Вольфенштайн обзор игры

Обновлено: 04.07.2024

Сегодня на повестке дня Wolfenstein: The New Order (от 2014 года). В сумме я проходил эту игру 5 раз: 2 на сложности убер, (и еще 1 раз для обзора), 1 раз в режиме Hardcore и 1 раз (плюс еще 6 попыток) в режиме IronMan. Игра оставила очень положительное впечатление, после неё хочется установить приквел и сиквел и продолжить следить за похождениями бравого солдата Би Джея «Хренпопадешь» Бласковича. Однако, хочется ли перепроходить её каждый год, вновь и вновь погружаясь в атмосферу поствоенной эпохи победивших фашистов? Ответ — нет, не хочется. Почему? Давайте разбираться.

Сюжет

Ме-е-есть, р-р-р-революция, а-а-а-а-нархия, в общем, все то, что любят обычные американские обыватели.

Если вкратце, то вы типичный американский герой. На дворе 1946 год, фашистская Германия ведет во Второй Мировой, вы собираетесь нанести удар в самое сердце германской «военной машины», но операция срывается, вас ранят, после чего вы находитесь в бессознательном состоянии 15 лет, очухиваетесь на больничной койке, узнаете, что фашисты захватили весь мир, присоединяетесь к сопротивлению, творите революцию.

В начале вам дают выбор союзника: совсем еще зеленый рядовой «СлавныйМалый» или такой же, как и Бласкович, съехавший с катушек вояка. Выбор немного влияет на диалоги, и определяет, будете ли вы собирать в процессе прохождения улучшения здоровья или же брони.

По ходу сюжета возникает множество вопросов, лучше не искать на них ответы – их нет, логика часто хромает. Если нужен пример, то готовьтесь к спойлерам. СПОЙЛЕР! Герои угоняют сверхтехнологичные немецкие вертолеты, разносят главный исследовательский центр германской империи и загоняют их в гигантские канализационные ворота посреди оживленного города. Повсюду стоят камеры, люди смотрят в окна, по улицам ездят патрули, но никаких последствий. Еще долгое время герои будут продолжать скрывать в канализации … логично.

Вселенная интересная, по ходу прохождения можно узнать множество мелких деталей о мире.

Персонажи в основном клише: бравый солдат-патриот, властная прожженная дамочка, «HeyMan черный», забавный ученый, фашист-фанатик и т.д. Ну ладно, смотрятся вместе они неплохо. Плохо, что положительные герои постоянно ноют.

А вот этот момент точно писал главный гений — Кодзима, не иначе: подружка ГлавГероя решает слать ему аудиозаписи своей умершей сестры (или подруги) с рассказами о «тяжелой судьбе»… И это во время важного задания. Это вообще как?

Диалоги не напрягают, гениальными их не назовешь, но характеры кое-как раскрывают. Присутствуют подростковые шутки, аля «Люди в черном: Интернешнл»… Пригорел, через минуту забыл, играл дальше.

Главные злодеи харизмой не обделены, не Рамси Болтон, конечно, но ненависть к ним на уровне Амона Гёта из списка Шиндлера (Ральф Файнс).

Геймплей

Игра представляет из себя шутер с элементами приключения. Основа: вам дают задание, кидают в локацию, и вы потихоньку её изучаете, периодически отстреливая набегающих фашиков. Действовать можно по-тихому или в открытую, в этом плане игра практически тебя не ограничивает, никаких особенных бонусов за использование того или иного стиля не будет. Есть заскриптованные моменты, где тот или иной стиль недоступен.

На уровнях вы можете найти.

*Фрагменты кодов Энигмы, после расшифровки которых открываются новые игровые режимы: «999» – вы проходите игру с 999 единицами здоровья и бесконечным боезапасом. «Прогулка в парке» – отключен интерфейс. «Хардкор» – у вас не будет возможности восполнить очки здоровья и брони. И самое сложное – «железный человек»: вы должны дойти до финала, не выходя из игры и не умирая, при этом сложность выставлена максимальная.

*Золотые предметы (сокровища), за сбор которых вы получаете достижения. Как по мне – слабая мотивация. А теперь, внимание, вода! Вот добавили бы разработчики отдельный уровень-музей, в котором все собранные золотые предметы можно было б осмотреть на стендах – было б другое дело. Круто, если бы присутствовала здоровенная тара, в которой лежали бы гильзы в количестве, равном отстрелянным за игру патронам. Можно было б создать поля, где стояли бы все убитые ранее противники. Раздолье для отображения статистики, а не только сухие цифры в меню.

*Улучшения брони или здоровья.

*Эскизы и грампластинки c немецкими каверами на известные песни 60х. Также за особые действия на уровне, вы можете открыть дополнительные карточки с информацией о персонажах.

Однако присутствует немаленький такой ковшик дегтя. И заключается он не в самих коллекционных предметах, а в принципе построения локации. Все уровни имеют от двух до пяти точек невозврата, это значит, что, перейдя через такую, вы не сможете пройти назад – в начало. Следовательно, если вы что-то пропустили, приходится проходить уровень заново… полностью, т.к. рестарт с определенной контрольной точки разработчиками не предусмотрен.

В игре присутствует не очень удобная карта, на которой отмечены некоторые коллекционные предметы. НО! Отмечены они не везде… в одной части уровня будут, в другой – нет, и это еще сильнее сбивает с толку.

Усугубляет ситуацию то, что, помимо самого геймплея, присутствуют не пропускаемые катсцены, в которых вы можете ходить из угла в угол, наблюдая, как персонажи: треплются/открывают вам дверь/помогают куда-то залезть и т.д., также герой может подолгу взбираться на стену/ходить по карнизу/плавать в речке. Из-за такого вот непродуманного левел дизайна, я проходил игру целый месяц, отдыхая по нескольку дней от одних и тех же миссий.

Сами уровни коридорны, разработчики не дают шагу ступить влево/вправо. Поэтому во время прохождения ощущаешь себя примерно вот так:


Кадр из фильма «Крепкий Орешек» 1988г.

Идеальный вариант – локации из DOOM 2016, или Dishonored 2012 года.

Сложность и боевка

Игра не предоставляет совершенно никакого челленджа. Основная проблема — любая схватка выигрывается не способностью метко стрелять и быстро реагировать, а знанием, где в данной схватке нужно отсиживаться. Объясняю. Вспомните такие шутеры, как BioShock, Doom 1993 или Quake, а теперь забудьте. Двигаться как там в этой игре нельзя, ну точнее можно, но на легкой сложности, ибо на высокой отправляют на тот свет с обоймы из автомата. Вы методом проб и ошибок выбираете позицию и спокойно выносите всех врагов из укрытия. Патронов, брони и здоровья на уровне – куры не клюют. Искусственный интеллект прописан только для обычных рядовых, они вас обходят и иногда, если вы зазеваетесь, могут всадить пару обойм в спину. Роботы же обычно стоят на месте, а бронированные пехотинцы тупо прут вперед на ваши пули.

Понравилось, что практически у каждого элитного противника есть слабые места – игра мотивирует вас использовать весь ваш арсенал, а также экспериментировать. С боссами дела обстоят похуже, разработчики допустили частую ошибку: Босс – не самый сильный враг, а небольшая «головоломка», по типу «используй окружение, чтобы убить», или стреляй вот в это открывшееся подсвеченное место. Как его убить – очевидно. Поясняю, в отличии от элитных рядовых врагов, у которых слабое место не засвечено, у ГлавНюков чуть ли не стрелочка нарисована, куда стрелять. Глупое решение, на мой взгляд.


Стрельба в игре преотличная. Нет визуальной отдачи, прицел колеблется во время ходьбы, а вести огонь очередями действительно трудно. Из оружия приятно стрелять, и смачные звуки только усиливают ощущения.

Динамика в игре «Настраиваемая» и зависит от сложности, которую вы выбрали. Как я уже писал, на максимальной — тактика «беги, стреляй» не работает, но на средней – в добрый путь. Опять же мешают назойливые катсцены. Понятное дело, что, если вы гонитесь за 100% в статистике, о высокой динамике не может быть и речи. ГлавГерой может двигаться с двумя скоростями – бег и спринт, жутко не хватает обычной ходьбы, особенно в закрытых помещениях, которые нужно осматривать на предмет всякого разного лута.

Другие моменты

Мелких деталей практически нет, не имеет смысла пытаться сделать что-то, что не говорит тебе игра– выйдет либо баг, либо скорая смерть. Есть небольшие секретные анимации, где главный герой придуривается или как-то по-особому убивает врага, но их чертовски мало.

В игре присутствует тонна механик, которые используются 1 раз за игру. Например, вождение автомобиля. – зачем? Вы проезжаете 10 секунд и на этом все, сделали бы погоню хоть какую-нибудь. Далее – реалистичные метательные ножи. – зачем? – Они используются 1 раз за игру, потом будет пистолет с глушителем. Далее – управление роботом. – зачем? – бой на нем длится 5 минут. Далее – подводн… после каждой механики спрашиваешь: «И это все?» Зачем это было нужно?

Отдельно хотелось бы отругать режим «Железный человек». Не понимаю, почему бы не дать возможность выйти и допройти в другой раз. Полное прохождение заняло у меня порядка 3х с половиной часов, при этом часа полтора ушло только на просмотр катсцен. К слову, о сложности, только 1 раз я умер во время боя, еще 4 раза оступался и кубарем летел в пропасть и еще 1 раз меня по скрипту убила механическая собака. Иными словами, никакой санаторий не восстановит мои потраченные нервы.

Дизайн

На момент 14го года графика хорошая, сейчас также смотрится неплохо. Освещение подобрано правильно и соответствует настроению локации.

Очень атмосферные города и другие локации в стиле «Серый-Бетон-панк». Уровни не похожи друг на друга, это безусловно плюс, особенно, если сравнивать с Dishonored, при всей моей любви к нему.

В взрывах мало огня, как-будто петардой подорвали кучку золы.

Отвратительные анимации лиц, на Бласковича/ца нельзя взглянуть без слёз, все равно, что смотреть на гориллу, у которой двигаются только глаза и рот. С другими персонажи чуть получше, намеки на эмоции распознаются.


Анимации движений разнятся от ужасных, например, от первого лица, до очень хороших (в некоторых катсценах).

Музыка и локализация:

В основном соло на гитаре, ничего интересного, играет и играет, художественной ценности не представляет, в атмосферу бунтарства и революции вписывается. Есть треки, по духу напоминающие Doom 2016, чего уж с них взять, композитор-то тот самый Мик Гордон. В битве ощущаются превосходно, отдельно слушать неинтересно.

Локализация подкачала. Как всегда, забыли матюки: F*ck you, moon. Перевели как: капец луне.


Плохо, но сюжет улавливается с субтитрами без проблем.

Итог: почему перепроходить-то не хочется? Сложность при втором прохождении падает до нуля, выбор напарника протагониста в начале ни на что толком не влияет, сюжет простой, как три копейки, пропустить что-то внутри мира практически невозможно, а повторно гулять по коридорам шириной 5-10 метров нет ни малейшего желания.

Означает это только одно – игра абсолютный проходняк. Хотите годный шутер, но все Думы и Биошоки уже прошли, а Фар Краи застревают в горле? – берите, получите массу удовольствия. Нужно ли проходит, так сказать, для общего развития? – думаю, нет. Хотите узнать сюжет? – милости просим на Ютуб. Всем спасибо.

Перед вами новая игра серии Wolfenstein. Она выглядит как Wolfenstein. Звучит как Wolfenstein. В ней оружие и противники как в Wolfenstein. А ещё в ней есть уровни, опыт и дерево навыков. Чего-о-о?!

Дело в том, что в Youngblood разработчики решили серьёзно переработать формулу Wolfenstein. Посмотрим, как у них это получилось.

В трейлере часто ссылаются на The New Colossus, но Youngblood идёт совсем другим путем.

Бласковиц тоже может в RPG

Представьте самую стандартную, примитивную систему прокачки, какая только может быть в видеоигре. В Youngblood она именно такая. Вы получаете опыт за убийство противников, поиск предметов на локации и выполнение заданий. Собрали достаточно опыта — получили уровень, а каждый уровень даёт мизерный, но постоянный бонус к урону и очко развития. Эти очки уходят на перки, и…

В общем, система не раздражает, но и не радует. С одной стороны, даёт приятное ощущение роста, прогресса. Персонажа можно не просто настроить под свой стиль игры, но и, в перспективе, превратить выбранную сестру в супергероя покруче папаши, — и это прекрасно.

С другой — в начале игры вы лишены многих базовых вещей (вроде умения сбивать противников с ног, возможности использовать тяжёлое оружие и даже стрельбы с двух рук), которые приходится постепенно выкупать. Из-за этого на старте чувствуешь себя в лучшем случае огрызком Бласковица, а не отпрыском легендарного Жуткого Билли.


«Я парень… То есть, извините, девчонка простая: мне, пожалуйста, четверной урон при таране»



Враги с черепами есть и в конце игры. Черепа будут всегда, а вот мы — нет.

Некоторым людям, конечно, нравится гриндить и выполнять однотипные задания (да что там, я сам время от времени залипаю в Warframe!), но если вам такое занятие не по душе, то начало Youngblood вас разочарует. Мы с напарником один раз, например, не могли продвинуться дальше по сюжету, потому что у следующей миссии было слишком высокое требование по уровню, и в итоге буквально обжили каждый угол локации «Маленький Берлин», раз за разом убивая возрождающиеся отряды нацистов и выполняя случайные мини-задания, которые порой выдаёт подруга героинь. Скука, но что поделать — по сюжету-то идти хочется! А самое обидное, что со временем все эти ограничения теряют всякий смысл: к тридцатому уровню сёстры с закрытыми глазами убивают любых противников, с черепами и без, и могут брать любые задания.


А к сороковому уровню ваша девочка и вовсе превращается в монстра.

Кооп

Вторая важная составляющая Youngblood — кооператив на двоих. Что о нём можно сказать? Ну. Он есть. Разработчики не пытались обеспечить уникальный совместный опыт (как, скажем, в Overcooked, Keep Talking and Nobody Explodes или даже в Clandestine): по большей части вы вместе бегаете и убиваете нацистов. Да, это весело и приятно, особенно когда вы поднимаете друг друга на ноги в последний момент или из последних сил добиваете босса. Однако всё это мы много раз видели в куче других игр; формула Wolfenstein встраивается сюда довольно удачно, но не без проблем. Постоянная возня с дверями, рычагами и кнопками, которые нужно использовать строго вдвоём, катастрофически сбивает темп геймплея. Вы с напарником рука об руку несётесь по уровню, как смерч, сметающий всё на своём пути, и тут вдруг бац — очередная дверь. Шикарно.


Эту анимацию вы будете видеть очень часто. Привыкайте.

В игре есть одна по-настоящему чýдная кооперативная механика — сигналы поддержки. Каждая из сестёр может активировать особую способность, усиливающую обеих: мы с товарищем, например, пользовались стандартными «добавить здоровья» и «добавить брони». Фишка в том, что эти навыки работают, только когда оба игрока рядом друг с другом, из-за чего вы (в самом хорошем смысле) вынуждены всегда держаться вместе. Это обеспечивает и впрямь интересный (по крайней мере, для серии Wolfenstein) игровой опыт и заставляет менять геймплейные привычки, что здорово. Правда, одновременно возникает ощущение, что этой механикой очень легко злоупотреблять: при должной сноровке и кооперации у вас всегда будет море здоровья и брони.


С экшеном в Youngblood всё вообще очень просто. Если вам нравились перестрелки в прошлых частях серии, то понравятся и здесь. Да, рядовые противники и боссы временами подвисают, робо-бойцы не могут пройти в некоторые двери. Но мало что может сравниться с удовольствием, когда вы избавляетесь от сложного врага парой точных выстрелов в голову, посылаете шквал пуль, скользя по полу среди искр и взрывов, или разрезаете нациста пополам трофейным лазером. Wolfenstein как он есть, и этим всё сказано.

Однако то и дело натыкаешься на ситуации, когда кое-какие нюансы Youngblood активно мешают кооперативу. Например, каждый раз, когда вы или ваш напарник хотите купить новые перки или прокачать оружие, другой игрок вынужден просто ждать. У вас общий запас опыта, но серебро и предметы почему-то нужно собирать по отдельности: получается, что кто-то из игроков постоянно ждёт, когда другой вскроет сундуки, которые первый уже открыл. Отдельный момент — если кому-то из вас нравится читать спрятанные на уровнях записки и всякие логи: пока вы погружаетесь в сюжет, ваш напарник либо ковыряет в носу, либо один воюет с ордами, рассчитанными на двоих. А забить на кооператив и играть в одиночку значит испортить себе удовольствие: в соло-режиме и врагов меньше, и уровни ниже. В этом, с позволения сказать, easy mode даже близко нет ни кооперативного драйва, ни испытания.


Город под контролем нацистов

Вот что у Youngblood вышло отлично, так это Париж и его катакомбы. Возможно, всё дело в новизне, но сейчас я твёрдо уверен, что эти уровни получились лучшими в серии. У каждой части города своё «лицо»: вы ни за что не спутаете помпезные солнечные улицы Маленького Берлина или лабиринты руин Бульвара Победы с трущобами Четвёртой зоны. Кварталы отличаются не только в визуальном, но и в геймплейном плане: например, перепадами высот и количеством обходных путей. А самое важное, что они ощущаются как реальные места, которые ты изучаешь, к которым привыкаешь и начинаешь в них ориентироваться примерно так же, как в повседневности.






Поначалу этот Париж и правда хочется изучать, даже учитывая традиционную филлер-ерунду со сбором коллекционных предметов и выполнением побочных заданий. Вы с товарищем увлечённо лазаете по крышам, обыскиваете квартиры и ищете новые входы в канализацию… Вот только на деле Youngblood слабо реализует огромный потенциал для исследования. Да, в разных закутках можно найти серебро, дополнительные жизни и артефакты с информацией о мире, но, пока вы играете в Дашу-путешественницу, вы не занимаетесь самым весёлым, что есть в Wolfenstein, — уничтожением полчищ нацистов. Как только это понимаешь, исследование уровней почти прекращается: зачем, когда стреляют не там, а здесь и сейчас?


К тому же основные сюжетные задания, как правило, построены достаточно занятно, с небольшими головоломками и продуманными схватками. Встречи с боссами и вовсе могут удивить: например, мы с напарником наверняка долго будем помнить «внезапные» лазерные полы в одном из таких боёв. Среди побочных миссий тоже встречаются достаточно любопытные, но есть большое «но»: игра обожает разбивать одно простенькое поручение на несколько кусков и разбрасывать их по разным частям Парижа.


Допустим, только что вы весело бежали вперёд, стреляя по фрицам направо и налево, как вдруг Youngblood сообщает: «Ваша принцесса в другом замке. Бросайте вот этих нацистов, идите в метро, грузите другой уровень, и вот уже там всё и произойдёт». Это немного раздражает, особенно если ради задания приходится возвращаться на вдоль и поперёк пройденный уровень. Маленький Берлин, да-да, это я про тебя!



Этой маленькой локации я посвящаю отдельную хулительную песнь. Здесь проходит самая скучная мини-миссия игры: найти кассету данных в нескольких десятках ящиков, размещённых на нескольких этажах. Именно то, что я всегда хотел делать в игре про бодрый отстрел нацистов!

«Париж — это рай для коллекционеров»

Теперь поговорим про деньги. Не будем задаваться вопросом, почему экономика игры построена на серебряных монетах (охотно верю, что это даже объясняется в одном из спрятанных дневников), но сёстрам Бласковиц очень нужно серебро. Оно уходит на улучшение оружия, причём в огромных объёмах: к тридцатому уровню я смог до предела прокачать едва ли половину арсенала. Также за серебро можно покупать новые сигналы поддержки и скины — как для оружия, так и для персонажей.


На счету этого модифицированного малыша больше пяти с половиной сотен нацистов

А теперь сюрприз: если вам не хватает серебра (а вам его всегда не хватает), то косметику можно купить за реальные деньги. Та-да! Берёшь новый «Вульф» и ждёшь от игры «Вульф», а она тайком суёт руку тебе в кошелёк, будто мобильный «фритуплей». Никто не заставит вас под дулом пистолета влить в Youngblood больше денег, чем она просит, и, к счастью, её можно пройти без единой транзакции, но намерение заработать на игроке побольше денег бросается в глаза. В комплекте с версией Deluxe даже идёт мощнейшее (!) умение поддержки, которое полностью восстанавливает броню обоим игрокам, и больше этот бонус никак не достать.


Ведь все так любят внутриигровые преимущества за деньги.

«Точняк, ахаха!»

Мне очень по душе сюжет The New Colossus; особенно катсцены, лично для меня ставшие одними из лучших кинематографических моментов 2017 года. Они были прекрасно написаны, прекрасно срежиссированы, полны напряжения и ярких персонажей. Я знаю немало людей, считающих именно сюжет самой сильной частью предыдущей игры, и я с ними согласен.


В Youngblood ничего этого нет. История, конечно, есть, но чисто номинально — ни интересных героев, ни достойных злодеев. Просто фабула: пропал папа, погнали в Париж его искать. Так, а что тут надо сделать? Зачем-то взломать несколько немецких серверов? Ну давай.

Основной сюжетный поворот вы наверняка разгадаете в первые же десять минут. Всё немного разгоняется к концу, но едва вы успеете заинтересоваться, как игра тут же кончится. Вершина кинематографического и сценарного гения Youngblood — короткие видеовставки, которые вы вынуждены смотреть всякий раз, когда героини едут на лифте. А если уровень ещё и с боссом, вы будете видеть эти сценки неприлично часто.

Ну как-то так. Нравится? А на третий раз? А на седьмой?

У сестёр Бласковиц попросту нет своего лица. Сценарий время от времени отчаянно пытается сделать с ними хоть что-то смешное, но не получается. Мой напарник после семи часов геймплея даже не мог сказать, как их зовут, — и его невозможно винить, потому что игра вообще не даёт поводов им сопереживать. А отечественная локализация делает только хуже: там, где в оригинале есть ощущение «бадди муви» и какой-то химии между персонажами, в русской версии девчонки просто гыгыкают, орут друг на друга и иногда хохочут. «Точняк, ахаха!» в исполнении Софи я забуду ещё не скоро. Вот и получается, что Бласковиц-старший был настоящим сорвиголовой с ярким, запоминающимся характером и стальными, простите, яйцами. А его дочери… Они просто существуют.

За первые семь часов игры Youngblood вылетала или зависала восемнадцать раз — на топовом железе и последних драйверах. Из-за этого несколько раз приходилось переигрывать целую последовательность уровней. Однако после патча от 24.07 конкретно моя версия стала работать стабильно: ни одного вылета до конца игры (это ещё три с половиной часа геймплея).

Второе узкое место — Buddy Pass, главная особенность делюкс-издания. В теории с его помощью можно пригласить в игру человека, у которого нет своей Youngblood, однако нам, с пререлизной делюкс-версией игры, не удалось этого сделать, хотя мы потратили на это два часа и испробовали все возможные способы (разве только человеческие жертвы не приносили). В итоге пришлось просто использовать две копии игры. Возможно, после релиза ситуация поменяется, но мы узнаем это уже вместе с вами.

Как бы меня ни раздражали многие аспекты Youngblood, в конечном итоге я не могу заставить себя относиться к ней неприязненно. Под спорной системой прокачки, микротранзакциями и простейшим, самому себе мешающим кооперативом бьётся крепкое сердце из динамичных перестрелок на отлично сделанных уровнях.

Поэтому скажу так: если вы готовы смириться с отсутствием фирменного сюжета в духе Wolfenstein и многочисленными недоработками ради пары вечеров хороших перестрелок в компании лучшего друга, то Youngblood стоит того.

Raven Software — удивительная компания. Почти ни одного безоговорочного хита, эпигонство в острой форме, но каждую их игру запоминают надолго. Heretic, Hexen, Soldier of Fortune, Star Wars Jedi Knight: Jedi Academy, X-Men Origins: Wolverine — знакомые названия, правда?

Мы века двадцатого дети

Эта сцена на поезде длится не больше минуты, а впечатлений оставляет целое море.

Мы практически уверены, что новый Wolfenstein ждет похожая судьба. Вначале кажется, что это — старомодный шутер в духе Return to Castle Wolfenstein, которому в этом году стукнуло восемь лет. Железнодорожная станция с развешанными повсюду свастиками, MP40 в руках, три гранаты (и не больше!) на поясе, ни единого намека на нелинейность, ни одной новой геймплейной находки. В центре внимания, как и восемь, и семнадцать лет назад — агент Би-Джей Блажквич, который за это время совсем не постарел и все так же способен убить нациста одним выстрелом в левую пятку. Позже выясняется, что с собой можно одновременно таскать абсолютно все виды оружия, включая панцершрек, огнемет и несколько огромных экспериментальных пушек. Понимаете теперь, что значит «старомодный»?

Но совсем скоро выясняется, что Wolfenstein — игра с открытым миром! Только, пожалуйста, не надо хвататься за валерьянку и неодобрительно цокать языком: открытости здесь примерно столько же, сколько было в консольной The Darkness. В нашем распоряжении оказываются несколько районов австрийского городка Айзенштадт. На его территории обитает парочка партизанских группировок и нелегальные торговцы, а по периметру расставлены выходы на уровни — вот и вся свобода. Но приятно все же случайно встретить в переулке какого-нибудь неудачливого NPC, который с радостью переложит на наши плечи свои проблемы, или наткнуться на припрятанное кем-то золотишко или папку с секретными документами.

Через секунду удивленные немцы испарятся, оставив после себя лишь зеленые силуэты в воздухе.

Фашисты косоглазы настолько, что даже с такого расстояния могут пустить очередь в молоко.

Вот вам и сюрприз номер два: в старом добром Wolfenstein, где поиск секретов всегда был лишь способом самоутвердиться, появилась примитивная экономическая система. Золото конвертируется в доллары и тратится на апгрейды оружия. Улучшите нарезку ствола, перейдете с рожковых на коробочные обоймы, прикрутите снайперский прицел — убивать нацистов станет на порядок веселее. А уж что можно сотворить с тяжелым оружием — аж слюнки текут! Правда, все это станет доступно, только если вы облазите на коленках каждый темный уголок на каждом уровне в поисках секретных данных (открывают улучшения) и собственно золота.

Der Sumrak

Пивная — самое смешное место в игре. И его запросто можно пропустить, если не выполнять побочные миссии.

Открытый мир и финансы — мелочи по сравнению с главным сюрпризом, который приготовила Raven Software. Спустя примерно час после начала игра врубает вольный пересказ «Ночного дозора». Блажкович крадет из-под носа у фашистов очень древний медальон, скармливает ему найденный рядом кристалл Черного Солнца и превращается в Иного, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Главным трюком нового Би-Джея становится уход в Сумрак, который в игре называется Тенью. Стоит нажать на кнопку, как мир на глазах преображается: наливается всеми оттенками зеленого и наполняется непонятными летающими существами. Находясь по ту сторону реальности, герой остается видимым для простых смертных, но получает ряд преимуществ. Во-первых, в Тени он передвигается в два раза быстрее, что не раз спасет вам жизнь и сэкономит время. Во-вторых, враги и ключевые объекты заботливо подсвечиваются, а окружающий пейзаж виден во всех деталях даже глубокой ночью. Наконец, в-третьих, некоторые стены исчезают и появляется возможность, к примеру, зайти врагу в тыл или удивить гранатой фашистов, сидящих в запертой изнутри комнате.

Иногда Wolfenstein выдает натуральный Call of Duty.

По ходу сюжета Блажкович найдет еще три разноцветных кристалла и научится замедлять время, ставить вокруг себя непробиваемое защитное поле и стрелять обычными пулями сквозь бетонные стены. Мало того — на черном рынке можно купить апгрейды для медальона. Один при включении рапида вызывает локальный взрыв пространственно-временного континуума, разметающий ближайших врагов, а другой наделяет щит способностью отражать пули и даже растворять коснувшихся его нацистов.

У медальона есть (простите за каламбур) и обратная сторона: благодаря ему играть в Wolfenstein очень-очень просто. Солдаты Третьего рейха и так гибнут толпами даже на высшем уровне сложности, а обучившись колдовству, вообще чувствуешь себя читером. Но всесилие, к счастью, не делает игру скучной. Появляется возможность играть не только эффективно, но и красиво. Не надо половину времени проводить за ящиками и колоннами, никто не запрещает пронестись в Сумраке по комнате с десятком врагов, обрабатывая их прикладом винтовки или подбадривая электроразрядами из винтовки Тесла. Можно «передавить» нацистов энергетическим щитом или гордо выйти на середину помещения с фотонной пушкой наперевес, зажать курок и смотреть, как враги испаряются в астрал. Немцы умирают красиво: истошно кричат, хватаются за сердце и фонтанируют кровищей из пробитых артерий, поэтому убивать их интересно. Для особых садистов в игре есть пожарный топор и возможность отрубать несчастным фашистам головы. Но все это, в отличие от того же F.E.A.R. 2: Project Origin, смотрится совершенно несерьезно.

Призраки в Сумраке — безобиднейшие существа. Но на агрессию с вашей стороны ответят достойно.

Разработчики не стесняясь понадергали лучшее у конкурентов. Вот это, например, сценка из F.E.A.R. 2.

Йа-йа, штангенциркуль

Разработчики отлично понимали, для кого делают игру (а предназначена она в первую очередь для тех, кому осточертело по сто раз проходить в шутерах сложные участки), и поэтому стараются развлекать нас всеми доступными средствами.

Художники с дизайнерами, кажется, очень внимательно следили за судьбой F.E.A.R. и дали себе зарок не повторять ее ошибок. В игре нет ни одной одинаковой локации, если не считать районов Айзенштадта. Только что мы сражались на вокзале, а несколько минут спустя уже бродим по узким улицам австрийского города. Затем отправляемся на залитую солнцем ферму, под которой вдруг обнаруживаем огромную секретную базу фашистов. Оттуда — прямиком в разрушенную церковь. Потом можно заглянуть в пивную, где глушат шнапс оккупанты, на радиостанцию, в старинный замок или на аэродром.

Эти гадкие устройства не только делают картинку черно-белой, но и блокируют использование паранормальных способностей.

Только в Сумраке полностью раскрывается дьявольская сущность Третьего рейха.

Надоело расстреливать обычных фашистов? Вот вам уберзольдатен, закованные в броню. Наскучили и они? Получите немецких девок в кожаных штанах и с плазменными хлыстами. Хочется чего-то погорячее? Держите монстра из параллельного мира, прошибающего лбом бетонные колонны, или сразитесь с помесью паука и креветки размером с дом. Все равно мало? Возьмите в руки сияющий контейнер, наполненный потусторонней энергией, и зашвырните его в толпу фрицев. Те, вместе с ящиками и другими элементами декора, воспарят на несколько секунд в воздух, забавно извиваясь и требуя немедленно опустить их на землю.

Единственный элемент игры, которому трагически не хватает разнообразия, — это саундтрек. Когда воздух шипит от смертоносных энергий, а в небо поднимается звено летающих фашистов, меньше всего хочется слушать унылые немецкие марши. Так что рекомендуем запустить фоном любимый медиаплеер и включить что-нибудь позабористее. Эффект будет потрясающий.

Ну и технологически Wolfenstein не блещет. Движок Doom 3 и физика Havok — не самый мощный тандем, так что готовьтесь к немного устаревшей картинке, утопающим в земле ящикам и скачущим, как резиновый мячик, гранатам. Кстати говоря, играть в Wolfenstein мы советуем на PC: на рекомендованной конфигурации движок выдает стабильные 60 кадров в секунду. С консолями Raven Software все никак не подружится — игра на них ощутимо подтормаживает в особо насыщенные моменты.

Игра про Вторую мировую, говорите? Ну-ну.

Wolfenstein возрождается где-то раз в семь-восемь лет и непременно находит новых поклонников. Меняются разработчики и технологии, а сериал остается. И что с того, что картинка слегка подернулась паутиной? Лучше оцените фантазию авторов.

ПЕРЕВОД: Локализация от «Софт Клаба» традиционно хороша, но не идеальна. Тексты переведены отлично, а вот актеры напрочь забыли, что играют они немцев. От характерного арийского акцента, с которым была озвучена английская версия, не осталось и следа, а значит, теряется часть атмосферы игры.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 85%

Геймплей: 8

Звук и музыка: 6

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Задорный и разнообразный, но чуть-чуть устаревший шутер о том, как неунывающий агент Блажкович, не без помощи потусторонних сил, в очередной раз срывает оккультные эксперименты Третьего рейха.

Рейтинг «Мании» 8

Локализация 2/3

Чем Сумрак отличается от реальности?

1 — Меняется общая цветовая гамма. Мир зеленеет на глазах, в небе появляются какие-то завихрения, потусторонний ветер гоняет по воздуху мусор. В Сумраке все объекты отчетливо видны, даже если в реальности помещение залито кромешной тьмой.

2 — Эти забавные существа слоняются по Сумраку и собирают энергию Черного Солнца. Если выстрелить в одного из них, монстр лопнет, а собранная им энергия прольется на вражеские головы. Но если убить слишком много обитателей Сумрака, остальные создания озвереют и нападут на вас.

3 — Фонтанчики энергии Черного Солнца, которой питается медальон Блажковича. Чтобы перезарядиться, надо постоять в источнике несколько секунд. В реальности они тоже чуть-чуть заметны из-за колебаний воздуха.

4 — Красным цветом подсвечиваются ключевые объекты. Эту дощечку в реальности заметить практически невозможно, а за ней — тайник с фолиантом, открывающим новые способности.

5 — Иногда Сумрак открывает новые пути. Здесь, например, видна астральная лестница. Еще встречаются фальшивые стены. Если выйти из Сумрака, находясь внутри нее, Блажковича просто разорвет. Будьте внимательны!

6 — Все источники света оставляют красивые шлейфы. Чем ярче источник, тем длиннее шлейф.

Серия Wolfenstein всегда славилась легкой придурковатостью. Фашисты в ней занимаются такими вещами, что непосвященные люди крутят пальцем у виска. Вот избранные моменты из новой игры.

Летающие нацисты выделывают в воздухе трюки ничуть не хуже «Русских витязей». При этом закидывают вас с ног до головы ракетами «воздух — земля». И это в 1943 году!

Под миленькой фермой на краю города притаилась ОГРОМНАЯ подземная база. Чтобы никто не догадался!

Фашист-зомби и T-800 — страшная помесь. Главным образом потому, что прет напролом и не промахивается, в отличие от своих собратьев-людей.

Всю игру нам мозолит глаза гигантский цепеллин над городом. Разумеется, он нужен для того, чтобы стереть Айзенштадт с лица земли. Но Блажкович такого не допустит.

Сегодня все поклонники шутеров знают об игре Wolfenstein: The New Order, разработанной студией MachineGames и изданной компанией Bethesda. После выхода игра получила множество хвалебных отзывов от игроков и прессы. The New Order заметно отличается от предыдущих частей. Если в том же Return to Castle Wolfenstein делается упор на оккультизм и мистику, а время действия 1940-ые, то Wolfenstein: The New Order делает упор на фантастику, а время действия — 1960-ые годы, в которых миром правят нацисты. Также, в отличие от прошлых частей, в New Order был сделан упор на сюжет и личную драму главного героя. Большинству игроков игра понравилась, но были и те, кто был недоволен сменой курса в серии. Позже к New Order вышло DLC The Old Blood. Это был приквел, который по своему духу был близок к старым частям серии.

В 2017 году вышло продолжение Wolfenstein: The New Colossus. Игра также была тепло принята прессой и игроками. Однако некоторым не понравилось настроение повествования в новой части. Если The New Order представляла собой драму, то в The New Colosuss можно было встретить немало комедийных моментов. После выхода The New Colossus стали появляться робкие голоса олдфагов, мол, раньше было лучше. И говоря «раньше», они имели в виду не The New Order.

В 2019 году вышла Wolfenstein: Youngblood. В отличие от прошлых частей серии, она представляла собой кооперативный шутер. Вместо неизменного Би-Джея мы должны были играть за его дочерей. Youngblood не была принята тепло игроками. Наплевательское отношение ко вселенной вроде пистолет-пулемёта, который был один-в-один скопированный с израильского «UZI» — это наименьшая из проблем. К тому моменту компания Bethesda начала превращаться в то, чем она является в 2020 году. И на этот раз голоса олдфагов стали ещё более громкими.

О чём же говорят олды? О том, что раньше было лучше. А что именно было лучше? Это я и собираюсь разобрать на примере последней «олдовой» части Wolfenstein. Wolfenstein 2009.

Wolfensten (2009) разрабатывалась студией Raven Software на движке Id Tech 4. Издавала игру компания Activision. Чем же отличается эта игра? В отличие от серии MachineGames, здесь, как и в Return to castle Wolfenstein не делается упор на личную драму Блажковича. Да-да. Когда-то Би-Джея все звали Блажковичем. К тому же, эта часть была полностью переведена на русский язык, можно услышать множество знакомых голосов. Например, всеми известный Всеволод Кузнецов озвучил чуть ли не половину нацистов в этой игре. Также здесь делается упор на оккультизм.

Каким должен быть Би-Джей?

Что можно сказать про сюжет? Он в духе Wolfenstein. Главный герой — агент Блажкович, который не занимается самокопанием, не страдает и не мечтает о том, как будет отдыхать на заднем дворе своего дома. Также у него нет наклонностей маньяка. Здесь вы не увидите Би-Джея, который хочет расчленить нациста бензопилой. Би-Джей здесь — это просто боец, который выполняет задание.

Вы можете сказать: «А зачем нам такой герой нужен? MachineGames Балсковицу добавили глубины и драмы, а тут? Морда кирпичом, как у Вито Скалетты!» Возможно вы правы. Ubisoft и IO Interactive тоже так думали и решили добавить драму в свои игры. В Splinter Cell мы из Агента Фишера, который выполняет свою работу, сперва получили Штирлица в Double Agent, а затем Джейсона Борна в Conviction. Публика не одобрила, поскольку тот же Conviction плевал на все особенности прошлых частей и из стелса превратился в экшен. А затем вышел Blacklist, который попытался угодить всем. Из Conviction завезли кооператив. Добавили вариативность прохождения, кастомизацию и Базу, которую можно обустраивать… Сэм Фишер снова служит стране, борется с террористами и немного общается с дочерью.

Ну и хэппи энд, который не заканчивается также драматично, как в Double Agent и Conviction.

IO Interactive тоже попыталась в драму. В Hitman: Blood Money мы слегка, подчёркиваю, слегка касались внутренних переживаний главного героя. И в целом всё было круто. Вариативность прохождения, которым ценится серия Hitman, никуда не делась, а за историей интересно наблюдать. А потом вышел Hitman Absolution, который игроки приняли в штыки. Вместо больших уровней мы получили коридоры с развилками. Появился «инстинкт», больше похожий на легальный чит, без которого, например, нельзя было нормально маскироваться: если вы используете маскировку, то вас начнут узнавать NPC в такой же одежде, и, чтобы вас не раскрыли, вы должны использовать этот самый «инстинкт». Агент 47, как и Сэм Фишер превратился в Джейсона Борна, только вместо правительственной организации на 47-го начало охотиться Агентство, на которое он работал долгие годы. Позже Hitman вернулся к истокам в Hitman (2015) и его сиквеле, которые были тепло приняты игроками.

А что же Би-Джей? Такую трансформацию персонажа игроки приняли благосклонно. Когда критикуют Hitman Absolution и Splinter Cell Conviction, не забывают проехаться по сюжету. По сюжету Wolfenstein The New Order проезжаться не стали, так как игра вышла хорошей. Так каким же должен быть Би-Джей? Скажу банально, пусть каждый решает для себя сам каким он должен быть. Хотя точнее кем он должен быть: Блажковичем или Бласковицем: ) Если вам нравится герой, который непоколебимо выносит вражеские армии, орды нечисти и при этом глазом не моргнёт, а фанаты про него будут строить теории, что он предок Думгая, то ваш выбор — Блажкович.


Если вам нравится герой, у которого есть внутренние переживания, который превозмогает сложности, и ты веришь, что этот герой может погибнуть, то ваш выбор — Бласковиц.


Но если спрашивать у меня, то мне больше по душе старый Би-Джей. Би-Джей времён RTCW и Wolfenstein 2009.

Об игре

На немецком линкоре «Тирпиц» Би-Джей находит Тулийский медальон: артефакт, принадлежащий некой древней Тулийской цивилизации. Управление секретных операций (УСО) отправляет агента Блажковича в немецкий город Айзенштадт (не путать с реальным австрийским городом.) с целью выяснить, кто и каким образом добыл Тулийский медальон.

Эта часть, как и другие игры серии Wolfenstein, представляет собой шутер от первого лица. В этой игре есть полуоткрытый мир. Это и плюс, и минус игры. С одной стороны есть возможность исследовать разные районы города, с другой — по большей части игрок будет натыкаться на патрули нацистов и перестрелки с ними местного сопротивления. Однако, по моему субъективному мнению, бои с местными противниками куда интересней, чем в The New Order.

Во-первых, разнообразие врагов. Здесь присутствуют: простые солдаты вермахта с MP-40, бойцы с винтовками kar98, солдаты СС со StG 44, женщины в латексе, быстро сокращающие дистанцию и наносящие урон в ближнем бою, солдаты в тяжёлой броне с фотонными пушками, которых можно убить двумя способами (взорвать из панцершрека или уничтожив 3… скажем так, блока питания. Последний появляется после уничтожения двух предыдущих), колдуны, которые могут поставить защиту на того, в кого стреляет игрок, летающие солдаты, стреляющие из гранатомётов, ассассины-невидимки, которые могут быстро перемещаться и нападают со спины, также есть противники из измерения Чёрного Солнца, которые появляются только при активированном медальоне.

Во-вторых, Тулийский медальон вносит разнообразие в прохождение. У него есть 4 режима и время использования. Первый режим просто активирует медальон и перемещает игрока в мир Чёрного Солнца.

Измерение «Чёрного Солнца»

В нём игрок движется быстрее, подсвечиваются слабые места противников и тайные проходы, закрытые в обычном мире, а использование длится дольше, чем в остальных режимах. Второй режим позволяет замедлять время, но тратит энергию медальона. Третий режим создаёт вокруг игрока щит. Четвёртый режим усиливает урон игрока и позволяет простреливать щиты противника. Также в игре помимо стандартных красных взрывающихся бочек присутствуют бочки, которые пополняют энергию медальона, а при взрыве на короткое время заставляют левитировать всё и всех в радиусе поражения.


Боссы здесь уникальны, а сражения с ними довольно интересны. Помимо всего этого в игре есть кастомизация оружия. Любое оружие, доступное игроку, можно улучшать.


Про минусы. У игры огромное количество вырезанного контента. Враги, оружие и так далее. Многим может наскучить беготня из района в район. Кому-то может наскучить стрельба.

Заключение

Я мало, что могу сказать плохого о Wolfenstein (2009). Он оставил у меня только положительные эмоции. На высоких уровнях сложностях бесят некоторые моменты, которые просто нереально пройти, но в целом — это очень хорошая игра. И вот вы думаете: «Вау! Если она так хороша, то пойду и куплю её!» — тут-то у вас появится проблема. Ни в Steam, ни в магазинах PS3 и XboX 360 вы не купите эту игру. Её там просто нет. В 2014 году Wolfenstein (2009) по какой-то причине убрали из Steam, PS Store и XboX Live. Официально вы нигде не сможете её купить.

К сожалению, игра не стала успешной. После того, как ZeniMax приобрела студию Id Software, брендами Wolfenstein, Doom и Quake стали распоряжаться Bethesda, дочерняя компания ZeniMax. Id Software выпустила Doom 2016, MachineGames выпустила Wolfenstein The New Order. А что же с Raven Software? У них была куда более грустная судьба. Raven Software стали помогать студиям Activision, ответственным за серию Call of Duty. Студия, которая когда-то выпустила Star Wars Jedi Knight 2: Jedi Outcast, Star Wars Jedi Knight: Jedi Academy и Quake 4, стала доделывать Call of Duty за Infinity Ward, Treyarch и Sledgehammer games. Однако 2016 году, Raven Software выпустили Call of Duty Modern Warfare Remastered, а в 2020 успешный Call of Duty Warzone. Хочется верить, что Raven Software выберется из тени других студий и сделает свою полноценную игру.


Доделывать Call of Duty за других? Nevermore!

Читайте также: