен во многом.
Но! Я хоть и ярый фанат «UFO Defence», рад, что в «Enemy unknown» не точечки вдоль всего поля, а просто линии. Ведь (если смотреть изнутри) эти «экшн-пойнты» остались.
С прокачкой — солдаты бегают дальше. Абилки — позволяют стрелять дважды или бегать трижы. Много всего.
А высчитывать экшн-пойнты на три шага+присеть+выстрелить — убрало бы динамику, которой данная игра очень хорошо заправлена.

Да, это «уже те тот X-Com». Да.

Я скажу больше — это уже другой X-Com, который захватывает так же (!) как и его пра-пра-пра-. -прадед.

А игровые деньги… Firaxis ушли в глубокий минимализм =) жаль конечно, что не миллионами ворочаешь… (воображение то всё раво ими ворочает, как ни крути) но и в этом что-то есть.

В общем, я этой игре на «критиксах» поставил «10», потому что она того достойна со всеми недочётами. И я уже давно таких игр не получал в свои руки. (Эх, любимый мой Джаггед Два… какой же ты старый. )

И, конечно, за обзор — спасибо, Глеб! Я так ждал этой игры, что у меня даже критицизм и скепсис мои как-то отключились. А ты хоть немного меня на землю вернул =)
ну, всем пока, я — полетел.

Игра удалась. Сегодня в 3 ночи таки стала доступна игра в Стиме. Всю ночь не спал… 0:40 — сектоид на мишени, прям как тот, старенький… добренький… Ну надо же =) А я до сих пор качаю эту игру в стиме.
Не думал, что она будет 15 Гб весить.
Но оно того стоит. IMHO:
XCOM — очень двоякая игра. Она точно не ремейк, это переосмысление игры.
1) Новая пошаговая система — интересная, проста и очень динамическая. Она чем-то похожа на шахматы. Но, в то же время, эта система существенно обрезает ту массу возможностей, которая была в x-com(возможность подобрать оружия, точный расчет тактики). Теперь расчет идет больше на рендом, чем на тактику, и поэтому в XCOM нету ГИС(генератора интересных ситуаций).
Хотя в XCOM стало интересно играть в тактической игре, чем оригинале, так в x-com тактический бои становились рутиной и один бой мог затянуться на дни.
2) Сложность, несмотря на приставочность, прикрутили, что радует, хоть и не дотягивает до Terror From The Deep. Можно потерять весь отряд разом, еще можно поставить запрет на сохранения.
Раскачка персонажей — интересный рпг элемент. Но опять, очень жалко терять челена команды, что не реалистично. В x-com потери были неизбежны.
3) В XCOM красивая база, не поспоришь. Но она, опять же, обрезает существенную часть геймплея, — оборона базы, постройка множества баз для разных целей.
Итог: Игра — явно не проходняк. Много обрезали, что очень плохо. Мало что добавили, но осовременили. Это, безусловно, лучший «римэйк» x-com. Но, как истинный олдфаг, я буду ждать Xenonauts.(Но это не мешает поиграть в XCOM) Все же «пошаговость» это не мое… я весь изнемог когда так долго наблюдал за перестрелкой 2х2… ведь этож еще и боты.«Press X to win»значит? это к чему? вот они еще 2 лагеря на которые можно подразделить игры «Тыкай и смотри»(Пошаговые RPG, стратегии и т.п, и еще ненавистные MOORPG>_<) и «Action» — тобиш тыкай все что бы победить..(FPS 3rd 1rd, рейсинги и т.п) дак вот может это кому то и нравиться, но меня убивал игровой процесс до зелени… хотя я не имею ничего против RPG(но только экшн RPG:Witcher,TES,Deus Ex(например последний я вообще считаю для себя лучшей игрой прошлого года. но для всех это конечно же Бэтмен)Fallout(хотя он не очень ибо Creation Engine под шутерок от первого лица не оч из-за чего все бои сводились к использованию Vault-Tec Auto Targeting System… да и стратегии я тоже уважаю Man of War,R.U.S.E или вечная для меня Age of Empires… но все же когда видишь как тупят боты стоящие друг перед другом, по немногу убавляя индикатор здоровья противника(( Порадовало, что по окончании боя люди на базе хлопают, радуются, как- будто запускают астронавтов в космос. Приятная такая мелочь.

Все вы тут об игре, да об игре, а Глеб наш — молодец! Отличный обзор сделал, вовремя опубликовал и грамотно сформировал свою позицию в нем. Молодец!

По игре: с первыми играми не знаком, каюсь, но эту игру пропускать не собираюсь. Может не сейчас, может позже, но X-COM обязательно будет в моей коллекции!=)

аааа на конец играл в обе части на PS1, обожаю эту игру, респект за обзор Игра получилась зачетная 100%)
Главное выбрать последний уровень сложности и режим терминатор! интиресно. осталось глянуть стрим, а после, возможно, обзаведусь. Что ж, возвращение легенды состоялось. Мощное, красивое, технологичное и кинематографичное. И если с этой игрой всё хорошо, ибо сделана она по классическим канонам серии, то за выходящий в следующем году экшн X-COM от 2k Marin у меня ощущения пока складываются не самые приятные. Но надежда умирает последней, и я надеюсь, что из этого выйдет что-то по-настоящему стоящее. А пока, с праздником, фанаты X-COM! не знаю кому как, но я как до обзора сомневался покупать игру, так и после, игру хочется попробовать (в первые части не играл) и одновременно я боюсь что она меня не так сильно и удивит =(, к тому же в ней нет кооператива (а ведь могли бы придумать) =( Не знаю а мне тактический режим не понравился пожалел что купил… повелся на рицензии, теперь буду ждать Xenonauts :( Вроде бы же писали что русской озвучки не будет… Или это у меня уже с дисхонордом в голове всё перемешалось?)
Вобщем был приятно удивлён услышав русскую речь в игре. В игре, конечно, присутствуют баги и недоделки, но они легко устранимы перезагрузкой миссии. Локализация на русский не плохая, даже хорошая. Мощный и интересный сюжет, подаваемый по средствам разнообразный миссий типа: слетай туда, спаси того, вернись туда и захвати живого сектоида, а под конец обезвредь бомбу… В общем всё классно, интерактивно, всем советую… Только сохраняйтесь почаще))) Прям очень классная игра! После одного только обзора, очень хочется её купить…

вот осмысленная копипаста, не без мата но со здравым смыслом

Игра очередное говно «по мотивам». Такая же попсовая срань рассчитаная на криворуких и тупорылых жирных американских педрил как JA3.

Владельцы франшизы не стали даже заморачиваться. Сделали красивенькую мультяшненькую графику и полностью обосрали весь отработанный годами геймплей. Так изуродовать 100% хит надо суметь. Это разрекламированный эпик фейл за ваши бабки. Я лично больше не буду делать предзаказ никогда.

Вы любили серию Х-СОМ за четкое ведение боя грамотно отобранной, хорошо укомплектованной командой прокачанной под свой стиль и тактику боя!? Развитие баз, организацию исследований, производства и экономики?! Возню со снаряжением, его подбором и комплектацией бойца?! Авотхуй пора орать: «наснаебали. ». Вам вместо этого суют тупую аркаду. Жеваное диетическое говно в яркой упаковке для буржуйских тупых жирных детей у которых руки из жопы и мозги не могут вкурить без помощи соцработника даже меню в макдональдсе.

Карты мелкие чтобы тупая срань, которой производители этого говна посчитали геймеров, не уставала и не напрягалась конечно же. Все остальное в том же ключе. ОД отменили! Дадада их нет. Вообще нет. В пошаговой тактической игре с элементами РПГ нет ОД. Умная пауза как в Е5, Е6 и гамах по мотивам Х-СОМ? Авотхуй.

Все бойцы одинаково бегают и стреляют за ход 1 раз в этаких убогих комбинациях. Причем пальнуть и перебежать у вас при всем желании не получится. Выстрел (единственный. ) венчает ваше тактическое творчество так сказать. В бою вы больше не можете целится так как вам нужно, более того у вас в принципе нет режимов перемещения и даже режимов ведения огня. Стрельба по частям тела — бухаха. Это же слишком сложно! Перемещение и стрельба всегда в одном режиме и тупы до безобразия. Когда вы увидете что эти пидоры сделали с системой подбора снаряжения и комплектацией боцов, развитием базы и экономикой то будете плакать или желать жадным сукам сдохнуть от насморка.

У ваших бойцов в принципе нет личных параметров. Если конечно не считать таковыми совершенно идиотскую систему навыков которые даются рекрутам в зависимости от класса назначаемого случайно от какой то странной сизой балды.
ВДУМАЙТЕСЬ. Для того чтобы боец кидал дымовые гранаты их не надо исследовать, производить и думать где и сколько разместить в снаряжении. Вашему бойцу надо внезапно после боя стать «классом поддержки»(!) и тогда после изучения единственного доступного на данном уровне перка он так и быть сможет пускать дымы из своей специально тренированной жопы. У бойца 1 винт 1 пигаль и одна граната. Клево правда? За такие элементы РПГ надо пинать всю команду разрабов в промежность пока яйца не станут всмятку а писька не почернеет и не отвалится.

Х-СОМ попала в руки к лютым гомосекам которые изговнили ее до полной непригодности. По сравнению с этой гонимой шляпой JA3 оказывается вполне достойная игра. Я скажу так — я осквернял бакенбарды мамы производителей и издателей этой трахомы. Эта «долгожданная» дрисня не стоит даже траффика для ее скачивания с торрентов.

Издатели сегодня практически не выпускают новые пошаговые тактические игры — боятся финансового провала, полагая, что они будут слишком сложны для современного игрока. Максимум дают добро на ремейки культовой классики, но и там ставят задачу упростить и изменить привычную тактическую систему. Так на свет появились Jagged Alliance: Back in Action и XCOM: Enemy Unknown. Но какими же разными они оказались. Если у немцев после операции по удалению пошаговой системы боя получилась крайне постная, лишенная тактического напряжения игра, то сотрудники Firaxis Games скорее не удаляли, а творчески переосмысливали, умудрившись сохранить и прежнюю сложность, и напряжение, и увлекательность.

XCOM: Enemy Unknown

Видов самолетов и НЛО теперь значительно меньше, но это не сильно сказалось на стратегии.

Хорошо забытое старое

Оригинальная X-COM: UFO Defense, вышедшая в 1993-м году, не зря несколько раз признавалась лучшей компьютерной игрой за всю историю. Дело, конечно, не в том, что она предложила жареную тему: сражения с инопланетянами в составе специальной организации XCOM, призванной координировать работу всех земных государств по противодействию «чужим». Во-первых, игра фактически заложила основы тактического жанра. Все эти очки действий в пошаговом режиме, возня с каждым бойцом в отдельности, их «прокачка», раздача приказов на паузе, использование инвентаря, обыскивание трупов в поисках патронов и аптечек, перехват хода и расчет вероятности попадания в зависимости от расстояния до цели и навыков юнита — все это пошло, конечно, из Laser Squad, но закрепилось, получило дальнейшее развитие и признание именно благодаря UFO Defense.

Во-вторых, увлекательные тактические бои в X-COM: UFO Defense сочетались с не менее увлекательной и глубокой стратегической частью, заставлявшей нас проводить за глобальной картой кучу времени: там мы строили и всячески развивали базы, проводили исследования, сбивали или перехватывали НЛО, планировали нападения на их опорные пункты, вели переговоры со странами, поддерживающими XCOM, закупали самолеты и корабли…

Естественно, после такого успеха последовали продолжения, подражания и прочие клоны. Их было много — X-COM: Terror From The Deep, X-COM: Apocalypse, UFO: Aftermath и много еще чего. Но, пожалуй, только UFO: Extraterrestrials 2007-го года выпуска оказалась наиболее близкой по духу к культовой классике. Когда в начале этого года студия Firaxis Games, составленная в том числе из авторов оригинальной X-COM: UFO Defense, анонсировала ремейк, казалось, что от этой классики тут мало что останется. Разработчики сразу дали понять, что некоторые вещи из оригинальной игры пойдут под снос и в целом новая итерация XCOM будет более лояльной к игроку.

Единственное, чего действительно не хватает в тактической системе, — это возможность вести прицельную стрельбу по разным частям тела и менять положение тела бойца.

Все ушли на базу

Как видите, по сути, все, за что мы любили стратегическую часть UFO Defense, на месте. Точно так же нам нужны различные ресурсы, инопланетные материалы, инженеры и ученые, чтобы открывать новые технологии, получать доступ к новым видам брони, джетпакам, лазерным винтовкам и боевым платформам. Точно так же на более поздних этапах игры придется выращивать из своих бойцов псиоников, оснащать истребители новыми видами оружия. И, наконец, точно так же все наши действия отражаются на отношениях различных стран к XCOM — если мы им не помогаем, там увеличивается паника, и в итоге государство может отказаться от финансирования организации.

XCOM: Enemy Unknown

Самое сложное в бою — поймать живого инопланетянина.

Мой первый спутник

Так что же изменилось от того, что база у нас теперь всего одна и не нужно строить много десантных кораблей (всю игру мы летаем на одном)? Кто-то, конечно, скажет, что разработчики XCOM: Enemy Unknown просто учитывают интеллектуальный уровень современного приставочного поколения, которому, дескать, сложно рассредоточивать внимание и играть в большие глобальные стратегии. Верно это лишь отчасти. На самом деле, авторы ведь не просто сократили количество: в рамках одной базы они поставили нас в более жесткие условия. Объем задач, исследований и построек тут не меньше, но при этом зависимость от ресурсов и отношения к нам различных стран заметно выросла. Игроку постоянно приходится решать, кому помогать, а кому нет, куда высылать перехватчик или отряд быстрого реагирования, а где придется игнорировать бедствие — в итоге уровень паники во многих странах быстро растет и уже на начальном этапе игры многие выходят из организации. Останется меньше 8 стран — «геймовер».

Денег при этом постоянно не хватает. Соответственно, возникает еще куча поводов для головной боли: куда их потратить, какое исследование важнее, что лучше построить сейчас, а что отложить на потом. И стоит ли продавать инопланетные артефакты на сером рынке: с одной стороны, они нужны для исследований и получения новых видов экипировки, с другой — приносят хорошую прибыль, без которой не выйдет ни нанять бойца, ни построить новый самолет…

Наконец, сосредоточив действие в пределах одной базы, авторы смогли сделать ее более живой, что ли, наполнили интересными персонажами, которые общаются и спорят друг с другом. И даже ввели сюжетную кампанию, которая ставит перед игроком конкретные задачи и добавляет напряжения.

XCOM: Enemy Unknown

Многие виды инопланетян, например сектоиды, криссалиды и мутоны, перекочевали из оригинала, но появились и новенькие. Например, вот эти дохляки, похожие на людей в черном.

Спецназ против НЛО

Примерно то же самое случилось и в тактической системе XCOM: Enemy Unknown. Вместо двух десятков бойцов нам теперь доступно максимум 4—6 оперативников. При этом сами бои поначалу могут вызвать шок у тех, кто помнит оригинальную игру. Очков хода нет, инвентаря нет, выносливость при перемещении не тратится, поднимать трофеи и рыться в карманах погибших нельзя. Бойцам в свой ход, по сути, доступно лишь два действия: пробежать до укрытия либо пальнуть в инопланетянина.

Однако в итоге тактики при таком раскладе обнаруживается не меньше, а может, даже и больше. Во-первых, игре явно пошла на пользу новая ролевая система. Бойцы теперь четко делятся на четыре класса (снайпер, поддержка, штурмовик и тяжелая пехота с гранатометами) и при получении нового уровня разучивают один из двух новых навыков. Это опять же увеличивает вариативность игры, заставляет снова думать над выбором, а главное — открывает массу новых тактических возможностей: более опытные оперативники смогут и вести беглый или подавляющий огонь, и стрелять навскидку, и делать два выстрела за ход, и выводить из строя оружие врага, и много чего еще.

Во-вторых, очень кстати пришлась новая система укрытий. Спрятавшись за объектом, боец автоматически берет под контроль разные сектора обзора и может стрелять или перехватывать действия врага, не совершая каких-то лишних телодвижений, как это случалось раньше. В-третьих, благодаря разрушаемости всего и вся (в том числе и многих укрытий) в сражениях появилось больше вариативности. Если, предположим, «головастик», взявший под контроль вашего бойца, засел за стеной, и вам его никак не достать, можно выстрелом из гранатомета снести перекрытие, и тогда снайпер получит возможность практически в упор разнести инопланетную черепушку.

В таком виде боевая система предлагает больше сосредоточиться не на возне с предметами, инвентарем и несколько условными «очками действия», а непосредственно на сражениях и на тактике. Она теперь напоминает более динамичный и реалистичный симулятор небольшого боевого подразделения, бойцы которого должны действовать слаженно, прикрывать друг друга, особо не высовываться, в первую очередь занимать укрытия, брать на мушку входы и выходы и выжидать. Разделение на классы пошло тактической системе только на пользу: бойцы поддержки должны быть рядом с остальными, снайперы должны занимать высоту (появился даже специальный навык, повышающий эффективность действия стрелка на возвышенности), а штурмовики и тяжелые пехотинцы идут вперед.

XCOM: Enemy Unknown

Помимо кампании в игре есть мультиплеер, где игроки сходятся друг с другом в тактических сражениях. Причем в одном отряде тут могут выступать люди и инопланетяне.

Разработчики XCOM: Enemy Unknown не упрощали игру, а просто сместили акценты — с несколько рутинного и однообразного микроменеджмента к более напряженному действию. Ни тактика, ни стратегия при этом никуда не делись, поэтому игра захватывает и увлекает не меньше, чем раньше. А то, что она при этом стала более зрелищной, лояльной к игроку и интуитивно понятной (одно дело распределить несколько действий между 4 бойцами, и совсем другое — просчитать 10 шагов каждого из 15 оперативников) — это в данном случае пошло всем нам только на пользу. Потому что в таком виде мы получили не симулятор нервной истерики, а динамичную, увлекательную и эффектную стратегию. Если же вам нужен именно такой симулятор, советуем дождаться Xenonauts.

Плюсы: переосмысленная, интуитивно понятная тактическая система; постоянный выбор в тактике и стратегии; напряжение на глобальной карте; симпатичная графика; зрелищная система разрушений; появление сюжетной линии.
Минусы: отсутствие точечных повреждений; сокращение видов НЛО и истребителей; порой слишком непослушная камера в тактических сражениях.

Вспомните первый X-Com. В черноте космоса висел сине-зеленый шарик планеты Земля. Одного взгляда на него хватало, чтобы стало страшно — просто от осознания того, насколько же мы в самом деле беззащитны и одиноки. Человечество замкнулось в своем маленьком мирке, полагая себя венцом природы и хозяевами всей планеты. Но что если в этот мирок однажды возьмут, да и вторгнутся недружелюбные соседи? Ведь никто нам не поможет. Справляться придется самим.

И пусть в ход идет лучшая техника и вооружение — в сравнении с марсианскими технологиями все земные пулеметы и ракеты не более чем пшик. Пришельцы устраивают террор по всей планете, похищают людей и обращают их в зомби, завладевают разумом членов правительства и устраивают в небе гонки на летающих тарелках, — а у нас только и есть что два истребителя да взвод неопытных солдат, гибнущих от одного попадания в грудь. Как тут не утратить веру в спасение?

Только после десятков сбитых тарелок. Только после того, как бойцы закалятся и перестанут дрожать при встрече с каждым захудалым сектоидом. Только после того, как на страже планеты встанут первые гибридные истребители, собранные из обломков чужих технологий. Только тогда можно будет перевести дыхание, осознав, что не так все, пожалуй, и плохо. Что голубой шарик в бескрайней пустоте не так уж и беззащитен и вполне способен показать зубы, если понадобится.

Ну а теперь настало время собраться с силами и устроить встречный визит вежливости, чтобы отыграться за весь перенесенный ранее ужас.

Близкие контакты третьей степени

Пожалуй, самое главное в новом XCOM — то, что он сохранил эти ощущения. И хотя пресловутую планету заменил технологичный голографический глобус, а база теперь полным-полна людей, бодрым тоном докладывающих о последних событиях, атмосфера в игре царит очень напряженная.

Нужный тон задается в первой же миссии, где в промежутках между обучающими подсказками нам демонстрируют исход первой встречи отряда «икс» с внеземным разумом (кстати, если вы хотите получить статистику без потерь, обучение следует пропустить). В ходе осмотра местности солдаты натыкаются на изувеченные тела, испытывают на себе мощь плазменного оружия и впервые сталкиваются лицом к лицу с пришельцами. После свидания на базу возвращается лишь один счастливчик.

XCOM: Enemy Unknown

База в разрезе. Разработчики говорят, что хотели сделать ее похожей на муравьиную ферму.

Братья по оружию

Разобраться с основами игрового процесса труда не составит, разработчики упростили все, что упрощению поддавалось. И речь сейчас идет не об «оказуаливании» (простите), а о простом бытовом комфорте, к которому игроки успели привыкнуть за последние годы.

XCOM: Enemy Unknown

Внешность бойцов можно настраивать на свой вкус. Это вот, например, мой героический Rainbow Squad. На скамейке запасных сидит взвод «альпийских тетеревов», выкрашенных строго в белый.

В оригинале тактические бои выглядели следующим образом: каждого из двадцати с лишним бойцов нужно было переместить, повернуть в нужную сторону, задать нужное положение тела и так далее. Один ход мог занять минут пятнадцать, причем не тактического планирования, а именно рутинной раздачи приказов. Подробно, дотошно, но в наш век бы совершенно точно не прижилось.

Бои Enemy Unknown имеют мало общего с первым X-Com, напоминая скорее старенькую Incubation: Time Is Running Out. Привычных очков действия здесь нет, есть только две условные «фазы хода». В течение первой можно перебежать с места на место, в течение второй — совершить выстрел, бросить гранату, подлечить друга или махануть на вдвое большую дистанцию.

XCOM: Enemy Unknown

По мере роста в званиях боец приобретает сначала класс, а затем — прозвище. Страшно представить, за что снайпер Артем Васильев получил такое погоняло.

На самом деле потеря одного солдата к моментальному проигрышу никак не приводит, но вызывает такую бурю чувств, какую не испытать ни в одной другой игре. Когда умирает боец, который был с вами с самой первой миссии, успел заслужить личный позывной и подняться в звании до полковника, хочется разбить монитор и отойти покурить. Дело даже не в том, что жалко терять сильного ветерана, — просто к членам отряда «икс» действительно привязываешься.

Зона 51

Стратегический режим изменился заметно меньше, хотя и слегка обеднел. Вам больше не позволят выбрать произвольную точку для постройки базы — только указать континент, где бы вы хотели квартироваться. Да и база может быть лишь одна, в прочих уголках планеты разрешено только развешивать спутники слежения да парковать истребители, чтобы им ближе было лететь. Плюс нельзя докупить второй десантный челнок, все вылеты совершаются исключительно из «центра» и только в одну точку, даже если инопланетяне бушуют по всей планете разом.

XCOM: Enemy Unknown

Полет десантного челнока длится считанные минуты, но даже за это время на базе могут произойти новые события.

В остальном все более-менее по-старому. Нанимаем инженеров для возведения построек и сборки оборудования, ученых для ускорения исследований и солдат для понятно чего. Бойцы время от времени вылетают на задания, возвращаясь с опытом и трофеями, которые можно пустить в дело (без инопланетных запчастей, к примеру, не собрать плазменное оружие) либо продать на черном рынке.

Раз в месяц с нами связывается некая лысая башка, представляющая интересы шестнадцати участвующих в проекте «икс» стран, и требует отчитаться о проведенной деятельности. Если упущенных тарелок нет, все миссии прошли успешно и паника в регионах не достигла пиковых значений — оставляет чемодан денег и исчезает еще на тридцать дней. Иногда, впрочем, может подбросить задание или затребовать партию товара в обмен на приличное вознаграждение. Рутина.

XCOM: Enemy Unknown

В Enemy Unknown появился мультиплеер. На выделенную сумму очков закупаем бойцов — людей и пришельцев вперемежку, — а затем сражаемся с командой соперника. Такой себе X-Com PBEM в современной инкарнации.

Еще одно «современное» отличие — четко сформулированные задания. Если раньше мы тыкались вслепую, самостоятельно догадываясь, чего от нас требуют для продвижения по сюжету, то здесь научный отдел всегда подскажет, кого взять в плен и допросить, какое исследование провести и какой цех срочно построить.

War stories

XCOM — игра очень эмоциональная. В нее сложно играть с холодным расчетом, разве что вы готовы без устали сохраняться и загружаться — слишком уж многое тут отдано на откуп генератору случайных чисел: скажем, прошмыгнет летающая тарелка там, где не было родных истребителей, и перепуганная страна тут же покинет проект. И ничего с этим уже не сделать, идеальное прохождение срывается вмиг. Обидно. Но, с другой стороны, почему бы и нет? Победить можно и без этого, зато момент запоминающийся — будет потом что рассказать.

XCOM: Enemy Unknown

Криссалиды утратили свои знаменитые ушки, но в остальном не изменились ни на йоту. Подпустите вплотную — и все, конец.

После прохождения у каждого наберется с десяток таких историй. Кто-то проиграл пришельцам два континента из пяти и едва-едва победил на последних соплях. Кто-то прошел всю игру за двадцать девять боев, так ни разу и не увидев высокотехнологичного оружия, — игра закончилась раньше. А кто-то, напротив, исследовал все, что можно, взял в плен каждого доступного пришельца и вооружился так, что по финальной миссии шел в полный рост, ничего не боясь. Вариативность не запредельная, до многообразия оригинала ремейк не дотягивает, тем не менее армейские байки возникают одна за другой, и делиться ими с друзьями — одно удовольствие.

К сожалению, ближе к концу игра ощутимо сдает. Если вы допускали ошибки в планировании и спасение Земли затянулось, то миссии начнут повторяться — ведь они не генерируются на лету, а случайным образом выбираются из нескольких десятков заготовленных вариантов. А если, к примеру, у вас случится дефицит инопланетных ресурсов, то придется потратить несколько игровых месяцев на рутинную охоту на НЛО.

XCOM: Enemy Unknown

Не смотрите, что противник такой тощий. Эфириалы опасны тем, что возвращают часть нанесенного им урона и могут брать солдат под контроль.

Хуже всего дела обстоят с концовкой, которая вызывает примерно те же чувства, что и финал Mass Effect 3: «И ради этого я столько времени играл?» Линейная миссия, невнятный видеоролик и краткая статистика даже без занесения в книгу рекордов — вот и все, что положено спасителю человечества.

Впрочем, остается надежда на дополнение, слухи о котором поползли по Сети буквально сразу же после релиза. Не DLC с именными персонажами, которое уже анонсировано официально, а именно расширение самой игры, в котором земляне все-таки доберутся до родины пришельцев. А то сейчас Enemy Unknown сильно напоминает любительский ремейк Black Mesa, куда так и не вошли эпизоды на планете Xen, хотя все прекрасно знают, что они там должны быть.

Как бы то ни было, XCOM — одна из самых значимых игр, вышедших в этом году, а заодно претендент на звание лучшего ремейка в истории. Firaxis не стали переносить старую механику в новую игру, к чему доселе стремились все претенденты на возрождение серии. Они поступили ровно наоборот: взяли от оригинала лишь оболочку и поместили в нее современную пошаговую стратегию собственного производства, — а уж в жанре они разбираются как никто другой.

Читайте также: