Владыки эллады настольная игра обзор

Обновлено: 06.07.2024

Перед вами, пожалуй, одна из самых оригинальных в плане сеттинга игр последнего времени. Это технофэнтези, но непростое. Авторы взяли за основу исторический период Тёмных веков древней Греции, и добавили в него толику высоких технологий: распри жителей Эллады привлекли внимание пришельцев из иного мира, и они даровали участникам конфликта разрушительное оружие. В результате получился удивительный сплав античной эстетики и далёкого будущего: вы только посмотрите на иллюстрации и фотографии миниатюр, такого вы ещё точно не встречали. Отдельно выделяются сборные монументы высотой 120 мм и фигурки чудовищ издатель, студия Awaken Realms, постаралась на славу.

Но одной яркой внешности и детализированных миниатюр недостаточно для того, чтобы игра была увлекательной. Не волнуйтесь, игровой процесс здесь тоже на высоте. Перед вами органичное сочетание контроля территорий (как, например, Кровь и Ярость ) и приключений (в духе Runebound. Третья редакция или Рыцарь-маг ). Владыки Эллады предлагают несколько альтернативных способов достигнуть победы, и в зависимости от выбранной вами стратегии стиль игры будет значительно отличаться.

Перед началом партии каждый из участников выбирает себе одного из четырёх героев Эллады Геракла, Персея, Ахиллеса или Елену. Каждый из них представлен своей миниатюрой и планшетом с его параметрами и свойствами (таким образом, каждый герой уникален не только внешне). Затем герой и войска игроков выставляются на игровое поле (представляющее собой, естественно, поделённую на зоны древнюю Грецию), после чего туда же по указанию карт из колоды событий помещаются чудовища, карты приключений и другие компоненты. Можно начинать игру.

Игроки ходят по очереди. В свой ход последовательно выполняются все желаемые обычные действия и одно из особых действий, которое, собственно, и завершает ход. Обычные действия включают перемещение фигурок по полю (а также, для героев, по этапам карты приключений), использование артефактов (добываются в бою с чудовищами и в ходе приключений) и молитва (повышение параметров с использованием имеющихся жрецов). Особые действия интереснее: вербовка воинов-гоплитов, постройка храма (и получение жреца в свой запас), захват области, охота на чудовищ, постройка монументов и ряд других. Эффективность того или иного действия напрямую зависит от параметров героя. Затем следует фаза чудовищ, за поведение которых отвечает особый кубик (и игрок, построивший монумент на прошлом ходу). Завершает раунд фаза событий, в которой вскрывается новая карта из соответствующей колоды (как правило, на поле добавляются новые приключения или чудовища), и раунд начинается сначала.

Игра заканчивается победой, как только кто-то из игроков добьётся выполнения одного из следующих условий: стратег Эллады (контроль двух земель одного цвета), любимец богов (контроль пяти областей с храмами), сокрушитель чудовищ (три победы над чудовищами) или царь царей (контроль первого построенного монумента на третий ход после его постройки). Как видите, критерии довольно разные. Постараться захватить как можно больше территории гоплитами, пока конкуренты медленно развиваются? Прокачать героя по-максимуму в ходе приключений и сразить трёх чудовищ? Сфокусироваться на контроле храмов и помощи жречества? Попытаться достигнуть по чуть-чуть во всех областях? Выбор, как говорится, за вами.

И отдельно стоит упомянуть особый режим для соло-игры, который существенно отличается от обычного. В этом варианте основные правила остаются теми же, но меняется цель: единственный участник должен отразить нападение персов на Элладу. Для этого используется особая книга сценариев, в которой, среди прочего, есть описание специальных событий, происходящих только в одиночной игре.


Lords of Hellas – одна из довольно-таки заметных новинок «Кикстартера» последнего времени. Большая стратегическая игра, где нужно захватывать территории своими войсками в сеттинге Древней Греции с примесью всяких высокотехнологичных штуковин. Насколько она хороша, интересна, и стоит ли обращаться на неё внимание рассказывает тов. metalize в обзоре, опубликованном на «Тесере».

В меру нашумевший кикстартер, в который я таки забоялся вписываться. Возможно, всё же стоило :)
Действие происходит в альтернативной Элладе из мифов Древней Греции, куда упали какие-то инопланетяне или ещё каким-то неведомым чудом попали из научной фантастики аугметика, лазеры-огнемёты, неведомые хайтех машины и все теперь бегают, дерутся, строят храмы с монументами и охотятся на мифических монстров.
Вы играете за одного из героев греческого эпоса, ведущих к славе своих последователей - Геракла, Персея, Ахиллеса или Елену. В допах есть и другие - Леонидас, например.

Это Territory Control игра, с пвп-боёвкой, без Player Elimination, с несколькими очень конкретными триггерами выигрыша, без очков победы.

Вкратце по механикам.

Костяк игры заключается в перемещении героев и гоплитов по карте Эллады и взаимодействии с штуками, расположенными на оной карте. У каждого игрока есть ровно 1 бессмертный герой, и может быть до 15 смертных солдат-гоплитов и до 4 небоевых священников, которые нужны для прокачки героя.


Карта поделена на Регионы.

Некоторые регионы - соседние, некоторые - нет. Стандартное перемещение позволяет переехать вашему Герою или гоплиту в соседний регион. В каждом регионе есть что-то интересненькое - город или храм. Колода событий разбрасывает ещё несколько интересных мест по регионам - монстров и квесты.

По ходу игры вы будете раскладывать по регионам свои маркеры контроля. Изначально все регионы нейтральные; чтобы подмять их под себя - нужно прийти туда толпой гоплитов. После захвата можно гоплитов там не держать и свободно уйти. Оппонент может прийти и попытаться захватить регион - тогда твои гоплиты будут пытаться ему помешать.


В вторую фазу игрок выбирает один из Special Actions на планшете, кладет на него маркер "ПОТРАЧЕНО" и выполняет его. Эти Special Actions - крутые и мощные штуки. Их можно использовать только по 1 разу в раунд каждое. Нельзя использовать Special Action, на котором лежит маркер "ПОТРАЧЕНО". В конце раунда эти маркеры снимаются.
Special Actions:

  1. Построй храм в текущем регионе, если в нем можно построить храм и получи за это халявного священника. Если это 3й, 4й, 7й, 8й храм или Дельфийский Оракул - случается Драфт Благословлений. Благословления - очень крутые пассивные способности для героев. Они все напрочь сломанные и формируют геймплей. Изюминка игры.
  2. Получи [Сила] халявных боевых карт и попробуй забороть монстра в текущем регионе. Борьба с монстрами интересная и слабо предсказуемая. Нужно собирать правильные сеты карточек, под каждого монстра свой. Большая сила действительно сильно облегчает процесс. Часто получается, что герой вынужден сбежать и оставить монстра раненым - тогда остальные герои прибегут на вкусноту и могут его добить, заполучив всю славу и репутацию себе.
  3. Отдохни и подготовься к будущим сражениям - полечись, возьми карту, найми гоплита.
  4. Брось клич в своих городах, чтобы к тебе присоединилось много гоплитов.
  5. Перемести ЛЮБОЕ число гоплитов в соседний регион.
  6. Узурпируй власть в текущем регионе - положи на него маркер своего контроля и получи 2 халявных гоплита. Это можно делать только если ты уважаемый человек в этом куске Греции. Уважаемым человеком можно стать, выполнив в этой земле квест или завалив на охоте местного монстра.
  7. Скажи, что тебе всё надоело и ты хочешь начать новый раунд. Получи священников по числу контролируемых тобой регионов с храмами. Выбери, кого из богов ты прославляешь - его монумент вырастет на 1 ступень, приближая конец игры. Заодно походят монстры и случится новое Событие из колоды.

Триггеров конца игры несколько:

  • Какой-то игрок контролирует две "земли" целиком. "Земля" - это несколько соседствующих регионов, выделенных на карте цветом границ. Этот игрок немедленно побеждает.
  • Кто-то из героев умудрился убить третьего монстра за свою карьеру. Он тут же побеждает.
  • Если одному игроку удалось застолбить за собой 5 регионов с храмами - он становится победителем.
  • Если любой из монументов оказался достроен до 5ой ступени, игра завершается и выигрывает тот, у кого под контролем больше регионов с городами.

Достоинства:
+ В игре полно взаимодействия между игроками.
+ Ясные и прозрачные условия победы. Вы можете активно мешать лидеру их добиваться.
+ Действительно разные пути выигрыша, каждый со своими плюсами и минусами.
+ Даже если твои армии вытерли с доски под ноль, ты всё ещё можешь победить через охоту на монстров. И тебе могут помешать это сделать.
+ Интересное решение "раундов". Игроки напрямую контролируют скорость приближения конца игры. Игроки хорошо мотивированы ускорять этот процесс халявными священниками. Ну и, очевидно, лидер, контролирующий много городов, заинтересован достроить монумент и выиграть.
+ Игроки заинтересованы завершать раунды ещё и потому, что самые мощные действия героев можно использовать не более раза в раунд. Это приводит к очень интересному геймплею - герой, способный играть гибко и получать профит от 4-5 мощных действий, будет реже давить кнопку "конец раунда". Игрок, специализирующийся на 1-2 действиях, будет вынужден завершать раунд в свой ход. Поскольку завершение раунда делается вместо крутого действия, "специалист" теряет темп.
+ Отлично реализована прогрессия героев (Драфт блессингов, артефакты, атрибуты и священники). Герои с разными атрибутами существенно по-разному играются. Блессинги очень сильно меняют геймплей и именно они дают львиную долю реиграбельности. Артефакты туда же.
+ Интересный PvE, сет-коллекшн и риск менеджмент.
+ Правила написаны адекватно, хотя некоторые дыры и нюансы всё-таки есть.
+ Охренительные компоненты. Атмосферный арт. Миниатюрки просто бомба.
+ Очень низкий даунтайм
+ Сравнительно быстрые партии (по 30-40 минут на игрока).


Недостатки:
- Мало героев, если брать без допов/стретчей. С допами и стретчами вроде 7, чего, полагаю, вполне достаточно.
- Статичная доска, что бьёт по потенциальной реиграбельности. События, квесты и монстры призваны помочь с этим. Среди стретчей упомянута вторая доска.
- Скучноватый пвп-бой. Мы меряемся числом наших гоплитов + цифрой на наших картах. На некоторых карточках есть необычные эффекты, которые делают боевку поразнообразней. Стратегическая подготовка к конфликтам интересная, но тактически всё довольно тривиально и предсказуемо - словом, не Forbidden Stars.
- Не уверен насчёт баланса. В нашей партии Ахиллес собрал комбинацию Caduceus (отменить 1 боевую карту оппонента) и Блессинга (оппонент не может играть больше 1 боевой карты), которые в сумме давали ему автоматическую победу в практически любом бою раз в раунд. Возможно, это нормально. Блессинги и артефакты действительно задуманы как крутые штуки, ломающие игру интересными способами.
- Охота за монстрами потенциально неинтерактивна. Если кто-то сильно здорово на ней специализировался и способен выпиливать монстрам 5-6 хп за 1 охоту - замедлить его прогресс будет почти невозможно. Впрочем, на практике это крайне сложно реализовать - да и к тому времени остальные игроки сами будут в шаге от победы.

Итог: Красивая и крутая стратежка в необычном сеттинге. Если бы боёвка была поглубже, цены б ей не было.
Сыграл бы ещё: Точно да.


Ох уж этот «Кикстартер», какой только ерунды не встретишь на его просторах! Однако временами и он радует любителей настольных игр не просто красивыми, но и интересными проектами. Правда, даже эти «выскочки» зачастую страдают если не от детских, то от подростковых болячек. Исключением не стали и «Владыки Эллады» — проект амбициозный, громкий, современный, но такой «кикстартерный». Давайте разберёмся, чем он хорош, а где его настигли «проблемы переходного возраста».

«Владыки Эллады». По законам «Кикстартера»

Lords of Hellas

Тип игры: стратегия, контроль территорий
Автор: Адам Квапинский
Художники: Патрик Ендрашек, Ева Лабак
Издатель в России: «Лавка игр» и Hobby World, 2018 год
Количество игроков: 1–4 (оптимальное — 4)
Возраст игроков: от 12 лет
Длительность партии: 60–90 минут
Похоже на:
«Кемет» (2012)
«Blood Rage. Кровь и ярость» (2015)
«Восходящее солнце» (2018)

«Владыки Эллады». По законам «Кикстартера» 1

Ну да ладно, чем бы дитя ни тешилось, что называется. Главное, что это никак не отразилось на игровом процессе, а он здесь хорош. Игроки в роли героев античности, вооруженных бластерами и плазмаганами, стремятся самоутвердиться, захватывая территории, сражаясь с чудовищами и пускаясь в приключения. Персонажам помогают в этом гоплиты (именно они отдуваются в сражениях) и жрецы (их удел — молитвы). Сами же герои могут свободно перемещаться по полю, вражеские армии им не указ.

Победных условий в Lords of Hellas несколько, и, как бы аппетитно это ни звучало, обычно подобное многообразие — тревожный звонок. Наличие нескольких глобальных целей в игре может полностью убить взаимодействие, а вместе с ним и веселье. Но «Владыки Эллады» не позволят вам избежать конфликта и постоянных столкновений: почти все победные условия здесь основаны на контроле территорий и тесно связаны друг с другом. На прошлом ходу вы планировали захватить пять храмов, а уже на этом проще занять две группы областей, называемых «землями», — ничего, ещё через круг всё снова изменится.

Особняком стоит «охота», позволяющая победить, избавив Древнюю Грецию от трёх чудовищ. Но и любителям этого благородного развлечения не удастся отсидеться в сторонке.

«Владыки Эллады». По законам «Кикстартера» 14

Герои отличаются как стартовыми условиями, так и особыми способностями. Их специализации могут дать преимущество в одной из стратегий, но ни к чему не обязывают игроков. Помимо способностей персонажи обладают тремя характеристиками: лидерством, силой и скоростью.

Если после всех перемещений гоплиты разных цветов встретились на одной территории, завязывается битва: игроки поочерёдно разыгрывают «карты боя», пока оба не спасуют, значения с этих карт складываются с силой подконтрольных воинов, а победителем становится обладатель большей суммы. Нюанс в том, что карты зачастую требуют «пожертвовать» некоторое количество гоплитов: опасные манёвры без потерь не обходятся. В результате отступивший может потерять только одну фигурку, а победитель — чуть ли не всё войско. Нужно с умом нападать на укреплённые позиции, чтобы победа не оказалась пирровой.

«Владыки Эллады». По законам «Кикстартера» 2

Вслед за добровольными «обычными» действиями необходимо выполнить «особое», но только одно из шести: «завербовать» новых гоплитов, или переместить всех воинов из одной области в соседнюю при помощи «марша», или «построить храм» на подконтрольной территории с соответствующим значком, или выполнить универсальную «подготовку», или «захватить» область, или «поохотиться», или «построить монумент» одного из богов. Ну как — построить: добавить в него пару камней, увеличив его уровень.

Выбранное «особое» действие становится недоступным: вряд ли у вас получится повторить его в скором времени. И это добавляет игре стратегическую глубину: постоянно приходится просчитывать, в какой момент какое действие принесёт наибольшую выгоду. «Завербовать» гоплитов сейчас или через ход, расширив свое влияние? Но что, если соперники, наоборот, успеют отнять самые полезные территории?

С «вербовкой» всё понятно — для захвата новых областей нужна армия. При этом каждый игрок ограничен пятнадцатью фигурками гоплитов, так что бесконечно наращивать войска не получится. А ведь ими потом ещё и управлять как-то нужно, помните? И если с лидерством у героя беда, то «марш», позволяющий перекидывать большие группы воинов, становится единственным выходом. Но зачастую угроза этого действия работает сильнее его самого, ведь отсутствие мобильности у вас развязывает руки вашим оппонентам.

«Владыки Эллады». По законам «Кикстартера» 10

«Постройка храма» дает одного жреца, именно их игроки посылают к монументам молиться богам. Кроме того, время от времени это действие открывает благословения, посредством драфта распределяющиеся между игроками. Благословения дают пассивные свойства, иногда очень сильные, и при выборе нужно отталкиваться не только от собственных желаний, но и от нужд соперников, ведь поспешное решение может подарить им преимущество.

«Подготовка» позволяет герою восстановить силы или завербовать пару гоплитов — универсальная способность, полезная во многих ситуациях. К тому же при её использовании меньше шансов потерять стратегическую инициативу, чем, например, при выборе «марша» или «охоты». Первый случай мы уже разобрали, а во втором герой вступает в сражение с чудовищем в своей области. В этой борьбе важнее всего сила персонажа: чем она выше, тем больше «карт боя» доберёт игрок и тем скорее сможет сразить монстра.

В случае успеха охотник приближается к победе в партии и получает артефакт в награду, а вот при провале может, напротив, упростить задачу одному из соперников, ведь раны у монстра сохраняются и следующему претенденту будет гораздо проще его одолеть. К тому же игрок может потратить все «карты боя», используемые и в сражениях с вражескими гоплитами, тем самым ослабив границы своих владений. Наконец, за каждую полученную рану герой временно снижает одну из характеристик до единицы — придётся восстанавливаться «подготовкой».

Когда-то и Ахиллеса вела дорога приключений. А потом ему прострелили пятку.

Удачливый охотник получает жетон славы той «земли», где совершил свой подвиг. Обладателю этого жетона рады в любом местном городе и с удовольствием откроют ворота даже без Троянского коня. Нужно всего лишь разыграть действие «захвата» — войска противника галантно ретируются на соседнюю территорию, а владение перейдёт активному игроку.

«Владыки Эллады». По законам «Кикстартера» 3

Жетон славы выдается и за завершение «приключения». Герой может автоматически начать его, если находится в соответствующей области и удовлетворяет условиям. Причём условий этих несколько, и чем лучше подготовлен персонаж, тем меньше ходов ему понадобится для завершения квеста. Да и шанс, что соперник обойдет на финише, в таком случае меньше. Народная любовь переменчива — всё, как в жизни — заветный жетон всегда переходит к герою, покрывшему себя славой последним.

Наконец, финальное, но, пожалуй, самое важное действие в списке — «постройка монумента». Именно оно разделяет игру на условные раунды, позволяя «перезарядить» использованные артефакты и «особые» действия всех игроков. Также в этот момент освобождаются места для паломничества в монументах и возобновляются жрецы активного игрока. Когда вся подготовка будет завершена, в дело вступят чудовища, оставшиеся на карте, а они могут существенно изменить расклад сил.

Если статуя бога достраивается до конца, запускается «таймер», ограничивающий количество оставшихся ходов, и вводится дополнительное условие победы: через три круга выигрывает тот, кто контролирует этот монумент.

«Владыки Эллады». По законам «Кикстартера» 11

Кажется, что правил много, но на самом деле игра лаконична и элегантна. Механики, хоть и не новые, работают как часы и отлично дополняют друг друга. Авторам удалось избавиться от многих жанровых проблем.

Например, из-за отсутствия кубиков в битвах и всего одного типа войск бои не затягиваются и динамика игры не проседает. Из-за того, что герой не может быть пойман гоплитами противника, проблема выбывания отсутствует как класс. Солдаты мрут как мухи и восстанавливаются с такой же скоростью, а территории переходят от одного игрока к другому каждый ход, и благодаря этому даже потеря всей армии не лишает игрока шансов на победу. На столе творится хаос, необходимо постоянно менять тактику, подстраиваясь под соперников. Что удивительно, от этого не страдает стратегическая составляющая: цели и приоритеты остаются прежними, меняются лишь видимые пути, ведущие к победе.

Привыкли, что эпические баталии растягиваются минимум на шесть часов? Забудьте! Во «Владыках Эллады» есть встроенный таймер. И он работает как надо, ведь все победные условия конкретны и связаны с реальным могуществом игрока, а не с абстрактными очками.

«Владыки Эллады». По законам «Кикстартера» 4

Игры, заканчивающиеся после определенного количества раундов подсчетом победных очков и при этом претендующие на атмосферность, могут оставить неоднозначное послевкусие. Игроки строят непобедимые империи на протяжении всей партии, но тут срабатывают «часы судного дня» и начинается шоу Бенни Хилла, в котором под веселую музыку творятся трэш, угар и содомия. Ведь «завтра» никогда не наступит, а значит, любые средства по заработку победных очков хороши, даже абсурдные. В этот момент можно с концами забыть об атмосфере. Хорошо, что «Владыки Эллады» избежали подобной участи: здесь накал страстей растёт до самого финала.

Вовлеченность игроков в процесс и шансы на победу, сохраняющиеся у них до самого конца, делают игру захватывающей и интересной. Ситуация на поле постоянно меняется, каждый ход происходит что-нибудь и правда значимое. И вот тут бы поставить игре высший балл, но на поверхность вылезает целый ряд проблем.

Начнём с того, что не от всех болячек жанра удалось избавиться. Это всё же игра про прямой конфликт, и она требовательна к адекватности участников партии. Если хотя бы один из них будет действовать странно или просто подыгрывать противнику, игровой процесс «сломается». Но даже при оптимальных действиях всех участников в конце партии может возникнуть ситуация, когда игрок, далекий от победы, любым своим решением будет дарить её одному из соперников. С этим эффектом придётся смириться. Да и играть в Lords of Hellas нужно втроём, а лучше вчетвером, иначе на поле будет слишком просторно.

«Владыки Эллады». По законам «Кикстартера» 12

Но за родовые проблемы «Владык Эллады» даже не хочется ругать. А вот за что хочется, так это за оформление карты и некоторые компоненты. Игровое поле яркое и пёстрое, что снова пошло на пользу кикстартерной кампании. Но разобрать информацию на нём не так-то просто, особенно когда оно завалено горой миниатюр.

Итог: «Владыки Эллады» — игра с динамичным и интересным геймплеем, безусловно заслужившая место в пантеоне «ареаконтролей». Это одна из самых быстрых и дружелюбных к игрокам эпических «мясорубок», генерирующая запоминающиеся партии и яркие победы.

Однако, как говорится, «можно вывезти игру с «Кикстартера», но нельзя вывести «Кикстартер» из игры». В этом случае Lords of Hellas получили задранную стоимость из-за монументов-переростков, мало участвующих в игровом процессе, но хорошо привлекающих внимание. А также лишились некоторых бонусов, ставших эксклюзивами «Кикстартера» или частью дополнений.

Читайте также: